Мистический зодиак от Джофра Босхарта.

Джофра Босхарт (Johfra Bosschart, 1919 - 1998) - голландский художник, творчество которого проникнуто живым чувствованием духовного мира и глубоким пониманием гностических идей. Его картины невозможно просматривать бегло. Они как будто «светятся» изнутри и очаровывают своими сюжетами, в каждом из которых находит отражение духовный опыт автора. Творчество Джофры открывает дверь в иные сферы, непостижимые, возвышенные и, в то же время, близкие каждой Душе. Оно доказывает, что искусство – один из способов поделиться собственным постижением Божественного Откровения. Его работы можно условно разделить на несколько серий, каждая из которых полна высокой мистики и символизма. Джофра испытал сильное влияние астрологии, каббалы, неоплатонизма, изучал герметизм, что легко заметить, знакомясь с его творчеством.Так, в серии «Зодиак» художник отразил духовные аспекты астрологии. Он обращался также и к мифическим сюжетам и образам, к различным легендам. Но большинство картин Джофра писал, вдохновленный гностическим учением Духовной Школы Розенкрейца, учеником которой он был долгие годы.

К сожалению описания, отражающее видение художника на зодиакальный  ряд  не нашла. Серия картин есть, а описания нет. Мне стало любопытно, а что вы видите, как читаете "идею"? 

 

 

 

Овен - традиционно начинает зодиак. Покровитель знака Марс или Арес,  выглядит  здесь немного безумно, хотя чему  удивляться? Из мифов и сказаний до нас дошли слухи, о припадках  ярости, импульсивности (извергающиеся вулканы на заднем плане?) и священном безумии, которыми частенько страдал Марс. Обычно "пьянел" он на поле битвы. О чем красноречиво свидетельствуют окружающие центральный образ руины  - думается  развалины,  оставшиеся от когда-то неприступной крепости? Овен - знак завоевателей, пионеров.  На мой субъективный взгляд, факел в руках Марса, на манер олимпийского, лучше было бы заменить оружием. Органичней бы смотрелся, верните Аресу меч, ему с ним  гораздо привычней!  Конечно, железа  хватает в элементах рамки, но очевидно же попытка совместить Прометея и Ареса не совсем удачна. Не бродила бы по выжженной земле, спотыкаясь  Венера - женщина, облаченная в зеленое платье с завязанными глазами? В знаке Овна Венера изгнанница. Неожиданно было встретить указание на Аркан Маг ? Маг - I Аркан, "Королевского инициатического пути", обычно символизирует мужскую инициацию (знакомство с активным первопринципом), и  посвящение в тайны герметического искусства. Правая рука с факелом Мага поднята вверх, левая указывает на землю, утверждая,   "что вверху, то и внизу". Маг не только посредник, но и живое олицетворение идеи динамического равновесия. Вместе с Венерой, огней на изображении три. Два активных проявлены через мужские образы, где акцент приходится на поднятую вверх правую руку и один пассивный, женщина несет факел в левой руке, ее огонь неуверенно теплится на уровне "живота". Ценность женского первопринципа символично обозначена, но силы здесь она не имеет.

 

Зеленовато -красная ящерица, на плоском камне,  скорей всего - саламандра. 

 

 «Мой учитель - Время»

Количество извергающихся вулканов также  три. Согласно связи древней астрологии и нумерологии, Марс управляющий вторником, связан с числом "3". Отчет начинают вести  с воскресенья, чьим управителем является Солнце.  

 

«Мой учитель - Время»

Венера украшенная гирляндой цветов, восседая верхом на белом священном быке олицетворяет собой природную мощь первого земного, самого плодородного  знака зодиака - Тельца. В тельце Венера находится в выгодном положении, в знаке своей обители, а Луна экзальтирует, возможно этим фактом объясняется присутствие Верховной Жрицы,  качающей полумесяц в ногах в дальней  арке?  Современные тарологи в своем большинстве давно не связывают идею земного плодородия с данным арканом, посчитав более уместным указание на  Императрицу, так,  как Жрица скорее об тонком, одухотворенно утонченном аспекте женского первопринципа.  Императрица - Деметра, рогатая Исида. Верховная Жрица - Кора, Персефона  готовящаяся к спуску в "подземный мир", отделению от матери. Гранаты украшают ее полог натянутый между колонами.  В общем,  направление священной коровы, как  и влияния богини  противоположно предыдущему знаку, и его покровителю. Раскаленная до красна бесплодная земля покрылась ровным ковром растительности, форма в своих многочисленных проявлениях залатала оставленные острым мечом Марса "дыры", восстановила объемы, переполнившись живительной энергией  до краев. В руках богини горящая лампада, по форме своей  напоминающая чашу. Всех чествует богиня на этом празднике жизни. Над головой беззаботно резвится Амур,  увлекая  за собой связанных  одной лентой голубков. Порою цепи из цветов тяжелее разорвать,  чем цепи из железа. Марс преклонил голову, он дремлет (возможно ему скучно?), не обращая внимание на забавы ребятни.

 

«Мой учитель - Время»
Астрейя, а что за значки по углам и сторонам, похоже на изображения-значки планет в разных астрологических традициях ?

Похоже на то Марфа. У меня была книга, подарили на первом курсе,  сборник всяких магических формул, встречала там, что подобное. Вписанных в пентакли планет, или в составе магических формул выполненных вязью. В представленном  алхимическом разнообразии изображения значков плохо разбираюсь, привыкла к традиционному обозначению.

 

Пентакль Марса.

 

Пентакль для подчинения духов Марса. 

"Этот пантакль находится под властью Марса, который своим влиянием дает возможность укрощать духов воздуха в случае их упорства. Он должен быть выполнен из чистой стали в марте, почти последнюю четверть Луны. После окуривания его завертывают в красную материю до надобности." (Папюс)

Планеты и имена ангелов.

 По первой картинке, под традиционным астрологическим значком Марса вписанного в обод рамки, слева,  прописано "вязью" имя ангела - Самаэля. Другие значки пока для меня остаются загадкой.

«Мой учитель - Время»



Близнецы, пожалуй самый насыщенный алхимической символикой знак. Появление аркана Умеренность (или искусства) с этой стороны обосновано. Созерцая представленный образ невольно вспомнила обсуждение своего сна "Двуглавый талисман", в котором  я имела дело со  странной подвеской в виде  серебряного двухголового орла с длиннющим каскадным хвостом, отливающим розовым перламутром. Любая операция предполагает несколько предварительных этапов, мой серебряный двуглавый орел, мы решили всё же  о  малой конъюкции.  Расположение аркана Умеренности около женской колоны возможно предполагает такое прочтение, в ином случаи его поместили бы посередине ?

По ходу разбора мы коснулись непростых взаимоотношений моих с моей мамой, выраженных и через символику Луны и Венеры (серебра и перламутра), и в общем через Солнца и Луну, дополнительно я приводила сон о слиянии Льва и Единорога, потери паспорта, и готовящемся на этом фоне потенциальном взрыве(неисправная проводка). Параллельно обсуждению, Марфа открыла  тему, "Ходоровская синагога".

Мистический Андрогин на картинке представлен в золотом оформлении, но я всё равно не пойму то ли  венец, то ли  ОН начало Великого делания? Спуститься и разделиться, реализовав себя в теле,  как нечто отдельное, индивидуальное  (с опорой на внутреннюю связь с противоположным принципом)   или наоборот "выйти из тела" и навязанного природой  "половой роли"(обусловности), чтобы  воспарив  познав противоположное слиться с ним в духе (преодолев, тем самым любую идею  разделения, какого-либо ограничения связанного с рождением в том или ином теле)? Скорей всего речь идем о том, что необходимо двигаться в оба направления (в "тело", и в дух); подняться, чтобы  спуститься), или спуститься, чтобы подняться. Мужчина и женщина,   этакий Маг в двух ипостасях, каждый стал живым олицетворением одной из частей формулы, "что вверху, то и внизу". См. Жесты.

 

 Змеистая, нижняя  часть андрогина до определенного предела несет качества противоположного (одна голова дракона на колоне, змея в кадуции связана со стихией воды, другая со стихией огня ), в птичьей верхней части, этих различий нет. Обе головы Орла,как и сама его фигура предстает окрашенной в золотой цвет, призванный передать идею  рождения преображенной, трансформированной  материи. Там "материи" как таковой, в привычном понимании уже нет, она преобразилась в духовную субстанцию.    


«Мой учитель - Время»

Да, интересная символика. С обезьяной, как символикой Гермеса (Меркурия) уже разобрались, спасибо Юнгу. Слева-лунарная символика, справа-солярная. Фигурки людей, как понимаю, из таро. Постепенное стирание противоположности (двойственности) при движении вверх, к небу с исходом в ребиса. В руках ребиса масонская символика -циркуль и по-моему угольник. Не совсем понятно зеркало наверху кадуцея. Отражение-двойник. Параллельно кадуцею знаки планет-оппозиции ?
Марфа-М. 2016-08-04 08:12:05
Не совсем понятно зеркало наверху кадуцея. Отражение-двойник.

 

 

"Что верху, то и внизу" 

 

Недавно сама созерцая покрытый пышной растительностью луг  вместо  цветов, вдруг "увидела" созвездия. И за сим пораженная выпала куда-то ..в некий промежуток. Идея конечно не нова, но прочитать и пережить не одно и тоже.  

 

Марфа-М. 2016-08-04 08:12:05
Параллельно кадуцею знаки планет-оппозиции ?
Про оппозицию направление мысли верно. Марс - Венера, Солнце - Луна, мужское - женское. Знаки могут быть не только планет, но и посвященных им ангелов, дней, часов и т. д.
 


 «Мой учитель - Время»

Зеркало Небес.

 

Мой миp слишком стаp -
Опyстевший тёмный хpам.
Что могy я отыскать посpеди pyин?
Hо и для небес
Я - лишь взгляд, забытый здесь,
Где последние надежды тают, словно дым.

Мой миp слов пyстых,
Глаз холодных и слепых,
Кто пpивел меня сюда, демон или pок -
В гоpод тьмы и снов,
В pай халдеев и глyпцов,
Где забыты боль и совесть, и воспет поpок?

Зеpкала небес, там игpает пламя,
И кpадётся тьма по осколкам дня.
Зеpкала небес взгляд мой отpажают.
Дай мне сил дойти, не оставь меня!


Кpылья есть y всех,
У каждого - свой пyть навеpх.
Есть y каждого своя доpога в "никyда"..
Гpешных и святых,
Hищих и цаpей земных
Одинаково пытает pазная сyдьба.

Зеpкала небес, там игpает пламя,
И кpадётся тьма по осколкам дня.
Зеpкала небес взгляд мой отpажают.
Дай мне сил дойти, не оставь меня!

 

ссылка

 

«Мой учитель - Время»

Марфа-М. 2016-08-04 08:12:05
В руках ребиса масонская символика -циркуль и по-моему угольник.

 

Марфа-М. 2016-08-04 08:12:05
 Фигурки людей, как понимаю, из таро. 


Аркан Умеренность или Искусство для себя я более или менее объяснила. Ангел   работает с противоположными субстанциями, определенным образом - переливая или смешивая содержимое  одной чаши с  другой. На вершине женской колоны ЧАША. Привязка и расположение продуманы. 

По негласной традиции  чаши изображают чаще одного цвета (золотыми), потому что считается на стадии Умеренности андрогинная сущность проявлена. Она не случайность,  а результат долгой напряженной духовной работы.  Босхарт   однако предпочитают  сделать акцент на "различия",  изображая  одну чашу  серебряной, другую золотой.  Жезл в языках пламени украшает мужскую, так как масть связана со стихией огня. Дурак около мужской колонны не понятен в частности, а в целом его присутствие здесь очень даже. Дурак - "дитя", символическое и нет, представляет другую форму андрогинности, первоначальной), как символическое дитя, божество  - он не рожден, так как не отделился от своего окружения.  Дурак - возможность, потенция?  Роза - красная (цвет страсти, материи?), а не традиционно белая (невинность, и нередко  сигнифатор отсутствие опыта в изучаемом вопросе), скорее для увязывания со стихией огня, правой стороной. С жезлами Дурака роднит, сближает и  посох на плечах с котомкой.

 

 


«Мой учитель - Время»



Следующий зодиакальный образ я бы представила кратко, пословицей,  "Глаза завидущие - руки загребущие ". 

 

 

 Смешно и обидно, мой солнечный знак однако. Рак этакий коллекционер, кладовщик, старьёвщик, на всё до чего смог дотянутся наложил свою харизматичную  "клешню"? Таково видение художника. В страсти к стяжательству нет раку  покоя,  заинтересовала Луна, потянулся и к ней. А хочется заподозрить в поклонении, ну типа он  ее приветствует в священном порыве?)  Сбивают с толку малосимпатичные руки вплетенные в сюжетную рамку, знающие только один хватательный рефлекс. Или образ содержит указание  на удерживающие в регрессии  влияние Великой Матери (образ крепости-дома неподалеку)?  Зодиакальный знак Рака представляет богиня Диана, известная непревзойденная охотница. Призрачная Диана целится куда-то в право, направление будущего, что для знака не актуально, говорят же, "рак - пятится назад", конечно это обманный маневр. Благодаря  художнику и "тонким намекам"  мы понимаем, что  действительно интересует охотников, подобных  ей?) Маленький скарабей ( очень надеюсь, что все же  не жук навозник   ) подкатил  очередную жемчужину. Сейчас уложимся и в новый рейд. Шучу! Речь конечно о традициях и ценностях в широком, глубоком смысле, зодиакальный знак Рак - страж прошлого, хранитель наследия предков. То что за ненадобностью отбросил, чем пренебрег прогрессирующий век он сбережет, не забудит, защитит.  Панцирь, как щит. Панцирь, как  крепость.Рак не расстающийся со своим домом, сближается по символике и смыслу с парой симпатичных черепах на песчаном берегу. Родители?  


«Мой учитель - Время»

Катюша.

 

Родина, семья, наследие, владение, память, детство  - темы Рака.

 

«Мой учитель - Время»

 

Следующий зодиакальный знак Лев прост в прочтении. Сердце в короне?Король Ричадр - львиное сердце! ) Считается Лев управляет позвоночником, спиной и сердцемСердце связано с щедростью (открытостью), спина  с мужеством. Тем не менее на изображении солнце расцветает в области солнечного сплетения Льва. Покровитель знака златокудрый Аполлон,  в нижнем левом углу играет на золотой кифаре, утопая в подсолнухах. Головки цветов, естественно направлены к лучистому божеству. Чуть поодаль наливается золотыми плодами  апельсиновое(?) дерево. Жаркий август, время сбора первых урожаев.Полдень. Героическую линию представляет Геракл, столкнувшийся со своими худшими инстинктивными проявлениями, низшей природой в лице чудовища-людоеда Нимейского льва. Человек  победит, выстоит, зверь уступит..падет.

 

 

«Мой учитель - Время»

Разглядела младенца в дупле?  

 

«Мой учитель - Время»





«Мой учитель - Время»
Могу связать картину в руках обезьяны с обозначением женского и плодородного начала в примитивных культурах. Великая мать-ромб.   http://merjamaa.ru/news/oberege_krukovo_kuzhnovskogo_mogilnika_r_f_voronina/2014-09-14-932
 Пеликан, кроме того, является важнейшим алхимическим символом — отчасти из-за уже упоминавшейся легенды, отчасти из-за сходства его клюва по форме с ретортой (которую иногда именовали "философским пеликаном").http://www.bestiary.us/pelikan/ru----------------------------Реторта и пеликан символы матки, вынашивания, вместилища, контейнера.

Марфа ты видишь Пеликана? Лично мне показалось, что зодиакальный знак  Девы  щедро нагружен египетской символикой, н-р сразу бросается в глаза форма кошки(?) с удлиненными ушами в левом нижнем углу. Для меня она, и парящий Гермес стали ключом к прочтению.  В Деве, как известно экзальтирует Меркурий.  Обезьянка - без сомнения Тот (он уже нам встречался в Близнецах), по всей вероятности и  птица(пара)   священные  Ибисы? Тота изображают как  с головой Павиана, так и с головой Ибиса. Все животные погружены в изучение  пергаментов.  Они передразнивают или дублируют четырех евангельских животных (1+3). В таро знаменитая четверка  встречается по углам изображения   в арканах Мир и  Колесе Фортуны. 

 

 Мир, иногда Вселенная, в современном «Египетском Таро» — Корона Магов. ... Другие названия аркана: Великий В Ночи Времени, Корона Магов.

На  изображении Девы,  крылатый посланник богов держит над  головой богини не фрагмент, а целую галактику. Несколько масштабно  для представления  рядового созвездия? Предыдущие куда скромнее были. Я связываю это  с установленным фактом вхожести  нашей  родной спиральной  галактики "Млечный путь",  с солнечной системой,   в сверхскопление Девы.

 Колос в руках богини отсылка к Элевсинским Мистериям. 

"Существует мнение некоторых авторов, которые известны тем, что приписывают им египетское происхождение, но для этого нет никаких достоверных свидетельств. Существует легенда (!), что святой Иоанн Евангелист, персонаж почитаемый франкмасонами, был посвященным в эти Мистерии. И несомненно, что первые родоначальники христианской церкви не единожды гордились его посвящением в эти обряды".

Кто знает не Иоанн ли прячется в дальней фигуре изображенной между колонами?  Хотя судя по силуэту и характерному жесту, скрещенным рукам на груди, фигура   изображает фараона. Осирис?


«Мой учитель - Время»


 

 

 

«Мой учитель - Время»
Про 4 евангельских животных не сразу поняла, хотя заметила. Пеликана просто перепутала с ибисом. Странное животное в углу напомнило косулю, но смутил хвост. В дымке по логике вещей должна быть Изида, но скрещенные руки больше об Осирисе. Книга раскрыта, как понимаю, на дереве Сефирот. Не совсем понятна эта символика в связи с материнством и девой. Колос и яйцо, думаю, и так самодостаточны по символике.
5.5" Egyptian Anubis Sculpture Ancient Egypt God Statue Dog Lying DownЭто Анубис (шакал или собака). 
Там еще Атанор на заднем плане (за ретортой). .  Да может быть о философском яйце и элевсинских мистериях. Смерть-возрождение.-----------------------Атанор - специальная алхимическая печь. От греческого слова - бессмертный, потому что огонь, раз разведенный, должен был гореть до конца Делания.

Атанор Бархузена - обычный горн. Но настоящий атанор тот, который был известен первым западным алхимикам: Альберту Великому, Роджеру Бэкону, Арнольду Вилланова, есть нечто вроде горна с отражателем, могущим разбираться на три части. В наружной части горел огонь; она была пробуравлена многочисленными отверствиями, чтобы дать приток воздуху, и представляла из себя дверь. Средняя часть, также цилиндрическая, представляла три выпуклых треугольника; на них покоилась чаша, содержащая философское яйцо, которое имело по диаметру четыре противоположные отверствия, закрытые хрустальными дисками, что позволяло наблюдать за происходящим в яйце. Наконец, верхняя часть, полая, сферическая, составляла купол или рефлектор, отражающий жар. 

Таков был атанор, употреблявшийся обыкновенно. Главные части были неизменны, а частные уклонения не имели никакого значения. В "Немой книге" находится фигура атанора, довольно элегантная, напоминающая по форме зубчатую башню.

Марфа-М. 2016-08-06 12:12:53
Про 4 евангельских животных не сразу поняла, хотя заметила.
"4"-ка   наверно больше о "земле", подчеркнули стихийную принадлежность знака? По астрологической классической системе, "4" соответствует  "Меркурию", управителю знака Девы. 

 

Воскресенье - Солнце - "1"

Понедельник - Луна - "2"

Вторник - Марс -"3"

Среда - Меркурий -"4"

Четверг- Юпитер -"5"

Пятница - Венера - "6"

Суббота - Сатурн- "7"

 

Аркан "Вселенная" не явен, могла и  притянуть  за уши. Якобы "женщина" танцующая в центре аркана - андрогин. 

Марфа-М. 2016-08-06 12:12:53
Странное животное в углу напомнило косулю, но смутил хвост.
Напоминает.))  Изображение Анубиса  с  неудачного ракурса. Никто иной, как Анубис в зале судей должен взвешивать сердце умершего на весах истины. С весами в верхнем правом углу мы  почему-то находим Павиана (Тота?), открывается только одна чаша с пером Маат. 

 

«Мой учитель - Время»

 Автор: Astreya, дата: сб, 06/08/2016 - 22:09  С весами в верхнем правом углу мы  почему-то находим Павиана (Тота?)----------------------------Хотелось бы написать привет Дарвину, но, видимо, павиан о другом.Возможно, неправильно истолковала и ромбы.

Хотела спросить,  а  по первой картинке про Марса, кому,  как ты думаешь принадлежит фигура женщины с завязанными глазами?

 

Фемиде? Венере? Деметре ?

 

Персефона (иногда описывается как Прозерпина и, как Кора или Коре), когда собирала цветы, была похищена Аидом (Плутоном), Богом подземного царства и мертвых, и унесена им в его мрачную обитель; Зевс, брат Аида и отец Персефоны, дал ему на это свое согласие. Деметра (Церера), ее мать прибыла слишком поздно, чтобы помочь своему ребенку, или даже мельком не увидела ее похитителя, и ни бог, ни человек были не в состоянии, или не хотели, просветить ее о местонахождении Персефоны или том, кто же выкрал ее. Девять дней и ночей она бродила с факелом в руке в поисках своей дочери.


Слепая богиня - бесплодная земля?

 

«Мой учитель - Время»
4 ещё и 4 времени года, соответствующие переходу солнца из одного положения в другое. 
Судя по цвету одежды все-таки Венера (медь).

Тетраморфы — мифологические существа (как правило, животные), олицетворяющие четверичные космические структуры: страны света, времена года, стихии (иногда этот ряд может быть дополнен другими элементами). Изначально в мифологической картине мира это существа, персонифицирующие направления и располагаемые по четырем сторонам мирового древа; это хозяева и стражи «четырех сторон света», образы божественного покровительства, защиты от хаоса.

В древнекитайской космологии подобные функции изначально выполняет тетрада священных животных — дракон, феникс, единорог, черепаха. Аналогичные фигуры имеются на печатях Мохенджо-Даро. Возможным продолжением этого образа в индийской традиции являются ваханы (ездовые животные богов) и локапалы — божества, охраняющие страны света; первоначально их было четыре, затем стало восемь; считалось, что у каждого из них свой слон, поддерживающий землю с одной из сторон.

В Шумере функции тетраморфов выполняли лев, орел, павлин и бык. В целом можно обозначить следующую схему соответствий сторон света и существ-охранителей — для севера, запада, юга, востока: черная черепаха, белый тигр, красная птица, зеленый дракон (Юго-Восточная Азия); орел, вол, лев, человек (Ассирии, Древний Израиль); орел, слон, дракон, рыба (Древняя Греция), ястреб, шакал, обезьяна, человек (Древний Египет).

http://andrew-vk.narod.ru/public/Brugsh/Brugsh.htm-----------------------Возможно, эта статья прояснит появление Осириса, Анубиса и тетраморфа в одной компании.