Симметрия и асимметрия.

=
Равновесие, соразмерность элементов, образующих каркас, или структуру произведения, это и есть собственно то, что основоположники классической эстетики называли гармонией художественного целого, как бы охватывающей и стягивающей его своими «скрепами» путем ритмического, симметрического и тому подобного членения целого на фрагменты. Стремление к равновесию в архитектурной композиции соотносится со стремлением к простоте. Равновесие усиливает простоту и понятность композиции, поскольку присущая деятельности мозга тенденция к простейшим структурам делает результат восприятия возможно более ясным. Симметрия и равновесие не всегда отождествляются, равновесие свойственно и симметричной, и сбалансированной асимметричной композиции. Фокус композиции, например вход, не обязательно должен быть в центре общего построения. Сбалансированная асимметрия стала главным композиционным принципом современной архитектуры.Абсолютная симметрия в крупных и сложных сооружениях, строго говоря, невозможна. Сложность функциональных систем вызывает частичные отклонения от основной, определяющей характер композиции симметричной схемы. Дисимметрия - это нюансное отклонение от симметрии. Это явление, широко распространенное в живой природе. Диссимметрии человеческого тела подобны и отклонения от точной симметрии в архитектуре. Обычно они вызываются практической необходимостью, тем, что многообразие функций не укладывается в пределы жестких закономерностей симметрии. Иногда такие отклонения дают основу острого эмоционального эффекта. Уничтожение даже мелкой детали в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие и порождает напряжение во всей системе. Любое отклонение становится привлекающим внимание и беспокоящим акцентом. Такое воздействие нарушенной симметрии может быть использовано как художественное средство. Размещение восьмигранной часовни в одном из углов здания сломало строгую симметричность дворца Карла V в Гранаде, одного из первых сооружений архитектуры Возрождения в Испании (1526, арх. П. Мачука). Рассудочная холодность композиции преодолена этой «вольностью». Диссимметрию в композицию Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции внесла колокольня. Свободное расположение деталей

в пределах симметричной схемы обычно для русского народного зодчества и придает особенную привлекательность и индивидуальность его произведениям. http://studall.org/all-84581.html

Дворец Карла V в Гранаде, чертежи
Неразрывно с симметрией связано противоположное понятие – асимметрия – отражающее нарушение симметрии, разупорядоченность системы в результате ее движения, развития. Согласно такой трактовке можно сказать, что симметрия есть проявление состояния покоя, а асимметрия – проявление движения. Да и сама суть движения заключается в нарушении симметрии пространства. Развивающаяся, движущаяся система всегда асимметрична.Симметрия и асимметрия позволяют провести разграничение живой и неживой материи. Симметрия характерна для объектов неживой природы, для живой же материи в значительной степени преобладает асимметрия. Можно сказать, что принцип симметрии является, пожалуй, единственным надежным инструментом, с помощью которого возможно отличить объект биогенного происхождения от объекта неживого. Известный американский физик Фримен Дайсон сказал: 

«Жизнь – это тоже нарушение симметрии».

Уже само определение симметрии и асимметрии подразумевает их неразрывную взаимосвязь друг с другом. Ни одно из этих понятий нельзя анализировать в отрыве от его антипода. Их отношение можно рассматривать как проявление фундаментального закона единства и взаимного исключения противоположностей.http://www.13min.ru/nauka/simmetriya-asimmetriya.html

Асимметрия также широко распространена в мире.

Внутреннее расположение отдельных органов в живых организмах часто асимметрично. Например, сердце расположено слева у человека, печень – справа и т. д. Л. Пастер, французский микробиолог и иммунолог, выделил левые и правые кристаллы винной кислоты. Молекула ДНК асимметрична – ее спираль всегда закручена вправо. Все аминокислоты и белки, входящие в состав живых организмов, способны отклонять поляризованный луч света влево.

В отличие от молекул неживой природы, где левые и правые молекулы встречаются часто, то есть носят в основном симметричный характер, молекулы органических веществ характеризуются ярко выраженной асимметрией. Придавая большое значение асимметрии живого, В. И. Вернадский предполагал, что именно здесь проходит тонкая граница между химией живого и неживого. Л. Пастер также, основываясь на этих признаках, провел границу между живым и неживым. Следует также отметить, что живые организмы (растения) в процессе жизнедеятельности поглощают из окружающей среды (почвы) в значительной степени химические соединения минеральной пищи, молекулы которой симметричны и в своем организме превращают их в асимметричные органические вещества: крахмал, белки глюкозу и т. д. Симметрия молекул пищевых веществ живого организма согласуется с симметрией молекул самого организма. В противном случае пища будет несовместимой (ядовитой).

Структура компонентов клетки также асимметрична, что имеет большое значение для ее обмена веществ, энергетической обеспеченности, а также способствует более высокой скорости протекания биохимических реакций.

Симметрия и асимметрия – это две полярные характеристики объективного мира. Фактически в природе нет чистой (абсолютной) симметрии или асимметрии. Эти категории – противоположности, которые всегда находятся в единстве и борьбе. Там, где ослабевает симметрия, возрастает асимметрия, и наоборот. На разных уровнях развития материи ей свойственна то симметрия, то асимметрия. Однако эти две тенденции едины, а их борьба носит абсолютный характер. Эти категории тесно связаны с понятиями устойчивости и неустойчивости систем, порядка и беспорядка, организации и дезорганизации, отражающими свойства систем и динамику развития, а также взаимосвязь между динамическими и статическими законами.

Полагая, что равновесие есть состояние покоя и симметрии, а асимметрия приводит к движению и неравновесному состоянию, можно считать, что понятие равновесия играет в биологии не менее важную роль, чем в физике. Принцип устойчивости термодинамического равновесия живых систем характеризует специфику биологической формы движения материи. Именно устойчивое динамическое равновесие (асимметрия) является ключевым принципом постановки и решения проблемы происхождения жизни.http://www.e-reading.club/chapter.php/133233/61/Mihaiilov_-_Koncepcii_sovremennogo_estestvoznaniya.html

Марфа-М. 2015-08-29 00:20:27
Симметрия характерна для объектов неживой природы, для живой же материи в значительной степени преобладает асимметрия.

 Объектов? То есть не только на микроуровне?

Но я-то вроде симметричный? Во всяком случае анфас.

А мы, близнецы, симметричны в квадрате!

И только я подтверждаю догадки, мать их, ученых...
Надо еще выяснить, откуда они начинают смотреть спираль ДНК, потому что с одного конца она будет, например, правой, а с другого-то - левой.
Если брать макроуровень, то здесь тоже свои интересные закономерности. Внешняя симметричность    , а внутренняя ?  Мозг физически симметричен, но функционально асимметричен. Сердце, печень, кишечник, желудок, селезёнка, поджелудочная железа-асимметрия. При этом сердце, вроде, формируется как изначально внутренне симметричный орган, но затем развивается неравномерно, больше левая сторона за счет формирования кругов кровообращения. Нервная система, почки, скелет, половая, выделительная-симметричны. Такой вот котэ в разрезе))). 
Уже как-то обсуждали в одной из тем про одноглазость, одноногость и т.д., которые воспринимались, как связь с потусторонними миром . При этом божественный, небесный мир-мир симметрии, чего не скажешь про мир подземный-Гефест или хромой черт. Как порядок и хаос.
Что касается дворца Карла V, то здесь смотря как провести ось. Если пытаться провести через сторону квадрата, то дворец асимметричен, через вершину ромба-симметричен. Сама крыша башни-восьмичастная. В центре-круг. Та же проблема и решение квадратуры круга. Дворец снимается с асимметричных объектов).
Марфа-М. 2015-08-29 00:20:27
Симметрия характерна для объектов неживой природы
+
Равновесие усиливает простоту и понятность композиции, поскольку присущая деятельности мозга тенденция к простейшим структурам...=

Наш мозг стремится к состоянию неживой природы?!..

Не об этом ли говорили гностики фразами типа "душа возлюбила материю", понимая воплощение как грехопадение?
Наш мозг стремится к состоянию неживой природы?!..-------------------------------------------------------Вряд ли. Скорее, имеется в виду, что простые структуры менее энергозатратны для восприятия. Вывод про любовь к материи и грехопадению слишком глобален.
Марфа-М. 2015-08-29 23:24:09
простые структуры менее энергозатратны для восприятия

 Простые, т.е. симметричные (уравновешенные) - как-то так в тексте. А такие якобы свойственны для неживой (~статичной) природы. Спрашивается, почему они менее энергозатратны для восприятия. Что заставляет восприятие воспринимать так.
В общем-то писала об этом немного в теме Алексея, симметричные фигуры воспринимаются как много и одно в то-же время, так как части воспроизводят сами себя несколько раз. Как хаос и порядок. Или как отсутствие необходимости удерживать разнородный объект в голове, достаточно "ухватить" одну из частей. В этом плане симметрия может быть право- и лево-сторонней, а также симметрия верха и низа. Кресты, квадраты, мандалы-симметричны вдвойне.

Симметрия и порядок (Symmetry and Order)

 «Люди склонны воспринимать объекты как симметричные формы, образованные вокруг условных центров».

Симметрия дает людям ощущение надежности и порядка, которые мы склонны искать в силу извечного человеческого стремления — преобразовывать хаос в порядок. Этот принцип приводит нас к понятию баланса в композиции картины, рисунка или веб-страницы, хотя композиция может и не быть идеально симметричной, чтобы находиться в равновесии.

Симметрия и порядокНа иллюстрации выше вы видите три пары открывающих и закрывающих скобок. Принцип близости (The principle of proximity), о котором речь пойдет чуть позже, позволяет нам предположить, что мы должны увидеть что-то еще. Явная незавершенность изображения — кажется, что с обоих сторон не хватает еще по одной скобке — свидетельствует о том, что в восприятии человека симметрия имеет приоритет над близостью.

Так как наши глаза быстро обнаруживают симметрию и порядок, то эти принципы могут быть использованы для эффективного распространения срочной информации.

Read more: http://lpgenerator.ru/blog/2015/01/08/vizualnoe-vospriyatie-i-primenenie-principov-geshtalta-v-veb-dizajne/#ixzz3kbzDNy70

Принцип Симметрии - четвертый. Рисунок «Принцип симметрии» показывает, что на верхнем изображении мы воспринимаем ромб, хотя часть его закрыта кругом. Обратите внимание, что ни один из трех других возможных путей завершения конструкции (показаны на рисунке ниже), не кажется предпочтительным. Способность воспринимать конструкцию именно ромбом называют амодальным завершением; разум работает без использования сенсорного восприятия – зрения, завершая конструкцию амодально по принципу симметрии, ведь зрительно невозможно увидеть скрытую часть ромба. Гештальт психологияhttp://www.vlador.com/main/%D0%B3%D0%B5%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4/
4. Симметрия, пропорция, гармония - слагаемые прекрасного