Отрубание головы (алхимия).

=
ОТРУБАНИЕ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКУ - представляет очень распространенный мотив в алхимии, где соотносится с отделением интеллекта от инстинктивной части психики. Обычно здесь подразумеваются две вещи: если вы отделяете интеллект от инстинктивных влечений, то следствием этого является определенная беспристрастность или объективность вашего подхода, что позволяет смотреть на собственный психический материал - влечения, порывы, мысли - без предубеждения. Интеллект дистанцируется, теряя бессознательную связь с остальной частью личности, и начинает выполнять роль безучастного зеркала. Но обезглавливание может означать также принесение в жертву интеллекта, отказ от желания понять, с тем, чтобы позволить иным формам осознания вступить в свои права. Если я постоянно думаю о взаимоотношениях с кем-либо, то это может привести к подавлению способности эмоционального осознания ситуации. Поэтому интеллекту иногда следует отойти в сторону и позволить другим формам жизни выйти на авансцену. Сновидение с отрубанием головы несет сообщение нам: слишком много интеллекта. Когда дело касается божественной тайны, необходимо поступиться желанием понимать все только интеллектом, и раз уж слово за иными способами понимания, то интеллекту следует помолчать и не выходить за пределы своей компетенции.http://orakul.ru/node/57
"Голова – это сосуд, в котором происходит процесс разложения и очищения, идентичный алембику (перегонному кубу). Калид советовал алхимику взять «Реторту, на которой ты должен разметить Алембик или Голову, через которую Пары смогут подниматься» («Книга Тайн»). В «Гробнице Семирамиды» упоминается о месте материи Камня, которая должна быть выпарена в «голову или Алембик». В «Consilium coniugii» («Соединение Супругов») пар во время очищения описывается как поднимающийся «через шею к  голове сосуда, что похоже на живого человека». Алхимический сосуд является аналогом человеческого тела, поскольку настоящий сосуд, в котором происходит трансформация, представляет собой самого человека. С конца шестнадцатого и до середины семнадцатого века глагол «to alembic» означало: «пытать (размозжить голову)». Шекспир уподоблял мозг - алембику как «голове» в «Макбете». Леди Макбет строит планы опоить стражников Дункана так, чтобы «воспоминание, скитание мозгов,

                                                           предстало дымом, а рецепт рассудка –

                                                           лишь в перегонном кубе». (1.7.66-8)

«Голова Мавра» - это название, данное перегонному кубу с самостоятельным подогревом и водно-охлаждающим навершием, из-за его сходства с тюрбаном Мавра.  

Отрубленная голова является так же символом алхимии. Смерть и растворение металла (или материи Камня) иногда обозначалась обезглавливанием философской птицы или короля. В «Химической свадьбе» Иоганна Андреа Христиан Розенкрейц был свидетелем того, как голова умерщвленного короля была помещена «в сундучок» с топором. Позже Христиан присутствует на обезглавливании птицы: «бедная Птица смиренно положила свою Шею на Книгу и с готовностью отдала свою Голову (одному из нас, которому выпал жребий) на отсекание». Каркающая или воронья голова является так же символом очищения и стадии nigredo. Отрубание головы символизирует необходимое отделение души от влияния земного притяжения тела, так, чтобы оно могло обрести мудрость и озарение духа. Отделение до озарения воспринимается адептом как сокровенная утрата, «смерть» для мира. «Красная голова» - это символ завершения Великого Делания, поскольку красный – это цвет стадии rubedo, когда завершающий процесс красный камень уже получен. Старый алхимический афоризм гласит, что магистерий в целом это такая работа, когда ноги - черные, тело – белое, а голова - красная. (Черный, белый и красный – три главных цвета стадий Великого Делания). На восьмом листе «Splendor Solis»(«Величие Солнца») Саломона Трисмосина представлен Эфиоп с черным телом, белой рукой и красной головой, выходящий из потока грязи и предложивший платье, окрашенное Тирским пурпуром* своей королеве»**.  http://www.3foldsun.com/ss8.jpg http://ru-alchemy.livejournal.com/102036.html

Ну в алхимии это довольно распространенный образ. Процесс трансмутации некоторыми авторами описывается, как охота на Зеленого Льва. И вот когда лев пойман, ему следует отрубить голову, которая называется "головой ворона", это действие символизирует уничтожение страстей и смерть низшей природы - так черный цвет после этой операции становится абсолютно белым. Ну а дальше понятно  :) http://www.mason.ru/newforum/index.php?/topic/12857-otrublennaia-golova/
Другим важным моментом является то, что прежде чем быть интегрированным в универсальное Бытие, посвященный должен пережить трансценденциюсвоего индивидуального Эго, мистическую смерть эмпирической, ограниченной личности. В Шактистских и орфических теологиях это символизируется отсечением головы, как средоточия Эго. В этом состоит мистический смысл изображения Всевладычицы Кали с мечом и   отсеченной головой. Отсечение головы играет важную роль уже в древнейших формах Дионисова культа.  Также и в греческой алхимической литературе, связанной с орфизмом "восстановлению состава, или "сочленению логоса", предшествует распадение состава или расчленение тела."[xxii] "В экстазе человек выходит из своей ограниченности, для него нет  времени и пространства <...>, он созерцает грядущее как настоящее".[xxiii]http://shaktism.narod.ru/pag.html

 

Ом Шрим Хрим Клим Айм Ваджра-Вайрочанияй Хум Хум Пхат Сваха! 

Однажды Parvati пошла искупаться в реке Mandakini со своими двумя дочерьми Jaya и Vijaya. После купания цвет Великой богини стал чёрным, потому что она была сексуально пробуждена. После некоторого времени две сопровождающие её дочери захотели поесть и попросили мать дать им немного еды.Богиня ответила: – "Я дам Вам еду, но, пожалуйста, подождите немного".
Прошло ещё некоторое время и дочери снова спросили о еде. Богиня вновь попросила их подождать, сказав им, что она находится в размышлении.
Подождав ещё немного Jaya и Vijaya опять обратились к матери: – "Вы – мать Вселенной. Ребёнок может брать от матери всё. Мать даёт своим детям не только еду, но также и одежду для тела. И потому, мы обращаемся с молитвой к Вам, чтобы Вы дали нам поесть. Вы известны Вашим милосердием, пожалуйста, накормите нас!"Слыша это, супруга Шивы сказала им, что она даст им что-нибудь, когда они придут домой. Но, дочери снова взмолились: – "Нам очень трудно справиться с голодом, о Мать Вселенной! Дайте нам еды, чтобы мы могли удовлетворить наш голод. O Милосердная дающая благо и удовлетворяющая желания".
Слыша этот отчаянный призыв, милосердная богиня улыбнулась и отсекла свою собственную Chinnamasta. голову. Как только она отсекла свою голову, её голова упала ей на ладонь левой руки. Из её шеи забили три струи крови и направились прямо в раскрытый рот отсечённой головы и рты её дочерей.
После выполнения этого действия все были удовлетворены и спокойно возвратились домой.
Благодаря этому поступку Parvati стала известна как Chinnamasta.
Chinna означает "отсекать", а masta (или mastaka) – "голова".Голова является центром, в котором осуществляется вся деятельность разума, поэтому отсечение головы символизирует остановку движения мыслей (вритти).
Чиннамаста изображают танцующей космический танец – тандава.
Это знаменитый танец Шивы, который он исполняет при разрушении Вселенной или феноменального мира. Чиннамаста представляет собой шакти Шивы-Кабандхи – того, кто разрушает феноменальный мир с наступлением пралайи (эпохи уничтожения).
Феноменальный мир представляет собой сцену, где проявляются все возможные мирские желания. Орудием этих желаний являются пять органов чувств, которые постоянно беспокоят наш ум. Поэтому, отсечение головы символизирует также остановку деятельности пяти чувств. Благодаря этому, в человеке начинает развиваться "шестое чувство", орган которого, как считают индусы, находится в Аджна чакре.http://www.abhidharma.ru/A/Ioga/Tantra/Content/Chinnamasta.htm
Получив голову горного духа, герой тем самым интегрирует ее знание и мудрость. Владея ими, он разрушает чары, в плену которых оказалась принцесса. Хотя она и освобождена от чар, но тем не менее еще не спасена, потому что символическая голова была понята героем только в негативной форме. Отсечение головы подразумевает отделение данного особого содержания от его коллективного бессознательного фона в результате интуитивного осознания героем специфического характера этого содержания. Таким способом герой интегрирует часть смысла, но понять этот смысл во всей его полноте, равно как и в связи с коллективным бессознательным, ему не под силу. Другими словами, несмотря на то, что он оказался способен различить (то есть отделить) скрытую за принцессой основную причину нарушения порядка и тем самым устранить ее, он все же не смог осознать ее суть; да ему, вероятно, никогда и не было известно о существовании бога древних германцев Вотана. Позитивный аспект полученной головы, т. е. более глубокое понимание того, кто одержим ею, мог бы проявиться лишь с помощью процесса трансформации — наподобие тогоб что происходит чуть позже в анимс.------------Образ горного духа наводит на мысль о Сатурне, символизирующем в алхимии темный, архаический, «все-еще-не-додуманный-до-конца» спор, который необходимо сделать достоянием сознания, то есть отрубленной головы. Сатурн суть голова, круглая вещь, или «разрушающая вода» (Зосима называет Сатурн омегой или головой). Судя по всему, этот динамичный горный дух все-таки не является богом, но жрецом или другим лицом, призванным служить богу. Он раб огненного колеса. Уже отнюдь не антропоморфная фигура Самости должна стоять за ним. Отправление культа в горном храме таит в себе опасность, потому что руководство богослужением здесь осуществляется коллективным бессознательным.http://www.syntone.ru/library/books/content/2846.html?current_book_page=11
Сновидение объединяет идею распятия на кресте с образом расчлене­ния. Такое объединение изображено на гравюре на дереве XIX века (рис. 38). Висящие на кресте отрубленные головы и конечности свидетельствуют о наложении образа распятия на миф о расчленении (например, Озириса). С психологической точки зрения, расчленение можно рассматривать как процесс трансформации, разделяющий первоначальное бессознательное содержание для сознательного ассимилирования. Иными словами, при расчленении первоначальное единство превращается в множественность ради пространственно-временной реализации существования. (См. ана­лиз единства и множественности в главе VI).В сновидении фигура Христа подвергается добровольному расчлене­нию или истощению. С точки зрения психологии сновидца, это означает, что идеальная или трансцендентная установка разрушается ради осуще­ствления адаптации к реальной жизни. С архетипической точки зрения, сновидение отображает добровольную жертву Самости как вечный образ, чтобы она смогла проявиться в сознании как энергия (магнитное силовое поле). Единство распадается на две пары полярных противоположностей, которые вызывают напряжение и конфликт, создавая в то же время энергию для реализации реальной жизни.http://www.e-reading.ws/chapter.php/1022173/20/Edinger_-_Ego_i_Arhetip.html
Юнг изучал символическое значение смены кожи в некоторых работах. В обсуждении символизма мессы Юнг цитирует видение Зосимы, алхимика третьего века, и находит параллели с трансформацией в мессе. В его видении священник сам приносит себя в жертву и проходит через трансформацию. Аналогия с мессой может быть усмотрена в образе священника, который сам разрывает себя на куски и поедает себя. Видение Зосимы производит странное и ужасающее впечатление при первом прочтении, но оно содержит истину о символическом назначении трансформации. Интересный пассаж есть в видении: «И снимает скальп со своей головы с помощью меча». Юнг пишет, что «Здесь скальпирование тесно связано с древними ритуалами сдирания кожи или свежевания и их магическим назначением»  (1942/1954: 228). Юнг ссылается на древние аттические земледельческие ритуалы, в которых с быка сдирают кожу, набивают ее и ставят чучело на ноги (там же 228). Юнг упоминает сообщения Геродота о распространенности ритуалов сдирания кожи у скифов. В толковании Юнга сдирание кожи означает «трансформацию из худшего состояния в лучшее и, следовательно, обновление и новое рождение» (там же 228). Юнг также видит прототип этого обновления в смене кожи змеей каждый год. Так что существует символическое значение сдирания кожи, относящееся к обновлению и трансформации. Но видение Зосимы содержит не только сдирание кожи, но и расчленение. Мне хотелось бы процитировать следующий пассаж: «Для этого некто явится внезапно рано утром, схватит меня и разрубит мечом, разделив на члены, но сохранив их порядок» (там же 227). Это описание видения Зосимы похоже на инициацию шамана. При инициации шамана расчленение и отсечение головы встречается довольно часто. В мифологии этот мотив мы находим в истории Осириса и Орфея. Так что видение Зосимы имеет отношение к шаманской инициации и трансформации.Хотя и сдирание кожи, и расчленение могут быть интерпретированы как символы обновления и нового рождения, есть существенная разница в исполнении ритуалов. Второй – более проникающий, радикальный и мгновенный, а первый – более поверхностный и занимающий много времени, оставляющий тело целым. Так что сдирание кожи менее агрессивно и мягче, чем расчленение. Потому что кожа, как считал Фрейд, относится к эго, ближе к сознанию и человеческому. Этот человеческий аспект проявляется в боли, хотя опыт боли кажется таким бесчеловечным. Так что в сдирании кожи время, боль и пытка играют важную роль. Но боль как эмоция и чувство помещает фокус внимания на человеческом бытии. Хотя нуминозное в до-модернистском смысле было чистым актом (действием или исполнением), значимым самим по себе, боль помещает нуминозное в переживающего субъекта. Поэтому Юнг сказал: «Аспект пытки соотносится с отстраненным и наблюдающим сознанием, которое еще не поняло реальное значение расчленения» (там же 272). Если усилить аспект боли, то современный и человеческий нюанс становится более заметным.   


Из предыдущей дискуссии можно сделать вывод, что сдирание кожи является символическим нуминозным ритуалом, имеющим корни в древних традициях. В этом ритуале само его исполнение является важным и нуминозным, а не эмоциональный опыт или боль. Как сказал Юнг, «Ритуал не имеет практической ценности» и «все божественное ценно само по себе» (там же 250). Если личность вырастет из невротических симптомов благодаря психотерапии, страх свежевания и ощущаемая боль, возможно, станут центральными темами для нуминозного. Юнг придавал нуминозному до-модернистский смысл, интерпретируя символизм действия и образа.http://maap.ru/library/book/83/

http://repin.info/taynye-znaniya/indiyskie-tugi-slugi-krovozhadnoy-bogini-kali