ПРЕДИСЛОВИЕ К НОВОМУ ИЗДАНИЮ

Хотя эта книга была впервые опубликована 18 лет назад, она представлена здесь без изменений, за исключением добавленного предисловия профессора Юнга к немецкому изданию 1952 года. Отсутствие изменений в этом издании продиктовано, главным образом, методическими соображениями. Основная масса опубликованного' ранее материала представляется мне настолько же ценным, как и появившееся позже. При случае я мог бы предложить несколько иной подход к самой методике. Но здесь я хотел бы сместить акцент в сторону более строгой позиции. Когда-то я, например, утверждал, что двух-трех собеседований в неделю вполне достаточно, но последующий опыт убедил меня в том, что желательно проводить минимум три-четыре еженедельных собеседования. В равной мере я теперь не уверен и в достаточно высокой ценности "пробного анализа", отчасти потому, что научился более точно оценивать для него показания и противопоказания с учетом аналитического лечения в каждом конкретном случае; отчасти потому, что аналитическая психология с самого начала требует полного доверия. Если этот подход сработает, то "пробный анализ" станет излишним, а если нет, то в любом случае ответ будет отрицательным. Ранее я считал срок лечения полгода-год как редкое исключение, но теперь я не хочу связывать себя никакими заявлениями относительно его продолжительности, скажу лишь, что, вероятнее всего, на это уйдут годы. Затем я хотел бы обратить внимание на анализ перенесения, хотя я все еще полагаю, что именно анализ снов и является наиболее важным орудием, которым мы располагаем. Имеются и другие точки зрения в этой главе, которые я мог бы сформулировать несколько иначе, например, как взаимосвязь между "редуктивной" и "конструктивной" интерпретациями, которые я предпочитаю теперь считать двумя течениями, существующими в рамках одного и того же процесса. Но в целом все эти модификации не представляются мне чем-то нарушающим мой основной подход, вышедший из концепций Юнга о душе как о саморегулирующейся системе и о созидательной функции бессознательного. Наиболее полно и детально я развил эти взгляды в своей последней книге Living Symbol (Лондон, Нью-Йорк, 1961), в которой мною исследуются некоторые особенности процесса становления индивидуации. В этой работе я показал, какую огромную пользу можно извлечь из интерпретации сновидений и активных образов для прояснения саморегулирующихся творческих процессов, происходящих в душе; поэтому я настойчиво рекомендую всем читателям, интересующимся дальнейшими исследованиями в этой области, обратиться к настоящему изданию. Г. Адлер Лондон, 1966