Нож и мак

|
Этот сон я не могу забыть уже очень долгое время, как-то не дает он мне покоя... Вторая школа. Дети, учителя, директор начальной школы, но я думаю, что второй. Охранник, мой сосед по общежитию. Я знаю, что меня после школы должен забрать на машине мой брат, Вадик. Но я подхожу к охраннику и умоляю его не пускать в школу брата, сделать все, чтобы он только не забрал меня домой. Сначала охранник скептически относится к моей просьбе, но видя мое перепуганное состояние, а я действительно эмоционально возбужденна и со слезами на глазах, в истерике прошу только об одном, уступает и обещает, что поможет. Мне кажется, что охранник испытывает симпатию, я чувствую, что нравлюсь ему, а то с чего бы ему не пускать моего же брата забрать меня из школы домой. Не смотря на то, что мое поведение с охранником было очень эмоциональным, я с холодной головой, в здравом уме и ясной памяти, понимала, что у меня нет никаких реальных причин, просить его об этом. Мой брат, никогда не причинял мне вреда, наоборот, мы с мамой всегда считали за радость и большую удачу его возможность подвезти нас до дома, мы же живем в Гумарово, а добраться до дома пешком задача не из легких. В принципе я понимала, что брат будет зол, а также, что у меня на самом деле нет никакого внутреннего страха перед ним, нет никаких причин, не подпускать его к себе, но во вне я истерила, вела себя противоположно своему уравновешенному внутреннему состоянию. Следующая сцена – это шум, крики, какая-то возня. Я подбегаю к источнику всего этого гвалта через толпу учеников. Первое, что я вижу – мой брат и охранник, которые очень громко спорят, брат, с присущей ему неуемностью, доходящей до бешенства и брызганья слюной, выясняет какое право имеют его не пропускать в школу, чтобы забрать сестру домой. Охранник жестко возражает ему и пресекает любые попытки проникнуть в школу, а они находятся почти в дверях, на пороге. Начинается драка. Затем я вижу директора школы, который спрашивает о том, что же здесь происходит и «наезжает» на охранника, говоря, что у того нет никаких полномочий препятствовать брату. Здесь я подаю голос – выскакиваю из толпы зрителей и начинаю объяснять директору, что охранник не виноват, что это я сама просила его не пускать брата в школу, при этом пытаясь хоть как-то привести в чувство избитого до полусмерти охранника. Тут происходит странное охранник, голову которого я положила на колени и старалась «реанимировать», превращается в яркий алый мак с зелеными листьями и стеблем, покрытыми белым пушком ворсинок, растущий прямо из бетонного пола школы. Я удивлена, почти в шоке. Но долго пребывать в этом чувстве не вышло. Не помню кто, кажется брат, пытается растоптать, измять, испепелить этот цветок. Я же закрываю его собой, пытаясь защитить, шепчу какие-то нежные слова, вроде: «Потерпи, хороший. Я не дам тебя в обиду. Все обойдется. Все будет хорошо». Я понимаю, что цветку-охраннику очень больно, при этом перед моим внутренним взором всплывает разбитое лицо охранника-парня. Вдруг неожиданно для меня самой из бутона мака начинают стремительно выбираться муравьи в очень большом количестве. На секунду я отпрянула от цветка, но затем снова припала к нему, несмотря на то, что муравьи больно жалят своей кислотой и их становится все больше и больше. Внезапно я ощущаю чудовищную боль в своде стопы, как будто бы кто-то вырывает оттуда небольшие кусочки мяса и сухожилий, но делает это с такой неумолимой силой и неотвратимостью, что… Здесь я замечаю, что мак весь ссыхается, чернеет и скукоживается от муравьиной кислоты, внимание мое целиком приковано к нему, можно сказать, я заворожена картиной его смерти, я в бессилии перед ней… Когда я возвращаюсь сознанием к происходящему, то оказывается, что я уже не в школе, а в Гумарово. Я нахожусь перед дверями родного дома, сижу или лежу не то на траве, не то еще на чем. Поле зрения охватывает лишь зелень окружающую нас и огромное светло синее небо (небесно голубое) с ярким, бьющим через край, полуденным солнцем. Я вижу склоняющуюся надо мной, очень озабоченную маму, как всегда кипишащую в экстренных ситуациях. Только по ее поведению я понимаю, что ситуация скорее всего именно эта, и начинаю догадываться, что причиной ей я. Мама обеспокоенно осматривает мою стопу и я вижу, что в ее своде находится огромная, уже подсохшая рана с розовым мясом и слегка стянутыми краями. Она напоминает мне те первые отверстия, которые я проделываю в арбузах не очень больших размеров, которые ем просто ложкой, потому что нет смысла их разрезать. Тут мы замечаем, что в глубине раны что-то есть, что-то чернеет на ее дне. Мама как всегда начинает предлагать различные варианты решений для извлечения этого нечто, по-моему, она остановилась на «сбегать к дяде Малику за пинцетом». Не помню уже, чем и как мы вытаскивали это, кажется руками, так как особой боли я не испытывала, было лишь некоторое неприятно нестандартное чувство – как если бы я ощущала стенкой желудка, поверхностью кишечника или стороной мышц, повернутой к костям, прикосновение собственных же пальцев. К общему изумлению на свет мы извлекли, вместо занозы или прочей дряни, которая случайно могла попасть в рану, древний серебряный кинжал. Его ножны, кажется из червленого серебра (я не знаток), были украшены богатым растительным узором, очень выпуклом, осязаемом, витиеватом. Помню, что в детстве у нас в семье были ножницы, внешняя поверхность которых была оформлена подобным образом, но утверждать не стану. На этом сон мой заканчивается.
Ваш сон, скорее всего, о том что у вас есть бессознательная фантазия о насилии со стороны какого-то мужчины, которого вы считаете за "своего". Образ мака ("яркий алый мак с зелеными листьями и стеблем, покрытыми белым пушком ворсинок, растущий прямо из бетонного пола школы") наталкивает на мысль о том, что бессознательное сексуапизировало травму, особым образом - любовным - ее окрасило. Поводом для бесконечного существования этих переживаний послужили некие переживания в детстве - школьном? Сновидение показывает, что у вас двойственно-парадоксальное отношение к этому, к сожалению, так оно и бывает в таких случаях. В итоге сложилось отношение к своему телу как к чужому, своеобразное восприятие и переживание боли. Незаживающую душевную рану вы сами, того не ведая, превращаете в ритуал, наделенный смыслом и красотой. "Ножницы" становятся "древним серебряным кинжалом". Так легче.
Это еще и о том - куда девать эндогамное либидо, если им не пользоваться. И о том, что если только им и пользоваться, то оно - источник огромных проблем. А, еще. Кто от природы наделен способностью облегчать другим боль, утешать, приносить радость (восполнять голод опиатных рецепторов), когда сам нуждается в утешении и радости, что должен делать?
Муссон, а что такое эндогамное либидо? Заранее спасибо за объяснение.
хотя вопрос и не ко мне: эндогамное либидо - это родственное либидо, т.е. оно направлено на какого-либо члена семьи... спасибо всем за комментарии, но Ваши мнения - это скорее психоаналитическая точка зрения. если возможно,помогите разобраться с символикой этого сна. так как он связан с очень значимым переломным моментом моей жизни. хотя я и не отрицаю сексуальную насыщенность сна, чувствую, что он глубже и поможет мне понять, как же действовать дальше в сложившихся условиях. лично для меня образы брата, охранника, директора школы, мамы - не буквальны, это не конкретные лица, а ключи к пониманию своей внутренней жизни. вот только все эти маки, муравьи, рана на стопе, ножи ставят в тупик... кстати, о ножницах - это "поздняя" вставка, я записывала сон для себя, и чтобы точнее охарактеризовать узор ножен использовала это сравнение, так сказать, к слову пришлось))
Sorella и Муссон, здравствуйте. Как то странно вы отвечаете..,слишком туманно. Я молчу, о чем я подумала, я не профи, просто сон интересный такой яркий. И мне кажется тут очень конкретное что то...?
Сорелла, Вы шутите (предвижу ответ, или все-таки 50/50?..).
Оля, я - туманно, потому что так поняла этот сон. У его автора есть какой-то талант, которым она не знает как пользоваться и что с ним делать вообще (и с собой заодно), он ее тяготит. Какая-то значительная для нее проблема "родового" свойства. Поэтому я и написала "в общем" - про эндорфины и аффективно насыщенные внутрисемейные отношения.
То, что родового - несомненно. Просто там ( во сне) такая яркая органика.
Что туманного в моем ответе? Про символику пишу, про характер травмы пишу, про защиты пишу. Реакция автора поста меня, увы, не удивила: запущен тупиковый сценарий "да, но..." и "напрашивание" (скорее всего, бессознательное) на ретравматизацию. Я в таких делах не участвую. Сорри. Тем более, что автор очень хорошо информирована-начитана и прекрасно обойдется без меня.
Муссон: "предвижу ответ, или все-таки 50/50?..." 50 - я фигею, как Вы пользуетесь терминологией всех мастей. Я так никогда не смогу. 50 - я балдею от Вашей врачебной позиции. Я так никогда не смогу. Не говоря уже о предвидении... ;) Я Вас разочаровала своим вопросом? Сорри автору обсуждения за офф-топ.
Алина, в библиотеке сайта есть книга Роберта Джонсона "Она: глубинные аспекты женской психологии".
По прочтении содержания сна, пришла мысль - Ахиллесова пята... Слабое место, которое было предсказано. Связано возможно с матерью. В стопе нож - фаллический символ. Возможно слабое место связано с мужественностью, мужчинами? Мужские образы во сне: "охранник". "брат". Между ними жестокая битва. Желание освободиться от опёки "брата" и стремление установить тёплые отношения с "охранником"- мужским образом, рядом с которым чувствуешь себя защищённой, в то время как с братом скорее всего соревнуешься. При этом братская стратегия в драке побеждает и охранник избит, повержен. И превращается в алый цветок... Сказка про аленький цветочек? Цветок вянет, по сказке, когда нет надежды на любовь. Сознание бессильно, какие-то бессознательные штуки(муравьи?) выползают в огромных колличествах и жалят сознание.Поскольку ножны украшены, почему-то пришла мысль, что нелады по части любовной, возможно сублимируются в творческой активности.
спасибо большое, всем, а в особенности Сорелле и Кларе)) после вашего комментария, Клара, в голове начало все складываться в целостную картинку, и замечания Сореллы в связи с этим воспринимаются совершенно иначе... вчера, было ощущение, как если бы тщательно оберегаемому смертельно больному в конце концов сообщили правду
кстати, в детстве родители часто называли меня аленьким цветочком
Содержание сна подано с саморефлексией о своих чувствах и мыслях. Создается впечатление о контролирующем эго - холодный разум, который фиксирует все нюансы происходящего. Впечатление, что смотришь фильм с коментариями автора - ощущается некая постановочность сюжета, как в театре. Автор задумал сюжет, который, вообще-то, не имеет смысла или точнение,- противостоять брату в том, на что он имеет право, как оценивает сама сновидица,- бессмысленно. Но смысл в самом противостоянии! Хоть сновидица на уровне сознания считает за счастье быть рядом с братом, бессознательно он для нее монстр (теневой аспект ее анимуса). Что символизирует алый мак (ассоциируется с аленьким цветочком и у самой сновидицы, - цветок, из-за каприза, который иметь, дочь подвергает опасности отца, заставляет его идти на жертвы и обман) - он содержит в себе как потенциал жизни, так и способность одурманивать. Тема Аленького цветка очень интересна). В данном сновидении мы сталкиваемся с метаморфозой - превращение охранника в "аленький"-маковый цветок, который обладает такой жизненной силой, что прорастает через бетонный пол. Такая сила, обычно присуща Герою. Цветок может символизировать внутреннего ребенка, которого родной брат, пытается растоптать, измять, испепелить этот цветок (самостные вещи, нарциссическая травма). Мы видим, что имаго отца, в сновидении, представлено братом (брат будет зол брат, с присущей ему неуемностью, доходящей до бешенства и брызганья слюной) и Героем-войном-охранником, директором школы. Образ Отца расщеплен на противостоящих друг драгу части,- во внутренней психической жизни присутствует конфликт. Сновидица ведет себя коварно в отношении своего охранника. Она его подставляет - его руками пытается распрвиться с братом (а в реальной жизни такой паттерн имеет место - использовать другого в своих целях?).Но силы не равны. Сновидица сама пугается увиденного последствия ее коварства (черты, приписываемые брату) и пытается "реанимировать" защищающую ее часть, проявив человеческоие чувства сострадания - принятие боли на себя, а не ее отщепления, в этот момент и происходит трансформация. " ...из бутона мака начинают стремительно выбираться муравьи в очень большом количестве" - ассоциируется с "тараканами в голове". "На секунду я отпрянула от цветка, но затем снова припала к нему" - как в сказке, - в момент превращения чудовища в человеческий образ - героиня не испугулась и не потеряла присутствиедуха. "... несмотря на то, что муравьи больно жалят своей кислотой и их становится все больше и больше" - момент видения отравляющей силы, которая была скрыта в этом, свиду прекрасном, цветке "(я бы сказала проекция возвращена). Далее идут телесные переживания - "Внезапно я ощущаю чудовищную боль в своде стопы, как будто бы кто-то вырывает оттуда небольшие кусочки мяса и сухожилий, но делает это с такой неумолимой силой и неотвратимостью" - на мой взгляд,- это может указывать на переживание телесной самости, которое фиксирует и эго-сознание- "...Здесь я замечаю, что мак весь ссыхается, чернеет и скукоживается от муравьиной кислоты, внимание мое целиком приковано к нему, можно сказать, я заворожена картиной его смерти, я в бессилии перед ней…" Момент умирания предшествует моменту возраждения, но в новом виде. Когда проекция возвращена комплекс теряет силу, можно сказать, что он умирает. Умер комплекс Аленького цветка. Наверное бессмысленное геройство, также должно умереть. Далее меняется и обстановка и "поле зрения"- охватывает лишь зелень окружающую нас и огромное светло синее небо (небесно голубое) с ярким, бьющим через край, полуденным солнцем". Сновидица, словно очнулась от-то сна и начала осознавать, что "Только по ее поведению (способ тестирования реальности) я понимаю, что ситуация скорее всего именно эта, и начинаю догадываться, что причиной ей я." - момент истины. Кинжал, который как "вросшийся осколок" и внутренняя составляющая маскулинности (свое ношу при себе) осознается и идентифицируется как ножницы из детства и оба имеют функцию - отрезания, т.е. необходимы для кастрации. Вы и от этой "занозы" освободились. Вот так я вижу смысл вашего сна.
Бэтти, я не поняла, комплекс Аленького цветка - это и есть противостояние?
Противостояние - между внутренними фигурами. Комплекс Аленького цветка - это комплекс связанный с вашей нарциссической частью. Из всего, что вы прочитали реакция своеобразная, но предсказуемая. Я, как и Сорелла, не собираюсь противостоять и участвовать в сценариях, в которых вы пытаетесь отыграться. Советую задуматься над сказанным Сореллой - " ...запущен тупиковый сценарий "да, но..." и "напрашивание" (скорее всего, бессознательное) на ретравматизацию. Я в таких делах не участвую. Сорри.
то, что я сейчас делаю - пытаюсь понять и осмыслить себя и вашу интерпретацию. тупиковый сценарий и ретравматизация непозволительная роскошь в моем случае. я не отрицаю ни противостояние, ни внутренний конфликт. и все бы ничего, если бы во все мои "игры" не был вмешан человек, которому я по-настоящему дорога, и которому принесла очень много боли. в общем мозг взрывается, сердце в пятках...
Я не могу давать советы. Только вы сами должны принять решение. Буду рада, если моя интерпретация позволит, хоть в небольшей степени, разобраться в себе. Если человек терпит боль от другого, значит ему это зачем то нужно. Он не превратится в цветок, не надо проецировать.