Триптих Босха "Сад земных наслаждений".

Периодически обсуждения выводят на эту картину. Когда обсуждали астрологию, нашла астрологическую интерпретацию рака на картинке.Ну и шахматная доска Ом поспособствовала.
The garden of earthly delights by bosch high resolution.jpg
Сравнительно недавно необычная конструкция из розового коралла в центре композиции была признана астрологическим символом Рака, эмблемой его созвездия. Она увенчана полумесяцем - знаком планеты Луна. Круглое отверстие в основании - знак Солнца. Солнце и Луна, таким образом, сходятся в одном созвездии - это событие астрологического и религиозного значения и становится ведущей темой триптиха. На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви), и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. http://smallbay.ru/article/bosch031.html
Иероним Босх. Сад земных наслаждений
Иероним Босх Юмористический отзыв о картине.
Ассоциация на центр картины-колесо сансары.
Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперёд. А за ним комарики На воздушном шарике. А за ними раки На хромой собаке. Волки на кобыле. Львы в автомобиле. Зайчики В трамвайчике. Жаба на метле... Едут и смеются, Пряники жуют..

..ассоциации..

о чем стихотворение? 


http://www.stihi-rus.ru/1/chukovskiy/23.htm



"Может меня сподвигнуть изнутри, Бог, живущий в моей груди.."
Вообще, от картины ощущение не то гениальности, не то сумасшествия, много рыб и раков.
Автор: Марфа-М., дата: чт, 09/04/2015 - 16:07

Ассоциация на центр картины-колесо сансары.

=====

Это циркумамбуляция, причем круговое движение идет против часовой стрелки -

то есть в сторону понижения сознания. Это можно понять и по тому что они "верхом"

на различных животных.  Они во власти инстинктов. 

Кто на "коне", кто на "свинье.")

Вообще, от картины ощущение не то гениальности, не то сумасшествия, много рыб и раков.

==

Очень интересно его картины рассматривать. Сотни образо-идей.

Неприятные картины, лично мне не нравятся, что так слишком много акцентов. Видится за сим деятельность  "муравьев" растаскивающих  в разные стороны кусочки некогда целостного смысла. Картина мира - рассыпается или вот-вот поползет.  Что касается раков,  Гурждиева бы сказал,  что сознанием данного художника отобедала  Луна. 



"Может меня сподвигнуть изнутри, Бог, живущий в моей груди.."
Дистиллированные метафоры

Давно замечено, что многие детали на работах Босха, от странного вида фонтанов до стеклянных цилиндров, от полупрозрачных сфер до причудливых округлых зданий, из которых виднеются всполохи пламени, до боли напоминают сосуды, печи и прочий алхимический инвентарь, который изображался в трактатах по искусству дистилляции. В XV–XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий.

Американский историк искусств Лоринда Диксон пошла еще дальше и попыталась доказать, что алхимия — это ключ ко всему «Саду земных наслаждений». По ее версии, Босх, подхватив популярную у алхимиков аллегорию, уподобляет преображение человека, движущегося к слиянию с Богом, важнейшему алхимическому процессу — дистилляции. Традиционно считалось, что дистилляция состоит из четырех основных этапов. Их последовательность, по мысли Гибсон, и определяет структуру «Сада». Первый этап — смешение ингредиентов и соединение противоположностей — в алхимических рукописях представлялся как соединение мужчины и женщины, Адама и Евы. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Второй этап — медленное нагревание и превращение ингредиентов в единую массу — уподоблялся прыжкам, кувыркам и забавам детей, родившихся в алхимическом браке. Вот и сюжет центральной панели триптиха, где толпы мужчин и женщин придаются любви и странным играм. Третий этап — очищение смеси огнем — в алхимических трактатах символически представлялся как казнь или муки ада. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Наконец, четвертый этап — очищение ингредиентов в воде, которое уподоблялось христианскому воскрешению и очищению души. Это сюжет, который мы видим на внешних створках триптиха, где Земля предстает в третий день творения, когда Творец отделил сушу от моря и появились растения, но еще не было человека.

Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Босховы здания и стеклянные трубки, действительно, слишком похожи на иллюстрации из трактатов по дистилляции, чтобы это сходство было случайным. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» — это огромная алхимическая метафора. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский), или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. http://theoryandpractice.ru/posts/9833-viva-jheronimus

   Прима материя и колбы.
На картине зачастую головы заменены другими предметами или животными (сова, ягода) похоже на тему бессознательности или поглощения сознания.
 Одна из самых известных работ Варо – «Создание птиц» (1957). Сюжет прост: сова в своей алхимической лаборатории создает птиц. Явная иконографическая линия, которая сразу приходит в голову, - сова-Афина. Эту богиню, как известно, часто описывали как обладательницу «совиных» глаз. Таким образом, я предполагаю, что женщина-сова на картине Варо и есть Афина, мудрый творец. С помощью треугольной призмы она преломляют лунный луч, чтобы оживить птицу и позволить ей взлететь с листа. Такую же призму использовал Ньютон в своих экспериментах со светом. Что ж, мы снова видим тему «науки» тесно переплетенную с «эзотерической» («лунной»). С другой стороны перегонный куб, получающий свет от звезд, доставляет три основных цвета (красный, синий, желтый) на палитру художницы-совы. Два кувшина на заднем плане напоминают сообщающиеся сосуды, символизирующие неразрывную связь явного и тайного, реального и фантастического. Интересно, что героиня картины творит птиц с помощью «музыки сфер», которую символизирует маленькая гитара, висящая на груди. От нее отходит кисть художницы. Как мы увидим, тема небесной музыкальной гармонии, идущая от Пифагора через сочинения средневековых теологов, часто встречается на картинах Варо. А пока главное на картине – птицы. Мне кажется, на этой картине Варо трактует птицу, как её обычно понимали алхимики: в качестве символического посредника между земной «механической» реальностью и небесным миром. Птица часто означала путь души к пониманию тайн Вселенной. Однако, в общем и целом, картина представляется мне аллегорией творчества.

http://www.diary.ru/~EvaDrasen/p79699753.htm?oam

Бесовские игры алхимиков Среди произведений Босха особое место занимает триптих «Искушение святого Антония», написанный в 1506 году и находящийся сейчас в Национальном музее старинного искусства в Лиссабоне. Святой Антоний (ок. 251 — ок. 356) — один из самых почитаемых христианских святых, основатель первой монашеской общины. Двадцать лет он провел в египетской пустыне, где боролся с жестокими искушениями, посылаемыми ему Дьяволом. Но Босх, взявшись за создание живописного повествования о страданиях святого отшельника, почти не пользовался его житием. На триптих оттуда попали лишь два сюжета: искушение демоном сладострастия (правая створка) и низвержение Антония (левая створка: там изображено и как бесы возносят Антония к небу, и как падшего святого поднимают с земли братья-пустынники).

Центральная часть — это адские видения святого, которые, по мнению Босха, были главным источником его страданий. Говорят, Босх знал толк в галлюцинациях, отравляя свое сознание спорыньей — родом грибов, паразитирующих на злаках. Существует множество интерпретаций созданных Босхом инфернальных образов, но совершенно очевидно, что многие из них должны были у его современников ассоциироваться с алхимией. Дело в том, что Босх был ревностным католиком и не мог принять главного тезиса алхимиков: «Что внизу, то и наверху», — концепцию, согласно которой часть божественного света присутствует в каждом творении Господа. Отсюда было совсем недалеко до признания наличия божественного света и в Сатане, что предполагало его спасение в конце времен.

Именно поэтому в глазах Босха алхимики были закоренелыми еретиками. В средней части триптиха помещаются две сюжетные группы: «Черная месса» и «Бегство в Египет», полностью составленные из алхимических символов. Антоний находится в центре первой, невозмутимо взирая на все, что происходит вокруг него. Во второй использован любимый алхимиками библейский сюжет, поскольку считалось, что алхимическое искусство пришло из Египта. Босх явно приложил все усилия, чтобы показать зрителям, сколь далеко зашли алхимики в своей еретической интерпретации Священного Писания.   

«Черная месса»   Женщина с чашей причастия

Ни в католической, ни в православной церкви женщина не допускается священнодействовать, и в частности совершать таинство причащения. Босх изображает здесь ведьму, в чаше которой не кровь Христа, а алхимический эликсир жизни, изготовленный с помощью черной магии.   Черная, белая и красная фигуры

Они олицетворяют собой три одноименные фазы трансформации вещества в ходе алхимического процесса. Кувшин и стакан на столе тоже наполнены эликсиром, сваренным бесами.   Уродец с яйцом в руках

Это выкидыш, символизирующий алхимического гомункулуса — человекоподобного существа, созданного искусственным путем, иными словами, человека из пробирки. В руках он держит философское яйцо, в котором вызревает философский камень — реактив, способный превращать металлы в золото.  Человек с костылем

Босх намекает на тайные обряды посвящения, принятые у алхимиков, во время которых новый адепт должен был снять ботинок с ноги и оголить колено. Это дает повод предположить, что художник сам некогда входил в один из тайных союзов.    Руины, в которых совершается месса

Это символ атанора — алхимической печи, в которой происходит трансмутация вещества.   Перевернутый глиняный кувшин

Так обозначался один из двух способов получения философского камня — «мокрый». У Босха кувшин представлен в виде коровьего зада.  Сухое дерево

Это одновременно и символ «сухого» способа создания философского камня, и символ греха, который сушит и убивает душу. Запеленатый ребенок — еще одно изображение гомункулуса.   Алхимическая Библия

В книге, которую держит священникеретик, нет букв — одни точки.

Очки

Символ ложного знания.

Перевернутая воронка

Символ обмана.   Крыса

Символ богохульства. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6980/

Если продолжить мысль о неприязни Босха к алхимии, то одна из причин может быть в пародийном повторении творения Бога. Возможно отсюда и тема ада, как творчества. Что-то вроде мысли творец един.
Неприятные картины, лично мне не нравятся, что так слишком много акцентов.----------------------------------Вполне так актуальненько, к страстной пятнице))).
(исп. Remedios Varo Uranga); 16 декабря 1908, Англес — 8 октября 1963, Мехико) — испанская художница, представитель сюрреализма. В 1941 году эмигрировала в Мексику и долгое время была мало известна за ее пределами. Считается сюрреалисткой, но воображение художницы с трудом укладывается в прокрустово ложе какого бы то ни было определения.

Аллегорическая природа большинства работы Варо сходна с картинами Иеронимуса Босха, и некоторые критики описывали её искусство как «постсовременную аллегорию». Творчество Варо находилось также под влиянием стилей таких разнообразных художников как Франциско Гойя, Эль Греко, Пабло Пикассо и Питер Брейгель.

Варо находилась под влиянием большего разнообразия мистических традиций. Она изучала труды Экхарта, Блаватской, Гурджиева, Успенского, также Фрейда и Юнга. Её интересовала магия и мистика, что проявилось в её картинах. 
http://www.2photo.ru/ru/post/21243                  
Те же темы, что и у Босха: жизнь и смерть(птицеголовый монстр,пожирающий души и низвергающий их в нужник,у Варо он рассыпает снег-аллегория сатурна), ночное сознание (совы, луна,кошки),алхимические превращения и музыка сфер. Но если у Босха это отталкивающий мир, то у Варо чувствуется причастность к нему.Напоминает теорию Дюрана о мистическом ноктюрне.