пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Избегающий, ищущий и антагонистический тип отношений.
Контрзависимая нарциссическая личность
Человек с контрзависимой нарциссической структурой производит впечатление яркого, независимого, харизматичного. Однако на самом деле таким образом он защищается от неосознаваемого желания близости.
Он отрезан не только от людей, но и от контакта со своим истинным «Я». Стремясь избежать соприкосновения с болью и печалью, он избегает собственного внутреннего мира. Он зациклен на самом себе и постоянно ищет одобрения со стороны окружающих.
Мифологемой нарциссизма являются сказочные герои, лишенные в детстве необходимой материнской заботы и научившиеся самостоятельно справляться с жизнью. Расплатой за браваду и самостоятельность является
Контрзависимые нарциссы полны ощущения всемогущества, подпитываемого архетипической энергией Пуэра («Вечного юноши»). При этом они испытывают недостаток простых качеств эмпатии, сострадания, заботы. Поэтому в терапии требуется длительная забота и чуткость по отношению к такому пациенту пока он решит соприкоснуться со своей шизоидной тенью, признать потребность в зависимости и слабость.
Идентификация нарцисса с Пуэром приводит к образованию теневого (бессознательного) Сенекса («Старца»), темного аспекта старости. Сенекс постепенно накапливает энергию и, не будучи проработанным, в итоге захватывает власть над личностью, превращаясь в пожирающую творческий потенциал темную силу. В жизни это проявляется в том, что вчерашний «вечный мальчик» резко становится злобным стариком, а молодящаяся барышня - несносной старухой, которая ненавидит окружающих, осуждает все юное и непохожее на него.
Архетипы Пуэров и Пуэлл широко представлены в фольклоре в образах рано повзрослевших утративших мать детей. Следует отметить, что для девушки-Пуэллы характерно отсутствие близости с матерью, это скорее «папина дочка». Она не может создавать прочные связи с женщинами в принципе и не имеет контакта с собственной феминностью.Ее архетипическая реальность расщеплена на Пуэллу и Ведьму, образуя нарциссическую инкапсуляцию.
В избегающем паттерне нарциссическая личность опирается на шизоидные (изолирующие) защиты, избегая какого-либо аутентичного контакта с окружающими. Такая личность словно парит в облаках, выстраивая дистантные, часто кажущиеся идеальными отношения.Мифологическая иллюстрация: Афина – девственница Олимпа
Инкапсулированная в девственности Афина символизирует легальную власть и порядок, демонстрирует силу и неуязвимость.
Под этой маской скрывается нелюбимая дочь отвергающей матери, которая постоянно испытывает чувство глубокого стыда. Отсутствие эмоциональной связи с матерью и полноценного контакта порождает отчужденность и потерю связи с архетипической Самостью, ощущение собственной аутентичности. Афина была дочерью Зевса, лишенной своей матери Метиды. Такая девочка не признает своей связи с матерью.
В терапии важной задачей является раскрытие детских чувств ярости и стыда, что символически означает встречу с Медузой Горгоной. Однако такая регрессия в глубины просто необходима, чтобы интегрировать все три части одной архетипической реальности: Афину («деву»), Метиду («мать») и Медузу («ужасная мать»).
Зависимая нарциссическая структура характера
В основе зависимого нарциссизма лежит ищущий паттерн отношений. При слишком жестком использовании этого паттерна нарцисс постоянно оказывается вовлеченным в запутанные отношения, отчаянно нуждается во внимании другого, чтобы ощутить свою целостность. В основе этого лежит страх регрессии в ранний пограничный хаос первого года жизни.
Классическим примером можно назвать шекспировскую Офелию.
Не смотря на значительное сходство с зависимым личностным расстройством, зависимый нарцисс более нуждается во внимании и одобрении, нежели в заботе со стороны любимого объекта.
Ему присуще внутреннее ощущение того, что некий источник любви и смысла сосредоточен в другом человеке, поэтому ради его обретения он способен пойти на многое.
Зависимый нарциссический паттерн также склонен к идеализации и обесцениванию, которое он скрывает под маской эмоциональности.Защиты зависимого нарцисса основаны на мощных архетипических аффектах. Они препятствуют возникновению отвержения в межличностных отношениях, а также психической боли и хаосу.
Внешне действие защит проявляется в ярких эмоциональных состояниях агонии и экстаза, взлетов и падений.
Зависимый нарцисс способен отчаянно привязаться к недосягаемому объекту как к источнику спасения. Только погружение в ощущения гнева и печали, от которых убегает нарцисс, способно вернуть ему утраченное ощущение собственной аутентичности.
В основе зависимой нарциссической личности лежат пограничные паттерны. Однако его межличностные отношения не так противоречивы и столь накалены, как у пограничной личности. Тем не менее в ситуации утраты отношений со значимым идеализируемым объектом возникает риск регрессии в пограничный хаос. Однако в терапии регрессия в хаотичный пограничный ландшафт просто необходима для запуска процессов взаимодействия Эго и Самости.
Также в отличие от других нарциссических структур (контрзависимого и альфа-нарцисса), зависимый тип нуждается в развитии таких адаптационных навыков, как планирование, ответственность, способность завершать начатые дела.
Динамика переноса у зависимой нарциссической личности дает богатый рабочий материал, сложный для переработки. Это связано с тем, что личность использует отношения как защиту от погружения в травматический опыт и пограничный хаос. Идеализация со временем обычно сменивается обесцениванием.Архетипическая иллюстрация: Деметра и Персефона
Динамика зависимой нарциссической структуры может быть описана с помощью мифа о Деметре и Персефоне. Деметру, богиню-плодородия, можно сравнить с сознательным Эго, а Персефону, ее юную дочь, похищенную повелителем подземного царства мертвых – с истинным «Я». В конце мифа Персефона выходит их мира теней, пройдя этап погружения в подземное царство (бессознательное). Восстановление отношений между ними символизирует зарождение диалога между Эго и Самостью.
Слившись с архетипическим миром, Эго не может взаимодействовать с Самостью, в результате человек словно проживает не свою жизнь, будучи вовлеченным в разрушительные страсти, яркие, но бессмысленные любовные переживания.
Персефона символизирует архетипический паттерн вечной молодости и цветения, а Деметра олицетворяет нарциссическую ярость и невыносимые переживания стыда. Будучи отделенными от своего истинного Я такие люди обрушивают на окружающих свою нарциссическую ярость.
В терапии эта ярость должна быть преобразована в полезную злость и способность к защите своих границ и обретению аутентичности.
В мифе повторяется мотив слияния, сепарации и восстановления связи в новом качестве, в результате чего человек освобождается от власти архетипических энергий, но обретает способность плодотворно взаимодействовать с ними.
Альфа-нарциссическая структура характера
Ключевым защитными механизмом такой личности являются обесценивание, с помощью которого альфа-нарциссу удается «вписывать» окружающий мир в свои убеждения.
Развитие данной структуры характера связано с ранним дефицитом любви, а также с присутствием выраженной агрессии и сексуальности, идентификации с агрессором, с генетической неспособностью к эмоциональному развитию. Не смотря на склонность к доминированию, социальная адаптация альфа-нарцисса обычно удерживает его в рамках социальных и юридических норм.
Центральное место в структуре личности занимает зависть к хорошему объекту, рождающая стремление напасть на объектные отношения и сохранить внутреннее ощущение контроля. Исследуя нарциссическую зависть и так называемый «злокачественный нарциссизм», Отто Кернберг писал о важности этой защиты для сохранения грандиозности и всемогущества. Потребность постоянно побеждать давит на альфа-нарцисса изнутри.
В аналитической литературе альфа-нарциссизм обозначается такими терминами, как «фаллический нарциссизм» (Райх), «злокачественный нарциссизм» (Кернберг). Он проявляется себя как смесь жизнестойкости, стремления к доминировании, сексуальности, агрессии, слабости Супер-Эго и склонности к постоянному манипулированию.
По Кернбергу злокачественный нарциссизм есть продукт сгущения грандиозного Я и садистических наклонностей раннего периода развития, связанных с идентификацией с агрессором.
У альфа-нарцисса отсутствует способность к идеализации и идеализированный перенос, поэтому фактором успеха терапии является погружение в регрессию и развитие негативного переноса, который может быть проработан.Альфа-нарциссизм в антагонистическом паттерне отношений
Для такой личности характерен антагонистический паттерн отношений, проявляющийся в виде антагонистической защиты и сопротивления развитию отношений и осознанности. Альфа-нарциссическая личность по сравнению с психопатической лучше контролирует свои импульсы и реже занимается непосредственным отыгрыванием своих желаний в прямой форме. Для их реализации она склонна прибегать к манипуляциям, в которых она нуждается, чтобы сохранять свой внутренний баланс.
Берстен описывал манипулятивный цикл, состоящий из четырех стадий:
- Желание манипулятора получить от другого то, что тот не готов дать.
- Намеренное воздействие.
- Лицемерие и обман.
- Победа и эмоциональная развязка, ощущение внутреннего удовлетворения, сопровождающееся чувством презрения к объекту.
Постоянное проигрывание манипулятивного цикла помогает альфа-нарциссу избавиться от зависти и снизить нестерпимое внутреннее напряжение.
В ходе анализа регрессия альфа-нарцисса таит опасность, но является важным этапом. Опасности регрессии в параноидные и психопатические состояния связаны с импульсами жестокости, направленной на себя (суицид) и на других.
В связи с этим терапевту следует найти способ ввести пациента в конфронтацию с его беспомощной, презираемой частью, которая проецируется на других, в том числе на себя. При этом важно умение терапевта принять на себя проецируемое обесценивание, но не слиться с ним.
В своей книге «Тяжелые личностные расстройства» Кернберг писал о том, что тупик в работе с такими пациентами является практически неизбежным. В такой ситуации терапевту следует конфронтировать тупиковую ситуацию, удерживая ее в фокусе внимания.Следует понимать, что для нарцисса желание разрушить все ценное в отношениях является нормальным и естественным.
Мифологическая иллюстрация: миф о Медее
Альфа-нарциссическая динамика отражается в мифе о Медее, которая из чувства мести и уязвленного достоинства дошла даже до убийства собственных детей. однако здесь отсутствует параноидная регрессия, ощущение уязвимости и тревоги, необходимая для исцеления альфа-нарцисса.
неудачи в установлении привязанности приводят к изменениям в мозге ребенка на нейронном уровне. далеко за примером ходить не надо ( к вопросу о качестве психологической литературы). Уж только ленивому не понятно, что любое воздействие меняет нервную ткань, иначе как бы вся деятельность осуществлялась???
Альфа-нарциссическая динамика отражается в мифе о Медее, которая из чувства мести и уязвленного достоинства дошла даже до убийства собственных детей. однако здесь отсутствует параноидная регрессия, ощущение уязвимости и тревоги, необходимая для исцеления альфа-нарцисса. туда же: Медея - это анима Ясона
При этом они испытывают недостаток простых качеств эмпатии, сострадания, заботы. Поэтому в терапии требуется длительная забота и чуткость по отношению к такому пациенту пока он решит соприкоснуться со своей шизоидной тенью, признать потребность в зависимости и слабость.очередной миф. На собственном примере знаю, что очень легко переключиться с клинического нарциссизма на нормальное отношение. Быть эмпатийным проще простого, и включается эмпатия мгновенно, по щелчку, безо всякой терапевтической многотрудной работы.
Инкапсулированная в девственности Афина символизирует легальную власть и порядок, демонстрирует силу и неуязвимость. Под этой маской скрывается нелюбимая дочь отвергающей матери, которая постоянно испытывает чувство глубокого стыда. Отсутствие эмоциональной связи с матерью и полноценного контакта порождает отчужденность и потерю связи с архетипической Самостью, ощущение собственной аутентичности. Афина была дочерью Зевса, лишенной своей матери Метиды. Такая девочка не признает своей связи с матерью. туда же: давайте всех усередним и превратим в послушных налогоплательщиков. Практическая психология на службе госидеологии)))
Афина своими качествами и хороша, и не было бы их, наверное, развивайся она при иных условиях.
Идентификация нарцисса с Пуэром приводит к образованию теневого (бессознательного) Сенекса («Старца»), темного аспекта старости. Сенекс постепенно накапливает энергию и, не будучи проработанным, в итоге захватывает власть над личностью, превращаясь в пожирающую творческий потенциал темную силу. Так вот откуда мой сон про ключи, брошенные в эту пару.
Только маска ведьмы не обязательна: если пуэллу и старуху связывают родственные, близкие отношения. Но с этим можно согласиться: "Однако такая регрессия в глубины просто необходима"
Нарциссическая стадия
Авторы выделяют три стадии развития ребенка: примитивную, нарциссическую и преневротическую. Нарциссическая стадия охватывает период от 1,5 до 2,5 лет. В это время ребенок переживает ощущения грандиозности, всемогущества и эксгбиционизма. На данном этапе для нормального развития ребенок нуждается в положительном родительском отзеркаливании, а также в здоровой идеализации родителей. При наличии у него поддерживающего окружения, внимательного к его потребностям, происходит развитие так называемого здорового нарциссизма, которое потом трансформируется в ощущение идентичности, связности личности, а также эмоциональной устойчивости.
Если же маленький человек не получает положительного отзеркаливания от родителей, то он начинает выстраивать ложную самость, использовать нарциссические защиты мнимой грандиозности, в результате истинная часть его личности погружается в бессознательное.
В зависимости от способа справляться с травматической ситуацией нарушения привязанности личность начинает использовать один из трех паттернов:
Каждый из этих паттернов представляет собой особое видение мира, достаточно сформировавшееся на уровне мозга. Поскольку согласно данным исследований (более подробно можно почитать в книге «Матрица и потенциал характера»), неудачи в установлении привязанности приводят к изменениям в мозге ребенка на нейронном уровне.