Путь или вкус сладости?

Здравствуйте!

Выкладываю подряд два сновидения, приснились с разницей в один день, но идут в связке, как продолжение один другого. Появляется образ значимого для меня человека, назову его условно МС, снится он мне очень редко (по пальцам могу перечесть), встречаемся тоже редко, в основном по моей инициативе, чаще в критические для меня периоды жизни, и общение приносило душевное облегчение, он не аналитик, не психолог, а человек с очень своеобразным взглядом на мир, далеко не каждый его может принять, и то, что он говорит, может показаться фантастично, и я далеко не со всеми его утверждениями согласна и не могу разделять его образа жизни, т.е. не могу представить для себя подобного пути. Моя подруга переживает развод, и когда мы встречались, говорили об МС, она сейчас общается с ним, и он один из тех людей, кто ей помогает пережить негативное состояние. Возможно, поэтому МС и приснился. Но все равно удивилась (не снится же мне МС каждый раз, когда о нем заходит речь). Всегда было интересно, когда снятся люди, которых знаем в жизни, какой смысл обретают их образы во сне? Ведь иной раз они могут быть совершенно не похожими на себя, или вести себя необычно (например, однажды, тот же МС во сне предстал в оборотническом, демоническом обличье).

Вернусь к снам).

Сон 1 (17/09/2014)

Мне снился МС! И не просто снился. Я обратилась к нему за помощью, и он не отказал, он готов был слушать меня и дать совет. Я рассказала, что мне нужна помощь, а далее поделилась несколькими сновидениями. Не стала вспоминать их и пересказывать дословно, но постаралась передать общий смысл. Словно я в двух мирах. Вначале снится первый, и вся обстановка темна и недружелюбна. Точно не помню описание этой первой части, но в моем представлении это было что-то темное, недоброе, просто пространство, где я нахожусь, а потом попадаю в другое пространство, где уже вижу потоки воды, в которых я что-то делаю, там мне намного лучше, я нахожу облегчение, но неизменно в конце что-то тревожит, мелькает тревожный образ чего-то темного. Этот тревожащий образ я объясняю МС, как переживание, что не все сделала. А потом, подведя итог, призналась, что боюсь смерти, что это окончание, под этим образом подразумевается моя смерть. И я не просто признаюсь ему в этом, я желаю услышать, что он скажет, подтвердит или опровергнет. Кажется, он смеется. В общем, всем видом дает понять, что мой страх смерти беспочвенен. Далее описываю, что чувствую, что со мной происходит. Выслушав, МС задумчиво произносит: "Я гений". Я понимаю эту фразу так. Какие-то его видения и предположения в отношении меня подтверждаются. Более того, я даже прохожу что-то, что проходил он сам. Еще я рассказываю ему, что раньше действовала и поступала не очень хорошо, не осознанно конечно, а потом стала вести себя по-другому, но боюсь, что сейчас пойдет обратка. Подразумевая под этим, что на меня пойдет возвратное воздействие неких действий совершенных ранее, за прошлые поступки, именно сейчас, в этом состоянии. (Как будто обратки не было бы, если бы я оставалась в прежнем состоянии и действиях). И еще он одним словом охарактеризовал, что со мной происходит, жаль, я не записала и впоследствии забыла. Слово это подразумевало переход из одного состояния в другое, резкую смену или перемену. Мы идем куда-то, прогуливаясь, держимся за руки, МС слева. Я чувствую сухость в левой руке, и думаю, о том, чтобы МС не уходил сейчас, не оставлял меня, чтобы побыл со мной подольше, и сильнее сжимаю ладонь. Кругом сады. Я вижу кусты малины, очень хочется сорвать ягоды и съесть. Но не решаюсь, ведь то чужие ягоды. Небольшой домик, во сне он принадлежит МС. Вокруг этого домика на одинаковом расстоянии друг от друга растут аккуратно рассаженные кусты с малиной, с поспевшими ягодами, крупными, красивыми, еще чуть-чуть и они упадут на землю. Я не понимаю, почему их никто не собирает и не ест. Соблазн велик, но я не решаюсь рвать ягоды с кустов МС. Кажется, я говорю с МС о малине. Проходим по дорожке, по левую сторону домик с кустами малины, а справа вижу кусты, растущие, как дикие в беспорядке, ничейные, к ним не прикладывали руку, я по-прежнему хочу малины, и пытаюсь отыскать среди них ягодку, но ягод не разглядеть, если и есть, то маленькие, неказистые, засохшие. Тогда поворачиваюсь и срываю ягоду с ухоженного куста, чтобы попробовать. Она крупная и красивая, выглядит сочной, но когда ложу в рот, понимаю, она еще и пыльная, а распробовав, говорю, что не достаточно сладкая. Не разнимая рук, идем по дороге дальше, и я понимаю, что повторяю путь МС. Доходим до небольшого прямоугольного стола на открытом воздухе. МС тряпкой стирает крошки. Говорит, что вообще-то это должна была делать я, а я поправляю задравшуюся с краю клеенку и шучу, что у него неплохо получается.

Сон 2 (19/09/2014)

Опять МС. Но уже в другом амплуа. Теперь встреча у меня дома. Вначале мы в спальне (не подумайте чего), и здесь же муж. Я спрашиваю мужа, могу ли поговорить с МС. Он разрешает. На кухне МС садится за стол, и хотя сам пьет что-то безалкогольное, принес для меня пиво. Я, чтобы уважить его, налила в стакан, сделала глоток и поняла, что мне не нравится вкус. Да это самое обычное пиво, но я настолько отвыкла, что вкус показался неприятным. Пить столько, чтобы ощутить алкогольное опьянение, не хотелось, то, не было для меня ни важным, ни интересным, ни актуальным. Я вспомнила, что МС уже приходил, и не в первый раз приносит для меня алкоголь. Только до этого была водка. Зачем? Я взяла стакан и поднесла к МС со словами, что не нужно больше приносить мне алкогольных напитков, я не пью их уже два года, и да, сейчас снова попробовала, но впредь не стану этого делать. Я пыталась ему втолковать. Мне казалось, он не понимает, что я изменилась, уже не та, какой он по-прежнему видит меня. Потом я оказываюсь за другим столом на той же кухне. И здесь мама наливает передо мной мед, да это какой-то безалкогольный напиток на основе меда, я выпиваю его, и умеренно сладкий вкус очень мне нравится. Я ухожу из-за стола с мыслями, вот что теперь стану пить с МС.

Сон 1. Вся первая часть с объяснениями, что я чувствую и о чем думаю, настолько понятна для меня, словно меня рентгеном просветили, видно здесь отражение размышлений о собственных снах, самоанализ, обо всем, чего я так или иначе касалась за последнее время, оно как будто скомпоновалось. Вплоть до кустов с малиной. Я думала, почему малина, кроме того, что люблю малину, и не так давно ела в протертом виде, ничего не пришло в голову. Есть еще фантастическое предположение. МС - Малиновый Слоник. Я познакомилась с ним, после того, как узнала о заболевании, после которого были психолог и группа. Однажды на группе рассказали про симорон. Всем придумали имена и мне: "Та барышня в дверях на малиновом слонике с серебряной палочкой в руках". В день знакомства МС на вопрос, кто он по гороскопу, ответил шутливо – "Я розовый слоник". Конечно, я вспомнила, про Малинового Слоника. Вообще-то, всегда при слове малиновый думаю о цвете, но малиновый может быть и от малины. На этом мои ассоциации заканчиваются.

Сон 2. Почему приносит алкоголь? Анестезия? На самом деле я совсем отказалась от спиртного больше чем два года назад, возможно около двух лет назад в последний раз встречалась с МС. Но больше всего в сновидении меня заинтриговало появление медового напитка. Почему его наливает мама, отдельный вопрос, ловлю себя на том, что слегка напрягаюсь упоминать о том, что во сне фигурировала мама, вдруг весь анализ опять упрется в Великую Мать или материнский комплекс.) Про мед. Образ новый. Сразу вспомнила о том, что читала на днях диалог Платона "Ион" в переводе Соловьева, где в беседе представлены Сократ и Ион, известный рапсод, великолепно читающий Гомера, но Сократ раскрывает его человеком не глубокого ума, хотя тот считает себя сведущим в Гомере настолько, что думает себя не только рапсодом, но и хорошим полководцем. Сократ же показывает, что он "не сведущий хвалитель Гомера", а "одержим по божьему назначению", одержим той же музой, которая "боговдохновенными-то делает (людей) сама, а через этих боговдохновенных привешивается цепь других восторженных". И там был пример с вакханками, которые в состоянии одержимости черпают из рек мед и молоко, и про поэтов, которые говорят, "что в неких садах и рощах Муз собирают они из медоточивых источников и приносят нам те песни". Параллельно я читаю "мифы древней Скандинавии" В.Петрухина (меня влечет почему-то эта тема), и там есть про мед. Про мед, который пьют на пиру, конечно, это видимо и хмельной напиток. Здесь валькирии, которые "павших героев встречают с рогом меда в Вальхалле". Один, который "познал магические руны, выпив священный мед из рук своего деда по матери - великана Бёльторна". Вот о "меде поэзии" (взяла из разных частей текста, и кое-что сократила). "В начале времен, асы и ваны заключили мир, смешав слюну в одном сосуде и сделали из нее мудрого человека по имени Квасир. Квасир много странствовал по свету и учил людей мудрости. Но два зловредных цверга-карлика, Фьялар и Галар, заманили его в гости, чтобы поговорить с глазу на глаз и там убили. И карлики обрели ценность: кровь Квасира, смешанную с медом, они слили в две чаши и котел, прозванный Одрерир. Это имя значило "Приводящий дух в движение" и, стало быть, относилось к самому напитку, а не только к сосуду. Этот напиток и получил название "меда поэзии". Отведавший его становился либо скальдом, либо ученым. После те же карлы утопили, перевернув лодку, великана Гиллинга, и рассказали жене утонувшего о его гибели. Великанша принялась оплакивать гибель мужа и тем досадила карлам: когда она выходила из дома, они сбросили ей на голову жернов. Сын Гиллинга, великан Суттунг, уготовил карлам гибель, отвез их далеко на скалу среди моря, где они утонули бы во время прилива. Карлы взмолились о пощаде, и как выкуп за отца отдали Суттунгу волшебный мед. Тот увез драгоценный напиток к себе в горы и спрятал там в скалах, что зовутся Хнитбьёрг - Сталкивающиеся скалы, а сторожить сокровище приставил свою дочь, великаншу Гуннлёд. Один же задумал раздобыть мёд поэзии. Он коварным трюком убил девятерых косцов, трудившихся на лугу, что принадлежал брату Суттунга Бауги, и сам вызвался работать за девятерых, назвавшись именем Бёльверк - Злодей, платой же должен стать глоток меда Суттунга. Когда пришла пора расплачиваться, Бауги рассказал брату о своем договоре с работником, но тот и слышать не хотел о том, чтобы делиться волшебным напитком. Тогда Один взял бурав, и заставил Бауги просверлить в скале дыру. Бог превратился в змею и через отверстие проник туда, где сидела сторожившая мед Гуннлёд. Великанская дева осталась довольна теми тремя ночами, что провел с ней Бёльверк, и дала ему выпить три глотка мёда. С первого глотка Один осушил весь котел Одрёрир, двумя другими сосуды Бодн и Сон. Превратился в орла и полетел в Асгард. Но Суттунг, также в орлином обличье бросился в погоню. Асы увидев, что Один подлетает, подставили во дворе чашу, в которую бог успел выплюнуть мед. Но Суттунг уже настигал Одина, и тот выпустил часть меда через задний проход. Этот мед не был собран и достался плохим поэтам - рифмоплетам. Мед же подлинной поэзии достался асам и скальдам. Поэтическое искусство - умение скальда - почиталось высшим в Скандинавии."

Теперь уважаемые участники форума, очень хочется услышать ваше независимое мнение, ваши предположения. Что я упустила или не заметила. Где ошиблась, или в чем-то угадала? Очень хочется получить ответы на вопросы, которые озвучила.)


назову его условно МС,--------------------------Мудрый Старец))).Вы в прошлой теме про поезд в конце задались вопросом куда идти? и кто поведёт? Как ответ на этот вопрос появляется фигура ведущего мужчины,образ знакомого-скорее некая физическая оболочка,подсознание выбрало самый близкий к внутреннему душевный образ,на самом деле-это,конечно,ваш внутренний мудрец.


Вкушение в ваших снах ассоциируется с "познанием".Вы вкушаете малину, пиво и мёд.Соответственно малина и пиво относится к царству отца, а мёд к царству матери (вы не зря напряглись,насчёт предсказуемости трактовки).Дикорастущая и культурная малина похожи на знания, которые непригодны или пригодны к употреблению,культурной малины коснулась рука человека,в данном случае МС,это знания,опосредованные им,обработанные его умом.Но вы хитрая,вы хотите получить сладость без опьянения,опыт без падения,без затопления бессознательным.То, что вы описываете про опьянение медом вакханок похоже на опьянение вакханок и вином.Состояние опьянения-это проникновение в бессознательное,но его другая сторона-безумие.Поэт-также совмещает в себе черты провидца и сумасшедшего.Нет одной стороны без другой.(А пьяный мед,конечно,есть-это медовуха,любой продукт,содержащий сахар-виноград,мёд,малина,пшеница,из которой делают пиво,может быть сброжен до алкоголя,чем и пользовались).


Цветёт малина за окном и тянется ко мне
Дурманом розовой мечты
Цветёт малина за окном в таком же сладком сне
Ко мне не раз тянулась ты
Цветёт малина за окном и пусть цветёт она
Твоим малиновым вином
Я за тобой как за стеной http://lyrics-und-ubersetzungen.com/lied/zeigen/1861670/n-baskov-i-s-rotaru/songtext-und-ubersetzung-cvetet-malina/-----------------------------Уставшая стучать в захлопнутые дверцы, И до утра бродить под проливным дождём, Любовь нашла приют в моём уставшем сердце, И я согрел её малиновым вином. И я согрел её малиновым вином. Малиновое вино, к пьянящему аромату Подмешана горечь слёз и ранняя боль потерь. Малиновое вино мы пили с тобой когда-то,. Хмельное вино любви ты пьёшь без меня теперь.«Скопировано с сайта www.karaoke.ru»


В целом дионисийство – скорее демонический, экстатический, чрезвычайно интенсивный опыт, чем символ ясности и структуры. Он связан с растворением пределов и границ, принося с собой жизнь без меры. В своей экстремальной форме мир Диониса является иррациональным, безумным, восторженным, запредельным. Ему враждебны все конвенциональные законы, правила и установленные формы. Он чужд безопасности, он находится на страже жизни и обновления. Слабый и незрелый может быть уничтожен под его бешеным натиском, сильный и здоровый станет плодотворным и возродится, как земля после разлива Нила (рисунок 3-11). Многие клинические синдромы порождены конкретной идентификацией с дионисийским законом. Алкоголизм и наркомания - очевидные тому примеры. Донжуанство может быть также признано результатом идентификации с Дионисом, когда человек окружает себя свитой женщин на разных стадиях любви и безумия (Менад). Эта ситуация угрожает психологическим расчленением, конфликтами, невыполненными обязательствами и затруднительными ситуациями. Дионисийство носит компульсивный характер в диссоциативной личности. Другими словами, дионисийство уничтожает подобное Пентею Эго, которое не связано с целостностью. В благоприятных обстоятельствах это ведет к гармонии и растворяет различия.Э.Эдингер.


Здесь ещё отец утешает бессмертием духа, а мать-тела (рождение детей).Отцовский и материнский путь.


Слово восьмое   О том, что когда тот, кто молится умно из глубины себя и всегда воздерживается от приятной пищи, голоден, уста его иногда услаждаются молитвой, как будто во рту у него нечто сладкое или он ест сладчайший мед, как сказал и Пророк: Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим [1]. ----------------http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/n_ishiast/contemplation/12.html


Марфа-М. 2014-10-07 08:38:08
Поэт-также совмещает в себе черты провидца и сумасшедшего.
Протестую!  Категоричность мыслей и суждений  часто заканчивается именно этим: упрощением, схематизацией  и примитивным пониманием.
 


У меня тоже были во сне крошки, а появление меда в вашем сновидении, мне кажется, говорит о работе с памятью. 

МС сметает крошки и предлагает водку как радикальное "лекарство" для забывания. Это плохой рецепт, и мать предлагает мед - лечебный  сонный/хмельной  напиток, мягкий и, главное, природный, биологически активный вариант для замедления/остановки какого-то болезненного воспоминания.

"Поэтический мед"  может быть отвлекающим методом: сочинить свою сказку, написать стихи - это помогает расстаться/отпустить прошлое. Так Гете боролся со своей безответной страстью в романе/романом "Страдания молодого Вертера"


/удалено по просьбе/
/../
/../
/../
/../
/../
/../

Можно ещё сказать, что во сне вы выбираете между левым (иррациональным,дионисийским) началом и правым (рациональным,апполоническим).Отсюда и выбор между мёдом и медовухой))).Трезвость-трезвый взгляд на жизнь. (Скорее всего таким обладает ваша мама).Сладость в данном случае то, что приносит смысл,утешение в жизнь,противовес горечи,боли и страху.


Про малину мне сразу вспомнился припев в народных песнях..

"Калина — малина — традиционные антиподы в русском фольклоре. Горький вкус калины сопоставляется и с тяжелой долей молодой женщины в доме свекра. Тогда как прежняя девичья жизнь у родного батюшки отождествляется со сладкой ягодой малиной..."

http://www.slovoart.ru/node/820


Обязательной ритуальной едой как для молодых, так и старших участников свадьбы был мед.
Терская Екатерина Ивановна рассказывает: «на столе для старших стоит мед, и медом первым поминают умерших близких… после этого начинается настоящее веселье… На столе стоит мед, сперва покушают меду – почтили память умерших, потом подают кисели – помолились Богу», – уточняет она.
Подруги невесты укоряют отца за то, что он пропил свою дочь «за похмельную чарочку, за медовый кусочек».
«Сладкая, сваренная на меду каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей языческой ритуальной едой: она несла мощную идею плодородия, победы над смертью, вечного возвращения жизни. Мед – один из символов живой воды; ягоды (виноград – изюм, калина, малина) также связаны с идеей множественности, плодородия, поэтому мед, сваренные зерна – каша присутствуют в особо значимых актах свадебного ритуала».
http://www.darial-online.ru/2012_3/gabisova.shtml


"Калина — малина — традиционные антиподы в русском фольклоре. Горький вкус калины сопоставляется и с тяжелой долей молодой женщины в доме свекра. -----------------------------Есть еще песня про ягоды: "Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду - я одна". Калина-малина -  не про батюшкину любовь


Спасибо, всем кто написал).

Марфа-М. 2014-10-07 08:38:08
Вкушение в ваших снах ассоциируется с "познанием"

Мне тоже кажется, здесь о познании. Не в первый раз, обращаю внимание, что усвоение наяву каких-то знаний, обыгрывается в моих снах, как поглощение пищи (поглощать знания). Согласна и про знания окультуренные, которых коснулась рука человека. Но мне не понятно, возникает тот же вопрос, который появился во сне. Почему эти знания – малина – плоды поспевшие, перезревшие, которыми никто не пользуется, и даже "пыльные". Слово пыльные не очень подходит для ягод, вот для книг – пожалуйста. )) Сначала, выращенную малину пыталась совместить с умозрениями, которых придерживается МС, как реальный человек. И здесь ощущала тупик. Но сейчас у меня возникло новое предположение. Далеко ходить не нужно. Достаточно взглянуть на литературу, которую читаю, даже если она и написана в наши дни (переведена, издана), но рассуждения в ней ведутся о том, что было давно. Во-первых это мифы (хочу понять какое черт возьми отношение имеют эти самые мифы к пространству сновидений)) ), во-вторых, знакомлюсь с философией, здесь уже из личных симпатий, потому что всегда было желание, почитать что-нибудь такое, не скажу что, то о чем читаю прям увлекательно и интересно, часто не понятно, однако это не останавливает. Вот и получается, что топчусь в основном я где-то лет эдак две с половиной тысячи тому назад.) И иной раз возникает удивление и вопрос, а зачем мне все это нужно?! Забавно, ведь мифы – это вклад бессознательного (?), объяснение мира с помощью воображения, философия – это прерогатива сознания, объяснение мира с помощью логики.

Здесь, Марфа, приходят так кстати ваши слова: "Можно ещё сказать, что во сне вы выбираете между левым (иррациональным,дионисийским) началом и правым (рациональным, апполоническим)."

И в книжках, о которых вспомнила вначале, два противоположных взгляда. В диалоге Платона "Ион", поэтическое вдохновение (мед), проигрывает перед знанием, потому что о первом говорится, как о неосознанном экстатическом состоянии, и отношение к нему, потому какое-то пренебрежительное, а в мифах скандинавов, "мед поэзии", - это высшее искусство, мудрость.


Марфа-М.
Состояние опьянения-это проникновение в бессознательное,но его другая сторона-безумие

Еще понимаю состояние опьянения, как уход из повседневной жизни в иную реальность. Например, если спросить, почему не пью алкоголь, первым приходит образ спившегося человека, который по каким-либо причинам утопив боль в спирте, растерял свою личность, здоровье, ум, и который оказался потерян для этого мира – я хочу быть здесь )). Тоже забавно, я понимаю полное присутствие - это проживание жизни, в согласии с текущими жизненными задачами, но я ведь не увеличиваю те знания, которые могут мне пригодиться в работе (продвинуться, улучшить материальное положение), а читаю то, чему затрудняюсь найти какое-либо практическое применение. Здесь не честолюбие, не практичность, а следование внутренней склонности, которая доставляет удовольствие. Это ведь тоже можно понимать, как своеобразный уход в реальность иную из реальности существующей.)) Как, вы Роха, сказали (немного перефразирую, надеюсь правильно вас поняла и не искажу смысла) "мягкий вариант лекарства", "забывания" и как сказали вы, Марфа, "то, что приносит смысл, утешение в жизнь, противовес горечи, боли и страху". Тогда все мое чтение, поиск ответов на некоторые вопросы, и то, что я здесь выкладываю на сайте, корпя над каждым словом, приобретает вкус меда.))


Роха, а когда у вас были во сне крошки, какое значение они приобретали? Наверное в моем сне, это сметание ненужного..

Roha
"Поэтический мед" может быть отвлекающим методом: сочинить свою сказку, написать стихи - это помогает расстаться/отпустить прошлое. Так Гете боролся со своей безответной страстью в романе/романом "Страдания молодого Вертера""

Мне нравится этот метод, он мне понятен. Были моменты, когда очень хотелось вернуться в переживания прошлого, чтобы изложить их на бумаге, но это были кусочные возвраты, я только начинала, но через страницу выдыхалась, не доводила до конца, а потом через некоторое время стирала, потому что уже не было того настроения, да и не нравилось. С мужем был интересный опыт. После первого свидания, и не думала, о дальнейших отношениях, но придя домой начала писать, о себе в третьем лице, и потом описывала каждую нашу встречу, словно писала роман.


Марфа-М.
Здесь ещё отец утешает бессмертием духа, а мать-тела (рождение детей).Отцовский и материнский путь.

Сразу обратила внимание на вот эти ваши слова.. Раскройте, пожалуйста, как вы понимаете, что мать утешает бессмертием тела (рождение детей), по сновидению?

Марфа-М.
Трезвость-трезвый взгляд на жизнь. (Скорее всего таким обладает ваша мама)

У мамы действительно «трезвый» взгляд на жизнь, это взгляд практичного человека. (При том среди книг, которые она приобретает, по домоводству, кулинарным рецептам и рецептам здоровья, есть же и сонники, и фэн-шуй, и свойства минералов, гороскоп, православные молитвы и народные заговоры, про карму, мудры и много разной всячины). Маме чуждо, например, поэтическое вдохновение, не знаю ничего о том, чтобы она в молодые годы что-то сочиняла, хотя знаю многих людей, которые что-то да писали. Нас вдохновляют разные вещи, например на кухне – она творец. А я чувствую себя творцом, когда пишу, меня может так захватить, что забуду и про сон и про еду. Когда увлеченно занималась танцами, для меня это было способом самовыражения, не просто набором движений, скорее искусством, когда отдаешься музыке, растворяешься, перевоплощаешься, для мамы – ребячеством, как про ту стрекозу, которая «пела и плясала, оглянуться не успела, как зима пришла». Вот и еще одна загадка для меня, почему во сне медовый напиток наливает «мама»?


 TanyaRos, когда пишите что то, нужно постоянство, например по абзацу в день и не больше. Иначе себя замучаете. А то что написали не стирать, ведь когда писали - нравилось. А то что потом не нравится не важно, иначе ничего не напишите. Улыбка


Улыбка vayenrud, спасибо)


Понятно, что представление человека о матери совершенно не обязательно совпадает с его восприятием в этом качестве конкретной женщины. Это значит, что представление о матери играет такую же важную роль в психической жизни человека, какую играет его родная мать, и мы постоянно в разных ситуациях сталкиваемся с таким представлением как с внутренней реальностью: или в виде полезной, поддерживающей силы, или в виде потенциальной опасности.
Чтобы понять природу материнского архетипа, нужно задуматься о сущности материнского начала. В самом широком смысле оно символизирует жизненный опыт каждого живого существа. Ни одно из них не было сотворено из пустоты; у каждого есть мать. В этом смысле вся психическая жизнь имеет праматерь, которая существовала до появления сознания и которая, возможно, будет продолжать существовать, когда свет сознания погаснет. Она была, есть и будет, это наше психологическое sine qua non4, это бессознательное, которое относится к сознанию, как мать. Архетип матери является той сущностью, которая на нашем прозаичном психологическом жаргоне называется бессознательным, его материнским аспектом, который включает тело и вообще все таинства, связанные с материей.
4 Непременное условие (лат.).
Таким образом, в образе матери воплощается не только психологическая, но и физическая основа человеческого существования, включая представление о теле как о сосуде, вмещающем душу5. Современных людей особенно поражает таинственная тесная связь тела с бессознательным, одно из проявлений которой состоит в том, что многие люди слишком большое значение придают инстинктивным влечениям. Возможно, так осуществляется, в частности, бессознательный поиск Земной Матери.
5 См.: The Practical Use of Dream Analysis // The Practice of Psychotherapy.
Юнг дает следующее обобщенное описание архетипа матери:
С ним связаны материнские черты: проявление внимания и сочувствия; магический авторитет феминности; мудрость и душевный подъем, распространяющийся за рамки формальной логики; любой полезный инстинкт или импульс; все, что называется добротой; все, что дает заботу и поддержку, способствует развитию и плодородию. Это место магической трансформации и возрождения вместе с потусторонним миром и его обитателями находится под покровительством Матери. Из негативных аспектов материнского архетипа можно отметить все тайное, скрытое, темное; пропасть; мир мертвых; все, что пожирает, соблазняет и отравляет; все, что вызывает ужас и является неизбежным, как сама судьба6.
6 Psychological Aspects of the Mother Archetype // The Archetypes and the Collective Unconscious. CW9i. Par. 158.
Архетип матери тесно связан с той частью психики, которая по-прежнему полностью остается во власти природы: именно поэтому мы часто употребляем выражение Природа-Мать. Противоположным полюсом должен быть Дух-Отец. Архетипы отца и матери представляют собой два главных принципа бытия. Мы называем их логос и эрос, или, как в китайской философии, ян и инь. Они могут существовать вместе, образуя гармоничное целое, или противостоять друг другу. Отец воплощает активное, творческое начало; мать — восприимчивость и заботливость. Хотя, как мы убедимся впоследствии, у матери существует и духовность, материнское начало относится главным образом к природе, т. е. оно связано с инстинктами и физическими влечениями. Негативное воздействие материнского начала может оказаться таким сильным, что оно превратится в препятствие для духовных устремлений человека.http://jungland.net/node/1315


Сразу обратила внимание на вот эти ваши слова.. Раскройте, пожалуйста, как вы понимаете, что мать утешает бессмертием тела (рождение детей), по сновидению?---------------------------Татьяна,привела отрывок,примерно поясняющий мои слова.Откуда такой вывод о сновидении?Сложно сказать,но на мать с мёдом у меня возникла сразу устойчивая ассоциация-Деметра.Кроме того,это и собственный жизненный опыт и опыт исторический (действительно,духовные учения,творение в сфере духа-это больше удел мужчин,там они плодовиты,женщины же продолжаются через детей),это и земной путь бессмертия (передача генетического материала из поколение в поколение,генеалогическое древо,евреи не зря выводят род по матери,не по отцу),это и само утешение,которое даёт МС- Дионис (он "видит",что смерти нет),это и тема пчелиной семьи,матки,сбора по крупицам.Сладость- это и сладость материнского молока,не тронутого "сбраживанием".И т.д. Вряд ли я раскрою всю мыслительную цепочку,приведшую к такому выводу,я-интуитив,а у интуитивов не цепочечный,а скорее инсайтный тип мышления (просто приходит вывод или ответ).


Марфа, спасибо, то что вы написали вполне достаточно, чтобы я вас поняла, ваш ответ то, что нужно.

Мне хотелось еще добавить об ассоциациях на текст, который выложил Juzin: "Сладкая, сваренная на меду каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей языческой ритуальной едой: она несла мощную идею плодородия, победы над смертью, вечного возвращения жизни. Мед – один из символов живой воды; ягоды (виноград – изюм, калина, малина) также связаны с идеей множественности, плодородия..." Вроде бы про кашу, но и про мед, и про малину, и все та же идея "победы над смертью" и возрождения к жизни. Здесь пронеслась такая параллель в образах: викинг, пьет кубок меда и смеется над смертью, его ждет Вальхалла.

Обеспокоенное, вопрошающее о смерти сознание, и успокаивающий посыл из бессознательного. Возможно, предлагающего различные варианты "бессмертия"?(во как)

По моим ощущениям тема раскрыта, если только кому есть, что добавить.)


В современной свадебной обрядности ритуал угощения невестой медом свекрови и пожилых женщин происходит непосредственно после снятия фаты. В наше время он соблюдается во всех уголках Осетии. Однако, согласно описаниям осетинской свадьбы Д.Т. Шанаева (1870г.) и Б.М. Каргиева (1928 г.), полевым этнографическим материалам, обряд, связанный с мыдыкъус (чаша со смесью меда и масла), происходил до снятия фаты.

На второй день вечером, после прибытия молодой в дом жениха, писал Д. Т. Шанаев, «шафер в сопровождении девушек, поющих «алай - алай», ведет молодую под руку в местонахождение домашнего очага, где ее уже ожидает свекровь с чашкой в руке, наполненною смесью меда и масла. Шафер подводит невестку к свекрови. Приподняв у невестки немного завесу лица, так, чтобы оно все-таки оставалось полузакрытым, он приглашает ее опустить указательный палец в чашу и, взявши им маленькую частицу смеси, положить ее в рот свекрови, которая затем в свою очередь делает то же самое по отношению к невестке. После этого обряда присутствующие мальчики выхватывают чашку смеси из рук свекрови и, выбежав на двор, делят смесь между собою. Совершение этого обряда имеет, - пишет автор, значение следующего народного заключения: «Да будут так сладки свекровь и невестка друг другу, как сладка людям эта смесь».

При этом Д. Т. Шанаев упускает очень важную деталь, что мыдыкъус привозит с собой сама невеста из дома отца, где эта чаша специально готовится и входит в комплекс ритуальных предметов и пищи Сæрызæды хуын (Подношение Сæрызæду). Чаша содержит не чистый мед, а смесь меда с маслом.Обычай, когда свекровь, или пожилая родственница жениха, встречала невесту чашей с медом и смазывала ей им губы, существовал у многих народов. М. А. Меретуков отмечает, что у кабардинцев и черкесов свекровь или одна из старших женщин смазывала невесте губы медом и обращалась к богу с просьбой, чтобы он послал ей счастья и благополучия. Затем тарелку или чашку со смесью меда отдавали мальчикам, и те, отнимая ее друг у друга, все съедали, а посуду бросали на землю и разбивали. Этот обычай встречается и у адыгейцев.

Аналогичные обычаи существовали также у народов Дагестана в XIX - начале XX вв.

В разных районах Таджикистана при приближении невесты к дому мужа пожилая родственница молодожена, имеющая много детей, выносила чашу с молоком. Невеста должна была отпить немного молока, или, обмакнув в него палец, облизнуть его, а молоко допивали сопровождающие ее женщины.

По данным Н.Ф. Сумцова, обычай встречать новобрачную медом и мазать ей им губы существовал в России, Словении, Чехии.

К сожалению, исследователи при описании мыдыкъусы æгьдау у осетин упустили одну существенную деталь - обряд смазывания смесью из чаши основания очага.

«Чындз-иу йæ рахиз къахæй бахызт хæдзармæ, стæй-иу кувгæ, йæ рахиз къахыл æнцойгæ, къонамæ бацыд. Уым-иу æм авæрдтой мыдыкъус, æмæ-иу дзы дæлтъуры байсæрста, стæй - иу устытæн куыдхистæрæй сæ дзыхты хъæдын уидыгæй тъыста мыд æмæ царв. Йæ къухыл хæцыд къухылхæцæджы ус».

(«Невеста правой ногой ступала в хадзар (помещение, где находился очаг. - В. Г.), затем кланяясь, ступая на правую ногу, подходила к очагу. Там ей подавали мыдыкъус, и она мазала смесью основание очага, затем женщинам по старшинству клала в рот деревянной ложкой смесь меда с маслом. Под руку ее держала жена шафера).В некоторых районах Осетии обряду мыдыкъус предшествовали следующие действия. После того, как шафер трижды обвел молодую вокруг очага, ее подводили к свекрови; молодая низко кланялась и смазывала маслом или нутряным жиром чувяки старухи, которая в свою очередь посыпала ей голову поверх сукна порошком солода. К. Л. Хетагуров отмечал, что этим действием молодая выражала свою безграничную покорность, а свекровь желала ей сладкую жизнь.

Обряд угощения медом встречается у многих народов, однако у осетин выделяются следующие особенности. Во-первых, невеста привозит чашу со смесью меда и масла из родительского дома. (Чаша бывает красиво украшена. В наше время вместе с мыдыкъус невеста привозит подарки пожилым женæинам (ложечки, носовые платки, фартуки). Во-вторых, чашу из рук невесты или помогающей ей женщины мальчики должны украсть силой и скрыться где-нибудь во дворе. И самая важная особенность заключается в том, что в первую очередь невеста смазывает смесью основание очага в хадзаре, и лишь потом угощает æфсин (свекровь) и пожилых женщин.

Итак, структура ритуала мыдыкъусы æгъдау состоит из следующих частей: приготовление содержимого чаши (смешивание меда и масла), привоз чаши невестой в дом жениха, смазывание основания очага, угощение невестой свекрови и свекровью невесты смесью меда и масла, угощение пожилых женщин, похищение чаши мальчиками.

Как отмечал М. Элиаде, любой ритуал воспроизводит мифологический архетип. Любая свадьба, согласно мифологическому сознанию, воспроизводит сакральный брак. Это хорошо просматривается на материалах осетинского фольклора - в обрядовых песнях и пожеланиях, которые исполнялись на традиционной свадьбе. Образцовой, согласно Нартовскому эпосу осетин, является свадьба Ацамаза и Агунды. Поэтому самым лучшим пожеланием на всех последующих свадьбах было уподобление ее той свадьбе: «Асатæ Агундæйы цы боны фæрнæй æрхуыдтой, уыцы боны фарн уæ уæд!» («Да прибудет в вашем доме фарн того дня, когда Асаевы привели в свой дом Агунду!»). Или: «Аци игъæлдзæгдзинади йеци бони фарни игъæлдзæгдзинади Хуцау фæкæнæд!» («И сегодняшнее веселье (свадьбу) пусть Бог уподобит фарну той свадьбы!»).

Однако в вариантах сказаний об Ацамазе и Агунде, в описании их свадьбы мы не находим идеологии ритуала, связанного с мыдыкъус. Мифологическая параллель данного ритуала содержится в свадебном гимне Ригведы. Согласно гимнам Ригведы, ранним утром Ашвины, божественные близнецы, покровительствующие людям в самых разных обстоятельствах, выезжают на небо на лучезарной и медообильной колеснице, распространяя первые лучи света и окропляя землю сладкой росою. Колесница их имеет три сиденья и, следовательно, рассчитана на три лица. Чудесные братья едут не одни, а в сопровождении лучезарной женщины, которую гимны неопределенно называют дочерью Солнца. В свадебном гимне Ригведы Ашвины являются сватами Сурьи, дочери Солнца, и участвуют в свадебной процессии.

Ашвины носят эпитет владетелей влаги и везущих мед. Этот мед помещается на их колеснице, и они везут его в медообильных мехах. В. Ф. Миллер отмечал, что роса, мед, молоко, дождь постоянно являются в народных преданиях в одной и той же роли: в роли целительного напитка - живой воды, или напитка, производящего зачатие.

В свадебном гимне Ригведы Сурье, дочери Солнца, предлагается занять место в колеснице, которое называется «седалище Амриты».

Взойди, о Суръя! На пеструю, украшенную цветами, златоцветную, шалъмалеую (колесницу), хорошо катящуюся, прекрасно-колесную, седалище Амриты. Соделай мужу счастливый (брачный) поезд.
(Перевод В. Ф. Миллера.)
Итак, дочь Солнца привозит с собой на свадебной колеснице мед как божественный напиток, или напиток бессмертия.

Второй важнейший момент - мыдыкъус всегда содержит не просто мед, а смесь меда и масла. По сообщению информантов, иногда в прошлом мед заменялся сахаром, но сам процесс смешивания никогда не изменялся. Напомним, что в древнеиндийской мифологии добыча амриты связана с пахтанием (взбиванием) океана. Океан при пахтании превращается в молоко, затем в масло, туда вливаются соки деревьев и трав, все это смешивается и вскоре появляется амрита - напиток бессмертия. Технология приготовления Сомы, священного напитка ведических ариев, и Хаомы - напитка иранцев, предполагает смешивание сока священного растения с молоком. Тема о напитке бессмертия в осетинской мифологии требует специального исследования и не может быть полностью раскрыта в рамках нашей работы. Согласно сведениям информантов, если у кормящей матери было мало молока, ей давали пить пиво, смешанное с коровьим молоком. Пиво, смешанное со сливками или сметаной, рекомендовалось пить мужчинам для усиления потенции. В осетинском фольклоре не встречается в развернутой форме миф о напитке бессмертия. В Нартовсом эпосе есть сюжеты о том, как впервые было изготовлено пиво - сау бæгæны - первой брачной парой.Что касается ритуала похищения чаши мальчиками, то он находит свою мифологическую параллель в индоевропейском мифе о похищении священного напитка.

Но вернемся к пиву (бæгæны). Напомним, что чаша со смесью меда и масла, или «напиток бессмертия», привозится из дома невесты вместе со свадебным поездом (чындзхæсджытæ/киндзхонтæ) в составе комплекса ритуального приношения «Сæрызæды хуын», в который входит в обязательном порядке и ритуальное питье (нозт) - осетинское пиво. Таким образом, «напиток бессмертия» в ритуале мыдыкъусы æгъдау дублируется чашей со смесью меда и масла и сосудом с пивом.

Невеста, приходя в дом мужа, привозит с собой напиток бессмертия - мыдыкъус, символ бессмертия рода. Смазывание основания очага, в таком случае, символизирует неугасимость огня, а. следовательно, жизни в этом доме.http://ossethnos.ru/custom/200-mydykus-napitok-bessmertiya.html


http://ecath.ru/other-articles/great-goddess.html Формирование образа великой богини. Очень интересно про связь Великой Богини ,пчёл и мёда,а также молока.