А. Гуггенбюль-Крейг
Брак умер - да здравствует брак
Надындивидуальная природа брака
На практике "отмирание"
определенных психических компонентов супругов проявляется в том, что они
изолируются от остальных членов семьи, от
родителей и других людей.
Вмешательство родственников в
супружеские отношения всегда только усугубляет проблемы. Свидетельством тому могут служить, в частности, бесчисленные остроты
по поводу медвежьих услуг тещи, которые бытуют среди мужчин. Губительное влияние родни
ставит иные браки на
грань развода. Да и сами родственники всегда являются проблемой: мать слишком часто вмешивается в
дела супругов со
своими мерками; отец с зятем подчас совершенно не понимают друг друга; жена
считает, что отец достоин большего восхищения, чем ее муж; иногда супруги стыдятся своих
родителей, потому что те выросли в другой социальной среде или просто из-за определенных малопривлекательных черт их
характера, например, алчности и ограниченности. Так, какой-нибудь кузен способен, быть может,
только на то, чтобы отпускать непристойные шутки, которые противны одному из супругов.
Многие аналитики и консультанты
по браку советуют в таких случаях ограничить или, если это необходимо,
прекратить любые отношения
с семьей. В отдельных случаях это может оказаться настоящим выходом из положения, но
если принимать во внимание, что конфронтация в браке служит делу индивидуации, то такой
совет представляется
весьма спорным. С позиций теории коллективного бессознательного К. Г. Юнга, любой индивид связан
на бессознательном
психическом уровне со всем человечеством, что находит свое конкретное выражение в
бессознательной связи с родственниками. Иначе говоря, бессознательное индивида включает
компоненты психики
близких и дальних родственников данного человека, которые являются его частью по той
причине, что он — их часть.
Разрыв отношений с семьей в
узком и широком смысле можно уподобить защитному механизму вытеснения. Присутствующие в душе человека образы близких и
дальних родственников перестают получать
свое зримое воплощение в виде определенных людей, которые ежедневно сидят
вместе с ним за обеденным столом.
Конфронтация в браке служит индивидуации прежде всего
в том случае, когда горизонт ее максимально широк и включает все компоненты
нашей души. Таким образом, конфронтация с семьей партнера представляет собой
особый психологический процесс, специфический путь к счастью.
Брак, в котором осуществляется индивидуация,
надындивидуален. Эта мысль получает свое символическое подтверждение и в том,
что, как правило, в церемонии бракосочетания принимают участие близкие и
дальние родственники жениха и невесты, а, по большому счету, эти гости и
создают впечатление торжества и церемонии. Современная мода на то, чтобы
отмечать свадьбу в "узком кругу" неадекватна ритуальным аспектам
брака. Это — свидетельство психологической нереалистичности и индивидуализма,
согласно которому индивид не связан с коллективным бессознательным, между тем
как именно коллективное бессознательное объединяет человека и других людей,
прежде всего индивида с членами его семьи.
Согласно моему опыту, супруги, которые отделяются от
своих семей, при всем том, что часто живут относительно неплохо, становятся
абсолютно "стерильными" и скучными людьми.
Приведу пример. Жена происходит из так называемой
примитивной семьи. Ее отец — состоятельный мелкий промышленник, грубый и
неразвитый в интеллектуальном плане человек. Мать с головой ушла в домашнее
хозяйство, не имея никаких культурных запросов. Разговор родителей, братьев и
сестер жены вращается вокруг телевизионных программ и новостей из популярных журналов.
Муж вырос в буржуазной, скучноватой семье, члены
которой были склонны к депрессии. Его мать покончила с собой, когда ему было
около двадцати лет. Брат постоянно мог омрачить своим пессимизмом любую
радость.
После свадьбы, которая была отпразднована в очень
узком кругу друзей, супружеская чета практически прекратила всякие отношения со
своими семьями. Мужу надоели его унылые родственники, а жена стыдилась своей
семьи.
Брак протекал в общем вполне мирно, но действовал на
супругов удручающе; немногочисленные друзья считали эту пару совершенно
неинтересной.
Жене регулярно снилось, что она ругается со своим
отцом. Когда к ним приближаются какие-то люди, ей становится стыдно и страшно,
поскольку они с отцом грубо бранятся и это может привлечь незнакомцев. Тогда
она толкает отца, и он падает в воду. Ей было непонятно, намеренно или нет она
толкнула его в воду, но так или иначе отец, не сказав ни слова, утонул. После
этого раздался голос из толпы: "А ведь он-то (отец) знал, как надо
инвестировать деньги под высокий процент".
Среди множества ассоциаций, связанных с этим
сновидением, стоит для краткости упомянуть лишь одну. Инвестиции под процент
ассоциировались с евангельской притчей о талантах, зарытых в землю. Кроме того,
женщина интересовалась финансированием и кое-что смыслила в денежных операциях.
Сновидение можно интерпретировать следующим образом.
Толкнув отца в воду, женщина уничтожила единственного человека, который знал,
как выгодно использовать "деньги", иными словами, свои способности, и
теперь она оказалась ни на что не способной, в творческом смысле "бесплодной".