Предыдущая Оглавление Следующая

Глава XI

Форма и структура планетных аспектов

Форма, вообще говоря, есть элемент бытия, отграничивающий частное от всеобщего. Каждое отдельное проявление жизни обладает формой, которая характеризует его по существу и духовно, дает ему определенное значение в зависимости от того способа, каким оно относится к целостности универсальной жизни. Форма — это абстракция. Говорить о форме как об осязаемой реальности (что, к сожалению, принято в современной теософии) значит неправильно употреблять термин, смешивая форму с телом. Это смешение, по-видимому, коренится в старом различии из-за ошибочного перевода с санскрита или из-за непонимания значения слов. Наш западный ум склонен материалистически воспринимать метафизические понятия Востока, потворствуя тем самым пониманию жизни, уводящему от интеграции.

Форма — это абстракция. Она означает сущностное структурирование или такое отношение частей в целом, когда это целое определяется как нечто самостоятельное. Форма — это комплекс отношений, целостная формула отношений частей друг к другу и к целому. Посредством формы проясняется и обретает значение индивидуальность этого целого.

Тело — это субстантивированная форма. Форма сама по себе не имеет связи с субстанцией, хотя первоначально и по отношению к жизненной цели она определяется потребностью согласовать, интегрировать субстанциальные элементы в едином теле. Тело — конгломерат субстанциальных элементов (атомов, молекул и т. п.), относительно устойчивый и обладающий значением благодаря тому, что обладает формой; форма — план этого конгломерата, определяющий его в целом и в подробностях его функционирования.

Форма определяет значение и цель тела. Можно представить себе область чистой формы вне деятельности и вне связи с субстанцией или материалом — область планов и алгебраических формул. Это, в определенном смысле, мир архетипов или идей, хотя, с другой стороны, с последними всегда связана энергия, что отличает их от понятий или алгебраических формул. Можно сказать, что в этом состоит различие между идеей и понятием: идея заряжена потенциальной жизненной, энергией, понятия же чисто интеллектуальны. В этом смысле идею можно назвать семенем на психоменталъном поле. Она — семя будучи одновременно и формой и энергией. Идея может прорасти и превратиться в тело — индивидуальный или социальный организм, или великое общечеловеческое движение, или институт, действующий среди людей. Понятие же — чисто интеллектуальная структура, форма, которая еще не обладает жизненной энергией. Понятие превращается в идею, когда некое существо — человеческое, сверхчеловеческое или божественное — отождествляется с этим понятием и вливает в него энергию.

Итак, у нас есть теперь фундаментальная триада энергии, формы и субстанции, синтезируемая четвертым элементом — личностью. Личностью же в предельной форме проявлена более универсальная категория — деятельность. Когда деятельность становится подлинно творческой в индивидуальном смысле, рождается истинная личность. Ранее мы использовали термин "личность" для обозначения паттерна человеческого поведения, и поскольку речь идет о психологическом аспекте астрологии, мы можем теперь обозначить термином "личность" четвертый элемент, синтезирующий энергию, форму и субстанцию.

В предыдущих главах мы рассмотрели четыре основных фактора астрологии — круг домов, знаки зодиака, планеты и градусы. Мы выяснили, что первые два фактора относятся к двум первичным движениям Земли — ее вращению вокруг своей оси и движению по орбите — и таким образом соответствуют индивидуальному и коллективному элементам бытия. Градус, будучи синтезом этих двух движений, раскрывает творческий элемент — элемент значения. Далее мы указывали, что планеты (рассматриваемые в их совокупности как солнечная система с точки зрения земного наблюдателя) становятся показателями личности.

Эти характеристики связывались с человеческой психологией, но если мы хотим расширить их так, чтобы они включали всякое возможное проявление жизни, надо обратиться к четырем упомянутым терминам: энергия, субстанция, форма и деятельность. Используя их, мы можем по-новому определить главные астрологические факторы следующим образом.

Зодиак представляет субстанцию; это субстанция всех проявлений жизни на Земле, поскольку он соответствует меняющимся отношениям Земли к Источнику всей жизни. Знаки зодиака символизируют двенадцать основных типов жизненной субстанции на каждом уровне бытия. Субстанция означает коллективное. Каждый астрологический фактор всегда относится к зодиаку, так как любое индивидуальное проявление существования рождается из коллективных материалов и является их особой комбинацией.

Круг домов означает форму, то, что существенно характеризует эту "особую комбинацию" — то есть индивида. Если в зодиаке выражен пространственный и объективный фактор, то круг домов относится по существу ко времени и субъективной величине, к форме индивидуальной самости, символизируемой прежде всего крестом в круге, из которого, путем дальнейшего деления на три, получается обычный астрологический круг.

Форма, однако, может рассматриваться как с точки зрения индивидуальной самости, так и с точки зрения активной и творческой личности. Астрологически, так сказать, форма может быть представлена отношением Земли к зодиакальному пространству, которое ее окружает, к земному магнетическому полю; или отношением Земли к солнечной системе в целом. Первое — это особое отношение индивида к жизни как субъективному фактору, то есть способ, каким он воспринимает, понимает, чувствует, мыслит себя, его точка зрения на жизнь; форма этого отношения дается кругом домов.

Второе — это человеческая личность, вовлеченная в действия и реакции, живущая вместе с другими в обширном мире человеческих отношений; она также имеет определенный ритм поведения. Этот ритм и есть личность, при этом он может выражать, а может и не выражать собственное понимание жизни индивидом. Это попытка согласования или уравновешивания индивидуальных и коллективных факторов в жизни, то есть компромисс — в лучшем случае интеграция противоположных тенденций. Астрологически говоря, сложный ритм поведения символизируется солнечной системой как целым, рассматриваемой с Земли, то есть — относительным положением всех планет (включая Солнце и Луну) в карте рождения. Это можно назвать "планетным паттерном", который дает второй тип формы, относящийся не к индивиду как таковому, а к личности или деятельности.

Таким образом, мы имеем субъективную, так сказать, форму, которая определена взаимоотношениями осей карты к эклиптике, и объективную форму, определяемую относительным положением всех планет, а также их положением по отношению к осям гороскопа.

Прежде чем перейти к рассмотрению этих двух разновидностей, необходимо сказать несколько слов об энергии. Энергия — это фактор движения, который включен во все остальные факторы, до сих пор нами рассматривавшиеся. Движение — энергизирующий принцип всего живого. Это сущность зодиакальной субстанции, распределенная в коллективном пространстве. Это сила развития в центре каждой индивидуальной самости, рожденной из утробы времени. Это жизненная сила в лабиринте деятельности, посредством которой проявляется личность. Более того, значение рождается от сочетаний движения. Оно показывает, как индивид интерпретирует коллективную субстанцию всех функций и всех деятельностей, и символизируется градусами зодиака.

Значение вездесуще, но лишь в потенциальности. Каждый астрологический символ должен быть истолкован не только по его положению в том или ином знаке, но и с точки зрения его нахождения в определенном градусе; он, следовательно, обладает хотя бы потенциальным значением. Но область значений не только индивидуальна, но и коллективна. Число градусов в зодиаке ограничено и определенно, и это число характеризует духовное положение планеты как целого. Таким образом значение — это планетный фактор, применяемый к индивиду. Это дверь, через которую индивидуальный человек входит в бытие планетарного Индивида. Существует обратное действие со стороны планетарного Индивида (называть ли его Логосом или Богом) на отдельного человека, как и на коллективное человечество. Последнее раскрывается в том, что мы называли "Великим полярным циклом", — цикле предварения равноденствий.

Можно добавить, что Луна и те энергетические циклы, которые мы рассматривали как высшие Луны, представляют собой особый аспект энергии с точки зрения "личного фактора". Луна — видимый символ этих циклов энергии, поскольку она спутник Земли. Ее вращение вокруг Солнца — это действительное движение, связанное с Землей. Можно видеть, как ее фазы влияют на процесс роста в жизни. На более высоких уровнях множество Лун контролирует приливы и отливы психической, умственной и духовной энергии.

Субъективная форма

Под "субъективной формой" имеется в виду то, как наклон земной оси к плоскости орбиты проявляется в картах рождения. Из-за этого наклона дом, как правило, содержит больше или меньше 30° зодиакальной долготы. Сгущение или разрежение зодиакального пространства в неподвижной рамке двенадцати домов создает определенные типы формы. В один и тот же знак зодиака могут попасть две соседние вершины домов, а могут быть и "включенные" знаки. Это несет важные элементы смысла, для прояснения которых надо уделить внимание запутанному вопросу о вершинах домов.

Едва ли нужно подчеркивать, что круг домов следует рассматривать как циферблат часов, спроецированный в пространство, то есть как процесс, действительно происходящий во времени. Круг двенадцати домов очерчивает на плоской поверхности вращение Земли вокруг своей оси и последовательные перемены положения горизонта в течение дня. Две противоположных вершины представляют собой положение горизонта каждые два часа. Линия, образованная вершинами первого и седьмого домов — это действительный горизонт для времени и места рождения; линия, образованная вершинами второго и восьмого домов — через четыре часа после рождения и т. д. Таким образом, содержание дома — это совокупность небесных феноменов, достигающих горизонта в продолжении двух часов, и каждую вершину следует рассматривать как восточный горизонт — точку осознания себя в различные моменты времени, имеющую отношение к последовательным фазам индивидуального саморазвития и судьбы.

Каждая вершина несет основное значение "восточного горизонта". Она отмечает начало нового периода сознавания и является моментом определяющего значения по отношению ко всему, что происходит в течение этого периода. Каждая вершина — это момент посвящения, момент рождения. То, что самость рожденного, его "я есмь" осознает в этот момент, определяет значение следующего двухчасового периода. Соответствующий знак и градус зодиака характеризует этот период — дом. Логически дом также управляется планетой, функция которой соответствует природе знака.

 Иными словами, каждая вершина рождает "я есмь" в одном из его аспектов. Момент вершины — это момент зачатия, момент перехода из одной стадии существования в другую. Двенадцать вершин представляют двенадцать великих переходов в жизни; они, таким образом, означают не плавный переход, а те критические моменты жизни, когда происходит нечто особенное, имеющее отношение к "рождению" или "зерну".

Это "моменты-зародыши" — творческие изъявления целостного индивида, его творческие действия, моменты свободы. Индивид "свобо- ,. ден" только на вершинах, только в этих моментах жизненных переходов человек не обусловлен полностью следствиями прежних причин. Только здесь он может поистине действовать как индивид, но все остальное время он связан с группой или коллективом, частью которого является. Он влеком своей группой, связан инициативой, которую сам проявил в момент прохождения вершины, и средой, которую выбрал — более или менее произвольно — для реализации этой инициативы. В момент перехода вершины индивид находится как бы в "нейтральном поле" — он способен двигаться с той скоростью и в том направлении, какие сам выберет.

Например, в вершине седьмого дома индивид выбирает, символически говоря, партнера — вершина является символом его инициативы и творческой свободы в этой особой фазе жизненного опыта. Но выбрав его, он уже не свободен — нужно нести последствия этой инициативы. Вершины восьмого и девятого домов показывают вторичные моменты выбора по отношению к содержанию этого партнерства: в восьмом возможно самовозрождение в сфере человеческих взаимоотношений, а в девятом — саморазвертывание и расширение жизненных перспектив.

Вершины практически должны пониматься как "зоны вершин". В некоторых случаях скорость переходов велика и перемены происходят внезапно, в других — переход постепенен; поэтому точно определить "зоны вершин" трудно, но в большинстве случаев они не должны превышать трех-четырех градусов. Планеты, находящиеся в этих зонах, имеют особое творческое значение. Они подчеркивают элемент индивидуальной свободы и характеризуют, сообразно своей природе, обстоятельства и возможности свободного оперирования самости на данной фазе развития.

Планеты, находящиеся в начале дома, "восходят" с точки зрения этого дома, и представляют инициирующий импульс. Планеты, находящиеся в самом конце дома, выражают качества осуществления, собирание плодов опыта, связанного с данной особой фазой развития. Если планета находится в зоне вершины, это означает, что самость проявится творчески и сильно — либо через инициативный импульс, либо через качественное осуществление.

Теперь мы можем разрешить проблему "включенных" знаков, то есть того случая, когда зодиакальный знак не появляется ни на одной из вершин, а целиком находится внутри какого-то дома. Это показывает, что индивид не оперирует творчески и не достигает сознательности применением жизненного качества, символизируемого этим знаком, не проявляет свободы посредством силы этого знака. Зато человек как бы вдвойне проявляет свободу посредством силы того знака, который появляется на двух соседних вершинах, — понимая под этим две основные фазы его существа и судьбы.

Иными словами, важный жизненный выбор не совершается индивидом положительно посредством качеств, представленных включенным знаком. Например, если Овен вкл-ючен в X дом, то импульсивное, первопроходческое качество Овна не будет вопросом для самостоятельного решения в жизни этого человека, у него нет выбора, использовать это качество или не использовать. Он не выражает себя через него как индивидуальная самость. Но качество Овна словно участвует как само собой разумеющееся во всех делах, связанных с X домом. Они подсознательно или инстинктивно оказываются как бы фоном во всех профессиональных и общественных делах этого человека. Это может означать, что качества Овна будут выражаться как психологический комплекс; возможно, имело место какое-то подавление в связи с общественным положением отца, что могло превратиться в комплекс неполноценности, и этот комплекс могущественно и фатально (а может быть, трагично) толкает человека к осуществлению определенных достижений. Таким образом, качества Овна будут доминировать в делах X дома, но это доминирование в некоторых случаях будет несколько болезненным, невротичным, оно коренится в бессознательных факторах, над которыми индивид как таковой не имеет контроля, через которые индивид не получает сознательных приобретений и не выражается творчески. Можно сказать, — если мы верим в это, — что в прошлых жизнях индивидуальная душа почерпнула все, что могла, из качеств данного знака, и теперь это встроено в его личность как непреложный инстинкт. Или возможно, что личность была сформирована под сильным внешним давлением, подавившим сознательное и гармоничное (духовное) развитие качества, породив таким образом комплекс.

Внешние проявления могут быть весьма различными в разных случаях, но астрологически можно сказать, что имеется определенная фатальность, связанная с качеством включенного знака, — нечто врожденное или подсознательное, что действует незаметно и над чем индивид не имеет почти никакого контроля. В этом качестве присутствует настойчивость, если не патология или трагизм. С психологической точки зрения это всегда означает какое-то нарушение равновесия. Однако эта неравновесность может означать и концентрацию сил, что подтолкнет человека к заметным достижениям. Юнг часто подчеркивал, что не всякий комплекс обязательно плох, часто это средство, благодаря которому индивид поднимается над средним и нормальным, средство ' индивидуального достижения определенной высоты, — если только удается обрести психологическое приспособление, важное для индивида.

Если качество включенного знака обладает характером бессознательной и судьбоносной мотивировки, то качество этого знака указывает на важное значение в сознательной и свободной жизни человека. Если, например, Лев управляет вторым и третьим домами, то дела этих домов разрешаются индивидом за счет качеств Льва. По отношению к своей наследственной собственности, как и по отношению к ближайшему окружению, человек может проявляться властно, эмоционально, проецируя и утверждая себя.

Если прогрессивная Луна, Солнце или "точка самости" проходят включенный знак, то ритм жизни (соответственно, внешний или внутренний) обычно усиливается. Индивид должен справляться с жизненными проблемами, укорененными глубоко в прошлом, обладающими для него принудительной силой. С другой стороны, когда эти подвижные показатели развертывания жизни проходят через распространенные знаки, ритм жизни замедляется или освобождается от принуждения. Индивид либо получает передышку, либо имеет хорошую возможность спокойного выбора.

Такого рода указания со стороны включенных и распространенных знаков, разумеется, модифиируются другими, часто более важными указаниями со стороны планет, их положения и аспектов. Но используя различные элементы, связанные с вершинами, интуитивный астролог умеет читать духовную историю индивида — то, что не всегда можно увидеть иным способом. Наверное, именно из-за этого часто бывает трудно определить градус рождения, поскольку духовная история развития индивида всегда будет оставаться глубокой тайной для поверхностного исследователя.

Объективная форма

А. Планетные аспекты

Чтобы понять аспекты, необходимо прежде всего разобраться в том, что представляют собой в сущности сфера, круг и окружность.

Известно, что "все формы стремятся к сфере" и что круг — совершенная форма. Однако, если форма означает отделение части от универсального, то сфера и круг (в зависимости от того, трехмерное или-дву-мерное перед нами существо) не следует рассматривать как формы. Это — символы универсального существа. Было бы ошибкой мыслить универсальное существо бесформенным (хотя это часто происходит). Мы можем расширить понятие формы, сказав, что круг (или сфера) — это универсальная "форма", итог или кульминация эволюционного ряда частных форм, следовательно, круг и сфера — совершенные формы. И действительно, они универсальны, в том числе этимологически, поскольку каждая точка устремлена внутрь, к центру. Для удобства анализа мы можем представить круг как сумму бесконечного числа бесконечно близких окружностей с общим центром. Таким образом по существу мы имеем дело с окружностью и центром. Окружность — это кривая, каждая точка которой одинаково удалена от центра. Это символизирует состояние бытия, в котором достигнута абсолютная универсальность точек зрения, иными словами, универсальный ум, совершенную личность, то, что люди называют Богом. Бог вовсе не бесформен, Он — равновесие всех форм, полнота гармонии и интеграции всех точек зрения. Божественным можно назвать человека, который, хотя и действует временно в особой, частной форме, но при этом достиг уравновешенности своего духовного существа, и его светящееся тело — совершенная сфера бытия и понимания. В гностической философии такая форма называется Эоном или Сферой. Разумеется, в определенном смысле она не единственна, она представляет собой абсолютно центрированное, интегрированное и единодушное Небесное Воинство.

Но каждый из нас — это множество жизней, во всяком случае психологически, и психологическое "Великое Делание" состоит в том, чтобы гармонизовать и интегрировать "душевные силы". В еще более глубоком смысле наше тело — множество жизней, и совершенный человек, человек "третьего рождения", словно центр привлекает к себе множество сил и превращает их, так сказать, в субстанцию "тела света", совершенную и светящуюся Сферу духовной субстанции.

Если теперь перейти от универсального к частному, то мы увидим, что рождение в качестве отдельной личности означает установление линейного или углового неравновесия в круге или сфере. В отдельном существе одни элементы преобладают, а другие — оказываются второстепенными. Это уже не совершенно закругленный индивид, но "угловатое" существо, с точками напряжения и концентрации энергии и с зонами относительной разреженности.

Это обособление частного и универсального (означающее рождение) можно символизировать вписыванием в круг многоугольника. Существует бесконечное количество многоугольников, правильных и неправильных, которые могут быть вписаны в круг. Правильные многоугольники — это такие фигуры, как равносторонний треугольник, квадрат, пентаграмма, гексаграмма и т. д., имеющие соответственно три, четыре, пять и т. д. сторон. Если провести линии, связывающие центр окружности с вершинами фигур, то образуются центральные узлы. Треугольник дает три угла по 120°, квадрат — четыре угла по 90°, пентаграмма — пять углов по 72°, гексаграмма — шесть углов по 60° и т. д. Неправильный многоуольник составлен из определенного количества неравных сторон, отсекающих неравные дуги и дающих неравные углы.

Если представить на окружности 12 зодиакальных знаков как ар-хетипически равные сегменты кругового магнитного поля, окружающего Землю, а затем разделить каждый знак так, что получатся градусы окружности, и если далее связать линиями все эти 360 градусов, то мы получим правильный 360-угольник. Это символически представляет совершенную форму существа, имеющего земное тело. Это было бы особое, отдельное существо — такое, в котором каждое возможное жизненное качество нашей планеты было бы одинаково представлено.

"Бога" нашей планеты (то, что теософы называют "планетарным Логосом") следует понимать не как такой совершенный многоугольник, а как окружность или сам круг, полный ряд дуг, каждая из которых имеет универсальное значение. Так символизировались бы универсальные качества Его целостного существа. С этой точки зрения мы можем видеть, что символы градусов зодиака — это попытка перебросить мост между сторонами 360-угольника и дугой окружности, которая связывает его вершины. Если мы рассмотрим подобное отношение между линией и кривой на горизонте, то получим интересный символ: фигуру натянутого лука, в котором линия горизонта — стрела, посылаемая невидимым стрелком. Поскольку линия горизонта - это линия самосознания и интуиции, то в этом символе графически иллюстрируется вечное'усилие человека-стрелка, целящегося в пространство — в универсальное. Тетива символического лука — конкретный образ, представленный символом градуса (например, "сабианским" символом), согнутое же древко — внутреннее и универсальное значение символа. Выстрел — это акт прорыва через невидимое, достижение Универсальной Самости, которая здесь становится пространством, неким кругом, центр которого — везде, а окружность — нигде. Этот древний символ часто встречается в индийской философии; он также воплощен в символизме зодиакального знака Стрельца.

Если в обычной карте рождения соединить линиями точки, определяемые на эклиптике  положениями планет, то получается неправильный десятисторонний многоугольник. Этот многоугольник — объективная форма, символическая характеристика личности человека. Начертив радиусы, связывающие точки этого многоуольника (то есть планеты) с центром, мы получаем углы, которые отделяют планеты одну от другой. Мы уже назвали такой многоуольник "планетным паттерном". Задача астролога — проанализировать его и вывести из него жизненное значение.

Можно спросить, что означал бы многоугольник, который нельзя вписать в круг, как отдельная форма. Это была бы форма, не являющаяся "органичной", то есть такая, в которой принцип целого (круг) не действует и не интегрирует части. Символически это можно представить как шизофрению или другие виды безумия, включая самоубийство. Рука самоубийцы направляется душевными энергиями, которые из-за внутренней дисгармонии или внешнего напряжения как бы выходят из круга целостности души. Не "он" убивает себя, но одна из его "душевных сил", выбившаяся из священного круга самости. Другое понятие, связанное с этим процессом — это "одержимость".

Теоретически, каждая угловая величина имеет свое особое значение, так же как каждый градус зодиака. Поскольку природа отношения двух планет на этой стадии анализа характеризуется углом, разделяющим их зодиакальные положения, то очевидно, что угловое расстояние в 92° столь же значимо, что и 90°. Но таким же образом, как мы разделяем орбиту Земли или ее магнитное поле на 12 областей, которые называем зодиакальными знаками, мы используем при анализе формы первые 12 многоугольников и углы, которые они образуют; допустим, имеется 12 (или даже 6) основных типов отношений формы между видами жизнедеятельности, которые приписаны планетам; эти типы символизируются углами, получаемыми при разделении 360° целой окружности на 3, 4,5, 6 — до 12 частей. Две планеты находятся "в аспекте" между собой, если их разделяет угол, измеряемый подобной величиной.

Название и характеристики этих аспектов будут даны несколько позже. Перед этим необходимо отметить, что в отношении аспектов мы сталкиваемся с положением, похожим на то, которое отмечалось по отношению к вершинам домов. Иными словами, необходимо расширить понятие аспекта таким образом, чтобы оно означало не только точное угловое значение, например 90°, но определенную угловую зону, например — от 85° до 95°. Точный квадрат соответствует угловому расстоянию 90°, но говорится, что две планеты образуют квадрат, если угловое расстояние между ними соответствует величине между 85 и 95 градусами. Это так для всех аспектов, в особенности же — для наиболее значимых.

Вместе с тем, для более глубокого понимания фактора планетных отношений как "формы личности", нужно, очевидно, рассматривать не только угловые зоны, но и любые угловые величины. Это имеет то же основание, в силу которого субстанция существа недостаточно анализируется двенадцатеричной дифференциацией зодиака по знакам, но часто требует дальнейшего разграничения. В курсе пифагорейской астрологии М. Джоунз рассматривает проблему анализа всех возможных величин углового отношения между планетами оригинальным и убедительным образом. После основных астрологических аспектов он переходит к значению меры точности аспектов. Если угловое расстояние между планетами 85 или 95 градусов, эти две планеты образуют квадрат, но это квадрат минус или плюс 5°; если расстояние между планетами 88 и 93 градуса, то это квадрат минус 2 или плюс 3 градуса, и т. д. Следовательно, если мы допускаем угловую зону, скажем, в 7° относительно точного аспекта, то получатся аспекты с коэффициентом поправки от 0 до 7. Величина коэффициента, по М. Джоунзу, имеет большое значение, характеризуя способ, каким действует аспект. Вообще говоря, тема слишком сложна, чтобы подробно ее здесь рассматривать, она упоминается лишь для того, чтобы показать, что любое угловое значение может стать значимым.

Это можно применить и к нижеследующей таблице аспектов. Если, скажем, угловая величина секстила 60°, полуквадрата — 45°, а допустимая зона — 7° в каждую сторону, то ею покрываются по сути все угловые величины между этими аспектами. Таким образом каждая угловая величина в целых градусах имеет индивидуальное значение.

Название аспекта угловое значение характеристика
Соединение деятельность
Оппозиция 180° осознание
Трин (тригон) 120° творчество
Квадрат 90° конструктивность
Квинтил 72 артистичность
Секстил 60 продуктивность
Септил 51  26' судьбоносность
Полуквадрат (— и полутораквадрат) 45 (и 135°) осознание
Нонаген 40°  творчество
Полуквинтил (— и биквинтил) 36 (и 144°) единение
Одиннадцатая 32 43' осознание
Полусекстил (— и квинконция) 30 (и 150°) творчество

                        

Из этих аспектов наиболее употребительны соединение, оппозиция, трин, квадрат, секстил, полуквадрат, полусекстил*. Полусекстил обычно рассматривают как деление секстила, а полуквадрат как деление квадрата. Квинтил, к сожалению, мало используется. Септил, нонаген, одиннадцатая практически не встречаются в современных астрологических учебниках.

* Нетрудно заметить, что первый по угловой величине после соединения аспект — полусекстил (30°). Значит, даже если считать "орбисом" (зоной) соединения 10°, определенный участок шкалы оказывается неохваченным. При тщательном анализе могут учитываться полу-полу квинтил (18°) и даже полу-полусекстил (15°). Но главная идея состоит в том, что аспект имеет практическое значение, если планеты разделены не менее чем зодиакальным знаком (30°). С другой стороны, если планеты расположены ближе, но в разных зодиакальных знаках, то их "аспект" может иметь значение, хотя его редко учитывают.Все эти аспекты получаются при вписывании в круг правильного многоугольника, кроме соединения и оппозиции, которые требуют специального внимания. Соединение — это, по существу, прототип всякого отдельного проявления, поскольку оно подчеркивает элемент деятельности частным или личным образом. Можно сказать, сам тот факт, что планета находится в определенном градусе, означает, что установлено соединение между планетой и этим градусом. Градус сам по себе — это одна трехсотшестидесятая часть окружности, гармонизированная или интегрированная фаза универсального бытия. Но когда планета оказывается в этом градусе в карте отдельного человека, качество градуса оживает, наполняется энергией, подчеркивается. Гармоническое после-дование 360 градусов таким образом нарушается. Один из градусов акцентуируется. Особенное в бытии — это паттерн акцентуаций. В универсальном же бытии нет постоянных акцентов, нет структурных точек напряжения, чем, кстати, вызвано ошибочное представление о "бесформенности".

В каждом гороскопе планеты — это точки напряжения, акцентуации, высвобождения энергии, это источники деятельности. Значимые качетва высвобождаемой энергии определяются символом градуса; тип деятельности — планетой. Характер деятельности становится материалом для личности. Сама деятельность означает подчеркивание, напряжение, неравновесие. Следовательно, каждая планета представляет собой состояние нарушения равновесия в зодиакальной целостности, как у Гете: "Цвета — это страдания и радости света". Зодиак — уравновешенный цикл целостности. Планеты приносят нарушение равновесия, дифференциацию, страдания и радости — то есть акцентуацию как подъемы и спады.

Планета, находящаяся в данном градусе, создает акцент. Две планеты в одном и том же месте могут еще более усилить, а могут и сгладить высвобождение энергии, подразумеваемое акцентуацией. Все зависит, во-первых, от природы соединяющихся планет, во-вторых, — от меры точности соединения. Например, если две планеты противоположной полярности, как Марс и Венера, находятся точно в одном и том же градусе (своего рода психологическое "короткое замыкание"), то получается направленность на себя, эмоциональная инерция, которая может произвести нарциссический тип. Но если эти две планеты находятся на расстоянии нескольких градусов, то это дает особое состояние упования на себя, часто некий психологический гермафродитизм; это дает также эмоциональный самоконтроль того типа, который часто встречается, например, у оккультистов. Однако всегда остается возможность "комплекса", скрывающегося за соединением мужской и женской планеты. В сущности, возможность "комплекса" скрывается за каждым соединением, особенно за соединением нескольких планет — "стеллиумом". Но часто через."комплексы" такого рода высвобождаются определенные душевные энергии.

Соединение — символ особого напряжения, которое иногда высвобождает энергию взрывчато, как в случае совпадения Марса с Сатурном или Урана с Сатурном и т. п. И кроме того, соединение подчеркивает уникальность особого существа деятельности. Оно не способствует духовному равновесию, но создает импульс того или иного рода. Это концентрация, собирание энергии, которая высвобождается либо конструктивно, либо разрушительно. Будет ли она вообще высвобождаться, зависит от природы планет и расстояния между ними.

Оппозиция — это противоположность, антипод совпадения. Две планеты в оппозиции расположены по зодиакальной долготе точно напротив друг друга с точки зрения земного наблюдателя; который, следовательно, как бы "растягивается" ими в противоположные стороны. Он может действительно оказаться разорванным на части оппозицией, но если считать противоположные планеты полюсами батареи, он может быть освещен искрой, которая проскакивает между полюсами; это в особенности возможно тогда, когда находящиеся в оппозиции планеты противоположны по природе.

Чтобы понять оппозицию, нужно хорошо понимать значение полярности. В каждом гороскопе асцендент и десцендент, зенит и надир суть точки зодиакальной оппозиции. Результат такого рода фундаментальных оппозиций есть сознание, то есть интегрированное осознавание. И снова, все зависит от того, имеет ли индивид силы примирить противоположности. Либо он их объединит, либо они его разорвут. В первом случае его сознание расширится и объективируется. Во втором он будет испытывать психологическую помраченность, дезориентацию, мучительные сомнения.

В оппозиции мы видим более или менее одновременную акцентуацию или контр-акцентуацию. Если аспект неточен, устанавливается некий быстрый ритм, который может привести к интенсивной объективности сознания, почти абсолютной сознательности. Но если аспект точен или если человеку свойственна замедленная реакция, то контр-акцентуация нейтрализует акцентуацию. Это может означать нирвану — поглощение частного универсальным. О Будде рассказывается, что он достиг нирваны в полнолуние в мае, то есть при оппозиции Солнца и Луны. Но оппозиция может также означат дезинтеграцию, шизофрению и т. п. Этим, в частности, объясняются злотворные влияния лунных затмений.

О соединении и оппозиции вряд ли можно сказать, что они создают форму. Скорее они, как мы видели, порождают акцентуацию и контракцентуацию как основные феномены в жизни личности. Другие же аспекты распределяют, так сказать, идею акцентуации и таким образом содержат идею целенаправленности. Здесь имеется в виду акцентуация или контр-акцентуация по отношению к определенной цели. Сама же цель осуществляется, если аспекты содержат завершение формы многоугольника, лежащего в основе данного аспекта, то есть если образуются фигуры типа "большого трина", "большого креста", много реже — "большого квинтила" или "большого секстила", к чему мы вернемся позже.

Это легко понять, если иметь в виду, что формы, с которыми мы обычно работаем в астрологии, основываются либо на треугольнике, либо на квадрате. Трин, секстил, полусекстил и квинконция по существу происходят из треугольника; квадрат, полуквадрат, квадрат с половиной — из квадрата. Первый, триангулярный ряд обыкновенно считается "счастливым", второй, квадрангулярный, — "несчастливым". Но для такого рода "этической" оценки, имеющей полное значение в часовой астрологии, почти нет места в той астрологии, которой мы сейчас занимаемся. Мы можем сказать, что триангулярный ряд имеет отношение к творческому созиданию идей ("формированию"), а второй, квадрангулярный ряд имеет дело с субстантивацией, воплощением форм.

Эти на вид сложные термины достаточно просты. Трин — это аспект видения и перспективы. Он относится к рождению идей или взглядов, к первоначальной фазе нового плана или новой цели. Соединение — это акцентирование; с началом действия, оно принимает форму идеи или проекта, нового интереса личности к творческому проявлению. Следующая стадия — секстил — доводит проект или идею до точки, где они действительно начинают работать в границах личности. Следующий за этим полусекстил показывает идею, разложенную на полярные элементы и связанную с рутиной повседневной деятельности.

Переходя теперь к квадрангулярному ряду, мы видим в квадрате силу, заставляющую абстрактную идею воплотиться в конкретном теле, силу рождения. Это поистине распятие с точки зрения духа, но с точки зрения субстанции это как бы означает, что камни взяты из карьера и сложены в виде отвесных стен будущего здания. Основной тон здесь — мобилизация. Полуквадрат означает первое осознание самости, после того, как она заключена в субстанции. Это может быть подавляющее • осознание, но может также означать вид воплощения. Полуквадрат, таким образом — это аспект силы для души, которая понимает законы жизни и силы, но одновременно — аспект отчаяния и глубокого одиночества для души, сожалеющей о своей духовной "свободе". Если квадрат означает мобилизацию, то полуквадрат — это акция в военном смысле термина. Индивид находится на службе коллективных целей.

Есть, однако, иной ряд аспектов, который также важен. А именно, квинтил (72°), полуквинтил (36°) и полу-полуквинтил (18°). Этот ряд относится к действию индивидуального фактора как такового и потому редко понимается. Он основан на пятиричном разделении и как бы связывает два предыдущих ряда. Когда две планеты находятся в квинтиле, отношение между ними высвобождает энергию определенной ценности, значимой для индивида. Квинтил в известной степени определяет "гений" индивида. Находясь между квадратом и секстилом, квинтил указывает на творческую свободу индивида в организации материалов в формы, соответствующие идее. Это "индивидуальная печать" гения, трансформирующая рутинную деятельность во вдохновенное, полное смысла исполнение. Полуквинтил специально относится к технике исполнения; его половина (18°) указывает на момент, когда простая акцентуация превращается в намерение значимого исполнения — неуловимое качество таланта.

Септил (51°26') имеет значение только с планетарной точки зрения. Это, как мы помним, подразделение Великого Полярного цикла. В нем мы в некоторых случаях можем видеть намек на планетарные цели, — поистине, как говорит Марк Джоунз, фатальность в действии.

Значение нонагена (40°) раскрывается в связи со все большей значимостью числа 9, священного у бахаистов. Ранее мы говорили также о значении числа 40. Отношение двух планет, находящихся в аспекте нонагена, может означать духовное рождение или посвящение в областях, к которым относятся планеты. Этот аспект означает "рождение из пле на".

Все аспекты рассматривались, так сказать, с точки зрения соединения. Но некоторые из них можно рассматривать и с точки зрения оппозиции. Например, квадрате половиной (135°) —это оппозиция без полуквадрата, квинконция — оппозиция без полусекстила и т, д. В этих второстепенных аспектах можно видеть действие контр-акцентуации. При более тщательном анализе их можно связывать с реакцией на личную деятельность. Они могут также означать направление деятельности назад к ее источнику, внутреннюю сублимацию, духовную трансмутацию. Так называемый биквинтил (144°) можно принять как оппозицию без полуквинтила. Тут можно видеть технику творческой интроверсии. В отрицательном смысле это может означать определенный вид одержимости, невроза навязчивости, создающего свои галлюцинации.

Повторим еще раз, что ни один аспект не является счастливым или несчастным. Каждый может рассматриваться как положительная или отрицательная фаза личности. Еще важнее то, что в каждом аспекте следует видеть интегральную часть целостного планетного паттерна. Рассмотрение аспектов по отдельности как основных элементов будущего синтетического понимания — это только предварительная стадия освоения техники истолкования. Настоящий толкователь читает планетный паттерн как слово или фразу, в то время как начинающий читает по буквам или по слогам1.

1 В часовой астрологии или при составлении прогностических карт для полнолуний, прогрессий и т. п. "личность" превращается в определенную ситуацию или проблему. Ситуация или проблема, не будучи организмами, не реагируют компенсаторно на напряжения или акценты. В таком случае квадрангулярный ряд аспектов означает разрушение факторов, а триангулярный — интеграцию ценностей. Поэтому последний считается "благотворным", а первый — "злотворным". Но там, где мы имеем дело с подлинно органическим существом, "этические" характеристики оказываются подчиненными, поглощенными целями организма как целого.

В. Планетный образ как целое

Здесь мы имеем дело не только с элементарными отношениями между двумя планетами, но с отношениями, затрагивающими личность в целом. Встречая кого-то в первый раз, интуитивный человек сразу получает некоторое общее, синтетическое "впечатление" от этой встречи. Целостность незнакомца действует на нашу целостность — это то, что понимается под "холистическим восприятием". При этом часто выступают одна или две основные черты, служащие как бы фокусом для чувства, возбужденного этим человеком. Эти черты целостной личности являются смысловыми центрами, вокруг которых организуется впечатление. С помощью этих черт мы относим человека к одному из небольшого числа типов, и такая классификация служит фиксации и прояснению впечатления.

Определение смысловых центров, того, что Джоунз называет "де-терминаторами фокусировки", — это первый и важнейший шаг в истолковании карты рождения, ибо толкование должно раскрыть целостность, жизнь личности, а не просто механическую сумму сведений о поведении. Это не только самый важный, но и самый трудный фактор. Каждый толкователь должен так или иначе развить свою собственную технику для нахождения этого "центра"- — сообразно "гению", раскрываемому его собственной картой. Кроме того, только тот, кто сам относительно целостен, может обладать правильным холистическим восприятием; чтобы определять смысловые центры, нужно самому обладать смысловой центрированностью.

Есть, однако, несколько общих принципов определения "центра", которые могут быть изложены, поскольку это лишь расширение известных астрологических факторов, на которых основывается символизм зодиака, домов и аспектов. Перечислить их значит определить "формы" или "гештальты". Извлечение и сопоставление отдельных факторов полезно для того, чтобы глубже войти в анализ, но прежде всего холистическое восприятие должно организовать целое и его части вокруг некоего живого смыслового центра. Так раскрывается "душа" ситуации, сила, оживляющая целое, энергия духа, содержащаяся в форме.

Первое и самое простое определение общего значения планетного паттерна возникает при распределении планет по четырем квадрантам карты, то есть по отношению к осям, горизонту и меридиану. Для простоты и конкретности мы перечислим несколько общих значений, которые могут быть приписаны часто встречающимся конфигурациям.

Все планеты над горизонтом. "Человек живет внешней жизнью, фокус его сознания полностью сосредоточен во внешних событиях" (М. Джоунз). Склонность к экстраверсии, тенденция к объективной, реалистической точке зрения. (Гороскопы королевы Виктории и Муссолини).

Все планеты под горизонтом. "Человек замкнут в себе или в субъективной области" (М. Джоунз). Склонность к интроверсии. Интуитивный тип.

Все планеты к востоку или все к западу от меридиана. "Зенитный меридиан разделяет Вселенную (весь опыт) на восходящую и заходящую области. Если все планеты находятся на востоке, человеку приходится осуществлять собственный выбор в отношении каждой проблемы и по своей воле создавать проблемы. Если все планеты на западе, он должен принимать выбор, который делает за него жизнь, и проблемы, которые она перед ним ставит" (М. Джоунз). Обычно преобладание планет в восточной полусфере означает подчеркивание мышления, потому что мысль — элемент относительно свободной воли; преобладание на западе означает подчеркивание чувств, так как чувства обусловливаются отношением между субъектом и объектом или между субъектами.

Более того, все планеты могут находиться в одном из четырех квадрантов — редкое, но еще более сильное подчеркивание одной из четырех функций индивидуальной самости: интуиции в северо-восточном, чувства — в северо-западном, восприятия или отношения — в юго-западном и мышления — в юго-восточном.

При рассмотрении этих вопросов нужно иметь в виду две основные идеи. Первая состоит в том, что невозможно получить никакого определенного заключения на основании того, что в определенном доме нет какой-либо планеты. Отсутствие акцентуации не означает отрицательной акцентуации. Целостность всегда следует понимать как основу всякого органического существа; она всегда подразумевается в отсутствии особой акцентуации. Это может означать осуществление в прошлом качеств, представленных данным домом или знаком, или девственное состояние недифференцированности. Такое положение всегда больше относится к бессознательному состоянию, чем к сознательному. Например, здоровье не осознается, пока не наступит болезнь. Бессознательное может быть весьма сильным фактором, служащим основой психологического здоровья. Необходимо также повторить, что Бог (или Универсальное Бытие) не подвержен каким бы то ни было планетным акцентуациям, поскольку каждый градус целостности Всемирного Существа подчеркнут одинаково. Только человек — как существо отдельное — имеет "планеты". У Бога, фигурально говоря, нет "планет".

Вторая идея относится к тому, что Марк Джоунз называет "весовым балансом", — тема, связанная с идеями гештальт-психологии. Если девять планет находятся в одной полусфере, а десятая — в другой, то с точки зрения формы эта десятая могущественно подчеркнута, поскольку она должна уравновесить девять остальных. Она становится совершенно исключительным фактором и в значительной степени разрушает влияния планет другой полусферы. Джоунз сравнивает эту изолированную планету с больным зубом, который владеет всем сознанием. Это своего рода "иррациональная" акцентуация, которая стремится разрушить целостность личности, автократический фактор, диктующий особую волю всему остальному в организме, который по контрасту может оказаться неразвитым.

<...>

Иной вид акцентуации получается при сосредоточении всех планет в одном из четырех основных разделений зодиака.

Все планеты между Овном и Весами (по порядку знаков). Это означает, по М. Джоунзу, что "главное направление жизни духовно". Мы сказали бы, что это скорее относится к проецированию идей и архетипов в объективное проявление. Муссолини — один из ярких примеров акцентуации этого вида — вне зависимости от того, нравится ли нам идеи, которые он проецирует.

Все планеты между Весами и Овном. Это означает, по Джоунзу, что "основное направление жизни материально". Или, скорее, это относится к развитию способностей, являющихся результатом предыдущей духовной деятельности и семенем будущих проявлений.

Все планеты в знаках долгого восхождения (между Раком и Козерогом). По Джоунзу —"внутренняя жизнь проживается, чтобы проявиться для внешней". Это период, когда Солнце движется на юг. То, что приобретено в другую половину года, выражается объективно; душа начинает проявляться.

Все планеты в знаках короткого восхождения (между Козерогом и Раком). "Внутренняя жизнь проживается, чтобы заставить внешнюю жизнь проявиться для себя" (М. Джоунз). Это период, когда Солнце движется на север — традиционно, период духовного роста и внутреннего осуществления, собирания плодов, объективного опыта и процесса внутреннего созревания, то есть период роста смысла.

Здесь также может быть применен принцип одиночной планеты, которая из одного сектора зодиака должна уравновешивать все планеты противоположного сектора. Добавим, что, расширяя выражение "все планеты" до выражения "большинство планет", мы получаем менее сильное, но все же заметное преобладание.

Рассматривается ли круг домов или круг зодиакальных знаков, в действительности мы разделяем цикл тем, что устанавливаем две оси под прямым углом друг к другу. Эта операция связана с определением аспектов квадрата. Она имеет дело с установлением структуры проявления, прототипом которой можно считать четыре времени года. То же самое можно было бы сделать с любой из осей, получая соответствующий символизм, — особенно с осями планетных узлов. Ранее мы видели, что ось лунных узлов может рассматриваться как "линия судьбы", связывающая прошлое и будущее, карму и дхарму индивида. Следовательно, полусфера, рассматриваемая от северного узла (против часовой стрелки) относится к силе развития новых духовных способностей; полусфера от южного узла относится к проявлению прошлых тенденций.

<...>

Ту же процедуру можно применять при рассмотрении планетных узлов. Но при этом необходима настолько тонкая интерпретация, что вряд ли это может иметь практическое значение. Карта Муссолини предлагает интересные возможности толкования в связи с анализом планетных узлов, так как пять из его планет расположены на северных узлах других планет. Это показывает, что его личность строится сообразно некоему внутреннему сверхличному плану. Мы можем назвать его "расовым ава-таром" с огромными расовыми силами, скрывающимися за ним. Об этом говорит и символ градуса, в котором находится Солнце.

Еще один вид зодиакальной акцентуации получается при неравном распределении планет, во-первых, по тригонам элементов (огонь, воздух, вода и земля), во-вторых — по кардинальным, неподвижным и му-табельным знакам. Этот тип акцентуации часто используется в современной астрологической практике. Значение его, однако, невелико, если только неравенство не слишком явное. Нужно значительное преобладание планет в знаках определенного рода, чтобы результат был заметен. Значения таких преобладаний вытекают из значения зодиакальных категорий.

До сих пор мы рассматривали планетные формации, определенные по отношению к кругу домов или к кругу зодиакальных знаков; первое относится к индивидуальному характеру и судьбе, второе — к коллективному фактору существования. Рассматривая различные сочетания аспектов, в которых находятся планеты, получим иной тип определения формы, которая в большей степени относится к самой личности; это как бы расширение принципа аспектов, или аспекты, затрагивающие по несколько планет, планетные группировки.

Стеллиум. Соединение нескольких планет, комплексная акцентуация; это предполагает, что более чем две планеты расположены поблизости. Стеллиумом по дому называется сочетание, когда по меньшей мере четыре-пять планет находятся в одном доме. Стеллиум по знаку — когда такое же число планет находится в знаке или в половине знака. Здесь, как и при простом соединении, многое зависит от природы планет и расстояния между ними. Результатом этого часто бывает запутанность и вовлеченность личности в качества, представленные данным домом или знаком. Парные взаимодействия планет замутняют друг друга. Существенным остается скорее качество дома или знака, нежели деятельность, символизируемая каждой из планет.

Веер. Это оппозиция одинокой планеты со стеллиумом в противоположной полусфере. По М. Джоунзу, "единичная планета вносит в значение стеллиума свойства своей полусферы. Акцентуация стеллиума превращается в психологический внутренний груз, мешающий проявлению. Это указывает на душу с проблемами, выходящими за пределы физического. Подчеркиваемый знак (скорее, чем дом) приобретает исключительное значение. Двадцатый век начался очень характерным стеллиумом, когда Нептун находился в оппозиции ко всем другим известным тогда планетам. В дополнение к значению этой конфигурации можно сказать, что она была уравновешена осью лунных узлов. Если поместить на этой карте и Плутон (расположенный в этот момент близко к Нептуну), то часть конфигурации, относящаяся к "ручке веера", оказывается раздвоенной. Поскольку Плутон, как и Нептун, относится к факторам универсального, это лишь усиливает значимость поразительной конфигурации.

Большой трин. В этом и следующих множественных аспектах выявляется совершенное проявление аспекта. Мы видели, что трин получается при вписывании в окружность равнобедренного треугольника. Можно взять конфигурацию, где планета (или несколько планет) находится в каждом из углов треугольника (или другого многоугольника). Некоторые астрологи рассматривают большой трин как очень благоприятную конфигурацию, другие — как неблагоприятную. Последнее не кажется логичным; впрочем, если вся конфигурация точна, то некоторые виды деятельности у такой личности хорошо уравновешены и сформированы, представляют мало побуждений к движению, так что это можно рассматривать как символ некоторой духовной инерции. Если, однако, одна из планет или группа планет, входящих в эту конфигурацию, образует квадрат к другой планете, тогда этот квадрат действует как канал высвобождения энергии, включенной в большой трин.

Обыкновенно большой трин дает подчеркивание одной из четырех зодиакальных "стихий" — огня, воздуха, воды или земли, так как он чаще всего связывает три знака, относящиеся к одному и тому же качеству. Но это не всегда так, если планеты расположены близко к концу или началу знаков, так что не этим объясняется значение конфигурации как таковой. А если большой трин все же связывает три огненных, например, знака, это свидетельствует о том, что у данного человека сформировано огненное качество — движение к объективному проявлению или эманации.

Большой (или космический) крест — конфигурация, состоящая из четырех планет (или групп планет) во взаимных отношениях 90°. В ней можно увидеть установление "совершенного куба" или "совершенного камня" масонов. Крест символизирует полное воплощение идеи, достижение цели или осуществление самости, иными словами — свершение в объективном и конкретном существовании. В негативном смысле это означает кристаллизацию или духовное ограничение в материи.

Часто встречается такое сочетание квадратов, как "Т-конфигу-рация". Здесь фигура квадрата не завершена, вместо креста с четырьмя точками получается египетское Тау, что можно понимать как иероглиф человека с горизонтально вытянутыми руками. В этой конфигурации просматривается пустой дом или знак, где отсутствует — но должна быть — голова. Это означает напряженнейшую направленность духа к материальному существованию. Это очень динамичная конфигурация. Три стороны креста дают динамическое подчеркивание пустого дома, который часто оказывается, так сказать, водоворотом. По отношению к фазе самости и судьбы, обозначаемой пустым домом, человек оказывается беспомощным, разрываемым конфликтами враждующих сил. Только очень сильное и сознательное эго в состоянии овладеть таким Оиссонапптым высвобождением энергии. Если это удается, человек обретает невероятное количество творческой энергии.

Более сложные многоугольные формы, вроде квинтила или секстила, — редкое явление. Иногда три планеты находятся во взаимных аспектах, очерчивающих две стороны пятиугольника. Образуется весьма творческая связь между тремя типами деятельности, символизируемыми этими планетами, и это означает создание духовной способности, которая, впрочем, может мало проявляться во внешней жизни.

Полная шестиугольная формация ("большой секстил") очень редка, но часто три планеты связаны секстилами, причем крайние образуют трин, разделенный посередине. Мы видели пример такой конфигурации в гороскопе Муссолини. Там она показывает формирование личности под влиянием расового бессознательного, управляемого сознанием: соединение Юпитера и Венеры в центре между двумя планетами бессознательного в этой карте означает точку формирующй силы и указывает на ее идейный характер; Рак, в котором находится это соединение, указывает, что идеи проецируются в ясно определенные образы.

Полная гексагональная конфигурация имела место 15 июля 1935 года, с Ураном в Тельце, Меркурием, Солнцем и Плутоном в Раке, Венерой и Нептуном в Деве, Юпитером в Скорпионе, Луной в Козероге и Сатурном в Рыбах. Она связывала все "женские" знаки зодиака и была крайне продуктивна для работы, особенно для детального планирования практической деятельности. Дети, рожденные в это время, будут хорошими организаторами; это показывает квадрат Солнца и Марса, активирующий конфигурацию, которая иначе могла бы указывать на статическую самоудовлетворенность.

Такая конфигурация получается, когда четыре планеты составляют секстилы и трины и образуется прямоугольник, геометрические пропорции которого указывают на мистическое значение. Конфигурация есть в гороскопе жены одного из величайших ныне живущих художников: Уран 8° Девы, Луна 6° Скорпиона, Юпитер 4° Рыб и Нептун 12° Тельца. Интересная фигура, включающая трины, секстилы и две оппозиции, является хорошим символом практического мистицизма. Эта женщина проявила удивительную силу, внутренне поддерживая своего мужа и внешне ему помогая, сочетая духовную пробужденностьс внешней продуктивностью и целесообразным планированием.

Во всех подобных планетных паттернах можно предполагать также определенные личностные проблемы, которые могут проявиться как психологические комплексы, подталкивающие личность к асоциальности или нагружающие ее сверхличной, планетарной ответственностью, требующей строгого сосредоточения и особого мировоззрения. Карта Муссолини указывает на типичный случай: в ней центрированность явно преувеличена. Человек живеттолько чтобы служить расовым целям и, возможно, умрет ради этих целей.

С другой стороны, карта без особого сосредоточения может означать разбросанную личность, но такжеи существо, судьба которого — связывать, гармонизировать, символизировать собою целостность бытия. Это может быть печатью истинной индивидуальности, приближения к совершенству.

Предыдущая Оглавление Следующая