Предыдущая Оглавление Следующая

Эдвард Эдингер

Христианский архетип. Юнгианское исследование жизни Христа

4 Крещение

Что же это, в конце концов, такое, заставляющее человека идти своим путем, поднявшись над бессознательной идентичностью с массой?.. Это то, что обычно называется призванием... [которое} действует как закон Божий, от которого невозможно скрыться... Каждый, кто имеет такое призвание, слышит внутренний голос: он призван.

Jung, "The Development of the Personality"

ТОГДА ПРИХОДИТ ИИСУС ИЗ ГАЛИЛЕИ НА ИОРДАН К ИОАННУ - КРЕСТИТЬСЯ ОТ НЕГО. ИОАНН ЖЕ УДЕРЖИВАЛ ЕГО И ГОВОРИЛ: МНЕ НАДОБНО КРЕСТИТЬСЯ ОТ ТЕБЯ, И ТЫ ЛИ ПРИХОДИШЬ КО МНЕ? НО ИИСУС СКАЗАЛ ЕМУ В ОТВЕТ: ОСТАВЬ ТЕПЕРЬ; ИБО ТАК НАДЛЕЖИТ НАМ ИСПОЛНЯТЬ ВСЯКУЮ ПРАВДУ. ТОГДА ИОАНН ДОПУСКАЕТ ЕГО. И КРЕСТИВШИСЬ ИИСУС ТОТЧАС ВЫШЕЛ ИЗ ВОДЫ, - И СЕ, ОТВЕРЗЛИСЬ ЕМУ НЕБЕСА, И УВИДЕЛ ИОАНН ДУХА БОЖИЯ, КОТОРЫЙ СХОДИЛ, КАК ГОЛУБЬ, И НИСПУСКАЛСЯ НА НЕГО. И СЕ, ГЛАС С НЕБЕС ГЛАГОЛЮЩИЙ: СЕЙ ЕСТЬ СЫН МОЙ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ, В КОТОРОМ МОЕ БЛАГОВОЛЕНИЕ.

(Матф.3,-13-17)

Крещение Христа может рассматриваться как испытание инициации, связанное с solutio (растворением), как драма смерти и возрождения, в которой эго встречается с надличностной судьбой и подчиняет себя ей. Ибо Церковь представляет собой прототип таинства крещения, означающего смерть старой плотской жизни и возрождение в вечной жизни во Христе. Вот что говорится об этом в Послании апостола Павла к Римлянам: "Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим. 6:4).

Его крещение от Иоанна говорит о том, что сначала Христос был последователем Иоанна Крестителя. Он совершил погружение в бессознательное под руководством другого. Это погружение последовало за автономным психическим переживанием, сошествием Святого Духа. Что-то подобное может произойти, когда пациент вступает в отношения переноса. То, что изначально возникает как личная зависимость и проекция, может привести человека к уникальному столкновению с объективной психикой. Желание Христа пройти через процедуру крещения Иоанном может быть объяснено загадочной фразой: "Ибо так надлежит нам исполнять всякую правду". Я считаю это важным, поскольку просто и правильно подчиниться внешнему авторитету, чтобы подготовиться к переживанию "трансперсонального" другого у себя внутри. Человек испытывает потребность в психологическом ученичестве.

Согласно докетистской ереси, божественная сущность Христа сошла на человека Иисуса во время его крещения, и в дальнейшем он в качестве инструмента оказался в ее власти. Так, согласно Ириниусу, гностики вели речь о двух крещениях.

Они утверждают, что те, кто добился совершенных знаний, обязательно должны быть восстановлены и той верховной власти. Ибо иное недопустимо внутри Плеромы, поскольку именно оно [восстановление] приведет их вниз в глубины Бифуса. Ибо крещение, установленное Иисусом во плоти, было необходимо для избавления от грехов, но возрождение, привнесенное Христом, который сошел на Иисуса, необходимо для совершенства; и они объясняют, что первый олицетворяет животное начало, а второй — начало духовное. И о крещении Иоанна говорилось как о покаянии, а о возрождении, проповедуемом Иисусом, — как о крещении, совершаемом в стремлении к совершенству. Именно это Он имел в виду, говоря: "Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!" (Лук. 12:50.

С точки зрения психологии эти два крещения соответствуют крещению покаяния (исповеди), проходящему под руководством другого, и крещению автономной психики, в котором личность начинает осознавать, что она должна ответить Самости. Так, Иоанн Креститель говорит: "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Матф. 3:11).

В некоторый древних текстах упоминается о наличии огня на Иордане во время крещения Христа. Иустин говорит: "Когда Иисус подошел к реке Иордан, где крестил Иоанн, и ступил в воду в Иордане вспыхнул огонь: а когда он вышел из воды, на Него в виде голубя сошел Святой Дух" При этом переводчик в примечании поясняет, что "Шехинах, возможно, присутствовала при схождении Святого Духа". Однако Данилоу придает этим словам другой смысл:

В данной традиции огонь, который появляется при крещении, ассоциируется со всепоглощающим огнем Страшного суда, и об этом свидетельствуют упоминания в нескольких текстах. Одним из таких текстов является Пророчицы Сивиллы (Sibylline Oracles): "После того как Сын Божий получил второе рождение, омыв свое тело в голубой, медленной стремнине Иордана, когда ему удалось пройти через очистительный огонь, он будет первым, кто узрит сходящего Бога, несущего благую весть, в виде Святого Духа, пребывающего на крыльях белого голубя" (VI, 3-7). Определенно в тексте предполагается, что крещение помогло Христу пройти сквозь огонь, и это случилось тогда, когда на него сошел Снятой дух: этот взгляд очень хорошо соотносится с текстом Иустина, в котором огонь над водами появляется именно в тот момент, когда Христос окунается в Иордан. Идея, что при крещении Христос прошел сквозь огонь, у пророчицы повторяется в той части, где говорится об "Отце, который повсюду распространил Твое Крещение в чистой воде, из которой Ты (Слово) появилось, выйдя из огня" (VII, 83-84).

Та же концепция существует в труде Excerptu ex Tlieocloto. Клемент, учитывая учение этого апостола Валентина, пишет: "Как рождение Христа освободило нас от бурной стремнины Рока, так и Его Крещение избавило нас от огня, и Его страсть избавила нас от страстей"

В других текстах говорится о "великом свете".

С точки зрения психологии эти цитаты указывают на то, что свет и огонь Шехинах, славы Яхве, огонь Страшного суда и голубь опускающегося Святого Духа являются разными аспектами одного и того же феномена, а именно проявления автономной психики*.

* Огонь связан с символизмомcalcinatio (горения)

В дополнение к огню и свету во время крещения слышится голос. Властный "голос" появляется в сновидениях и призывает почитать Всевышнего. В данном случае голос произносит: "Это Мой возлюбленный Сын, в котором пребывает благость". Это утверждение по смыслу сходно с текстом, находящимся в Книге Исаии 42:1, где говорится о "Слуге Яхве":

"Вот, Отрок Мой, которого Я держу за руку, избранный Мои, к которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на него, и возвестит народам суд". Он несет в себе весть, что эго, принимая свое призвание и судьбу, пользуется любовью и поддержкой Самости.

В псалме 73:13 мы читаем: "Ты расторг силою Твоею море. Ты сокрушил головы змиев в воде". Сирил из Иерусалима прикладывает этот текст к крещению Иисуса: "Поскольку было необходимо разнести головы змея на части, Он спустился к реке, оставив в водах10 самые страшные из них". Данилоу отмечает, что "тема дракона скрыта в водах смерти, и Христово крещение, которое приняло вид погружения в мир дракона, было всего лишь данью традиции"11. Отсюда вытекает замечательная идея, что крещение Христа привело к очищению вод вследствие "разрушения пребывавших в них демонических сил"12. Игнатиус пишет: "Он родился и крестился, и при этом страстью своей он мог очистить воды"13, а Клемент Александрийский говорит, что

Господь крестился сам, и не потому что сам испытывал в этом нужду, а потому, что он мог очистить воды, ибо они восстанавливали свою чистоту. Таким образом очищались не только наши тела, но и наши души, и очищение невидимых частей нашего существа находило свое проявление в том, что даже нечистые духи, присущие нашей душе, теряют свою опору во время нового духовного рождения14.

Идея очищения и освящения воды предполагает трансформацию самого бессознательного. То, что сначала было обителью демонических сил (автономных комплексов, угрожающих захватить эго), может через усиление осознания переживаться как сакральная и трансперсональная основа бытия.

Крещение Христа означает его встречу с судьбой. Оно может считаться одновременно активным действием и пассивным соучастием в помазании Святым Духом в присутствии Иоанна Крестителя. В психологии индиви-дуации судьба и идентичность суть одно и то же; это определенные ответы на двойной вопрос: "Что я?" и "Кто я?"15 Иоанн Креститель - как предтеча, который "готовит путь Господу" (Матф. 3:3), — именно он ставит этот вопрос. Уже находясь в заточении у царя Ирода, он этот вопрос адресует Христу: "Ты ли Тот, который должен придти, или ожидать нам другого?" (Матф. 11:3) Ответ Христа является примером деятельности острого и гибкого ума:

И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют (Матф. 11:4,5).

10"Cathechetical Lectures," III, II, цитируется Danielou, The Theology of Jewish Christianity, p. 225.

11 Там же.

12 Там же, р. 226.

13"Epistle to the Ephesians", chap. 18, The Ante-Nicene Fathers, vol. 1, p. 57.

14""Eclogae Propheticae" 7, цитируется Danielou, The Theology of Jewish Christianity, p. 227. 15 В разнице между вопросами quis (кто) и quid (что) скрыто различие между личными и безличнами существительными, а также (иногда. - В.М.) - между подлежащим и дополнением. "Quis относится к эго, тогда как quid - к Самости (Jung, Mysterium Coniunctionis, CW 14, par. 362, note 51).

 Этот ответ позволяет избежать подробной идентификации с Самостью, но в то же время признает ее наличие, ссылаясь на последствия ее воздействия, а именно: инсайт, восприятие, исцеление и возвращение к жизни.

"Ты ли это?" — это ключевой вопрос индивидуации. Как только он задан16, смерть отбрасывается прочь и процесс индивидуации должен проходить сам по себе во благо или во вред. Гностики пытались подойти к нему со всех сторон и ответили на него известной формулой: "что делает нас свободными именно наше знание того, кем мы были и чем мы стали; где мы были, куда мы оказались втянутыми; откуда мы возрождаемся; что есть рождение и что есть возрождение"17.

И тогда, вслед за крещением, мы находим такие строки: "Тогда Иисус возведен был духом в пустыню, для искушения от диавола" (Матф. 4:1). Такое последствие говорит об опасности инфляции, которая сопутствует встрече с Самостью. Святой Дух, благословивший Христа, становится его дьявольским искусителем. Этот образ выражает стремление эго к идентификации с трансперсональной энергией и использованию ее для удовлетворения личной потребности во власти.

Повествование об искушении ясно раскрывает природу психической власти, с которой Иисус пришел в столкновение: именно этот зараженный властью дьявол широко распространенной цезаревой психологии, который в пустыне вводил его в страшные соблазны. Этим дьяволом была объективная психика, которая держала в своей власти все население Римской империи, и этим объясняется, почему дьявол обещал Иисусу все царства, которые только существовали на земле, будто стремился сделать из него Цезаря. Подчиняясь внутреннему зову своего призвания, Иисус добровольно подставил себя под нападки имперского сумасшествия, которое в той или иной степени было присуще абсолютно каждому: и завоевателям, и им подобным. Таким образом он распознал природу объективной психики, которая ввела весь мир в ничтожество и породила жажду к спасению, нашедшую свое выражение даже в языческой поэзии. Совершенно сам себя не подавляя и не позволяя себя подавлять этой бешеной психической атаке, он стал действовать сознательно, ассимилируя эту часть объективной психики. Таким образом, психология покоряющего весь мир цезаризма превратилась в царство духа, а Римская империя — во вселенское Царство Божие, которое, само собой разумеется, было не от мира сего18.

16 "К счастью, в своей доброте и покое Природа никогда не припирает большинство людей к стенке фатальным вопросом о смысле жизни. А там, где нет вопроса, не следует ожидать ответ" (Jung "The Development of the Personality", The Development of the Personality, CW17,rjar. 314).

17 Hans Jonas, The Gnostic Religion, p. 45.

18 Jung, "The Development of the Personality", The Development of the Personality, CW 17, par. 309. См. также C.G. Jung Letters, vol. 1, pp. 267f.

 

5 Триумфальный въезд в Иерусалим

Каждый из нас просто должен делать то, что делал Христос. Мы обязаны проводить свой жизненный эксперимент. Мы должны совершать ошибки. Нам следует проживать свое собственное видение жизни. И при этом обязательно будут ошибки. Если вы будете избегать ошибок, значит, вы не живете.

Юнг, "Юнг говорит"

И КОГДА ПРИБЛИЗИЛИСЬ К ИЕРУСАЛИМУ И ПРИШЛИ В ВИФФАГИЮ К ГОРЕ ЕЛЕОНСКОЙ, ТОГДА ИИСУС ПОСЛАЛ ДВУХ УЧЕНИКОВ, СКАЗАВ ИМ: ПОЙДИТЕ В СЕЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ПРЯМО ПЕРЕД ВАМИ; И ТОТЧАС НАЙДЕТЕ ОСЛИЦУ ПРИВЯЗАННУЮ И МОЛОДОГО ОСЛА С НЕЮ; ОТВЯЗАВШИ ПРИВЕДИТЕ КО МНЕ; И ЕСЛИ КТО СКАЖЕТ ВАМ ЧТО-НИБУДЬ, ОТВЕЧАЙТЕ, ЧТО ОНИ НАДОБНЫ ГОСПОДУ; И ТОТЧАС ПОШЛЕТ ИХ. ВСЕ ЖЕ СИЕ БЫЛО ДА СБУДЕТСЯ РЕЧЕННОЕ ЧЕРЕЗ ПРОРОКА, КОТОРЫЙ ГОВОРИТ:

"СКАЖИТЕ ДЩЕРИ СИОНОВОЙ: СЕ, ЦАРЬ ТВОЙ ГРЯДЕТ К ТЕБЕ КРОТКИЙ, СИДЯ НА ОСЛИЦЕ И МОЛОДОМ ОСЛЕ, СЫНЕ ПОДЪЯРЕМНОЙ". УЧЕНИКИ ПОШЛИ И ПОСТУПИЛИ ТАК, КАК ПОВЕЛЕЛ ИМ ИИСУС: ПРИВЕЛИ ОСЛИЦУ И МОЛОДОГО ОСЛА И ПОЛОЖИЛИ НА НИХ ОДЕЖДЫ СВОИ, И ОН СЕЛ ПОВЕРХ ИХ. МНОЖЕСТВО ЖЕ НАРОДА ПОСТИЛАЛИ СВОИ ОДЕЖДЫ ПО ДОРОГЕ, И ДРУГИЕ РЕЗАЛИ ВЕТВИ С ДЕРЕВ И ПОСТИЛАЛИ ПО ДОРОГЕ: НАРОД ЖЕ, ПРЕДШЕСТВОВАВШИЙ И СОПРОВОЖДАВШИЙ, ВОСКЛИЦАЛ: ОСАННА СЫНУ ДАВИДОВУ! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДУЩИЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! ОСАННА В ВЫШНИХ!

(Матф.21:1-9)

Кульминация драмы в жизни Христа начинается с "этого странного события, триумфального въезда в Иерусалим"*. В этот момент он уступил искушению властью и позволил людям приветствовать себя как царя. И едва он вступил в Иерусалим, его обуяла ярость.

*"Юнг говорит"

И ВОШЕЛ ИИСУС В ХРАМ БОЖИЙ И ВЫГНАЛ ВСЕХ ПРОДАЮЩИХ И ПОКУПАЮЩИХ В ХРАМЕ, И ОПРОКИНУЛ СТОЛЫ МЕНОВЩИКОВ И СКАМЬИ ПРОДАЮЩИХ ГОЛУБЕЙ, И ГОВОРИЛ ИМ: НАПИСАНО "ДОМ МОЙ ДОМОМ МОЛИТВЫ НАРЕЧЕТСЯ": А ВЫ СДЕЛАЛИ ЕГО ВЕРТЕПОМ РАЗБОЙНИКОВ.

Плохое настроение продолжается у Иисуса и на следующий день, когда он фактически приговаривает к смерти смоковницу за то, что на ней нет плодов (Матф. 21:19).

Да и сам способ его появления в Иерусалиме говорит о том, что Христос вплоть до мельчайших деталей отождествлял себя с Царем-Мессией, о котором говорится в Книге Захарии 9:9:

Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.

Прямое подражание архетипическому образу исключительно опасно и эта идентификация оказывается необходимым этапом в судьбе Христа как теневой аспект процесса воплощения. Его гнев по отношению к торгующим противоречит его собственному отношению к гневу и раздражению (Матф. 5:22) и говорит о том, что отношение к "деньгам" является его теневым аспектом. Однако такая односторонность была ему необходима как часть его судьбоносной задачи в утверждении духовного "царства" в противовес господствовавшему в то время грубому материализму. По словам Юнга, "Иисус добровольно подставил себя под нападки имперского сумасшествия [изнутри], которое в той или иной степени было присуще абсолютно каждому: и завоевателям, и им подобным.

Раскрытие эго таким бессознательным силам всегда приводит к образованию определенной одержимости или идентификации, даже если она временна и частична. К тому же драма трансформации не может развернуться в полной мере без того, чтобы не подвергнуть эго "неизбежной ошибке" *

*"Эгоцентричность - это и необходимый атрибут сознания, и его особый грех" - Юнг "Misterium Coniunction"

 

Предыдущая Оглавление Следующая