Развитие, эволюционное движение, индивидуация - общности и различия понятий.

|
Эта тема показалась мне слишком сербезной и фундаментальной, чтобы обсуждать ее в курилке в разделе "Вялые раздумья". Перенесу сюда кусок разговора оттуда: Автор: Sorella, дата: ср, 10/08/2011 - 19:16 "Индивидуация происходит так же просто и естественно, как отрастают волосы. Это процесс, свойственный психике. Это - развитие - не больше и не меньше." Извините, но в жизни все происходит с точностью до наоборот: индивидуация происходит сложно и не-естественно, то есть в контексте культуры и под ее давлением; это процесс, не свойственный психике и навязываемый психике сознанием; это совсем не развитие как улучшение себя, то есть в позитивистском смысле, не приближение к совершенству или гармонии, не "увеличение добра и уменьшение зла" в себе. Об этом же и у Юнга. Скорее смысл индивидуации можно описать как налаживание отношений с трансцендентным в разных масштабах, на разных уровнях. Способов это делать - множество. И конечно, индивидуация - это противоположность индивидуализму. Автор: Lachesis, дата: ср, 10/08/2011 - 21:26 Трансцендентное имеет свое представительство в "не трансцендентном" и наоборот. Собственно, весь мистицизм основан на этом. Они не изолированы жесткой перегородкой и не могут друг без друга. Более того, уход от мира не единственный путь узнать потустороннее. Часто именно освоение этого мира и постижение его законов дает приближение к пониманию и принятию законов трансцендентных. В отношении психологии, можно говорить о бессознательном и сознании, которые связаны и взаимодействуют. "Быть добрее или лучше" - откуда это? Быть сложнее и эволюционно дальше от старта жизни. Я понимаю индивидуацию, как усложнение психических структур человека. Развитие в этом смысле. Почему я говорила о естественности, потому что если человек не поломан, он будет развиваться, это заложено в его природе. Если ошпарить голову кипятком, то, да, волосы будут расти с трудом. Но отрастут обязательно ! Потребность в росте и развитии так же естественна и вездесуща, как потребность в регрессе и защитах. Кстати, это очень фундаментальный вопрос - как работает птерапия? Нам что делает ставку птерапевт? На свои знания и умения? Или еще и на жизненную силу пациента, на его (пусть даже скрытую и искалеченную) потребность в развитии и усложнении. Именно эта сила и проявляется в индивидуации (или просто развитии). И, конечно же, этот рост или развитие не возможен без налаживания связей не всех уровнях. Когда я пишу "просто и естественно", я не имею вивиду всегда безболезненно. Зубы режутся еще как болезненно, пубертат - ломка, климакс и т.п. - но это все простые и естественные процессы, в которых так же участвует сознание (когда оно уже есть), потому что без его помощи пройти эти вехи сложно, если вообще возможно. Тут можно вспомнить инициации... Автор: Sorella, дата: ср, 10/08/2011 - 23:32 "Часто именно освоение этого мира и постижение его законов дает приближение к пониманию и принятию законов трансцендентных." Это иллюзия. Часто? НИКОГДА. Потому что эти законы принципиально различаются. "...если человек не поломан, он будет развиваться, это заложено в его природе" О позитивистском мифе развития (которым были одержимы психоанализ и психотерапия) было написано Хиллманом, Гуггенбюлем-Крейгом и некоторыми другими юнгианскими авторами в последней четверти прошлого века. По мере того, как формировался информационный тип общества и сетевая культура, он был признан окончательно устаревшим. Посудите сами, исходя из здравого смысла: много ли людей, не испорченных культурой и не невротизированных воспитанием, всю жизнь "развиваются"? И как же они это делают? В природе человека душевно-духовное развитие не заложено изначально, это культурный процесс, идущий против естественного отбора / биологической эволюции, что доказано биологами,антропологами и культурологами лет 20-30 назад. Автор: Lachesis, дата: чт, 11/08/2011 - 00:56 Еще на заре всех наук, существовало высказывание Гермеса Трисмедиса: "Что внизу, то и наверху". Атом подобен Вселенной и т.п. Принцип подобия и аналогии вообще-то всего со всем делает невозможным полное разделение вещей и явлений. Можно ли отделить биологию от психики и от культуры, если мы говорим о человеке? Где кончается влияние генов и начинается влияние родителей, потом культуры? Не напрасно в психоанализе так много внимания уделялось и уделяется вопросам: что первично - внешнее или внутреннее, объекты или инстинкты? Не напрасно появилось такое понятие, как "влечения" - понятие, отражающее неразрывность инстинктов (биология?) и отношений с объектами влечений (культура?). Вся эта система - психо-боилого-культурная подвержена развитию в сложной сети внешних связей. Когдя я пищу "эволюция" я использую это слово не в дарвинском контексте. Ребенок обречен на развитие. Он не может не пройти фазы психосексуального развития (в норме), это заложено в его проироде. Взрослый так же проходит свои фазы развития. Как люди развиваются? Просто, они живут, получают опыт, переосмысляют свою жизнь, ищут причинно следственные связи, учатся и т.п. Если бы не было некоего внутреннего мотора, потребности, подталкивающих их к этому, разве бы они это делали? Собственно, культура с одной стороны является результатом этого развития, а с другой стороны фактором, влияющим на это развитие. Мне сложно разделить человека на биологию и культуры или психику, поэтому противопоставление культурного процесса биологической эволюции для меня что-то.. за предалами моего понимания.
Перечитав дискуссию, я поняла, что мои слова о естественности и простоте ("так же просто, как волосы растут") были восприняты не как метафора. Почему-то естественно и просто проассоциировалось с биологией, с дарвинизмом. Но из этого выросла другая интересная тема - тема многоплановости человека, как биологического, психического и социально-культурного феномена. Я открыла главу "Развитие" в словаре Хиншелвуда (2007) и увидела там вот что: "Физическое тело, а так же и психика человека следуют естественному генетически обусловленному пути становления. Телесное развитие служит непосредственной основой развития психологического, устанавливая фазы либидо, определяя некоторые из характеристик Эго (о чем писала Сорелла в теме о коже),устанавливая баланс между инстинктами жизни и смерти. Косвенно оно влияет на развитие психики посредством развития аппарата восприятия, который начинает предлагать новые типы объектов" Далее в этой главе описываются более подробно разные направления развития человека - развитие Эго, развитие отношений с реальность. и т.п. В любом аспекте развития присутствует идея усложнения системы и установления новых связей и внутри системы и с внешними объектами. Мне кажется уместным здесь процитировать одного из моих любимых авторов - Тэхкэ: "Концепция "формиование психики" имеет ... отношение к возникновению и развитию психического опыта в мире человека. Я не хочу использовать привычные выражения "внутренний мир", противопоставляя его "внешней реальности". Различие внутреннего и внешнего мира означают, что индивид учится производить в своем эмпирическом мире, вначале грубо, а затем со все возрастающей дифференциацией границу между двумя наборами восприятий и представлений. Хотя одному такому набору приписывается качество "внутренности, а другому - "внешности"", оба они продолжают принадлежать миру психического опыта индивида, рассматриваемому здесь в качестве синонимичного его психике". (1993 год) К чему я это процитировала? к вопросу о протипололожности законов "биологических и культурных". Если одно вытекает из другого и в мире людей все можно свести к психическим феноменам, то о каком противопоставлении может идти речь? Сейчас в желтой прессе очень модно давать объяснения сложным отношенческим феноменам, основываясь на грубой аналогии человек-животное. Например, мужчина, как самец в своей природе животной несет порыв - оплодотворить как можно больше самок. Женщина же выбирает самца исходя из его здоровья и силы, заботясь о потомстве. Даже если допустить, что есть такой аспект, он вплетен в сложную систему других мотивов и ценностей. И с другой стороны, если рассматривать духовно-душевное, как нечто отдельное от биологическо-телесного, то мы получим такое же искусственное разделение. Если признана реальность альфа функции (идея о том, что "мысли растут из тела"), то как можно противопоставлять законы жизни тела (биология) и души-духа-психики? Психика пронизывает тело, тело питает психику. Эти два потока "вниз" и "вверх" всегда вместе и "за одно" в принципе, даже если между ними бывает конфликиное взаимодействие. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Сюда же: Из той же главы - "Торможение и прогресс в развитии". (Хиншелвуд) Не буду цитировать, передам смысл - избыток агрессии блокирует развитие, вина его стимулирует через репаративную деятельность. Поиск новых объектов (при разочаровании в страых) приводит к возможности замешать конеретные объекты их символическим представительством, а это основа творчества и появления такого понятия, как "смысл". Их этих индивидуальных законов развития вырастают коллективные законы, культура. То есть, банальные казалось бы, отношения с родителями несут в себе огромный смысловой потенциал, который разворачивается в процессе жизни в сложные конструкции творчества и прогресса. Так что вновь у меня не получается разнести биологическое и духовно-душевно-культурное. Никак не получается :) МакДугалл и вовсе считает что любая творческая активность человека ( и социальная) основана на увязывание внутри себя мужского и женского начала с последующим внутренним "оплодотворением" самого себя, выражаясь метафорически-символически. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Ну, не знаю. Если индивидуация вызвана развитием культуры, то в разных культурах она происходит по разному, а у людей, живущих вне современной культуры, не происходит вообще. _______
Nobody is perfect
Где то попадалась попытка связать путь человека знания по КК с индивидуацией по Юнгу. 4 врага,которые встают на пути человека знания имеет сходство с последовательностью из 4-х архетипов при индивидуации: Страх vs Тень, Ясность vs Анима/Анимус, Сила vs Мудрый старец (мана личность),Старость vs Самость.
Чувство собственной важности = мана личность - это точно. страх - тень, похоже, про остальное у меня сомнения. Что общего у КК и у Юнга, так это то, что человек и там, и там рассматривается в отношениях в Природой, Миром, Планом Архетипов, Орлом и т.п., то есть, с чем угодно только не в отношениях в другими людьми (нагваль у КК - не в счет, он не человек, не такой же человек, как его приемник). Остальные участики группы у КК, скорее для красного словца и для развеивания возможной скуки, а так же для описания разных типажей, но их взаимодействие между собой не является чем-то определяющим развитие индивида. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
В основе индивидуации лежит мифология. Мифология по сути носитель схемы индивидуации. Мифология так же, лежит в основе любой культуры, как древней так и современной. В древних культурах миф пронизывает всю обыденную жизнь: календарные циклы, рождение и смерть. Люди жили внутри мифа, развиваясь по его законам. Далее, в современной культуре, древние боги все больше приходят к людям в виде болезней и отклонений (Хиллман), такие уж созданы культурные условия. Индивидуальность и разум вытесняют миф в бессознательное, а все что касается развития происходит теперь изнутри, во сне, в патологии отношений. В основе любого развития лежит мифология. Думаю, душевно - духовное развитие заложено именно изначально, вместе с сотворением мира :)
Можно посмотреть словарь терминов на сайте.
Посмотрите.Cool
Смотрел. \добрая улыбка\
По моему, она как у гиены.
Бесы форума колдуют непрерывно. Бесы - в нас. Тень и анима. О них в словаре тоже есть. Именно с обнаружения их и начинается индивидуация. C уважением. Олег.
Не читала Хиллмана про развитие в патологии. Не знакома с его доводами. Наверное, он как-то это обосновывает, но мне, почему-то упорно кажется, что развитие происходит постоянно и во всех сферах жизни (и патологических и нет). Просто иногда оно происходит заметным образом и быстро, а иногда - не заметно и медленно, иногда вовсе останавливается, но в принципе, может быть запущено вновь. Мифы не покидают людей, они лишь приобретают иные формы. Бывает, человек погружается в полусон, депрессию, небытие (кому как больше нравится это называть), но процессы в нем продолжают какие-то происходить и потом он вылупляется из этого своего состояния изменившийся. Бывает, человек развивает бешенную деятельность, но в плане развития все в пустую, но в какой-то момент он останавливается и что-то осознает, меняется. Бывают просветления и во время мытья посуды. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Юнг "Моя жизнь — это история самореализации бессознательного! Все, что есть в бессознательном, стремится реализоваться, и человеческая личность хочет развиваться из своих бессознательных источников как единое целое" (57, с. 16). Думаю не плохо сказано, только сразу возникает вопрос - как часто осознается это развитие? А ведь если развитие происходит неосознанно можно ли это назвать индивидуацией?
Вот, наверное, это ключевой вопос - про осознанность процесса развития. Вся, что я писала про естественнность развития, конечно, подразумевало преимущественно бессознательный процесс. Именно это "стремление реализоваться" я и имела ввиду, как что-то заложенное в человеческой природе. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
У Хиллмана что - то типа: "стук в вашу дверь" какого - нибудь бога поднимает из глубин проблему.. она резонирует с этим богом ( может и в виде болезни, реакции ), и вы вынуждены теперь исцеляться.. иногда полностью, иногда до определенной степени, а это и есть развитие.
А что такое "стук в дверь"? Какой-то импульс из вне? Не сама ли это жизнь в своей простоте и полноте? Не божественно ли все? ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
"Цель индивидуации-не что иное,как избавить самость от фальшивых упаковок персоны,с одной стороны,и суггестивной энергии первичных образов\архетипов\ с другой." К.Г.Юнг. Люди с аномально отсутствующей персоной не редкость,но они становятся жертвой коллективного бессознательного. Юнг приводит в пример Иисуса,Ницше,Моцарта,Ван-гога. Недавно мы говорили о Врубеле.
"Люди с аномально отсутствующей персоной не редкость,но они становятся жертвой коллективного бессознательного. Юнг приводит в пример Иисуса,Ницше,Моцарта,Ван-гога. Недавно мы говорили о Врубеле". Не пополняет ли Юнг этот список? ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Нет. Если в случае,скажем Врубеля,вторжение архетипов шло лавинообразно,в случае Юнга процесс шел сравнительно постепенно.Но действительно -его личный эксперимент был чрезвычайно опасен.Не имея никакой помощи или представления о том,что с ним происходит,он был на краю.
По мне, так он был вовсю захвачен мана-личностью. В конце жизни. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Он был конечно захвачен мана-личностью,и конечно пережил инфляцию \самообожествление\.Но не в конце жизни. В середине.Он действительно был захвачен архетипическими содержаниями и это естественно.Он ничего о них в то время не знал.Опыт работы над суггестивным воздействием первичных образов в собственном анализе и в анализе пациентов,и лег в основу его теории индивидуации.