У

Уаджит — см. Уто.

Удзигами (яп.) — «божества рода» — божества — покровители рода. Каждый знатный японский род имел одного из богов в качестве У. (предка и покровителя). В феодальной Японии государственные чиновники весной и осенью получали отпуск для поклонения своим У. (настоящее время в роли У. выступают местные божества.

Уди (кит.) — «пять государей» — по одной версии, так называют пять мифологических государей древности, по другой — пять небесных государей, символизирующих пять направлений света (четыре стороны и центр), по третьей — духов пяти стихий. По первой версии, в число У д. входят Шао-хао (царь стихии металла), Чжуаньсюй (царь стихии воды), Ди-ку (царь стихии дерева), мудрый правитель Яо (царь стихии огня) и его преемник Шунь (царь стихии земли). Существуют и другие варианты. По второй версии, к У д. относятся владыка востока Цан-ди («зеленый государь», т. е. дух по имени Лин-вэй-ян — «могущественный», воплощением которого считается Цин-лун — «зеленый дракон»), владыка юга Чи-ди («красный государь», т. е. дух по имени Чи-бяо-ну — «красное пламя», воплощением которого считается Чжу-няо — «красная птица»), владыка центра Хуан-ди («желтый государь», т. е. дух по имени Хань-шу-ню — «заглотивший стержень», воплощением которого считается единорог цилинь), владыка запада Бай-ди («белый государь», т. е. дух по имени Чжао-цзюй — «призывающий и отталкивающий», воплощением которого считается Бай-ху — «белый тигр»), владыка севера Хэй-ди («черный государь», т. е. дух по имени Се-гуан-цзи — «запись гармонии и света», воплощением которого считается Сюань-у — черепаха, обвитая змеей). Уд. применяется также для обозначения абстрактных духов пяти стихий, так как считалось, что пяти стихиям (огонь, земля, вода, металл, дерево) на небе соответствуют У д., а на земле — У шэнь («пять духов»).

Уицилопочтли (ацтек.) — «колибри-левша» — верховный бог ацтеков, бог ясного голубого неба, утреннего солнца, войны и охоты, покровитель ацтекской знати. Один из наиболее почитаемых богов, изображавшийся в виде человека в шлеме, имеющем форму колибри, со щитом, украшенным пятью пуховыми шариками, с луком или с копьеметалкой и дротиками. В мифах выступает как воин, ежедневно побеждающий силы ночи и не допускающий, чтобы они умертвили солнце.

Уиштосиуатль (ацтек.) — «соляная женщина» — богиня соли и соленых вод, старшая сестра бога дождя Тлалока. Считалась покровительницей распутства. Изображалась в одежде, покрытой волнистыми линиями, с белым щитом и камышовым посохом в руках.

Укко (фин.) — верховный бог, громовержец. У. представляли в виде седобородого старика в голубой накидке, разъезжающего на колеснице по каменной небесной дороге. Его атрибуты — молния, топор, меч. У. катает небесные камни и поражает громом и молнией злых духов, которые могут скрыться от него только в воде. Он охраняет скот, ему молятся об урожае и об излечении болезней.

Улисс (рим.) — латинский вариант имени Одиссей.

Улль (сканд.) — один из асов, сын Сив и пасынок Тора, прекрасный лыжник и стрелок из лука.

Ундины (зап.-европ.) — духи воды, сходные со славянскими русалками. Это прекрасные девушки, иногда с рыбьими хвостами, выходящие из воды и расчесывающие волосы. Своим пением и красотой У. завлекают путников в глубину, могут погубить их или сделать возлюбленными в подводном царстве. У. могут обрести человеческую душу, полюбив и родив на земле ребенка. В средневековой алхимии У. — духи водной стихии, подобно тому как саламандры — духи огня, сильфы — воздуха, гномы — подземного мира.

Упасунда — см. Сунда.

Упуат (егип.) — «открыватель путей» — бог, покровитель караванов, проводник и разведчик, почитавшийся в образе волка. Его эпитет — «вожатый», его атрибуты — булава и лук. Его называли «первый боец Осириса» и иногда отождествляли с ним. У.волка часто отождествляли с богом-шакалом Анубисом.

Упырь (слав.) — мертвец, встающий по ночам из могилы и убивающий людей и животных. Когда У. убивает жертву (иногда высасывает из нее кровь), она может сама стать У. Согласно поверьям У. становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею (ребенка-У. можно узнать по двойным рядам зубов), а также покойник, через гроб которого перескочила черная кошка, самоубийца, умерший неестественной (дурной) смертью, колдун.

Уран (греч.) — древний верховный бог, олицетворяющий небо, супруг Геи — земли, которая родила У. и вступила с ним в брак. От брака У. и Геи родились титаны, киклопы, гекатонхейры (сторукие), нимфы и др. Дети У. были ужасны видом, он не любил их и прятал в утробе Геи, заставляя ее страдать. По ее просьбе младший из сыновей У., титан Кронос, оскопил отца серпом. Из капель крови У., упавших на землю, родились эринии и гиганты, а из пены, образовавшейся при падении в море плоти У., вышла Афродита.

Урания (греч.) — 1. Одно из прозвищ Афродиты как олицетворения чистой, возвышенной любви. 2. Муза астрономии, одна из девяти олимпийских муз. У. изображали молодой девушкой с небесным глобусом и палочкой-указателем в руках.

Урваши (др.-инд.) — небесная апсара, дочь Брахмы (вариант: родилась из бедра Нараяны), своей красотой соблазнившая многих богов, мудрецов и подвижников. Из семени Митры и Варуны, извергнутого ими при виде У., родились риши Агастья и Васиштха. Митра проклял за это соблазнительницу, и она по его проклятию должна была поселиться на земле и стать женой смертного Пурураваса. От Пурураваса У. имела шесть (или восемь) сыновей, ставших царями Лунной династии. Когда Арджуна был на небе в гостях у своего отца Индры, У. пыталась обольстить его, но он отверг ее, сказав, что она была женой Пурураваса и прародительницей его рода. Тогда У. прокляла Арджуну, обрекши его на бесплодие, но Индра ограничил срок проклятия одним годом.

Уриил (библ.) — «пламя божье» — один из старших ангелов, связанный с огнем и светом, покровитель первого (солнечного) дня недели, просветитель, обучающий вселенским тайнам.

Утгард (сканд.) — окраинная зона земли, в которой живут демоны и великаны (ётуны).

Уто, Уаджит (егип.) — «зеленая» — богиня-хранительница Ра и фараона, воплощавшаяся в образе кобры. Ее вторым священным животным был ихневмон (мангуст), символом — стебель папируса. У. и Нехбет змею и коршуна, изображали на короне фараона как его хранительниц. Иногда их объединяли, изображая коршуна со змеиной головой. У. считалась солнечным оком Ра, сжигающим врагов Ра и фараона. Считалось, что она дает мази для бальзамирования, своим дыханием удлиняет жизнь, способствует произрастанию растений. В мифе об Осирисе У. охраняет спрятанного в камышах младенца Гора. В поздний период У. изображали в виде женщины со львиной головой и солнечным диском на голове и отождествляли с Сехмет.

Уту (шумер.) — «светлый», Шамаш (аккад.) — «солнце» — солнечный бог, сын бога луны Нанны, брат Инанны. Днем У. проходит по небу, а ночью — по подземному миру, принося мертвецам питье, свет, еду. Как бог всевидящего света, У. (Ш.) — судья, хранитель справедливости и истины, бог-защитник и податель оракулов. (Губительный солнечный зной ассоциируется не с У., а с Нергалом или Гибилом.) В городе Уруке У. считался основателем первой урукской династии.

У фан шэнь (кит.) — «духи пяти сторон» — духи пяти направлений света (четырех сторон и центра). Каждой из сторон света соответствовали определенные стихии, цвета и живые существа: востоку — дерево, зеленый цвет, бимуюй (две одноглазые рыбы со сросшимися хвостами); западу — металл, белый цвет, бицзяньшоу (полумышь-полузаяц); югу — огонь, красный цвет, бииняо (две половины утки, красная и зеленая, сросшиеся вдоль,); северу — вода, черный цвет, бицзяньминь (человек, имеющий половину тела, один глаз, ноздрю, руку и ногу); центру — земля, желтый цвет, чжишоушэ (двуглавая змея.

Ушас (др.-инд.) — «утренний свет» — богиня утренней зари, дочь и жена Сурьи. Ее изображают в виде прекрасной юной женщины в сверкающем наряде, выезжающей перед восходом солнца на ослепительной колеснице, запряженной алыми конями или быками. Она открывает небесные врата, освещает дороги и сокровища, пробуждает мир, приносит богатства, дары, коней, коров, сыновей, жизнь, славу, дает убежище и защиту. У. покровительствует певцам, она дает им мастерство и вдохновение.