Три Сестры

У Гребенщикова, Макаревича и Окуджавы есть песни про трех сестер. Одноименные песни еще есть у Розенбаума и Наутилуса, но меня не привлекло то, как они раскрыли тему ;). Буду благодарен за наводки на аналоги в отечественной и зарубежной музыке. --- Гребенщиков mp3 текст Что ж ты смотришь совой, дышишь словно рухнул с дуба Посмотри на себя - хвост торчком, глаза востры Это все пустяки - в жизни все легко и любо Пока вдруг у тебя на пути не возникнут три сестры У них кудри как шелк, а глаза как чайны блюдца У них семь тысяч лет без "пардонов", без "мерси" У них сердце внутри, они плачут и смеются Посмотри им в зрачки и скажи: Прощай, прости Три сестры, три сестры черно-бело-рыжей масти В том далеком краю где не ходят поезда Три сестры, три сестры разорвут тебя на части Сердце вверх, ноги вниз, остальное что куда А в саду благодать, пахнет медом и сиренью Навсегда, навсегда, навсегда - я шепчу - приди, приди Кто зажег в тебе свет - обернется твоей тенью И в ночной тишине вырвет сердце из груди Три сестры, три сестры черно-бело-рыжей масти В том далеком краю где не ходят поезда Три сестры, три сестры разорвут тебя на части Сердце вверх, ноги вниз, остальное что куда --- Окуджава mp3 текст Опустите, пожалуйста, синие шторы. Медсестра, всяких снадобий мне не готовь. Вот стоят у постели моей кредиторы: молчаливые Вера, Надежда, Любовь. Раскошелиться б сыну недолгого века, да пусты кошельки упадают с руки... Не грусти, не печалуйся, о моя Вера, - остаются еще на земле должники! И еще я скажу и печально и нежно, две руки виновато губами ловя: - Не грусти, не печалуйся, матерь Надежда, есть еще на земле у тебя сыновья! Протяну я Любови ладони пустые, покаянный услышу я голос ее: - Не грусти, не печалуйся, память не стынет, я себя раздарила во имя твое. Но какие бы руки тебя ни ласкали, как бы пламень тебя ни сжигал неземной, в троекратном размере болтливость людская за тебя расплатилась... Ты чист предо мной! Чистый-чистый лежу я в наплывах рассветных, белым флагом струится на пол простыня... Три сестры, три судьи, три жены милосердных открывают последний кредит для меня. Три жены, три судьи, три сестры милосердных открывают бессрочный кредит для меня. --- Еще Окуджава, хоть название песни и не "три сестры", но может тоже в тему mp3 текст Ваше благоpодие, госпожа Разлука, Все мы с ней не встретимся, вот какая штука. Письмецо в конвеpте, погоди, не pви, Не везет мне в смеpти - повезет в любви. Ваше благоpодие, госпожа Удача, Для кого ты добpая, а кому - иначе. 9 гpаммов сеpдце, постой, не зови, Не везет мне в смеpти - повезет в любви. Ваше благоpодие, госпожа Победа, Значит, моя песенка до конца не спета. Пеpестаньте, чеpти, клясться на кpови, Не везет мне в смеpти - повезет в любви. --- Макаревич mp3 текст Три сестры,три создания нежных В путь не лёгкий собрались однажды. Отыскать средь просторов безбрежных Тот родник, что спасает от жажды У порога подруги расстались И отправились в дальние дали Имя первой-Любовь,а Вторая Мечта, А Надеждой последнюю звали. И Любовь покоряла пространства Всё стремилась к изменчивойцели, НО не выдержала непостоянства И её уберечь не сумели. И осталось сестёр только двое По дороге бредут как и прежде И когда вновь и вновь умерает Любовь Остаются Мечта и Надежда. А Мечта не снижая полёта До заветной до цели достала, А достав воплотилась во что-то, Но Мечтой уже быть перестала И осталась Надежда последней По дороге бредёт как и прежде Пусть умрут вновь и вновь и Мечта и Любовь Остаётся в живых лишь Надежда. А сегодня окончились сроки Всем обещено дивное лето От чего же мы так одиноки, От чего нас разносит по свету Только в самых далёких пределах Одного я прошу как и прежде, Чтобы жить и дышать, Чтоб любить и мечтать Пусть меня не оставит Надежда.
В испанской культуре я вообще не встречала подобных мотивов на тему: Вера, Надежда, Любовь. Помнится как-то давно рассказывала моему мужу об этой хорошо знакомой в России троице. Он только пожал плечами :) Зато в живописи очень присутствует мотив Трёх Граций. В Прадо есть несколько картин на эту тему. Например, Рубенса . И две картины Ганса Бальдунга : на первой - Три Грации, а на второй - Три возраста и Смерть.
Спасибо. Про соответсвующих греческих богинь еще нашел, через википедию. Меня в общем-то интересует как эти женские образы представлены в исскусстве, что разные авторы в них увидели ;).
Александр Башлачёв
Верка, Надька, Любка

Когда дважды два было только четыре,
Я жил в небольшой коммунальной квартире.
Работал с горшком, и ночник мне светил
Hо я был дураком и за свет не платил.

Я грыз те же книжки с чайком вместо сушки,
Мечтал застрелиться при всех из Царь-пушки,
Ломал свою голову в виде подушки.
Эх, вершки-корешки! От горшка до макушки
Обычный крестовый дурак.
- Твой ход, - из болот зазывали лягушки.
Я пятился задом, как рак.

Я пил проявитель, я пил закрепитель,
Квартиру с утра превращал в вытрезвитель,
Hо не утонул ни в стакане, ни в кубке.
Как шило в мешке - два смешка, три насмешки -
Hабитый дурак, я смешал в своей трубке
И разом в орла превратился из решки.
И душу с душком, словно тело в тележке,
Катал я и золотом правил орешки,
Hо чем-то понравился Любке.

Муку через муку поэты рифмуют.
Она показала, где раки зимуют.
Хоть дело порой доходило до драки -
Я Любку люблю! А подробности - враки.
Она даже верила в это сама.
Мы жили в то время в холерном бараке
Холерой считалась зима.

И Верка-портниха сняла с Любки мерку -
Хотел я ей на зиму шубу пошить.
Hо вдруг оказалось, что шуба - на Верку.
Я ей предложил вместе с нами пожить.

И в картах она разбиралась не в меру -
Ходила с ума эта самая Вера.
Очнулась зима и прогнала холеру.
Короче стал список ночей.
Да Вера была и простой и понятной,
И снегом засыпала белые пятна,
Взяла агитацией в корне наглядной
И воском от тысяч свечей.

И шило в мешке мы пустили на мыло.
Святою водой наш барак затопило.
Уж намылились мы, но святая вода
Hа метр из святого и твердого льда.

И Вера из шубы скроила одеяло.
В нем дырка была - прямо так и сияла.
Закутавшись в дырку, легли на кровать
И стали, как раки, втроем зимовать.

Hо воду почуяв - да сном или духом -
В матросской тельняшке явилась Hадюха.
Я с нею давно грешным делом матросил,
Два раза матрасил, да струсил и бросил.

Hе так молода, но совсем не старуха,
Разбила паркеты из синего льда.
Зашла навсегда попрощаться Hадюха,
Да так и осталась у нас навсегда.

Мы прожили зиму активно и дружно.
И главное дело - оно нам было не скучно.
И кто чем богат, тому все были рады.
Hо все-таки просто визжали они,
Когда рядом с ритмами светской эстрады
Я сам, наконец, взял гитару в клешни.

Hе твистом свистел мой овраг на горе.
Я все отдавал из того, что дано.
И мозг головной вырезал на коре:
Hадежда плюс Вера плюс Саша плюс Люба
Плюс тетя Сережа плюс дядя Hаташа...
Короче, не все ли равно.

Я пел это в темном холодном бараке
И он превращался в обычный дворец.
Так вот что весною поделывают раки!
И тут оказалось, что я - рак-отец.

Сижу в своем теле, как будто в вулкане.
Hалейте мне свету из дырки окна!
Три грации, словно три грани в стакане.

Три грани в стакане, три разных мамани,
три разных мамани, а дочка одна.
Hо следствия нет без особых причин.
Тем более, вроде не дочка, а сын.

А может - не сын, а может быть - брат,
Сестра или мать или сам я - отец,
А может быть весь первомайский парад!
А может быть город весь наш - Ленинград!..

Светает. Гадаю и наоборот.
А может быть - весь наш советский народ.
А может быть, в люльке вся наша страна!
Давайте придумывать ей имена.

OM MAITREYA NAMAH
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. "Кабы я была царица,- Говорит одна девица, - То на весь крещеный мир Приготовила б я пир". - "Кабы я была царица,- Говорит ее сестрица, - То на весь бы мир одна Наткала я полотна". - "Кабы я была царица,- Третья молвила сестрица, - Я б для батюшки-царя Родила богатыря".
> Верка, Надька, Любка ... Майтрейя, спасибо. Только я запутался в этом стихе, автор как-будто прячется за шутливо-пренебрежительным тоном, и да постороннии линии сюжета мешают... Может это мое восприятие, поделитесь на какие мысли оно вас наводит? Вот Гребенщикову и Окуджаве явно было не до шуток. Лично меня из вышеприведенного больше всего цепляют первые две песни. Семь тысяч лет без пардонов, без мерси... Kредит, что нельзя вернуть, а если и можно, то не так как его брал. Да и не похоже, что спрашивали хотел ли брать тот кредит ;).
> Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. Opelia, если не ошибаюсь, в этой сказке три сестрицы -- пример повышенной злобности/вредности/меркантильности, для контраста с царицей, столь же экстремально добродетельной. У золушки тоже сестрицы были похожие. Контраст между двумя противоположностями, вроде бы немного другое? Меня занимает вот что: такое впечатление, что в некоторых произведениях три сестры отдельный символ, причем три потому, что изначально автор не претендует на полноту передачи образа...
:) Вот теперь въехала.
Только я запутался в этом стихе, автор как-будто прячется за
шутливо-пренебрежительным тоном, и да постороннии линии
сюжета мешают... Может это мое восприятие, поделитесь на
какие мысли оно вас наводит?
+++++++++++++++++++++++++++
Посторонние линии отечественной контркультуры мешают?
Меня лично приведённый текст наводит на мысли о глубине
языческой тени православия...
OM MAITREYA NAMAH
> Посторонние линии отечественной контркультуры мешают? Да. > Меня лично приведённый текст наводит на мысли о глубине > языческой тени православия... Вот ведь. Мне бы и в голову не пришло.
Сказка Афанасьева "Крошечка-Ховрошечка".
Эй, расступись! Не вашего разряда Явилась в масках новая шарада: Увешанная тканями гора К нам движется, ввалившись со двора: С клыками, с хоботом, под балдахином, Загадка, но с ключом к живым картинам. На шее сидя у слона верхом, Им правит сверху женщина жезлом, Другая, стоя на его хребте Свободно, властно блещет в высоте, Две пленницы шагают по краям Цепями скованные по рукам: Одна, томясь, на волю рвется вон, Другая ничего не замечает И вольною в душе себя считает. Пусть не таят от нас своих имен И скажут, что они изображают. Боязнь Свечи, факелы, лампады Точно снятся на яву. Я бежать отсюда б рада, Только цепи не порву. Пусть смеются зубоскалы, Мне насмешка не страшна, Всем, что в жизни угрожало Я сейчас окружена: Милый друг мне вырыл яму, Рядом тоже западня, Сзади прячется тот самый, Что хотел убить меня. Прочь от них куда угодно! Но повсюду смерть грозит. Если б я была свободна, Все равно мне путь закрыт. Надежда Здравствуйте мои сестрицы! Прячете под маской лица? Завтра, сняв эти наряды, Вы покажетесь пред всеми В вашем настоящем свете! Верьте, сестры, будет время, Без цветных огней, не в маске, Станет жизнь сама как в сказке: Радостная задушевность, Уподобит труд гулянью, Превратив существованье В праздничную повседневность! То трудясь, то отдыхая, То все вместе, то отдельно, Разойдемся мы по краю, Добровольно и бесцельно. Все откроют нам объятья, Кто бы ни был, всё равно, Лучшее из вероятий Сбыться где-нибудь должно! Разумность От Надежды и Боязни Отступите вглубь прохода! Худших нет бичей и казней Человеческого рода. Я слона-гиганта с башней Палочкой вожу по залу И от пагубы всегдашней Этих в цепи заковала. Женщина же на вершине, Простирающая крылья, Представляет ту богиню, Власть которой всюду в силе. Светлая богиня дела, Преодолевая беды, Блещет славой без предела И зовут ее Победой! Германия, XVIII век
Думаю, что это заслуживает внимания в любом случае... Набросок о женской троице Мужскую божественную троицу все, так или эдак причастные к христианской цивилизации, знают: Отец, Сын, Дух Святой. А где троица женская?.. Не замахиваюсь на параллелизм, но без женщин, друзья мои, ни на земле, ни на небе не обойтись, и замалчивать женское триединство негоже, оно дано нам природой. (А верующий добавит: Творцом природы, Высшим Вселенским Разумом.) Три есть великие женские ипостаси, они же бытности, они же прообразы-архетипы, они же стадии телесно-душевного развития. Порядок их следования друг за дружкой будет у нас иным, нежели в троице мужской. Первая ипостась – Женщина-Дочь. Вторая – Женщина- Женщина, включающая в себя две под-ипостаси: Сестра и Жена. Третья – Женщина-Мать. Ипостась Женщина-Дочь. В детстве – девочка. В приближении к взрослости, к зрелости – девица, девушка, дева. Ипостась-бытность эта являет женщину в ее изначальном отношении к старшим поколениям, к предкам, к родовому истоку. Всякая женщина есть прежде всего дочь и ею навсегда остается. Ветхозаветный Бог называет иной раз дочерью, "дщерью" даже и город какой-нибудь, и целый народ – причем почему-то (догадываюсь, почему...) тогда в основном, когда шибко на него гневается. А Бог Евангельский в лице Иисуса Христа называет себя самого Сыном, притом, обратим особое внимание – Сыном Человеческим, не раз и не два. Дочерняя бытность-ипостась, Дочь – единственно постоянная и неизбывная женская присущность, как и мужская сыновняя. Можно не стать женой или любовницей, не стать матерью, но нельзя не стать или перестать быть дочерью. Дочь – начало всех женских начал, женская всевозможность. И может быть, именно к ней, к Дочери Человеческой, к чистой странице рода, и надлежало бы обратить Слово Единое, Заповедание?.. Идеальная, совершенная ипостась Дочери-Девы, наподобие рабочей пчелы или воина-муравья, освобождается от размножения, отделяется от продолжения рода. Совершенная Дева призвана служить не увеличению количества людей на земле, а улучшению качества. Идеализированные Девы в человечестве – одухотвореннейшие, разумнейшие, святейшие существа: богиня разума, мудрости и науки Афина Паллада у эллинов, жрицы-весталки у древних римлян, Пречистая Дева Мария в Евангелии, французская святая Орлеанская Дева Жанна д'Арк... В реальной же земной жизни наличествуют так называемые старые девы, которым мало кто завидует, которых жалеют, иногда побаиваются, иногда презирают... И, между прочим, напрасно: если только сами девы от завистей и страхов свободны – так тоже случается – если не обделены интеллектом и не бедны духом, – становятся открытыми для наслаждений тончайших, для счастья высшего. А от скольких опасностей, скольких горестей, травм и ран освобождаются своей девственностью!.. Дурной термин – "старая", я бы заменил его. Взрослая?.. Нет, лучше вечная. Друзья, хотите ли проходить постоянный тренинг человечности без ущерба для здоровья? Вот мой метод: сквозь-возрастная стереоскопия. В каждой старухе или пожилой тете старайтесь разглядеть маленькую девочку, какою она была и какой в скрытой глубине всегда остается. И девушку, юную деву в ней тоже рассмотрите попристальней, и зрелую цветущую женщину... Нет, не только вспоминать и осознавать, что вот да, была и она свежей и молодой когда-то, была отроковицей-бутончиком, была маленькой, была и совсем крошкой, младенчиком, – мало этого! – Усиливайтесь представлять каждый ее возраст конкретно-образно, объемно-детально – на основании признаков теперешней наружности и поведения. Вжиться и воспринять, узреть и воспроизвести... Обратное в отношении девочек, девушек: вглядываясь, прорисовывайте для себя их грядущие черты в возрастах более поздних. Иногда и сами собой нет-нет да проглянут эти имеющие быть облики... Грустно? – понимаю... Но отчего же, это всего лишь жизнь в текучем своем полновременье, в смене декораций... Будет ли человек в позднем возрасте менее привлекательным, чем в молодом, в каждом случае – открытый вопрос: у некоторых и наоборот получается, зависит это на 51 процент от самого человека – контрольный пакет акций у нас. (Все сказанное, понятно, относится и к мужчинам.) Вторая великая женская ипостась – Женщина-Женщина или просто Женщина (в Евангелии устами Христа звательно: жено). Женское существо в отношении к существу противоположного пола, к Мужчине. Кроме Дочери, кроме Матери, женщина, родная мужчине, может ему еще быть либо Сестрой, либо Женой. Если Женщина-Дочь, дочеринство (или правильнее – дочернесть? – грамотей-компьютер не соглашается ни с тем, ни с другим, подчеркивает красным, слов этих не признает) – есть отношение "по вертикали", то Жена или Сестра – отношение "по горизонтали". Под-ипостась Сестра по родовой горизонтали внесексуальна: для Брата Сестра как носительница пола – табу, красный свет – запрет на инцест. Во всем человечестве запрет этот, исходящий из властного требования природы, препятствующей вырождению – непреложен, исключения из правила влекут за собой тяжкие генетические последствия. Сестра для Брата по родовой заповеди – всегдашняя неприкосновенная Дева, братско-сестринской любви дозволено быть только любовью душевной, духовной, внеплотской, и это прекрасно. Как душа греется, когда видишь у брата с сестрой такую любовь, как омывается светом... Как мечталось и тосковалось мне в детстве о сестренке родной – чтобы рядом была, чтобы хихикала и капризничала, подначивала и утешала, чтобы можно было ее защищать и забавить, иногда и повздорить, разделять с ней игры и выдумки, обмениваться секретами, вместе горевать и смеяться, мечтать и думать... У меня сестры были только двоюродные, очень хорошие, но жил я от них отдельно. С одной, Таней, была краткая дружба, трагически оборвавшаяся... Очень важно, друзья, уметь привносить братско-сестринскую доверительность, братско-сестринское целомудренное тепло в другой вид "горизонтальных" женско-мужских отношений, где задействован пол как таковой, сексуальность. Да, привносить братство-сестринство с обеих сторон и в отношения супругов или любовников, и не бояться подмены страстной любви теплохладной дружбой. Не произойдет этой подмены или охлаждения чувств, уверяю вас, – будет лишь их возвышение и всесторонняя полнота, именно если не бояться себя и друг друга, если стремиться понимать и смотреть дальше, глубже и выше... Под-ипостась Жена природой раздваивается на Любовницу, или, грубее говоря, женщину-для постели, и собственно Жену. Последняя являет собой уже переход в ипостась третью – Женщину-Мать. Любовница же – "полу-жена", переходная ступень к Жене, с ее совмещением ролей и Любовницы, и Матери, наложницы и хозяйки. Не разделив ложе с мужчиной, не побывав, то есть, Любовницей хотя бы минимально, войти в ипостась Жены-Матери биологически невозможно, это понятно. Заметим, однако: психологический уровень этой непреложности не соответствует или соответствует не всегда. Психологически готовыми матерями оказываются иной раз и девчонки, а женщины иные, и не однажды родив, в материнство, что называется, не въезжают. Разные случаи последнего рода мне волею профессии приходится наблюдать нередко. Истоки одних – в дальних детских переживаниях, в душевных искривлениях, причиненных дисгармоничными отношениями с собственными родителями, в недолюбленности-недоласканности или наоборот, в перекормленности неразумной любовью. Другие коренятся в каких-то типажных особенностях, в акцентированных зависимостях, в инфантилизме, в подавлении женских природных начал ложными ценностями – деньги, карьера, тщеславие, бизнесвуманство... Не расположены к материнству женщины, у которых биопсихическое начало Любовницы гипертрофировано, природные "Афродиты" – в крови у них повышено содержание гормонов, ответственных за половое влечение и сексуальную привлекательность, а гормонов, ответственных за материнскую функцию, относительно маловато. Назовем явление общенародным именем: женщина в любовничьей ипостаси, со слабо выраженным или вовсе отсутствующим материнским началом, развивается в слишком хорошо известный всему миру типаж, название которого в русском языке начинается с буквы "б". Такие рискуют остановиться в своем психоэротическом развитии на промежуточном полустанке: и в сорок, и в пятьдесят, и в шестьдесят лет, и в семьдесят и так далее желают играть только на одной из струн женского многострунного предназначения – быть Любовницами и только. Сначала особь такая смотрится мило, весело, зажигательно, искусительно, потом смешновато, потом жалко... Третья ипостась – Женщина-Мать. Это тоже отношение "вертикальное", но уже, в отличие от ипостаси дочерней, не "снизу вверх", а "сверху вниз". Мать вынашивает-рожает, Мать кормит-моет, Мать печется-заботится, Мать натаскивает-воспитывает, Мать любит-прощает. Вот все, вроде бы, что от нее требуется, что вменено природой. Чего сама Мать природным инстинктом, глубинным стремлением своего существа желает и жаждет. Пяти пальцев хватает перечислить. Но еще не все это. "Любит и зверь свое дитя"... Мать Человеческая обременена еще одной, самой трудной надобностью: ПОНИМАТЬ. Знать и понимать. А стало быть, и предвидеть, отчасти хотя бы. И если не руководить событиями жизни своего чада, то в меру разумения предвосхищать их – быть хоть с энной степенью приблизительности готовой к судьбе и готовить к ней словом и действием, трудом и молитвой... Поди-ка такую маму найди, а?.. Наглядевшись на мамаш нынешних в немалом числе... И все же скажу уверенно: есть они, есть и такие Мамы – высокоразвитые, растущие пониманием и счастливые материнством. Есть даже совсем молодые такие – хотя опыт, конечно же, дает многое, и материнской духовной полноты, родового совершенства Женщина Мать достигает обычно (если вообще достигает...) лишь к возрасту, когда от нагрузки умножения потомства природой освобождается. Недаром русское теплое и уютное "Бабушка" во многих других языках обозначается величественным и строгим "Гранд-Мазэ", "Гран-Мэр", "Гросс-Мутер" – "Большая Мама", "Великая Мать" (дедушка – соответственно). Милые Бабушки, слышите меня? А вы, Дамы зрелые, полные жизни, но уже или еще не уверенные, что востребованы?.. Вы, Женщины в цвету? А вы, Девушки, а вы, Девочки, пока что не ведающие и представить себе не могущие, с какой скоростью к вам приближается чудесный, счастливый, если его правильно принимать, возраст Бабушек? Знай, помни, Дочь Человеческая: нет возраста и нет состояния, когда ты не нужна. Всегда ты нужна, даже больная, беспомощная, потерявшаяся и, казалось бы, всем обделенная. Нужна всем, хотя эти все могут об этом не знать-не догадываться или забыть – неважно – напомнишь!.. Мужчине ты нужна, чтобы он мог быть Мужчиной, женщине – чтобы Женщиной, Ребенку – чтобы не чувствовал себя сиротой, зверю – чтобы не погиб и не мучился, цветку – чтобы не вял... Ты только сама покрепче уверуй в свою нужность, в незаменимость, в великий свой смысл и непобедимую человеческую красоту – и так будет. Потому что так есть. (В.Леви)
Интересно, а почему возникли ассоциации именно с этими тремя - Вера, Надежда, Любовь, а не, скажем, с тремя сестрами-мойрами? Эта песня Гребенщикова у меня всегда связывалась именно с ними - богинями судьбы. ********************************************************** нет луны в воде
У меня тоже песня Гребенщикова вызывает ассоциацию с мойрами.
Должен признаться, что у меня мойры только с мойвами ассоциируются.
Автор: abb, дата: вс, 29/08/2010 - 19:30

Должен признаться, что у меня мойры только с мойвами ассоциируются.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
А давайте заглянем в Справашник Павла Северова
Какая версия больше нравится?

**********************************************************
нет луны в воде
Три сестры