Чтобы развить в себе функции Сатурна и Луны, ребенок, встречающийся с требованиями независимого существования в совершенно незнакомом и опасном мире, обращается за примером к родителям. Они становятся для него посредниками между миром и медленно развивающимися внутренними психо-ментальными силами; они проводят свой опыт взрослых людей в его сознание и рождающееся эго; они защищают его, пока функции Сатурна и Луны не разовьются достаточно, чтобы он мог успешно справляться с обычными жизненными переживаниями на основе собственной, более или менее индивидуализированной самости.
Быть посредником, амортизатором ударов; быть образцом эффективного человеческого поведения и быть защитником таковы три основные задачи отца и матери по отношению к ребенку. Их выполнение обеспечивает нормальное развитие функций Сатурна и Луны в душе ребенка, то есть развитие индивидуальности и приспосабливаемости к внутренним и внешним условиям. Если родители по тем или иным причинам терпят в этом неудачу, функции Сатурна и Луны у ребенка осуществляются в условиях стресса и напряжения или без необходимой психической поддержки, что ведет к функциональному неравновесию. Материнский образ может настолько захватить его внимание, что образ отца останется в тени, или наоборот. Любой из них может оказаться недоразвитым из-за отсутствия родительского примера, руководства и любви - любви, которая означает бессознательную передачу психической энергии-субстанции от родителей к ребенку и вызывает в ответ стимуляцию соответствующей функции ребенка.
При наличии зоны психической пустоты (или атрофированной функции) другая функция переразвивается ненормальным образом; разрушение же функции означает, что, когда юный человек встретится с жизненной ситуацией, требующей применения неразвитой функции, он почувствует себя в данном отношении неполноценным, лишенным необходимой динамической силы. Ему придется встречать событие без концентрации воли, ума или способности чувствования (то есть незрелым образом) или без организменной целостности. Это вызывает в нем пораженческое отношение, слабость перед лицом превосходящей силы. Он шокирован и повергнут в уныние своей слабостью единственное, что ему остается видеть, это борьба неравных сил. Он не умеет сосредоточиться на позитивном подходе к опыту, то есть на качественном развитии своей собственной индивидуальности, будь то успешный с внешней точки зрения опыт, или болезненный, или рождающий внутреннее отупение.
Согласно популярному представлению о материнском комплексе, он выражается в преувеличенной привязанности к матери и в зависимости от матери. Это лишь отчасти верно, потому что о материнском комплексе можно говорить и в том случае, когда юноша, не имевший материнской любви и руководства (независимо от того, была с ним реальная мать или нет), непрестанно ищет способа заполнить внутреннюю пустоту, образовавшуюся из-за этого. Бывает и так, что глубоко обиженный и бунтующий против матери юноша бессознательно оставляет в душе уголок, охваченный болезненным омрачением и горечью.
Если потребность ребенка и подростка в матери в значительной степени не удовлетворялась, у юноши возникает стремление перенести неудовлетворенное желание с конкретной матери, которая не справилась с задачей питания и стимулирования его лунной функции, на трансцендентный образ материнства. Этот образ будет искать себе воплощения, как это происходит с любым идеалом или желанием. Воплощение может быть найдено в универсальном или коллективном факторе таком, как родная земля, море, церковь, квази-религиозная партия, или в любом социально-гуманитарном Деле, способном психически окутать юношу как трансцендентальная утроба и обеспечить внутреннее чувство безопасности, эмоциональной стимуляции дружеских отношений, какого-либо руководства (будь это догма и учители веры, или космический ритм смены времен года, или что-то подобное).
Даже вера в астрологию может представлять собой трансцендентальный образ матери, ибо в циклическом движении планет можно при желании увидеть универсальное охранительное и руководящее влияние, посредничество между хаосом земных событий и эго, в котором нарушено, фрустрировано развитие функции Луны. Здесь, однако, может быть и нечто большее, ибо со стимуляцией чувства универсального порядка и космического закона вовлекается отцовская функция. Также и Церковь является духовной матерью (как часто подчеркивают католические апологеты), но вместе с тем Закон Божий и Пророки (а также усиливающийся благодаря им авторитет папы) трансцендентное выражение образа отца.
Для ребенка мать таит в себе любящую заботу, но в то же время обнаруживает авторитет родительского принципа Закона; так же и универсальная Великая Мать в чьих недрах мистики и люди, жаждущие так называемого космического сознания (которое не является ни реальным сознанием, ни действительно космическим), стремятся растворить свое нереализованное или чрезмерное чувство формы и индивидуальности (функцию Сатурна) таит и обнаруживает Божью волю. Кто воспевает свершение судьбы или Божьего Плана, тот демонстрирует трансформацию своего образа отца в космический закон (символом которого служит циклическое движение небесных тел), в сатурнического законодателя или Бога Иегову. А кто превозносит общество святых или религию человечества, тот обнаруживает коллективизацию и расширение своего образа матери, за которым виднеются очертания универсализированного отцовского принципа.
Есть множество форм Великой Матери и Универсального Отца на самых разных уровнях. И было бы огромной ошибкой говорить, что это множество форм есть всего лишь выражение материнского или отцовского комплексов в том смысле, в каком мы здесь употребляем термин комплекс. Универсализация и трансценденция функций отца и матери не только ценный, но существенно необходимый процесс в общей эволюции сознания и внутренних сил человека.
Биологическое должно быть поднято до духовно-ментального навстречу нисхождению творческого духа, универсального идео-динамического фактора. Мы можем представить себе этот подъем как восхождение по звукоряду до следующей октавы и некоторые астрологи очень любят употреблять понятие октавы в обсуждении планетных характеристик. Мы можем соотнести это с идеалом индийских йогов, подъемом Кундалини от корня спинного хребта (сатурнический центр) к голове (трансцендентный лунный центр, который начинает принимать духовный поток божественного сознания через Тысячелепестковый центр, астрально представляющий мириады извилин мозга). Под всеми именами и образами выступает одна и та же реальность.
Различается лишь мера акцентированности отцовского и материнского принципов, а также восходящего и нисходящего. В Индии подчеркивался материнский принцип и процесс подъема личностного до универсального. На Западе же, благодаря иудейской и до-иудейской традиции, унаследованной христианством, акцент падает на отцовский принцип, на процесс нисхождения духа (пророчества Ветхого Завета, Пятидесятница Нового Завета). Иегова Сатурнический Бог, и Иисус постоянно говорит о своем Небесном Отце.
Экзотерический, общеизвестный буддизм и тантрические системы Индии поляризуются основополагающим отношением к Великой Матери, рассматриваемой как Нирвана или как Универсальная Сила. Правда, Гаутама Будда учил немногих и собственной жизнью продемонстрировал отделение от материнского принципа Индии и отказ от состояния Нирваны и космического сознания ради абсолютного Сострадания Сострадания, реализующего в жизни Высший Закон, в котором отцовский принцип (Закон) и материнский принцип (Любовь) синтезированы. Но то, чем сделали его учение последователи, осталось пропитанным трансцендентальным образом Матери, несмотря на подчеркивание рационалистической техники и аскетических идеалов.
Универсализация образа Матери типичный продукт виталистической стадии человеческой философии, когда Жизнь является объектом почитания, а потому почитаются все формы плодородия и все выражения жизненной силы. Виталистический подход к жизни и различные проистекающие из него культы плодородия составляют основу (сознательно или бессознательно) сельскохозяйственных цивилизаций, подчеркивающих идеал культивации и умножения зерна. Именно в таких цивилизациях в древней Халдее, Китае, Северной Индии, Египте и Америке развилась астрология, насколько мы можем проследить ее происхождение. Действительно, весь зодиак (экваториальный Пояс) универсальная утроба. Двенадцать Зодиакальных Иерархий ( Души двенадцати знаков) представляют дифференцированные формирующие силы жизни, действующие в каждом организме. Астрологическая Вселенная организм; даже события рассматриваются в часовой астрологии как органические целые, которые рождаются, развиваются и распадаются. Вся астрология это попытка универсализировать функцию матери в человеке и рационализировать ее путем прозрения в ней отцовского принципа (порядок и ум), работающего как динамический творческий импульс или схема.
Все это остается вполне здоровым и нормальным психологически, пока отцовская и материнская функции хорошо уравновешены. Комплекс возникает, только если одна из двух перевешивает, и вследствие этого человек обнаруживает себя неполноценным в осуществлении неразвитой или разрушенной функции. Отсюда у нас появляется новый подход к выяснению степени психологической целостности в отношении человека к астрологии и в использовании ее.
Если в астрологической практике подчеркивается рассмотрение планет как сущностей, которые своими силами реально оказывают хорошее или дурное влияние, мы обнаруживаем за этим два обстоятельства: доминирующий образ матери и негативное сила против силы отношение к жизни. У того, кто использует астрологию таким образом, психологически очевиден материнский комплекс то есть бессознательная и (по крайней мере частично) иррациональная зависимость от Великой Матери. Человек ориентируется на судьбу и демонстрирует недоразвитое чувствование индивидуальности и формы фрустрированный или слабый образ отца и слабую функцию Сатурна.
Функция матери, как мы видели, состоит главным образом в умении приспосабливать свой био-психический организм к обстоятельствам и ситуациям жизни. Человек с материнским комплексом, основанном на излишней привязанности к реальной матери, обнаруживает зависимость от матери в ежедневном приспособлении к требованиям среды. Либо мать должна говорить ему что делать, либо, в более тонком случае, она управляет его реакциями на жизненный опыт своим примером и психическим влиянием, в особенности когда дело касается женщин и использования творческих сил.
Если же образ матери слаб и функция адаптации (функция Луны) лишена питания или фрустрирована из-за отсутствия или неэффективности реальной матери, человек может перенести свою потребность в материнском руководстве и материнском примере на универсальный уровень, стать приверженцем астрологии; в этом случае он становится зависимым от астрологии (для него она делается универсальным материнским принципом в движении небесных тел) это тот же тип руководства, который привязывает юношу к физической матери. Этот тип материнского руководства касается частных конкретных проблем приспособления к внешнему и внутреннему окружению и вместе с тем наполнен эмоциональным содержанием. Часто он иррационален, поскольку эмоционально обусловлен реакциями на других людей, которые хороши или плохи, любимы или нелюбимы с первого взгляда (так называемая женская интуиция).
Тип материнского руководства отражен в популярном отношении к астрологии, согласно которому она призвана решать конкретные проблемы, переносить эмоциональные суждения на ситуации и на людей, определять хорошие и плохие периоды для определенных дел и т.п. Иными словами, астрология призвана заменить человеку собственную способность успешно адаптироваться к новым жизненным ситуациям. Это означает не что иное, как психологическую зависимость от мистически всеведущей, пребывающей в небе Матери, которая может дать правильный, безопасный и защищающий совет по поводу любой практической проблемы. Необходимость в таком конкретном и привычном руководстве знак перенесенного материнского комплекса, может быть и слабого.
Это не означает, разумеется, что к астрологии не может законно обратиться нормальный, психологически зрелый и позитивно настроенный человек для разрешения некоторых личных проблем. Но разрешение проблем, выдвигаемых жизненными ситуациями, может идти разными путями. Человек должен применять как материнские способности (лунную функцию), так и отцовские (сатурническую функцию), то есть уравновешенно сочетать способность приспособления к жизни со способностью быть индивидуальной личностью, сформированной и устойчивой.
Подходить к карте рождения с точки зрения отцовской функции значит рассматривать ее как структурное целое, как символ целостной индивидуальной самости. Это холистический, интегративный, качественный подход. Подчеркивание же динамических влияний персонализированных небесных сущностей (планет и т.п.), последовательно воздействующих на неокрепшие и легко ранимые органы, на чувства и настроения, это подход ребенка, ищущего свою мать. Ребенок зависит от специфического и конкретного руководства своей матери, ибо еще слаб, и его индивидуальное эго еще непостоянно и незрело. Он слабая сила, противостоящая пугающим могущественным жизненным энергиям или бесконечно запутанным жизненным ситуациям. И потому он должен искать руководства и способов обойти то, что не смеет встретить лицом к лицу. Это негативный подход; он неизбежен в реальном детстве, но приводит к материнскому комплексу, если сохраняется после возраста формирования или отрочества.
Позитивное, зрелое и действительно индивидуализированное отношение к астрологии сводится к поискам:
Этот позитивный подход основывается на зрелой и независимой способности к анализу формы, на сознательном знании циклов и циклических структур, на объективной и позитивно ориентированной интерпретации символов, основных качеств и функций, присущих индивидуальному существованию. Это возможно только когда функция Сатурна развита нормально, в тесной и гармонической связи с функцией Луны.
Если функция Луны преобладает, объективное структурное представление ситуации по астрологической карте (или картам) расплывается в путаницу и обращается в зависимость от руководства, порожденную страхом перед превосходящими силами. Если же, с другой стороны, функция Сатурна преобладает над функцией Луны, теоретическая и техническая способность объективного анализа (Сатурн) настолько перевешивает способность непосредственной адаптации к конкретной ситуации (Луна), что астролог за теориями и формулами о самости и Вселенной и циклах, за абстрактными схемами не способен увидеть практического разрешения непосредственной личной проблемы. Его подход к астрологии отягощен отцовским комплексом. Он слишком озабочен поисками совершенного порядка, всеобщего и всеохватывающего универсального божественного Плана и своей судьбы в рационально структурированном мире чистых понятий и космических качеств, потому что чувствует себя в беспорядке, в смятении, иррациональные связи его жизни слишком сильны, чтобы быть схваченными умом. Он ищет ясности и формы любой ценой и поэтому отказывается иметь дело с сиюминутными конкретными проблемами (функция Луны), пока не поймет их рациональным образом и не увидит своего места относительно них (функция Сатурна). Иными словами, без питания и адекватной стимуляции со стороны реального отца отцовский принцип не развился нормально в его душе. Он, следовательно, ищет трансцендентного Отца, будь то Бог или космический Закон.
Если реальный отец был чрезмерно властным или деспотичным, может возникнуть другой тип отцовского комплекса: человек трепещет перед авторитетом и не решается назвать свою индивидуальность своей собственной. Он увидит в своей карте рождения жесткую, неизменяемую схему, держащую в тисках каждое его чувство и каждое действие. Он будет подменять жизнь догматами, ситуации набором правил, любовь этическими предпосылками. Источник духовного творчества в нем почти иссякает.
Можно написать целую книгу о проявлениях материнского и отцовского комплексов. Современные учебники психологии полны примерами такого рода, и астролог, желающий оказывать психологическую помощь, должен тщательно их изучить. Я могу здесь лишь подчеркнуть несколько существенных пунктов. При поиске указаний на возможные комплексы в карте рождения, никогда не следует забывать, что каждый комплекс порожден ненормальным развитием одной из основных функций био-психического организма. А ненормальное развитие может означать как переразвитие, так и недоразвитие; это означает, кроме того, неуравновешенный рост функций.
Располагая планеты полярными парами, астрология дает нам прекрасный способ оценки этого фактора неравновесия. Если одна из двух планет например, Сатурн или Луна оказывается много сильнее другой по положению в знаке, или по дому, или по своим аспектам, можно ожидать тенденцию к комплексу, касающемуся основной функции, которую представляет пара планет. Подчеркну еще раз тенденцию, не более того. Эта тенденция может не проявиться, пока прогрессии и транзиты не проявят ее. Кроме того, определенный и сильно выраженный комплекс может и не сложиться, если другие функции смягчают напряжение и стресс, причиненные дисбалансом.
Как неоднократно говорили Юнг и Адлер, комплекс может служить линзой, собирающей психическую энергию в определенном (хотя обычно слишком жестко определенном) направлении и тем самым способствовать выдающимся личным достижениям. Серьезные творческие и духовные успехи возможны, если Дух работает через комплекс, а иначе комплекс, будучи частичной личностью, отщепляется от целостного бытия человека и употребляет закрученную жизненную энергию для того, чтобы проецировать свое лишенное равновесия и фрагментарное сознание во внешний мир. В первом случае это может быть великий религиозный вождь, законодатель, строитель империи, художественный или научный гений, чье творчество фрейдовская философия любит сводить к простому продукту комплекса. Во втором случае это человек с антисоциальными, негативными, анархическими тенденциями. Первые воплощают мутацию в эволюции человечества; вторые катаболическую или дегенеративную силу, которая разрушает себя самое и все, чего только ни коснется.
По карте рождения нельзя с полной определенностью судить о наличии у человека материнского или какого-либо другого комплекса. Можно говорить о дисбалансе полярных функций; о напряжениях, возникающих между энергиями, которые в нормальном случае дополняют друг друга в теле и душе; об акцентуациях, вызываемых теми или иными обстоятельствами, порождающими напряжения; о чреватых стрессами кризисах роста (и о хотя бы приблизительном времени их проявления). Но астролог может определить лишь тенденции, в лучшем случае их относительную силу. Он не умеет определять, какой будет реальная жизнь под действием этих тенденций, проявятся ли они как комплексы. Никто не скажет по карте рождения, будет ли человек слабым, подавленным своими комплексами невротиком, живущим незаметной и бессмысленной жизнью, или он сможет преобразовать жесткие психические структуры комплексов детства и отрочества в некую линзу, некий психический аппарат, через который Дух, проявляясь, будет способствовать развитию человеческого общества.
Под Духом я здесь имею в виду не только индивидуализированное духовное Существо, ответственное трансцендентным образом за рождение и развитие личности как целого, но и коллективную родовую Силу, использующую личность (с ее неврозами или психозами) для воздействия, конструктивного или деструктивного, на социальную группу, нацию или все человечество.
Каждому, кто ищет соответствия между астрологией и современной психологией, придется признать, что такое соответствие вряд ли будет по-элементным. Нет таких астрологических факторов, которые представляли бы какие-то определенные комплексы; никакие планетные положения или аспекты не укажут, является человек интровертом или экстравертом. Действительно, современному научному мышлению необычайно трудно признать значимость астрологии как раз потому, что любой астрологический фактор может означать много разных вещей, а любая психологическая характеристика или событие могут быть представлены разными астрологическими факторами или комбинациями факторов.
Ученый (а современный психолог по крайней мере пытается быть ученым в своей сфере) продвигается в своей работе при помощи техники анализа и исключения. Говорит ли он о материнском комплексе, или о психологическом недуге вроде шизофрении, или дает имя болезни, определяемой рядом симптомов, называет ли он кошку представителем биологической семьи кошачьих, ученый в своих определениях подчеркивает общие характеристики того класса явлений, которому он дает имя. То, что не является общим, выпадает, по крайней мере временно, из поля его зрения как вторичные индивидуальные особенности, которые невозможно включить в научное определение категории или группы.
Астрология, рассматриваемая как типический подход к жизни и ее смыслу, действует совершенно другим образом. Она начинает не с конкретных феноменов и сущностей, а с функциональных качеств и структурных схем. Эти качества бытия или архетипы рассматриваются как динамические центры функциональной деятельности в каждом организме, системе событий или ином целом. Каждый центр деятельности определяется по отношению к другим центрам и к целому. Конкретные феномены, которые предстают рассмотрению, включают характеристики нескольких или всех центров деятельности. Каждое из качеств (каждая планета, знак, дом и т.п.) включено в каждое событие или существо.
Иными словами, когда психолог говорит об отцовском комплексе определенного рода, он имеет в виду определенный набор психологических характеристик, которые свойственны всем случаям отцовского комплекса такого рода; и, имея в виду этот набор характеристик, он автоматически исключает все вторичные особенности личности, не принадлежащие к набору, называемому отцовским комплексом. Астролог же, говоря о Сатурне, например, подразумевает принцип деятельности или качество бытия, которое обнаруживается всюду. Во всем наличествует определенная деятельность Сатурна. Всякая карта рождения содержит все планеты, все зодиакальные знаки, все дома. Характеристики любого уровня могут быть обнаружены на соответствующих подуровнях любого другого уровня. Ничто ни из чего нельзя исключить; ни одна черта не может быть элиминирована из органического целого.
Это означает, что если речь идет об отцовском комплексе, мы не можем сказать астрологически, что это категория, связанная с Сатурном, или даже что это может быть описано отношением Сатурна и Луны, игнорируя все остальные отношения как это делает ученый-психолог, когда он намеренно игнорирует все остальные черты целостной жизни человека, утверждая, что данный человек страдает отцовским комплексом. Действительно, для астролога не должно быть такой вещи, как отцовский комплекс вообще ; для него карта рождения как целое репрезентирует индивидуальную личность как целое, и то, что психолог назовет отцовским комплексом (изолируя ряд характерных психологических черт), имеет корни и отростки в каждом факторе карты рождения. Астролог должен видеть в карте рождения символическое представление целостной личности, которая одновременно здорова и больна, сильна и слаба и т.д.; психиатр же имеет дело прежде всего с болезнью, которую стремится вылечить, болезнью, которая относится к специфической категории и во многих отношениях является существом.
Сатурн же ни в какой разумной астрологии не будет существом. Это качество или принцип, наличествующий во всем. Когда мы определяли четыре основные функции во всех организмах, речь шла о типах деятельности, обнаруживаемых всюду, где есть жизнь. Говорить о функциональном расстройстве не то же самое, что определять болезнь как существо или сущность (или как исключительный класс феноменов) со своим отдельным наименованием. Функциональное расстройство, если оно действительно функциональное, затрагивает весь био-психический (или психо-соматический) организм индивидуальный организм и является уникальным случаем. Каждая астрологическая карта уникальный случай. Каждый момент времени уникален. Ни одна карта не может повториться по полной небесной схеме за миллиарды лет. Ни один человеческий комплекс не может быть повторен в точности, ибо он есть порождение совокупного человека все функции вносят вклад в его появление и исчезновение. Комплекс это весь человеческий человек, действующий в условиях стресса по строго определенному направлению.
Следовательно, у нас нет оснований надеяться свести комплекс к какой-то одной астрологической схеме. Если имеет место отцовский или материнский комплекс, их природу можно проследить до источника и интерпретировать путем рассмотрения астрологических символов соответствующей функции, Сатурна или Луны. Но сказать заранее, что квадрат Сатурна с Луной или какое-нибудь определенное положение планет обязательно ведет к комплексу, нельзя. Ни один конкретный астрологический фактор не создает определенного психического состояния. Он указывает на определенную ситуацию, если она наличествует, и на ту функцию или сторону жизни, личность или опыт, где эта ситуация проявится, если ей суждено будет проявиться.
Поэтому, вместо перечисления всего того, что могло бы считаться указанием на наличие комплекса в карте рождения (будучи отклонением от среднестатистических значений), мы рассмотрим характерные расположения в картах людей, о которых известно, что они имели эти комплексы. Подчеркнем еще раз, что там, где есть отцовский комплекс, есть так или иначе и материнский комплекс, и что комплекс может быть порожден как перегруженностью (преувеличенным функционированием), так и недостаточным питанием и истощением органов или психических центров, ответственных за функцию.
Рассмотрим в качестве примера знаменитого французского поэта, романиста и политика Виктора Гюго. Это типичная романтическая личность, со свойственными ей эмоциональной напряженностью, восстанием против авторитета и формализма, духовной жаждой и гуманистическими установками, причем в одном из ее наиболее конструктивных, устойчивых, благородных и творческих проявлений. Иными словами, это пример позитивного типа отцовского комплекса, использованного индивидуальным духом (а также духом времени) для творческих целей.
В связи с этой позитивностью мы обнаруживаем, что Луна в Стрельце занимает не слишком напряженное положение, образует квадрат к своим узлам и квадрат к Меркурию в Рыбах (совпадающему с северным узлом в V доме), а кроме того трин к образующим соединение в X доме Точке Счастья, Юпитеру и Сатурну. Мать Гюго была роялисткой с сильным характером; она умерла, когда ему исполнилось девятнадцать, и он уже был известным поэтом. В свое время, она рано ушла от мужа, пламенного революционера, офицера, человека вспыльчивого и эмоционального. Ребенок рос, следовательно, в атмосфере сильных политических напряжений и конфликтов, и будучи близок к матери, был вынужден считать своего отца символом ненавистного авторитета. Его стремление быть человеком, отличным от других (функция Сатурна-Луны), было поэтому усилено привязанностью к матери и возмущением против отца довольно обычная схема, особенно для романтика. В этом случае, однако, привязанность к матери была успешно перенесена на психо-духовный уровень, может быть, из-за ее ранней смерти; это та форма, которую Юнг называет поляризацией анимы.
Мы уже говорили, что функция матери состоит в защите, в посредничестве между ребенком и чуждым или враждебным ему внешним миром, а также в создании образца действенного приспособления к требованиям этого внешнего мира. Когда подросток начинает сам приспосабливаться к среде и уже не боится ее, у него может тем не менее оставаться неуверенность относительно внутреннего мира души и всех смутно ощущаемых сил и теплящихся в его подсознании образов особенно, если он чувствителен и его сознание имеет связи с миром бессознательного. То, что он видит, что стучится в окна, открытые в великую темноту, находящуюся за освещенным миром эго-сознания, действительно может внушить страх и чувство неуверенности; и это происходит в тем большей мере, чем менее развита у человека отцовская функция (Сатурн). Чем менее развита отцовская функция, тем более подчеркивается материнская функция или зависимость от реальной матери. Когда власть матери ослабевает, внимание переключается на образ матери на аниму (Луна внутри земной орбиты), символизирующую соединение образов матери, идеальной женщины, Души-воительницы, Женщины-Спасительницы, Вдохновительницы, Музы.
Сатурн у Виктора Гюго ретроградный в 3о49' Девы, рядом с Юпитером, также ретроградным в 29о59' Льва (в соединении с королевской звездой Регулус и Точкой Счастья); и в оппозиции к тройному соединению Венеры, Плутона и Солнца от 3о до 7о30' Рыб что создает условия для отцовского комплекса, с достаточной позитивностью и способностью к творчеству в социальном (Юпитер) и художественном (Венера) отношениях, чтобы комплекс мог быть использован индивидуальным духом. Эту возможность увеличивает сильный Марс в трине с Ураном, находищимся в XI доме (символ социального идеализма и реформаторского рвения), и в квинтиле (72о, символ творчества) к восходящему стационарному Нептуну в Скорпионе (который сам образует трин с Меркурием, находящимся, как было сказано, в соединении с Северным узлом). Восходящий Нептун управляет четырьмя планетами в Рыбах и V домом самовыражения. Все это усиливает социально-возрожденческую романтическую тенденцию, с характерной художественной фокусировкой (Солнце в соединении с Венерой в экзальтации) под влиянием политико-оккультной идеологии (Плутон) и определенно гуманистического мировоззрения ибо вся комбинация испытывает влияние Юпитера, несущее амбициозность и чувство социальной значимости.
Ретроградный Сатурн чаще всего служит символом внутренней неуверенности по отношению к образу отца. Вообще, ретроградные планеты указывают, как правило (со многими исключениями!), что соответствующие биологические функции внутренне напряжены или подавлены в результате предыдущих фрустраций или внешних торможений. Гюго был отделен физически и эмоционально от своего отца, и это породило психическую пустоту, которая должна была быть заполнена. Частично он заполнил ее любовью к матери и ко всем женщинам (функция анимы) и частично юпитериано-марсианской амбицией. Последняя оказалась окрашенной образом реального отца, отсутствие которого повлияло на развитие личности. Отец был революционером, капитаном, страстным человеком, сражающимся за общественное Дело; бессознательно Виктор Гюго, переживший отсутствие реального отца, сделал себя похожим на него но трансформированным образом. Консервативно настроенный при жизни матери, он сам стал (особенно после смерти отца, когда Виктору было 26) революционером сначала в литературе, потом в политике. И в обеих сферах он достиг известности и славы, хотя и ценой двадцатилетней политической ссылки.
Оппозиция Сатурна и Солнца, в особенности когда затронуты дома родителей (четвертый и десятый), указывает на напряжение функции Сатурна, таким образом на стресс по отношению к отцу. Это может означать зависимость от властного отца или холодную и отчасти критическую оценку поведения и характера отца, являющуюся следствием отчуждения или ведущую к отчуждению. В карте Гюго эта оппозиция сложнее, влияние ее глубже, поскольку затронуты и другие планеты. Соединение Юпитера и Сатурна имеет отношение к социальным установкам человека, в особенности если на них влияет отец ибо, как уже было отмечено, отец представляет собой связующее звено между домом и обществом, а значит между двумя основными функциональными мирами.
Наконец, необходимо подчеркнуть, что оппозиция Сатурна с Солнцем связывает здесь дома, традиционно символизирующие родителей, а это лишний раз подчеркивает тенденцию к сильному родительскому комплексу. Между астрологами, кстати, давно идет дискуссия, кого из родителей представляет каждый из этих домов. Я думаю, что четвертый дом относится к тому из родителей, чей образ определяет установки внутренней жизни, будь то отец или мать; десятый же дом к тому, кто контролирует течение внешней, социальной жизни. А может быть, разумнее будет не разделять эти два дома, образуемые одной меридианной осью, полагая, что оба родителя и оба дома относятся к основной функции, определяющей корни индивидуального существования, к функции Сатурна-Луны. Меридиан карты рождения устанавливает линию силы и роста, простирающуюся от корня до семени; не может быть индивидуального существования без внутренней и внешней жизни.
Если карта В.Гюго указывает на сильно акцентированный отцовский образ и возникающий отсюда комплекс (который он, однако, смог использовать как творческую силу в связи с трансформированным и вдохновляющим образом матери), то, рассматривая карту Адольфа Гитлера, мы обнаруживаем избыточный акцент на негативном образе матери это негативная Луна, словно проглоченная соединением с Юпитером, около Южного Лунного Узла.
Соединение Луны и Юпитера в третьем доме психологический ключ к карте Гитлера (Я считаю, что асцендент Гитлера приходится на последний градус Весов, а зенит примерно на 8о Льва. Я обосновывал ранее такую точку зрения, относящую асцендент на несколько градусов позже, чем принимается обычно. Последние судороги нацизма и предполагаемая смерть Гитлера в течение нескольких дней апреля 1945 г., когда Плутон был стационарным в 7о54' Льва, как будто подтверждают мое суждение. 20 апреля 1945 г. Гитлеру исполнилось 56 лет; может быть, он умер близко к этой дате. Муссолини был убит 28 апреля, сразу после полнолуния (двумя неделями раньше новолуние отметило смерть Ф.Д.Рузвельта). Оно находится в подземной полусфере, и это единственный фактор в пустой части зодиака, которую определяет оппозиция Урана в XII доме и Меркурия в VI доме, приближающегося к горизонту. Марк Джоунз, наиболее полно изучавший общие планетные конфигурации в астрологических картах (см. его книгу Руководство по астрологической интерпретации), называл такую конфигурацию ведерком и писал, что она указывает в лучшем случае на действительного руководителя и вдохновителя других, в худшем на возбудителя волнений и оппозиционера .
В примерах, которые дает Джоунз (включая карту Наполеона Бонапарта), лишь одна планета занимает положение ручки ведра (или черпака); но соединение Луны и Юпитера у Гитлера достаточно близкое (Луна в 6о38', а Юпитер в 8о15' Козерога), чтобы считать эти две планеты единством. Как таковое, оно указывает на место высвобождения энергии, которую концентрируют планеты в верхней полусфере над горизонтом. Эта энергия, в свою очередь, подчеркивает социальное сознание и все моменты эмоциональных отношений (в особенности потому что Солнце, Марс и ретроградная Венера находятся в Тельце, в VII доме.
Луна управляет IX домом, который содержит два фактора личной силы, Северный Узел и Точку Фортуны, причем последняя находится в оппозиции к паре Луна-Юпитер. Сатурн во Льве находится в возвышении в X доме и образует квадрат с точным соединением Марса и Венеры, секстил к Урану, квинтил к Нептуну и Плутону и аспект биквинтила (144о) к Луне и Юпитеру( серия квинтилов относится к тому, что можно назвать гением или по крайней мере талантом), а также отдаленный трин к Меркурию.
Мы видим, что сильный Сатурн в X доме за счет серии аспектов собирает энергии всех планет над горизонтом; но соединение Луны и Юпитера, контролирующее пространство под горизонтом (частную жизнь), упрямо сохраняет независимость. Сатурн и Луна оказываются, таким образом, главными действующими лицами в этой странной психологической драме. Их связывает аспект биквинтила, аспект двойственного психологического значения его можно назвать реакцией, отдачей по отношению к квинтилу, указывающему на творческий гений. Здесь следует подчеркнуть, что можно быть гением разрушения, не только созидания и именно в этом направлении мы должны понимать карту Гитлера.
Я не рассматриваю в этом анализе конечную судьбу германского фюрера, которую породили коллективный невроз поражения и послевоенный хаос, последовавшие за Версальским договором. Я говорю лишь о родительских комплексах, их которых возникла динамическая энергия его неистового и безжалостного восхождения. Я вижу, что образ отца (Сатурн) доминировал в его публичной жизни, что сверх-экспансивный образ матери (особенно восприимчивый из-за близости Южного Узла), неумолимо вел во внутренней жизни к зависимости от функции Юпитера. Асцендент последний градус Весов управляется Венерой, находящейся в Тельце, ретроградной и в точном соединении с Марсом, управляющим VI и VII домами. По последней конфигурации (в квадрате с Сатурном) я вижу тень эмоциональной негативности, полного эгоизма и предполагаю, что здесь мы можем найти психику, управляемую некой коллективной социальной силой, если не худшее. Каждый, кто осведомлен о фактах его юности, о хаотических отношениях с родителями, поймет, каковы были реальные условия его детства.
Рассмотрим теперь случай герцога Виндзорского, чья необычная судьба, женитьба, вообще все, что известно о его психических реакциях, без сомнения указывают на сильный материнский комплекс. Мы видим здесь Луну на асценденте в 3о 58' Рыб; она образует отдаленный квадрат с соединением Юпитера и Нептуна в IV доме (Близнецы), точный квадрат с углом этого дома. Марс в первом градусе Овна, что символизирует начальную стадию возникновения из моря коллективного бессознательного, в квадрате с Солнцем в Раке. Более того, Сатурн и Уран ретроградны и являются соуправителями Асцендента в Водолее; мы снова обнаруживаем здесь условия ретроградности.
В ретроградности планет не следует видеть непременный символ комплексов, но все-таки указание на тенденцию, которая неизбежно ассоциируется с их возникновением. В случае Оскара Уайльда (а это типичный пример рокового материнского комплекса), мы также находим, что управитель карты рождения, Меркурий, ретрограден (в Весах и близко к Солнцу), тогда как Луна (в IX доме в Тельце) расположена между ретроградными Плутоном и Ураном. Сатурн директный, но он слаб в Раке (это знак его заточения) и образует квадрат с Солнцем. Тому, кто знает что-нибудь об Уайльде-старшем и о его доме, легко проследить фактические условия, в которых одаренный ребенок приобрел родительские комплексы, приведшие его к славе и к тюрьме.