Миф о Гарри Поттере

Каюсь, сегодня утащила из приемной своего стоматолога газету "Практическая психология", новую, еще не залапанную потными трясущимися ручонками нервно ожидающих своей очереди посетителей. В газете на четыре полноценных листа серия умилительных статей про философию и психологию Гарри Поттера, героя романов Джоан Роулинг. Ну не шмогла я эту прелессссть оставить там, поскольку искренне считаю, что и сам роман, и его экранизация - уникальное явление в истории мировой литературы и кинематографии (почему я так считаю, расскажу позже). Ну, и, конечно же, не обошлось без юнгианского анализа. Позвольте несколько цитат: "Гарри, являясь центром повествования и центром волшебного мира, выражает сознательную установку, воплощая в себе архетип Эго. Но, как яркий дневной свет всегда отбрасывает от предметов тень, свет сознания Эго создает собственную теневую фигуру, являющуюся носителем архетипа Тени. (естественные желания, присутствующие в психике любого нормального человека (например, банальная жажда мести за те унижения, которые он терпит в детстве) у Гарри отсутствуют). Если говорить психологическим языком, то Гарри отдает (эти мысли и переживания) отрицательному, теневому антигерою (таким образом, Гарри от книги к книге движется по пути осознания собственной Тени)." "В мире Гарри Поттера мы встречаемся, например, с архетипом Старца, воплощающего мудрость, ум и интуицию, в лице Альбуса Дамблдора; архетипическими фигурами Отца и Матери". "Почему Гарри Поттер и Сократ выбирают смерть: добродетель и общее благо" - название одной из глав книги "Гарри Поттер и философия" (автор Том Моррис, американский философ, писатель, общественный деятель). "Мало кто замечает главную особенность писательницы - глубину ее историй, хорошее знание человеческой натуры. Во время учебы в колледже Роулинг изучала античную философию и литературу. Она сумела воплотить эту мудрость и непреходящие ценности в своих книгах, и именно это цепляет взрослых точно также, как и детей". Можно ли считать, что Гарри Поттер - это еще один великолепный миф, родившийся прямо у нас на глазах?
Мне кажется,что вообще невозможно сочинить какую-либо историю,не сотворив ремейк на один из мифов. Поттера не читал.Вполне может быть,что автор- юнгианец. А есть ли в романе образ самости? Помимо старца.
Можно ли считать, что Гарри Поттер - это еще один великолепный миф, родившийся прямо у нас на глазах?
Да почему бы нет. ИМХО, это очень даже неплохой миф о детской травме. Насколько я понимаю, Волан-де-Морт как раз и есть образ той самой темной стороны Самости (Тени / травматической защиты / атаки на связи), кому как больше нравится.
Кстати, мне кжется интересным, что у Поттера есть и личная тень, тот симпатичный блондин, с которым они враждуют в школе.
_______

Nobody is perfect
Смотрела, кажется, первый и второй фильмы (урывками). Стойкое впечатление о Гарри как о части психики взрослой женщины, увлекающейся идеями влияния и т.д.
"миф о детской травме" Могли бы Вы пояснить, что это за миф?
Попробую. Там как бы намеком идет, что есть реальность - родители мертвы, приемная семья, в которой чужой ребенок не желанен. В общем травмирующая ситуация. И есть внутренний мир, который отражает эту реальность в магических формах - Хогвартс, друзья, враги, злодей, угрожающий всему этому миру. Кстати, слышала, не знаю, насколько это правда, что у самой Роулинг, были огромные проблемы в жизни, когда она придумала Гарри Поттера. _______
Nobody is perfect
Муссон, а что там в и т.д. и об идее влияния если можно поподробнее - интересно.
Клара, я со своей биологической (медицинской) колокольни. Может, поверхностно и предвзято по отношению к чьему-то труду и вдохновению, но очень этот персонаж напоминает т.н. "женский дух" - способность женщины вызывать определенные перемены в мужчине, в результате чего мужчина начинает двигаться в ее разнообразных интересах.
Ashera: Там как бы намеком идет, что есть реальность - родители мертвы, приемная семья, в которой чужой ребенок не желанен. В общем травмирующая ситуация. И есть внутренний мир, который отражает эту реальность в магических формах... То, что Вы описываете, является неотъемлемыми аспектами героического мифа - фантазия о неродных родителях, угроза смерти при рождении, магическое мышление, борьба со злом... Единственное, что изменено - конец. В мифе герой обязательно погибает (потому что взрослеет, погибает - значит радикально меняется), в этой истории - нет. И это переход в следующий миф, очень характерный для нашего времени - вечная юность/молодость, puer aeternus/puella aeterna. И типа бессмертие...
А, вот оно как! :) То, что при рождении герою что-то угрожает, замечала, а вот фантазии о неродных родителях... не обращала внимания. Неужели нет ни одного мифического героя, который выходит из нормальной семьи?! Последнюю часть Поттера к сожалению пока не смотрела. _______
Nobody is perfect
Если семья "нормальная", то зачем ребенку становиться "выдающимся", то есть героем? психологически развивать автономность Эго? бороться и побеждать? Логично остаться в пределах нормы...средним... посредственностью... Но это уже другая не-история, потому как без героя.
Каждый писатель пишет в сущности лишь о себе.
" Если семья "нормальная", то зачем ребенку становиться "выдающимся", то есть героем? психологически развивать автономность Эго? бороться и побеждать? Логично остаться в пределах нормы...средним... посредственностью... Но это уже другая не-история, потому как без героя." Я не думаю, что норма = посредственности. В норме как раз быть индивидуальностью и творческой, реализующейся индивидуальностью. Норма - максимально возможное раскрытие потенциала человека. Посредственность - скорее симптом. Если семья и вправду нормальная, то она помогает ребенку развивать автономность Эго, и сам ребенок без особых преград развивает свое Эго. Скорее уж такой ребенок не станет заложником коллективных проекций (чем является герой). Герой меняет слияние с семьей на слияние с социумом, а вот ребенок из здоровой семьи и вправду автономен (настолько насколько это вообще возможно для человека). Здоровая семья - это не успокоенность, а развитие стимулируют не только ужасаюшщие травмы. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
"В норме как раз быть индивидуальностью и творческой, реализующейся индивидуальностью." Хочу жить в обществе, где такие нормы!!! Дайте адрес, а?... Где ж такое бывает?
Автор: Vervoleg, дата: чт, 01/09/2011 - 01:07 Каждый писатель пишет в сущности лишь о себе. ------------ не факт. там м.б. группа авторов.
В последнем фильме Гарри Поттер погибает... и оживает. И выясняется вся подоплека, почему главный злодей охотится на ГП, и собственно почему - он герой, на нем завязано возрождение к жизни волан де морта. ГП является носителем части души этого Морта, сосудом - кри или тристражем :) По моему , нормальный миф, сказка со всеми атрибутами... Особенно мне понравился вид части души Волан де Морта после смерти Гарри ( то есть он своей смертью убил и часть злодея) Да и сказки всегда разные по наличию в них архетипических линий - некоторые представляют полный набор, а некоторые только намек. Муссон Где там "влияние" ума не приложу,то есть ГП - как женский дух? Так можно сказать и Марья Моревна ( русск. нар. сказка ) - женский дух :)
""В норме как раз быть индивидуальностью и творческой, реализующейся индивидуальностью." Хочу жить в обществе, где такие нормы!!! Дайте адрес, а?... Где ж такое бывает?" Перееду туда жить и вышлю адрес :) Но если серьезно, то норма - это не среднестатистический индивид, а эталон, так сказать - то к чему мы стремимся, то что считаем нормой, к чему пытаемся приблизиться сами и помочь приблизиться к этому своим пациентам. Просто, если считать нормой посредственность, то как тогда лечить? "мы вас вылечим и вы будете "серой мышью" (кстати, часто встречающийся страх пацтентов) ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
"мы вас вылечим и вы будете "серой мышью" (кстати, часто встречающийся страх пацтентов) ----------------- какой-то чисто женский страх. "мышефобия". мышите,немышите...
"Но если серьезно, то норма - это не среднестатистический индивид, а эталон, так сказать - то к чему мы стремимся, то что считаем нормой, к чему пытаемся приблизиться сами и помочь приблизиться к этому своим пациентам." Но если совсем серьезно, то "среднестатистическая индивидуальность" это как средняя температура по больнице или как "черная белизна". И давайте уточним, что "приближение к идеалу" - это лишь один из вариантов стратегии работы с человеком. Он особенно характерен для "воспитателей" - учителей, наставников, с докторами уже сложнее. Скажу за себя, что пациенты часто пытаются втянуть меня в такого рода отношения, знакомые им по школе-вузу. СтОит большого труда "отбрыкаться" от такой родительской роли. Искренне обижаются и сердятся, что предлагаю им что-то другое, малоизвестное и потому трудное. "Идеалами" не пользуюсь, потому как затягивают в нарциссическую динамику, подогревают ее, усиливают разочарования и фрустрации, в общем, очень сомнительные ориентиры, смысла никакого. "Просто, если считать нормой посредственность, то как тогда лечить? "мы вас вылечим и вы будете "серой мышью"" Искренне радуюсь, что это не моя трудная проблема, так как не "лечу". С другой стороны, "нормализация" пограничных личностей смягчает боль их аутсайдерства, которое бывает "инопланетного" масштаба, и приближает к людям. Серомышье при их контактности с архетипическим им все равно не грозит. С третьей стороны, что-то я не видела, чтобы посредственность сама пришла в психотерапию. Начать терапию (по доброй воле, не принудительно в учреждении) - это шаг, предполагающий как минимум немалые запросы к жизни, силы эго, веру в себя и людей, непрагматические ценности - это уже далеко не посредственность, а индивидуальность.
С мифом как-то не получается ознакомиться, просто образ слащавого женоподобного мальчика-колокольчика шибко вызывает неприязнь, а вот инициалы ГП  кое-кого напоминают... Cool
Если бы терапия была бы наставничеством или воспитанием, то она бы не была терапией. Не всем сложно "не наставлять", бывают крены в другую сторону, например, входить с пациентами в сестренско-братские отношения, как бы избегая родительских проекций. Равноудаленное положение от ВСЕХ возможных ролей-проекций и характеризует терапевтическую нейтральность. А если не лечить, то что можно делать с пациентом? Насчет идеалов, я писала не о нарциссическом идеале (хотя и он не плох в конце-концов, и нужен нам всем), а о приближении к такому состоянию, в котором человек мог бы максимально синтезироваться и раскрыться, то есть, полноценно жить. Это и считается нормой (здоровьем) в психоанализе. Что такое посредственность я не знаю в принципе - ни один человек не посредственнен, особенно если с ним знакомишься в терапии. Посредственность - это болезненное состояние или не верная интерпретация других в отношении человека. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Разве между нормой и идеалом можно поставить знак равенства? Для себя я различаю эти 2 понятия. Идеал - это что-то типа максимума, а норма что-то типа оптимума. Во всяком случае стремление к идеалу заставляет нервничать, это как пытаться прыгнуть выше головы. А стремление к норме дает спокойствие и внутренний комфорт. _______
Nobody is perfect
Ашера, все верно, если идеал не реалистичен, а если он реалистичен, то вполне сопоставимые это понятия. Но, все же, я писала о приближении, о стремлении к здоровью (норме) или о концепции нормы-здоровья. Как известно, норма - это, так называемый "здоровый невротик". Застваляет нервничать тревога по поводу несоответствия трудно достижимому результату, так проявляется давление СЭ. А если СЭ в порядке, то ничто не будет гнать, прессовать и стыдить. В тоже самое время, будут реальные препятствия, которые могут быть преодолимыми и не преодолимыми. Адекватность восприятия соотношения возможностей и препятствий и есть основа здорового выбора идеала. Ведь есть же такая штукая, как здоровый нарциссизм. Не все то, что принадлежит области нарциссического обязательно должно быть патологичным. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Оля, а зачем мальчику еще одна волшебная палочка?, когда ему и своей достаточно (ну только если он не чей-то "сосуд"))), но тогда он уже не совсем мальчик, или вообще не мальчик).
Лариса, я к тому и написала, что спор начался с нормы, а перешел на идеал. Рискну предположить, что норму задает вообще не СЭ, а ИД. Может я не права, такой вывод делаю на основании собственных ощущений, поскольку соответствие норме дает удовлетворение и спокойствие. _______
Nobody is perfect
http://yandex.ua/yandsearch?text=%D0%93%D0%9F&clid=48648&lr=143&ncrnd=2161
"Оля, а зачем мальчику еще одна волшебная палочка?, когда ему и своей достаточно (ну только если он не чей-то "сосуд"))), но тогда он уже не совсем мальчик, или вообще не мальчик)" в том то и дело ! он необычный :) мальчик, ну это же норма для героя! А другая палочка всегда в хозяйстве сгодится. И что все так на эту сказку ополчились... православные Гарри Поттера обвиняют в сатанизме, Майтрейя в склонности к нетрадиционным меньшинствам... бедный Гарри. Майтрейя, а кто этот человек... его можно связать с Гарри Поттером :)
zetolga, я вообще-то Гарри в нетрадиционной ориентации не обвиняю. По-моему, он из другой касты (Ходорковский в детстве). Wink Щедровицкий, ГП, то есть, это отец отечественной игротехники и ваще всяческой мудрёной методологии,  см.
"Лариса, я к тому и написала, что спор начался с нормы, а перешел на идеал. Рискну предположить, что норму задает вообще не СЭ, а ИД. Может я не права, такой вывод делаю на основании собственных ощущений, поскольку соответствие норме дает удовлетворение и спокойствие". Ид удовлетворить невозможно, его аппетит беспределен. А спокойствие дает уменьшение внутреннего конфликта между Ид и СЭ. Все стандарты и нормы, а так же идеалы и ценности - в ведомстве СЭ. В ПА в характеристики СЭ входит многое из того, что в АП относится к качествам Самости. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Супер-ЭГО -это скорее персона.
Lachesis: "А если не лечить, то что можно делать с пациентом?" Сопровождать. Посредничать в отношениях с бессознательным (его собственным, бессознательным терапевтической диады, коллективным бессознательным). Сдавать в аренду свою символизирующую, альфа, трансцендентную, ведущую, переводческую функции. Быть фасилитатором и катализатором его психических процессов... "Все стандарты и нормы, а так же идеалы и ценности - в ведомстве СЭ. В ПА в характеристики СЭ входит многое из того, что в АП относится к качествам Самости." Ой, я Вас умоляю, вот только не надо таких обобщений и параллелей! Лишь очень НЕмногие специфические ценности имеют отношение к Самости, все остальное - из другой оперы. Стандарты, нормы и идеалы извне устанавливает социальное большинство, на определенном этапе жизни разновидностью которого является родительская семья. Материнский и отцовский комплексы - это, конечно, не Самость. Даже совесть (в юнгианском понимании) нельзя напрямую соотносить с суперэго.