Картинка детства

Работая локтями, мы бежали,- кого-то люди били на базаре. Как можно было это просмотреть! Спеша на гвалт, мы прибавляли ходу, зачерпывая валенками воду и сопли забывали утереть. И замерли. В сердчишках что-то сжалось, когда мы увидали, как сужалось кольцо тулупов, дох и капелюх, как он стоял у овощного ряда, вобравши в плечи голову от града тычков, пинков, плевков и оплеух. Вдруг справа кто-то в санки дал с оттяжкой. Вдруг слева залепили в лоб ледяшкой. Кровь появилась. И пошло всерьез. Все вздыбились. Все скопом завизжали, обрушившись дрекольем и вожжами, железными штырями от колес. Зря он хрипел им: "Братцы, что вы, братцы..." - толпа сполна хотела рассчитаться, толпа глухою стала, разъярясь. Толпа на тех, кто плохо бил, роптала, и нечто, с телом схожее, топтала в снегу весеннем, превращенном в грязь.Со вкусом били. С выдумкою. Сочно. Я видел, как сноровисто и точно лежачему под самый-самый дых, извожены в грязи, в навозной жиже, всё добавляли чьи-то сапожищи, с засаленными ушками на них. Их обладатель - парень с честной мордой и честностью своею страшно гордый - все бил да приговаривал: "Шалишь!..." Бил с правотой уверенной, весомой, и, взмокший, раскрасневшийся, веселый, он крикнул мне: "Добавь и ты, малыш!" Не помню, сколько их, галдевших, било. Быть может, сто, быть может, больше было, но я, мальчишка, плакал от стыда. И если сотня, воя оголтело, кого-то бьет,- пусть даже и за дело! - сто первым я не буду никогда! http://www.gramota.ru/biblio/reading/?rub=rubric_262&text=27_426
а не отсюда ли корни всех этих детских драк - "Согласно библейскому преданию, у древних евреев существовал об­ряд: в специальный день грехоотпущения первосвященник возлагал руки на голову живого козла, перенося на него тем самым грехи сво­его народа. После этого козел изгонялся в пустыню."???
И не важно, участвуешь ли ты в драке, или стоишь, наблюдая и думаешь - я так не сделаю никогда, в любом случае ты или "толпа", или "жертва". Так как быть? Какая третья позиция, когда включается поиск "козла отпущения"? или вот так, как поступать, чтоб разрулить такую ситуацию? 
 Пользуясь греческим алфавитом, статусно-ролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей:
- альфа — лидер группы, наиболее энергичен, авторитетен, пользуется правом первоочередного присвоения благ;
- бета — второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа; обычно является хранителем групповых норм и правил;
- гамма-1 — приближенные, опора, соратники, команда альфы;
- гамма-2 — обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;
- гамма-3 —оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика «кнута или пряника», причем «пряником» может быть введение в число приближенных (кооптация), а «кнутом» — ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольства, изгнание из группы и вплоть до физической расправы;
- гамма-4 — шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова и т. п.; по статусу может быть на уровне от гамма-1 до гамма-3;
- омега — «козел отпущения» — лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль группе необходима для сплочения, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» в противовес омеге, которая как раз и есть «не мы». Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую личность на эту роль.
Довольно сильно такое групповое деление проявляется и в группах социально незрелых личностей — детей, преступников.
По отношению к личности группа может играть как положительную, так и отрицательную роль. Если группа обеспечивает удовлетворение потребностей личности, а установленный группой статус соответствует ожиданиям личности, это можно считать положительным моментом в ее развитии (профессиональном, социальном, культурном, физическом и т. д.). Если этого не наблюдается, возможна деградация личности, искажение развития, конфликт между личностью и группой. Это отмечали немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг, особенно для личности, находящейся на стадии удовлетворения потребностей в уважении и самореализации.http://managment-study.ru/gruppovye-processy.html
Автор пишет о социально незрелых группах, но по опыту могу сказать, что нечто подобное происходит в любой группе,зачастую и в семье. Иногда причиной этого становится какой-то физический недостаток или психическое отклонение (зачастую тогда человека не гнобят, а "вышучивают"), иногда какой-то нравственный дефект, иногда-случайность, иногда резкое понижение статуса (может пример слишком прямолинеен,но напрашивается переход Сталина из отца народов в козла отпущения).Автор объясняет это необходимостью в сплоченности (в политике это используется как эффект "внешнего врага" пример Украина-Россия,Германия-евреи).Выход в ситуации коллектива, в принципе, есть,поддержка одним или несколькими членами группы,это прерывает цепочку.

"...Если сознание идентифицируется с осуждающей частью ком­плекса козла отпущения, человек обвиняет других, считая себя источником высшей добродетели и правоты. Если сознание иден­тифицируется и с жертвой, и с демоническим гонителем козла от­пущения, демонический обвинитель постоянно отторгает, хулит, считает негодными собственные намерения и поступки и мазохистски признает отвержение. Если же сознание идентифицируется и с обвинителем, и с отчужденной Персоной-Эго, обвинитель под­нимает на щит коллективные лозунги и императивы, которые сле­дует исполнять, забыв о своих индивидуальных потребностях, кроме потребности быть правым, победить или добиться успеха – лишь бы чему-то соответствовать и чему-то принадлежать.

В каждом случае обвиняющий гонитель воспринимается как рупор высшей, но слишком упрощенной морали, отстаивающей интересы коллективного блага, а не инстинктивной жизни; вместе с тем эта мораль обладает обезличенной и принудительной си­лой инстинкта. Она автоматически воспринимается как глумле­ние или обвинение; как суждение, разделяющее мир на черное и белое; как оценка, сделанная еще до того, как стали известны фак­ты. Следовательно, эта мораль действует как искаженная, коллек­тивизированная ригидная функция чувствования, не ограничен­ная описанием реальности, полученным через ощущение или ин­туицию. В каждом случае демонический обвинитель действует с высокомерной властью и авторитетом, присущими Самости, тог­да как человек, идентифицирующийся с архетипом козла отпуще­ния, и цепляется за этот архетип, и вместе с тем приходит в ужас: как от него, так и от людей, на которых он проецируется. Одна женщина записала: «Даже без Судьи я испытывала ужас, я была ленива, эгоистична, мнительна, прожорлива. У меня было семь смертных грехов».

Это садистское Супер-Эго присутствует в психологии людей, идентифицирующихся с козлом отпущения, даже если на созна­тельном уровне они отождествляют себя с Персоной-Эго или жертвой-Эго..."
Комплекс козла отпущения. Миф и психология коллективной Тени
с сайта Мершавки:http://www.mershavka.ru/magazin/jungian/chapters/201/

Марфа-М. 2014-11-20 08:17:16
).Выход в ситуации коллектива, в принципе, есть,поддержка одним или несколькими членами группы,это прерывает цепочку.

 не поняла, уточните, плиз.
http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_03g.shtml Вот здесь есть пример прерывания цепочки.В части действующие лица.