Инициация.

с юнгланда.

Такой авторитетный исследователь фольклорного материала, и в частности сказочного, как В.Я.Пропп выделял два сюжетных цикла, составляющих все многообразие волшебных сказок - цикл посвящения (или инициации) и цикл смерти. Пропп приводит наборы функций, соответствующих тому или другому циклу, так, например, уход из дома и волшебные помощники соответствуют циклу посвящения, а запах героя или его железные сапоги - циклу смерти. Автор говорит о том, что оба эти цикла сливаются в один, поскольку посвящение практически всегда включает либо умирание и оживление героя, либо путешествие в страну мертвых или иное царство (Пропп, 1998), то есть, мотив инициации покрывает мотив смерти. Мотив инициации в волшебной сказке (Мифологический словарь, 1992) включает такие сюжетные ходы или функции в терминологии В.Я.Проппа (1998), в которых либо группа детей попадает во власть людоеда либо герой убивает могучего змея - хтонического демона и ряд других. Характерные для классической волшебной сказки предварительные испытания будущим помощником героя также восходят к мотивам инициации (помощник, даритель - это дух-покровитель или шаманский дух-помощник).В качестве характерных элементов австралийских шаманских инициаций М.Элиаде (1998) упоминает следующие: 1) "убийство" неофита, 2) удаление его органов и костей и замена новыми и 3) введение магических субстанций, в особенности кристаллов кварца. Он отмечает, что схожие с австралийской модели посвящения выявлены в шаманских инициациях Центральной Азии и Сибири, Южной Америки и некоторых частей Меланезии и Индонезии. Символизм удаления внутренностей и замены их новыми достаточно прозрачен и должен рассматриваться как внутреннее преобразование, перерождение посвящаемого. Обычно сам австралийский знахарь, сибирский и центральноазиатский шаман проходит экстатическую инициацию во время соматического заболевания, душевного расстройства или "во сне". То есть, болезнь или измененное состояние сознания рассматривается как благодатная почва для посвящения.

Упоминание об инициатическом путешествии содержится в целой группе мифов. Часто такое путешествие происходит с посещением страны мертвых, а целью его является приобретение мудрости и знаний. Причем мотив познания проявляется в поедании или поглощении либо героем, либо героя. Так, герой финского эпоса Вяйнемейнен отправляясь в путешествие, одевает обувь из стали (Калевала, 1979), то есть обувь мертвых. Гильгамеш одевает рубище и львиную шкуру и становится подобен "идущему дальним путем", то есть мертвецу. Находясь в ином мире, необходимо уподобиться его обитателям: герой должен стать для них "своим", иначе он будет уничтожен ими и останется в царстве смерти навсегда (там же). Интересно, что этот сюжетный ход встречается и во многих современных художественных фильмах ужасов.С мотивом поглощения часто объединяется мотив "иного мира". Тот же Вяйнемейнен, будучи проглоченным, ест Випунена изнутри, то же в "Одиссее", вначале угощение у лотофагов и пожирание лестригонами; у Полифема спутники Одиссея сначала едят, а затем их пожирает циклоп (Егунов, 1964), причем действие происходит в пещере, которая символизирует чрево владыки мира мертвых. То есть, мотив пребывания в стране мертвых и мотив поглощения сливаются (Руднев, 2000). Таким образом, мотив поедания тесно связан с познанием.http://www.psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2921

В результате проведенного исследования оказалось, что в качестве наиболее общих различий сновидений лиц обращающихся и не обращающихся за психотерапевтической помощью выступают не содержательные аспекты сновидения, а количественные соотношения в появлении тех или иных элементов в сновидении. Исследование показало, что сновидения лиц, обращающихся за психотерапевтической помощью, отличаются от сновидений не обращающихся за такой помощью в частности числом или кратностью появления определенных образов или ситуаций на протяжении одного сновидения.

Кратность характерна для появления определенных образов в волшебных сказках и фольклоре. Так, последовательное купание в трех котлах - с кипящей водой, студеной водой и молоком ("Конек-горбунок") приводят к гибели старого царя (две попытки успешны, третья губительна - неуспешная инициация) и превращению Ивана-дурака в Ивана-царевича (успешная инициация); путешествие в тридевятое царство обычно происходит через последовательное посещение двух других - "первым было медное царство, вторым - серебряное и, наконец, Царевич въезжает в третье царство - золотое". В известной басне Эзопа "Лиса и лев" описывается ситуация встречи лисы и льва: первый раз лиса, увидев льва очень испугалась и убежала, второй раз испугалась, но не побежала, третий раз заговорила со львом. В сказках Герой, как правило, оказывается победителем после преодоления трех препятствий или испытаний, посещения трех царств и т.д. По-видимому, "двойки" и "тройки" представляют собой нечто общее, то, что структурирует приспособительный опыт человека. В качестве ремарки отметим, что граница между успешностью и не успешностью при обучении проходит как раз между оценками 2 и 3. При этом успешное приспособление ассоциируется с тремя попытками (или преодолением трех препятствий), а неудача - с меньшим числом попыток.Таким образом, можно видеть, что общей чертой связанной с мотивом инициации в сновидениях и фольклоре, является счет или кратность.---------------------------------------------Важным если не важнейшим элементом инициатического ритуала древности выступала символическая (а иногда и реальная) смерть неофита. Если предлагаемая параллель между сновидением и инициатическим ритуалом верна, то можно ожидать появления мотива смерти и в сновидениях. В описанном выше исследовании этот мотив (он фиксировался если в явном содержании сновидения или в пояснениях, которые спонтанно давал их автор появлялись маркеры, указывающие на мотив смерти - либо прямое упоминание слов: "смерть", "гибель", "убит", "свести счеты с жизнью" и прочих, а также контекстное упоминание, например, "упал и разбился") имел место в 33,8% сновидений. То есть, по крайней мере, в трети всех сновидений мотив смерти имеет место. Учитывая то, что мысли о смерти неприятны, можно ожидать, что в ряде сновидений этот мотив присутствует в неявном виде, например, символически (известно символическое значение "типического" в психоаналитической терминологии сновидения об опоздании на поезд как утешения на возникшие мысли о смерти) или в виде намека или метафоры, что делает процент таких сновидений еще выше. Можно видеть, что такой важный мотив инициатического ритуала как символическая смерть проявляет себя и в сновидении. Более того, оказалось, что этот мотив в сновидениях разворачивается на фоне тех же элементов ландшафта, где он имел место в древнейших мистериях: в подземельях (подвалах или метро) и в лесу. Всего наблюдалось 10 таких сновидений (5 в лесу, 4 в метро, 1 в подвале). Мотив смерти проявился в 8 из них (8 из 10, то есть 80%). Достоверность увеличения частоты сновидений с упоминанием смерти в таких сновидениях (метро, лес, подвал) по сравнению с теми, действие которых разворачивается в других местах, по критерию ?2=8,62 составила p=0,003.

Добрый день! Приснился мне сон, весь не помню, но отчетливо помню такой момент. Я сижу в гостинной, красивого, дома. Теплый, золотой свет. Не знаю какой дом снаружи. Гостинная большая, высокий потолок, красивая мягкая мебель. Разговариваю с девушкой, хозяйкой дома, светловолосой, голубоглазой и расчесываю ей волосы. Я должна остаться, в этом, доме ночевать одна. Говорю ей, что не смогла бы жить в этом доме, потому что он находиться в лесу, хотя леса не видела и было внутреннее желание жить в этом доме. Мне было так уютно и комфортно там. Я решила посмотреть дом. Очень много комнат все обойти не смогла. в каких-то останавливалась, какие-то проносились мельком.  Больше всего меня поразил один коридор, там было три ванные комнаты подряд, я в них заглядывала. Еще помню момент, когда я проснулась в этом доме и подумала, НУ ВОТ, Я СПАЛА ОДНА И НИЧЕГО СТРАШНОГО НЕ ПРОИЗОШЛО! Со сновидческого сайта.---------------------------------------Мотив трёх ванных напоминает мотив трёх котлов, а также сказку три медведя (три чашки, три стула, три кроватки).
Случайно нашла статью на эту тему-может пригодится...Обряды инициации- http://ec-dejavu.ru/i/Initiation.html