Роберт Джонсон. Сновидения и фантазии
Верования, установки, ценности
Наши сны постоянно говорят с нами о наших верованиях и установках. Последние имеют решающее значение, потому что по большей части именно они определяют наши действия, наше отношение к людям, нашу реакцию на различные ситуации. Большинство из нас весьма смутно догадывается о том, до какой степени нас контролируют наши верования, и еще более смутно осознает то, насколько бессознательны наши системы установок.
Никто не выбирает себе систему верований и установок. Мы все начинаем жить с уже готовым набором установок, навязанным нам внешним миром - семьей, племенем, обществом. Вообще-то, мы не знаем, что эти установки у нас есть. Если мы осознаем их как наши верования, то убеждены в их верности; нам не придет в голову усомниться в них.
В определенный момент наши сны начинают бросать вызов нашим убеждениям и привлекать к ним наше внимание, потому что процесс внутреннего развития требует тщательного осмысления наших мотивов. Если вы приглядитесь к парящей в ваших снах системе верований, то вы обнаружите живущих в вас жаждущего власти диктатора, великого полководца, мудреца или святого, и каждому из них будет сопутствовать полный набор соответствующих установок. Когда возникнет подобный образ, вы должны будете спросить: "Какой набор верований и убеждений соответствует этому персонажу? Разделяю ли я его точку зрения, даже не осознавая этого?"
Наполеон представляет определенный набор верований и воззрений на природу реальности. Образ Ганди символизирует совершенно другое отношение к жизни, людям и власти. Вы можете обнаружить, что оба эти персонажа сосуществуют внутри вас.
Одному молодому человеку, который верил, что его интересует не мировое господство, а служение бедным, на следующий день после получения диплома приснился следующий сон:
Сон
Когда я явился на место деловой встречи, выяснилось, что этим местом является стоянка подержанных автомобилей. Неожиданно появляется Ричард Никсон. Похоже на то, что он здесь работает продавцом. Он хлопает меня по спине и говорит. "Отлично! Я хочу видеть твой энтузиазм! Если ты собираешься стать настоящим профессионалом, то ты должен начать овладевать основами искусства манипулирования людьми. Научись мыслить соответствующим образом. Надень костюм, напусти на себя солидный вид и чувствуй себя соответственно. Давай вали отсюда и продавай себя. Это и есть путь к успеху".
Этот сон показался сновидцу чрезвычайно саркастическим (как это часто бывает со снами). В его сознании. Укоренилось неприязненное отношение к политикам как к людям, которые рвутся к мировому господству или используют "мотивационные приемы" и эвфемизмы для манипулирования людьми. Но из своего сна он узнал, что в глубине его души скрывается не только жажда власти, но и целая тайная система убеждений. Вопреки своим идеалам, он втайне верил (или верила какая-то его часть), что целью жизни является дешевая версия мирового господства и что достичь его можно посредством "примочек", которыми пользуются обитатели Мэдисон Авеню.
В сообщенном сном послании не было ничего загадочного. К огромному огорчению сновидца, образ из сна косвенно определил установки, близкие его духу Подобные сны огорчительны, но они представляют огромную ценность для сновидцев. Нет ничего более ценного, чем информация о том, кто ты есть на самом деле, что скрывается под поверхностью твоих мнимых идеалов. Сон дает тебе возможность сделать осознанный, этический выбор - либо согласиться с установкой из сна, либо отвергнуть ее; либо, что будет наилучшим решением, синтезировать все свои установки.
На практике, ни осознанные установки твоего эго, ни бессознательные установки твоего внутреннего "я" не являются окончательным ответом. Соответствующая твоему характеру установка находится где-то посередине. Вообще-то, если бессознательная установка выглядит преувеличенной, это, как правило, означает, что бессознательное компенсирует соответствующий дисбаланс, преувеличенную установку эго.
Есть только один способ определить установку. Когда твое эго занимает крайнюю, разбалансированную позицию, не соответствующую твоему истинному характеру, Бессознательное тоже займет крайнюю позицию, компенсируя позицию эго. Бессознательная установка всегда смещена в той же самой степени, в какой смещена установка эго. Когда установка эго становится более умеренной, бессознательная установка "смягчается" в соответствующей степени.
В данном случае, сновидящий пребывал в идеалистических иллюзиях. Он мыслил абсолютно непрактично и не думал о том, как он будет зарабатывать себе на жизнь. Бессознательное отреагировало соответствующим образом, породив компенсирующую установку оголтелого материализма. Когда молодой человек умерил свой идеализм и стал более практичным, он обнаружил, что его тайная жажда власти ослабла.
Сны также повествуют о наших ценностях: наших представлениях о добре, приличиях, красоте, истине, нравственности или чести. Вне всякого сомнения, ценности - это те качества, которыми нам больше всего хотелось бы обладать, те стандарты, которые придают нашей жизни смысл. По тому, что мы считаем ценностями, можно понять, что для нас в жизни самое главное.
Внутри каждого человека сосуществуют многочисленные системы ценностей, и все они, до определенной степени, конфликтуют друг с другом. Мое эго может считать, что единственной ценностью является труд и что бесцельное времяпрепровождение - аморально. Но другая часть моего существа располагает иным набором ценностей. Она хочет шляться по кабакам в курортной местности. Мое эго может превыше всего ценить практичность и бережливость, но другая часть моего "я" говорит, что умрет, если я не смогу себе купить новый костюм или шикарную машину.
Кое-что узнать об этом мне помог короткий, с виду очень незначительный, сон, который мне приснился много лет тому назад, когда я только начинал работать психологом.
Сон
"Я ворую газету из торгового автомата. Я неожиданно осознаю, что я делаю, и мне становится стыдно".
Мое эго располагало определенным набором ценностей, но в этой ситуации я обнаружил, что где-то внутри меня царствует совершенно иная система. На уровне сознания я отвергал воровство, даже кражу газеты, которая в те времена стоила всего пять центов. И все же сон швырнул мне в лицо обвинение: "Ты - вор! Часть твоего "я" склонна к воровству!"
Что я мог с этим поделать? Из-за этого сна я чувствовал себя опустошенным и виноватым. Я старался припомнить, когда в своей жизни я мог совершить кражу, сам того не подозревая. В конце концов, мне пришло в голову задуматься над другими деталями этого сна. Что бы могла значить газета?
Я тщательно осмыслил этот образ. Что представляет собой газета? У меня она ассоциировалась с массовой пошлостью, мнением толпы, сплетнями, скандалами, преподносимыми как новости, пропагандой. Я понял, что я воровал что-то весьма низкокачественное (по крайней мере, с точки зрения моего бессознательного). Сон протестовал не только против самого акта воровства, но также и против предмета кражи.
В конце концов, я сумел установить связь. В это время я как раз начинал свою профессиональную деятельность. Я был очень не уверен в своих силах. Я с благоговением глядел на любую авторитетную персону, и пытался присоединиться к какой угодно группе, лишь бы только почувствовать себя членом коллектива или просто "кем-то". Я прислушивался к любому коллективному мнению, любой коллективной пошлости, любой сплетне об этих людях и сам повторял все услышанное. Иногда я повторял услышанное с таким видом, словно это я сам раздобыл эту информацию, сам пришел к этим выводам, словно это была именно моя точка зрения.
Я не мыслил самостоятельно и потому "воровал" всю эту коллективную чушь; я получал ее от других, бесплатно, и пользовался ею так, словно она была моей собственностью. Я не платил ту цену, которую следует платить за право иметь собственные идеи, и я не осмеливался мыслить самостоятельно, потому что отчаянно хотел быть "членом коллектива". Вот в этом смысле я и занимался "воровством" всякого барахла, которое даже того и не стоило.
В таком воровстве нет ничего необычного: большинство людей, когда они хотят быть принятыми в какой-то коллектив, время от времени занимаются этим. Но мое бессознательное возмутилось и выплеснуло мне в лицо сон, словно стакан холодной воды. Оно меня "разбудило", в психологическом смысле.
Этот сон убедительно доказывает, что мы тщательно должны отрабатывать каждую фазу работы со снами. Мы должны работать с каждым образом и не пропускать ни одной детали. Мы не можем заранее знать, какая именно деталь окажется тем ключом, который откроет нам дверь в глубокий смысл сна. Я целую неделю бился над этим сном, пока мне не пришла в голову разумная мысль - поинтересоваться, что для меня значит символ "газета".
Паттерны поведения принадлежат к числу наиболее важных черт личности, которые проявляются в наших снах. Наше поведение, как и наши ценности, зарождается внутри нас. Большую часть времени мы не очень-то осознаем, что мы делаем, или почему мы это делаем. Наше поведение генерируется теми ценностями, которым мы служим, теми внутренними убеждениями и установками, о которых мы уже говорили. Если вы хотите узнать, во что на самом деле вы верите, каким ценностям вы на самом деле служите, то вряд ли вы найдете лучший способ для этого, чем анализ вашего собственного поведения.
Например, вам может казаться, что вы считаете положительным качеством бережливое отношение к деньгам. Большинство людей, когда им задают этот вопрос, отвечает положительно. Но если на практике вы тратите всю вашу зарплату и не откладываете ни копейки, то это значит, что вы подчиняетесь набору убеждений или системе ценностей, совершенно отличных от тех, в приверженности к которым вы клянетесь.
Сны великолепно информируют человека о бессознательных паттернах его поведения. Если я склонен к упрямству и спорам, то, в конце концов, в моих снах возникает образ спорщика. Мои сны дадут мне представление о том, каким я выгляжу в глазах других людей. Если я постоянно говорю "да", когда я должен говорить "нет", то в моих снах может появиться образ, который поступает именно так. И проблемы этого образа будут очень неприятно напоминать те проблемы, с которыми я сам постоянно сталкиваюсь.
Поэтому, когда в вашем сне возникает определенный паттерн поведения, внимательно поищите такой же точно паттерн в вашей повседневной жизни. Где-нибудь вы его обязательно найдете, а, определив поведение, вы определите и установку.
Обнаружение внутренних личностей
Вам будет легче установить связь с внутренними частями вашего "я", если каждый образ из сна вы будете воспринимать как живущего внутри вас реального человека. Рассматривайте все персонажи ваших снов как самостоятельные личности, сосуществующие внутри вашей души и все вместе образующие ваше полное "я".
В таком случае встает вопрос: "Где в реальной жизни я недавно встречался с этим человеком? Где в реальной жизни я видел его (или ее), делающего то же самое, что он делал в моем сне? Какая именно часть меня чувствует подобным образом, мыслит подобным образом, ведет себя подобным образом?"
Если этот персонаж приносит в сон конфликт, то постарайтесь отыскать ту часть вашей личности, которая бунтует или находится в конфликте. Если персонаж из сна ищет знакомства и участия, то обратите внимание на ту часть вашего "я", которая жаждет дружбы, нежности и любви. Если же этот персонаж вытаскивает вас со "дна" жизни, подобно тому, как это делает Девушка с Лучистыми Глазами из сна, который мы опишем после прохождения третьей фазы, то вспомните, когда именно, благодаря напряжению сил, проницательности и интересу к жизни, вы смогли "выплыть" наверх. Тогда вы поймете, как именно эта часть воздействует на вашу жизнь.
Когда вы будете изучать персонаж из вашего сна, вы можете заметить, что он или она является проявлением одной из базовых личностных структур, первичных энергетических систем, из которых и состоит душа. Если вы - женщина, то женский образ из вашего сна может точно соответствовать определению "тени", а если - мужчина, то таким образом может быть anima. Это открытие даст вам дополнительную информацию о том, в чем заключается воздействие этой внутренней личности на вашу жизнь.
Но если, скажем, мужчина обнаружил, что образ из сна представляет собой его anima, то его работа на этом не прекращается. Он должен понять, как именно эта личность влияет на его жизнь. Он должен припомнить, какие именно чувства он испытывал, какой поток фантазии овладел его мыслями, в какой форме проходило его общение с внутренним миром, в каком настроении он пребывал - все, что угодно, лишь бы оно точно свидетельствовало о том, какое именно воздействие оказывает на его жизнь женская сторона его души.
Ни в коем случае нельзя делать поспешных выводов и называть вашу внутреннюю личность anima, тень или как-то еще, если вы не вполне уверены в соответствии этих терминов данному случаю. Ибо на каждый персонаж из сна, который точно соответствует одному из архетипов, приходится большое количество других персонажей, о которых такого не скажешь: это всего-навсего персонажи из вашего сна. В таком случае, не пытайтесь втиснуть их в какие-то рамки. Пусть они будут теми, кем они являются.
Для того чтобы отыскать внутри себя проявившуюся во сне личность, следует начать с составления ее описания. Запишите ваши соображения насчет того, что это за личность, каковы ее основные характеристики и что она хочет и значит для вас. Затем вы можете поискать ту часть вашего "я", которая соответствует этому описанию.
Если эта личность склонна к нетерпимости и морализаторству, то ищите в себе нетерпимость и пуританство. Там вы и найдете личность, живущую внутри вас и посредством вас.
Зачастую ваш сон дает этой личности какое-нибудь имя. Если этого не происходит, то вы сами можете придумать имя, соответствующее характеру этой личности. Или вы можете использовать описательное название. Если это фигура мужского пола, то таким названием может быть: Отважный Воин, Мудрый Старейшина, Старый Скряга, Хитрый жулик, Несовершеннолетний Правонарушитель, Молодой Принц, Ловкач, Соплеменник. Если это фигура женского пола, то вы можете обнаружить, что к ней применимо одно из следующих названий: Мудрая Мать, Мать-Тиран, Мать-Земля, Верная Сестра, Душа-Владычица, Женщина с Лучистыми Глазами. Если эта особа подходит под описание мифологической героини, можете дать ей мифологическое имя: Елена, Изольда Белорукая, Гиневра.
Будет лучше всего, если мы, прежде чем начать посредством психологических схем и жаргона отделять себя от наших внутренних обитателей, познакомимся с ними как с самостоятельными личностями. Вы можете ощутить гораздо более тесную связь с вашей внутренней женской половиной, если вы будете знать ее как, например, "госпожу Ингрид" и думать о ней, как о живущем внутри вас интересном и своеобразном существе, вместо того, чтобы назвать ее anima и тем самым превратить в клиническую абстракцию.
Таким образом, если в снах мужчины начинает появляться женская фигура, то он не должен стараться подогнать ее описание под стандартное определение anima. Он должен позволить ей самой описать себя и быть неповторимым, индивидуальным существом, которое решило погостить в его сне. Он должен позволить ей быть личностью.
Точно так же, если женщина у себя во сне увидит мужскую фигуру, то она не должна поспешно убеждать себя, что это - ее animus, и начинать применять к этой фигуре все доктрины, уместные в случае с animus. Она должна приблизиться к этому внутреннему мужчине, выяснить его характер и функции, непосредственно от него узнать, какой информацией и качествами он располагает и какова его роль в ее внутреннем мире.
Определение иных внутренних реальностей
Конечно, в снах нам являются не только образы людей. Там присутствуют также и образы разных местностей, зданий, животных, цветов, цифр, предметов и абстрактных геометрических символов. Сны представляют собой бесконечное разнообразие образов, и все они используются для того, чтобы символизировать тем или иным способом поток вашей внутренней жизни.
Так или иначе, вы всегда можете представить образ из сна как нечто, расположенное внутри вас. Если это, скажем, местность, то эта местность внутри вас, и вы можете определить ее местонахождение. В сне местность может обозначать "занимаемую позицию" в нравственном смысле - этический принцип, которым нельзя поступиться. Местность, типа Замка Святого Грааля, может представлять собой уровень духовного сознания, а также цель, к которой вы двигаетесь в ходе вашего внутреннего развития. Во сне местность может также обозначать эмоциональную среду, набор обстоятельств или область влияния.
Помните наши размышления о голубой комнате? Основной ассоциацией была эмоциональная среда. Эго сидело в самом центре "голубого" чувства-депрессии.
Чаще всего сны используют образ местности, чтобы показать вам "почву", по которой вы ступаете: влияние, под которым вы находитесь. А потому, если хотите понять значение этой местности, то спросите, задайтесь вопросом, кому она принадлежит.
Древние астрологи положили начало практике символических рассуждений о "доме" Марса, "доме" Сатурна или "доме" какой-либо еще планеты. Это означает, что ваша душа попадает под воздействие той или иной планеты: вы посещаете ее "дом". Когда вы входите в один из этих символических домов, вы попадаете в определенную психологическую среду, в определенное поле энергии.
Точно так же, если вы обнаружили, что находитесь в доме вашей бабушки по материнской линии, то вы знаете, что попали в сферу влияния Великой Матери. Это значит, что в тот вечер, когда этот сон зарождался в вашем бессознательном, вы находились под ее воздействием. Хорошо это или плохо - это уже другой вопрос. Это может означать, что вас ожидает великое откровение Королевы Небес. Однако если вы видите себя лежащим перед этим домом в сточной канаве, то это, скорее всего, означает, что вы попали под воздействие отрицательной стороны материнства - пассивности и зависимости. Только изучив все обстоятельства своего сна, вы сможете с уверенностью сказать, какой смысл заключался в "доме Матери".
Если же этот дом принадлежит вам, то, скорее всего, это - ваш эго-дом (поле сознания эго; мир, который эго возвело вокруг себя, построив его из того, что вы знаете, о чем вы думаете, во что вы верите). Стены этого мира предназначены для того, чтобы защищать вас от бессознательного. Если ваш дом подвергается нападению извне, то, как правило, это означает, что силы бессознательного вторгаются в мир эго. Возможно, вам приходится иметь дело с теми реальностями, ценностями и частями своего "я", которых вам дотоле удавалось избегать.
Если вы оказались в стране, которой правит злой колдун или военный диктатор, то это может означать, что вас контролирует ваша жажда власти. Если же вы путешествуете по благословенной земле, находящейся под владычеством древнего и мудрого короля или королевы, то этот сон дает вам представление о том, какой может быть жизнь, если мы настроимся на архетипическое "я" и заключим союз с живущей в нас высшей мудростью.
А что могут обозначать животные? Если в вашем сне появляется животное, то вы можете подумать о животном инстинкте или животном сознании, которые живут где-то внутри вас, затаившись среди самых глубоких, первичных, дочеловеческих корней нашей души. Это одна из составляющих вас энергетических систем, и с ней надо считаться. Когда ею пренебрегают, она напоминает о себе свирепым рычанием.
Если люди имеют определенные характеристики, с которыми вы можете себя отождествить, то же самое можно сказать и о животных. Животные, как и многие другие архетипические символы, имеют как положительные, так и отрицательные аспекты. Это хорошо можно продемонстрировать на примере собаки. Собака, подобно волку и койоту, является стадным животным. В вашем сне собака может символизировать человеческое стремление "следовать за стаей", тесно слиться с коллективом и перестать развиваться как личность, прекратить всякую внутреннюю жизнь. Люди ведь тоже стадные животные. Стадное чувство очень сильно в нас, и оно порождает как самые лучшие, так и самые худшие проявления человеческой природы.
С другой стороны, собаки отличаются чрезвычайной верностью. Если собака в вашем сне ведет себя тихо, то это может говорить о ваших благородных качествах, о способности к непоколебимой верности. Иногда по сну бывает трудно определить, какой аспект следует принять во внимание - положительный или отрицательный. Иногда собака может быть предупреждением, а иногда - убедительным подтверждением. Как правило, какая-то небольшая деталь сна наводит нас на мысль, под каким углом мы должны глядеть на этот символ.
Юнг обнаружил, что животные зачастую представляют существующие внутри нас примитивные физические и инстинктивные энергетические системы. Они могут символизировать физическую потребность в пище, отдыхе, спорте или сексе. Если в сне имеет место борьба с опасным животным, то это может быть сигналом о наличии конфликта между вашими глубоко скрытыми инстинктами и "цивилизованными" установками вашего осознающего разума.
Когда животное появляется в мифическом образе, оно также может представлять великий архетип высшей стадии духовного сознания и развития. В символизме индусов, слон представляет высшее проявление истинного "я". Во сне жителя Запада он может иметь то же самое значение. В моих собственных снах мое "я", мое высшее сознание, часто является ко мне в образе белой кобры.
Приведенные мною примеры являются лишь небольшим образчиком тех бесконечных возможностей, которые имеются у вас для того, чтобы точно привязать образы из ваших снов к вашему внутреннему "я" и динамике вашей внутренней жизни. Для того чтобы осветить все возможные символы и все их возможные связи с вашей жизнью, не хватит объема не только этой, но и любой другой книги. А если бы я и попытался это сделать, я бы только завел вас в тупик. Ибо, как я уже неоднократно повторял, истинная связь между образами из ваших снов и вашей внутренней жизнью может быть порождена только вами, только плодородной почвой вашего собственного бессознательного.
<…>
Третья фаза: толкование
Толкование снов - это конечный результат той работы, которую мы проделали в ходе первых двух фаз. В процессе толкования вы складываете все извлеченные вами из сна смысловые значения в одну единую картину. Эта картина четко говорит о том, что для вас значит этот сон, взятый как единое целое.
На этой стадии вы задаете вопросы типа: "В чем заключается основное, наиболее важное послание, которое сон старается передать мне? Что он советует мне сделать? Каково общее значение этого сна в моей жизни?"
Мы не имеем права толковать сон до тех пор, пока не пройдем через две первые фазы. Попытка истолковать сон, не прибегнув к поиску своих индивидуальных ассоциаций, на самом деле является обычным гаданием. А пользоваться взятыми из сонника готовыми толкованиями - это все равно, что носить одежду с чужого плеча, которая вам не подходит по размеру. Толкование сна должно естественным образом родиться в результате работы, проведенной в ходе первых двух фаз. Ассоциации начинают сплетаться в вашем разуме, связь с вашей внутренней жизнью становится более очевидной, и отсюда рождается понимание общего смысла сна.
В процессе толкования вы должны постараться сформулировать основную мысль, содержащуюся в этом сне. Спросите себя: "Что же это за единственно важное сообщение, которое сон пытается передать мне?"
<…>
Когда вы начинаете толкование ваших снов, то не рассчитывайте, что вам удастся дать связное толкование с первой же попытки. Просто запишите ваши мысли по поводу того, что сон представляет из себя как целое и какое значение это имеет для вашей жизни. Работайте над ним до тех пор, пока не проявится какой-то смысл, общий для всех событий, произошедших в этом сне.
Для того чтобы пример был более понятным, я составил толкование от первого лица.
<…>
Если вы истолковали сон правильно, то вы сможете передать его смысл предельно четко и кратко. Кроме того, вы сможете конкретно применить содержащееся в нем послание в вашей личной жизни, в ваших действиях, в ваших планах на будущее.
Выбор
Иногда, на основании своих ассоциаций, вы сможете дать несколько различных толкований, и все они покажутся вам оправданными. Какое же из этих толкований выбрать? Иногда один и тот же символ может вызвать у вас и положительную, ободряющую ассоциацию, и ассоциацию отрицательную, предупреждающую, что что-то у вас не в порядке. Как определить, какая именно из этих ассоциаций является верной?
Для этого существует несколько способов. Наиболее важный вы уже знаете: нужно записывать свои толкования. Перенесение толкования на бумагу обладает замечательным действием. Оно извлекает толкование из области фантазий и абстракций и облекает его в ясно видимую вами форму. При помощи акта письма вы начинаете лучше понимать, оправдано это толкование или нет. Пока вы прокручиваете его у себя в голове, оно может не вызывать у вас сомнений. Но когда вы записываете его, вы начинаете видеть в нем "прорехи"; вы видите, что оно не очень-то и совпадает со сном, оно не соответствует тому, что происходит в вашей жизни. Записав его, вы увидите насколько оно обосновано, "щелкает" ли оно.
Определение интенсивности энергии
Ввиду того, что ваш сон состоит из энергетических систем, хорошим тестом для толкования может послужить проверка: содержится ли в нем какая-либо энергия. Если толкование вызывает в вас сильные чувства и сообщает вам заряд бодрости, если вы неожиданно начинаете лучше понимать свою жизнь, если вы неожиданно начинаете думать о тех сферах жизни, в которых это толкование звучит вполне осмысленно, если оно освобождает вас из плена определенных паттернов, то все это признаки того, что в этом толковании кроется огромная энергия.
Когда вы запишите другое толкование, вы, скорее всего, просто почувствуете, что в нем нет никакой энергии. Оно "вянет", и вы не можете связать его с чем-либо, что символизирует для вас жизнь и силу. Этого признака вполне достаточно для того, чтобы понять, что сон был истолкован неверно.
Дополнительные ключи к разгадке
В любой детективной истории имеется очень тоненькая нить, заметить которую может только самый внимательный наблюдатель, но именно эта нить и ведет к разгадке. Этот литературный штамп точно отражает архетипический паттерн в жизни и в снах: каждый сон предоставляет нам "незначительную" деталь, неприметную нить, которая подсказывает, с какой стороны подступиться к сновидению, какое ему следует дать толкование.
Десять лет тому назад, одному из моих друзей предложили, на первый взгляд, потрясающую должность. Он должен был стать полноправным партнером в одной фирме, у него должна была быть очень интересная работа, перед ним открывались безграничные возможности проявить себя. Он был в восторге, но что-то подсказывало ему подождать пару дней с принятием решения. В ту же ночь ему приснилось, что к нему подошла красивая и чувственная женщина в соблазнительном вечернем платье, которая дала ему понять, что согласна на все. Он решил пойти с ней; но тут она подошла поближе, и он заглянул ей в глаза. Они были странного, неестественно зеленого цвета и это испугало моего друга. Он отказался от ее предложения.
На следующий день связь между соблазнительной "сиреной" из сна и соблазнительным деловым предложением не вызывала у него никаких сомнений. Он понял, что спроецировал свою anima на предполагаемое место своей новой работы и сон предупредил его, что в anima проявился "ведьмовской" аспект. Что-то в этом предложении было не так, в нем крылся какой-то подвох. Мой приятель отказался от этого предложения. Впоследствии, по другим каналам, он выяснил, что фирма отличалась непорядочностью, и понял, что он бы в ней не удержался.
Кроме того, он выяснил архетипическое значение зеленого цвета. Как и всякий другой цвет, зеленый обладает как положительными, так и отрицательными аспектами. Когда этот цвет проявляется в природе (деревья, луга), то он представляет собой символ жизненной силы, энергию природы, которая по весне вырывается наружу. В положительном смысле он символизирует обновление жизни, а в отрицательном - "яд" (змеиный яд, гной в ране, "ядовитые" качества человеческой расы). Например, существует такое выражение: "позеленеть от зависти".
Неприятные, недружелюбные зеленые глаза "соблазнительной" женщины явились той "нитью", той особой деталью, которая подсказала, как нам следует толковать этот двусмысленный сон. На первый взгляд, вы получили очень выгодное деловое предложение. Появление в вашем сне образа красивой женщины может символизировать нечто прекрасное: положительную сторону женщины - "тени", появление мужской anima, эротическое и чувственное сознание, пробуждение высоких чувств. Но если от зеленого цвета ее глаз у вас мурашки бегут по коже, то это и есть та самая "нить".
Гарольд Годдар, выдающийся исследователь творчества Шекспира, доказал, что этот принцип присутствует в пьесах драматурга и, вероятно, и в других великих литературных произведениях. Я помню один из приведенных им примеров. Это та сцена из "Ромео и Джульетты", в которой отец Джульетты рассказывает, какого он хотел бы иметь зятя. Он хочет, чтобы Джульетта вышла замуж за представителя богатой и могущественной семьи, с которой ее семья могла бы заключить союз. В Италии пятнадцатого века это было абсолютно нормальное желание. У зрителей не возникает никакого ужасного предчувствия по поводу того, к чему это пожелание может привести героев пьесы.
Но в этой сцене имеется одна, на первый взгляд, незначительная деталь: неудовольствие няньки. Она говорит, что подобное отношение отца к браку равносильно стремлению толкнуть Джульетту на путь проституции: отец готов продать дочь тому, кто больше заплатит. Заявление няньки дает нам нить, благодаря которой мы можем прийти к выводу, что судьба этой семьи совсем не так уж безоблачна. Ее члены исповедуют разные ценности. В семье нездоровая обстановка, и зерна трагедии уже брошены в почву.
Работая со снами, научитесь обращать внимание на небольшие детали и разбираться в том, что они означают. Это поможет вам правильно истолковать двусмысленную ситуацию.
Решение проблемы противоположных толкований
Если выяснится, что толкование получилось туманным, или если у вас имеются взаимоисключающие толкования одного и того же сна, то сыграйте роль адвоката: выступите "от имени" каждого толкования и попытайтесь убедить себя в его истинности.
Поначалу вы должны заявить, что с внутренней точки зрения новая работа вам абсолютно подходит. Она позволит вам вести тот образ жизни, который предписывают вам ваши сны. Вы сможете уделять много времени вашей семье, вашей внутренней работе, восстановлению сил. На основании вашего сна составьте список доказательств всего вышесказанного.
А теперь превратитесь в "адвоката дьявола": займите противоположную позицию. Заявите, что, на самом деле, сон рекомендует вам остаться на старом месте и сохранить "статус-кво". Заявите, что вы должны направить вашу энергию на улучшение вашей внутренней жизни и излечение неврозов, а не тратить время попусту, гоняясь за новой должностью и принимая участие в очередной борьбе за власть. Заявите, что сон содержит предупреждение не становиться на тот путь, на который он, вроде бы, сам вас толкает. Сначала выступите с позиции инь, а потом - ян. Сначала задействуйте ваши женские инстинкты, а потом - ваши мужские наклонности. Заявите, что вы должны положиться на судьбу и ждать. А потом заявите прямо противоположное - что вам необходимо принять решительные меры. Играя роль "адвоката дьявола", мы заставляем себя рассматривать сон с каждой возможной точки зрения поочередно, до тех пор, пока не поймем, какая из них наиболее верная. Как правило, вы приходите к выводу, что в каждом из двух противоположных толкований есть зерно истины, и наиболее точным толкованием будет синтез различных точек зрения.
Иногда сон говорит о том, что "правильного" выбора в данном случае не существует. Вы можете выбрать любой путь, а сон просто предупреждает, что вас ждет в конце этого пути. Сон называет цену, которую вам придется заплатить. Сон может говорить: "Послушай, тебе следует занять вот эту позицию, но если тебе очень хочется занять противоположную, то этот шаг приведет к таким-то последствиям".
Бессознательное ведет с нами честную игру. Оно позволяет нашим эго делать то, что им хочется, до тех пор, пока мы несем ответственность за наш выбор и смиряемся с его последствиями. Даже в тех случаях, когда мы идем не туда, куда надо (что бывает довольно часто), мы развиваем наше сознание и приобретаем опыт - опять же, только при условии, что мы несем ответственность за наш выбор и соглашаемся честно нести бремя последствий. Даже наши ошибки приносят нам пользу, если мы умеем на них учиться.
Единственное, чего наше бессознательное не переносит - это попытку уклониться от ответственности. Тогда бессознательное толкает нас от одного страдания к другому, погружает в один невероятный кризис за другим до тех пор, пока мы не пробудимся и не поймем, что это мы сами выбираем эти ужасные дороги, и не возьмем на себя ответственность за принятые решения.
Четыре принципа обоснования толкования
Существует несколько общих принципов, на основании которых вы можете убедиться либо в истинности вашего толкования, либо в его неверности. Мы рассмотрим четыре таких принципа.
1. Выбирайте толкование, которое показывает вам то, чего вы не знали раньше
Выбирайте то толкование, которое учит вас чему-то новому, а не просто подтверждает уже укоренившиеся в вас убеждения. Помните, что основная функция сна заключается в том, чтобы сообщить вам нечто такое, чего вы раньше не знали, чего вы не осознавали, то, что живет в бессознательном. Ваш сон не будет попусту тратить ваше время, рассказывая вам то, что вы уже и так знаете и понимаете; стало быть, вы должны предпочесть то толкование, которое бросает вызов вашим нынешним идеям, тому толкованию, которое просто повторяет истины, которые кажутся вам неоспоримыми.
У этого правила есть одно исключение: иногда ваши сны снова и снова посылают вам одно и то же базовое послание, но вы либо не понимаете его, либо не применяете его на практике. В этом случае вам может показаться, что сон повторяет то, что вы уже знаете. Но если это так, то вам следует задуматься над тем, почему сон повторяет одно и то же послание.
Если бы сны служили только для того, чтобы подтверждать наши предположения и убеждения, то они не оказывали бы никакого влияния на наше психологическое развитие. Помните, что сны существуют для того, чтобы подвергать вас испытаниям, помогать вам развиваться, обращать ваше внимание на необходимость в новом знании и в переменах. Подходите к толкованию снов именно с этой позиции.
2. Избегайте "льстивых" толкований
Зачастую сны играют роль глашатаев. Когда внутри вас происходят перемены, когда вы более четко обозначаете ваши внутренние ценности, когда вы совершаете очередной шаг вперед на пути к полному развитию личности, они уведомляют вас об этом. Вы имеете право получать удовольствие от этих новостей.
Однако сны никогда не сообщают эти приятные новости так, чтобы вызвать у вас чувство самодовольства. Если вы чувствуете, что записанное вами толкование вашего сна заставляет вас раздуваться от гордости и поздравлять себя с тем, какой вы замечательный, как высоко вы поднялись над прочими смертными, то ваше толкование неточно. Такого рода послания сны не передают и не способствуют "раздуванию" нашего эго.
Сны нацелены на незавершенные дела. Они показывают, что вас ждет в ближайшем будущем, что вам следует побыстрее узнать. В нашей внутренней жизни мы никогда не достигнем той точки развития, в которой мы сможем остановиться и почивать на лаврах. Поэтому, если вы увидите, что записываете "льстивое" толкование какого-либо сна, то задумайтесь над этим, постарайтесь понять, что такое толкование не может быть точным отображением вашего сна, и продолжайте ваши поиски.
3. Избегайте толкований, которые снимают с вас ответственность
Существует сильное искушение использовать наши сны для того, чтобы переложить на других людей ответственность за происходящие с нами неприятности. Например, если вы "воюете" с кем-то за вашу должность и эта личность появляется в вашем сне, то так и тянет сказать: "Отлично! Мой сон доказывает, что я, все-таки, был прав. Неправ тот, другой, и весь этот конфликт произошел по его вине, а не по моей".
Такого рода толкования являются не только "льстивыми", но и абсолютно неверными. Ваши сны не интересуются недостатками других людей или потребностью других людей в переменах. Это вы можете предоставить снам других людей и их бессознательному. Вы можете предоставить это Богу. Ваши сны озабочены только вами: тем, что происходит внутри вас, теми невидимыми энергиями, которые формируют ваш внутренний путь, теми сферами вашей жизни, которые вы должны осознать или изменить.
Если ваш сон является комментарием к какой-то внешней ситуации, то он сосредоточивается на том вкладе, какой внесли в эту ситуацию ваши установки и бессознательные паттерны поведения.
4. Учитесь видеть сны в переспективе — соотносить их с продолжительным по времени потоком вашей жизни
Как правило, сон следует соотносить с теми событиями в вашей внутренней жизни, которые произошли в течение последних нескольких дней. Однако бывает и так, что вас посещает "большое сновидение", в котором разворачивается панорама вашего внутреннего развития в течение долгого периода времени. Оно может отобразить то, что имело место в прошлом, то, что случится в будущем, и то, какое место ваше настоящее занимает в этой большой схеме. Иногда бывает очень трудно дать такому сну четкое толкование, потому что его полный смысл доходит до нас только с течением времени.
Мы должны научиться запоминать такого рода сновидения и регулярно к ним возвращаться. С течением времени ваше понимание каждого конкретного сновидения будет улучшаться. Мы видим, что с нами происходит, и неожиданно понимаем, что эти события вписываются в ту перспективную схему развития, о которой говорил наш сон. Такого рода сны представляют собой своеобразные "чертежи" нашего внутреннего развития, и со временем мы узнаем, насколько здание нашей жизни соответствует этим "чертежам".
Если же, проделав всю вышеописанную работу, вы не можете остановить свой выбор на каком-то конкретном толковании, тогда смиритесь с мыслью, что в течение некоторого времени вам придется обходиться без него. Смиритесь с двусмысленностью вашего сна точно так же, как иногда мы смиряемся с двусмысленностью нашей жизни. У вас есть все основания сказать: "Этот сон может означать это, а может и то. Дела могут пойти так, а могут и иначе. Только время покажет".
Подобные сны приходят с границ вашего сознания. Каким-то образом они простираются в ваше будущее, зерна которого уже посеяны в вашем настоящем. Проявите терпение, продолжайте взаимодействовать с вашими символами, возвращайтесь к вашему сну время от времени, и все вам станет ясно.
Четвертая фаза: Ритуалы
К моменту достижения вами четвертой фазы, вы уже дали вашему сну толкование. Вы сделали все, что могли, чтобы понять ваш сон умом. Теперь настало время физических действий. Эта фаза имеет очень большое значение, потому что она помогает вам интегрировать ваш сон в вашу осознанную жизнь.
Для некоторых людей эта стадия работы со снами представляет особую трудность. Когда я их спрашиваю: "Что вы собираетесь делать с вашим сном?" - они непонимающе смотрят на меня. Тем не менее, немного потренировавшись, вы научитесь применять ваше воображение и изобретать ритуалы, которые придадут вашему сну физическую конкретность. Вы будете удивлены, когда узнаете, в какой большой степени четвертая фаза способна улучшить ваше понимание сна и даже изменить ваши привычки и установки.
Сознательное следование указаниям снов
Эта фаза требует физического действия, которое подтвердит содержащееся в сне послание. Это может быть практическое деяние: в результате вашего сна вы можете почувствовать, что вам нужно начать вовремя платить по счетам или внести ясность в какие-то запутанные отношения. Это может быть также и символическое деяние: ритуал, в ходе которого вы особенно ясно осознаете смысл вашего сна.
Тому есть множество примеров. Иногда людям снится, что они должны уделять больше внимания своим чувствам. В этом случае вы можете потратить один вечер на то, чтобы совершить что-нибудь возвышенное, на что у вас вечно не хватало времени, или же совершить какой-то незначительный поступок, который, однако, продемонстрирует ваши нежные чувства по отношению к дорогому вам человеку. Скромные поступки - это самое лучшее. Например, можно забежать к этому человеку в гости или послать ему открытку. Сойдет любой физический ритуал, лишь бы только он соответствовал содержащемуся в вашем сне посланию.
Если ваш сон говорит вам, что вы слишком много работаете, что вам нужно почаще физически расслабляться, то ваш ритуал может принять форму поездки на пляж или в сельскую местность, длительной прогулки, созерцания оттенков земли и неба, в общем, исследования физического мира. Даже такие незначительные поступки могут сделать ваш сон конкретным и начать его интеграцию в вашу осознанную жизнь.
Один из самых лучших ритуалов, который я могу припомнить, проделал приходивший ко мне на прием студент колледжа. Ему приснилось, что субботним вечером он посетил торговый центр. Из этого посещения ничего хорошего не вышло. Он слонялся по всему торговому центру, но видел только низкокачественные продукты, от которых его тошнило, завязал ничего не значащие знакомства, купил вещи, которые при ближайшем рассмотрении не доставили ему удовольствия.
Он хорошо потрудился в ходе первых трех фаз работы со сном. Сну он дал следующее толкование: речь идет о его "синдроме субботнего вечера". Это означало "пойти в компанию", много выпить, съесть вредные для здоровья блюда, "поискать приключений" и завязать ничего не значащие знакомства. В свете своего сна он решил, что такой вид отдыха или общения не приносит ему никакой пользы. Он представляет собой чуждый ему набор ценностей и образ жизни.
Я спросил его: "Что ты собираешься делать со своим сном? Какой будет четвертая фаза твоей работы?"
Он решил, что суть сна определялась выражением "низкокачественные продукты", то есть увиденные им во сне низкокачественные продукты символизировали уровень человеческих отношений. Подобно низкокачественным продуктам, они не приносили никакой пользы его внутренней жизни, его ощущению жизни или даже его отношению к человечеству. Поэтому он придумал следующий ритуал:
Он отправился в кафе, приобрел там самый большой чизбургер и порцию жареной картошки, после чего пошел на задний дворик своего дома, прихватив с собой лопату. Он вырыл ямку и очень торжественно "похоронил" чизбургер и картошку. Он совершил это как символический акт самоотречения. Он ритуально подтвердил свое намерение отказаться от поверхностного и разрушающего его окружения, к которому сон привлек его внимание.
Этот сон и этот ритуал оказали на него огромное воздействие. Они начали великую эволюцию его сознания, силы и взросления. Ритуал излечил его от потребности искать хорошую пищу там, где ее нельзя найти, и тратить свою жизнь на людей и занятия, которые ничего не могут дать ни его уму, ни его сердцу.
Вот поучительный пример того, что наше общество делает с нашей молодежью. Мы утратили традиционные формы коллективности - семью, клан, школу, церковь - которые психологически и духовно питали подрастающее поколение. Большинство из доступных форм общения и развлечения не приносят пользы ни его физическому здоровью, ни его внутреннему самочувствию. Эту общую ситуацию хорошо отразил появившийся во сне образ бесцельно и бессмысленно слоняющейся по торговому центру толпы молодых людей, не знающих куда им идти и чем заняться. Но в самих торговых центрах нет ничего плохого. Проблема заключается в торговом центре как образе мышления, что и проявилось в сне этого молодого человека.
Как правило, люди удивляются, когда узнают, что самыми действенными ритуалами являются самые скромные. Совсем не обязательно совершать громкий, требующий больших затрат поступок. На самом деле, расходование большого количества энергии и времени на ваш ритуал непродуктивно. Если ваш сон посоветовал вам быть организованней, то это еще не значит, что вы должны в течение одного дня убрать весь ваш дом или "привести в чувство" всех работников вашего предприятия. И лучше всего не привлекать к ритуалу всех ваших друзей. Вам не нужно организовывать клуб любителей бега трусцой и избирать его правление, если сон посоветовал вам больше времени уделять физическим упражнениям.
Если ваши ритуалы будут более скромными, они окажутся более действенными. Ритуал - это физическое проявление изменения внутренней установки, к которому призывает сон. Сон требует, чтобы изменение прошло именно на этом уровне.
Неразумными будут также попытки подменить ритуал разговорами о своем сне или попытки объясниться с другими людьми. Разговоры имеют тенденцию возвращать все ощущения на абстрактный уровень. К тому же, вы заражаете его вашим желанием выглядеть в лучшем свете. Вместо живого, очень личного ощущения, все вы погружаетесь в аморфную, коллективную болтовню. Лучший ритуал - это ритуал физический, который отправляется в одиночестве и тишине. Только такой ритуал по-настоящему воспринимается бессознательным.
Использование тела
Свершение физического акта оказывает на работу со снами магическое воздействие. Оно поднимает ваше понимание сна с чисто абстрактного уровня, придает ему конкретную реальность и представляет собой способ интегрировать сон в повседневную физическую жизнь.
Вообще, ритуал - это способ использования скромных, символических актов для того, чтобы установить связь между осознающим разумом и бессознательным. Ритуалы дают нам возможность извлечь принципы из бессознательного и живо их представить осознающему разуму. Но ритуалы оказывают воздействие и на само бессознательное. Возвышенный, осознанный ритуал посылает бессознательному мощный импульс, который приводит к изменениям на том глубоком уровне, где зарождаются наши ценности и установки.
Как только вы поняли смысл вашего сна вашим осознающим разумом, возникает необходимость перенести это осознание обратно на глубокий уровень бессознательного. Это можно сравнить с извлечением зерна из выросшего растения и помещением этого зерна в почву, из которой выросло растение. Точно так же, когда мы возвращаем наше сознание в наше бессознательное, мы там, внизу, в первичной материи создаем новую энергию и новую жизнь. Цикл генерирования продолжается, и новые формы поднимаются на уровень сознания.
Много лет тому назад, когда я учился в Институте Юнга в Цюрихе, прославленная Тони Вольф (коллега Юнга) все еще работала там с пациентами как аналитик. Вот как раз в вопросе физического воздействия на сны она отличалась особой привередливостью. Она встречала своих пациентов на пороге и, прежде чем они успевали опуститься в кресло, строго спрашивала: "Что вы сделали с тем сном, что вам приснился на прошлой неделе?".
Пациентам, которые сделали что-то особенное, что-то конкретное и физическое, ничего не грозило. Но, если они начинали, заикаясь, объяснять, что они немного поразмыслили над своим сном, немного пообсуждали его с кем-то или сделали что-то другое в том же "туманном" духе, она немедленно выпроваживала их из кабинета. Захлопывая за ними дверь, она говорила: "Вернетесь тогда, когда захотите заниматься делом". Все знали, что иметь с ней дело можно только таким образом: работай или беги прочь.
У Тони Вольф была идея, что современные люди слишком часто воспринимают свои сны как абстракцию. Если человеку приснился сон, то он должен уведомить об этом все свое тело. Она говорила: "Человек может анализировать свои сны в течение двадцати лет, но все, что у него находится пониже шеи, и подозревать не будет, что вообще происходит! Вы должны что-нибудь сделать. Сделайте что-нибудь своими мускулами!"
Нам, на Западе, свойственно все превращать в абстракцию, заменять словами непосредственные физические ощущения. Нам крайне необходимо задействовать наши тела и наши чувства. Мы должны трансформировать наши теории в "плотские" ощущения. Идеи и образы из наших снов должны переместиться в наши эмоции, в наших мышечные ткани, в клетки нашего тела. А для этого требуется физическое действие. Любой физический акт фиксируется на самом глубоком уровне души.
Возрождение понимания силы ритуала
Если для того, чтобы подобраться к бессознательному, мы должны преодолеть культурные предубеждения, то для того, чтобы воспринять ритуал как необходимую и очень полезную часть человеческой жизни, мы также должны отбросить определенные, вколоченные в нас предубеждения. Некоторые люди автоматически соглашаются с тем, что ритуалы представляют собой всего лишь остатки суеверного прошлого человечества или остатки отживших свое религиозных систем. Термины "ритуал" и "церемония" зачастую пренебрежительно понимаются как "пустая и бессмысленная формальность".
Однако в последние годы многие люди заинтересовались шаманизмом, ритуалами коренных жителей Америки и церемониями других племенных цивилизаций. К нам начало возвращаться понимание того, что ритуал является естественным человеческим средством связи с внутренним "я" человека, средством увеличения четкости его религиозных озарений, средством сосредоточения его психологической энергии. Мы начинаем осознавать, что, отбросив ритуалы, которые наши предки считали частью своей повседневной духовной жизни, мы обеднили себя.
Юнг предвосхитил возрождение этого понимания несколько десятков лет тому назад, доказав, что ритуал и церемония представляют собой имеющую большое значение дорогу к бессознательному; ритуал - это метод проникновения во внутренний мир, который человечество разработало в ранний период своей истории. Применение ритуала восходит к временам наших доисторических предков. Ритуал, как и способность к сновидениям, дает нам возможность наладить связь между осознающим разумом и бессознательным. Инстинктивное стремление к полному смысла ритуалу живет в нас и сегодня, несмотря на то, что мы утратили понимание его психологической и духовной роли в нашей жизни.
Слово "церемония" пришло из латыни, где у него было несколько значений, в том числе и "благоговение" Церемония была манерой поведения человека, испытывавшего благоговение или священный трепет. Строгий порядок церемонии является доказательством того почтения, которое люди когда-то ощущали по отношению к объекту церемонии. Для человеческого существа вполне естественно выражать свое почтение посредством четко спланированной церемонии, используя в высшей степени ритуализированный символический акт как метод осторожного вхождения во внутренний мир.
Насколько это применимо к снам? Как только вы начнете физически ощущать ваши сны, вы сразу почувствуете, что за ними кроется огромная энергия и мощный разум. Вы почувствуете, что ваши сны открывают вам те слои вашей души, о которых вы до сих пор ничего не знали, что они задевают настолько важные темы, что начинает меняться все ваше представление о жизни и о ее смысле.
В этот момент и возникает потребность узнать о ритуале и его роли в человеческой жизни. Наша религиозная жизнь пробуждается, мы видим перед собой божественный мир, мы нуждаемся в ритуале так же отчаянно, как и наши далекие предки. Нам нужно отправлять ритуал для того, чтобы вызвать энергию сна, не нарушая при этом равновесия нашей повседневной жизни. Нам нужно выражать наше благоговение, восхищение, благодарность, а иногда и наш ужас. Вот для чего наши инстинкты и подарили нам ритуал. В этом смысле мы не отличаемся от наших доисторических предков.
Весь мой опыт, как психолога, привел меня к выводу, что чувство почтения необходимо для психологического здоровья. Если в человеке нет почтения, если он не осознает, что в мире существует кто-то или что-то, внушающее священный трепет, то, как правило, это является доказательством чрезмерного разрастания эго, которое полностью отсекло осознающую личность от питающих ее родников бессознательного. По иронии судьбы наша современная цивилизация, в основном, нацелена на то, чтобы уничтожить всякое почтение, всякое уважение к высшим истинам и качествам, которые вселяют в человека священный трепет и потребность в поклонении.
Ритуал, в его истинной форме, является одним из наиболее значительных выходов для нашего чувства благоговения и поклонения. Вот почему ритуал непроизвольно стал частью жизни человеческих существ во всех уголках земного шара. Вот почему современные люди, лишенные возможности отправлять осмысленные ритуалы, хронически испытывают ощущение пустоты. У них нет контакта с великими архетипами, питающими нашу душу-жизнь.
Если мы посмотрим на ритуал с психологической точки зрения, то сможем сказать, что правильный ритуал - это осознанно совершенный символический поступок. Разные люди разными словами выражают то, что символизируется ритуальными актами. Но высшая форма ритуала обладает следующей характерной особенностью: участники ритуала понимают, что они совершают деяние символического значения, и они осознанно стремятся трансформировать это деяние в активный, динамический символ. Каждое их движение становится символом в движении, который трансформирует энергию внутреннего мира в видимую физическую форму.
Осознаем мы это или нет, но, в большинстве своем, наши поступки являются символическими. Однако физический акт только тогда становится возвышенным ритуалом, когда символизм выражается осознанным действием. Наилучший ритуал - это серия физических актов, в которых в сжатой форме выражается связь человека с внутренним миром бессознательного.
Роль ритуала в развитии сознания связана с его способностью превращать символическое ощущение в нечто физическое и конкретное. Хотя смысл символов мы часто постигаем посредством нашего ума, наше понимание этого смысла становится неизмеримо глубже и конкретнее, когда мы ощущаем эти символы нашим телом, его органами чувств. Если мы только думаем о символах или разговариваем о них, мы слишком легко утрачиваем ощущение окружающего их качества. Но если мы делаем что-то, чтобы выразить этот символ - задействуем наши тела и эмоции - то символ становится для нас живой реальностью. Он оставляет неизгладимый след в нашем сознании.
Ритуал - это орудие, дающее нам возможность дойти до самой сути представленной во сне ситуации, до сути проповедуемого сном принципа, до сути присутствующей в сне архетипической энергии: ритуал ослабляет ее напряжение до такой степени, что у нас появляется возможность преобразовать ее в конкретные деяния.
Хотя древние и примитивные народы не думали о ритуале в психологических категориях, они всегда инстинктивно понимали, что он играет существенную роль в их психической жизни. Они понимали, что ритуал - это набор определенных действий, посредством которых они вступают в непосредственный контакт с богами. Ритуал имел несколько назначений: он позволял древним выказывать уважение и почтение великим Силам. Ритуал позволял им прикоснуться к Энергии и, в то же время, не быть поглощенными ею, поскольку обмен происходил под надежной защитой ритуала.
Подобно горящему кусту, защитившему глаза Моисея от взгляда Иеговы, подобно животным формам Зевса, прикрывавшим Семелу от его ужасной силы (до тех пор, пока она, по глупости, не пожелала увидеть Зевса во всей его божественной стати и, в результате, была уничтожена), ритуал защищает хрупкое эго сознания индивидуума и племени от грубой силы бессознательного. Когда древние и примитивные народы, отправляя свои ритуалы, говорили, что "отправляются к богам", на их архаическом языке это означало, что они приближаются к великим и ужасным архетипам коллективного бессознательного.
В наше время по-прежнему принято считать, что все это глупости и суеверия. По сравнению с нами, у других цивилизаций было большое преимущество: они, по крайней мере, признавали существование психической сферы, хотя говорили о ней и учились приближаться к ней посредством ритуалов и снов. А современные люди, наоборот, в большинстве своем отказались от языка религии, что привело к ужасным последствиям - мы забыли о существовании этого царства. И только очень немногим удалось найти другой способ общения с царством души. В этом смысле мы стоим гораздо ниже своих так называемых примитивных предков.
Теперь, когда мы начали обращать внимание на наши сны и наш внутренний мир, самое время вновь открыть в себе эту удивительную человеческую способность к ритуалу. Не существует никакого обязательного набора ритуалов, не существует также формул и традиций, в соответствии с которыми отправляются ритуалы. Нет, каждый из нас должен обратиться к своему воображению и, в буквальном смысле этого слова, "выдумать" ритуал в честь данного конкретного сна.
Каждый ритуал должен быть "индивидуально изготовлен" из сырья вашего собственного внутреннего "я" и родиться в том же потаенном месте, в котором рождаются ваши сны, ваши ассоциации и ваши ритуалы. Вся внутренняя работа становится гораздо менее страшной, когда мы начинаем понимать, что каждое выражение бессознательного - будь то сон, воображение, видение или ритуал - рождается в этом самом потаенном месте. И все эти проявления взаимодействуют друг с другом.
Церемония "Цветы"
Для того чтобы проиллюстрировать, как разные люди придумывают свои индивидуальные ритуалы в честь своих снов, я приведу несколько примеров.
Первый пример возвращает нас ко сну, который мы уже обсуждали выше: сну "Монастырь". Вы, должно быть, помните мои слова о том, что мы будем возвращаться к этому сну, чтобы узнать, что произошло со сном и сновидящей, когда она подошла к четвертой фазе работы со снами.
Опыт этой сновидящей иллюстрирует факт, хорошо известный людям, которые регулярно работают со снами: если мы выполняем внутреннюю работу и отправляем скромные ритуалы, чтобы выразить нашу внутреннюю ситуацию, то, зачастую, мы излучаем в окружающий нас внешний мир сильный заряд конструктивной энергии и совершенно неожиданно для самих себя формируем внешние обстоятельства своей жизни. Это явление является одним из доказательств существования коллективного бессознательного: мы обнаруживаем, что бессознательное связывает нас с другими людьми и со всей окружающей средой. Стало быть, когда в нашем внутреннем мире мы сосредоточиваем большое количество энергии, то такое же количество энергии накапливается в окружающих нас людях и обстоятельствах. Например, посредством внутренней работы мы можем исцелять людей от таких недугов, которые не излечимы никакими внешними средствами.
Итак, возвращаемся к сну "Монастырь"
В монастыре.
Я нахожусь в монастыре, в пристроенной к часовне комнате или келье. От часовни и от находящихся в ней людей меня отделяет железная решетка. Месса начинается. Я одна в своей келье. Я сижу, скрестив ноги в стиле дзэн, но в руках у меня - четки. Из-за решетки доносятся спокойные голоса людей. Я закрываю глаза и тоже получаю причастие, хотя и без какого бы то ни было физического контакта. Месса заканчивается. Я начинаю осознавать, что за стенами моей кельи распускаются цветы. Я пребываю в состоянии глубокого покоя.
После того, как эта женщина поработала над своим сном, она поняла, что он имеет отношение к ее религиозной жизни. Но она никак не могла придумать, какие физические действия ей следует предпринять. Ей казалось, что сон говорит только о внутреннем понимании его значения. В нем не содержалось никаких намеков на внешние действия; более того, если бы она отправилась на поиски какой-либо религиозной группы с целью стать ее членом, она поступила бы абсолютно вопреки посланию сна, которое гласило, что она должна вести спокойную духовную жизнь.
В конце концов, женщине пришло в голову простое символическое действие, которым она могла выразить свое отношение к этому сну и его смыслу: в сне, во время мессы, когда она получала причастие, она увидела, как у стен ее кельи внезапно распускаются цветы. Женщина пошла и нарвала цветов похожих на те, что расцвели в ее сне. Затем она поехала на берег океана и, проникшись возвышенными чувствами, церемониально бросила цветы в воду.
Это было одновременно и физическое, и символическое действие возвращения подарка дарителю - Матери-Земле, женскому морю бессознательного. Тогда этот поступок показался ей слишком скромным, она подумала, что в честь такого чудесного сна она должна совершить нечто более величественное. Но ей пришло в голову именно это действие, вот она его и совершила. Она ощущала безмерную благодарность за этот сон, и этот ее акт был актом благодарности по отношению к Богу и ее внутреннему женскому "я".
Покинув океанский берег, она спокойно поехала домой и там обнаружила, что в то время, когда она была у океана, к ней в гости зашла подруга, с которой они встречались не очень часто. Они решили вместе съездить на небольшую прогулку по окрестностям. А затем стала разворачиваться целая цепочка событий, которые были похожи на случайные совпадения, но быть таковыми не могли.
Во-первых, в ходе прогулки она обнаружила, что всего в нескольких кварталах от ее дома находится монастырь. Она была потрясена, поскольку в течение ночи и утром она внутренне пребывала в монастыре. Ее подруга была одной из немногих светских особ, которым разрешалось входить в монастырь, и у нее даже был ключ от ворот! Подруга предложила остановиться, зайти в часовню и поприветствовать монахинь.
Как только наша героиня вошла в монастырскую часовню, ей показалось, что она вернулась в свой сон. Часовня, которой она раньше никогда не видела, была до мельчайших подробностей идентична часовне из ее сна. Она тут же уселась в позу дзэн, чтобы помедитировать, и все испытанные ею во сне ощущения и глубокое спокойствие вновь охватили ее.
Впоследствии сновидящей разрешили регулярно посещать монастырь, чтобы медитировать, проводить время в тишине и покое, подпитывая ту часть ее "я", которая тяготела к монастырской жизни. Теперь сон "Монастырь" был уже не только внутренней реальностью Царства Грез, но и внешней, физической реальностью. Внутренний и внешний потоки стали параллельными, двигающимися в унисон энергетическими системами.
Парадокс данной ситуации заключался в том, что в тот момент, когда женщина была готова отказаться от всех форм "принадлежности" или формальной религии, она неожиданно оказалась в физическом монастыре, в физической часовне, среди физических монахинь, которые на несколько часов в неделю становились ее религиозной общиной. И ничто из всего вышеперечисленного не противоречило появившемуся в ее сне "внутреннему" монастырю, внутренней жизни духа, которая находится за пределами внешних и коллективных религиозных форм.
Как вы заметили, ритуал, отправленный сновидящей в честь ее сна, не показался ей очень возвышенным. Но церемония "цветы" точно соответствовала простым и мощным символам сна. Она создала связь между внутренним миром сна и внешним физическим миром, способствовала образованию цепочки произошедших в тот день событий и скрепила вместе две стороны реальности.
Если мы научимся жить подобным образом, мы обнаружим, что все наши сны проявляются как внешне, так и внутренне. Мы не видим этих тонких связей исключительно из-за нашего невнимания. Наши ритуалы и церемонии могут помочь нам увидеть, где соприкасаются внутренний и реальный миры и где они отражают друг друга, двигаясь в параллельных полях энергии.
Когда вам ничего не приходит в голову
Вы всегда можете совершить простое физическое действие, даже если вы не в состоянии придумать ничего такого, что было бы непосредственно связано с вашим сном. Если вам пришло в голову отметить ваш сон прогулкой, то пойдите и погуляйте. Зажгите свечу. В общем, сделайте хоть что-нибудь. Если вы осознанно совершите какое-нибудь (любое) действие в честь вашего сна, это отразится на вашем бессознательном.
Я помню чудесного человека, монаха, который пришел ко мне на аналитический сеанс. Этот человек был так же далек от плотского мира, как Фома Аквинский. Он был чистым интеллектуалом и смотрел на все только с духовной, теоретической и абстрактной точек зрения. На свои сны он реагировал полетами фантазии и обращением к теологии. Но его сны никак не отражались на его эмоциональной жизни, его практической жизни, его отношениях с людьми и окружающим его миром.
Все было хорошо, пока мы не дошли до четвертой стадии работы со снами. Тут он на меня рассердился. Он никак не мог понять, почему надо что-то делать со сном. Он думал, что вполне достаточно понять сон умом, уловить его идею.
Однажды мы работали над сном и он, как обычно, рассердился на меня и сказал: "Хорошо, что ты хочешь, чтобы я сделал?" Откуда-то из моего бессознательного выскочил иррациональный ответ: "В честь этого сна ты можешь пойти и рассмотреть кору на десяти деревьях".
Он потрясенно посмотрел на меня, встал, что-то пробормотал и, пятясь, вышел из комнаты. Я почувствовал себя немного глупо. В данном сне не присутствовали никакие деревья и никакая кора. Мои слова вызвали у меня самого не меньшее удивление, чем у монаха.
Три часа спустя чрезвычайно возбужденный монах ломился в мою дверь. Он сказал: "Роберт! Ты не представляешь себе, какая интересная у деревьев кора! У одних кора коричневого цвета, у других - серого; у одних деревьев кора гладкая, у других - морщинистая, и в ней живут разные маленькие создания. Цвет коры на северной части дерева отличается от цвета коры на его южной части, и на коре растет мох... в общем, ты даже не представляешь, насколько Vдеревьев интересная кора!"
За эти три часа человек, впервые в жизни, осознал свое физическое бытие и физический мир. Он увидел, что дух существует в пределах физического мира, а не отстраненно от него. Возникало ощущение, что мы изобрели новый дзэн-буддистский коан: "Что есть кора на десяти деревьях?"
Коаны - это традиционные своего рода загадки, которые учителя Дзэн традиционно задают монахам, требуя найти ответ. Но любой коан сконструирован так, что разгадку невозможно найти посредством обычной эго-логики. Монахи должны вырваться из плена традиционных категорий и погрузиться в иррациональную интуитивную мудрость. Вот один из самых известных коанов: "Покажи мне, какой звук получается при хлопке одной ладонью?"
Как и в случае с любым другим коаном, разве можно дать обычный отвеет на такой вопрос: "Что есть кора на десяти деревьях?" А мой друг отыскал свой ответ - кора на десяти деревьях есть целая вселенная!
Применяйте здравый смысл
Как правило, ваше воображение подскажет вам хороший физический ритуал в честь вашего сна. Вы должны обращаться к вашему воображению за помощью в этом вопросе (мы уже знаем, что воображение и сны созвучны и порождены одним и тем же источником). Но не все, что рождается в вашем воображении, следует переносить во внешний мир. Думайте головой!
Индусский святой Шри Ауробиндо однажды сказал: "Почему так всегда получается, что, когда люди начинают освобождать мир, они первым делом освобождают его от здравого смысла?". Когда перед вами откроется новый, волшебный мир снов, вам может показаться, что вы расстаетесь со старым, тесным миром. Но не расставайтесь со здравым смыслом. Не расставайтесь с вежливостью и уважением по отношению к окружающим вас людям. Четвертая фаза работы со снами - физический ритуал - представляет собой очень мощное орудие, которым вы можете благотворно воздействовать на вашу жизнь, если используете его конструктивно. Но если вы используете его глупо или безответственно, оно принесет много печали и вам, и другим людям. Подумайте хорошенько, прежде чем начнете совершать чрезмерно резкие или агрессивные действия, затрагивающие других людей и их чувства.
Вы не должны совершать в честь ваших снов действия, которые могут причинить вам совершенно ненужные неприятности. Вы не должны входить с другими людьми в разрушительную конфронтацию. Не используйте сон в качестве лицензии на "разрядку эмоций".
Иногда сон напоминает нам о конфликте с другим человеком. Или он может обострить наше стремление "послать все к черту", стать свободным от общества, от обязанностей и обязательств. В таких случаях вы должны проявлять осторожность, не переусердствовать и не начинать перестройку вашего мира или ваших отношений, хорошенько все не обдумав. Вы можете натворить много бед, если заведетесь "с пол оборота".
Однажды у меня был пациент - старшеклассник. Его близкий друг, с которым они жили в одной комнате, раздражал его, поскольку был безответственным. Однажды моему пациенту приснился сон, что он принялся делать своему другу строгий выговор, и все это закончилось дракой.
Когда он проснулся, то его первым желанием было сказать своему другу, что он - "козел", и разобраться с этим вопросом. Но вместо этого он проделал работу со сном. Он спросил себя: "А какую часть меня самого представляет образ моего друга?". Он начал понимать, что на самом деле его больше всего раздражала его собственная безответственность, которая мешала ему хорошо учиться. Образ его друга представлял его собственную склонность к лени и неорганизованности.
Когда он дошел до четвертой фазы работы со сном, он спросил себя, какой физический ритуал ему следует совершить, чтобы конкретизировать свой сон. Искушение подраться со своим другом было по-прежнему очень велико, но он от него удержался.
Вместо этого, он сел и написал длинное письмо к той части своего "я", которой нужно было принять кое-какие решения и, наконец, повзрослеть. Письмо заняло несколько страниц. В нем он изложил все, что знал об ответственности, о необходимости делать выбор и кое-чем жертвовать, об организованности - все, что его "внутренний сосед" должен был узнать.
Он положил письмо в конверт, написал на конверте свой адрес, пошел на почту и по-настоящему опустил письмо в почтовый ящик. Письмо пришло на следующий день. Когда он открыл адресованный самому себе конверт, то был потрясен. Письмо было словно доносящимся откуда-то издалека голосом его бессознательного. После этого он, в течение нескольких недель, писал и отсылал письма, адресованные самому себе. С каждым полученным письмом содержащееся в сне послание все глубже врезалось в его сознание. Его мировоззрение изменилось кардинально. Этот пример иллюстрирует наш принцип: четвертая фаза работы со снами не состоит из драматических конфликтов с раздражающими вас людьми, из разрыва связей или чего-нибудь разрушительного. Она не состоит из попытки "выяснения отношений". Это тупиковый путь. Вы должны произвести физический ритуал, который подтвердит вашу личную ответственность за ваш сон и отображенную в нем ситуацию.
Если у вас не выяснены отношения с каким-то внешним лицом, то после того, как вы выполните вашу работу со сном, отправите ваш личный ритуал, возьмете на себя часть ответственности за возникновение этой проблемы, вы сможете подойти к ее решению с конструктивных и мирных позиций.
Пусть ваши ритуалы будут скромными, положительными и утверждающими, и вы извлечете из них огромную пользу.
Ритуал представляет собой одно из самых мощных орудий, посредством которого можно объединить полярности человеческой реальности. Это - искусство скреплять воедино две половины вашего "я". Архетипическое духовное "ян" следует связать с приземленным "инь". Мужчину-духа, вечно витающего среди абстракций и теорий, нужно приковать к женщине-земле, чтобы он непосредственно ощутил женщину-душу. Тропа к женской стороне реальности лежит через конкретику: материю, понимаемую как "mater" (мать), связь с землей. Все вышеперечисленное лучше всего концентрируется в физическом акте.
Мир, который вы видите в снах - это внутренний мир, существующий вне времени и вне пространства. Часть его энергии и посланий должна быть воплощена в повседневной человеческой жизни. Этой энергии должно найтись место в вашей жизни, ибо ее истины будут скрыты от вас до тех пор, пока вы не будете жить по ее законам.
<...>
Между вами и вашим пониманием сна стоит только акт перенесения на бумагу первого образа из вашего сна, а потом перенесение на бумагу первой пришедшей в голову ассоциации.
С этого первого акта - решающего движения руки и мозга - начинается волшебное и удивительное раскрытие внутренних тайн, к которому готово ваше бессознательное.