Предыдущая Оглавление Следующая

А. Гуггенбюль-Крейг
Брак умер - да здравствует брак

Сексуальность и брак

Выше уже подчеркивалось, что индивидуация может происходить по-разному,— все дороги ведут в Рим. Иными словами, счастья можно достигнуть тысячью способами. Человек имеет возможность выбирать из разнообразных и часто диаметрально противоположных форм индивидуации то, что подходит ему.

Процесс индивидуации, протекающий через сексуальные символы, следовало бы называть инстинктивной индивидуацией. Данная форма индивидуации навязывается человеку, который при этом не в состоянии самостоятельно принимать важные решения. Поэтому сексуальная символика индивидуации имеет огромное значение, ведь именно она инспирирует большую часть образов всех видов индивидуации.

Принципиально иной формой индивидуации является описанная здесь конфронтация в браке. Решаясь на брак, люди совершают выбор. Индивидуацию, осуществляющуюся в браке, можно назвать индиви-дуацией свободного выбора. Решение вступить в брак можно сравнить с решением пройти курс психоаналитических сеансов, получить профессиональное образование и т. д.

Брак и сексуальность всегда были и остаются феноменами, тесно взаимосвязанными, хотя в настоящее время сексуальность может реа-лизовываться и вне брака, в чем прежде отказывали главным образом женщинам. Девушка должна была при вступлении в брак быть девственницей. Даже сейчас, согласно законам, сексуальные отношения супругов вне брака следует рассматривать как нарушение супружеских обязательств. В браке, который прежде всего понимается как путь к счастью, сексуальность, естественно, является идеальной областью для поиска счастья и развития индивидуации. В данном случае сексуальность служит не размножению и не только межличностным отношениям, прежде всего, взаимной любви, но и стремлению к индивидуации.

В этом смысле не существует нормальной и ненормальной сексуальности супругов. Позволено все, все допустимо, так как это является выражением фантазий, в которых осуществляется индивидуация. Тем не менее пока еще существуют супружеские пары, сексуальность которых находится под прессингом "нормальности". Такие супруги полагают, что не должны выходить за определенные рамки, полностью раскрываться перед партнером и совершать то, что, по мнению большинства, недопустимо. В результате этого супруги крайне редко дополняют и удовлетворяют друг друга в сексуальном плане. Вместо того чтобы поддержать своего партнера, поделиться своими сокровеннейшими сексуальными фантазиями, супруги, скованные страхом перед перспективой показаться ненормальными людьми, бывают склонны к морализаторству и осуждению, так сказать, за компанию всего того, что не очень нравится партнеру или вызывает у него некоторые сомнения. В результате этого почва для индивидуации уходит из-под ног супругов, и они вполне закономерно начинают искать ее вне брака или же пассивно сносить ханжество партнера, что не менее драматично.

Речь идет о том, что в браке необходимо научиться разделять сексуальные предпочтения, не отвергать с порога фантазии супруга, принимать свою вторую половину со всеми ее низменными и возвышенными устремлениями. Только так можно проложить себе путь в дебрях души, соглашаясь с тем, что, как в сказании о Куллохе, не все поступки человека поддаются объяснению.

Разумеется, в некоторых случаях поступить так очень нелегко. Допустим, супруг ориентирован бисексуально. Как должна реагировать на это жена? Стоит ли ей поощрять рассказы мужа о своих сексуальных фантазиях или же она должна посоветовать ему разрядиться, реализовать свои гомосексуальные мечты? В данном случае не существует никаких общих правил, любой образ действия может оказаться верным, и наоборот. Хочется пожелать только одного: чтобы в сложных ситуациях терпимость каждого супруга возобладала над его личными склонностями и точкой зрения. Пожалуй, можно выдвинуть одно правило: не следует пытаться избегать друг друга в сексуальном плане, насколько бы это ни было сложно, ведь, в конце концов, с этим человеком вам жить долго, быть может, до самой смерти. Конфронтация никогда не прекращается. Как к ней относиться — дело каждой супружеской пары. Все супруги создают внутри брака свое счастье, ищут свой неповторимый путь индивидуации. В этом смысле супруги абсолютно суверенны и не обязаны ограничивать себя какими-то привнесенными извне представлениями о нормальности. Каждый брак — это самостоятельный, самобытный и независимый мир, созданный двумя людьми для себя, а не для других, и не надо забывать, что "all is fair in love and war", "на войне и в любви позволено все".

Независимость каждого брака проявляется не только в сексуальности, но и в любых отношениях супругов.

Едва ли существуют нормальные, лишенные невротических черт люди. Каждый из нас решает проблемы и разбирается с антиномиями жизни своим способом, добиваясь в этом большего или меньшего успеха, стремясь к чувству защищенности, пытаясь быть зависимым, как ребенок, и вместе с тем независимым, суверенным человеком детая все чтобы отделиться от родителей и одновременно испытывая потребность в их опеке, тоскуя по ближним и испытывая страх перед их и своей собственной агрессией, боясь боли, стараясь не представлять дикую картину ожидающего нас физического разложения, ужасаясь неизбежности смерти и желая увековечить себя в детях и внуках, испытывая потребность во власти и желание подчиняться, любовь и ненависть страх перед Богом и гордыню и т. д. В этом смысле все люди более или менее невротики. Однако психологические способности людей, сталкивающихся с необходимостью решать подобные проблемы, различны.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что супруги никогда не бывают совершенно "здоровыми" людьми, а имеют свои невротические особенности. Но в контексте брака речь идет не о том, чтобы один супруг курировал или реформировал другого — это невозможно, а о плодотворном и взаимообогащающем общении в течение всей жизни. Следовательно, для того чтобы брак функционировал, невротические симптомы обоих супругов должны быть как-то согласованы, необходимо научиться принимать свои собственные странности и неприятные, причудливые черты партнера, включая их в собственную игру. Кажется удивительным, какие патологические крайности могут находить себе место в браке, ориентированном на индивидуацию. Опытный психолог обнаружит при желании почти в каждом браке достаточно невротических черт для того, чтобы поставить диагноз скорого развода. Однако в браке, в рамках которого осуществляется индиви-дуация, невротические особенности не являются препятствием, а скорее стимулируют развитие супругов.

Многие браки сбиваются с пути индивидуации, когда супруги пытаются облегчить свое положение, вытесняя странные сексуальные желания или невротические импульсы. Поэтому, чем значительнее конфронтация супругов, тем интереснее и плодотворнее оказывается их союз, их совместное движение по пути индивидуации.

Предыдущая Оглавление Следующая