Отец и Бог . Небоскрёбы и Олимп.

Высотный дом 19-летняя выпускница школы, страдающая явно выраженным невротическим развитием личности, представляет себе высотный дом. Он поднимается выше облаков, а на верху дома еще продолжаются строительные работы. Там работают много строителей и сама пациентка, так как этот дом должен быть еще выше. Здание сужается в остроконечную верхушку, раскачиваясь на сильном ветру из стороны в сторону. С верхушки, площадью примерно в 1 кв. м, вниз “с жутким криком” срываются трое рабочих. Пациентке же еще удается держаться. Панораму внизу ей частично закрывают облака. По сторонам она видит покрытые снегом горы, которые намного меньше высотного дома. С другой стороны вырисовывается море с кораблями. Она продолжает строить дальше дом, чтобы подняться еще выше. Наконец, здание становится таким большим, что она добирается до двери, ведущей на небо. Через забавно-современную самооткрывающуюся стеклянную дверь она вступает на небо. Ее останавливает страж. Она “жутко” умоляет его, чтобы он связался по телефону, может быть, с самим Б-гом. Затем приходит женщина - какая-то святая в белых одеждах, босая, с венком роз на голове, черными волосами, голубыми глазами и совершенно белой кожей. Она слегка окидывает взглядом пациентку и ведет ее затем по длинным переходам. Кругом все холодно, голо и сухо, как в научно-фантастическом фильме. Женщина же, напротив, милая, сердечная и доброжелательная. Исхудалые арестанты с наголо остриженными головами тащат повозку, на которой сидит черт. Он больше похож на зверя - на волка с рогами, конским хвостом и копытами. При виде его женщина падает на колени. Черт высокомерен, он приказывает остановить повозку, спускается вниз, чтобы обратиться к пациентке. При этом он оказывается огромного роста, страшный и грозный. Ему хотелось бы принудить ее тоже встать на колени. Она отказывается, тогда черт приказывает своей свите бить ее в лицо, в живот, пока она, ужасно истекая кровью, не остается лежать в проходе, а черт едет дальше. Женщина теперь перевязывает пациентку, которая может идти дальше только на костылях. Мимо проносятся боевые колесницы, так что приходится прижиматься к стенам. Ими управляют римляне с типичными профилями, “ужасно гордые и необузданные”. Здесь у пациентки появилось чувство головокружения, и сеанс пришлось прервать. Пациентка боялась, что эти боевые колесницы ее задавят. Несмотря на всю надменность, римляне все же импонировали пациентке. Комментарий. Зная историю болезни этой пациентки, можно предположить несколько гипотез о значении высотного дома. Его сверхестественная высота символизирует ее сверхвысокий уровень притязаний, ее чрезмерно высокие требования со стороны садистического Сверх-Я, которое уже в раннем возрасте было заложено ее отцом. Дом - это, по всей видимости, также и фаллическая составляюшая, т.к. пациентка очень хотела бы идентифицироваться со своим отцом. Восхождение на небо свидетельствует о желании пациентки приблизиться к Богу Отцу. Ее собственный отец работал главным врачом в больнице, в которой пациентка жила с раннего детства вплоть до недавнего времени. Педагогические правила и манера отца держать себя усиливали в пациентке нарцисстическую идеализацию образа (имаго) отца, а также и действительности. Относительно образа юной святой трудно что-то однозначно сказать. Но он все же скорее относится к образу ее сестер, которые были отчасти ближе к отцу, чем она сама. Агрессивно-мужской, воинственный мир также находит свое выражение, представленный, прежде всего, в образе черта, затем в импонирующих фигурах римских воинов. Отец пациентки все время прославлял военных. В противоположность прежним представлениям в последнее время у пациентки стали часто появляться также фантазии, свидетельствующие об агрессивных импульсах: ветер срывает рабочих с высокого дома, она защищается от унижения со стороны (отца-)черта, прославляет римских воинов. Агрессия направлена отчасти и против нее, в наиболее явной форме при появлении черта, который приказывает избить ее. В черте можно увидеть образ (имаго) “злого отца” (который тоже умел использовать жестокие наказания). В целом описанную сцену можно считать выражением столкновения с фаллическим (мужским) миром (с которым она себя отчасти идентифицирует), а также с образом (имаго) доброго и злого отца Ханскарл Лёйнер КАТАТИМНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ОБРАЗОВ
Ещё интересный отрывок из сна, где перемешаны архетипический отец и самость (бог-отец):Потом я попала в большую библиотеку. Я не одна нас двое. Две близняшки девочки. Нам 13 не больше.  Мы прячемся от смотрителя библиотеки. Высокий мужчина, пожилой и с длинной бородой. Похож прям на магов. То я появляясь, то моя близняшка. «Выходите оба», говорит он. Мы выходим. «Почему играетесь», говорит он? «Мы думали, нас обоих суда не впустят, вот поэтому и начали прятаться» сказали мы. «Можете, ходит оба, читать книги» говорит он. Мы так рады. А книг та много. Шкафы чуть ли не до небес. И шкафы необычные как будто деревья идущие в небеса.
Термин «сублимация» происходит от латинского sublimis, что означает «высокий». Это указывает на фундаментальное свойство sublimatio – облагораживающего процесса, посредством которого низкое вещество, испаряясь, обретает более высокую форму. Земля преобразуется в воздух; испаряется неподвижное тело, низшее преобразуется в нечто превосходящее (inferus - ниже; superus - выше). Все образы, которые относятся к восходящему движению, — лестницы, лифты, восхождение, горы, полет и т.д. — принадлежат символике sublimatio. Э.Эдингер.
Первый компонент касается восхождения как такового. Перед пациентом ставится, таким образом, некоторая задача, от осуществления которой он может отказаться. Но это происходит все-таки очень редко. Мы исходим из того смысла, который в нашей речи обычно вкладывается в слова “подъем” и “восхождение”, которые означают иногда восхождение по служебной лестнице, карьеру, связанную, например, с профессиональным образованием, а также, в более широком и чаще используемом значении, связь с задачами, которые вообще ставит перед пациентом жизнь, особенно, когда речь идет о человеке еще относительно молодом или среднего возраста. В немецком языке существует распространенное выражение: “Сегодня мне предстоит день, как большая гора”*.
Эти требования мы нередко предъявляем и к самим себе. Некоторые люди ставят перед собой высокие или даже крайне высокие задачи, другие довольствуются средним уровнем и испытывают при этом меньше сложностей. Глубокое и основательное исследование психолога Х.-Й.Конрадта [30] показало высокую корреляцию между высотой горы и уровнем притязаний представляющего образы пациента. Люди с высоким уровнем притязаний, отличающиеся часто непомерным тщеславием, представляют высокую гору, подняться на которую сложно и тяжело.Следует обращать внимание на своеобразие подъема, крутизну отдельных участков, необходимость карабкаться, возможно, с набором альпинистского снаряжения. Или наоборот: если пациент находит удобный, прогулочный путь или преждевременно утомляется и должен часто отдыхать, это указывает на то, каким образом данный человек привык решать задачи или добиваться своих целей. Особо усердным и всегда готовым работать людям даже не нужно вначале предлагать подняться в гору. Если в КПО гора возникает перед ними близко, они без каких-либо указаний начинают подниматься вверх. Это люди в особенности настроены на достижение результата и постоянно готовы к активным действиям. В образах они представляют себе такие условия для восхождения, когда им нужно привязывать себя канатом, карабкаться по вертикальным расщелинам и преодолевать другие трудные препятствия, чтобы достичь скалистую вершину.
В аспекте теории объектных отношений подъем на гору имеет очень большое значение - идентификацию с важной отцовской или материнской фигурой. Достигая вершины горы, пациент в определенной мере ставит себя на признаваемую за отцом или матерью позицию. Согласно психодинамическим выводам психоанализа, сын, в принципе, имеет потребность соответствовать своей собственной мужской роли путем идентификации с отцовской фигурой и, соответственно, дочь - своей женской роли путем идентификации с матерью. Хорошо известно, как сыновьям выдающихся людей бывает тяжело “подать себя” (“что-то из себя сделать”), чтобы когда-нибудь “сравниться” с отцом, т. е. путем идентификации занять аналогичное положение.Ханскарл Лёйнер