Мотив окаменения в сказках, мифах, литературе.

=
Автор: Флейта, дата: вт, 13/05/2014 - 07:30

"Стояние Зои" (городская легенда и кинофильм);
жена Лота (Библия, ВЗ);
деяния Кощея Б.;
...

 

— Сынок, дом Шарихубар находится па том склоне горы, который усыпан камнями. Не вздумай садиться на камни и произносить имя красавицы Шарихубар, иначе окаменеешь до колен. Окликнешь ее второй раз ― окаменеешь до пояса, в третий раз окликнешь ― превратишься в камень. И спасти тебя смогут только родственники. Потому и говорю тебе: не ходи к горе.

Но Гусейн не послушал старика и пустился в путь. Поднялся он на склон горы, видит ― весь склон усыпан камнями и там множество окаменевших мужчин. Юноша окликнул красавицу Шарихубар. «Хворь и яд тебе», ― послышалось в ответ, и он до колен окаменел. «Шарихубар!» ― окликнул он второй раз. «Хворь и яд тебе», ― послышалось опять, и тут же Гусейн окаменел до пояса. Когда он произнес имя красавицы в третий раз, он едва успел услышать отзыв: «Хворь и яд тебе» ― и тут же окаменел.

А Гулизар тем временем не дождалась брата и отправилась его искать.---------------------— Поехал он за красавицей Шарихубар, и она превратила его в камень. Ты одна сможешь оживить своего брата. Ступай по дороге, выйдешь к ущелью. Захвати с собой веревку. Ты узнаешь своего брата по его золотым кудрям. Обвяжи его веревкой, затем крикни: «Шарихубар!» ответ послышится: «Милый». Твой брат и остальные люди оживут до колеи. Когда ты произнесешь имя красавицы второй раз, ты опять услышишь одно лишь слово: «Милый». Тогда твой брат и остальные пленники оживут до пояса. Но ты должна и в третий раз назвать ее по имени и дождаться отзыва «Милый». Тогда все окаменевшие люди оживут, но они будут безумны и станут метаться, потом разбегутся в разные стороны. Ты крепко держи своего брата. Если не сумеешь его удержать, то никогда больше его не увидишь.

Девушка попрощалась со стариком и пустилась в путь. Доходит она до горы, видит ― весь склон в камнях. Узнает она среди них своего окаменевшего брата, подходит, встает рядом с ним, кричит:

— Шарихубар, Шарихубар!

Шарихубар отвечает: «Милый». Люди зашевелились, ожили до пояса. Когда она крикнула второй раз, люди ожили до колен. Тут она крепко обвязала брата веревкой. И когда она окликнула Шарихубар в третий раз, все люди ожили и, обезумевшие, разбежались. А сестра крепко держала связанного брата.

— Гусейн, это я, Гусейн, это я, Гулизар, ― говорит она ему.Долго обезумевший юноша трясется, дергается. Но постепенно приходит в себя, узнает свою сестру. Она его развязывает, они обнимаются, целуются и тихо спускаются со скалы вниз к Шарихубар. Спускаются, здороваются с ней. Шарихубар не одним сердцем, a тысячью сердец влюбилась в златокудрого юношу. Собрала она все свои богатства и отправилась вместе с Гусейном и Гулизар.

Курдские сказки, легенды и предания http://www.rulit.net/books/kurdskie-skazki-legendy-i-predaniya-read-202889-26.html

Автор: Флейта, дата: вт, 13/05/2014 - 08:08

Марфа-М. 2014-05-13 08:43:34
"Стояние Зои" ---------Мнение психиатра о "каменной Зое": «Классический кататонический синдром
Попытки дать рациональное, медицинское, научное объяснение в таких случаях всегда делаются, но потребность в этом мотиве, видимо, существует, не даром был снят фильм ("Чудо"), где одним из главных мотивов является мотив греха (проступка), чудесного наказания окаменением и исцеления (на Пасху) - все как в сказках.

– Что ж, – говорит Олененок, -скажу, но да не будет вам в тягость, что я столько трудился для вашего счастья, а вы же меня губите. В ту ночь, как отдыхали мы в поле, – начал Олененок,– прилетели три голубя, сели на ветку и заговорили. Один сказал: как подъедут, вышлет царь-отец ружье сыну выстрелит ружье и убьет его. Кто выдаст нас, окаменеет.

Сказал это Олененок и окаменел по колени.

Поняли все, просят его:

– Не говори больше, не надо! – Нет, сказал Олененок, – говорить, так до конца. А второй голубь сказал: вышлет царь-отец коня, упадет сын с коня и убьется... Сказал и окаменел по пояс. – Не говори, – просят все, – не надо! – Нет, – говорит Олененок, – надо было верить мне, а теперь поздно. А третий голубь сказал: ночью, как войдут молодые в опочивальню, придет гвелешапи и съест их...

Сказал это Олененок и окаменел весь. Плачут, убиваются отец с сыном, да уж чем горю помочь?

А Елена Прекрасная уж тяжелая ходит. Да только не радует то сына царя. «Нет,– думает он, – должен вернуть я жизнь верному другу, чего бы мне это ни стоило».

Встал он, надел железные каламаны, взял в руки железный посох и пошел.

Ходит, спрашивает всех:

– Как оживить моего окаменевшего друга? Устал он, присел у одного леса отдохнуть немного. Вдруг выходит из чащи старик. Спросил и его сын царя, как друга спасти. Сказал старик:

– Куда ты идешь? Его спасенье у тебя дома. Не понимает сын царя, в чем же то спасение. А старик и говорит:

– Не знаешь ты, что родился у тебя сын, золотокудрый мальчик. В нем-то и есть спасенье твоего друга. Убей его в колыбели, свари, обдай той водой окаменевшего друга – оживет.звращается сын царя.

«Что ж, -думает, -дети еще будут, а друга да брата уж не найду».

Пришел, видит – лежит сын в колыбели, как месяц светится. Так и блестят золотые кудри у мальчика.

Сказал жене:– Елена Прекрасная, так и так научили меня. Согласилась и она:

– Только бы оживить нашего Олененка.

Сделали все, как велел старик.

Шевельнулся Олененок, открыл глаза, ожил.

Наутро подошла Елена Прекрасная к его колыбели – мать ведь она, болит у нее сердце за сына, хоть и принесла его в жертву, – видит: шевелится что-то в колыбели. Отвернула полог, а там живой ребенок.(Сказка об Олененке и Елене прекрасной)---------------------------------------Тут Иван-царевич так озлобился, что никого и слушать не стал; приказал позвать палача и немедленно казнить Булата-молодца.

— Ах, Иван-царевич! Коли ты хочешь меня палачом казнить, так лучше я сам помру. Позволь только три речи сказать.

Рассказал Булат-молодец про первую ночь, как в чистом поле прилетали двенадцать голубиц и что ему говорили – и тотчас окаменел по колена; рассказал про другую ночь – и окаменел по пояс.

Тут Иван-царевич начал его упрашивать, чтоб до конца не договаривал.

Отвечает Булат-молодец:

— Теперь все равно – наполовину окаменел, так не стоит жить!

Рассказал про третью ночь и оборотился весь в камень.

Иван-царевич поставил его в особой палате и каждый день стал ходить туда с Василисой Кирбитьевной да горько плакаться.

Много прошло годов; раз как-то плачется Иван-царевич над каменным Булатом-молодцом и слышит – из камня голос раздаётся:

— Что ты плачешь? Мне и так тяжело!

— Как мне не плакать? Ведь я тебя загубил.

— Если хочешь, можешь меня спасти; у тебя есть двое детей – сын да дочь, возьми их зарежь, нацеди крови и той кровью помажь камень.

— Иван-царевич рассказал про то Василисе Кирбитьевне; потужили они, погоревали и решились зарезать своих детей.

Взяли их зарезали, нацедили крови и только помазали камень, как Булат-молодец ожил.

Спрашивает он у царевича и его жены:

— Что, вам жалко своих деток?— Жалко, Булат-молодец!

— Ну, пойдёмте, в их комнатку.

Пришли, смотрят, – а дети живы! Отец с матерью обрадовались и на радостях задали пир на весь мир.(Ненаглядная красота)

— Эта птица — мне родная сестра; много она творит всякого зла и на мое царство беду наслала — весь народ мой окаменила. Слушай же: вот тебе книжка, становись вот тут и читай ее с вечера до тех пор, пока петухи не запоют. Какие бы страсти тебе ни казалися, ты знай свое — читай книжку да держи ее крепче, чтоб не вырвали, не то жив не будешь! Если простоишь три ночи, то выйду за тебя замуж.— Ладно! — отвечал солдат.Только стемнело, взял он книжку и начал читать.Вдруг застучало, загремело — явилось во дворец целое войско, подступили к солдату его прежние начальники и бранят его и грозят за побег смертью; вот уж и ружья заряжают, прицеливаются. Но солдат на то не смотрит, книгу из рук не выпускает, знай себе читает.Закричали петухи — и все разом сгинуло!На другую ночь страшней было, а на третью и того пуще: прибежали палачи с пилами, топорами, молотами, хотят ему кости дробить, жилы тянуть, на огне его жечь, а сами только и думают, как бы книгу из рук выхватить. Такие страсти были, что едва солдат выдержал.Запели петухи — и наваждение сгинуло!В тот самый час все царство ожило, по улицам и в домах народ засуетился, во дворец явилась царевна с генералами, со свитою, и стали все благодарствовать солдату и величать его своим государем.http://hyaenidae.narod.ru/story3/142.html
Если хотя бы вкратце рассмотреть символику камня и статуи, то в алхимической традиции и то и другое имеют более положительное значение. Вообще говоря, камень символизирует интрапсихический образ Бога во всей его целостности, образ спасителя, богочеловека, который по своему описанию часто оказывается даже более совершенным, чем Христос. Символические значения статуи в основном те же самые: она символизирует воскресшего богочеловека, или антропоса, воскресшего Осириса, а также полноту соединения духа и материи. В нашей современной западной цивилизации этот важный центральный религиозный символ был утрачен, вытеснен, побежден рационализмом и материализмом. Именно поэтому он появляется в сказке как блок, препятствующий полному соединению королевской четы в королевской опочивальне.Превращение в камень верного Иоганна можно наблюдать везде, где доминирующий закон сознания не признает все время изменяющийся характер бессознательного, ибо такая неспособность видеть оказывает такое воздействие на бессознательное, которое заставляет его окаменеть: эта неспособность видения порождает нереалистичную и ригидную точку зрения. Всякий раз, когда мы теоретизируем в отношении бессознательного и чем больше считаем слова только средством описания, тем больше превращаем бессознательное в камень, и тогда оно уже не может проявляться в качестве жизненной силы. Воздействие любой теории может сделать его статичным, не давая возможности его спонтанному проявлению.Мария Луиза фон Франц5. Камень или статуя
Автор: Маша, дата: вт, 13/05/2014 - 15:21

"У стены начинался склон, на котором я обнаружил вросший в землю большой камень — мой камень. Часто, сидя на нем, я предавался странной метафизической игре, — выглядело это так: "Я сижу на этом камне, я на нем, а он подо мною". Камень тоже мог сказать «я» и думать: "Я лежу здесь, на этом склоне, а он сидит на мне". Дальше возникал вопрос: "Кто я? Тот ли, кто сидит на камне, или я — камень, на котором он сидит?" Ответа я не знал и всякий раз, поднимаясь, чувствовал, что не знаю толком, кто же я теперь. Эта неопределенность сопровождалась ощущением странной и чарующей темноты, возникающей в сознании. У меня не было сомнений, что этот камень тайным образом связан со мной. Я мог часами сидеть на нем, завороженный его загадкой" (Юнг ВСР)

===

"Башня сразу стала для меня местом зрелости, материнским лоном, где я мог сделаться тем, чем я был, есть и буду. Она давала мне ощущение, будто я переродился в камне, являлась олицетворением моих предчувствий, моей индивидуации, неким памятником aere perrenius (прочнее меди). С ее помощью я как бы утверждался в самом себе"(Юнг ВСР- Башня)

Но до изучения такой эволюции будет весьма ценно охарактеризовать под тремя заголовками три формы тревоги, которые свйственны онтологически неуверенной личности;
поглощение, рызрывание и окаменение.3) Окаменение и деперсонализация
При использовании термина "окаменение" можно извлечь большое количество смыслов, содержащихся в этом слове:
1.Особая форма ужаса, при которой человек каменеет, то есть превращается в камень.
2. Боязнь, что это случится, то есть боязнь возможности превратиться или быть превращенным из живой личности и мертвый предмет, в камень, в робота, в автомат, без личностной автономии действия, в вещь, не обладающую субъективностью.
3. "Магический" акт, посредством которого можно попытаться превратить кого-то другого в камень; и, в расширенном смысле, акт, посредством которого человек отрицает автономию другой личности, игнорирует ее чувства, рассматривает ее как вещь, убивает в ней жизнь. В этом отношении, вероятно, лучше говорить о деперсонализации человека, или его овеществлении. К человеку относятся не как к личности, обладающей свободой воли, а как к вещи.В другом сне происходит окаменение других, предвкушающее собственное окаменение спящей:
"...одна двадцатипятилетняя девушка видела во сне, как она готовила обед для своей семьи из пяти человек. Она только что подала его и теперь звала к столу родителей, братьев и сестру. Никто не отвечал. Вернулся лишь ее голос, словно это было эхо из глубокой пещеры. Она нашла внезапную пустоту в доме жуткой. Она побежала на второй этаж дома искать семью. В первой спальне она увидела двух сестер, сидевших на своих кроватях. Несмотря на ее нетерпеливый зов они оставались в неестественно неподвижных позах и даже не отвечали. Она подошла к сестрам и захотела их встряхнуть. Вдруг она заметила, что они представляют собой каменные изваяния. Она в ужасе убежала и рванулась в комнату матери. Ее мать тоже превратилась в камень и, застыв, сидела в кресле, уставившись в пустоту остекленевшим взглядом. Спящая побежала в комнату отца. Тот стоял посредине кабинета. В отчаянье она бросилась к нему и, желая получить от него защиту, обняла за шею. Но он тоже оказался сделанным из камня и, к ее крайнему ужасу, превратился в ее объятиях в песок. Она проснулась от абсолютного ужаса и была столь потрясена пережитым во сне, что несколько минут не могла шевельнуться. Тот же самый жуткий сон снился пациентке четыре раза подряд на протяжении нескольких дней. В то время она явно была душевно и физически здорова. Родители обычно называли ее "солнцем всей семьи". Десять дней спустя после четвертого повторения сна пациентка заболела острой формой шизофрении с проявлением тяжелых симптомов кататонии. Она впала в состояние, чрезвычайно похожее на физическое окаменение ее семьи, которое видела во сне. Наяву ее одолевали модели поведения, которые во сне она просто наблюдала у других людей". Рональд Лэнг «Расколотое «Я» 3. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ
Горгона в мифах и сновидениях SagiS: Ну, сверимся сначала со словарем символов:В греческой мифологии одна из трех ужасных сестер Горгон, чья внешность была столь устрашающей, что всякий, кто бросал взгляд на нее, превращался в камень. У нее были широко раскрытые глаза, клыки вместо зубов, ее язык всегда был высунут, и вместо волос у нее вились змеи. Медуза была обезглавлена Персеем, но и после смерти ее голова сохранила способность превращать в камень. Это было причиной ее использования на щитах воинов и в других случаях - в качестве защитного талисмана. Миф повествует также о том, что Минерва, бывшая защитницей Персея, поместила голову Горгоны на своей эгиде - своего рода тунике из козьей шкуры, окаймленной змеями. Ее часто можно видеть в греческой вазовой живописи. В более позднем искусстве голова становится обычной характерной особенностью щита Минервы. Иногда она встречается в качестве "портретного этюда" в барочной живописи, а также в мраморе и бронзе Сама Медуза - персонаж хтоничный, представляет один из аспектов Ужасной Матери, то есть опасного, но плодотворного бессознательного. Волосы-змеи, то, что есть три горгоны, выдают в ней и лунную символику, напомним, что Луна - планета Анимы. Вероятно есть связь с колдовством, магией, ну и как следствие - с Гекатой. Камни в данном случае, по-моему, имеют значение как "кости земли". Это абсолютное бытие, тотальное...но камни не плодоносят. Каменистая почва не приности плодов. То есть камень, возможно, в данной ситуации означает отсутствие дальнейшего развития и жизни, консервирование. Не знаю какова была судьба окаменелых после убийства Медузы, если они ожили - то это выход из застоя, тупика. В силу своей абсолютность камень представляет ТАКЖЕ (кроме много другого) - законченность формы, когда дальше развиваться некуда. С одной стороны это тотальность, целостность и индивидуальность ("философский камень"), опора всего ("кости земли") но с другой, в силу амбивалентности любого символа, - остановку, застой и прекращение жизни (возможно на время), и даже смерть. В силу того, что в мифе о Горгоне это отрицательный символ, то мы имеем ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ застывание в абсолютных формах, консервирование различных функций бессознательным.javis: Можно попробовать найти общие моменты в мифах или сказках, в которых встречается тема подобного "окаменения". Интересует не столько сюжет мифа, сколько сам механизм окаменения. Помимо Горгоны, такими свойствами обладают василиски. Если пойти немного дальше и допустить, что лед - это тоже камень, то замерзание тоже суть окаменение. В этом случае Морозко нам тоже подходит. Или это уже слишком? SagiS: Морозко из соседней темы действительно кажется похожим, но... Он мужского рода, в отличии от Медузы, и является более положительным персонажем, неким "патроном". К тому же застывание у него активное то есть он сам охлаждает и морозит. У Медузы -пассивное , не она превращает в камень, а тот, кто на нее глядит, превращается (согласно мифу - от страха). Очень ярко представлена пассивность женского начала и активность мужского. Василиски, кстати, по одной из версий произошли от крови Медузы, пролившейся в пустыню. Они скорее представляют собой стадию нигредо, как смесь петуха (нелетающей птицы) и змеи. Однако они превращают в камень своим пристальным взглядом, в отличии от Медузы.Из Марии Луизы фон Франц ("Процесс индивидуации"): "..В сновидении зеркало может означать способность подсознания объективно "отражать" личность сновидца, открывая перед ним такой взгляд на себя, которого у него никогда не было. Только через подсознание можно взглянуть на себя таким образом. (При этом увиденное часто шокирует разум и повергает его в крайнее расстройство), что напоминает древнегреческий миф о Медузе Горгоне, чей взгляд обращал человека в камень, и на которую можно было смотреть только через зеркало.. ...Когда камень отполирован до блеска, он превращается в зеркало, и медведица может посмотреться в него. Это означает, что только принимая земные проблемы и страдания, человеческая душа может стать зеркалом, в котором божественные силы могут увидеть себя.." То есть подытоживая, можно сказать следующее: "Убить", то есть свести на нет, влияние "дикого", "ужасного" бессознательного (аффекты и проекции), можно только взглянув на себя ЧЕСТНО - в зеркале, встретиться со своим "зеркальным отражением" - внутренним Я. Зеркало в данном случае символизирует осознание, с помощью которого и "рассасываются" проекции.http://jungland.net/nuke_forum.html

Да, Маша, спасибо за отрывок. Когда искала мотив окаменения в юнгианстве невольно сталкивалась с двумя сторонами камня, камень, как самость, как жизнь, вечность и камень как смерть, остановка, застывание. Возможно, камень (минерал) настолько далеко отстает от обычного сознания, настолько чужероден, глубинен, находится за гранью понимания, что несет оба эти смысла.Нашла на эту тему статью, которая лучше всего отражает мотив камня-окаменения.:"Метаморфоза – превращение из одной формы в другую: избожественной и человеческой в растительную и животную. У Овидия тела мужчин и женщин умирают, чтобы превратиться во что-то другое. Один из персонажей Овидия говорит: всё меняется.

Пифагор говорит об изменениях не как о прогрессе и регрессе, а как о процессе. Парадокс в том, что единственное постоянное – постоянство изменений. Для него все изменения неизбежны.

У Овидия – нет: многие боги и богини могут меняться сами. Изменения людей могут быть дарованы как награда и наказание, в изменение убегают от невыносимых условий. Овидий подчёркивает телесное, а не психическое изменение, но оно лишь сопутствуеттелесному, являясь его эпифеноменом.

«Метаморфозы» включают много мифов, когда тело человека превращается в камни – минералы. Это неподвижные объекты как наказание. Это может быть метафорой эмоционального состояния, нечеловеческое качество эмоциональной установки – бесчувственной, бездумной, равнодушной, жестокой.

Онтологически камни не имеют мира, у них нет доступа к миру: камень прикасается к земле, он лежит на ней, не ощущая её. они бесчувственны, неодушевленны. Всё, что окружает камень, недоступно для него (Хайдеггер).Человек никогда не рассматривает объекты, в том числе камни, как неодушевлённые. Было бы неправильно просто отмахнуться от этого как от простой метафоры о психическом состоянии в мифе.

Юнг и его размышления о камне – кто камень, а кто мальчик, сидящий на камне. Для Юнга-мальчика быть камнем – всё равно, что стать таким спокойным, как камень: он не знает сомнений и колебаний, он существует тысячи лет, а я – явление преходящее. Значит, во мне есть нечто столь же устойчивое и вечное, как этот камень.

Это пример об одушевлённом объекте, у которого есть Я, и он может говорить. Это воображаемая игра, в которой есть неизменное и временное.

Элиаде говорит: он вечен и постоянен во времени и непостоянстве.

В воображении Юнг совершает перестановку себя и камня, что не смог сделать Хайдеггер. Это защита от эмоциональных переживаний. В дальнейшем его занятие алхимией придало новый смысл камню: «Превратите себя в философский камень», то есть в психологический камень.Несмотря на то, что нет названия психологической защиты «окаменение», об этом говорит Лэйнг: оцепенение от ужаса, уход от этого ужаса, а также деперсонализация, «превращение в камень», в вещь другого, чтобы не испытывать от общения с ним ужаса. Он рассматривает это как бессознательный процесс. Сон об окаменении всей семьи у 25-летней женщины, который она видела 4 раза подряд в течение 10 дней, после чего она была госпитализирована с острой формой шизофрении в состоянии «окаменения».Сирлз тоже описал пациентку, ожидавшую наступления психоза. Ей лицо напоминало камень, и её тревога предотвращала её превращение в камень, которое она понимала буквально; как и все психотики, она не различала буквальность и метафору.

Несмотря на то, что камень и скала по сути – одно и то же, но камень как метафора обычно негативна, а скала – позитивна. Клиентка Адамса, у которой умер муж на руках, плакала и говорила, что её муж был для неё скалой – нерушимой, твёрдой, на которую можно было опереться.

Юнг говорил, что архетипическое содержание выражает себя в метафоре, а Хиллман, что всё – метафора. Это значит, что что-то соответствует другому, но не буквально, а всерьёз. Принимать всерьёз, говорит Юнг, не значит буквального соответствия и равенства.Скала – значимая метафора в Библии. Христос – скала. Петр – камень, на котором создаётся церковь.

Та девушка в анализе оказалась местом без скалы и наковальней без молота. Две другие женщины использовали эту метафору как защиту от переживаний и тоже чувствовали себя камнем без скалы. За одной из них начал ухаживать начальник, который ей нравился, но был женат. Она не хотела разрушать семью и «превращалась в камень», когда он касался её, обнимал и щекотал. Вторая женщина приехала в Нью-Йорк из Аргентины и раскрылась, ожила. Она познакомилась с парнем из Аргентины – и снова стала камнем, так как жизнь с ним всё равно, что снова вернуться в Аргентину. Она стала бесчувственной скалой. Но, когда она увидела его с другой девушкой, она стала бросать в енго камни – и снова ожила.

Другой клиент, ощущавший себя скалой, имел после сна в активном воображении разговор с братом. Его смысл: сновидец должен был взять на себя то, что всю вину за свою жизнь вешал на брата, который был, как скала. Он превратился в воображении в чёрную скалу: «И что ты собираешься делать со скалой?» - «Я мог бы отойти, высечь статую, отполировать и любоваться или поклоняться ей». Все эти возможности заключены в скале.Поклоняться скале – чёрный камень в Каабе, которому поклоняются мусульмане. До ислама арабы поклонялись скалам и камням. Если это была статуя, то её называли идол или образ. Когда они путешествовали, то на остановках брали 4 камня, саамы красивый называли богом и приносили ему жертву, а на остальных разводили очаг.

Магомет разрушил все идолы и установил чёрный полукруглый камень. Арабы отрицают, что поклоняются камню, а не аллаху в нём.

Современные люди настолько же мифологичны, как и древние, так как мифологично само коллективное бессознательное.

Вопрос к студентам-психологам: за что вам платят? Один из ответов: за изменения.

Но не все люди любят изменения. Многие приходят в анализ для того, чтобы помогли сохранить всё как естьСирлз описывалпсихотического пациента, который оказывал сопротивление анализу, как скала.

Фрейд и Юнг говорили, что в анализе происходит трансформация сознания. Одна из главных работ Юнга в названии имеет слово «трансформация». Это психическая трансформация, в отличие от метаморфоз Овидия. Хиллман сомневается в том, что изменения – главная цель анализа. Неизменность как скала в психике – очень важная её часть, которая должна оставаться такой в любом состоянии. Главное в терапии – отделить неизменяемую часть психики, её скалы, от того, что изменяется. Это скалы характерологические в отличие от идиосинкразий, которые должны подвергнуться изменению.Психоаналитикам и юнгианцам главное не – менять или не менять психику, а оставить клиенту возможность испытать неопределённое состояние, из которого он может найти собственный выход.Вопрос из зала: Какие части психики неизменны?

Ответ:

У каждого своиИндивидуация – это дифференциация, и у каждого свои скалы, складывающиеся в течение жизни. Они позитивны – не всё в психике должно меняться. Аналитик не должен пытаться изменить клиента. К этому ближе буддисты и взгляд Юнга на то, что ответственный за изменения и процесс объект – не в аналитике, а в психике самого клиента. мы рассматриваем сны, фантазии клиента, чтобы видеть то, что сама психика ему говорит, чтобы затем передать это знание ему самому, чтобы он решил, меняться ему или нет, в чём он свободен выбирать сам.Майкл Ванной Адамс

Метафора для метаморфозы. Изменение в мифе и психике

Автор: Маша, дата: вс, 18/05/2014 - 10:55

"В мифологии классическим примером, подчеркивающим важность отделения субъекта от объекта с помощью рефлексии, может служить миф о Персее и Медузе, из которого следует, что прямо взглянуть на Медузу — значит превратиться в камень. Медуза олицетворяет психическое содержание, разрушающее эго; одолеть Медузу можно лишь в том случае, если смотришь на ее отражение в зеркальном щите, которым Афина снабжает Персея.На мой взгляд, зеркальный щит Афины символизирует процесс развития человеческой культуры, избавляющей человека от деструктивного страха перед грубым, примитивным существованием, которое олицетворяет Медуза. Язык, искусство, драма и познание дают человечеству зеркало, позволяющее психике развиваться. Слова Шекспира о театре верны для всех форм культуры, которая держит зеркало перед природой .Шиллер определяет функцию искусства аналогичным образом: " Глубинная цель подлинного искусства не только в том, чтобы перенести человека благодаря мимолетнему сновидению в мир свободы, но и в том, чтобы сделать его действительно свободным. Оно достигает этого, пробуждая, упражняя и развивая в нас способность отодвигать в объективную даль чувственный мир, который, в противном случае, начинает тяготеть над нами в виде грубой материи и подавляет нас, подобно слепой силе"-( Эдингер "Творение сознания")http://jungland.net/node/1743

Автор: Roha, дата: ср, 21/05/2014 - 17:45

Эта неопределенность сопровождалась ощущением странной и чарующей темноты, возникающей в сознании.Темнота пра-материя? Камень -  как  индивидуальная форма самости. Пока свет не упал на камень - нет  предмета  для осмысления, но как только луч света  появится и осветит что-то рядом с человеком на его камне - появится и реакция на окружающее. Эта реакция не будет зависеть от хаоса, потому что уже есть камень-основание личности.
Мюррей Стайн "Юнговская карта души", 2 гл: "...комплексы не позволяют делать то, чего хочет Эго. Они неподатливы. Они подобны застывшим образам - воспоминаниям травматического опыта". Это тоже об окаменении, по-моему.

Давая характеристики богам центральноамериканских индейцев, Арто обозначает специфику этой культуры как мир, "где камень оживает", тем самым противопоставляя ее европейской, обозначенной архетипом соляного столпа. Культура индейцев - "мир органической цивилизации, в котором жизненные силы выходят из состояния покоя, - этот человеческий мир внутри нас участвует в пляске богов, без оглядки, не поворачиваясь назад, не боясь, как мы, превратиться в рыхлый соляной столп" (IV, 16). 
Соляной столп - образ, хорошо известный благодаря Библии. Ангелы сообщают праведнику Лоту, что город Содом будет подвергнут каре и ему следует уйти вместе с женой и дочерьми. При этом поставлено условие "не оглядываться назад". "Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом" (Бытие, 19:26). История Лота и его дочерей использована Арто в статье "Режиссура и метафизика". Каменные столпы, представляющие собой окаменевшие человеческие фигуры, можно считать общепринятым примером архетипа. Подобные сюжеты имеются почти во всех мифологиях. Наиболее известен античный сюжет об Эвридике, окаменевшей вследствие нарушения Орфеем запрета оборачиваться по пути из Аида. Мотив окаменения всегда связан с нарушением запрета. Так, например, в фольклоре саамов шаман (нойда) нарушает условие тишины (запрет шума) и превращается в камень. Для Арто подобный архетип имеет два значения. Во-первых: камень, в котором заключена жизнь (способность вещи ожить). Во-вторых: опасность оборачивания назад, сформированная данным архетипом. Задача состоит в преодолении страха. Ведь сзади находится тот самый Двойник, который руководит пляской богов. Встать с ним лицом к лицу, отождествиться с ним - предназначение человека, реализовать которое мешает страх. Архетип соляного столпа используется также Ежи Гротовским, который сравнивает состояние зрителя в театре с необходимостью обернуться, невзирая на опасность окаменения: "все наши поступки в жизни служат утаиванию правды, не только от других, но также от самих себя. Мы убегаем от правды о себе, а тут нам предлагают остановиться и смотреть. Нас охватывает страх пред превращением в соляной столп наподобие жены Лота, когда мы повернемся, чтобы разглядеть правду" [25]. http://teatr.scaena.ru/page.php?id=673
Инна Беленькая: Происхождение мифо-религиозных представлений о камнях в контексте культурогенеза http://club.berkovich-zametki.com/?p=10673

Весь сон я наблюдала со стороны, от третьего лица.

Сначала я увидела большой полуосвещенный спортивный зал, в котором находился весьма симпатичный мужчина. Почти сразу в зал вошла девушка, которая была явно хорошо знакома с мужчиной, и начала с ним флиртовать. Мужчина постепенно заводился и пытался перевести флирт в петтинг с последующим развитием событий. Однако девушка постоянно охлаждала его пыл и держала дистанцию. Неожиданно мужина впал в бешенство и, подмяв девушку под себя начал её насиловать. В этот момент меня удивила его невероятная физическая сила.

В процессе изнасилования мужчина постепенно превратился в огромного волкообразного зверя, который тут же начал рвать жерву когтями и клыками. Кровь лилась ручьями. Я видела лохмотья мяса покрывшие тело девушки. Я ожидала, что девушка вот-вот погибнет, а зверь сожрёт то, что от неё останется. Однако постепенно девушка сама превратилась в зверя и стала в ответ рвать оборотня когтями и зубами.

Затем во сне был временной провал. Следующая сцена - два огромных зверя покрытых многочисленными ранами бегут за поездом который весь светится красным светом. Я знаю этот поезд по другим своим снам, обычно в первом его вагоне  едет сам дьявол или другое воплощение всеобщего зла. И этот поезд никогда не останавливается.Два зверя догнали этот поезд и ворвались внутрь, убивая всё на своём пути. Я откуда-то знала, что им необходимо добраться до первого вагона до рассвета. Дальше опять провал.

Следующая сцена - голый ранненый мужчина лежит под мостом в луже собственной крови. Немного позже его, оказав первую помощь, забрали друзья. Из разговора мужчины с друзьями я поняла, что девушка в облике зверя окаменела с наступлением рассвета. Она осталась навсегда в зале одного из вокзалов. За позу: зверь сидит, уши настороженны, на морде, обращенной к перрону выражение трепетного ожидания - эту статую в народе назвали "Наш Хатико".-------------------------------------Секс в снах, как и еда в снах означает принятие в себя каких-то содержаний с целью трансформации, в данном случае эти содержания проникают насильственно, они не приятны, в результате девушка становится "одержима" ими (сама становится такой).Мотив окаменения достаточно частый в сказках и мифах (Медуза-Горгона, есть множество сказок с мотивом окаменения),в данном случае это похоже на временную остановку всех психических процессов, замирание, близко еще окукливание, замораживание.

Межжанровый анализ позволяет говорить о том, что в самых разных фольклорных 

жанрах встречается практически весь набор поверий о камнях-валунах. 

А.А. Александров, рассматривая описания камней-валунов в славянских сказках 

(Александров 1986, 2000), указал целый ряд сюжетов, и все их можно обнаружить не 

только в сказочных текстах, но и в рассматриваемых нами поверьях. Камни в сказ-

ках - большие [ср. 1.1], цветные [ср. 1.3], плоские [ср. 1.2]. Под камнями локализуются 

отрицательные персонажи [ср. V.3.1], там хранятся клады, ценные предметы, обитают 

волшебные помощники [ср. V.3.3], протекают водные потоки [ср. IV.2]. Камень вы-

ступает как маркер территориального перехода (в сказках предполагающего переход 

на "тот свет") - он может закрывать вход в подземный мир [ср. V.3] или находиться на 

пути у героя, на перекрестке или развилке [ср. IV.3], На сказочном камне ("чертовом 

стуле") локализуются персонажи [ср. П.З, V.2]; например, в одном из текстов герой 

для исполнения желания сидит на камне и читает книгу. В сказочном камне может 

храниться душа черта, змея [ср. Ш.1]. В сказках под камень прячется представитель 

"нечистой силы"; божественные персонажи, находящиеся на небе, стараются пора-

зить их молнией [ср. V.5.6, V.6]. В указателе сюжетов заговоров (Кляус 1997) камень упоминается почти 350 раз; 

сопоставление этой цифры с общим количеством использованных там же текстов 

позволяет говорить, что камень присутствует в 10-12% всех заговоров, причем чаще 

всего речь идет именно о камне-валуне. Не вдаваясь в подробный анализ данного ма-

териала, отметим только, что камень в заговорах имеет цвет [ср. 1.3], температуру 

[ср. 1.4], на камне [ср. V.2] или под камнем [ср. V.3] локализуются сакральные персо-

нажи и предметы; камень раскалывается "небесным" божеством [ср. V.6] или ударом 

молнии [ср. V.5.6], используется как алтарь [ср. VI.8] и т.д. 

Перечень жанров, содержащих сюжеты о камнях-валунах, можно продолжить. Это 

песни, былины, духовные стихи (например, стих о Голубиной книге), этиологические 

легенды, загадки, похоронные причитания и др. Валун со своим набором функций вы-

ступает как одна из констант, которыми оперирует общественное сознание. 

Рассматривая символику камня в разных фольклорных жанрах, E.JI. Демиденко от-

мечает ее общефольклорный характер: "Образ камня оказывается полифункциональ-

ным и является важным элементом во всей системе фольклорных жанров" (Демиден-

ко 1987: 98). Тексты разных фольклорных жанров позволяют выделить единый массив поверий 

о камнях-валунах. Причем каждый жанр в большей или меньшей полноте содержит 

весь этот массив. Что касается рассматриваемых нами поверий, то в них все сюжеты о 

камнях-валунах присутствуют очень полно, и только некоторые недостаточно ярко 

представленные мотивы реконструируются при помощи межжанрового и межкуль-

турного анализа. 

 

Мифологический анализ делается возможным при рассмотрении большого массива 

 

поверий о камнях-валунах при их сопоставлении с межкультурным и межжанровым 

материалом. Выше мы уже перечисляли ряд наиболее общих "мифологических" 

свойств камней: они долговечны, выступают как маркеры нечеловеческой силы, как 

маркеры перехода. Соответственно, эти мифологические свойства влекут за собой 

определенный набор сюжетов. В целом мифологические мотивы, касающиеся кам-

ней, устойчивы - некоторые из них фиксируются историческими документами начи-

ная с XV-XVI вв. 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КАМНЯХ-ВАЛУНАХ 

 

В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКИХ В.В. Виноградов Д.В.Громов

Автор: maitreya, дата: ср, 18/06/2014 - 05:18

Есть версия, что способность взглядом превращать в камень (например, у сестёр Горгон), отражает память о контактах первых людей с палеоантропами...

Честно говоря, нашла совсем не мифологический ответ на мотив окаменения связанный с василиском и медузой-горгоной. Василиск-это название одной из змей в Ливии (Василиск - чудовище с головой петуха, глазамижабы, крыльями летучей мыши и телом дракона которое существует во мифологиях многих народов. От его взгляда каменеет все живое.   Василиск -  рождается из яйца, снесенного семигодовалым черным петухом ( в некоторых источниках из яйца высиженного жабой) в теплую навозную кучу.  По преданию, если Василиск увидит свое отражение в зеркале он умрет. Местом обитания Василисков являются пещеры, они же- его источник питания, поскольку ест Василиск только камни.  Ну, а все-таки — кто же прототип? Исходным материалом фантазии ученые называют то египетскую кобру, то рогатую гадюку, то шлемоносного хамелеона. К тому есть основания: кобра этого вида движется полувыпрямившись — с поднятой над землей головой и передней частью тела, а у рогатой гадюки и хамелеона наросты на голове похожи на корону. В таком случае на лбу изваянных или нарисованных египетских фараонов и богов мы видим, возможно, не просто змейку с приподнятой головой — символ вечной жизни и могущества, а именно василиска.  
    Пустыня убивала человека многими способами. Неудивительно, что василиск возник как скопление смертоносных качеств: смертелен его взгляд (он истребляет все живое, выжигает травы, а камни обращает в пыль), его прикосновение, его дыхание, его вонь. Разумеется, жить такому чудищу на роду написано лишь в пустыне. Пустыня возникает вокруг него.  
Обезопасить себя путешественник мог только двумя способами: иметь при себе ласку — единственное животное, которое не боится василиска и бесстрашно вступает с ним в бой или петуха, ибо, по необъяснимой причине, пустынный царек не переносит петушиного крика.  Средневековые бестиарии рассказывали, что первый остроумный способ погубить василиска придумал  Александр Македонский. Монстр убил взглядом немало его воинов, и тогда царь поднес к его морде зеркало — и тот погиб от собственного взгляда. Зеркало стало главным оружием в борьбе с василисками, которые в средние века бесчинствовали вокруг жилищ, отравляли своим присутствием колодцы и шахты. Ласки по-прежнему считались природными врагами василисков, по одолеть монстра, они могли только пожевав листьев руты. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки,— вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола.  
Еще одной практической рекомендацией было глядеть на монстра из-под  
стеклянного прозрачного сосуда. (из мифологической энциклопедии).Медуза-горгона также имела прическу из змей. Мотив окаменения здесь тогда банальный паралич мышц, который наступает при впрыскивании яда змей, медуз и т.д.
Согласно другой гипотезе, петух и змея символизируют два дополняющих друг друга качества врача: бдительность и осторожность.
Петух как христианский символ встречается уже в первых веках нашей эры. Считалось, что его пение не только прогоняет нечистую силу, но и приносит облегчение больным после страданий, которые часто обостряются по ночам, сопровождаясь тоской и бессонницей.
Изображение петуха и змеи как символов врачевания существовало и в Древнем Китае. Согласно учению китайских медиков, необходимым условием здоровья была гармония двух начал в организме человека: инь и ян. Олицетворением мужского начала (ян) был петух, женского (инь) — змея. 57154641 (554x429, 39Kb)В эпоху Возрождения медицину часто изображали в виде увенчанной лаврами женщины с посохом, обвитым змеей, и петухом в руке.Символ медицины. мед (563x700, 191Kb)В эпоху Возрождения становится популярным еще один символ медицины: изображение змеи, которая обвивается не вокруг посоха или свечи, а вокруг зеркала. Оно в данном случае является не только олицетворением осторожности, необходимой врачу, но и символизирует необходимость ясновидения, способности «видеть все как в зеркале» для овладения искусством врачевания. Зеркало как символ врачебного искусства встречается уже в древней медицине. Например, в медицине Тибета ритуальное магическое зеркало предсказаний было символом гадания, непременно предшествующего лечению. Оно является атрибутом «Матери-божества», дарующей здоровье.Серебряное зеркало в тибетской медицине считается местом обитания водного духа, отгоняющего демона болезни. Зеркало и водная и гладь у многих народов связаны между собой. Они олицетворяют существование «другого мира», недоступного для человеческого восприятия. С образом зеркала мифология разных стран Запада и Востока связывает представление о «мире Зазеркалья», где все устроено не так, как у жителей Земли.

В мифологических представлениях древних культур зеркало противопоставлялось смерти. До нашего времени дошел обычай завешивать зеркало в доме, где находится покойник.
В XVTII-XIX вв. зеркало стало символизировать честное исполнение долга, чистоту помыслов врача, его искреннее стремление помочь ближнему. Наряду с посохом и чашей оно стало использоваться в качестве эмблемы медицины во многих странах Европы. Как видим, образ зеркала несет на себе отпечаток той же двойственности, которую мы уже встречали у других древних магических символов — змеи и чаши.
___________ В разных культурах зеркало символизировало разные аспекты восприятия мира. В одном из направлений китайского буддизма (школа Чан, VII в.) с этим символом связано учение о «постепенном просветлении». Сознание человека уподобляется зеркалу, которое надо протирать время от времени, чтобы пыль и грязь, скапливаясь на поверхности, не сделали его мутным. Наверное, поэтому Международные конгрессы по истории медицины в Бухаресте (1970) и в Барселоне (1980) выбрали в качестве эмблемы зеркало, рукоятку которого обвивает змея. Это изображение стало и эмблемой Международного общества истории медицины.http://www.24open.ru/blogs/user/pavlovka/3518727/
Мотив окаменения, превращения тела в камень - сквозной, "вечный" мотив поэзии Ахматовой, один из самых важных на всех этапах творчества. В ее ранней лирике тема окаменения дана "в модальности будущего времени"1 и является, как правило, способом выражения любовного переживания, неразделенной любви, личной трагедии ("...А там мой мраморный двойник...", "О, знала ль я, когда в одежде белой..."). Оформившиеся ранее в художественном мире Ахматовой закономерности образной системы находят в 30-е гг. новое воплощение. В связи с этим и мотив окаменения может быть прочитан в "Реквиеме" в рамках устойчивой для поэзии начала века темы всеобщего торжества смерти, превращения пространства живых в пространство мертвых. Символизируя страдания уже не в будущем времени, а в настоящем, мотив окаменения проходит в "Реквиеме" через все произведение, его движение - от образа "каменного слова" до образа Памятника в "Эпилоге" - образует своеобразный сюжет поэмы.
    Образ камня, мотив окаменения впервые возникает в "Реквиеме" в главе "Приговор". Слова "каменный", "окаменеть" здесь являются ключевыми, образы "каменного слова" и окаменевшей души - центральными:И упало каменное слово 
На мою еще живую грудь.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Надо, чтоб душа окаменелаНадо снова научиться жить2В контексте главки прилагательное "каменный" реализует свое переносное значение. В семантике глагола "окаменеть" центральной у Ахматовой является сема "стать совершенно бесчувственной, перестать что-либо ощущать, как камень"3. Показательно, что Е.С. Абелюк, комментируя поэму Ахматовой, среди основных значений мотива "окаменелости" выделяет следующее: "страдание, лишающее жизни, повергающее в состояние бесчувствия"4. Такая коннотация образов "окаменения" дополнительно подчеркивается оппозицией "каменный - живой", на которой и строится весь "Приговор". Характерная для ранней Ахматовой ("Пусть камнем надгробным ляжет // На жизни моей любовь" - 1, 115; "О, знала ль я, когда в одежде белой // Входила Муза в тесный мой приют, // Что к лире, навсегда окаменелой, // Мои живые руки припадут" - 1, 410), оппозиция эта включена теперь в иной контекст, в иную систему связей. Намеренно акцентированное противопоставление помогает передать автору "Реквиема" всю глубину трагедии матери, лишившейся сына. Если прилагательному "каменный" противопоставлено прилагательное "живой", а глаголу "окаменеть" - глаголы "научиться жить", то понятно, что в данном контексте "каменный" - значит "неживой", "лишенный жизни", а глагол "окаменеть" означает "лишиться жизни", "умереть".    Не случайно, конечно, Б.А. Кац сравнил "Приговор" с музыкой Тридцать первой сонаты Бетховена, о содержании которой Г.Г. Нейгауз писал: "Душа уже ничего не чувствует, эмоции застыли, их сковывает ледяной холод"5. Эти чувства очень походят на те, которые испытала Е.Г. Ковалевская, слушая Тридцать первую сонату Бетховена: "Я помню, как гениально исполнил Тридцать первую сонату С.Т. Рихтер, после чего все мы действительно застыли, оледенели, окаменели"6. Заметим, что именно пережитые ощущения - "застыли, оледенели, окаменели" - дали основание и этому исследователю сравнить оба произведения - Бетховена и Ахматовой.
    Тему окаменения продолжает в "Реквиеме" центральная, кульминационная главка - "Распятие":Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел.
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел (3, 28).    Переживание тех, кто присутствует при Распятии, выражено Ахматовой с предельным лаконизмом: каждый из глаголов обозначает разные состояния действующих лиц, охваченных горем. На первый взгляд высшую степень проявления горя, страдания передают глаголы "билась" и "рыдала", далее же эмоциональный накал, общее напряжение снижается. Однако таково лишь внешнее ощущение. Истинное движение эмоций в поэтической миниатюре прямо пропорционально этому чисто внешнему рисунку, внешней динамике выражения чувства. За активным действием, интенсивность которого велика ("билась", "рыдала"), следует постепенный охват состоянием невыразимого горя ("каменел"), а за ним - уже полная неподвижность окаменевшей матери: "стояла молча" - означает "окаменев".Образ окаменелого страданья в "Реквиеме" - тот же образ соляного столпа в "Лотовой жене". Стихотворение 1921 г. получает пронзительный отклик в поэме Ахматовой: библейский образ соляного столпа является, наряду с образом-жестом оглядки, ключевой метафорой поэмы, кодом к дешифровке произведения. Превращение в соляной столп (вариант мотива окаменения у Ахматовой) явилось в "Лотовой жене" наказанием за верность былому, расплатой за желание помнить, запомнить навеки. Мотив окаменения в "Реквиеме" также связан с идеей памяти. Понимая, насколько мучительным может быть груз памяти, героиня призывает на помощь забвение: "Надо, чтоб душа окаменела". Несмотря на то что в поэме метафора "окаменелое страданье" обозначает страдания сына, героиня и сама является воплощением "окаменелого страданья".
    Метафора "окаменелое страданье" материализуется в "Эпилоге" в образе Памятника - памятника страданию героини, страданию ее современниц, памятника Поэту, эти страдания увековечившему. Образ памятника в финале поэмы включает произведение Ахматовой в традицию, восходящую к античности и связанную в русской поэзии с Пушкиным, - традицию, воплощенную в стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." Ориентация на пушкинскую идею преодоления трагедии позволяет Ахматовой сохранить главное в традиции: "И если когда-нибудь в этой стране // Воздвигнуть задумают памятник мне...". Сходство с Пушкиным, сознательное восхождение к образцу здесь очевидно: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Памятник, воздвигнутый с помощью Слова, в Слове, - вот тот путь преодоления трагедии, который предлагает автор "Реквиема". Образом памятника в "Эпилоге" полностью исчерпывается реализация этой центральной метафоры поэмы, завершается важнейшая тема "Реквиема" - тема окаменения.
    Дальнейшее развитие в творчестве Ахматовой мотива окаменения, в частности образа окаменевшего страданья, находим в "Северных элегиях". Состояние героини передается здесь с помощью метафор "молчание окаменело" и "молчание выжгло":Я и сама его подчас пугаюсь,
Когда оно всей тяжестью своей
Теснит меня, дыша и надвигаясь:
Защиты нет, нет ничего - скорей!
Кто знает, как оно окаменело,
Как выжгло сердце и каким огнем... (2, 1, 210)http://www.akhmatova.org/articles/burdina2.htm
Марфа-М., спасибо Вам за тему! Какие они разные, эти "камни"

Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова  научиться  житьНе могу разобраться: душа сама каменеет или над ней есть воля человека?  "Научиться жить" - это задача для человека, понятно. Но "душа должна" - кому, если она из бсс? Это как-то объясняется в АП?

Я так понимаю, что в данном случае идет "запуск"(триггер, спусковой крючок) защитных бессознательных процессов с помощью сознания и для его защиты (что-то вроде охранительного торможения-мед. термин) и на внешнюю, сознательную ситуацию. Дальше бессознательные процессы уже автономны, сознание их мало контролирует и они развиваются по своим законам.
Эмоциональный ступор (от лат. emovere – возбуждать, волновать и stupor – оцепенение) — состояние, возникающее под воздействием сильных душевных потрясений (ужас, страх, угроза жизни) и проявляющееся в виде блокировки аффективной деятельности, двигательной активности, замедлении мыслительной деятельности. Данное состояние может проходит без существенных последствий. Но может возникнуть паническое состояние со стремлением к хаотическим действиям (например, побег), а также депрессия. Возникает у солдат в бою, участников и свидетелей катастроф, у детей — чаще всего в ситуации экзаменов, когда к ним предъявляют слишком большие требования  лицоhttp://psi.webzone.ru/st/314700.htm
Марфа-М. 2014-06-30 18:14:13
Дальше бессознательные процессы уже автономны, сознание их мало контролирует и они развиваются по своим законам.
Спасибо, понятно.
 
Мотив оживления каменного слуги кровью или отваром)) детей напоминает жертвоприношения идолам (языческий след). Их тоже смачивали кровью, ни то так "кормили", ни то оживляли, омолаживали. То, что это следы обряда напоминает и трехэтапность окаменения и оживления.
Св. Патрик и Кромм Круах------------Ведомо мне, что на месте этомНекогда высился идол языческий.
Кромм Круах было имя идолу,
Что мир отнимал у племен Ирландии.
 
Горьким, скорбным время то было:
Злу поклонялись мужи достойные,
Просили у идола благословения,
Жертвы ему приносили кровавые.
 
Богом мужи почитали идола,
Кровью омытого, туманом окутанного.
Совершали ему приношенья тяжкие,
Не зная благого Небесного Царствия.
 
Бесславно свершали дела постыдные:
Детей своих, безвинных младенцев
Они убивали, соделавши жертвою,
И кровью кропили подножие идола.
 
Каждого третьего смерть ожидала,
Жертвою стать во славу идола,
Дабы послал урожай богатый,
Дабы обильно коровы доились.
 
Звалось «Долиною поклонения».
Место, в котором стоял поганый,
Падали ниц перед ним язычники,
Кровь проливая перед нечистым.Зло творили, дела непотребные,

Стыд навлекали свершеньями грешными.
Били себя они перед идолом,
Нечистым демоном, рабство несущим.
 
У Кромм Круаха, бесовского идола,
Склонялись в молитвах толпы несметные,
Хоть приносил им диавол лишь горести,
Позор навлекал на имя их славное.
 
В долине той изваянья стояли –
Двенадцать идолов из камня крепкого.
Постыдной стражей они стояли
Страх наводя вкруг Кромм Круаха златого.
 
Мужи Ирландии, родом славные,
Камням поклонялись, твари безжизненной,
Доколе Патрик к ним не явился,
Муж святой, спасенье несущий.
 
К нечистому идолу, кровью омытому,
Молот примерил, крепко сработанный.
В прах разрушил Круаха поганого,
На землю сырую упал идолище.
 
Тогда из Тары, престольного города,
Король явился со многим воинством.
Разгневан сильно был тот правитель
На Патрика смелого, что идол разрушил.
 
Но пали воины, силы лишенные,
Мертвые вкруг короля жесткого.
Блага не было им от деяний,
Что свершали для идола мерзкого.
 
И ведомо мне, что из всех тех ратников,
Что с королем в долину направились,
Лишь четверть живыми бежать успела –
Смерть взяла остальных язычников.

Текст переведен по сетевому изданию: http://www.ancienttexts.org/library/celtic/ctexts/d11.html

Очевидно, однако, что каменные изображения были менее популярны, и, хотя небольшое их количество известно по крайней мере с VI века до н. э., каменные скульптуры стали по-настоящему почитаемы только начиная с I века до н. э. под эгидой римского мира. Однако есть и много данных о том, что сами камни, украшенные на кельтский манер, как камни из Туро или Каслстрэнджа (Ирландия), или столб из Санкт-Гоара (Германия), или просто каменные блоки или стоящие камни почитались сами по себе: считалось, что они обладают удивительной силой. Камни, как мы уже видели, часто отмечали границы между племенами. Лиа Фаль – великий инаугурационный камень древней Ирландии – кричал, когда на него вставал подлинный правитель Ирландии. В древнеирландской традиции есть бесчисленное множество историй о силе священных камней. Сегодня в современных кельтских народных поверьях некоторые камни все еще считаются обладающими сверхъестественной силой, и в отдаленных районах существующего кельтского мира все еще помнят об использовании камней в черной магии и тому подобных ритуалах. В ирландской «Старине мест» (историях, объясняющих происхождение названий некоторых мест) есть упоминания о каменном идоле Кенн Кройх, или Кромм Круах (в современной народной легенде – Кром Дуб), и одиннадцати его собратьях. Хотя эту легенду, конечно, не следует воспринимать буквально, в ней есть отдельные моменты, которые убедительным образом согласуются с общей картиной верований кельтов, насколько мы ее себе представляем. Более того, тот факт, что идол якобы стоял на Маг Слехт, «Долине поклонения» в северо-западном уголке графства Каван, где в языческие времена, видимо, находилась большая культовая область первостепенной важности, подчеркивает правдивую основу этой истории. Легенда гласит: «Здесь стоял высокий идол, который видел много битв, и звался он Кромм Круах; он вынуждал все племена жить без мира… Он был их богом, древний Кромм, скрытый во множестве туманов; пока люди верили в него, не могли они обрести вечное Царство превыше всех пристанищ… Рядами стояли каменные идолы, четыре ряда по трое; и о горе, чтобы обманывать войска, изображение Кромма сделано было из золота. С царствования Эремона, щедрого вождя, почитали здесь камни вплоть до прихода благородного Патрика в Ард Маху. Он разбил Кромма молотом от макушки до пят; своей великой отвагой изгнал бессильное чудище, что стояло здесь».

Этот красочный рассказ о свержении языческих идолов христианской церковью, возможно, объясняет немногочисленность каменных скульптур в доримском кельтском мире.

Кромм, или Кенн Круах, остался в ирландской фольклорной традиции как Кром Дуб. Мойра Макнейлл наряду с другими учеными анализирует легенды об этой культовой фигуре в связи с великим календарным праздником Лугнасад. Другой каменный идол описывается в ирландском «Календаре Энгуса»: «Клохар, то есть золотой камень, то есть камень, оправленный в золото, который почитали язычники, и демон по имени Керманд Кестах имел обыкновение говорить из этого камня, и это был главный идол Севера».http://www.e-reading.ws/chapter.php/1002768/34/Ross_Enn_-_Kelty-yazychniki._Byt_religiya_kultura.html

Автор: GOZEFINA, дата: вт, 16/10/2007 - 02:32
Одно время во снах была даже своя география.Довольно обширная.
Теперь cон о Кошке.
Ночь.Темно-синее небо.Древний храм.Он восстановлен -там музей.Похоже на Грецию.Несколько человек и я тоже ходим,смотрим.В центре у входа прекрасная колонна с капителью из медальонов по окружности.В каждом медальоне барельефный портрет.Это -Иисус,Моисей,Магомет,Будда.Я смотрю -восхищаюсь.И вдруг,о ужас!Колонна начинает покрываться трещинами,они увеличиваются, на глазах колонна рушится,и все священные изображения разбиты,они лежат горой обломков.И в это время из основания рухнувшей колонны,вкручиваясь в воздух,вырастает другая,из черного,блестящего, неизвестного мне металла,более тонкая,вызывающая ощущение рока,колонна.Cверху ее украшает собой большая черная египетская КОШКА-БАСТ.Все ахнули и молча разошлись.Конец.http://jungland.net/node/2501
Н.Гумилев
Камень
Взгляни, как злобно смотрит камень,
В нем щели странно глубоки,
Под мхом мерцает скрытый пламень;
Не думай, то не светляки!

Давно угрюмые друиды,
Сибиллы хмурых королей
Отмстить какие-то обиды
Его призвали из морей.

Он вышел черный, вышел страшный,
И вот лежит на берегу,
А по ночам ломает башни
И мстит случайному врагу.

Летит пустынными полями,
За куст приляжет, подождет,
Сверкнет огнистыми щелями
И снова бросится вперед.

И редко кто бы мог увидеть
Его ночной и тайный путь,
Но берегись его обидеть,
Случайно как-нибудь толкнуть.

Он скроет жгучую обиду,
Глухое бешенство угроз,
Он промолчит и будет с виду
Недвижен, как простой утес.

Но где бы ты ни скрылся, спящий,
Тебе его не обмануть,
Тебя отыщет он, летящий,
И дико ринется на грудь.

И ты застонешь в изумленьи,
Завидя блеск его огней,
Заслыша шум его паденья
И жалкий треск твоих костей.

Горячей кровью пьяный, сытый,
Лишь утром он оставит дом
И будет страшен труп забытый,
Как пес, раздавленный быком.

И, миновав поля и нивы,
Вернется к берегу он вновь,
Чтоб смыли верные приливы
С него запекшуюся кровь.
В связи с литературой и мифами- есть и обратный процесс, когда каменное-становится живым , например- миф о Пигмалионе, который создал прекрасную статую и влюбился нее ( похожая история положена в основу фильма "Формула любви")..еще, наверное- можно вспомнить пушкинского "Каменного гостя"(?)...