Предыдущая Оглавление  

Что может дать астрология психологу?

<...>

Карта рождения индивида — это символ его свободы, поскольку это символ того, что он такое есть в сущности. Чем свободнее индивид, тем совершеннее и определеннее он есть то, что он есть, тем яснее очерчивается форма его индивидуальной самости, а следовательно — и поведение. Коллективное всегда имеет тенденцию затуманивать очертания индивидуальной самости, то есть работает против индивида, если только индивид не умеет ассимилировать коллективное содержание своей среды и своих предков, то.есть если он не может сделать их подобными тому, что он есть по существу и архетипически — огромная задача для наших "темных времен", которые индусы называют "Кали-Югой". Это задача, природу и объем которой мы не постигли еще полностью, но которая, тем не менее, обусловливает все духовное развитие личности и успех индивида, который должен одновременно оставаться верным структурному паттерну самости и богатству жизненного содержания, которое должно быть полностью ассимилировано.

Эти соображения определяют объем астрологии: карта рождения раскрывает потенциальную структуру монады, то есть чисто индивидуальный элемент в человеке. Следовательно, это элемент свободы и значения, духовный дар каждого человека. Но карта рождения не может сказать, осуществится ли когда-либо в действительности эта потенциальность, будет ли успешен этот процесс индивидуации. Вместе с тем, она показывает, какова будет форма и каковы будут качества души, если она разовьется, а также, какие циклы роста и какие кризисы можно предполагать. Но с точки зрения чисто астрологических факторов нельзя сказать заранее, будут ли кризисы успешно преодолены и какое содержание будет аккумулированно в личном бессознательном в результате возникающих напряжений.

То, чего нельзя сказать на основе астрологических данных, можно обнаружить при помощи аналитической психологии и ее данных. Психолог-аналитик имеет дело непосредственно с личностью, с тем, как она существует и осуществляется. Если личность достигла определенного возраста, когда индивидуальная самость более или менее проявилась, психолог в состоянии точно определить, какой будет последующая жизнь. Астролог может сказать психологу, когда ожидается следующий кризис, но не может сказать, на основе лишь карты и прогрессий, как личность справится с этим кризисом. Психолог не способен предсказать, когда ожидается кризис, но может сказать, как личность справится с некоторыми неизбежными кризисами. Иными словами, астролог и психолог-аналитик рассматривают две различные стороны человеческого существа. Они дополняют друг друга. Их точки зрения комплементарны так же, как позиции эмпирической науки и религии (или оккультизма).

<...>

Практически мы утверждаем, что астрология могла бы прекрасно помогать психоаналитику, психиатру, равно как и педагогу, который также должен быть психологом. Астрология может предоставить им кое-какие объективные данные, с которыми можно сверить субъективные данные — такие, как подробности жизни, сновидения и т. п. Она может связать эти данные между собой благодаря знанию о структурных тенденциях души, циклах и критических моментах. Справедливо, что предварительное знание о психологических и физиологических кризисах может быть для человека опасным и дезинтегрирующим, если он не достаточно вырос как индивид и не обладает достаточной свободой и творческим отношением к значениям; но данные астрологии (которые не обязательно сообщать пациенту) могли бы быть ценными для психоаналитика или консультанта, который в наше время занимает место священника, исповедника или гуру.

Это еще более очевидно в случае детского психолога, так как здесь фактически нет субъективных данных, которыми можно было бы руководствоваться, кроме данных, полученных от родителей. Гороскопы родителей в сопоставлении с гороскопом ребенка могут раскрыть много интересного. Вообще вопрос об отношении двух или более гороскопов весьма серьезен. Многие супружеские проблемы решались бы проще, если бы психолог сравнивал гороскопы супругов; это прибавило бы к данным психоаналитика какое-то новое измерение.

Необходимо, однако, иметь в виду, что человек, считающий планеты "существами", которые могут влиять на него и навлекать события, дурные или хорошие, уже психологически страдает от этих представлений. Психологически говоря, столь же неприятный результат может причинить верование в "черного мага", который кого-то преследует. Все такие верования в воздействие внешних сил обычно тем или иным образом ведут к деградации индивидуальной самости, приводят к психологическому рабству страха или отказа от силы и инициативы, ставят человека в зависимость от какого-то существа со стороны.

Если Марс как "осязаемая" планета влияет на вас и заставляет гневаться, что вы можете против этого сделать, можете ли вы бороться с планетой? Можете ли от нее скрыться? Один брамин, желая избежать смертоносных аспектов планет, скрылся под водой в точный момент аспекта, предполагая, что вода охраняет от определенных магнетических влияний, — и утонул. Кто-то может попытаться приобрести покровительство какого-нибудь духовного общества, церкви и т. п. И во всем этом страх будет с вами, работая бессознательно (если не сознательно) , и он заставит вас сделать как раз то, чего вы боитесь. Чем в большей степени астрологический фактор представляется определенным "существом", тем сильнее будет страх, ибо кажется, что нет спасения от таких существ, даже если повторять по сто раз в день, что "мудрый человек управляет своими планетами". Можете ли вы управлять ураганом или землетрясением, можете ли помешать солнечному затмению произойти в день вашего рождения, можете ли управлять космическими излучениями и влияниями, идущими от Солнца, если это действительно конкретные, измеримые силы?

Действительно, в таком понимании нет логики. Естественнее принять высказывание Парацельса: "Звезды не заставляют нас делать что-либо, чего мы не хотим делать... Звезды свободны по отношению к себе, а мы свободны для себя". При этом то, что устанавливает астрология — это лишь чисто холистическое соответствие и синхронное отношение процессов макрокосма и микрокосма, универсальной Личности (которую кто-то назовет Богом) и отдельного человека. Иными словами, жизненные процессы протекают через универсальное и в то же время через мириады частностей. И то и другое связано с творческим моментом, который выражается в духе человека. Момент действует через монаду человека посредством базисной архетипической структуры. Этот момент содержит в потенциальности весь небесный план планетных взаимоотношений. Читая "карту Небес", мы читаем символическую структуру момента — и тем самым нашего "собственного духа, если данный момент был первым моментом нашего независимого существования, то есть началом цикла нашей индивидуальной самости как организма, соединяющего в себе земные материалы.

Иными словами, то, что "влияет" — это сам момент, прежде всего первый момент существования. Мы можем найти характеристики этого момента в истолковании положений небесных тел, окружающих место рождения, которое представляет видимую структурную проекцию универсального целого в той мере, в какой это целое, частями которого мы являемся, нас касается. Но никакое вещественное тело не в состоянии повлиять на нас как на иидивидуалыюсть. То, что действует на наше тело и нашу душу, есть творческая сила момента. Эта творческая сила момента рождения и есть наша монада.

Понятно, что за этим первым моментом самобытия следуют мириады других моментов, но это уже части нашего жизненного процесса, которые следует отличать от момента рождения, определяющего индивидуальную монаду, и момента смерти — подведения итогов и синтеза. Эти промежуточные моменты создают содержание нашей личности, но не меняют архетипической структуры нашей индивидуальной самости.

Эти моменты жизненных процессов символизируются в астрологии транзитами; транзиты же не меняют структуры индивидуальной самости, они символизируют силу, с которой каждый последовательный момент жизненного процесса изменяет содержание нашей личности. Эта "сила изменения" не в большей мере судьбоносна, чем, скажем, тот факт, что каждое время года и каждая географическая зона предлагают нам свои продукты питания для ассимиляции. Из большого разнообразия пищи можно извлечь одни и те же основные химические элементы, в которых нуждается наше тело, чтобы сохранять свою структурную и органическую целостность. Вместе с тем определенная пища может заставить вас располнеть, другая даже принести болезнь, — в это смысле пища влияет на психофизиологический организм. Но если организм первоначально здоров, он будет иметь силу поддерживать себя и творчески функционировать почти при всяком виде пищи и во всяком климате. То же касается и астрологических транзитов, поскольку они относятся к тому, что именно тот или иной момент нашей жизни как бы проецирует в нашу психофизиологическую личность. Каждый момент доставляет нам свою психическую пищу (обобщенно говоря — опыт), природа которой может быть установлена положением небесных тел в данный момент. Одни моменты могут "согласоваться" с нами лучше, чем другие. Иные приносят расстройство пищеварения, другие кажутся вообще неперевариваемыми; жизнь не всегда удовлетворяет нашим вкусам. Но все это еще не судьба; настолько, насколько мы целостны от начала, мы будем в состоянии извлечь из всякого опыта необходимые для осуществления процесса жизни и индивидуации элементы; следовательно, в такой же степени мы не затронуты, свободны от власти моментов и их символов — звезд. Настолько, насколько мы целостны как "малые индивиды", нас не затронут условия, накладываемые нашим положением в организме "Большого Индивида", частью которого мы являемся.

Но что если мы от начала не целостны и не здоровы? Это имеет отношение к нашей монаде и ее карме, а карма не более таинственна, чем наша первообразная структура, экстериоризующая основное качество этой монады, само же это качество, в свою очередь, — проявление первого момента индивидуальной самости — Единого-в-начале. Такова наша "фатальность": мы есть то, что мы есть. Ясно, что термин "фатальность" в этом смысле беспредметен: я не могу постичь себя как то, чем я не являюсь. Я могу, конечно, создавать интеллектуальные картины своей личности, не похожие на то, что есть монада в действительности, но создавая этот образ, я никуда не денусь от себя, его созидающего. Это лишь игра с воздушными замками, которая пригодна для "компенсации" определенных психологических состояний, представляющих интегральную часть того, что есть я. Мое чувство подавленности судьбой есть часть того, что я есмь. Это только реакция на определенные части моего целокупного естества других частей, с которыми они оказываются в гармоничных или дисгармоничных отношениях.

Это в ином смысле то же положение, о котором говорит Бергсон в "Творческой эволюции", доказывая, что мы не можем действительно постичь "хаос". Хаос для нас всегда — отсутствие известного порядка, которого мы нормально ожидаем. Подобно этому, то, "чем мы хотели бы быть" — это просто реакция одних частей нашего целостного существа на другие, которые сами являются частью нашего целостного существа.

Иными словами, самость и судьба — два аспекта того, что есть, говоря современным языком, пространственно-временной континуум в пределах большего пространствено-временного континуума — Вселенной. Эти два континуума взаимодействуют в каждой точке, как целое и части всегда взаимодействуют в каждой точке организма. Если определенная часть первоначально слаба, она легко может сломаться под требованием целого. С другой стороны, именно поэтому целое будет стремиться бережно сохранить ту часть, которая является слабым звеном в цепи органических взаимоотношений. Следовательно, как мы уже говорили, "легкий" гороскоп может означать и малое высвобождение силы большего целого, частями которого мы являемся, а "трудная" карта рождения показывает большее высвобождение этой духовной силы. Таков принцип компенсации, основывающийся на строении любого органического целого.

Чувство судьбы — это всего лишь реакция части целого существа на ситуацию, которая сама это "чувство судьбы" в себе содержит. Это просто чувство некоторого внутреннего давления, как чувство свободы — это чувство внешнего освобождения. Это органическое чувство, переживаемое как на психологическом, так и на физиологическом уровне, иногда с преобладанием одного из них. Дело, однако, состоит в том, что я есмь то, что я есмь. Но не следует забывать, что это "есмь" относится к форме самости, а не к содержанию личности. Это форма может быть столь универсальной и приспособимой, что свободно дает место многим содержаниям, так что личность кажется всеобъемлющей и всепонимающей в своей универсальности. Но она должна быть формой, то есть структурным обусловливанием целостности. Эта форма — экс-териоризация качества, которое эманирует от момента, составляющего начальную точку цикла "Я".

Почему же тогда человек, подобный Христу, и человек вполне обыкновенный могут родиться в одно и то же (или почти одно и то же) время? Потому что в первом случае структура самости фокусирует и высвобождает универсальные энергии "Большего Индивида", во втором же случае эта структура имеет очень твердую оболочку, не дающую никакой возможности приспособления к универсальным условиям и ассимиляции жизненного содержания. Возможна относительная тождественность структуры (мало ли негодяев, похожих на Христа, по крайней мере строением черепа?), но в первом случае структура наполняется божественным светом, во втором остается пустой и несет собственную тяжесть.

Может ли астролог определить по гороскопу, наполнится ли данный человек универсальным светом, или он будет темен и пуст? Астрология не настолько сильна, чтобы самостоятельно определить, относится данный гороскоп к корове или же к человеку.

Астрология имеет дело прежде всего со структурой индивидуальной самости, а не с жизненным содержанием. Это такая же формальная система знания, как алгебра, ее формулы могут быть приложены к различным содержаниям. Следователыно, они не воплощают судьбу. Поэтому астрология нуждается в психологическом анализе, который имеет дело с эмпирически определяемыми личными содержаниями. Астрология — мужской элемент, она дает формулу; психология — женский элемент, она дает субстанциальное содержание. Так они дополняют друг друга, чтобы служить интеграции целостного человека.

<...>

Предыдущая Оглавление