Армянская народная феминистская сказка)

Сказка о трёх девушках Жил-был один торговец. Было у него три дочери, и все три на выданье. Однажды сидели эти девушки и вели между собою беседу. Старшая сестра говорит: — Хоть бы царь выдал меня замуж за визиря. Средняя сестра говорит: — А меня бы за назира. А младшая сестра говорит: — А я замуж не хочу. Хочу только каблуком своих сапожек отлупить царя по шее, довести до бани и вернуться обратно. Неизвестно, как услышал эту беседу царь. Выдал он старшую сестру за визиря, среднюю сестру за назира, а младшую сестру приказал выгнать из своей страны. Велел он двум молодым солдатам: — Выгоните её за город, пусть сгинет. А девушка наперёд узнала об этом приказе. Зашла она в один дом, выпросила там мужское платье, надела его, а сверху надела женское. Дошли они до леса, девушка зашла за дерево, сняла свой женский наряд и вышла к солдатам в мужской одежде. Они её не признали. — Эй, парень, — спрашивают они у неё, — не видел ли тут девушку? — Не видел, — отвечает им девушка в мужском наряде.— Я несу записку к царю. Не согласитесь ли вы её царю передать? Передаёт она им записку, а в ней написано: «Царь, а всё-таки я над тобой подшутила». Солдаты понесли записку царю, а девушка в мужском наряде пошла дальше. Шла она, шла, много ли, мало ли, про то ей лучше знать. Зашла она переночевать в одной деревне к бедному старичку. Ему она очень понравилась, и попросил он её остаться у него и быть вместо сына. Долго жила девушка у старичка, и каждое утро одевалась в мужское платье. Помогала ему по хозяйству, копала огород, ухаживала за садом. В один прекрасный день окапывала она старую яблоню. Долго работала киркой да лопатой и вдруг выкопала из земли большой глиняный кувшин. Посмотрела, а он полон золота. Ещё немного покопала, ещё один кувшин из земли вытащила. А всего досталось ей семь огромных кувшинов, полных золота. Построила она на том месте, где яблоня росла, большой дворец. Обнесла стеной, а в стене сделала семь ворот. Через все семь ворот слуги зазывали бедняков. Во дворце их кормили, поили, давали в руки по золотой монете и провожали. Не прошло и недели, как слух о небывалом хлебосольстве распространился по всей земле. Дошёл этот слух и до царя, изгнавшего девушку из своей страны. Однажды этот царь говорит своему визирю: — Визирь, я хочу одеться дервишем и пойти посмотреть, что это такое выросло на земле и удивляет весь мир своей щедростью? Визирь говорит: — Многие лета здравствовать тебе, царь. Хорошо ты придумал. Возьми и меня с собой. Переоделись они дервишами и дошли до того дворца, где, кормили всех нищих. Стали они у ворот побираться, а девушка вышла к ним в своём мужском наряде и говорит: — И напою я вас, и накормлю. Только давайте сначала вместе в баню сходим. Идите вперёд, а я следом. Пошли царь с визирем вперёд. А девушка достала из кармана свой женский сапожок, идёт сзади и царя каблуком по шее постукивает. Дошли они до бани. Скинула девушка мужской наряд, осталась в девичьем платье и говорит: — Ну что, царь: кто кого перехитрил? — Да, — говорит царь, — ты меня перехитрила. Умна ты и достойна быть царской женой. Женился он на этой девушке и со всеми почестями привёз её в свой город. Как исполнились их желания, пусть исполнятся и ваши. http://www.fairy-tales.su/narodnye/armjanskie_skazki/3733-skazka-o-tryox-devushkax.html
В сказке просматриваются алхимические стадии. Среди гравюр М.Майера с королем, который парится в бане и избавляется от черной желчи. 00000118a4d0bb7500c000a8000100020e2ccb23_tn_0 Эпиграмма 28 Король Duenech с руками Льва Зеленого, Был полон желчи, страшен и жесток. Затем позвали Доктора Фарут, который убедил его Помыться и согреться в бане: В ней он отмокал под аркою стеклянной, Пока вся желчь росой не вышла из него.э - После индивидуальной трансформации каждой из противоположностей наступает коньюнкция. Как-то так.
А мне вспомнилось почему-то выражение "намылить шею" и "быть под каблуком". Вообще читала много сказок, но с подобной встречаюсь впервые.Девушка как-будто на первое место ставит собственное развитие, индивидуацию (одеться в мужское платье=развить свою мужскую половину, анимус), затем встреча со стариком-мудрецом, затем нахождение золота и лишь потом свадьба. Её выбор как-бы противопоставлен выбору сестёр. Баня, да, омовение, очищение. Может быть от излишней патриархальности). Кстати, всегда забываю спросить почему, но армянки не берут фамилию мужа, остаются со своей.
Марфа-М. 2015-12-27 19:48:15
Кстати, всегда забываю спросить почему, но армянки не берут фамилию мужа, остаются со своей.

 Некоторые народы ведут род не по мужской, а по женской линии, но, армяне, вроде бы, по мужской, лучше у них спросить.