Избегающий, ищущий и антагонистический тип отношений.

Матрица и значение характера: Архетипический и развивающий подход

Нэнси Догерти, Жаклин Вест
http://maap.ru/library/book/68/


Нарциссическая стадия

 

Авторы выделяют три стадии развития ребенка: примитивную, нарциссическую и преневротическую. Нарциссическая стадия охватывает период от 1,5 до 2,5 лет. В это время ребенок переживает ощущения грандиозности, всемогущества и эксгбиционизма. На данном этапе для нормального развития ребенок нуждается в положительном родительском отзеркаливании, а также в здоровой идеализации родителей. При наличии у него поддерживающего окружения, внимательного к его потребностям, происходит развитие так называемого здорового нарциссизма, которое потом трансформируется в ощущение идентичности, связности личности, а также эмоциональной устойчивости.

Если же маленький человек не получает положительного отзеркаливания от родителей, то он начинает выстраивать ложную самость, использовать нарциссические защиты мнимой грандиозности, в результате истинная часть его личности погружается в бессознательное.

В зависимости от способа справляться с травматической ситуацией нарушения привязанности личность начинает использовать один из трех паттернов:

  • Избегающий («контрзависимый нарциссизм») – движение от других с образование защитной капсулы.
  • Ищущий («зависимый нарциссизм»)– движение навстречу наряду с цеплянием, формирование спутанных отношений  и слияния.
  • Антагонистический («альфа-нарциссизм») – паттерн, который заключается в постоянном противодействии значимым другим.

Каждый из этих паттернов представляет собой особое видение мира, достаточно сформировавшееся на уровне мозга. Поскольку согласно данным исследований (более подробно можно почитать в книге «Матрица и потенциал характера»), неудачи в установлении привязанности приводят к изменениям в мозге ребенка на нейронном уровне.


Контрзависимая нарциссическая личность

 

Человек с контрзависимой нарциссической структурой производит впечатление яркого, независимого, харизматичного. Однако на самом деле таким образом он защищается от неосознаваемого желания близости.

Он отрезан не только от людей, но и от контакта со своим истинным «Я». Стремясь избежать соприкосновения с болью и печалью, он избегает собственного внутреннего мира. Он зациклен на самом себе и постоянно ищет одобрения со стороны окружающих.

Мифологемой нарциссизма являются сказочные герои, лишенные в детстве необходимой материнской заботы и научившиеся самостоятельно справляться с жизнью. Расплатой за браваду и самостоятельность является одиночества и давление примитивных аффектов, зажитых в хрупкую нарциссическую оболочку.

Контрзависимые нарциссы полны ощущения всемогущества, подпитываемого архетипической энергией Пуэра («Вечного юноши»). При этом они испытывают недостаток простых качеств эмпатии, сострадания, заботы. Поэтому в терапии требуется длительная забота и чуткость по отношению к такому пациенту пока он решит соприкоснуться со своей шизоидной тенью, признать потребность в зависимости и слабость.

Идентификация нарцисса с Пуэром приводит к образованию теневого (бессознательного) Сенекса («Старца»), темного аспекта старости. Сенекс постепенно накапливает энергию и, не будучи проработанным, в итоге захватывает власть над личностью, превращаясь в пожирающую творческий потенциал темную силу. В жизни это проявляется в том, что вчерашний «вечный мальчик» резко становится злобным стариком, а молодящаяся барышня - несносной старухой, которая ненавидит окружающих, осуждает все юное и непохожее на него.

Архетипы Пуэров и Пуэлл широко представлены в фольклоре в образах рано повзрослевших утративших мать детей. Следует отметить, что для девушки-Пуэллы характерно отсутствие близости с матерью, это скорее «папина дочка». Она не может создавать прочные связи с женщинами в принципе и не имеет контакта с собственной феминностью.Ее архетипическая реальность расщеплена на Пуэллу и Ведьму, образуя нарциссическую инкапсуляцию.

В избегающем паттерне нарциссическая личность опирается на шизоидные (изолирующие) защиты, избегая какого-либо аутентичного контакта с окружающими. Такая личность словно парит в облаках, выстраивая дистантные, часто кажущиеся идеальными отношения.Мифологическая иллюстрация: Афина – девственница Олимпа

 

Инкапсулированная в девственности Афина символизирует легальную власть и порядок, демонстрирует силу и неуязвимость.

Под этой маской скрывается нелюбимая дочь отвергающей матери, которая постоянно испытывает чувство глубокого стыда. Отсутствие эмоциональной связи с матерью и полноценного контакта порождает отчужденность и потерю связи с архетипической Самостью, ощущение собственной аутентичности. Афина была дочерью Зевса, лишенной своей матери Метиды. Такая девочка не признает своей связи с матерью.

В терапии важной задачей является раскрытие детских чувств ярости и стыда, что символически означает встречу с Медузой Горгоной. Однако такая регрессия в глубины просто необходима, чтобы интегрировать все три части одной архетипической реальности: Афину («деву»), Метиду («мать») и Медузу («ужасная мать»).


Зависимая нарциссическая структура характера

В основе зависимого нарциссизма лежит ищущий паттерн отношений. При слишком жестком использовании этого паттерна нарцисс постоянно оказывается вовлеченным в запутанные отношения, отчаянно нуждается во внимании другого, чтобы ощутить свою целостность. В основе этого лежит страх регрессии в ранний пограничный хаос первого года жизни.

Классическим примером можно назвать шекспировскую Офелию.

Не смотря на значительное сходство с зависимым личностным расстройством, зависимый нарцисс более нуждается во внимании и одобрении, нежели в заботе со стороны любимого объекта.

Ему присуще внутреннее ощущение того, что некий источник любви и смысла сосредоточен в другом человеке, поэтому ради его обретения он способен пойти на многое.

Зависимый нарциссический паттерн также склонен к идеализации и обесцениванию, которое он скрывает под маской эмоциональности.Защиты зависимого нарцисса основаны на мощных архетипических аффектах. Они препятствуют возникновению отвержения в межличностных отношениях, а также психической боли и хаосу.

Внешне действие защит проявляется в ярких эмоциональных состояниях агонии и экстаза, взлетов и падений.

Зависимый нарцисс способен отчаянно привязаться к недосягаемому объекту как к источнику спасения. Только погружение в ощущения гнева и печали, от которых убегает нарцисс, способно вернуть ему утраченное ощущение собственной аутентичности.

В основе зависимой нарциссической личности лежат пограничные паттерны. Однако его межличностные отношения не так противоречивы и столь накалены, как у пограничной личности. Тем не менее в ситуации утраты отношений со значимым идеализируемым объектом возникает риск регрессии в пограничный хаос. Однако в терапии регрессия в хаотичный пограничный ландшафт просто необходима для запуска процессов взаимодействия Эго и Самости.

Также в отличие от других нарциссических структур (контрзависимого и альфа-нарцисса), зависимый тип нуждается в развитии таких адаптационных навыков, как планирование, ответственность, способность завершать начатые дела.

Динамика переноса у зависимой нарциссической личности дает богатый рабочий материал, сложный для переработки. Это связано с тем, что личность использует отношения как защиту от погружения в травматический опыт и пограничный хаос. Идеализация со временем обычно сменивается обесцениванием.Архетипическая иллюстрация: Деметра и Персефона

 

Динамика зависимой нарциссической структуры может быть описана с помощью мифа о Деметре и Персефоне. Деметру, богиню-плодородия,   можно сравнить с сознательным Эго, а Персефону, ее юную дочь, похищенную повелителем подземного царства мертвых – с истинным «Я».  В конце мифа Персефона выходит их мира теней, пройдя этап погружения в подземное царство (бессознательное). Восстановление отношений между ними символизирует зарождение диалога между Эго и Самостью.

 

Слившись с архетипическим миром, Эго не может взаимодействовать с Самостью, в результате человек словно проживает не свою жизнь, будучи вовлеченным в разрушительные страсти, яркие, но бессмысленные любовные переживания.

Персефона символизирует архетипический паттерн вечной молодости и цветения, а Деметра олицетворяет нарциссическую ярость и невыносимые переживания стыда. Будучи отделенными от своего истинного Я такие люди обрушивают на окружающих свою нарциссическую ярость.

В терапии эта ярость должна быть преобразована в полезную злость и способность к защите своих границ и обретению аутентичности.

В мифе повторяется мотив слияния, сепарации и восстановления связи в новом качестве, в результате чего человек освобождается от власти архетипических энергий, но обретает способность плодотворно взаимодействовать с ними.


Альфа-нарциссическая структура характера

 

Ключевым защитными механизмом такой личности являются обесценивание, с помощью которого альфа-нарциссу удается «вписывать» окружающий мир в свои убеждения.

Развитие данной структуры характера связано с ранним дефицитом любви, а также с присутствием выраженной агрессии и сексуальности, идентификации с агрессором, с генетической неспособностью к эмоциональному развитию. Не смотря на склонность к доминированию, социальная адаптация альфа-нарцисса обычно удерживает его в рамках социальных и юридических норм.

Центральное место в структуре личности занимает зависть к хорошему объекту, рождающая стремление напасть на объектные отношения и сохранить внутреннее ощущение контроля. Исследуя нарциссическую зависть и так называемый «злокачественный нарциссизм», Отто Кернберг писал о важности этой защиты для сохранения грандиозности и всемогущества. Потребность постоянно побеждать давит на альфа-нарцисса изнутри.

В аналитической литературе альфа-нарциссизм обозначается такими терминами, как «фаллический нарциссизм» (Райх), «злокачественный нарциссизм» (Кернберг). Он проявляется себя как смесь жизнестойкости, стремления к доминировании, сексуальности, агрессии, слабости Супер-Эго и склонности к постоянному манипулированию.

По Кернбергу злокачественный нарциссизм есть продукт сгущения грандиозного Я и садистических наклонностей раннего периода развития, связанных с идентификацией с агрессором.

У альфа-нарцисса отсутствует способность к идеализации и идеализированный перенос, поэтому фактором успеха терапии является погружение в регрессию и развитие негативного переноса, который может быть проработан.Альфа-нарциссизм в антагонистическом паттерне отношений

 

Для такой личности характерен антагонистический паттерн отношений, проявляющийся в виде антагонистической защиты и сопротивления развитию отношений и осознанности. Альфа-нарциссическая личность по сравнению с психопатической лучше контролирует свои импульсы и реже занимается непосредственным отыгрыванием своих желаний в прямой форме. Для их реализации она склонна прибегать к манипуляциям, в которых она нуждается, чтобы сохранять свой внутренний баланс.

Берстен описывал манипулятивный цикл, состоящий из четырех стадий:

  • Желание манипулятора получить от другого то, что тот не готов дать.
  • Намеренное воздействие.
  • Лицемерие и обман.
  • Победа и эмоциональная развязка, ощущение внутреннего удовлетворения, сопровождающееся чувством презрения к объекту.

Постоянное проигрывание манипулятивного цикла помогает альфа-нарциссу избавиться от зависти и снизить нестерпимое внутреннее напряжение.

В ходе анализа регрессия альфа-нарцисса таит опасность, но является важным этапом. Опасности регрессии в параноидные и психопатические состояния связаны с импульсами жестокости, направленной на себя (суицид) и на других.

В связи с этим терапевту следует найти способ ввести пациента в конфронтацию с его беспомощной, презираемой частью, которая проецируется на других, в том числе на себя. При этом важно умение терапевта принять на себя проецируемое обесценивание, но не слиться с ним.

В своей книге «Тяжелые личностные расстройства» Кернберг писал о том, что тупик в работе с такими пациентами является практически неизбежным. В такой ситуации терапевту следует конфронтировать тупиковую ситуацию, удерживая ее в фокусе внимания.Следует понимать, что для нарцисса желание разрушить все ценное в отношениях является нормальным и естественным.

 

Мифологическая иллюстрация: миф о Медее

Альфа-нарциссическая динамика отражается в мифе о Медее, которая из чувства мести и уязвленного достоинства дошла даже до убийства собственных детей. однако здесь отсутствует параноидная регрессия, ощущение уязвимости и тревоги, необходимая для исцеления альфа-нарцисса.

 


Автор Т.Л. Черных.https://www.b17.ru/article/liki_nartsissizma_alfa-nartsiss/. Она развивает представление Н.Догарти, Ж.Вест о трех паттернах поведения : ищущем, антагонистичеком, избегающем на нарциссической стадии. 


Марфа-М. 2016-09-15 09:05:09
неудачи в установлении привязанности приводят к изменениям в мозге ребенка на нейронном уровне.
далеко за примером ходить не надо ( к вопросу о качестве психологической литературы). Уж только ленивому не понятно, что любое воздействие меняет нервную ткань, иначе как бы вся деятельность осуществлялась???
 


Марфа-М. 2016-09-15 09:07:33
Альфа-нарциссическая динамика отражается в мифе о Медее, которая из чувства мести и уязвленного достоинства дошла даже до убийства собственных детей. однако здесь отсутствует параноидная регрессия, ощущение уязвимости и тревоги, необходимая для исцеления альфа-нарцисса.
 
туда же: Медея - это анима Ясона
 


Насколько помню, движение ОТ, К и ПРОТИВ людей впервые описала К.Хорни. Догерти и Вест приложили эту схему к различным стадиям развития ребенка (примитивной, нарциссической, преневротической).Статья Черных, да, немного сырая, но некоторые моменты показались интересными.


Марфа-М. 2016-09-15 09:05:57
При этом они испытывают недостаток простых качеств эмпатии, сострадания, заботы. Поэтому в терапии требуется длительная забота и чуткость по отношению к такому пациенту пока он решит соприкоснуться со своей шизоидной тенью, признать потребность в зависимости и слабость.
очередной миф. На собственном примере знаю, что очень легко переключиться с клинического нарциссизма на нормальное отношение. Быть эмпатийным проще простого, и включается эмпатия мгновенно, по щелчку, безо всякой терапевтической многотрудной работы.
 


Марфа-М. 2016-09-15 09:05:57
Инкапсулированная в девственности Афина символизирует легальную власть и порядок, демонстрирует силу и неуязвимость.
Под этой маской скрывается нелюбимая дочь отвергающей матери, которая постоянно испытывает чувство глубокого стыда. Отсутствие эмоциональной связи с матерью и полноценного контакта порождает отчужденность и потерю связи с архетипической Самостью, ощущение собственной аутентичности. Афина была дочерью Зевса, лишенной своей матери Метиды. Такая девочка не признает своей связи с матерью.
туда же: давайте всех усередним и превратим в послушных налогоплательщиков. Практическая психология на службе госидеологии)))

 Афина своими качествами и хороша, и не было бы их, наверное, развивайся она при иных условиях.
 


Марфа-М. 2016-09-15 09:05:57
Идентификация нарцисса с Пуэром приводит к образованию теневого (бессознательного) Сенекса («Старца»), темного аспекта старости. Сенекс постепенно накапливает энергию и, не будучи проработанным, в итоге захватывает власть над личностью, превращаясь в пожирающую творческий потенциал темную силу. 
Так вот откуда  мой сон про ключи, брошенные в эту пару.

Только маска ведьмы не обязательна: если  пуэллу и старуху связывают родственные, близкие отношения. Но с этим можно согласиться:  "Однако такая регрессия в глубины просто необходима" 

 


Догерти, Вест - Матрица и потенциал характера. С позиций архетипического подхода и теорий развития обложка книги


https://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3864 Глава из книги.Шизоидная структура характера: замерзающий во льдах


Каждая из этих героинь, борясь с утратой и маскируя свою истинную сущность, ищет контакта с другими; подавая знаки, они сообщают окружающим, что они не те, какими кажутся. Эти сказки в корне отличаются от сказок, в которых описываются инкапсулированные героини с избегающим паттерном, такие как Белоснежка, Рапунцель или Спящая красавица. В каждой из этих историй героиня так или иначе инкапсулирована, но не замаскирована; принц должен найти её, разбудить и освободить. С ищущим паттерном по-другому. Хотя героини и замаскированы им нужен контакт. Все их действия направлены на то, чтобы их "разоблачили". Добиваются ли они расположения принца или спускаются в Подземное царство за веретеном они всегда в поиске, потому что такова их природа. В этих сказках поиск неизбежно завершается разоблачением: героиня вновь предстает во всем своём великолепии , обладая силой, прочно укорененной в самости.И хотя ищущее состояние делает её глубоко несчастной, оно является неотъемлимой частью индивидуации. Отступает она с одной целью- накопить силы, чтобы появиться вновь.Догерти.Вест.Матрица и потенциал характера.