Эта статья содержит краткий обзор основных архетипов Юнга, описание которых не вошло в данную книгу.* Кроме того, здесь мы покажем, что образы этих архетипов можно найти не только в снах и алхимии, но и в смежной области — астрологии (к которой, как и к алхимии, психоаналитик относился с глубоким интересом и пиететом). Корни астрологии кроются в древнейших пластах мифологического сознания, и мы взглянем на компоненты коллективного бессознательного Юнга с точки зрения обобщенных мифологических архетипов, универсальных праобразов, которые ложатся в систему Зодиака.
*Данная работа является приложением к сборнику "Алхимия снов". СПб., "Тимоти", 1997
Юнг опирался на мифологию и сознательно использовал образы, наработанные культурой, в своей практике для описания психологических явлений.
"Психологическое освещение этих образов, которое нельзя обойти молчанием и слепо проигнорировать, ведет прямо в глубины религиозной феноменологии. История религии в широком смысле этого слова (включая мифологию, фольклор и древние формы психологии) является сокровищницей архетипических форм, из которой доктор легко может выудить подходящие аналогии и параллели, чтобы успокоить и прояснить сознание, затопленное океаном. В высшей степени необходимо рассматривать фантастические образы, которые в свете разума выглядят столь странными и угрожающими, в некоем контексте, который делает их более ясными"
Юнг К.Г Архетипы коллективного бессознательного
Таким контекстом для Юнга были произведения искусства и литературы, а также алхимия и мифология. Устойчивые образы, встречающиеся во всех этих областях, он назвал архетипами.
Юнг понимал под архетипом содержание бессознательного, которое раскрывает себя сознанию всегда с некоторым искажением, привносимым в непосредственное восприятие культурой и индивидуальными склонностями человека. Он не ставил вопроса, как возникли архетипы и существует ли их наиболее истинная, или первичная, форма. Для европейца Юнга, мировоззрение которого впитало в себя классическую немецкую философию, архетип заведомо присутствует в психике, подобно кантовской идее a priori, как образ божественного ума. Юнг пишет об этом так:
"Душа — часть внутренней мистерии жизни, она имеет свою особенную структуру и форму, как любой другой организм. Откуда произошла эта психическая структура с ее элементами-архетипами, это вопрос метафизики, который, следовательно, остается без ответа. Это нечто данное, предустановленное, что присутствует во всех случаях".
Юнг К.Г. Архетипы коллективного бессознательного
Так понимали архетип мыслители античности и средневековья, и этим было все сказано — однако для науки третьего тысячелетия такое понимание природы архетипа, вероятно, будет уже недостаточным.
Труды Юнга проясняют и развенчивают религиозные мифы во славу человеческой индивидуальности; но психологический подход не дает достаточных оснований, чтобы провозгласить тот исторический и во многом атеистический взгляд, что именно человеческое сознание в процессе своего развития создало мир души и те архетипические образы, которые его составляют. Исходя из противопоставления сознания и бессознательного, основатель аналитической психологии сохраняет дуализм восприятия мира, который он сам стремится преодолеть. Он сохраняет его для того, чтобы не допустить примитивно-эмпирического, плоско-материалистического подхода, которым грешит современная наука, склонная рассматривать человека как биологическую машину и лишающая его божественного предназначения. Но величие человека именно в том, что он способен сам ставить себе божественные цели и достигать их. И история мифологии позволяет увидеть единство человеческого разума (сознания) и божественной души (бессознательного).
Мифологические образы, если рассмотреть их сущностные черты, в разных концах Земли поразительно схожи, несмотря на бросающееся в глаза внешнее различие истории и культуры разных народов. Это позволяет выделить универсальные пра-образы, общие для всего человечества, — древнейшие архетипы, подтверждающие единство божественного нуса, как и психики людей. Среди них есть более древние и более новые, и каждый отразил особое, но непосредственно цельное и яркое отношение людей к миру. Эти образы обычно связывают с античным пантеоном богов, хотя одна лишь античная мифология дает очень поверхностное представление о том, какая изначальная полнота и насколько глубокий эволюционный смысл кроется за каждым из пестрого множества ее персонажей. Анализ мировой мифологии в целом дает возможность проследить, как боги одного типа сменяли других, фиксируя культурные достижения людей. Параллельно шла эволюция сознания, творя внутренний мир человека из жизненно необходимых и наиболее актуальных для него внешних форм. История мифологии позволяет увидеть, как, разрабатывая образы новых богов и забывая прежних, разум постепенно создавал сферу своих форм, которая сегодня погрузилась в глубины бессознательного, оставив на поверхности лишь абстрактные идеи.
Обращаясь к ненаписанной истории, которую доносят до нас мифы, мы увидим, что душа — это лишь вотчина сознания, его вторая, иная, потусторонняя реальность, область его долговременной памяти, откуда оно извлекает, когда необходимо, самые древние свои образы. Душа — часть сознания, но это не надо понимать примитивно: сознание в глубоком прошлом было неразделимо с чувством, и потому, "вспоминая" древние праобразы как первые и наиболее универсальные архетипы, оно вызывает и непосредственно-свежие, первозданно яркие и божественно-небесные ощущения, перед которыми зачастую пасует забывший о них разум, ограниченный стереотипами цивилизации.
Астрология здесь оказывает помощь, позволяя четко отделить один архетип от другого на основе своей системы. Юнгу помогал выделять архетипы его личный опыт психиатра. Астрология формировала свои психологические образы тысячелетиями, на основе опыта многих поколений людей. Более того, это метафизическая система, которая отвечает на философский вопрос о происхождении души и ее форм — вопрос, оставленный Юнгом без ответа. Астрология — это единственная природная система, основанная на космическом, годовом цикле Солнца, которая описывает формы разумной человеческой жизни — формы, предопределенные общими ритмами Солнечной системы. Тот глобальный всеохват природы и разума, который предполагает эта система, позволяет выявить естественную историю развития сознания и показать, что изначально представляли собой те архетипы, которые сегодня мы видим во множестве образов души и культуры.
Архетип божественен, бессознателен и невидим в том смысле, что он представляет собой некую устойчивую психическую вибрацию, которая является отражением вибрации космической (и в этом еще одна, более непосредственная связь психологии с астрологией). Эта вибрация как бы не имеет образа, поскольку может быть явлена в бесчисленных разнообразных формах, корректируемых текущим моментом времени. Но все же существует природный праобраз, позволивший человечеству некогда создать свое представление об этой вибрации — и заложить в психике ту эмоциональную основу, которой мы бессознательно оперируем сегодня. Пользуясь астрологической системой и эволюционно-истори-ческим критерием разграничения архетипов, мы можем четко описать этот праобраз как единство внешнего и внутреннего, формы и идеи (более четко, чем Юнг, который, не имея законченной системы архетипов, сводил в одно аморфное целое разноплановые мифологические черты и образы). В этом смысле универсальный мифологический архетип — это не только актуальная идея, но и явный, внешне видимый и ощутимый в жизни образ сознания.
Психоанализ и астрология близки тем, что решают одну и ту же задачу определения неизменных внутренних данностей личности. Их призваны выявить психологические тесты, рассчитанные на искренний разговор с бессознательным, и раскрывает личный гороскоп, составленный на день и час рождения. Если взять проблему более широко, описание типического приводит нас к архетипам, выявляющим корни вневременных проблем. Пользуясь терминологией Юнга, сегодня они касаются удачи и престижа (Персона), личных комплексов (Тень), партнеров по любви и браку (Анима и Анимус), судьбы (Дух) и покровительства (Великая Мать), но на самом деле намного глубже этих формулировок, что и побуждает обратиться для их сущностного описания к древней мифологии. Юнг отталкивался от психологической практики функционирования архетипов, для того чтобы сформировать их образы. Астромифология идет с другого конца: от образа к практическому выводу.
Сопоставление архетипов Юнга с древнейшими мифологическими праобразами может помочь представить процессы внутреннего мира с большей полнотой. Астромифологический коммента-рий расширяет взгляд на базовые образы психики и дает возможность тому, кто немного знаком с астрологией, проследить функционирование архетипов в личном гороскопе человека.
При обзоре архетипов Юнга мы частично опирались на работу Ф.Фордхам "Введение в психологию Юнга"3, а мифологические архетипы описаны в нашей книге "Астрология и мифология"4.
3Fordham F. An introduction to Jung's psychology. Great Britain, 1966.
4Семира и Веташ В. Астрология и мифология, ч. "Архетипы Зодиака". Воронеж, 1994,760 с.
Любая теория несет на себе отпечаток характера ее создателя, и, чтобы лучше понять идеи Юнга, нужно прежде всего обратить внимание на архетипические черты его собственной личности. Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года — в начале знака Льва, которому присущ наибольший интерес к проблеме человеческой индивидуальности. Это центральный знак Зодиака, олицетворяющий всеохват мира и полноту жизни личности. Солнце, главный управитель Льва, в астрологии символизирует раскрытие творческих возможностей человека, чему и служит процесс создания кристалла себя, названный Юнгом индивидуацией.
Лев — символ зрелости человека, и здесь можно обратить внимание на то, что индивидуация — это не юношеский идеал и не только взросление личности. Это и цель вполне взрослого человека, особенно если ему пришлось перенести болезнь, невроз или испытание, которое побудило его оставить прежнюю жизнь и искать новый путь. Как замечает Юнг в своей работе "Интеграция личности", нередко людьми зрелого возраста, вполне удачливыми на первый взгляд, овладевает чувство пустоты и ощущение отсутствия смысла жизни.
Современное общество базируется на научном знании и технических навыках, для овладения которыми человек неизбежно должен развивать однобокую, рассудочную сторону своей личности и подавлять естественные душевные инстинкты. Большинство молодых людей могут заплатить такую цену, хотя среди них есть и такие, кто, пренебрегая своей истинной природой, срывается и заболевает. Но во второй половине жизни перед многими встает задача осознать те аспекты своей личности, которые в борьбе за существование, удовлетворение личных амбиций или получение удовольствий оказались подавлены. Это выражается в ментальных расстройствах или нервных срывах, которые часто происходят в возрасте около 40 лет, когда прежние стремления, идеалы и ценности перестают привлекать так, как в юности.
Отметим, что в этом возрасте, которому Юнг уделяет особое внимание (около 41 года) происходит наиболее значимый идейный кризис, в астрологии связанный с планетой Уран (оппозиция Урана в небе к Урану в карте рождения). Уран отвечает за новые перспективы и нервную систему (неврозы). Эта планета слаба в знаке Льва, и психоаналитик, как характерный представитель своего знака, ставит акцент на развитии ее качеств.
Центральная архетипическая проблема знака Льва, и в особенности первой его декады — в конфликте между традиционно-коллективным и нарождающейся индивидуальностью, по большому счету — в конфликте между обществом и личностью. Она отражается в мифологическом сюжете борьбы солнечного бога или героев, которым он часто покровительствует, с Громовержцем — царем над богами и людьми. Царь богов, соответствующий в астрологии планете Юпитер, олицетворяет собой коллективные традиции. Солнечный архетип претендует на свою самостоятельность и независимость от главы пантеона, но еще не способен занять его место. Конфликт между традиционно-данным (юпитерианским) и новой истиной формирующейся личности (солнечным началом) — движущий фактор теории Юнга.
Архетип Громовержца, покровителя пантеона богов и общества как такового, — более древний образ по отношению к богу Солнца, символизирующему силу личности. Индивидуальные качества начинают цениться только в обществе, достигшем определенной ступени развития цивилизации (которую в античной культуре отражает, например, образ солнечного бога Аполлона, покровителя муз). Личное должно считаться с коллективным, на основе которого оно возникло. И теория архетипов Юнга начинается с того компромисса между личностью и обществом, к которому приводит развитие цивилизации.