Валерий Зеленский
Базовый курс аналитической психологии
Психическая инфляция
Поскольку одна из целей аналитической психологии —
интеграция сознательных и бессознательных элементов психического, а
бессознательное представлено в двух аспектах —личном и коллективном, то частым
и, по-видимому, неизбежным следствием сознательной ассимиляции человеком
содержаний бессознательного является распространение личности за пределы,
свойственные индивиду. Рассматриваемая нами личность неожиданно открывает в
себе элементы не только личного, но и коллективного бессознательного. Последнее
вызывает приятное возбуждение, придает индивиду силу и уверенность в себе.
Однако, поскольку содержания коллективного бессознательного на архетипическом
уровне тоже принадлежат индивиду, он может попытаться ассимилировать эти
аспекты своей души и отождествить себя с ними. Если это происходит, индивид
расширяет свою личность за пределы индивидуальной границы и
"заполняет" пространство, которое, по сути, ему не принадлежит.
Осуществить это можно, лишь присваивая себе те содержания и те качества,
которые существуют, строго говоря, только для себя и должны, следовательно,
оставаться за нашими пределами. В результате такого расширения своей личности
индивид ощущает себя "сверхчеловеком" или "подобным богу".
Юнг определяет это психическое состояние как психическую инфляцию (Юнг,
1994з, с. 198).
Пребывая в таком состоянии, человек испытывает любое
нереальное — либо слишком высокое (мания величия), либо слишком низкое
(депрессия) — чувство своей идентичности. Иными словами, ему свойственно
преувеличенное ощущение своей важности, которое зачастую компенсируется
чувством неполноценности,— дезориентация, сопровождаемая либо чувством огромной
значимости и уникальности, либо, наоборот, ощущением своей никчемности и
незначительности. Этот выход личности за пределы собственных границ происходит
за счет идентификации с персоной (см. выше) или в патологических случаях
— с исторической или религиозной фигурой.
Сознание в состоянии инфляции
всегда эгоцентрично и не способно
осознавать ничего, кроме собственного существования. Оно неспособно учиться у
прошлого, неспособно понимать происходящее сейчас и неспособно делать
правильные заключения в отношении будущего. Оно загипнотизировано самим собой,
и поэтому с ним бесполезно спорить. Оно неизбежно обрекает себя на бедствия и
катастрофу, приводящие в конечном счете к самоуничтожению. Парадоксально,
однако, то, что инфляция есть регрессия сознания в бессознательное. Это
случается всегда, когда сознание берет на себя слишком много бессознательных
содержаний и утрачивает способность к различению, без чего, собственно, сознания
и нет (Юнг, 1997в, §563).
Поскольку сознание бывает или личным, или
коллективным, психическая инфляция тоже может быть как личной, так и
коллективной; иначе говоря, группа, нация или раса могут испытывать психическую
инфляцию. Более того, психическая инфляция индивида может являться следствием
неоправданной идентификации не только с содержанием коллективного
бессознательного, но и с каким-либо иным содержанием — социальным или
метафизическим, например, с тем, которое находится за пределами подлинной и сознательно
определенной сущности и возможностей индивида (или группы). Таким образом,
психическая инфляция может проистекать из идентификации с содержанием
коллективного сознания.
В качестве примера идентификации индивида с элементами
коллективного бессознательного Юнг приводит "свойственную многим
идентификацию себя, причем без тени юмора, с исполняемой должностью или
Титулом" (Юнг, 1994з, с. 198). Исполняемая индивидом должность слагается в
такой же мере из коллективных усилий, как и из личных. Она возникла благодаря
сотрудничеству многих людей, и ее достоинство и эффективность зависят от
коллективного одобрения. Следовательно, когда индивид полностью идентифицирует
себя с должностью или титулом, он производит нарушающее естественный порядок
расширение своей личности и узурпирует качества, ему не принадлежащие.
Данный пример служит также иллюстрацией того, что
"трансперсональные содержания отнюдь не инертное, мертвое вещество... а
скорее активные сущности, оказывающие притягательное воздействие на
сознание" (там же, с. 201). Иными словами, не только индивид стремится
отождествить себя с должностью, чтобы увеличить свою личность, но и сама
должность обладает притягательной властью над индивидом и провоцирует
"утопить" личную идентичность в более масштабной коллективной
идентичности должности.
Одна из опасностей такого рода психической инфляции —
атрофия личности индивида, в результате чего "за внушительной оболочкой
скрывается маленькое жалкое существо" (там же, с. 201). В результате
идентификации индивида с трансперсональными свойствами и возможностями его
должности возникает порочный круг. С одной стороны, такая идентификация
привлекательна, поскольку "предлагает легкую компенсацию личных
изъянов" (там же), с другой — она препятствует развитию личности и, следовательно,
усиливает чувство собственной неполноценности, что, в свою очередь, приводит к
еще более сильной идентификации с компенсаторными трансперсональными
элементами.
Конъюнкция
Термин "конъюнкция"* заимствован Юнгом из
средневековых алхимических работ. В алхимии он используется для обозначения
химических комбинаций, рождения нового элемента. Юнг рассматривал конъюнкцию
как архетип психического функционирования, как пример взаимодействия
двух и более бессознательных факторов.
* Coniunctio (лат.)
— единство, союз.
В современном обыденном сознании сложилось
представление об алхимиках как об оторвавшихся от реальности мечтателях и визионерах,
свихнувшихся на поисках способов превращения свинца в золото, многовековые
фантастические поиски которых прекратились лишь с наступлением эпохи
рационализма и Просвещения. Тем не менее Юнг исследовал многие сохранившиеся
алхимические тексты с целью обнаружить там совершенно иную реальность: он
полагал, что буквальные поиски алхимиками способов превращения вещества были
лишь частью гораздо более обширной философско-психологической системы мысли,
которая рассматривала собственную личную трансформацию алхимика как решающий
фактор в успехе всего алхимического предприятия. Таким образом, Юнг
рассматривал алхимические описания буквального физико-химического процесса как
внешние проекции на материю внутренних психических процессов, действительная
цель которых выходила за рамки преобразования неблагородных металлов в золото и
включала в себя духовную трансформацию самого алхимика.
Из множества стадий или фаз алхимического процесса
одна, относящаяся к заключительному циклу, называлась "coniunctio oppositorium", или объединение противоположностей, в которой
отдельные материалы с противоположными качествами наконец объединялись, чтобы
создать совершенно новую, преобразованную субстанцию или вещество, что и
являлось окончательной целью алхимической процедуры. Хотя такое объединение
выглядит достаточно простым, будучи выражено в словах, сам символизм coniunctio, представленный на рисунках и в образах, показался Юнгу весьма
удивительным, поскольку подобное химическое соединение постоянно
символизировалось образами сексуального контакта (включая ин-цестуозную
сексуальную связь, такую, как брак короля и королевы) и полумужской-полуженской
фигурой гермафродита (Юнг, 1998а, § 454). Обнаружив подобный уродливый и
шокирующий сексуальный символизм, который в конечном счете был иллюстрацией
простой химической операции, Юнг пришел к заключению, что coniunctio алхимиков является гораздо более глубоким символом — образом,
указывающим на нечто выходящее за рамки самого себя, на тайну, которая, может
быть, никогда и не будет полностью раскрыта.
На что же указывает конъюнкция или какова ее
психологическая природа? Юнг предполагает, что coniunctio, этот
союз мужского и женского, обнаруженный как в королевском инцесте, так и в
образе гермафродита, указывает на внутренний союз мужского и женского
элементов, необходимых для психологической и духовной целостности. Такой союз
привел бы к способности к подлинной близости и родственному отношению, и в этом
смысле Юнг воспринял конъюнкцию в качестве подходящего символа для встречи душ,
которая возникает между аналитиком и пациентом в процессе анализа. Очевидно,
что в рамках предложенного Юнгом понимания Самости конъюнкция является символом
психической целостности, которую репрезентирует Самость, а божественность
андрогина и королевская природа инцестуозных любовников в рамках алхимической
конъюнкции указывают на более высокий план психологической интеграции, который
проистекает из Самости как архетипа целостности.
Несмотря на глубокое, мастерское описание этой
алхимической фигуры, coniunctio
остается, о чем нам напоминает само
заглавие книги, "a
mysterium", таинственным
переплетением архетипических противоположностей, образующим финальное
божественное состояние интеграции. Хотя Юнг и написал довольно много о природе
мужского и женского союза, все же остается фактом то, что данное объединение
можно рассматривать не столь буквально, а более фигуративно, понимая при этом
мужское и женское как символы архетипических противоположностей: активного и
пассивного, сознательного и бессознательного, светлого и темного,
деструктивного и конструктивного, аналитического и синтетического. Поскольку
все архетипические доминанты являются полярностями и обладают двойственными
лицами, coniunctio, сексуальная в своем символизме, представляет союз любых
противоположных качеств, чье примирение ведет к большему единению с собой и
другими. Значение coniunctio в юнговском понимании не может быть при этом
переоценено, особенно в отношении к индивидуации и процессу анализа, где
конъюнкция оказывается руководящим образом, взывающим к чувствам каждого
индивида, стремящегося к внутренней решительности и внешней (родственной)
связанности.
Весьма подробно Юнг рассмотрел этот образ в одной из
своих наиболее важных работ "Психология переноса". В ней
аналитический процесс — отношения между аналитиком и пациентом — иллюстрируется
с использованием алхимической образной системы. Поскольку целью анализа
является достижение большей целостности, Юнг использует алхимическое понятие coniunctio и шаги к ее достижению в применении к отношениям переноса —
контрпереноса и трансформации, которые возникают в анализе. Нетрудно
догадаться, как такая концептуализация переноса и контрпереноса, столь типичная
для последних работ Юнга, была воспринята в профессиональном кругу
психоаналитиков, находившихся под влиянием фрейдовских представлений о
переносе, контрпереносе и цели анализа. Уже только по этой причине
"Психология переноса" должна быть внимательно прочитана и изучена
теми, кто хочет до конца понять психотерапию Юнга.
Для дальнейшего изучения явления конъюнкции можно
порекомендовать также последнюю работу Юнга — "Mysterium Coniunctionis". Другие его работы, предлагаемые в списке, освещают
способность психического примирять конфликтные противоположения, наследуемые
всеми нами, или выходить за их пределы и обнаруживать новый смысл самости.
В предложенных работах современных
аналитиков-юн-гианцев рассматриваются символизм coniunctio, его
ин-цестуозный аспект, аналитическое значение и др.