Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"

Когда я открыла сердце, я почувствовала боль,
Когда я почувствовала боль я заплакала,
Горюя, я погрузилась глубоко внутрь себя,
И начала слушать, впитывать мир ощущений.
И вдруг ветер задел мою щеку в своем мягком танце плывя,
Листья кустарника зашептали утешительно,
А руки согрел нежный луч солнца –
Я подняла глаза и увидела Красоту –
Она заполнила меня и обняла с любовью–
И мне больше не было страшно оставлять свое сердце открытым…

     Мне всегда было тесно в одном направлении психотерапии. С самых первых шагов в обучении психотерапии я усвоила правило: ищи, какой подход и, вообще, что поможет данному конкретному человеку, и не думай, как человека втиснуть в известную тебе теорию или метод. Мне было тесно в рамках психоаналитической терапии, в рамках гуманистического консультирования, мне тесно в рамках танце-терапии…. Я не перестаю учиться и всегда рада поделиться своими новыми знаниями.

     Сегодня мне хочется познакомить вас, уважаемые коллеги, с интермодальной терапией творческим выражением. Мое знакомство началось в 1998 году, когда мне посчастливилось участвовать в конференции Международной Ассоциации Терапии Творческим Выражением в Торонто. Я вошла в зал, где проходила церемония открытия и поняла, что я как будто вернулась домой после долгих странствий. Дело не в методе, а в том поле Любви, Сердечности и Творчества, в котором я моментально оказалась. На мастерских это ощущение только усилилось. Прошло несколько лет. Теперь я могу сказать намного больше об этом направлении.

     Многие специалисты, практикующие арт-терапию, танце-терапию драма-терапию и т.п., на каком-то этапе приходят к синтезу разных видов творческого выражения. В разных точках планеты появляются Creative Arts Therapies, Arts Therapy, терапия творческим самовыражением. Большинство этих подходов идет эклектическим путем, объединяя отдельные направления, такие как: арт- , драма-, музыко- , танце- терапия, сказко-терапия и т.д., или имеют строго клиническую направленность, пытаясь объяснять творчество и его целительную силу исключительно языком психологии.

     По крайней мере что-то подобное происходило в моей практике. Я задавала вопросы: возможна ли единая теория для такой практики? Насколько язык психологии релевантен при объяснении и анализе творческого процесса? Не теряется ли само таинство творения, если слишком увлечься психологическим препарированием? Не выхолащивает ли это саму суть исцеления творчеством? Как может творческое выражение в терапии не растерять своей целительной сущности и при этом обогатить терапевтическую практику? Ответы на эти вопросы я стала получать, погрузившись в обучение по программе «Творческое самовыражение в терапии, образовании и в бизнесе». Несколько основных положений этого подхода я и хотела бы представить в этой статье.

     Но в начале немного истории:

     Интермодальная терапия творческим выражением является одним из молодых направлений психотерапии. Оно начало развиваться в 70-х годах 20 столетия. В начале центром его развития стал Лесли- колледж в штате Массачусетс, США. Shaun McNiff, Рaolo Knill, Norma Canner и др. открыли магистерскую программу по Терапии творческим выражением. И это было в самый разгар развития узкоспециализированных направлений терапии творчеством. И теперь, спустя 30 лет существует целая международная сеть учебных центров и институтов (около 20) в США, Канаде, в Европе (Швейцария, Дания, Германия, Финляндия, Швеция, Норвегия) и в Израиле. В 1994 году была создана Международная Ассоциация Терапии Творческим Выражением (International Expressive Arts Therapies)[2], которая объединила не только психотерапевтов, но и поэтов, художников, танцовщиков, певцов и музыкантов, т.е. людей искусства и преподавателей разных видов творчества.

     ЕхАТ - это не набор определенных технологий; ее основы – в способности искусства реагировать на человеческие страдания. Одна из основных концепций об эстетической ответственности подразумевает способность практика использовать средство, соответствующее терапевтическим целям. Здесь терапевт должен быть готов работать со звуком, образом, движением, театральным действием и с текстами – в зависимости от того, что потребует непосредственная ситуация клиента. Конечно, от ЕхА- терапевта[3] не требуется быть экспертом во всех творческих дисциплинах, хотя он должен быть компетентен хотя бы в одной модальности, а некоторые из них действительно компетентны в нескольких. Здесь важно быть экспертом в интермодальности - т.е. уметь схватывать моменты соединения разных форм творческого выражения: где и когда одна творческая модальность должна уступить место другой, или дополнить ее. Такая сензитивность к специфическим творческим нуждам момента является одной из основных целей профессиональной подготовки.

     Еще одной чертой этого направления является ориентированность на создание законченных творческих работ. Создание произведений является значимой составляющей терапевтического процесса и обуславливает на практике сеттинг, интервенции, диагностику; оказывает влияние на то, как планировать лечение и интерпретировать процесс и само произведение.

     Ниже будут приведены фрагменты обзора основных теорий, которые питают эту практику, данные Паоло Книллом в своей статье “Soul Nourishment, or the Intermodal Language of Imagination", 1999 ("Питание души или интермодальный язык воображения"):

  1.       Межличностная теория – применяется в групповой работе. Она объясняет групповые динамические аспекты игры в различных творческих дисциплинах и характерные интервенции. Например, мы можем сравнить межличностный коммуникативный характер музыкальной группой импровизации и индивидуализированный и центрирующий эффект лепки, письма или рисования…

  2.       Интраличностная теория – отражает культурные и биографические предпосылки человека, которые определяют его реакцию на различные творческие дисциплины. Для преодоления сопротивления творческому процессу используются так называемые методы «высокой чувствительности при низком уровне мастерства», которые возникли из современных и этнических форм искусства, где больше важна чувствительность восприятия и острота сенсорики, чем сам артистический навык. Примером здесь может служить искусство инсталяций и минималистская музыка.

  3.       Трансперсональная теория - связана с традиционной связью разных видов творчества с ритуалами и их использованием в повседневной жизни. Применимо к нашей работе - это когда произведение, созданное в процессе терапии обретает свое значение в повседневной жизни. Рисунки, вставленные в рамку могут обретать черты тотема или алтаря. Стихи, перечитываемые в особых случаях могут действовать как молитва или мантра. Для собственного ежедневного заземления человек скорее будет делать простые танцевальные движения, сочиненные во время сессии с правильно подобранной музыкой, чем менее осмысленные гимнастические упражнения… Внимательное отношение к существующим произведениям обладает эффектом якоря, укореняющим человека в его социальном окружении и в мире и открывает возможность перевести личные страдания в другую перспективу.

  4.       Полиэстетическая теория – дает понимание сенсорных связей между восприятием и выражением в разных видах творчества. Модальность воображения не всегда соответствует виду творчества. Например, мы различаем «образы» и «ритмы» в поэзии, а в живописи «действия» и «движения», даже если мы ассоциируем ритм с музыкой, действие с театром, а движение с танцем. Подобные пересечения существуют и между сенсорным вовлечением в восприятии и выражении внутри одного вида искусства. Например, танец невозможен, если не будет задействованы кинестетические ощущения вместе с визуальными, и часто подключаются слуховые ощущения, так как танец взаимосвязан и с музыкой. Развернутое понимание сложных связей между ощущениями, выражением, восприятием, видами искусства и модальностей воображения необходимо при выборе соответствующих ситуации видов творчества или интервенций…

  5.       Теория кристаллизации - позволяет отслеживать и выводить понимание творческого процесса от его начала к интервенциям и до финальных интерпретативных действий. Одна из главных целей в этом процессе - найти наиболее подходящий материал, структуру, форму, рамку и адекватный вид творчества, чтобы максимально проявилось и стало понятным содержание, которое стремиться выйти наружу… Такие теоретические концепции как: «интермодальный трансфер», «интермодальное усиление», «интермодальная замена» и т.д. разъясняют возможные модификации процесса. Теория кристаллизации также рассматривает степень вовлеченности в процесс терапевта… Процесс успешно истолкован, когда возникшая модальность воображения (образ, движение, действие и т.д.) обрели форму в каком-то виде творчества, который может быть переведен на поэтический язык. Часто это бывает монолог, диалог или какое-то повествование, которые связаны с особенностями, характерными чертами творческой работы. Такое поэтическое осмысление характерных черт произведения является по существу аналитическими, но в присущем искусству смысле. Конечно, всегда в какой-то момент есть место и для беседы на повседневном языке…

  6.       Эстетическая теория терапевтического процесса касается теоретического вызова, с которым имеет дело любая терапия, которая расширяет реалию воображения… и выходит за пределы снов и свободных ассоциаций на третий уровень – манифестацию через искусство. Тот факт, что возникающее произведение искусства играет свою роль в терапевтическом процессе означает, что мы должны включить эстетику в наш подход. Эстетическая теория терапевтического процесса подсказывает, как можно пользоваться артистическими интервенциями и интерпретациями. Этот эстетический компонент подразумевает ответственность терапевта перед возникающим в процессе работы произведением. Чтобы нести эстетическую ответственность, необходима особая подготовка терапевта, основанная на его собственном опыте, которая сочетает искусство и терапию… Работы, возникшие в результате творческого акта, важно воспринимать в их материальном воплощении, как они есть. Они не означают нечто большее чем то, что они предъявляют… Любая реакция на них …будет интерпретацией. Эстетическая теория терапевтического процесса рассматривает интерпретацию как ответную реакцию, когда мы внимательно слушаем язык, на котором говорит с нами данная работа, а не как объяснение, данное в чужеродной для объекта теории. Такого рода интерпретация скорее служит возникновению «эстетической реакции»… Явление «эстетической реакции» похоже на то, что описывает Джендлин в своей теории о фокусировке как «ощущаемое чувство». Он говорит о нем как о реакции на «совершенно правильный» образ, которая является условием инсайта.

     Я надеюсь, что эта довольно обширная цитата немного позволила почувствовать своеобразие этого направления.

     ЕхАТ хотя и была выделена в отдельную школу, она остается по сути своей междисциплинарной областью. Что же все-таки спасает это направление от обвинений в эклектизме?

     Искусство и его целительные свойства применяются с древних времен (в практике шаманов, например). И самое главное, если мы обратимся к истории искусства, к истории философии искусства – то увидим, что изначально оно было полимодально. Например, древнегреческие трагедии включали в себя не только театральное действие, но и танец, музыку, поэтический текст, и в представлении участвовал хор. Именно внутренне присущий искусству принцип плимодальности обеспечивает единство направления ЕхАТ. Полимодальность искусства связана с природой воображения. Один и тот же человек двигается, слушает, видит, говорит. Органы чувств образуют единую телесную основу для различных форм творчества. А воображение диктует многообразие форм выражения. Воображение материализуется в игре и в творчестве.

     В одной из своих работ Ницше писал, что «В этом мире лишь игра, в которую так вовлечены дети и люди искусства, не зависит от моральных установок и вечно одинаково невинна. Только такая игра представляет и выражает суть таких процессов как возникновение (приход в бытие) и исчезновение, упорядочивание и разрушение. И так как играют дети и люди искусства, играет сам огонь вечной жизни».

     ЕхАТ позволяет обращаться к глубинным экзистенциальным смыслам и наиболее полным образом выражать суть и значение своего человеческого существования, таким образом утверждая жизнь в многообразии ее форм. Теория эстетики, философское осмысление бытия под влиянием работ Ницше и Хайдегера с их предшественниками и последователями по-новому позволяет осмыслить слова Достоевского, что красота спасет мир и возвратит в повседневную жизнь утерянное значение творческого самовыражения, поэтическое осмысление повседневности, чтобы жизнь наполнялась красками, полнотой проживания и радостью созидания.

     В небольшой статье совершенно невозможно охватить масштабность этого направления с ее современным философским осмыслением экзистенциальных смыслов и роли искусства. Помимо современных клинических исследовании ЕхАТ больше питают философские традиции феноменологической эпистемологии, эстетика и герменевтика, история искусств, этнология искусств, религиоведение и антропологическая психология, чем бихейвиоральные науки и клиническая психология. Мне хочется верить, что ЕхАТ, имея такое широкое философское и эстетическое осмысление человеческого бытия может обогатить как психотерапевтическую практику в целом, так и служить духовной подпиткой Сердца специалистов сферы помогающих профессий.

     В программе специализации по танцевально-двигательной терапии ЕхАТ проходит красной нитью, хотя и остается некой «теневой» поддержкой профессиональной подготовки. В дальнейших циклах наших обучающих программ эта область будет больше выходить на свет. Таким образом, если быть точными, то уже сейчас мы готовим не просто танце-терапевтов –это специалисты в области «dance-centered expressive arts therapy» – танце-центрированная терапия творческим выражением (в дальнейшем надеюсь найти более емкое название). Мы также планируем специализированный курс по ЕхАТ для уже практикующих арт-, драма-, музыко-, танце-, сказко-терапевтов. И конечно, же это направление особенно будет интересно людям искусства, которые ищут как связать свою преподавательскую деятельность с психологической, психотерапевтической. И если Вы чувствуете, что Вы человек творческий, а Вашему творчеству не хватает места в жизни, или Вы работаете с людьми, и чувствуете, что силы иссякают и Вам грозит синдром сгорания – терапия творчеством может быть тем, что может Вас поддержать и дать новые силы к развитию и к наиболее полной самореализации в жизни. Наше намерение – через танец привносить в повседневную жизнь все формы творчества… Может быть тогда на земле будет немного больше любви, так как без любви в сердце творчество не возможно…

Примечания

     [1] Бирюкова Ирина - практикующий психолог, танцевально-двигательный терапевт, докторант программы "Творческое самовыражение в терапии, образовании и бизнесе" Валлисского Университета (Швейцария).

     [2] Далее в тексте для обозначения Интермодальной Терапии Творческим Выражением (Intermodal Expressive Arts Therapies) , для краткости будет использоваться принятое в профессии сокращение – «ЕхАТ»

     [3] ЕхА – терапевт –так для краткости в тексте обозначен терапевт, практикующий интермодальную терапию творческим выражением