Задачи, которые Афродита поставила перед бедной Психеей, несут в себе глубинное психологическое содержание, которое нечасто встречается в литературе. Обычно, наш практичный ременный разум сразу вопрошает: "Большое вам спасибо за всю эту теорию, но что же мне с ней делать?" В этой части мифа наглядно раскрывается картина развития женской идентичности, более наглядно, чем где бы то ни было. То, что этот сюжет сохранился с незапамятных времен в истории нашей психики, никак не нарушает его соответствия современной жизни, а наоборот, свидетельствует о его универсальности и бессмертии. Существует огромное количество описаний развития мужской идентичности, но эта теория – одна из немногих "женских", доставшихся нам в наследство.
После того, как Психея перенесла все ядовитые насмешки Афродиты, она получила от нее задание такой сложности, что ее бросило в дрожь. Так зачем же идти за ним к Афродите? К сожалению, больше некуда. Другого выхода нет. Психологические события проявляются в своей совокупности: наивность, проблема, ожидание и решение тщательно собраны в единое целое.
Афродита показала Психее смешанные в одну огромную кучу семена разных растений и велела ей рассортировать их до наступления ночи. Если Психея вовремя не справится с этой задачей, ее ждет смерть. Заявив так и не слушая ни каких возражений, Афродита отправилась праздновать очередную свадьбу. Задача оказалась Психее явно не по силам. Она зарыдала и вновь решила покончить с собой.
Вдруг ей на помощь пришло целое полчище муравьев. Они очень быстро и искусно рассортировали все семена, и к наступлению ночи вся работа была сделана. Вернувшись, Афродита была неприятно поражена тем, как эта никчемная Психея прекрасно справилась с работой.
Какая замечательная символика заключена в груде несортированных семян! Нечто подобное часто встречает женщина в практике домашнего хозяйства или в профессиональной деятельности: ей требуется придать чем-то необходимую форму и навести порядок. Здесь, наверное, может вспомниться самое разное: крик из угла комнаты: "Мам, ты не видела, куда запропастился мой носок?", или список продуктов, которые следует купить в магазине, или заголовок, который нужно придумать для новой статьи, — это примеры сортировки, требующей делать дело и одновременно поддерживать форму. Без этой важной задачи придания формы все превратилось бы в хаос.
В момент физической близости мужчина отдает женщине большое количество семян. Она должна выбрать одно из них и сотворить чудо рождения. Природа Афродиты дает ей так много! Женщина, изначально обладающая способностью выбирать, должна выбрать одно единственное семя и превратить его в плод.
В большинстве культур есть тенденция исключить такую сортировку и упорядочивание посредством обычаев и законов. Они так или иначе предписывают женщине, что она должна сделать, избавляя ее от необходимости выбирать. В понедельник она должна стирать, во вторник — гладить и т.д. Но мы — свободные люди, нам не нужны такие предписания. Женщина должна понимать, как делать различия, и уметь творчески выбирать. Но чтобы овладеть этим искусством, ей требуется обнаружить в себе муравьиную сущность, примитивное, хтоническое, земное свойство, которое ей поможет. Муравьиная сущность не содержит интеллектуальной основы и не дает нам правил, которым необходимо следовать. Она представляет собой примитивное, инстинктивное и спокойное, доступное каждой женщине качество.
В искусстве выбирать любая женщина обладает собственной сноровкой. Для решения задач она использует подход, чем-то напоминающий геометрический: сначала выполняется ближайшая задача или задача, наиболее тесно связанная с первым возникшим чувством. Таким простым земным путем преодолевается тупик избыточного выбора.
Очень легко усмотреть другую, внутреннюю размерность процесса разделения. Наше бессознательное представляет для выбора ничуть не меньше материала, чем современная, изобилующая возможностями действительность. Отличительная особенность женщины заключается в ее умении постоянно дифференцировать и выбирать в пределах этой внутренней размерности, чтобы защитить себя и свою судьбу от мощного потока эмоциональной энергии, который содержит не менее серьезную опасность, чем избыточное изобилие внешнего мира. Чувства, ценности, время, ограничения — все они в целом создают замечательное основание для осуществления выбора, в результате которого возникают высшие ценности. И они оказываются специфическими для женщины и женственности.
Символически можно представить брак в виде двух человек, стоящих спина к спине, и таким образом защищающих друг друга. Задача женщины состоит в том, чтобы защитить не только себя, но и мужчину, и семью от опасности, исходящей изнутри: настроения, опустошенности, всплесков и срывов, уязвимости и так называемой одержимости. Со всем этим женская гениальность справляется значительно лучше мужского гения, который, как правило, необходим, чтобы жить во внешнем мире и сохранять безопасность семьи. В жизненной установке современного человека таится особая опасность, которая заключается в том, что и мужчина, и женщина обращена к внешнему миру и заняты лишь решением внешних проблем. Это оставляет без защиты мир внутренний, поэтому в семейной жизни многие неприятности возникают именно в этой незащищенной области. При этом особенно беззащитными и ранимыми оказываются дети.
В начале брака партнеры похожи на два отдельных, слегка перекрывающихся круга. Между ними большое психологическое пространство, и каждый выполняет свои функции. По мере увеличения брачного стажа, каждый из партнеров все более познает личность другого, и область перекрытия кругов становится все больше.
Юнг рассказывал историю о мужчине, который обратился за помощью, жалуясь на плохое самочувствие. Когда его попросили рассказать свои сны, он ответил, что никогда не видит снов, зато его маленький пятилетний сын видит их постоянно, и притом — очень яркие. Юнг порекомендовал ему записывать сны сына. Вскоре мужчина принес записи спои сына за последние несколько недель. После этого сны стали сниться самому мужчине, а сын практически совсем перестал их видеть! Юнг объяснил это тем, что отец, сам того не желая, находясь под влиянием существующей в современном обществе установки, не обращал достаточно внимания на изменения, происходящие в своем внутреннем мире, и эту ношу был вынужден принять на себя его сын. Если вы хотите, чтобы дети унаследовали от вас все самое лучшее, оставьте им чистое бессознательное вместо вашей собственной непрожитой жизни, которая будет скрыта в бессознательном до тех пор, пока вы не будете готовы встретиться с ней лицом к лицу.
Как правило, именно женщина стремится к такому внутреннему равновесию, но в приведенном выше примере на плечи сына легла проблема отца. Говоря о маскулинности и феминности, надо хорошо сознавать, что речь идет не только о мужчине и женщине. Женская часть мужчины может выполнять ту функцию, которую, согласно нашему представлению, должна выполнять женщина, — и наоборот.
Второе задание Психее, прозвучавшее из уст Афродиты все в том же высокомерном и оскорбительном тоне, состояло в следующем: Психее следует отправиться на дальнее поле, находящееся за рекой, и собрать шерсть с пасущихся там золоторунных баранов. Она должна вернуться домой до наступления темноты или умереть.
Психеи следовало собрать все свое мужество, может быть, даже безрассудство, чтобы выполнить это опасное задание, так как бараны были дикие и свирепые. Она снова пришла в отчаяние и решила свести счеты с жизнью. Отправившись к реке, за которой находилось поле, где паслись золоторунные бараны, она решила броситься с обрыва и утонуть. В этот момент она услышала шорох тростника, который рос на берегу реки. Тростник заговорил с ней и дал ей совет.
Тростник — простодушное дитя, родившееся на месте встречи воды и земли, предупредил Психею, чтобы она при дневном свете ни в коем случае не приближалась к страшным баранам собирать с них шерсть. Если она не послушается и подойдет к ним, бараны затопчут ее насмерть. Вместо этого ей следует дождаться наступления сумерек и собрать шерсть, оставшуюся на кустах ежевики и на сучьях деревьев в рощице, где паслись бараны. Там, не привлекая к себе внимания диких животных, она может собрать достаточно золотого руна, чтобы удовлетворить Афродиту. Иными словами, Психея не должна направляться прямо к баранам и пытаться срезать золотое руно: поступить так — значит подвергнуть свою жизнь опасности. Она может достичь своей цели, подобравшись к этим диким рогатым животным только хитростью.
Когда у женщины возникает необходимость в ассимиляции некоторой части маскулинности, это качество у нее может быть ассоциативно связано с бараном. Попробуем представить себе очень женственную женщину, глядящую на современный мир и понимающую необходимость войти в него и в нем жить. Она боится, что ее убьет, затопчет до смерти или обезличит баранья природа патриархального, конкурентного, бездушного общества, в котором мы живем.
Баран олицетворяет собой сильную, маскулинную инстинктивную природу, которая может внезапно проявиться в виде существующего в каждом человеке агрессивного комплекса. Эта сила порождает страх и священный трепет, подобный нуминозному переживанию людей при виде огромного горящего куста. Сила и энергия, существующие в глубинах бессознательного, могут оказаться чрезмерными для ограничений человеческой психики и губительными для эго, если к ним не найти правильного подхода.
В нашем мифе содержится мудрый совет, помогающий Психее овладеть силой дикого барана. Ей не следует идти на поле в разгар светового дня, а собирать золотую шерсть с веток деревьев и кустарников, но только не с баранов. Как правило, большинство наших современников видят признак наличия силы в том, чтобы выдернуть клок золотой шерсти из спины барана, а затем, купаясь в лучах славы, праздновать триумф. Но сила, как и власть, — обоюдоострый меч, поэтому в отношении них существует очень строгое правило: их следует брать не больше того количества, которое требуется, и делать это как можно спокойнее. Взять власть в момент, когда ты для нее не созрел, — значит находиться под влиянием внутреннего родительского голоса. Избыток власти может быстро превратиться в насилие и бессильную ярость при виде руин и развалин.
Литератор и терапевт Джон Санфорд заметил, что если молодой человек принимает наркотики, его эго может оказаться недостаточно сильным для противостояния интенсивным внутренним переживаниям. Он может перестать существовать как личность. Это может означать, что он попытался взять дикую силу непосредственно у барана или взял ее слишком много. Мы, современные мужчины и женщины, пытаемся ухватить как можно больше баранов, которые затем обрушиваются на нас, разнося в пух и прах. Миф предупреждает о том, чтобы мы не брали силы и власти в количестве, превосходящем наши потребности, и каждый раз старались соразмерять имеющуюся у нас силу с потребностью в ее применении.
Идея о том, чтобы собирать остатки бараньей шерсти, или подбирать за мужчиной остатки логоса, мужской рациональной интеллектуальной энергии, может показаться вздорной и абсолютно неприемлемой для современной женщины. Почему женщина должна быть удовлетворена такой малостью? Почему бы ей не заколоть барана, не содрать с него шкуру и не вернуться с триумфом, как поступают мужчины?
Далила именно так и поступила, получив на какое-то время в свои руки силу и власть. И что в результате? Наутро после нее остались одни руины. Миф о Психее говорит нам, что женщина может получить необходимую ей маскулинную энергию без борьбы за власть. Путь Психеи намного благороднее. Ей не следует превращаться в Далилу и убивать Самсона, чтобы обрести силу.
Этот мифологический эпизод поднимает для современного человека очень важный вопрос: какое количество маскулинной энергии для него (или нее) оказывается достаточным? Я думаю, что в этом отношении ограничений не существует до тех пор, пока женщина остается верной своей женской идентичности и находит применение маскулинной энергии как инструменту сознания, делая это окольным путем. Так же обстоит дело в отношении мужчины: он сколь угодно может использовать энергию существующей в нем феминности с одним лишь условием, — что при этом остается мужчиной, сознательно использующим свою феминность. В каждом случае излишество и чрезмерность могут привести к большим неприятностям.
К своему изумлению Афродита увидела, что Психея собрала целую груду золотой шерсти. Она разгневалась еще сильнее, но не подала виду, на сей раз решив погубить девушку уже наверняка. Она дала Психее хрустальный кувшин и велела наполнить его водой из Стикса. Стикс — это река, стекавшая с высокой горы, исчезавшая в недрах земли, и вновь поднимавшаяся к горным вершинам. Это был бесконечный круговорот, в котором водяной поток, вернувшийся к своему источнику, тут же скатывался вниз, достигая преисподней, чтобы оттуда вновь вознестись на вершину высокого утеса. Стикс охраняли огромные страшные чудовища, а поблизости от него не было ни краешка земли, на который можно было бы ступить, чтобы наполнить кувшин водой.
Как и раньше, Психея впала в отчаяние, но в этот раз она так онемела от горя, что даже не могла плакать.
Вдруг, словно по волшебству, появился посланный Зевсом орел. Случалось, что орел иногда помогал Зевсу в его любовных приключениях, поэтому они были очень дружны. На сей раз Зевс открыто встал на защиту своего сына Эроса и попросил орла помочь Психее. Тот прилетел к несчастной девушке и взял у нее пустой хрустальный кувшин, оставленный Афродитой. Подлетев к середине стремительного потока, он зачерпнул воды из Стикса и вернулся с полным кувшином целым и невредимым. И это задание было выполнено.
Стикс — река жизни и смерти. Она течет в высоких горах и низинах, с громадных утесов стремится вниз, во мрак преисподней. Течение Стикса стремительно и изменчиво, а берега крутые и скользкие. Подойти к нему близко — значит подвергнуть себя опасности быть унесенным бешеным потоком и утонуть в нем или разбиться о прибрежные скалы.
Третье задание символизирует отношение женщины к многообразию и изобилию существующих в жизни возможностей. Она может наполнить водой только один кувшин. Реализация собственных возможностей для женщины заключается в том, чтобы заниматься чем-нибудь одним, делать свое дело хорошо, соблюдая чувство меры. Это не значит, что ей следует отказываться делать что-нибудь еще, начинать второе, третье или десятое дело, но каждый раз она должна зачерпнуть только один кувшин воды и сделать это — в свое время.
Феминный аспект человеческой психики может быть описан как рассредоточенное сознание. Женская сущность растворяется в многообразии существующих в жизни возможностей и стремится реализовать все, сделав это одновременно. Но это невозможно, ибо ни одному человеку не удается сделать все и сразу. Многие из окружающих нас возможностей находятся в противоречии друг с другом, следовательно, нам приходится выбирать. Подобно обладающему острым зрением орлу, мы должны окинуть взором бурный поток, выбрать единственное подходящее место, опуститься туда и наполнить кувшин водой.
Существует популярный афоризм: если мало — хорошо, то больше — лучше. Если следовать этому изречению, жизнь становится безуспешной. Даже занимаясь очень важным и интересным делом и получая богатый жизненный опыт, вы продолжаете чего-либо искать. Вы никогда не получаете удовлетворения от того, что делаете, так как будущие планы мешают реализации настоящих.
Миф говорит нам о том, что весьма, небольшого содержания может оказаться вполне достаточно при условии высокой степени его осознания. Как сказал один поэт, в одной песчинке можно увидеть целый мир. Мы можем сконцентрироваться на одном жизненном аспекте или на одном переживании, упиваться этим и чувствовать себя вполне удовлетворенными. Пройдет какое-то время, и наступит черед других событий и других переживаний. Всему свой срок.
Хрустальный кувшин — это сосуд, где хранится вода жизни. Хрусталь - очень хрупкий и драгоценный материал. С таким хрустальным кувшином можно сравнить разве что человеческое эго: оно является хранителем небольшой животворной капли реки жизни. Если этот хрупкий эго-контейнер, напоминающий хрустальный кувшин, использовать беспощадно и неумело, прекрасная, но коварная река разобьет его вдребезги. Очень важно иметь орлиное зрение, чтобы ясно и отчетливо видеть этот бурный поток, найти подходящее место и вести себя должным образом. Эго, которое пытается привнести огромное содержание бессознательного в сознательную жизнь человека, должно научиться наполнять водой лишь один кувшин за один раз и ни в коем случае не больше, — иначе переполненный сосуд не выдержит тяжести и разобьется. Это может служить нам предостережением против попыток нырять на большую глубину, чтобы охватить смысл всей жизни. Лучше иметь один хрустальный кувшин воды, чем целый поток, в котором захлебнуться — проще простого.
Глядя на все эти пороги и водовороты, приземленный человек может ощутить полную безысходность. Но такой взгляд слишком узок для того, чтобы быть ясным и перспективным. Именно в этот момент женщине требуется орлиное зрение, дающее ей широкую перспективу и позволяющую видеть поток жизни во всем его величии. Когда небольшой пятачок берега кажется недоступным, орлиное зрение открывает нам возможность для следующего шага, — быть может, очень маленького перед лицом традиционной амбициозности, но абсолютно необходимого с точки зрения возможности личностного роста.
Почти каждый человек пресыщен и переполнен потоком событий современной жизни, даже если речь идет лишь о малой их толике, которые происходят всего за один день. Это значит, что наступило время для обретения орлиного зрения и соответствующей ему ментальности: один полный кувшин за один раз и не более.
Четвертое задание оказалось для Психеи самым важным и самым трудным. Редкие женщины достигают в своем развитии этого этапа, поэтому то, о чем пойдет речь далее, может показаться странным и не имеющим к вам никакого отношения. Если эта задача не для вас, оставьте ее и занимайтесь тем, что кажется вам более приемлемым. Но для тех редких женщин, которые должны пройти весь путь до конца, выполнив четвертое задание, информация, содержащаяся в мифе, является бесценной.
Оставаясь верной себе, Афродита, задала Психее задачу, неразрешимую для простых смертных. Полагаясь лишь на свои силы, мы не выполнили бы ни одного задания и не остались в живых; по крайней мере, в этом можно быть абсолютно уверенными в отношении четвертого задания. Но как только боги посылают нам помощника, задача сразу становится разрешимой.
Четвертая задача Афродиты — последнее испытание Психеи. Афродита велела ей спуститься в подземный мир и попросить сосуд с волшебной амброзией у богини Персефоны, владычицы подземного царства, вечной девственницы, мастерицы чудесных превращений.
Прекрасно понимая тщетность всех попыток выполнить это задание, Психея поднялась на высокую башню с намерением броситься вниз и свести счеты со своей ужасной судьбой и несчастной жизнью.
Но башня, которую выбрала Психея, поведала ей все, что следует сделать. В который раз она нашла в совете свое спасение! Психея должна найти единственное, скрытое от посторонних глаз место на земле, где живой человек мог проникнуть в царство Гадеса*, откуда открывался бесконечный путь в чертоги Плутона, бога подземного мира. Психее не следует отправляться туда с пустыми руками, ибо за вход в подземный мир существует определенная плата. Ей необходимо взять в каждую руку по куску ячменного пирога, положить под язык две монеты достоинством в полпенни и собрать в себе достаточно силы духа, чтобы пройти через ждущие ее суровые испытания. Путешествие в страну Гадеса стоит дорого, поэтому к нему нужно хорошо подготовиться.
Психея нашла место, где начинался бесконечный путь, спустилась к Стиксу и увидела хромого человека, погонявшего хромого осла, нагруженного хворостом. Несколько сучьев упало на землю, и Психея, будучи вежливой и доброй девушкой, подобрала их и вернула хромоногому старику, несмотря на то, что ей было запрещено это делать, чтобы не тратить свою энергию, сохранив ее для будущих тяжелых испытаний. Затем она увидела лодочника Харона, который переправлял на лодке тени умерших в царство Гадеса. За переправу он спросил у нее одну монету. Переправляясь через реку, Психея увидела тонущего человека, умолявшего его спасти, но проплыла мимо. Находясь на пути к богине подземного царства, женщина должна сохранить весь ресурс, не растрачивая его на достижение менее значимых целей.
Очутившись в царстве Гадеса, Психея отправилась дальше и встретила трех старых женщин, прявших нити судьбы. Они попросили Психею помочь им, но та должна была пройти мимо, не обращая никакого внимания на их просьбу. Какая женщина может пройти мимо трех судеб, не останавливаясь? Но Психея была предупреждена о том, что остановившись хоть на мгновение, она потеряет кусок ячменного пирога, и лишится платы за переход в царство тьмы, который ждет ее дальше. Не заплатив за переход, Психея никогда не сможет вернуться обратно, в светлый мир людей.
Психея шла вперед и вскоре увидела стража царства мертвых Цербера — чудовищного пса с тремя головами. Она бросила мерзкому чудовищу один из кусков ячменного пирога, и пока три головы между собой грызлись из-за него, проскочила мимо.
Наконец, она вошла в чертоги Персефоны, вечной девственницы, мастерицы волшебных превращений. Следуя полученным от башни мудрым предостережениям, Психея должна была отказаться от щедрого гостеприимства, которое окажет ей Персефона. Ей следовало только принять самую простую еду и есть, сидя прямо на земле. Древние законы связывают вас с домом, где было оказано гостеприимство, поэтому воспользовавшись благосклонностью Персефоны, Психея останется навсегда с ней связанной.
Психея, становившаяся с каждым шагом все сильнее и мудрее (ее силы возрастали по мере преодоления предыдущих испытаний), сделала все, что требовалось, и попросила у Персефоны сосуд с чудесной амброзией. Не говоря ни слова, Персефона дала ей волшебную склянку, и Психея отправилась в обратный путь. Но миф повествует, что Персефона дала девушке сосуд, в котором хранилась волшебная тайна. Здесь находится ключ к тупиковой ситуации, которая возникнет в ближайшем будущем. У Психеи оставался второй кусок пирога, чтобы пройти мимо ужасного Цербера, и вторые полпенни, которые следовало отдать лодочнику за переправу.
Последний из советов, который башня дала Психее, был очень важным, но она ему не последовала. Башня предостерегала ее ни в коем случае не открывать сосуд и не интересоваться его содержимым. В конце путешествия, увидев проблески света человеческого мира, Психея подумала про себя: "В этой склянке, которую я держу в руках, находится то, что дает Афродите волшебное очарование. Неужели я окажусь абсолютной дурой и, упустив такой случай, не загляну в сосуд и не возьму себе капельку волшебной амброзии, чтобы стать неотразимой в глазах моего любимого Эроса?" Подумав так, она открыла склянку, но ничего там не обнаружила! Не произошло никакого чуда, а Психея легла на землю и уснула мертвецким сном. Потерпев поражение, она лежала на земле, напоминая бесчувственный труп.
Залечивший свои раны Эрос услышал, что его возлюбленная Психея попала в беду. Он вырвался из-под надзора своей матери, и, подлетев к любимой, смахнул с ее лица мертвый сон и собрал его обратно в сосуд. Затем он разбудил Психею, уколов одной из своих стрел, и рассказал девушке, как ее едва не погубило любопытство.
Эрос убедил Психею выполнить задание до конца; та взяла волшебную склянку и принесла ее Афродите.
Тогда Эрос полетел прямо к Зевсу и признался ему в своей любви к Психее. Зевс пожурил Эроса за легкомысленное поведение, но оказал ему все необходимые почести как своему сыну и обещал помочь. Громовержец собрал на совет всех богов и повелел Гермесу доставить Психею в свой чертог. Он объявил всем жителям Олимпа, что Эрос уже давно находится во власти любовных чар, и наступило время этого юного повесу и непоседу связать узами брака. Так как Эрос сам выбрал себе. самую: прекрасную на свете невесту, Зевс повелел устроить свадебный пир. Но брак между смертной женщиной и бессмертным богом был невозможен. Поэтому Зевс дал прекрасной Психее чашу с нектаром бессмертия и велел выпить из нее все до капли. Так Психея обрела бессмертие и получила от Эроса обещание, что тот никогда не покинет ее, оставаясь верным и преданным супругом.
Затем на Олимпе устроили свадьбу, которой не было равных. Зевс сидел во главе, Гермес был главным распорядителем, а Ганимед угощал всех напитком богов — волшебным нектаром. Аполлон играл на арфе, и даже занимавшая одно из самых почетных мест Афродита была счастлива вместе со своим сыном и невесткой.
Прошло время, и Психея родила дочь по имени Наслаждение.
***
Последнее задание Психеи — самое важное и глубокое продвижение на пути личностного роста женщины. Редкие женщины достигают в своем развитии такого этапа, когда они могут браться за решение этой задачи. Полное безрассудство — отправиться в это путешествие преждевременно. Сделать это — значит накликать беду на свою голову. Отказаться от выполнения задания при возможности его выполнить — тоже плохо. Раньше обыкновенная женщина редко пыталась пройти весь этот путь. Как правило, эту возможность она оставляла в стороне, предпочитая ей мир духовный. Теперь все больше и больше женщин следуют по пути такой эволюции. Она дает возможность проявиться большой внутренней силе, сознает это женщина или нет. Самое главное — поймать момент начала этого процесса. Если он возник, вы не сможете оставить его без внимания, как нельзя игнорировать беременность.
Что же мы узнали из этой истории?
Все три помощника, которые помогали Психее выполнить три первых задания — муравей, тростник и орел — содержат природный элемент. Башня построена человеком и воплощает культурный аспект нашей цивилизации. Она помогает нам много узнать, что делали в прошлом другие женщины, чтобы выполнить четвертое задание. Святая Тереза из Авилы говорит о башне как о Внутреннем Храме. Женщины, занимавшиеся теософией, описывали видения этой башни. Современные феминисты имеют много что сказать на этот счет. Изобилие материала можно найти в биографиях женщин-святых в истории Христианства. Юнгианская психология раскрыла несколько возможных разновидностей женской судьбы. Исключительно важно видеть различия в тех ее линиях, которые существовали на западе и востоке раньше, и тех, которые существуют сейчас. В конце концов, обычно вы проходите свой путь в одиночестве, сохраняя внутреннюю башню-храм, чтобы время от времени к ней прислушиваться.
Психея должна была отправиться в подземное царство через пустынное место (очень много странствий начинается в наименее ожидаемый или наименее подходящий момент), вниз по бесконечной дороге в темный туннель подземного мира. По пути ей не следовало ни останавливаться, ни отклоняться в сторону, руководствуясь великодушием и женской добротой, чтобы не стать беспомощной и беззащитной. За переправу через Стикс Психея расплатилась монетой. Не накопив достаточно сил к началу своего путешествия, она не смогла бы пройти весь путь до конца. Чтобы совершить это путешествие, необходимы покой, одиночество и умение накапливать и сохранять силы. Она должна была отвлечь внимание ужасного пса, охранявшего вход в царство Гадеса. Не следует терять из вида все волшебные атрибуты. Они постоянно требуются для расплаты, ибо содержат в себе какое-то ценное качество. Например, ячменный пирог, как правило, замешивается на меду.
Следующий важный момент, который необходимо отметить, состоит в том, чтобы сохранить силы для путешествия, не растратив их, приняв приглашение Персефоны остаться у нее во дворце. Персефона — хозяйка подземного мира, самая таинственная из всех богинь, вечная девственница, мастерица волшебных превращений. Эту сторону женственности можно уважать и обожать, как мы уважаем и обожаем все чудесное, но не следует добиваться с ней полной идентификации. Среди женщин очень легко определить оставшуюся в чертогах Персефоны, прекратившую свое дальнейшее развитие.
На обратном пути Психея отвлекла внимание зловещего пса и проскочила мимо, расплатилась второй монетой с перевозчиком и вернулась в светлый мир людей.
Психея попросила склянку волшебной мази, но как ей показалось, — не получила ничего. Это и называется волшебством, таинством и представляет большую ценность, чем любое качество, которое мы в состоянии определить. Не стоит искать определение, название для той глубокой внутренней трансформации, которая происходит в женщине. Суть феминности состоит именно в этом чудесном превращении, всегда таинственном для мужчин и, может быть, чуть менее таинственном для женщин. Оно частично несет в себе оздоровляющий и даже исцеляющий компонент.
Не вняв предостережению, Психея (еще одна felix cupla (счастливая ошибка или блаженный грех (лат) – прим перев.) лишение благодати, которое, как правило, необходимо для развития драматического сюжета), открыла склянку с волшебной мазью. Она решила воспользоваться ею для собственных нужд, но сделала это бессознательно. Этот момент в странствии является наиболее опасным; многие женщины терпят поражение именно здесь. Чтобы идентифицироваться с волшебным, необходимо попасть в бессознательное, а это — конец всякого развития. Многие женщины, до сих пор прошедшие путь без больших потерь, на этом месте попадают в западню, идентифицируясь с волшебным очарованием Персефоны. И тогда их чудесное развитие прекращается, оставляя их чем-то похожими на духовную окаменелость, не имеющую в себе ничего человеческого.
Психея не прошла это испытание, но ее неудача заставила стать активным Эроса, т.е. ее внутреннюю маскулинность, найти в себе мужскую энергию, чтобы избавиться от гибели. Укол любовной стрелы разбудил ее, сняв оковы смертельного сна. От неполноты и невостребованности духовной жизни может спасти только любовь.
Эрос выполнил свою божественную функцию, а Психея, очутившись на небесах, обрела бессмертие. Связь с Эросом была для нее непростой и опасной, но в конце концов она дала Психее бессмертие. В конечном счете, вы открываете в себе архетипическую природу, находившуюся в глубине, скрытой за вашей индивидуальностью. Таким образом вы приходите к бессмертию, которое вам было обещано в начале мифа, хотя это обещание было слишком смутно и непонятно. Именно тяжелый труд Психеи превратил к концу мифа начальную наивную прелесть в совершенное божественное сознание.