Книга Дейла Матерса "Аналитическая психология и цели и смысле жизни"

|
В июле в Москве прошла очередная конференция МААП, на которой была представлена книга Дейла Матерса "Аналитическая психология о цели и смысле жизни" в переводе В. Зеленского. В оригинале название звучит по-другому: "An Introduction to Meaning and Purpose in Analityiical Psychology". Дейл мне понравился. И дело тут даже не в том, что он буддист и везде ходит босиком, а на стуле сидит в полулотосе, демонстрируя почтенной публике грязные подошвы и кольцо на пальце ноги. Просто он очень естественный, настоящий. У него нет Эго и с ним легко общаться, несмотря на языковой барьер. Конференция в этом отношении напоминает египетский отель, где даже дворник "чуть-чуть" да говорит по-русски, только здесь все чуть-чуть говорили по-английски. Этого оказалось достаточно для общения - как говорится, было бы желание понять друг друга. В отличие от Дейла, книга очень непроста. Вычурный язык, сложные отношения "означающее", "означаемое"... Но вот я почти закончила - мне осталось каких-то 30 страниц (из 260), и я чувствую, что это было то, что нужно. Эта книга оказалась очень важна для меня. Что же в ней такого ценного, что я решилась рекомендовать ее здесь? Философия и игра, смысл и значение, знак и символ, конструкция и деконструкция, аналитическая школа и школа развития, самость и не-самость... и во всем этом компоте плавают маленькие инсайты. Они, инсайты, конечно же, мои личные - кто-то скажет: "Да что там нового? Старо,как мир." А для меня - открытие. Радует, что автор не скупится на примеры из практики, которые помогают понять, как системы значений могут открываться и закрываться в процессе игры двух самостей (аналитической сессии). Очень полезным оказался взгляд Дейла на Самость как на действие. Вообще, книга очень цельная. Поначалу я даже запуталась, но возвращалась к прочитанному, следуя логике автора и его "посылам": "А вот про это я уже говорил вот здесь, помните случай Майкла?" Получается настоящий диалог, что бывает не с каждой книгой: миф оказался отчасти общий. Я удивилась, что использованные Дейлом в книге примеры из литературы и фильмов мне знакомы. Я смотрела "Автостопом по Галактике" и знаю, что такое "Deep Thought", обожаю "Алису" Кэрролла, "Хроники Нарнии" Льюиса, читала "Бурю" Шекспира. Книга незаметно погрузила меня в другое время - время моего отрочества (английский - это язык моих 15-16 лет). Время Эго уступило времени Самости. В общем-то не навязываю, но если хотите, то первая глава есть на сайте МААП в библиотеке. И ради содержания можно даже простить ошибки типа "обоих сторон" или "понять понятие", про запятые и прочую мелочь не говорю. Мне, признаюсь честно, это мешает читать - я начинаю беситься, характер такой.
Чиффа, спасибо, увлекло. Можно обсудить.
Ютта, тоже читаете книгу?
Я бы хотела обсудить "светящееся - не светящееся" "присутствие - отстуствие". Матерс предлагает классификацию (не его классификация) типов взаимоотношений матери и ребенка в раннем детстве: наблюдали, как ребенок и мать реагируют друг на друга. Например, "светящееся присутствие" способствует развитию ощущающего типа, а противоположный вариант - "не-светящееся отсутствие" -  почему-то мыслительного (по Юнгу, противоположным ощущающему является интуитивный тип). Я даже нарисовала для себя схему:
http://narod.ru/disk/57335449001.5fe0498222081fb3d82b8aa7dc0c35c5/scan%206.jpg.html
Чиффа, нет, книги нет, всего лишь перевод первой главы, отзыв Хегая, ну и нашла записанные лекции Патерса. Вообщем-то увлекло его изложение, вроде все понятно, читано-перечитано, а тут как бы с новой стороны, с собственными образами, оперирует знаниями четко. 

А насчет "светящего-несветящегося присутствия-отсутствия" - не читала, но мысль интересная, хотя вот мысля пришла - я б предположила, как и Юнг, т.е. как некие внутренние инсайты, по типу интуиции, но не мышление.

ссылка не открылась.

и из лекций по супервизии: ...большую часть времени мы пасем наши мысли, размышления как серфинг, если мы делали это правильно. Но самая большая истина в серфинге - мы всегда падаем. 

мне нравится этот чел...

Чиффа, а есть книга?

 

сорри, что здесь, но тема завязана, ссылка:http://www.maap.ru/library/book/266/

обсудим?

пока читала внутри нарастала трибуна, флаги, транспаранты. может я чего не допонимаю, но видимо, ну, ни как без кумиров. И насчет мифа - типа долой? 

Ютта, согласна, про семиотику и зачем она нужна аналитику - пафосно. И потому нафиг.
Миф не долой, про миф не хотелось бы впопыхах.
Книга есть только в бумаге, куплена на конференции и подписана аффтаром. Вот у переводчика я не подписала, и, как выяснилось, зря. Теперь жалею, что у меня нет на последней странице его закорючки.  Купить книгу можно на сайте издательства - http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=164870
ДА! Я ДОЧИТАЛА! Шедевр творческой мысли ждал меня на предпоследней странице этой многострадальной книги. Мне искренне жаль, что такой текст (надо отдать должное, весьма сложный) был так... непросто подан на русский манер. Чтобы и вы оценили всю глубину символизма, печатаю весь абзац, ибо предложенный  на суд публики новый термин в оправе контекста его употребления приобретает просто изумительное звучание:
"... Ричард Нолл проделал здесь полезную работу по установлению связей между позицией "volkish" (хиппи девятнадцатого столетия) и встречами юнгианцев в Асконе. Проблемы возникли в силу использования следующего логического оператора: {вера без науки} означает, что "любая вещь может означать что-либо еще". Это - лентяйский способ толкования опыта, частично являющийся результатом расхаживания вокруг Самости - когда затевается только эротическая игра, после которой нет никакого полового акта, никакого освобождения через оргазм или творческую активность. Мы могли бы предложить выражение "мандализованный" для описания этой установки - когда настолько погружаются в символы и созидание значения, что забывают о том, что деятельность должна иметь социальную цель."
Поднимите руку те, кто по душевной чистоте и невинности подумал именно про мандалу, а не про м@нду? Я вами горжусь)))). Зато блин, какая глубина символизма раскрылась русской душе в невинной кальке с английского! Теперь-то я знаю, что надо говорить не "пизд@нутый", а "мандализованный"))).
Изюмительно, если еще знать этимиологию слова "пизд@нутый", смотрели? 

Чиффа, не травите.

Насчет мифа, хотелось бы обсудить.

И еще вопрос про лекции - этично ли выставлять материал супервизий на общее ознакомление?

Нет, не смотрела - надо просветиться. Супервизии у Матерса были и правда, сильные, но увы и ах - у меня нет материала. Если поделитесь - буду очень благодарна, с удовольствием пересмотрела бы снова.  Только, судя по приведенной вами фразе про серфинг - это была не супервизия, а  лекция. На супервизииях он про серфинг не говорил.
Нашла случайно в инете, ищите в майле по теме книги, наткнетесь.

Там и лекции, и материал супервизий.

не найдете, скину на почту. 

Чиффа 2012-07-23 19:11:00
Поднимите руку те, кто по душевной чистоте и невинности подумал именно про мандалу, а не про м@нду? Я вами горжусь)))). Зато блин, какая глубина символизма раскрылась русской душе в невинной кальке с английского! Теперь-то я знаю, что надо говорить не "пизд@нутый", а "мандализованный"))).
Зачетно!
Чиффа, подняли настроение!
_______

Nobody is perfect
Про мифы: 
В процессе анализа аналитик и пациент имеют дело с повествованием. Здесь важно не только то, что сообщает аналитику пациент, но и то, как именно он это сообщает. Р. Барт: «… изумляет само многообразие повествовательных жанров, которые, в свою очередь, способны воплощаться в самых различных субстанциях, так, словно для человека годится любой материал и он готов вверить ему свои истории: повествовать можно на естественном языке, как письменном, так и устном, можно повествовать при помощи движущихся или неподвижных изображений, можно прибегнуть для этого к языку жестов, а можно и синтезировать все эти субстанции; повествует миф, легенда, басня, сказка, новелла, эпопея, история, трагедия, драма, комедия, пантомима, живописное полотно (вспомним св. Урсулу Карпаччо), витраж, кинематограф, комикс, газетная хроника, бытовой разговор» (здесь и далее цитируется работа Ролана Барта «Введение в структурный анализ повествовательных текстов», потому что читала только ее, а надо бы – чтобы лучше понять Матерса, читать «Мифологии»). Так, например, в книге Матерс рассказывает, как один пациент помочился на крыльцо своего аналитика, выразив таким оригинальным способом то, для чего у него не было слов. И это тоже своеобразное повествование, как и миф. Теперь обратимся к 8 и 9 главам текста книги Матерса. Вот что он пишет про миф, следуя за Бартом: «Мифы имеют семиотическую форму силлогизма: если А равно В, а В равно С, то А равно С. Они образуют значение, оставляя что-то за бортом. Миф образуется из двух утверждений, свертывающихся в одно, составляя в результате сопряженное понятие. По правилу, первое утверждение называется «первичной системой», а второе – «вторичной системой». Пациент Матерса видит сон, который описывает так: "Я мальчик. Я вижу кота, застрявшего в бутылке". Здесь первичная система: «Я мальчик», вторичная – «Я вижу кота в бутылке». Миф образуется, когда означаемое в первой системе становится означающим во второй: «мальчик есть кот в бутылке». Таким образом, миф формирует язык и восприятие, и  с точки зрения Барта, все может быть мифологизировано, в том числе и "святой" стиральный порошок.  Так увязываются между собой первичная и вторичная системы, создаются другие (мифологические) значения путем "вычитания" одного значения.
Сам Матерс, как я поняла из примера, придерживается мнения  Джозефа Кемпбелла, противоположного мнению Барта, что два утверждения, собранные вместе, дают дополнительное значение, а не отнимают его.  Миф позволяет превратить знаки (закрытые системы значения) в символы (открытые системы значения), превратить буквальное "как" в "как если бы", и тем самым расширить значение и "открыть" его для нового смысла.
Мифы, по мнению Матерса,  представляют собой культурный аспект трансцендентной функции. Их задача - выражать невыразимое (архетипы), трансформируя тем самым болезненную реальность.
Интересен вот какой момент: " Конфликт между Фрейдом и Юнгом - пишет Матерс - был конфликтом между верой и иллюзией: Фрейд был верующим, а Юнг - иллюзионистом. На уровне мифологии это был конфликт между монистической, закрытой интерпретацией (ни что иное, как...) и плюралистической открытой интерпретацией (и то, и то...). Оба правы и оба не правы. Мифы способны открывать и (или) закрывать системы."
Пипец просто. Не помню, где шрифт регулируется (размер). Зато сразу видно, что я в ворде писала, а что - прям вот здесь.
Чиффа 2012-07-25 20:04:00
Фрейд был верующим, а Юнг - иллюзионистом
А Маттерс - трикстер-мистификатор, выдающий пустое за порожнее, полноту за шуньяту... ;)
 

умеете вы Сорела поддеть, точнее пришпилить, хоп! и бабочка всего лишь экземпляр, проткнутый иглой "света".

 

Посмотела фотографии с конференции, хорошее лицо у Дейла, очень открытое. Начала читать. Лена, спасибо за информацию, похоже будет интересно.
Ах если бы он был бабочкой!... Уж какая там игла - старый сачок и лассо... Ничто не помогает...
А он не тот, за кого себя выдает... Ножки босые, улыбка до ушей... Не прост, ох как непрост... Почти Протей... 
Эйдотеи на него нет...

есть такой момент встречаешь, видишь "чистого, незамутненного" и давай навешивать на него, вообщем-то сужу по тескстам и фото.

вот кстати и вопрос - мелкий у меня тоже к месту и не к месту садится в такую позу, может запросто сесть в общественной столовой, в транспорте. А тут, прям на лекции, да, еще босой. Так стоит ли приручать к нормальному сидению сына?

Ютта, думаю, "нормальное сидение" зависит от культурной составляющей. На Востоке в сидении в позе полулотоса нет ничего ненормального и общественно порицаемого. Я так и вообще мечтаю уметь так ноги скрючивать, но пока что дается с трудом после хорошей разминки. Другое дело, в школе вашего ребенка будут заставлять сидеть "с прямой спиной, подошвы ног - на полу по стойке смирно".
Что касается Дейла, то он  год прожил в Тибете, и, думаю, для него такая поза - естественна. Примите также во внимание и его бунтарское прошлое, на которое он намекает в книге, называя среднюю школу не иначе, как тюрьмой.

Чиффа, наши тибетские Ламы сидят в позе лотоса только тогда, когда дают буддийские учения в перемежку с медитациями. На обычных светских мероприятиях они без проблем сидят на стульях. И ходят в ботинках. А европейские мастера внешне ничем абсолютно не выделяются. Я уже так к этому привыкла, что когда вижу на картинке (потому как в жизни еще пока не встречала) лохматого волосатого бородатого мастера, настораживаюсь, но... с выводами стараюсь не торопиться.

Аспирина, я просто хотела сказать, что Дейлу так сидеть удобно, и он так сидит, нисколько не смущаясь. Как говорится, не было бы сколиоза)))