Джеймс Хиллман. Раны Пуэра и Шрам Одиссея.
Автор изменил свой комментарий 11/04/2016 - 14:36
Автор изменил свой комментарий 11/04/2016 - 15:32
Клара, спасибо!
Не читала эту работу Хиллмана, но как всегда, рада, что прочитала, много интересных моментов. Например, вот этот: «И само исцеление в таком случае происходит не по причине некой целостности, интегрированности и тому подобного, но благодаря сознанию проявляющему себя в разделенности на части. 6Моменты такого локализованного сознания проявляют целителей ран — таково расщепленной, диссоциированное сознание, которое говори то от сердца, то от руки, то от ноги, боль которой мешает ходить. Раненое сознание всегда чувствительно к неполноценности. И именно эта разделённость, расщепленность и диссоциация позволяет двум говорить друг с другом о их ранах. Мои раны общаются с твоими ранами, а твои — с моими. Фантазии о распаде и гниении (старение, рак, заболевания кровообращения, психозы) уже не угрожают такому сознанию, так как оно основывается на специфически локализованных ранах и происходит из распада на части. Когда тревога о расщеплении уже не является доминирующей, компенсаторный упор в отношении целостности, порядка и единства может рассеяться в одухотворенном воздухе, бывшим его джином»////
Мне кажется, что в своих работах Хиллман, часто пишет о новых моделях работы сознания; в «Мифе анализа» он описывает имагинальное эго, а здесь, говорит о телесном сознании, которое рождается в “ослабленных”, “демократических”, неконтролируемых и расщепленных состояниях.
ссылка, которую я дала ссылается на вторую часть, где описывается "проблема сосуда" и про Одиссея, а вверху указана часть первая, где про раны конечностей, кровотечение - очень познавательно касаемо сновидений. Марфа может вы это не увидели, так как отписали только про вторую часть. А мне понравилось про "дырявые души")):
Непосвященные не обладают подходящим сосудом, их сосуд неспособен ничего сохранить, он негерметичен. Они переполнены жаждой, потому что не способны удерживать то, чем они обладают. Когда всё протекает мимо тебя, тогда и сама личность оказывается пропускающей, лишенной субстанции. В таком случае открытая рана может указывать на непростроенное психическое тело, которое согласно Платону является хранителем-защитником (но не тюремщиком) души. Поток жизненной энергии прорывается через тонкий контейнер психической кожи и все багровеет, что свидетельствует, согласно алхимикам, о нарушении работы.
Пуэрная структура испытывает фундаментальнейшую нехватку в психическом контейнировании для сдерживания, укрытия и быстрого схватывания моментов рефлексии, связанных с захватыванием событий внутрь, чтобы они могли быть распознаны как психические факты....
Без подходящего феминного сосуда мы не способны ничего ни выносить, ни вскормить, ни родить. Проблемы с подобным незакупоренным сосудом связаны не только с тем, что из него мы изливаемся наружу, но и в том, что мы оказываемся подвержены внешнему влиянию.
Или же, как говорил Платон, подобные дырявые души “в своей доверчивости очень уж неразборчивы”. Такие души подобны решету, потому что они не способны прийти к согласию с собой, и потому они боготворят журчащие родники и берега рек, веруя в поток. Поклонение потоку означает также и пропускание всего через себя, непостоянство, внушаемость, восприимчивость к поглощению окружением. И теперь мы сталкиваемся с еще одной опасностью для пуэрного сознания — растворением в воде, забвением. Ничего на самом деле не происходит. Девственное Да означает одновременно и постоянное обновление, и полную неразборчивость — и то и другое увлажнено.
о Дионисе:
"Архетипические корни такого умирающего сознания, которым наделены раны, могут быть обнаружены в дионисийском характере расщепленности. Склонность пуэра предаваться истерической диссоциации может свидетельствовать о витальной силе жизни, которая распадается на сознательные элементы, подобные случайным и множественным пониманиям. И в таком случае разделенность на части является не вопросом страсти или разорванности противоположностями, что значило бы распятие Диониса на Кресте и эго-концептуализирование движений жизни. Разделенность на части означает скорее распад или децентрацию (а вместе с ней и ацефализацию) сознания на примордиальные области органов, комплексов и эрогенных зон. Благодаря такому распаду мы знакомимся не только со страданием комлексов, но и с их чувственностью. Часто, особенно в случае пуэра, эта чувственность обретается через страдание, например, когда первое осознание телесных комплексов происходит из-за напряженной ригидной спины, поверхностного дыхания, сжатого ануса, холодных ладоней и стоп. Пуэрной структуре свойственно подобное смешение страдания и чувственности: это одновременно и нарцисическое тело-любовь, и мазохистское тело-боль, одновременно и ипохондрия, и героическое презрение к телесной стороне комплекса — и то, и другое проявляется в ране, объединяющей и психику, и либидинальное тело. Рана может быть ртом, через который говорит дух, и этот дух живет в теле.
Дионис был ζωη (зоэ), разделенной и неделимой силой жизни, которую сегодня мы могли бы назвать либидо (именем, напоминающим имя его римской эпостами — Либера) того психоидного или генетического уровня, на котором сложно разделить на отдельные части информацию и материю. Дионис — это сознание, которое рождается в “ослабленных”, “демократических”, неконтролируемых и расщепленных состояних. И вместе с этим освобождением органов тела как островов различных сознаний, мы сталкиваемся с ранимостью. Мы ранимся этим основательным телесным сознанием, которое сопутствует Дионису, так как, по словам Гераклита, “Дионис тождественен Гадесу” (15 фрагмент). Переживание Диониса связоно со смертью нашей привычной физической структуры. Ранимость — необходимое условие встречи с Дионисом. Через неё мы входим в тонкое тело."
Автор изменил свой комментарий 11/04/2016 - 16:32
В финале Одиссей встречается со своим отцом Лаэртом, копошащимся в терновнике, вся одежда которого была истрёпана и в заплатах — таков Сатурн, садовник, нищий и в трауре. До этого момента Одиссей всегда был отцом, а Телемах — ищущим отца сыном, но сейчас, уже в финале, 25 встретившись с Лаэртом в столь сенексном образе, Одиссей оказывается сыном, не забывающем о своей ране, той охоте и садах юности, по воспоминаниям о которых отец его и узнаёт 26. Одиссей возвращается домой как puer-et-senex, и его одиссея повествует нам о том, что домой ведёт множество разнообразных путей."