А. Гуггенбюль-Крейг
Брак умер - да здравствует брак
"Нормальной" сексуальности не существует
Решительный переворот в
понимании природы сексуальности произвела теория Фрейда. Современный подход к исследованию
сексуальности
немыслим без ее учета. Согласно Фрейду, сексуальность включает в себя разнообразные
влечения, которые в благоприятных условиях могут принимать форму нормальной
сексуальности, а в противном случае
приводить к перверсиям.
Вкратце описывая теорию
сексуальности Фрейда, следует отметить, что он точно определил этапы сексуального развития
индивида. Младенец —
полиморфно-перверсивно аутоэротичен — переживает все возможные сексуальные импульсы, которые позднее
могут проявиться в виду перверсий.
Первичный центр сексуальности —
рот. В соответствии с этим первая фаза развития носит название оральной. Она связана с сосанием, глотанием, поглощением, которые имеют
ярко выраженный сексуальный оттенок. В следующей, анальной фазе чувственность концентрируется
вокруг выделительных органов, а также элиминации урины и фекалий, и закладываются основы
садомазохистских тенденций. В поздней генитальной фазе ведущую роль приобретает область половых
органов, а
приблизительно с шестилетнего возраста в рамках генитальной фазы разворачивается фаза эдипальная,
для которой характерны инцестуоз-ные желания, стремление к сексуальному контакту с отцом
или матерью.
Эдипальные желания подавляются, следствием чего оказывается латентный период примерно до
двенадцатилетнего возраста, во время которого подавляются сексуальные влечения вообще, а
сексуальная энергия
отчасти сублимируется. Затем в пубертатный период вступает в свои права так называемая
нормальная сексуальность.
Долгий и сложный путь
сексуального развития чреват многими опасностями, в частности потенциальными возможностями
сексуальных
отклонений. Индивид может зафиксироваться на определенной фазе, со всеми вытекающими
отсюда последствиями, в частности доминированием некоторых сексуальных компонентов, например,
садомазохистских в
случае фиксации на анальной фазе. Боясь не устоять перед искушением сексуального
влечения, индивид бессознательно может привести в действие механизмы смещения, которые
сконцентрируют
сексуальную энергию вокруг замещающего объекта, примером чему служит фетишизм, когда
предмет выполняет роль вожделенного существа.
Причинами сбоев в развитии
являются, согласно Фрейду, конституциональная слабость или врожденный сифилис,
нестабильная нервная
система или определенные переживания, которые ведут к фиксации. Неудачные сексуальные
стимуляции в определенной фазе, например, наблюдения за сексуальными контактами
родителей, которые
могли быть истолкованы как попытка убийства, соблазнение родственниками или чужими взрослыми
людьми могут привести к тому, что характерное для данной фазы сексуальное влечение приобретет чрезмерное значение для индивида
и станет играть в его сексуальной жизни
ведущую роль.
В этом смысле сексуальные
отклонения связаны с мощными инфантильными половыми влечениями. Согласно этой теории, любая нетрадиционная половая
деятельность является перверсией.
В последнее время учение о фазах
Фрейда подвергается резкой критике. Оппоненты Фрейда указывают, в частности, на
то, что существование так называемого
латентного периода сомнительно, поскольку
между шестью и двенадцатью годами жизни сексуальность ребенка отнюдь не
ослабевает.
К сожалению, грандиозность
фрейдовских идей зачастую ускользает от внимания именно психологов-юнгианцев. Надо
прежде всего учесть,
что Фрейд описывает не подлинные "факты", и оценить его вклад в психологию можно лишь в
том случае, если принять во внимание, что теория сексуальности является развитой современной
мифологией, которая в символической форме дает намного более ценные сведения о сексуальности,
чем статистика. Скорее всего образ полиморфно-перверсивного ребенка — это символическое изображение бесконечных
возможностей, которыми обладает дитя, могущее
стать кем угодно.
Фрейд пытался показать, что все
так называемые перверсии с самого начала присущи каждому человеку, а "нормальная" сексуальность — это не что иное, как
изящное строение, отдельные стены которого
и есть так называемые перверсии. Заслуга Фрейда состоит в том, что он включил сексуальные отклонения в сферу сексуальности и расширил ее понимание, ограниченное до этого
подходом, в котором доминировал инстинкт размножения. Однако гениальные прозрения Фрейда не смогли изменить
общее отношение к сексуальности и окончательно сломать ее узкое понимание. Так,
мастурбация все еще считается грехом по отношению к принципам Эго, грехом
против эроса или,
согласно известному швейцарскому психологу и философу Паулю Хеберлину, против партнера.
Экзистенциалисты попытались
глубже проникнуть в значение сексуальности. Например, Медард Босс считает, что не только нормальная сексуальность, но и
любое извращение есть отчаянная, пусть и обреченная на неудачу, попытка выразить любовь. Другие
экзистенциалисты
полагают, что половое влечение — это инстинкт бытия и когда между бытием и
стремлением быть, существовать возникает дистанция, ее заполняют сексуальные фантазии и перверсии
деструктивного характера, такие, как
садизм и мазохизм.
Как тут не вспомнить слова
Фрейда о том, что всемогущая любовь нигде, пожалуй, не проявляется так сильно, как в
заблуждениях.
Аргументом против попыток
представить сексуальность как деятельность, связанную с зачатием или выраженную
только в половом акте (между тем как любую другую сексуальную деятельность
объявить по меньшей мере подозрительной), послужит следующий феномен. В психотерапевтической практике постоянно
убеждаешься, что чем разностороннее
пациент, тем больше у него так называемых сексуальных отклонений. Исключения
лишь подтверждают правило. Неразвитые, слабообразованные и малокультурные люди
чаще обладают тем, что принято
именовать нормальной сексуальностью. Кроме того, исследователи вопроса сексуальности едва ли принимали во внимание тот факт, что большая часть сексуальной
жизни человека проходит в фантазиях, которые бывают порой весьма
причудливыми, по крайней мере, значительно
причудливее прожитой сексуальной жизни.
Необходимо отказаться от
морализаторства, биологических шор и догм, чтобы подобрать ключ к проблеме
сексуальности и увидеть ее такой, какова
она есть в действительности.