Валерий Зеленский
Базовый курс аналитической психологии
Внутреннее и внешнее. Индивидуальное и коллективное
О месте человека в структуре мироздания Юнг писал
следующее:
...существует большое внешнее и большое внутреннее,
между этими двумя полюсами находится для меня человек (цит. по: Какабадзе,
1982, с. 108).
В данном случае под внешним Юнг понимал коллективное
сознание, конкретный мир настоящего, прошлого и будущего. Внешний мир представлен
двумя измерениями — вертикальным и горизонтальным. Вертикаль — это духовный
мир, сфера культуры, здесь зафиксирована определенная ступень развития человека
или общества, религиозные, этические, эстетические и философские нормы и
ценности. Горизонталь — внешняя физическая данность, непосредственная
реальность, постигаемая с помощью органов чувств.
В свою очередь, "большое внутреннее" связано
с бессознательным началом, с живой психикой и всем субъектным миром, из которых
вырастают сознательная психика и сама личность.
Едва ли ценность научного знания сводится лишь к тому,
чтобы открывать только внешнее. Внутренний (или психический) ландшафт еще не
стал вполне открыт для гуманитарной мысли; в естественнонаучном смысле он
сводится к психической морфологии, где сложная узорная ткань психического
оказывается распущенной на нитки рефлексов, отдельных реакций, в лучшем случае
оказывается "пришпиленной" к сознательным формам или к
"совокупности общественных отношений". Главное психологическое
открытие: все люди живут в психическом ландшафте — еще не стало достоянием
культуры. Хотя и принято считать, что существуют чисто природные или культурные
ландшафты, но как быть с теми внутренними картинами мира, которые выстраивает
человек в своей душе? Куда их причислить? В аналитической психологии речь идет
о географии психической, помимо физической, о тесном переплетении природного и
смыслового компонентов, о соотнесении внутреннего и внешнего. Такое
метафорическое разделение полезно с учетом понимания того, что личность,
разумеется, представлена живым конкретным человеком. Такой человек каждое утро
встает с постели в какой-то конкретной комнате, ведет особый, свойственный
только ему образ жизни среди ряда других людей; такой человек окружен
определенными предметами и получает "на входе" подсознательную
информацию от социальных, политических и экономических "сил", и далее
этот человек отправляется спать и видеть сны, и при этом он вновь погружается в
другую атмосферу коллективного со специфическими сценами, друзьями и врагами,
со всей сновидческой информацией.
В обеих сферах личность действует и подвергается
воздействию. Такое взаимодействие между индивидуальным и коллективным является
сквозной темой, проходящей через все труды и работы Юнга. На плоском, наивном
уровне переживания существует противоположение между индивидуальным и
коллективным. Я не могу быть самим собой, подчиняясь действиям толпы, и толпа
не сможет функционировать с объединенной целью, будучи вынуждена принимать во
внимание индивидуальный стиль и потребности каждого участника. Философская
антиномия между индивидуальным и универсальным сама по себе является
архетипической ситуацией, разыгрывающейся в жизни каждого человека. Если идею
Юнга рассмотреть более внимательно, то мы обнаружим следующее:
-
коллективное не всегда
действительное. Психическое очень разборчиво к тому, что им движет. Только
незначительная часть "коллективного" имеет дело с актуальной
действительностью и является вследствие этого психически реальной;
-
коллективное — также и общее, то,
что мы поддерживаем сообща, и то, что объединяет нас как человеческих существ.
Гипотеза коллективного бессознательного означает для психотерапии, что все
люди могут контактировать друг с другом на этом общем
человеческом уровне как сегодня, так и с людьми прошлого на языке эмоций,
фантазии, сновидений, архетипических образов и ситуаций, несмотря на
индивидуальные различия в возрасте, поле, здоровье, культуре. Аналогично
гипотеза коллективного сознания устанавливает общность посредством ролей
(персон). Мы можем понять своих сограждан также и на языке их коллективной
деятельности (почтальон, продавщица, пациент, медсестра и т. д.). Это тоже
своего рода контексты, в которые помещена личность и с помощью которых она
воспринимается более понятно;
-
коллективное располагается не
только внутри или снаружи; оно является не только субъективным или объективным.
Оно и то, и другое одновременно. Я коллективизирован своим местом на службе
ровно настолько, насколько и своим душевным настроем. Весьма сходные
коллективные отчеты о впечатлениях могут быть получены от автобусных
экскурсантов или от участников "тусовки" с употреблением наркотиков.
И внутренняя, и внешняя силы могут быть коллективными, и в ряде работ (см., в
частности: Юнг, 1994е, с. 25-125) Юнг показывает, что оба вида коллективности
отражают друг друга. Дух времени через архетипические образы и эмоции влияет
как на внутреннее, так и на внешнее. Поэтому знать индивидуальную личность
означает знать, в каких пределах она меняется, исходя из ее коллективного
контекста. Тем самым отклонения становятся путеводными нитями к сущности
индивидуальности. Это, кстати, то же, что в юнговском представлении быть
индивидуализированной личностью: осуществлять несходство. Но идеально такая
личность не должна отрицать коллективность, поскольку именно в ней и
вырабатывается дифференцированный стиль исполнения самих ролей.
Адаптация, по мнению Юнга, означает не изглажива-ние
индивидуальности, а прежде всего обновление коллективности. Живое коллективное
призвание в индивидуальном стиле как раз и есть тот самый путь, на котором
могут осуществиться паттерны индивидуального мифа.