Предыдущая Оглавление Следующая
Роберт Джонсон
Сновидения и фантазии

2. Работа со снами

2.1 Подход к работе со снами

Поскольку в задачу этой книги входит изложение непосредственного, практического подхода к работе со снами, мы не будем тратить много времени на теорию. Однако в юнгианском анализе снов существуют определенные концепции и термины, которые очень полезно узнать, чтобы легче ориентироваться в мире снов. Поскольку мы будем время от времени сталкиваться с ними, мы воспользуемся имеющейся у нас возможностью и поговорим о них сейчас. Затем мы перейдем к практике, чтобы понять, как ими пользоваться.

Хорошей отправной точкой может послужить обращение к какому-нибудь сну, который мы потом сможем использовать как иллюстрацию к некоторым базовым идеям. Это сон молодой женщины, работающей по специальности и ведущей деятельный образ жизни. Сон короткий, простой и поверхностный, но он оказал мощное воздействие на свою "хозяйку".

Сон "Бродяга".

Я ищу ключи от своей машины. Я понимаю, что они у моего мужа. Потом вспоминаю, что мой брат одолжил мою машину и до сих пор не вернул ее. Я вижу мужа и брата и зову их. Похоже, они меня не слышат. Затем неопрятный молодой человек, похожий на бродягу, забирается в машину и уезжает. Я чувствую огромное возмущение, беспомощность и, до какой-то степени, одиночество.

Работу над этим сном сновидящая начала с обращения к двум основным принципам: во-первых, основная функция сна заключается в том, чтобы выражать бессознательное (стало быть, она поняла, что сон выражает что-то, что существует внутри нее на уровне бессознательного); во-вторых, она знала, что образы из сна должны восприниматься не буквально, а как символы частей ее личности и динамики ее внутренней жизни. Она проделала работу со сном, а к образам из сна применила Активное Воображение. Результатом стало следующее базовое толкование: из-за тех спонтанных ассоциаций, которые вызывали в ее мозгу муж и брат, она почувствовала, что они выражают ту ее часть, которая стремится к покою, медитации и уходу в самое себя. Она поняла, что настолько увлеклась своей чисто внешней профессиональной жизнью, что у нее не осталось времени на дом, семью и сосредоточенные размышления. Она взяла на себя больше, чем могла вынести, поскольку была не только сильно занята по работе, но еще занималась и преподавательской деятельностью. Она перетрудилась, стала раздражительной, неспособной выкроить минутку для того, чтобы побыть в одиночестве или провести время со своим мужем.

Машина была символом ее чрезмерной занятости делами. Этот образ жизни проявился, как "средство передвижения", в которое она влезала, и которое уносило ее прочь. Подобно машине, этот образ жизни был механизмом, порожденным коллективным обществом, и, до определенной степени, ею не контролировался. Она чувствовала себя так, словно что-то затолкало ее в автомобиль, включило зажигание и "увезло" ее к очередному проекту, очередной работе.

Она поняла, что другая мужская фигура (угнавший ее машину "бродяга"), представляла собой ту часть ее личности, которая всегда хотела быть начеку и всегда на все соглашалась, которая обожала включать зажигание и гонять вместе со всем коллективом по кругу. "Бродяга" был похож на буйнопомешанного, который и минуты не может посидеть спокойно. Сновидящая чувствовала, что разрывается между той стороной жизни, которую представляли ее муж и брат, и той стороной, которую представлял "бродяга".

Благодаря этому сну, женщина внесла кардинальные изменения в свой распорядок дня. Она сократила свои обязанности во внешнем мире и стала уделять больше времени своей семье, покою и внутренней работе. Когда она сосредоточила свою энергию на наиболее важных для нее аспектах жизни, она сразу же почувствовала огромное облегчение.

Этот сон иллюстрирует несколько базовых принципов, которые помогут нам в будущем. Во-первых, важно усвоить следующее: даже короткий, на первый взгляд незначительный сон, пытается сказать нам что-то, что нам нужно знать. Сны никогда не тратят наше время попусту. Если мы прислушаемся к "маленьким" снам, то обнаружим, что они несут в себе важные послания.

Кто же эти персонажи, населяющие наши сны? Какие части нашей внутренней структуры представляют фигуры типа мужа, брата, бродяги? Для женщины из нашего примера образ мужа представлял собой нечто, отличное от ее подлинного, физического мужа - нечто, находящееся внутри ее собственного внутреннего существа. В этом сне образ мужа представлял собой действующий внутри нее "принцип жизни", набор ценностей, внутреннее понимание того, какой именно образ жизни наиболее соответствует ее истинному характеру.

Многообразие населяющих сны персонажей отражает плюрализм и многосторонность структуры внутреннего "я". Все мы состоим из многочисленных внутренних "личностей", сосуществующих в одном разуме и в одном теле. Мы думаем о себе как об одной личности, с одним мировоззрением, но если мы вникнем в это, то вынуждены будем признать, что испытываем такое ощущение, словно внутри нас сидит несколько человек, каждый из которых тянет в свою сторону.

Сны в символической форме демонстрируют нам все взаимодействующие внутри нас различные личности, из которых состоит наше полное "я". Во сне "Бродяга", сновидящая обнаружила несколько аспектов своего существа, представленных образами мужа, брата и бродяги. Одна часть ее существа хотела оставаться дома, заниматься огородом, предаваться размышлениям, весело проводить время со своей семьей. Другая часть ее существа хотела отличиться в своей работе. Еще одна ее часть хотела вместе с бродягой мчаться в крестовый поход "добрых дел" во имя спасения мира. Похоже на то, что "бродяжья" часть ее существа была лишь слегка видоизмененным проявлением живущего внутри женщины архетипа героя. Сон, продемонстрировав ей все эти противоположные качества и устремления, ясно дал понять, что ей необходимо найти "золотую середину".

Юнг заметил, что каждый из наших психологических компонентов является отдельным центром сознания. Мы можем думать о них как о находящихся внутри нас структурах, образующих нашу полную душу. Мы можем рассматривать их как соединенные в определенную комбинацию независимые энергетические системы, ибо все они являются автономными - у каждой из них есть свое сознание, свои собственные ценности, желания и точки зрения. Каждая из них ведет нас в другом направлении; каждая из них обладает своим особым свойством или качеством, которое разнообразит нашу жизнь; каждая из них играет свою роль в нашем полном характере.

Вот почему у нас часто возникает ощущение, что внутри нас живет несколько совершенно разных людей. Нет ничего удивительного в том, что в наших снах они символизируются определенными персонажами.

Зачастую бывает так, что мы, пытаясь принять какое-либо решение, думаем, что руководствуемся фактами или логикой, а на самом деле находимся в самой гуще битвы между живущими внутри нас ужасными силами. Поскольку в большинстве своем эти силы принадлежат к бессознательному, и мы не знаем, кто за что бьется, мы не можем добиться заключения мира. Мы не знаем, чью сторону нам принять. Мы разрываемся между двумя противоположными силами и чувствуем свою полную беспомощность.

Вот внутренний конфликт героини современного романа, возникающий в тот момент, когда она сталкивается со своим соблазнителем:

"Таким образом, мы можем поехать вместе" - объяснил он, словно это было решением проблемы, над которым они вместе работали в течение уже довольно длительного времени

Она промолчала. У нее было такое ощущение, что все составляющие ее природу объявили войну друг другу дочь: боролась с матерью, потаскуха боролась с монахиней   "

(Джон Ле Карре Маленькая барабанщица)

Кто эта дочка, которая борется с матерью, кто эта потаскуха, которая борется с монахиней? Кто этот мужчина, в котором герой, стремящийся брать штурмом замки и добывать Святой Грааль, уживается с отшельником, желающим сидеть в келье и предаваться размышлениям о божественных тайнах? Мы можем сказать, что они представляют собой потенциальные возможности человека, те аспекты человеческого характера, которые свойственны нам всем.

Здесь мы имеем дело с архетипами (универсальными образами или тенденциями в человеческом бессознательном), которые пробираются в наши индивидуальные души и формируют нас. Собственно, они представляют собой психолого-энергетические "кирпичики", из которых строится индивидуальная душа. Потому типы матери, ребенка, универсальной непорочной девы и универсальной потаскухи все вместе уживаются в личности одного конкретного индивидуума.

В наших снах к ним присоединяются архетипические герои или героини, святые и мерзавцы. Каждый из них вносит свой вклад в полноту нашего характера, и у каждого из них своя правда. Каждый из них представляет собой нашу собственную, индивидуальную версию универсальных сил, объединяющихся для того, чтобы создать человеческую жизнь.

Внутреннее "я" не просто является множественным: Юнг обнаружил, что душа проявляет себя, как "гермафродит", то есть обладает как мужской, так и женской энергиями. Каждому мужчине нужно связать свое "мужское" эго с той стороной своей души, которую бессознательное рассматривает как его "женскую" сторону. Женское эго каждой женщины нуждается в соединении с символически "мужской" стороной ее полного "я".

Душа непроизвольно делит себя на пары противоположностей. Все существующие внутри нас архетипические энергии являются осознающему разуму в виде дополняющих друг друга пар: "инь" и "ян", мужское и женское, темное и светлое, положительное и отрицательное. Одна часть меня живет в осознающем разуме, а другая часть - качество, которое дополняет общую картину - скрыта в бессознательном. Неосознанное постоянно использует женско-мужскую дихотомию как символ взаимодействия внутренних сил, которые должны уравновешивать и дополнять друг друга. Они могут казаться враждебными противоположностями, смертельными врагами, и, тем не менее, им суждено образовывать единство, ибо они представляют собой два крана, из которых течет один поток энергии.

Фигуры противоположного пола часто появляются в наших снах для того, чтобы символизировать энергетические системы, дальше всего находящиеся от это, от осознающего разума сновидящего, глубоко спрятанные в его бессознательном. Конкретная женщина или конкретный мужчина не могут предвидеть, какая именно их внутренняя часть будет представлена образом противоположного пола. Все это очень индивидуально, и, тем не менее, имеются определенные обстоятельства, общие схемы, которые полезно знать.

Наша цивилизация традиционно идентифицировала мужчин с мыслителями и организаторами, с героями и созидателями. Потому бессознательное часто выбирает женскую фигуру, чтобы представить эмоциональную природу мужчины, его способность испытывать высокие чувства и ценить красоту (качества, связанные между собою посредством любви). Эти способности у многих мужчин, в большинстве своем, пребывают на уровне бессознательного. Их появление в женском образе в снах мужчины сигнализирует о необходимости поднять их на уровень его сознания, расширить узкие горизонты "мужской" жизни эго.

У многих женщин структура эго отождествляется, по большей части, с нежными чувствами, родственными связями и материнской опекой - качествами, которые традиционно считаются "женскими" Женская сторона души также рациональна, но она применяет логику чувств, - рациональный процесс, основанный на улавливании тонких различий между разными качествами. Она знает, что делает мужская сторона, благодаря ощущению целого, а не его анализу. Поэтому в женских снах часто появляются мужские фигуры, представляющие другую сторону души: логику мышления, знание - посредством анализа и дифференциации, способность классифицировать и организовывать, соревновательность, волю к власти. Женщина может обнаружить, что многие принципы ее мировоззрения типа ее представлений о религии, философии и политике, будут порождены той стороной ее души, которая представлена мужскими фигурами.

Наиболее важным аспектом гермафродитной души является "душа-образ". В каждом мужчине и каждой женщине живет внутреннее существо, основной функцией которого в душе является работа психопомпа* - того, кто ведет эго во внутренний мир, того, кто служит посредником между бессознательным и эго.

["Психопомп" по-древнегречески означает "проводник душ в загробный мир". Прим. пер.]

Юнг осознал существование души-образа, когда почувствовал присутствие внутри себя женского существа, которое тянуло его к бессознательному и воплощало ту часть его "я", которая жила в царстве снов и воображения. Когда в его снах возникла женщина, он обнаружил, что она является мифическим, волшебным и полубожественным созданием. Подобно Беатриче из "Божественной Комедии" Данте, она была его проводником во внутренний мир бессознательного. Юнг обнаружил присутствие той же самой архетипической женщины внутри и других мужчин. Он также отметил наличие соответствующей мужской души-образа в снах и жизни других женщин.

Юнг догадался, что это внутреннее лицо соответствует традиционной религиозной концепции души как внутренней части человека, которая связывает его с духовным царством и ведет его к Богу, и потому он назвал женскую душу-образ в мужчинах anima, а мужскую душу-образ в женщинах animus Anima и animus по латыни означают душа.

Очень важно знать о существовании душ-образов. Они регулярно появляются в наших снах и играют огромную роль в нашем развитии как личности. Они воздействуют на ход всей нашей жизни.

 

Душа-образ, являющаяся и нашей внутренней энергией, и мощным символом, представляет собой могучую силу, с которой следует считаться. Данное нам от рождения стремление к единству и смыслу, стремление свести воедино противоположные части нашего "я", стремление попасть в бессознательное и исследовать внутренний мир, испытать религиозные ощущения, сконцентрировано в этих внутренних существах, которые являются посредниками между нашим эго и огромным бессознательным. Если в нашей внутренней работе мы не взаимодействуем с anima или animus, мы неизбежно спроецируем их в ту сферу нашей жизни, где им не место.

Например, мужчина может спроецировать свою anima на свою работу и стать в этом смысле "одержимым", превратив работу в уродливый религиозный культ. Женщина может спроецировать свою animus на реального мужчину и влюбиться не столько в конкретное человеческое существо, сколько в душу-образ, которую она на него спроецировала. В основе всех романтических фантазий, которые так часто разрушают обычную человеческую любовь, лежит проекция мужской anima на женщину, или женской animus на реального мужчину. Таким образом, люди пытаются дополнить себя другим человеческим существом, пытаются поместить свое нереализованное бессознательное в жизнь другого человека, на которого они спроецировали свои романтические представления.

Во введении я говорил о процессе индивидуации. Как вы уже знаете, индивидуация - это движение в направлении осознания полного внутреннего "я" Используя наши сны как модели, мы можем видеть, что индивидуация состоит также и в том, чтобы посредством синтеза привносить в нас различные внутренние личности. Индивидуация - это не только осознание существования этих внутренних энергетических систем, но и сведение их в единое целое.

Конечный продукт этой эволюции представляет собой нечто, что мы можем интуитивно почувствовать, ощутить и описать, даже еще им не обладая - это чувство целостности, завершенности. Целостность нашего полного существа и наше осознание качества целостности выражены в архетипе. Юнг назвал этот архетип "Я".

"Я" - это принцип интеграции. "Я" - это также и целое - весь человек. Когда символ "я" появляется во сне, он представляет собой не только наше полное существо, но также и нашу потенциальную способность к высшему сознанию - осознание единства в себе и в космосе.

Сны постоянно отражают процесс индивидуации и движение эго в направлении "я". В большинстве снов мы видим непосредственные житейские ситуации местного значения. И в то же самое время, если вы соберете все сны вместе и составите из них общую картину, то вы обнаружите, что каждый из них отражает прохождение определенного участка пути, ведущего к "я".

"Я" имеет характерные символы: круг, "мандала" (круг, разделенный на четыре части). Квадрат и ромб являются абстрактными фигурами, выражающими архетипическое "я".

"Я" присутствует во всех "четвертичных снах". Так называются сны, в которых участвуют четыре персонажа, и сны, которые тем или иным способом делают ударение на числе "четыре" Юнг обнаружил, что числа являются архетипическими символами. Начиная с древнейших времен, число "четыре" во всех религиях являлось символом целостности космоса или завершенности духовной эволюции.

Еще одним символом "я" является божественная или царственная пара: соединение полярных противоположностей, коим является мужское и женское начало, подобно соединению драконов Инь и Ян, символизирует высший синтез "я".

И все же в бессознательном есть еще одна базовая энергетическая система, которая регулярно появляется в наших снах и о которой полезно знать. Юнг назвал это внутреннее существо "тенью". У бессознательного каждого человека есть часть, которая очень близко находится к эго и которая, как правило, появляется во сне как фигура того же пола, что и у сновидящего. "Тень" - это что-то вроде второго "я", отколовшегося от осознающего эго-разума и приговоренного жить в бессознательном. Как правило, "тень" обладает качествами и чертами как положительными, так и отрицательными, которые являются естественной частью эго-личности. Но эго, по той или иной причине, не сумело ассимилировать эти качества или полностью подавило их. Иногда качества "тени" кажутся эго постыдными или примитивными: человек не хочет признаться в наличии у него таких качеств. Иногда "тень" обладает значительными положительными качествами, которые эго отвергает, потому что воспользоваться ими означает либо принять на себя огромную ответственность, либо изменить нелестное представление, сложившееся у эго о себе самом.

Форма, которую принимает "тень", появившись во сне, зависит от отношения к ней эго. Например, если человек дружески расположен по отношению к своей внутренней "тени" и хочет развиваться и меняться, "тень" часто появляется в его снах в образе верного друга, "приятеля", "соплеменника", который помогает ему, поддерживает и обучает его. Если же человек старается подавить свою "тень", то она будет появляться в его снах как заклятый враг или агрессивный монстр. Все вышесказанное относится и к женщине. В зависимости от ее отношений со своей "тенью", последняя может появляться в ее снах как любящая сестра или как злая колдунья.

Вот это и есть некоторые основные концепции и модели юнгианской работы со снами, которые большинство людей находит весьма полезными, когда впервые начинает заниматься своими снами. Они станут более понятны нам, когда в следующих главах мы поработаем с примерами снов и познакомимся с практическими методами работы.

2.2 Четырехфазовый подход

Прежде чем мы приступим в первой фазе, следует дать краткий обзор всех четырех фаз, о которых речь пойдет ниже. Вот эти фазы:

Фаза первая: посредством поиска ассоциаций, которые вырастают из нашего бессознательного в ответ на появление в нашем сне определенных образов, мы образуем основу для толкования сна. Каждый сон состоит из цепочки образов, так что наша работа начинается с определения того, что значат эти образы.

Фаза вторая: мы ищем и находим те части наших внутренних "я", которые представляют образы из сна. Внутри себя мы обнаруживаем динамическую работу, символизирующую ситуацию из сна.

Третья фаза - толкование: мы складываем воедино информацию, полученную нами в ходе двух первых фаз, и осознаем смысл сна, взятого как единое целое.

Фаза четвертая: мы овладеваем отправлением ритуалов, которые сделают сон более осознанным, более четко донесут его смысл до нашего разума и придадут ему конкретность непосредственного физического ощущения. Перед достижением четвертой фазы мы обсудим ту пользу, которую ритуалы могут принести нам в деле восстановления связи с бессознательным.

Итак, вооружившись этой картой-схемой, мы начинаем наш путь с первой фазы.

 

Фаза первая: ассоциации

Для каждого возникшего во сне символа бессознательное готово предоставить нам ассоциации, которые объяснят его значение. Бессознательное содержит в себе информацию по каждому порожденному им символу: следовательно, символический язык бессознательного можно расшифровать. Решение наших проблем начинается с осмысления ассоциаций, которые непроизвольно возникают у нас в качестве реакции на появление символов.

Во-первых, вспомните ваш сон и запишите все ассоциации, которые возникают в связи с каждым образом из этого сна. Во сне могут присутствовать персонажи, предметы, ситуации, цвета, звуки или речь. Каждая из этих вещей является для нас индивидуальным образом и требует отдельного анализа.

Принцип действий таков: записываете образ, который первым появился в вашем сне, затем спрашиваете себя: "Какие чувства вызывает у меня этот образ? Какие слова или мысли приходят мне на ум, когда я гляжу на него?" Ваша ассоциация - это любое слово, мысль, картинка, чувство или воспоминание, которое возникает в вашем мозгу сразу же, как вы видите данный образ из вашего сна. Это может быть буквально все, что угодно, с чем вы непроизвольно связываете данный образ.

Как правило, каждый образ вызывает несколько ассоциаций. В связи с каждым образом на ум приходит определенный человек, слово, фраза или воспоминание. Запишите все ассоциации, непосредственно вызванные данным образом. Затем вернитесь к образу и подумайте над тем, с чем еще он у вас ассоциируется. Продолжайте возвращаться к образу снова и снова, и записывайте все ассоциации, возникающие в вашем мозгу. Только после того, как вы запишите все ассоциации, которые у вас вызывает данный образ, вы можете переходить к следующему образу и все начинать сначала.

Поначалу этот процесс может показаться слишком длительным и утомительным. Но после того как вы проделаете его несколько раз и почувствуете удивительную способность этого метода открывать вам значение символов из ваших снов, вы поймете, что игра стоит свеч. Вы также начнете понимать, почему символы обладают такой властью над человеческими существами: символы непроизвольно связывают нас с глубинной частью нашего существа, с которой мы жаждем прикоснуться.

На данном этапе вы не должны пытаться определить, какая именно ассоциация является, так сказать, "правильной" Зачастую ассоциация, которая возникает первой и потому кажется наиболее очевидной, в процессе последующей работы отметается. Бессознательное не идет по пути эго-логики, а ассоциация, которая поначалу кажется глупой, неуместной и нерациональной, при ближайшем рассмотрении может оказаться именно такой, которая имеет наибольший смысл. Бывает и так, что все возникшие в связи с вашим сном ассоциации оказываются значительными, хотя поначалу они кажутся противоречащими друг другу. Вот поэтому и не пытайтесь на данном этапе остановить свой выбор на какой-либо из них. Просто запишите их.

Предположим, вам приснился сон, который начинается следующим образом: "Я нахожусь в голубой комнате". Первый образ, с которым вам приходится иметь дело, - голубой цвет. Этот цвет может у вас вызвать следующие ассоциации:

Голубой:   Цвет грусти и тоски (У меня тоска, хандра). Голубая луна.

Цвет ясности: холодное, отстраненное сознание, контрастирующее с живым, эмоциональным. Мой голубой свитер. (Я люблю носить вещи голубого цвета).

Гостиная моей бабушки. (Вечно голубая). Голубой - голубь. "Голубая кровь" - честь и верность.

Нет ничего случайного в том, что бессознательное одну сцену окрашивает в голубые тона, а другую - в красные или черные. Голубой цвет использован потому, что именно этот цвет выражает динамику работы бессознательного в данный момент. Смысл, который бессознательное вкладывает в голубой цвет, можно отыскать среди ассоциаций, порожденных бессознательным в связи с этим образом.

В зависимости от того, кем является сновидящий, этот цвет может представлять ясное и отвлеченное созерцание. В ходе третьей фазы, когда будет дано толкование этого символа, может оказаться, что смысл его заключается в том, что человеку, находящемуся во власти эмоций, следует быть более рассудительным. А для другого человека появление голубого цвета может означать то, что его жизнь слишком размеренная, что ему недостает красного цвета энергии и определенной доли безумства.

Для одного человека голубая комната может представлять ощущение угнетенности (в данном случае голубой может соответствовать расхожему представлению о нем, как о "цвете грусти"). А лично у вас может возникнуть ассоциация, соответствующая вашей обычной реакции на этот цвет: "Я чувствую себя очень спокойно, когда меня окружают вещи голубого цвета".

То, что ассоциация может показаться вам притянутой за уши, не имеет никакого значения. На этой стадии работы со снами вы просто получаете информацию от бессознательного. В сущности, вы спрашиваете бессознательное: "Какой смысл ты вкладываешь в порожденный тобою же символ?". Каждый человек реагирует на символы совершенно по-разному. Задача состоит в том, чтобы отыскать свои собственные уникальные ассоциации, а не такие, какими они должны быть по мнению кого-то, кто прочитал книжку по психологии. Так что не пугайтесь своих ассоциаций; не подвергайте их цензуре; не старайтесь представить их в более изящном или "приличном" виде. Просто принимайте их такими, какие они есть.

Поиск непосредственных ассоциаций

Всякий раз, когда у вас возникает ассоциация, обязательно возвращайтесь к первоначальному образу из сна. Ищите новую ассоциацию, отталкиваясь от первоначального образа. Всегда возвращайтесь к первоначальному образу и начинайте новый поиск только с него. Не выстраивайте из ассоциаций никаких "цепочек".

"Цепочка" ассоциаций образуется в том случае, когда очередной ассоциацией мы осуществляем связь с предыдущей, а не с первоначальным образом (это так называемая "свободная ассоциация"). У вас возникает одна ассоциация, затем в связи с ней рождается следующая, которая, в свою очередь, порождает третью ассоциацию и так далее, пока не образуется целая цепочка ассоциаций. В этом случае мы больше не возвращаемся к первоначальному образу.

Например, цепочка ассоциаций может выглядеть следующим образом:

голубой - печаль - больница - тетя Дженни - яблочный пирог - теплая кухня.

Вы можете видеть, что эта цепочка все дальше и дальше уводит вас от первоначального образа - голубого цвета. Добравшись до "тети Дженни", вы уже потеряли всякую связь с голубым цветом.

Правильный метод можно изобразить в форме колеса, в котором образ из сна является ступицей, а ассоциации - спицами. Все ассоциации происходят из первоначального образа. Прежде чем отправиться на поиски очередной ассоциации, мы всегда возвращаемся к центру колеса. Я знаю одну женщину, которая при анализе своих снов всегда применяет этот метод, представляя каждый образ центром колеса.

Будьте осторожны с разговорными словечками

Многие ассоциации непроизвольно принимают форму разговорных словечек. Бессознательное часто использует символы, которые наталкивают на разговорные выражения типа "тоска зеленая". Происходит это потому, что разговорные выражения пришли к нам из глубокой древности, когда наш язык был более богат конкретной образностью и был более близок к архетипам. Разговорные выражения породила простая, "приземленная", повседневная жизнь. Потому они и являются великолепным языком для неосознанного.

Одним из наиболее расхожих примеров являются полеты во сне. Если вы обнаружили, что летаете во сне, то это может вызвать в вашем мозгу целую кучу разговорных выражений типа: "я - птица высокого полета", "я витаю в облаках", "я должен спуститься с небес на землю".

Все эти броские фразы выражают состояние, которое мы называем "раздутием". Эго раздувается, когда мы застреваем в энергетической системе, когда мы погружаемся в идеал или абстракцию, забывая об обычной человечности, когда эго отождествлялось с архетипом, оно "раздувается" и утрачивает ощущение всякой меры. Тогда мы начинаем "витать в облаках" и единственный выход "спуститься с облаков".

Точно так же, когда во сне идет речь о том, что у кого-то "дым из ноздрей валит", то мы сразу понимаем, что имеет в виду персонаж из нашего сна. Если в вашем сне появляется драгоценный камень, вы можете предположить, что сон повествует о каких-то ваших драгоценных качествах. С другой стороны, если во сне раздается фраза: "Он - козел!" - то вам тоже следует задуматься над своим поведением.

Метод "щелчка"

Все вышесказанное вынуждает нас задать следующий вопрос: каким образом производится отбор ассоциаций? Какая из них приведет нас к правильному толкованию сна?

На этот вопрос Юнг дал ответ, который звучит обманчиво просто, он сказал, что одна из ассоциаций "ЩЕЛКНЕТ"! Пока вы обдумываете все ваши ассоциации, одна из них генерирует внутри вас большое количество энергии. Вы увидите, как она совпадает с другими символами из вашего сна. Или вы можете почувствовать неприятные ощущения в каком-нибудь болезненном месте. Благодаря этой ассоциации, вы можете разглядеть в себе нечто такое, на что раньше не обращали внимания. В этот момент где-то в глубине вашей души моментально рождается ощущение: "Она совпала! Она щелкнула!".

Хотя этот метод и выглядит очень простым, он вполне надежен. Помните, что сны созданы из энергии. Для того чтобы вникнуть в смысл явившегося во сне символа, нужно отправиться туда, где находится энергия - ассоциации, которая выносит большую волну энергии. Назначением любого символа является пробуждение нашего сознания. Любой символ органически связан с энергетическими системами, глубоко скрытыми в субстрате бессознательного. Когда вы входите в контакт с тем, что очень близко к источнику энергии, летят искры. Это примерно то же самое, что прикоснуться к оголенному электрическому проводу. Вы интуитивно чувствуете, что приобщились к скрытой под поверхностью вашего сна энергии: ассоциация "щелкнула".

В некоторых случаях поначалу бывает не очень понятно, какая именно ассоциация наиболее полезна для понимания вашего сна. В этом случае рекомендуется на какое-то время оставить данный символ в покое и перейти к следующему. Не зацикливайтесь на каком-то одном значении символа, оставайтесь открытыми для других вариантов до тех пор, пока не начнете составлять общую картину сна. К пониманию символов нужно приходить естественным путем, без усилий, без поспешных выводов.

Иллюстрация к работе со снами: монастырь

В качестве примера поиска ассоциаций мы приведем нижеследующий сон и несколько подлинных ассоциаций, которые сновидящая отметила в своей записной книжке во время работы над ним. Ввиду того, что мы ограничены во времени и объеме данной книги, я поясню только несколько образов из ее сна в связи с вызванными ими ассоциациями.

Женщина, которой приснился этот сон, происходит из итальянской католической семьи. Достигнув зрелого возраста, она взбунтовалась против национальных традиций и религии своего детства. Она увлеклась философией и практикой дзэн-буддизма. Этот сон стал сигналом к возвращению к ее религиозным и национальным корням, но уже с позиций взрослого человека. Он доказал ей, что она может соединить внутри себя Восток и Запад, что вполне соответствовало ее характеру.

Сон.

Я нахожусь в монастыре, в пристроенной к часовне комнате или келье. От людей и от зала часовни меня отделяет железная решетка. Начинается месса. В моей келье, кроме меня, никого нет. Я сижу со скрещенными ногами, как сидят дзэн-буддисты, но в руках я держу четки. Я слышу бормотание людей за решеткой. Их голоса полны покоя. Я закрываю глаза и тоже получаю причастие, хотя в физическом смысле никто и ничто не проникает в мою келью. Месса заканчивается. Я догадываюсь, что за стеной моей кельи расцветают цветы. Я чувствую полный покой.

Фаза первая: мои ассоциации.

Монастырь. Религиозная жизнь: официальная религиозная жизнь; люди, жившие со мной по соседству; религия моего детства; созерцание; жертвоприношение; средневековые монастыри в Италии и Испании; отделенность от мира; дзен-монастырь, в который я чуть было не ушла.

Комната/келья. Вместилище; матка; клетка - основной компонент живых форм; защита; отчужденность от коллектива; индивидуация; тропа, по которой каждый должен пройти в одиночку, не рассчитывая на помощь коллектива.

Месса. Коллективная форма религиозной жизни; групповое обращение к Богу при посредничестве священника; форма религиозной жизни моего конкретного коллектива; форма, которую мне нужно индивидуализировать. Первый шаг уже сделан - я могу участвовать в религиозной жизни, но при этом не отождествлять себя с коллективной внешней формой внутренней жизни.

Причастие. Тайная Вечеря, жертвоприношение Христа, священный символ, пение во время причастия, которое я всегда ненавидела; обморок во время трехчасового поста; мистическое единение; стать частью чего-то целого; транссубстанциация=трансформация; превращение в нефизическую форму=ощущение, испытанное на внутреннем плане, личное, а не коллективное.

Дзэн.   Упражнения по достижению полной неподвижности; ощущение духовного родства, которое я испытала в первый же день занятий; учение без догм; предпочтение опыта доктрине; противоположность тому, чему меня учили в детстве; ощущение грусти, посетившее меня тогда, когда я поняла, что не могу "быть членом" и дзэнского коллектива тоже: дзэнский монастырь, которому я должна была сказать "нет".

Решетка.     Отделенность; частичная отделенность; взаимодействие с коллективным миром, но взаимодействие это - дифференцированное; отдельная личность; отдельное сознание.

На этом примере вы можете увидеть, какое богатство материала мы непроизвольно черпаем из бессознательного, когда по-настоящему сосредоточимся на образе из сна и отыщем все возможные связанные с ним ассоциации. У нас в руках огромное количество материала, несмотря на то, что мы поработали всего только с несколькими образами.

Если вы внимательно следили за ассоциациями этой женщины, то вы уже могли заметить основные связи между образами и различными ассоциациями, которые все вместе образуют единую картину. Вы увидите, как эти ассоциации, в конце концов, приведут к толкованию этой картины.

Этот сон сообщил "сновидящей" о ее праве быть индивидуальностью и необходимости защищать это право. Сон подчеркнул, что религия имеет в ее жизни большое значение; она должна приобщаться к религиозным тайнам, но при этом не должна отождествлять себя с какой-то конкретной, внешней, коллективной версией религии. Во сне она принимала участие в религиозном обряде, но была отделена от других людей и их коллективной версии религиозного ощущения. Она поступала так не потому, что была снобом, а потому, что по-другому поступать она просто не могла.

Тот факт, что она получила причастие без всякого физического контакта, был очень существенным для понимания ее сна. Она испытала непосредственный контакт с Богом, трансформацию, но испытала она его внутри себя и по-своему, не отождествляя его с коллективной, цивилизованной версией этого ощущения. В ходе поиска ассоциаций она вспомнила, что подумывала об уходе в буддистский монастырь, чтобы получить возможность стать членом коллектива и следовать по определенному коллективом пути. Но она не смогла себя заставить это сделать точно так же, как она не смогла бы это сделать в случае с католическим монастырем.

Сон сообщил ей хорошую новость, что она может вернуться к своему католическому и христианскому наследию, но при этом по-новому осмыслить его и понять саму суть цивилизованных и коллективных форм. Она может жить в коллективе и при этом не раствориться в нем. Она может принимать участие в чем угодно, но при этом идти своим собственным неповторимым путем.

В цветах, которые в конце мессы расцвели под стеной ее кельи, она узнала символ новой жизни и нового сознания, которые стали результатом произошедшего во сне синтеза религии ее детства и духовных ощущений ее зрелости. Если выражаться более точно, то цветы являются символом самого синтеза. Подобный символ указывает на тот архетип, то "я", которое поднимается над противоположностями и обнажает их реально существующее единство.

Цветы являются символом не только женского начала, но и объединенного "я": в христианстве роза символизирует Христа; в восточных религиях лотос с тысячью лепестков символизирует Единого. Сновидящая, путем которой является спокойствие, заставила цветок "я" расцвести в своей жизни. Она отыскала универсальное зерно духа, которое является центром как христианства, так и дзэн-буддизма, и при этом стоит выше обеих этих религий и не отождествляется с внешней формой ни одной из них.

После того, как женщина увидела этот сон, в ее жизни произошли определенные знаменательные события. Когда мы дойдем до четвертой фазы работы со снами, которая заключается в отправлении ритуала, направленного на выражение смысла сновидения, мы еще вернемся ко сну "Монастырь". Выполненный "сновидящей" сна ритуал и последовавшие за этим события очень поучительны.

Расширение архетипа

Существует еще один способ поиска ассоциаций, вызванный явившимися во сне образами: расширение архетипа. В основе своей, это процесс сбора информации о появляющихся в наших снах архетипах, который заключается в использовании таких источников как мифы, сказки и древние религиозные традиции.

Я уже привел вам простой пример этого метода, когда рассказывал о сне "Монастырь". Цветы, выросшие под стеной кельи, вызвали у меня непроизвольную ассоциацию с их ролью в христианстве, буддизме и других религиях в качестве символов архетипического "я". Что, в свою очередь, навело нас на информацию о "я", которую мы уже имели: функция "я" состоит в том, чтобы стоять над противоположностями, объединять их и складывать отдельные фрагменты нашей полной личности в единое целое. А это, конечно, внесло большой вклад в наше ощущение смысла и силы сна.

Юнг осознал существование архетипов, когда заметил, что изначальные символы из древних мифов и религий появляются в снах современных людей. Он был потрясен, когда обнаружил, что появляющиеся в снах его современников образы являются очень древними символами, принадлежащими совершенно другой цивилизации, о которых осознающий разум "сновидящих" снов ничего не мог знать. Оттолкнувшись от этого открытия, он начал понимать, что наши сны обращаются к универсальным, изначальным источникам, глубоко скрытым в коллективном бессознательном всего человечества. Мы более ясно понимаем, насколько символы из наших снов связаны с этими всемирными потоками энергии, когда мы, подобно Юнгу, наталкиваемся на те же самые символы в мифах, религиозных традициях и других древних источниках.

Появляется возможность обратиться к мифу, в котором появился архетип, и отыскать коллективные ассоциации, которые этот архетип вызывал у человечества в целом. Мы можем обнаружить в мифе все наши качества, которые содержатся в архетипе и ассоциируются с его символами.

Юнг продемонстрировал, что мифы и сказки, точно так же, как и сны, являются символическими проявлениями бессознательного. В определенном смысле они являются коллективными снами человеческой расы (скорее всего, что отражают коллективное бессознательное племени, народа, расы, а не личное бессознательное конкретного индивидуума). Таким образом, мифы являются богатым источником информации по архетипам. Они родились в предсознательную эру, когда человечество было ближе к своим архетипическим корням. Информацию по архетипам можно получить также из эзотерических философских традиций типа средневековой алхимии и древней астрологии.

Архетип, который появляется в вашем сне, представляет собой универсальное качество, поток энергии, проникающий в каждое человеческое существо. Если архетип универсален, то универсальны и созданные им образы. Каждый архетип стремится выразить себя характерными только для него символами.

Например, образ Старого Мудреца присутствует во всех цивилизациях и расах. Его образ кочует из мифа в миф, из цивилизации в цивилизацию. Но, как только вы научитесь узнавать его, вы сможете увидеть его и в снах индуса, и в снах представителя западной цивилизации.

Он может принять форму Святого Петра, держащего ключи от рая, как это было в одном из снов Юнга. Он может явиться олицетворением Бога-Отца, как это было в видении Микеланджело, запечатленным им на потолке Сикстинской Часовни; буддисту он может присниться как роши (учитель) или бодхисатва (полубог); индусу - как гуру или суньясин (святой-аскет).

У всех символов Мудреца есть одно общее качество - ощущение мудрости, которая вечна в том смысле, что находится вне каких-либо временных рамок. Вот его образ из современного мифа, созданного Дж.Р.Толкеном:

"Его волосы были цвета ночи, но седина уже возложила на них серебреную диадему; его серые глаза напоминали о безоблачном вечере, а свет в них был подобен свету звезд. Он выглядел достопочтенным, как король, процарствовавший немало зим, и сильным, как опытный воин в пике своей формы..." (Толкен, Братство Кольца).

Расширение человеком архетипа начинается с того, что человек осознает присутствие архетипа в своем сне. Сон, в котором появился архетип, зачастую обладает мифическим качеством. В таком сне вместо сцен повседневной жизни возникают сцены, напоминающие о древних временах или сказках. Вы можете оказаться в Багдаде в легендарные времена чародеев и ковров-самолетов. Мифический сон можно определить и по тому, что присутствующие в нем вещи либо больше, либо меньше своего реального размера. Архетипы могут предстать и в образе неземных животных; говорящих львов, грифонов, драконов, крылатых лошадей.

Архетипические фигуры часто обладают аурой царственности или божественности. Древние греки персонифицировали архетипы в образах богов, создавших мир и обрисовавших контуры судьбы, или в образах героев, вынужденных бороться с теми силами, которые боги привели в движение.

Такое качество человеческой природы, как Великая Мать, проявляется в образе Афродиты - богини чувственной любви, Геры - богини дома и очага, Деметры - богини земледелия. Обратившись к Индии, мы обнаружим Великую Мать в образе Кали, ужасной богини, способной как благодетельствовать, так и уничтожать, как давать жизнь, так и отнимать ее в соответствии с вечным циклом природы.

Эти проявления великих архетипов возникают в снах простых смертных. Каждый из нас является каналом, через который эти архетипические силы могут пробраться в конкретное бытие. Нашими физическими жизнями мы воплощаем архетипы. Жизнь конкретного индивидуума представляет собой вместилище, в котором архетипы материализуются на поверхности земли; поле боя, на котором они ведут свои вечные космические сражения; сцену, на которой они ставят тот всемирный спектакль, которым, в сущности, и является человеческая жизнь.

Как только мы поймем, что данная фигура является архетипом, мы должны сразу же обратиться к мифам и другим источникам, в которых появляется этот архетип. Фигура или событие из вашего сна могут высветить в памяти отрывок из Библии или легенду времен Короля Артура. Вы обращаетесь к источнику для того, чтобы посмотреть, что он говорит о том архетипе, который появился в вашем сне. Каковы его характеристики? Какова его роль в человеческой жизни? Например, если это Великая Мать, то вы должны обратиться к греческим мифам, посвященным персонифицирующей ее богине, индусским сказаниям о Кали, к различным повествованиям о Непорочной Деве.

Накапливая информацию о фигуре из вашего сна, вы должны делать то же самое, что вы делали во время поиска ассоциаций: записать ассоциации, которые возникают у вас в связи с обращением к источникам. Если эти ассоциации высвобождают находящуюся в вас энергию, если они разумны, то попытайтесь их использовать. Узнайте, что они могут сказать о том, кто вы есть и какие силы действуют внутри вас.

Личные ассоциации

Сейчас самое время посоветовать вам не пытаться заменить ваши личные ассоциации так называемыми сонниками и словарями символов.

Многие люди бездумно обращаются к словарю символов каждый раз, когда они пытаются разобраться в своих сновидениях. Они находят в словаре все образы из своего сна, выписывают стандартные значения, которые предлагает словарь, и считают, что "истолковали" свой сон. Если вы будете пользоваться такой методикой, то вы никогда не узнаете смысл того специфического послания, которое ваш сон пытается вам передать.

Эта методика основана на ошибочном предположении: каждый символ обладает одним, стандартным, общим значением, которое верно для любого сна и любого человека. Как было бы хорошо, если бы это было действительно так; но это - не так.

"Абсолютной глупостью является вера в существование готовых, систематизированных справочников по толкованию снов, в которые можно просто заглянуть и отыскать любой конкретный символ. Ни один образ из сна не может быть отделен от того индивидуума, которому этот сон приснился... Бессознательное каждого индивидуума настолько индивидуально дополняет или компенсирует его осознающий разум, что невозможно с уверенностью указать вероятность какой бы то ни было классификации снов и их символов...

Действительно, существуют типичные и часто встречающиеся сны и отдельные символы (я предпочитаю называть их "мотивами"). К таковым относятся падения, полеты, напряженный бег к недосягаемой цели... Но я должен снова подчеркнуть, что эти мотивы следует рассматривать только в контексте сна, что сами по себе они ничего не объясняют".*

*    Jung. Man and His Symbols, p. 53.

Каждый символ из вашего сна имеет особое, индивидуальное значение, которое относится только к вам точно так же, как и сам сон принадлежит исключительно вам и больше никому. Даже если символ обладает коллективным или универсальным значением, в вашем случае он имеет особый подтекст и может быть полностью истолкован только с ваших позиций.

Вот почему тщательная отработка первой фазы имеет такое большое значение. Ищите ваши собственные ассоциации, те, которые приходят из вашего подсознания. Не пытайтесь заменить их стандартизированными толкованиями.

Этот совет приобретает еще большее значение, когда мы приступает к расширению архетипа. Человек может настолько увлечься поиском связей с мифами, что может позабыть о своих собственных ассоциациях. В этот момент и возникает сильное искушение обратиться к словарю символов, прочитать, что говорится в мифах по поводу данного символа, и на этом успокоиться.

Если я не нашел своей личной связи с архетипом, то вся эта работа не имеет никакого смысла. Архетип присутствует во мне, действует посредством меня, проживает свою жизнь в моей жизни. Когда он появляется в моем сне, это является признаком того, что что-то происходит между моим эго и этим архетипом (что-то пытается проявиться). Я должен определить, что это такое и каким образом оно относится к моей сегодняшней жизни.

Недостаточно сказать: "А-а, это символ Великой Матери!" Недостаточно навесить на образ из сна Великую Мать, anima, тень, после чего распрощаться с этим образом. Мы должны идти дальше. Мы должны спросить: "Что этот архетип делает в моей сегодняшней личной жизни? Какое отношение он имеет ко мне как к личности?".

Строго говоря, никто не должен заниматься изучением мифов, сравнительным религиоведением, алхимией и т.д. чтобы обнаружить универсальный уровень значения данного символа. Если бессознательное использует символ, оно изначально содержит в себе значение этого символа. Оно уже знает, что ему надо сказать в связи с этим символом. Стало быть, если вы ищите свои собственные ассоциации в связи с образом из вашего сна, то бессознательное рано или поздно предоставит вам соответствующие архетипические связи.

Тем не менее, весьма полезно знать, что данный символ значил для других людей и каким образом он появился в их коллективных мифах и легендах. Наличие таких знаний может ускорить вашу работу. Оно может также послужить подтверждением ваших личных, непроизвольно родившихся ассоциаций.

Фаза вторая: динамика

Во второй фазе мы привязываем каждый образ из нашего сна к специфической динамике нашей внутренней жизни. Мы отождествляем части нашего внутреннего "я", которые появляются во сне в форме образов.

Для установления таких связей у нас имеется весьма основательная причина: нам необходимо понять, о чем говорит ситуация из нашего сна, то есть выяснить, что именно происходит внутри нас. Если мы не смогли привязать сон к каким-то специфическим событиям, ощущениям и прочей динамике нашей жизни, то этот сон не имел смысла. Он был чистым развлечением.

Чтобы сделать это, мы возвратимся к самому началу и займемся каждым образом в отдельности. Каждому образу должны сопутствовать следующие вопросы: "Какую часть меня он представляет? Где в последнее время я видел его действующим в моей жизни? В чем проявляется такая же точно черта моей личности? Кто это, живущий внутри меня, так себя чувствует и ведет себя подобным образом?". Затем запишите все, какие вы только сможете вспомнить, примеры проявления в вашей жизни этой внутренней части вашего существа.

Под внутренней динамикой мы понимаем все, что происходит внутри нас, любую энергетическую систему, которая живет и действует изнутри нас. Это может быть эмоциональное событие типа вспышки ярости. Это может быть внутренний конфликт, внутренняя личность, действующая посредством нас, ощущение, установка, настроение.

Предположим, мы работаем с тем сном, в котором возникло слово голубой. Вы выписываете все ассоциации, возникшие у вас в связи с этим словом, и "щелкает" ассоциация со словом депрессия. Теперь, в ходе второй фазы, вы ищите в себе это "голубое" качество: "Откуда это взялось?

Почему я должен чувствовать себя угнетенным?". Ответ может быть следующим: "Меня угнетает моя работа". Задавая себе подобные вопросы, вы начинаете понимать, как именно этот образ соотносится с вашей нынешней жизнью.

Зачастую мы и не осознаем, что находимся в состоянии депрессии. Мы настолько заняты, что у нас нет времени задуматься над тем, что происходит у нас внутри. В другом случае, внутри нас может происходить что-то очень хорошее - рождается новая сила, затягивается рана, улетучивается хронический страх, - а мы не в состоянии этого оценить. Мы должны спросить себя: "О каких происходящих во мне событиях говорит этот сон?". Тогда мы поймем, по какому пути идет в настоящее время наша внутренняя жизнь.

Мы должны обнаружить это специфическое событие на самом глубоком уровне нашей жизни. Нам нужно найти специфические примеры. Данный этап нельзя считать законченным, пока мы не нашли специфические примеры из нашей реальной жизни, которые соответствуют произошедшему во сне событию.

Нам также нужно продолжать все записывать. В христианстве существует старая традиция, которая гласит, что молитва только тогда считается действительной, когда у произносившего ее человека шевелились губы. Эта идея выражает психологическую истину: обязательно должно произойти что-то физическое. Вот почему очень важно записывать все примеры. Когда вы физически записываете эти примеры, ваша связь со сном становится более ясной и определенной.

Оценка снов с позиции внутренней жизни

На этой стадии работы со снами всегда возникает вопрос, о какой именно жизни повествует сон: о внутренней или внешней. Иногда наша неуверенность выражается в том, что мы задаемся вопросом, следует ли нам воспринимать сон с позиций внутренней жизни.

По большей части сны являются образами того, что происходит внутри сновидящего. Как правило, сны говорят об эволюции внутренних сил, о конфликте внутренних ценностей и точек зрения, о различных энергетических системах бессознательного, которые хотят быть услышанными, хотят пробраться в нашу осознанную жизнь.

Главной темой наших снов, вне всякого сомнения, является процесс индивидуации. Большинство снов, так или иначе, отображают наше индивидуальное путешествие к целому. Они показывают нам различные участки этого пути (приключения, препятствия, конфликты, примирения), который, в конце концов, приведет нас к осознанию своего "я". Каждый сон по-своему демонстрирует либо наши усилия по интеграции определенной бессознательной части нашего существа в наше сознание, либо наше сопротивление внутреннему "я", наше стремление бороться с ним вместо того, чтобы учиться у него. Вот это и есть главная тема наших снов, и именно над этим нам следует задумываться при толковании наших снов.

Многие люди поначалу с трудом могут себе представить существование внутреннего мира, существующего внутри нас и параллельного миру внешнему; некоторые люди с трудом могут себе представить, что наши сны, прежде всего, связаны с нашим внутренним миром. Наша цивилизация призывает нас сосредоточиваться на внешнем мире, и потому мы поспешно делаем вывод, что наши сны повествуют о чем-то, происходящем вне нас. В этом и заключается коллективное опасное заблуждение: люди полагают, что значение имеет только внешний мир.

Истинное значение внутреннего мира становится более ясным, когда мы начинаем понимать, что практически все наши действия, все наши реакции, все наши решения, все наши связи порождены исключительно нашими внутренними качествами и внутренней динамикой. Все контролируется огромными энергетическими системами, которые подталкивают нас изнутри и определяют большинство наших мыслей и деяний.

Если вы воспримите ваши сны как отражение динамики вашего бессознательного, то вы, скорее всего, доберетесь до самой сути проблемы, однако, если вы попытаетесь применить ваш сон на внешнем уровне, то, как правило, вы очень поверхностно поймете смысл его послания. Именно на внутреннем уровне мы можем кардинально изменить нашу жизнь, именно о внутреннем уровне, как правило, и повествуют ваши сны.

Да, бывают сны, направленные на нечто, находящееся вне сновидящего и не имеющее ничего общего с его внутренней жизнью. Но такие сны случаются крайне редко. Иногда, накануне войны, людям снятся грандиозные битвы и катастрофы. Иногда человеку снится сон, в котором что-то происходит с находящимся где-то далеко его другом или родственником, а потом сновидец узнает, что это событие действительно имело место в жизни данного человека. Однако общее правило таково: явившиеся во сне символы относятся к внутренней жизни сновидящего. Этот подход больше всего годится для работы со снами.

Один мой пациент рассказал мне свой сон, в котором его друг мчался на бешеной скорости на машине, и врезался в дом. Он был испуган, потому что думал, что этот сон предвещает автомобильную катастрофу: он считал, что должен предупредить своего друга Я сказал ему, что, скорее всего, сон использовал образ его друга в качестве символа присутствия какой-то чрезмерности в его собственной жизни - навязчивой идеи или эмоций, которые вот-вот выйдут из-под контроля. В качестве предосторожности, я посоветовал ему пока не ездить вместе со своим другом-"лихачом".

Мое толкование оказалось верным. Сновидец получил новую должность, стал себя воображать большим человеком, у него закружилась голова, и возникло что-то вроде "упоения властью". К счастью для него, он помнил прозвучавшее во сне предупреждение, вовремя заметил "раздувание" своего эго и прекратил этот процесс прежде, чем его эго стало раздражать других людей. А что касается "разбившегося" во сне друга, то он и по сей день продолжает гонять как сумасшедший.

Я бился над этой проблемой многие годы и пришел к выводу, что лучшим решением является соотнесение ваших снов с вашей внутренней жизнью. Начните вашу работу с предположения, что ваш сон представляет внутреннюю динамику вашей жизни, и продолжайте в том же духе. Если впоследствии окажется, что ваш сон все-таки имеет отношение к внешней ситуации, внесите соответствующие поправки в ваше толкование.

Для применения такого подхода есть веские основания. Во-первых, как мы уже сказали, большинство снов относится к чему-то, что происходит внутри сновидящего. Стало быть, разумнее будет отталкиваться именно от этого предположения: в противном случае вы рискуете не понять основной смысл вашего сна.

Во-вторых, мы должны компенсировать наше коллективное заблуждение о предпочтительности внешнего мира. Мы можем это сделать только одним способом: заставить себя старательно поискать внутреннее значение сна. Стоит нам только начать приспосабливать наш сон к нашей внешней жизни, как мы сразу запутаемся в размышлениях о людях, которых мы знаем, и обо всех ситуациях, в которых мы в данный момент находимся; мы уже не вернемся к осознанию истинного содержания сна - внутренней ситуации, которая создает ситуацию внешнюю.

Даже в том случае, когда сон является непосредственным комментарием к какой-то внешней ситуации, вы можете быть уверены, что и здесь задействована внутренняя динамика. Каким-то образом на ваше отношение к внешнему лицу или ситуации оказывает воздействие какая-то возникшая у вас фантазия, какая-то доминирующая внутренняя установка, какой-то существующий в вашем внутреннем разуме идеал

Вы бесполезно потратите время, если попытаетесь понять внешнюю ситуацию, не определив прежде ваши внутренние психологические паттерны, которые на эту ситуацию воздействуют. А ваш сон, как правило, указывает именно на эти паттерны.

Тем не менее, люди часто путаются в этом вопросе, поскольку бессознательное имеет привычку, так сказать, одалживать образы у внешней ситуации и использовать эти образы в качестве символов чего-то, что происходит внутри сновидящего. Ваш сон может "одолжить" образ вашего соседа по лестничной площадке, вашего супруга или кого-нибудь из ваших родителей и использовать этот образ для того, чтобы рассказать о чем-то, что находится внутри вас.

Для примера возьмем самоуверенного мужчину, нетерпимого к чужому мнению. И вот ему снится сон, в котором его жена пытается убедить его изменить его точку зрения по какому-то вопросу. Его жена как раз принадлежит к открытым людям и обладает гибким, пытливым умом, интересующимся мнением других людей. В данном случае сон использует образ жены, чтобы сказать этому мужчине, что ему нужно быть менее самоуверенным и более открытым для новых идей. Эта способность отождествляется с женской стороной его внутреннего существа, поэтому его бессознательное и выбрало образ его жены, чтобы представить эту способность в сновидении. Используя образ жены, сон пытался обратить его внимание на эту возможность.

Естественной реакцией на такой сон является следующая мысль. "Поскольку во сне присутствует моя жена, то сон говорит о моей или моих отношениях с моей женой". Такой вывод напрашивается сам собой, но на практике он, как правило, оказывается неверным. Скорее всего, сон использует образ жены для того, чтобы представить качество, присущее самому сновидящему, внутренний конфликт сновидящего, что-то, что развивается внутри него и имеет мало общего с его реальной женой.

В такой ситуации сновидящий должен усвоить следующее' ему нужно понять, что у него есть "внутренняя" жена, которая отличается от его реальной жены, живет в его внутреннем мире и является частью его самого. Затем, ему нужно перестать сваливать на свою реальную жену вину за конфликт со своей "внутренней" женой, ибо это его конфликт с самим собой. Наконец, он должен серьезно отнестись к своей "внутренней" жене, своему внутреннему женскому началу Ему нужно понять, какую именно часть его существа представляет "внутренняя" жена и что она хочет ему сообщить.

Вероятно, это единственный по-настоящему важный принцип работы со снами, ибо от его соблюдения зависит то, найдете ли вы в ваших снах знание. Мы должны понять, что сны являются кружевной тканью символизма, и что каждый образ представляет нечто, происходящее внутри нашего существа.

Иногда желание воспринять сон буквально бывает неодолимым, в особенности, если вы находитесь в конфликте с лицом, появившемся в вашем сне. Мы хотим использовать сон для того, чтобы возложить вину за что-то на внешнее лицо или для того, чтобы утвердиться в своей правоте. Но если мы не поддадимся искушению, и будем пытаться понять, каким нашим собственным внутренним качествам соответствуют образы из сна, мы узнаем о себе много удивительного, чего мы никогда бы не узнали другим образом.

Привязка образов к специфическим характерным чертам

Вероятно, наиболее практичный способ привязки какого-нибудь конкретного образа к своему "я" заключается в том, чтобы поинтересоваться, что у вас общего с этим образом, каковы главные характеристики явившегося во сне образа? Как бы вы описали ее или его характер и личность? Имеются ли у вас такие же черты? Если образ представляет собой сердитого человека, то обладаете ли и вы такими же качествами? Если это "шалопай", то не относитесь ли и вы к таким же?

У всех нас имеется набор фундаментальных характерных черт, из которых проистекает все, что составляет нашу личность. Этот базис включает в себя наши чувства, систему верований, установки, манеру поведения и близкие нам ценности. Все эти черты появляются в наших снах, и если мы постараемся, то мы их там найдем

Каждый сон - это портрет сновидящего. Вы можете думать о сне как о зеркале, в котором отражается ваш внутренний характер - те аспекты вашей личности, существование которых вы не вполне осознаете. Поняв это, мы сразу же поймем, что каждая отображенная в снах черта обязательно существует где-то внутри нас, вне зависимости от того, осознаем и признаем мы ее присутствие или нет. Чем бы не отличались и чем бы не занимались персонажи сна, в определенном смысле все это верно и для сновидящего.

Под этим я не подразумеваю, что проявившиеся во сне поведение или черты характера относятся к сновидящему в буквальном смысле, то есть так, как они изображены во сне. Сны зачастую оперируют крайностями: они стараются компенсировать нашу неспособность заметить то или иное качество изображением его крайних драматических проявлений.

Например, если в вашем сне возник вор, то это не значит, что вы являетесь вором в буквальном смысле этого слова. Сон использует этот драматический образ для того, чтобы привлечь ваше внимание к чему-то, происходящему внутри вас. Может быть, вы недостаточно честны с самим собой. Если это так, то вы должны знать это и бороться с этим. Но образ вора может также означать и то, что вы подавили в себе какое-то прекрасное качество, фигурально выражаясь, "отгородились" от него и вернуться к нему можете, лишь "пробравшись" за ограждение, подобно вору.

Ввиду того, что мы часто подавляем в себе наши лучшие качества, считая их "отрицательными", некоторые наиболее значительные части нашего "я" - даже сам глас божий - могут принять участие в нашей жизни, только "воруя" наше время, "воруя" нашу энергию посредством неврозов и маниакальных явлений и пробираясь в наши жизни на не охраняемых нами участках:

"О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия Ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью"

(Павел, "Первое послание фессалоникийцам")

Наше эго делит мир на положительное и отрицательное, на плохое и хорошее. Большая часть аспектов нашей "тени", те качества, которые мы считаем отрицательными, на самом деле будут представлять для нас огромную ценность, если только мы сможем переместить их в наше сознание. Черты характера, которые нам кажутся аморальными, варварскими или постыдными, являются "отрицательной" стороной очень ценной энергии - способности, которой мы могли бы воспользоваться. В бессознательном все может принести пользу, если будет перемещено на соответствующий уровень сознания.

Так какая же часть вашего существа скрывается за символом "вор"? Возможно, это - "ловкач", обладающий разными удивительными талантами, а может быть, - "малолетний правонарушитель", которому вы не дали развиться и использовать свою тягу к "подвигам" на благое дело. Возможно, это бог Дионис, который был вынужден спрятаться в бессознательном, поскольку в вашей чрезмерно хлопотной жизни нет естественного места его буйному и лирическому духу.

Только вы можете сказать, какую именно часть вашего существа представляет данный появившийся в вашем сне символ, ибо только ваше бессознательное знает ответ. Но вы можете быть уверены, что если вы дадите ему место, если вы прислушаетесь к тому, что сон хочет сказать, то он окажется ценной частью вашего внутреннего "я".

Любопытно, что люди подавляют свои положительные качества с гораздо большим усердием, чем они подавляют качества отрицательные. В вашем сне может появиться персонаж, отличающийся храбростью и благородством. Поскольку это внутреннее лицо является частью вашего существа, его качества являются и вашими качествами. Коль скоро вы честно признаетесь в наличии у вас отрицательных и незрелых качеств, то вы должны признать наличие у вас и прекрасных качеств и жить в соответствии с ними.

Продолжение...

Предыдущая Оглавление Следующая