Предыдущая Оглавление Следующая

Дейн Радьяр. Планеты и личности

Глава V

Функция Юпитера-Меркурия и ее проблемы

В предыдущих главах я определил четыре основные функции, четыре потребности, стремления или побуждения, на которых основаны процессы органической жизни:

Эти основные функции могут быть обнаружены в любом живом организме на уровне бессознательных, невольных инстинктов. В полностью развитой человеческой личности нашего времени они действуют не только на биологическом и инстинктивном уровне, но, что более существенно, на психологическом уровне, где составляют первичную субстанцию личных чувств и мыслей. Там же они обусловливают реакции человека на его жизненный опыт, на его среду (как внешнюю, так и внутреннюю) и на социо-культурные правила и традиции, среди которых он растет и взрослеет.

Психология не может не признавать существенного взаимодействия между психологической и биологической областями выражения этих основных функций. Беда так называемой классической (или академической) психологии состоит в том, что, когда она говорит о воле, мышлении, внимании, любви и ненависти, речь идет о странных абстракциях, никак не связанных с основными функциями человеческого организма. А между тем, реальный организм человека является как физическим, так и психическим. Одни и те же функции действуют на обоих уровнях по-разному, но взаимосвязанно. Человеческая личность есть органическое, психо-соматическое целое, то есть душа и тело (сома) как два взаимосвязанных и взаимодействующих проявления жизненной силы, дифференцированной в четырех основных стремлениях или функциях.

Необходимо подчеркнуть здесь, что ни одна из этих функций человека не является сама по себе духовной или материальной. Все они проявления жизни. Человеческий дух может использовать их и таким образом наделить духовным характером и целью; или эти функции могут быть использованы против целей духа (то есть, против эволюции человека и человечества), и в этом случае они приобретают духовно деструктивный или фрустрирующий характер, если даже их использование ведет к так называемому успеху и процветанию.

Этот момент важен, потому что среди астрологов существует ошибочная склонность разделять планеты на добрые и злые; между тем, каждую планету как символ первичной функциональной деятельности человека можно интерпретировать в качестве конструктивной или деструктивной в зависимости от того, как используется соответствующая функция. Стремление быть особым существом, которое, как мы видели, связано с парой Сатурн-Луна, не хорошо и не плохо само по себе. Оно просто есть. Однако, если оно доводится до точки, когда человек оказывается совершенно изолированным и отделенным от всех других индивидов, тогда это злая сила, отравляющая остальные функции, в особенности тесно с ней связанную функцию Юпитера-Меркурия. Юпитер, почитаемый средневековыми астрологами за Большую Фортуну, может в таком случае тоже стать силой зла. Впрочем, он и сам по себе может стать силой саморазрушения, если функция самосохранения и самоподдержания превращается в неуправляемое желание самовозвышения любой ценой.

Вторая из четырех главных жизненных функций, к которой мы теперь переходим, действует в самых разных областях. В одном смысле Юпитер символ здоровья, физического и психического, внутренней интеграции и жизненного успеха. Он делает жизнь полной и уравновешивает чрезмерно индивидуалистические, разделяющие наклонности эго и его орудия аналитического ума. Но человек не будет действительно целостным, если живет в одиночестве. Ни один организм не может быть здоровым без обмена с окружающими сущностями и субстанциями. Жизнь подразумевает обмен и, в более широком смысле слова, коммерцию; а все формы коммерции и смешения представлены в астрологии Меркурием, слугой (или шакти) Юпитера-Зевса. Юпитер и Меркурий два полюса одной основной органической функции; взаимодействие этих двух полюсов представляет один из наиболее глубоких предметов для изучения в астрологии и психологии. Современная психология утверждает, что личная интеграция должна идти рука об руку с социальной адаптацией. Здоровье связано с обменом на всех уровнях. Душевное здоровье подразумевает чуткость к социальным отношениям.

Вообще говоря, функция Юпитера настолько вовлечена в социализацию, что эту планету можно по праву считать основным социальным фактором. Юпитер выражает неискоренимую потребность каждого человека чувствовать себя связанным с другими, действовать в эффективной и гармонической ассоциации со своими товарищами и со всеми живыми организмами вокруг себя. Сатурн на уровне социальной деятельности определяет, укрепляет и устанавливает участие человека в жизни своей среды и своего общества; но Сатурн в этом смысле должен опираться на уже сформированное Юпитером чувство участия в окружающем и зависимости от окружающего. Зависимость всегда есть, ведь любой организм для самоподдержания должен дышать и ассимилировать пищу. Юпитер, хранитель индивидуального существа, управляет поэтому всеми аспектами функции ассимиляции.

Чтобы прояснить отношение между Юпитером и Сатурном, мы должны рассмотреть, как эти планеты действуют на различных уровнях. Прежде чем будет пережит какой бы то ни было социальный контакт, Сатурн устанавливает первоначальный структурный характер индивидуального организма сначала скелет, потом основу эго. Затем, когда ребенок обнаруживает свои связи с внешним миром, развивается юпитерианская функция социальной адаптации и участия в социальной жизни, что в свою очередь ведет к дальнейшему укреплению эго (и скелета), теоретически примерно в семь лет (появление постоянных зубов). Мы не должны, однако, забывать, что прежде чем самые начальные формы скелета и органической индивидуальности начинают формироваться в материнской утробе, а затем в акте первого дыхания, юпитерианская функция уже действует в предродовом состоянии эмбриона, ассимилируя материнскую субстанцию. Таким образом жизненный процесс можно представить как постоянную осцилляцию между полюсами Юпитера и Сатурна, обеспечивающую переход от одного уровня органического и личностного развития к другому.

Чтобы быть целостным, человек должен ассимилировать продукты своей биологической, психологической, социально-культурной и, возможно, духовной среды. А чтобы ассимиляция была постоянным, надежным и развивающимся процессом, она должна включать соучастие и обмен. Для ранних исторических стадий это подразумевает не только собирательство и охоту, но также взращивание растений и животноводство. Для более развитого социального уровня рост личности подразумевает человеческое взаимодействие, коммерцию, обмен идеями и соучастие в духовных ценностях, включая такую форму соучастия, как жертва . Процессы ассимиляции сами по себе юпитерианские; но если в теснейшей связи с этими юпитерианскими процессами не действует меркурианская функция обмена, опирающаяся на чувство взаимности или соучастия, следуют негативные и злотворные результаты. Они возникают по той же причине, из-за которой формируются родительские комплексы, отравляющие или, наоборот, созидающие личность, если функции Сатурна или Луны переразвиты в ущерб взаимному равновесию. Если, символически говоря, Юпитер становится много сильнее, чем Меркурий, или наоборот возможно появление особого рода комплексов. Они принадлежат в основном к двум категориям: одна относится к самости и ассимиляции, другая к соучастию. Функция Юпитера-Меркурия, как мы уже говорили, имеет дело со стремлением поддерживать в здоровом состоянии характерную форму и строй индивидуального психо-соматического организма. Если, однако, функция Сатурна-Луны, определяющая изначально эту форму индивидуального бытия, работает слабо, возникает ситуация, при которой либо юпитерианская способность поддержания не находит ничего конкретного, что можно было бы поддерживать, теряет, так сказать, интерес к кажущемуся безнадежным заданию и ищет компенсирующее поле деятельности в трансцендентном мире, либо юпитерианская функция, озадаченная сатурнианской недостаточностью, настойчиво и агрессивно напрягается и захватывает власть в поле личности.

В первом случае мы видим развитие глубокого и острого религиозного чувства. Тот, чей структурный контур неопределен, расплывчат из-за врожденной слабости и, возможно, болезни, чувствует инстинктивно (а временами и сознательно, возможно даже трагически), что он в состоянии поддерживать свою индивидуальность, только связываясь с неким многообъемлющим единством, внутри которого он находит большую безопасность и из которого может черпать силу путем осмотического процесса как эмбрион черпает поддержку из материнского тела. Иными словами, человек, рожденный структурно слабым (в отношении тела или эго), ищет новую трансцендентную мать. Функция Юпитера посвящает себя этим поискам и может принимать для этого самые разнообразные формы. Исходная установка всегда коренится в ощущении структурной слабости и, следовательно, в более или менее интенсивной попытке найти ободрение и защиту, то ли у трансцендентного отца, то ли в объятиях небесной матери Церкви или Партии. Это можно назвать феодальной установкой, выражающейся в полной личной преданности сильному (социально или духовно) человеку, братской или мистической организации.

Во втором из указанных случаев юпитерианская функция пробуждается к решительным действиям и энергично пытается замаскировать и компенсировать сатурнианскую недостаточность. У нее есть для этого несколько различных путей, в зависимости от семейной и социальной среды с характерными для нее проблемами. Это всегда осуществляется в тесной кооперации юпитерианского и меркурианского полюсов функции. Юпитер, вообще говоря, создает личный ореол посредством интенсивной и алчной ассимиляции всего, что может закрыть и замаскировать слабые точки сатурновой брони; Меркурий же наращивает интеллектуальную хитрость и изощренность, чтобы подправить окружающую обстановку в выгодную для человека сторону.

В этих двух важных случаях юпитеро-меркурианская функция поставлена в условия ненормального давления. Исходное чувство неполноценности возникает по одной из двух схем, каждая может вести к развитию сильных комплексов. Вторая схема может показаться более позитивной, но обе в сущности основаны на страхе. Чувство неполноценности может породить в качестве реакции агрессивный комплекс превосходства (в особенности если функция Марса сильно преувеличена), а это может вести к большим личным достижениям.

Итак, мы видим, что определенный тип функциональной недостаточности ведет к напряженной интенсификации другой функции. Нужно подчеркнуть слово напряженной, ибо любое постоянное напряжение ведет рано или поздно к ригидности (затвердеванию) к потере гибкости, кристаллизации, самоотравлению и психологическим комплексам, останавливающим течение духа. Свободное творчество духа замещается тонкостью и изобретательностью ума. Эго, ослабленное родительскими комплексами, подпирается интеллектуальной хитростью и софистикой, умственным блеском или умной рационализацией. То, что кажется сильным и агрессивным эго, в действительности оказывается слабым чувством индивидуальной самоидентификации, тщательно скрываемым под сверхактивной и тиранической юпитеро-меркурианской конструкцией, с акцентом либо на Меркурии-уме, либо на социальной способности воздействовать на людей искусным применением личного очарования и прелести (с помощью Венеры) или запугивания (с помощью Марса).

Там, где юпитеро-меркурианская функция не пытается компенсировать на социальном уровне чувство структурной неполноценности (физиологической или психологической), а вместо этого посвящает себя более сильному целому или группе, способной предоставить защиту и новые стимулы к жизни, доминирует обычно юпитерианский полюс. Юпитерианская функция провозглашает себя Душой и рационализирует (с помощью Меркурия) свое превосходство над слабым Сатурном в философствовании о зле эгоизма, о необходимости посвятить себя Богу или Церкви. Индуистская культура служит ярким примером этой психологической игры сил, особенно в средние века, давшие невиданные проявления благочестивого самоотречения и эмоционального посвящения себя служению Духовному Руководителю (Гуру). Индийский бхакти считает себя слугой своего Учителя, и отдает всю свою психическую энергию на службу превозносимому существу, которое становится отцом и матерью в одном лице. Функция Сатурна-Луны отвергается полностью. Функция Юпитера возвышается до божественности. Даже Меркурий, ум, остается в полном пренебрежении, если только он не служит диктату юпитерианской функции.

Исторически говоря, вся духовная революция, начавшаяся в первом веке до нашей эры на Востоке усилиями северного буддизма (школа Махаяны), в Средиземноморье посредством народного христианства (в особенности через св. Павла), представляет собой коллективную психологическую реакцию, в которой функция Юпитера получает преобладание после периода усиления тенденций к развитию эго. Период этот начался на Западе приблизительно во времена египетского реформатора Эхнатона (1360 г. до н.э.) и Моисея в середине так называемой Эры Овна. Акцентировалась тем или иным образом функция Сатурна будь то солнечный диск в Египте или Иегова-Сатурн у евреев.

У греков мы видим развитие Меркурия-интеллекта на службе Сатурна и в результате подчеркивание рационализма и логики а также внимание к Мойрам, Судьбе или Карме (сатурнианский фактор). Позже греческая мифология делает попытку усилить функцию Юпитера в противовес Сатурну, с соответствующим ростом нового ощущения социальности и чувства универсализма в социальной организации. Коллективными усилиями такого рода Запад пытался переходить от одних уровней деятельности к другим но без успеха. Греческое чувство социальности привело к анархии; греческая интеллектуальность к софистике и формализации мышления. Реакцией на это стала поляризация юпитерианской функции, последовавшая за крушением греческого индивидуализма. Христианство в хаосе и дезинтеграции средиземноморского мира (который, вместе с тем, имел видимость интеграции в виде примитивного фашизма Римской Империи) компенсировало падение сатурнианского индивидуализма трансформацией юпитерианской функции в благочестивую и религиозную силу. Началась Эпоха Рыб, теоретически управляемая Юпитером в оттенках мистического Нептуна (а он занимает один из двух полюсов функции трансформации, четвертой основной функции в нашей классификации).

На первых порах юпитерианское Евангелическое Христианство основывалось на завете Иисуса об исцелении людей и народов. Но затем, выдвинув на передний план иудейское чувство греховности и вины, жажду искупления через жертву и все старые еврейские комплексы, основанные на хаотическом чувстве эго и неполноценности (родительские Сатурно-Лунные комплексы), Павел отклонил позитивный импульс Христа в русло психологического эскапизма и эмоционального благочестия.

Апостолы получили на Пятидесятницу дары исцеления и говорения на всех языках; так они были поставлены врачевателями общества. Апостольское Братство было не Матерью-Церковью, а группой посвященных. Они исповедовали не религию, а путь преображения, ведущий к новой Самости к юпитерианской самости, трансформированной огнем и водой Урано-Нептунианской функции. Христианство Павла и большинства Отцов Церкви было юпитерианской компенсацией функции Сатурна, разрушенной чувством вины, греха и раскаяния, которое мучило людей с тех самых пор, как они начали борьбу против рабства земного, обусловленного, родового способа жизни, за реполяризацию своего сознания на уровне духовной ментальной деятельности.

На этом новом уровне юпитеро-меркурианская функция может без напряжения работать не в религиозном плане как компенсация родительских комплексов, а в духовном. На этом уровне она может выразить себя и в отношениях нового типа, способных создать реальную демократию (которую не следует путать с политической формой парламентаризма, вдохновляемой часто коллективной эмоциональной реакцией против европейской тирании Церкви и Государства). Но прежде чем обратиться к социальным аспектам юпитеро-меркурианской функции, остановимся на ее роли в процессе ассимиляции, столь существенном для жизни.

Центральным органом ассимиляции в человеческом теле является печень, которой как считается в астрологии управляет Юпитер. И в течение веков мудрые люди говорили, что душа человека находится в печени, а жрецы пытались делать предсказания, разрезая печень жертвенных животных. Эти верования, странные для современного ума, имеют в основе своей тот факт, что ни один организм не способен поддерживать себя, не впитывая химические субстанции из среды и не трансформируя их, чтобы превратить в собственные то есть подобные собственным субстанциям (ас-симиляция, у-подобление). Эта органическая способность химической трансформации не принадлежит одной лишь печени, но свойственна и различным эндокринным железам; все же, будучи весьма заметным органом (а может быть, и по более глубоким причинам), печень считается управляющим фактором в процессе ассимиляции.

Если сатурнианское эго дифференцирует общую родовую жизнь человека в индивидуальности, юпитерианская душа синтезирует индивидуальные выражения жизни в общую субстанцию человеческой жизни. На уровне тела Юпитер (в качестве печени) обеспечивает усвоение продуктов питания; на уровне чувств и ума Юпитер (в качестве Души) имеет дело с различными продуктами социально-коллективной жизни, составляющими культуру. Культура это синтезированная масса, возникающая из вкладов индивидуальных умов по мере того, как эти вклады смешиваются, впитываются и усваиваются новыми поколениями. Культура подобна пище в пищеварительных органах коллективной ментальности и душе народа; значит, дело юпитерианской функции осуществлять ассимиляцию в рамках определенной личности.

Меркурий функционирует в дополнение как фактор коллективной памяти, как хранитель традиций, распределитель энергии импульсов, регулирующих процесс психо-соматической ассимиляции. В теле это нервная система; в душе способность к ассоциации образов, символов и понятий, служащая для соотнесения новых культурных данных с главным потоком цивилизации, сетью изначальных идей, характеризующих определенную культуру как коллективное идеологическое целое. Там, где меркурианская функция не может выполнить свою работу или где абсорбирующий голод Юпитера перевешивает Меркурий, возникает то или иное неравновесие. Тело становится жирным. Ум переполняется неиспользуемыми данными и несвязной информацией.

Чрезмерная потребность в пище, будь то физической или интеллектуально-культурной, есть комплекс. На уровне чисто социальной деятельности это становится жаждой богатства или власти. Стремление к самовозвышению типичное выражение чрезмерной активности юпитерианской функции. Это может быть компенсацией слабого Сатурна, но может также отражать недостаточное равновесие между тираническим Юпитером и неэффективно работающей способностью к самооценке и оценке личных возможностей.

Если Меркурий действует чисто пассивно, он лишь запоминает, потворствуя стремлению Юпитера к интеллектуальному расширению; однако в его природе заложена более позитивная и существенная возможность не только обслуживать Юпитер, но символизировать собой море электрической энергии, субстанцию всякой ментальной деятельности. Если Луна материнский аспект жизни, то Меркурий материнский аспект ума. Органическое здоровье на всех уровнях зависит от установления эффективного, динамического и гармонического равновесия между двумя полярностями универсальной энергии.

Глава VI

Астрологические указания на социальные комплексы

Первичная характеристика Юпитера управление всеми процессами ассимиляции, необходимыми для поддержания органической жизни; мы видели, что эта ассимиляция существует не только на физиологическом уровне (где усваиваются пищевые продукты), но и на психологическом (где усваивается культура того общества, в котором воспитывается ребенок). Юпитер символизирует способность человека удовлетворить голод пищей материальной, ментальной или эмоциональной. Посредством ассимиляции организм достигает зрелости, полноты и способности поддерживать в относительной безопасности индивидуальные характеристики, которые устанавливает и укрепляет Сатурн по мере развития личности.

Юпитер печень в теле и алхимическая составляющая души. С ним вместе работает Меркурий, распределитель электрической энергии; он не только оживляет нервную систему, но также производит субстанцию для всей ментальной деятельности. В своем динамическом и позитивном аспекте эта субстанция, эта материя ума мистическая сила, и электричество тела является лишь одним ее аспектом; в своем удерживающем аспекте Меркурий представляет способность памяти, способность накапливать и связывать чувственные данные, образы, слова и, в конце концов, понятия.

Когда в функции Юпитера-Меркурия Юпитер становится чрезмерно активным в ущерб меркурианскому полюсу, тело или ум могут переполниться непереваренной пищей, делающей их чрезмерно жирными физически или интеллектуально. Меркурий тогда действует лишь как слуга или раб Юпитера, как запоминающее и классифицирующее устройство. У человека, который живет только для того, чтобы есть, электрический потенциал тела полностью занят пищеварительным процессом и неспособен к более творческой деятельности.

Функция Юпитера-Меркурия отвечает, однако, не только за ассимиляцию и поддержание здоровья. Ни один организм не будет здоровым без постоянных приливов и отливов обмена с окружающими сущностями и субстанциями. Даже с точки зрения ассимиляции адекватное снабжение пищей (психологической так же, как и физической) едва ли может быть обеспечено, если организм плохо умеет деятельно отдавать и брать. В земледелии и скотоводстве человек дает природе и берет у нее. Промышленность процветает и расширяется только посредством коммерции, и все формы цивилизации зависят от обмена между людьми, от множества других социальных процессов. И физическое и психическое здоровье зависит от торговли и связей между людьми, от включенности в социальные отношения. Более того, развитие социального чувства и еще более глубокого чувства причастности и сочувствия переплетено с чувствованием личности и Души (в юпитерианском смысле).

Другими словами, личная интеграция в большой степени зависит от способности социальной адаптации и участия, по крайней мере испытывает ее глубокое влияние. И именно развитие социального чувства, чувства взаимообмена и взаимодействия с человеческой, а в пределе и с космической средой, связано с Юпитером. Нарушения юпитерианской функции могут поэтому выражаться в различных социальных комплексах и фобиях. Как всегда, главная причина этого в страхе и в ощущении бессилия против окружающих превосходящих сил, которое вызывает (иногда, по крайней мере) чувство неполноценности. Разрешение подобных проблем во многих случаях связано с необходимостью преодолеть детское чувство социальной неполноценности; сюда включается и опыт, с которым ребенок встречается в отношениях со своими братьями и сестрами, вообще с ранним семейным окружением, со всем, что подпадает под символ III дома. Семья представляет собой переходную область, в поле которой чисто био-органические функции постепенно переходят в типично социальные.

Основополагающие для семьи отношения родителей и детей, а кроме того, отношения братьев и сестер, детей со слугами, родственниками и прочие содержат в зародыше практически все типы отношений, которые позднее будут разыгрываться в более широкой сфере общества. По этой причине семья обычно рассматривается как клеточка общества. Это питомник социальности; теоретически говоря, социальные функции постепенно развиваются в атмосфере защиты и любви, в гармонии, которая опирается на инстинктивную и бессознательную власть биологического приспособления.

Мы сказали теоретически говоря, потому что стремление индивидуализироваться любой ценой заражает все общество, а чувство реальных авторитетов вместе с инстинктом органической гармонии исчезают и из общества в целом и из составляющих его семей; в результате дети едва родившись, мнятся индивидуальностями (кажущимися!), а теоретически защищающая обстановка детской превращается в тренировочное поле для соперничающих воль к власти. В такой атмосфере любой ребенок, хотя бы незначительно отягощенный физической или психической неполноценностью или излишней чувствительностью, имеет возможность приобрести комплекс неполноценности или его компенсацию, агрессивный комплекс превосходства. Преждевременная и биологически незрелая индивидуализация бич современной семьи и причина бесконечных неврозов; а само это явление коренится в неспособности современных родителей воспроизвести с необходимыми полнотой и совершенством жизненно-духовные функции архетипических Отца-Сатурна и Матери-Луны, быть примерами структурно-социальной интеграции (Сатурн) и вечно бдительной и всегда эффективной способности приспособления к повседневным ситуациям и нуждам (Луна).

Поскольку родители слишком заняты и мало заботятся о том, чтобы являть собой авторитет, исходящий от практически адекватного и удовлетворяющего душу примера, единственный авторитет, который завоюет полное приятие и здоровое благоговейное отношение со стороны ребенка, современная семья формирует преждевременных и дисгармоничных, эгоцентричных и подверженных комплексам индивидуалистов, которые, вырастая, превращают общество в поле непрестанной битвы, в джунгли. Вред от этого накапливается на протяжении нескольких поколений, в особенности когда кино и радио наполняют впечатлительный ум ребенка тем самым материалом, из которого вырастают самые ядовитые эмоциональные комплексы. Социальные и эмоциональные чары питают растущий комплекс неполноценности. Слезливый сентиментализм, а теперь вдобавок эротизм и жестокость брызжут из кинофильмов и популярных книжек, из суперменовской чепухи комиксов. Так что, нормальное развитие детей, развитие здоровой функции Марса-Венеры почти невозможно.

В результате социальные комплексы, очень редкие в большинстве старых семей, достигли сейчас уровня непрекращающейся эпидемии. Социальные неврозы стали ныне постоянным фактором в глобальном мире хаоса. Именно в безнадежной попытке психологического бегства от этих социальных неврозов люди ищут твердого чувства единодушия в тоталитарных политических партиях, в старых и новых, солидно организованных религиях.

Потребность в авторитете разъедает помраченные души современных людей, но им доступен лишь авторитет техники с ее практическими чудесами или авторитет систем (экономических, политических или религиозных), которые превращаются в принуждающие к фанатизму идеологии или в некое дело. Однако действительным авторитетом всегда будет тот, что принадлежит личности, в том смысле, что его можно ожидать лишь от личности, которая своим живым примером разрешает проблемы окружающих.

Если это так, человек приобретает авторитет как агент духа, сущность которого в том, чтобы предлагать творческие решения для жизненных потребностей. Он перестает быть индивидуальной личностью для тех, кто признал его проявлением духа; он становится Персонажем, авторитетным человеком что не означает официального авторитета. Такой человек будет социальным Образцом после смерти и может стать основанием мифа. Такие люди действительно Отцы цивилизации, столпы общества; Матери цивилизации, великие символы личного ответа на насущные нужды времени, также среди них.

Человек, являющий собой образец и наделенный авторитетом, на социальном уровне фокусирует в себе силу функции Юпитера в ее высочайшем смысле. Это посланник Бога, настоящий Первосвященник. В более индивидуальном смысле это индийский Гуру, духовный Учитель. Вообще говоря, любой такой учитель служит на всех уровнях связующим звеном между урожаем, собранным с прошлого человечества, и нуждами подрастающих поколений, так же, как родители в биологическом смысле являются связующим звеном между наследственным прошлым расы и душой , жаждущей опыта и самофокусировки в человеческом организме. А низкий социальный статус учителей в современном мире еще один показатель и еще одна причина нашего социального хаоса.

Поддержание общества и культуры основано на функции Юпитера-Меркурия, а также на религии и образовании. Введение сил религии и образования в биологическую сферу семьи означает проникновение общества в дом. Если это проникновение по характеру негативно, потенциальный конфликт между родителями и детьми (между братьями и сестрами и т.д.) принимает острую форму и ведет к формированию социальных комплексов. Они основаны, во-первых, на страхе, порождаемом чувством отчуждения и неполноценности, а во-вторых на попытке преодолеть страх и чувство опасности при помощи жадности, вожделения, агрессивности.

Здесь мы не в состоянии обсудить в деталях огромное разнообразие путей проявления этих комплексов от многочисленных фобий до садизма и мании преследования во множестве форм, от алчности до мучительных приступов зависти, от клептомании до агрессивности великих завоевателей. Во всем этом находит себе выражение фрустрированное, извращенное или преувеличенное чувство социальных отношений. Один тип комплекса, тем не менее, следует выделить особо, ибо он захватывает не только области социальности и религии, но спускается до самых корней индивидуального существования. Я говорю о комплексе вины.

Вина основывается на чувстве личной изоляции и, в свою очередь питает это чувство. Но это также и социально-религиозное (юпитерианское) проявление, ведь чувство вины порождается переживанием дисгармоничного (и в конце концов деструктивного) участия в групповой жизни. Это чувство заставляет человека оборачиваться против себя и в той или иной степени себя разрушать. И задействованы в этом функции все тех же планет Юпитера и Сатурна. Поскольку чувство вины мешает попыткам самотрансформации человека, попыткам достичь более высокого или более широкого участия в социальной (или универсальной) жизни, функция Нептуна и дом, имеющий отношение к личным кризисам роста (VI дом), тоже должны рассматриваться как основные ключи.

То, что люди называют голосом совести, есть проявление функции самотрансформации, встретившей какие-то препятствия. Каждый человек должен быть готов к очередному эволюционному шагу в своей личной или групповой жизни, но часто его отбрасывает назад инерция прежнего опыта, трагическом или, напротив, связанном с удовольствием или просто воспоминание о нем; сила Урана-Нептуна, способствующая превращению из гусеницы в бабочку, оказывается фрустрированной, тогда она начинает преследовать несчастного, наказывая его за слабость. Результатом станет чувство вины, которое может быть как индивидуальным, так и коллективным тем более коллективным, чем сильнее ощущение причастности роду или обществу. Чувство вины ведет к жажде искупления; и как чувство неполноценности может переродиться в агрессивное чувство превосходства, так и жажда искупления может порождать (в своей активной и усиленной стороне) комплекс мессии, отравленное желание искупать других и бессознательно убегать от ответственности за собственную трансформацию. Комплекс мессии возникает там, где человек таким образом избавляется от ответственности за трансформацию себя. У подлинного Искупителя именно сила внутреннего преображения сияет столь мощно, что оказывает влияние на общество, а возможно и на человечество в целом. Это действительный Искупитель, поскольку дух может использовать его индивидуальное искупление как пример. Он обладает целительной силой, отвечающей потребности в искуплении для более или менее широкой группы людей. И значит, индивидуальная функция Урана-Нептуна оказывается соединенной с общечеловеческой универсальной силой революционного роста. Бог преобразует человечество через индивидов, которые преобразуют себя, в особенности если эта индивидуальная метаморфоза захватывает в силу своего выдающегося характера и интенсивности самые насущные нужды человечества или его части и приобретает тем самым символический и коллективно-значимый характер. Всякое действие Бога символично и исполнено коллективно-значимого смысла.

Из предыдущего должно быть ясно, что социально-религиозные комплексы весьма различаются по типу, так что их астрологическое представление тоже различно и не может быть сведено к нескольким стандартным конфигурациям планет. При желании проследить астрологические указания на потенциальные источники социально-религиозных комплексов, особенное внимание следует обратить на Юпитер, Меркурий и Нептун. Но, как мы видели, нужно постоянно соотносить эти факторы с тем, как действует функция Сатурна-Луны, потому что социально-религиозные комплексы во многих случаях являются результатом и компенсацией неуравновешенного или фрустрированного отношения к родителям. Многое зависит также от того, какие планеты попали в определенные дома и какие управляют ими особенно это касается III и IX домов; важна также Точка Фортуны она является одним из сильнейших указаний на чувство социальности, вместе с Частью Юпитера и Частью Сатурна.

Эти две планеты называли планетами Души, но термин душа обычно слишком расплывчат. В том смысле, как понимает это слово юнгианская психология, душа есть полярность эго, как Юпитер является полярностью Сатурна. Но как бы то ни было, поскольку эти два фактора пребывают в постоянном взаимодействии и взаимозависимости, будет совершенно правильным говорить, что душевная жизнь результат их взаимоотношений. Эти взаимоотношения находят свое существенное выражение в образе Отца, а значит в отношении к отцу и ко всему, что психологически и социально затрагивает отцовство включая, в частности, все формы религиозного и политического авторитета. Это так, потому что, как я уже говорил, традиционно отец является не только частью семейного круга, но и активным представителем семьи во внешнем мире общества, а также представителем общества во внутреннем мире семьи. В нем, следовательно, осуществляется взаимопроникновение биологической и социальной сферы.

Различие между этими сферами, между матерью (как символом домашней жизни) и отцом (символом социальной жизни) сейчас уже не так ясно, как раньше. Поэтому в современной астрологии трудно судить, какой из домов (десятый или четвертый) соответствует отцу, а какой матери. Тем не менее, четвертый дом сфера частной и личной (следовательно, душевной) интеграции; десятый же дом символизирует то, как сформировавшийся человек устанавливает свое место и свою функцию в универсуме и обществе, а это место является основанием эго. Управляет им Сатурн.

Астрологические отношения между Юпитером и Сатурном указывают, следовательно, отношение между чувством своего места в обществе и чувством собственной душевной интеграции; последняя питается функцией Луны, но устанавливается как сознательный психологический фактор функцией Юпитера. Когда Юпитер образует квадрат (и полуквадрат) с Сатурном, это показывает состояние динамического напряжения в личности которое может быть как творческим, так и деструктивным. Во всяком случае, оно вскрывает конфликт между традиционным социальным чувством места и стремлением к внутренней личной интеграции. Это указывает на глубокую духовную неудовлетворенность принятыми социальными и личными стандартами. Сила этой, потенциально божественной, неудовлетворенности может вести человека к трансформации и расширению чувства самости, а равно и к расширению его участия в мире и обществе; но наряду с этим она может породить и сильные социальные комплексы, возникающие из-за постоянного бунта против всех форм авторитета.

С другой стороны, соединение Юпитера и Сатурна в карте рождения указывает на вероятность появления нового чувства личной или социальной интеграции, нового типа встраивания себя в универсальное или социальное целое (Герман Кайзерлинг, Ф.Д.Рузвельт). Оппозиция между Юпитером и Сатурном говорит о жизни, определяемой глубоким внутренним решением (как правило, где-то на третьем или четвертом десятке), или о радикальной перемене во внешних социальных условиях, трансформирующей глубочайшие корни судьбы.

Вообще в тех случаях, когда отношения Юпитера и Сатурна фокусированы, возможны два варианта: либо поддерживающая функция Юпитера изменяется из-за радикальной трансформации в личной или социальной структурной обусловленности образа Отца (Сатурн), либо индивидуальное эго (Сатурн) испытывает своеобразную реконструкцию из-за разрушения поддерживающей функции Юпитера. Религиозное обращение или внезапная потеря богатства, престижа, здоровья вот вероятные исходы такого разрушения.

Двадцатилетний транзитный цикл соединений Юпитера и Сатурна очень важен для предсказания потенциальных кризисов чувства социальности у самого человека и в его подходе к личной интеграции. Прохождение Юпитера над углами карты рождения (асцендент, М.С. и т. д.) и через дома также очень важно; этот 12-летний транзитный цикл широко используется в области бизнеса. Столь же важным указанием можно считать ретроградный Юпитер, если астролог не пользуется стандартными заключениями, а способен проинтерпретировать этот фактор в свете целостности всей карты.

Много случаев с ретроградным Юпитером можно найти в картах, иллюстрирующих книгу Марка Джоунза Руководство по интерпретации гороскопов ; их перечисление сразу покажет, что на этой основе никак не будут очевидными заключения относительно финансовой или социальной области: Теодор Рузвельт, Сесил Роуз, Эндрю Карнеги, Карл Маркс, князь Бисмарк, лорд Байрон, Франциско Франко, Махатма Ганди, Гете, Вашингтон, Луи Пастер. Странное собрание людей, обладающих властью и престижем!

Рассмотрим коротко некоторые из этих карт. Теодор Рузвельт и Сесил Роуз (английский политический деятель времен империи и алмазный магнат) оба в юности были слабыми. У первого ретроградный Юпитер в Близнецах в VI доме; у второго в Стрельце в XII доме. Преодолевая и используя это обстоятельство, они развили свои силы. Марс на асценденте и кульминирующее Солнце в Скорпионе дали Рузвельту необходимые силы и энтузиазм; оппозиция Марса и Луны на горизонте, вкупе с точным крестом, очерчиваемым оппозицией Юпитера и Венеры в квадрате с Нептуном и Точкой Фортуны, рассказывают о преодолении сильного материнского комплекса и возрождающей личной воле. В карте Э.Карнеги ретроградный Юпитер изолирован, он образует квадрат с Плутоном и оппозицию с Точкой Фортуны. Но соединение Солнца и Марса в первом доме тоже дает огромную энергию. У С.Роуза Точка Фортуны в соединении с Юпитером, в квадрате с Нептуном и оппозиции с Марсом. У К.Маркса ретроградный Юпитер в оппозиции с Марсом, но в секстиле с доминирующим соединением Сатурна и Плутона; мы видим в нем разработчика практической техники (секстил) социального бунта.

Тот факт, что Юпитер в карте рождения ретрограден, разумеется, еще не означает, что человек будет социально слабым, будет стремится к уединению или интроверсии. Но обычно это означает, что он столкнется с проблемами самосохранения в собственной среде и если удастся эти проблемы разрешить, они станут основанием его судьбы и силы. Это может относиться к здоровью или к социальному положению; или они могут быть сфокусированы социальной симпатией или возмущением по поводу социальных злоупотреблений (как в случаях Ганди, Маркса и других). Это проблемы, заставляющие человека ставить под сомнение традиционные социально приемлемые ценности. Если брошенный вызов приводит к успеху, человек может достичь славы или богатства; в противном случае он спускается на дно как преступник или асоциальная личность. Комплекс налицо в обоих случаях.

Предыдущая Оглавление Следующая