Первый архетип, наиболее откровенно довлеющий над сознанием человека и одновременно наиболее поверхностный и доступный разумной оценке, относится к социальному образу человека. Общество жд╦т от человека исполнения определ╦нных норм культурного поведения, но с течением времени они устаревают, лишаются прежней жизненной силы и превращаются в штампы. Это ведет к формированию маски, под которой живут большинство людей. Юнг называет эту социальную маску Персоной— так у актеров античности назывались маски, обозначавшие характер роли:
"Общество ожидает и должно ждать от индивида, чтобы он играл приписываемую ему роль так хорошо, как возможно: так, если человек священник, он должен все время безупречно играть роль священника. Общество из чувства безопасности требует, чтобы каждый стоял на своем посту: один — сапожник, другой — поэт. От человека не ждут, что он может быть и тем и другим... это было бы странно. Такой человек отличался бы от других людей как недостаточно надежный. В академических кругах он был бы дилетантом, в политике "непредсказуемым" кандидатом, в религии — "вольнодумцем" — короче, его везде подозревали бы в безответственности и некомпетентности, потому что общество убеждено, что только тот сапожник, который не является поэтом, может изготовить приличные canoгu".
Юнг К Г "Отношения между Эго и бессознательным"
Персона— коллективный образ, и мы ошибемся, если будем воспринимать индивидуальность через нее. Так, актер с длинными волосами и в необычной одежде смотрится как что-то уникальное (как личность), в то время как он просто оделся и выглядит как другие артисты группы. Или, например, любезность г-жи такой-то, жены священника, как кажется, говорит о ее доброй натуре, но в действительности она просто считает, что жена священника должна быть добрым другом всем, кто в ней нуждается. Конечно, люди выбирают себе те роли, которые им близки, и в этом смысле Персона — это человек, но никогда не весь. Человеческая природа непостоянна, что проявляется и в исполнении роли, и тогда неизбежна фальшь.
Персона необходима: она упрощает контакты, указывая, чего нам ожидать от людей, и в целом делая их приятнее, как хорошая одежда скрывает безобразные тела. Тому, кто пренебрегает развитием Персоны, сложно устроиться в мире, и он нередко оскорбляет окружающих вызывающим поведением. Однако всегда остается опасность отождествить себя с исполняемой ролью, хотя она неочевидна тогда, когда маска хороша и подходит человеку. Нередко Персона, будучи слишком жесткой, отрицает всю остальную личность — аспекты личного и коллективного бессознательного, — и замкнутость в своей роли ведет к нехватке естественного эмоционального отклика. Другая опасность в том, что при перемене маски и усвоения нового способа реагирования на внешнее человек может утратить привычные опоры, а это воспринимается как разрушение личности.
Что может дать для понимания образа Персоны сопоставление с его мифологическим праобразом?
Персона отражает социальное лицо человека — образ личности с точки зрения общества, что соотносит ее с астрологическим архетипом Юпитера.Юпитерианское "я", в личном гороскопе связанное с социальными функциями, — это то, что мы из себя представляем, в отличие от того, что мы есть по сути и чем мы могли бы стать. Но это представление нельзя недооценивать. Архетип Юпитера в мифологии — это образ Царя богов, хранящего мир и обуздывающего темные силы Хаоса. Это не самый древний образ творца, который лишь повторяет творение: это коллективный, организующий для нас уже созданный мир. И тем не менее боги этого архетипа превосходят предшествующих и последующих богов широтой обзора: и Зевс,выводя на белый свет своих братьев и сестер из темной утробы Кроноса— физического мира, управляете вершины Олимпа всей видимой реальностью и координирует все функции богов. В соответствии с этим планета Юпитер — это организующее начало личности, то, что поддерживает ее "в форме" и потому способствует не только социальному успеху, но даже и физическому здоровью и счастью. 6
6 Возможно,интересно будет сопоставить Персону с понятием тоналя. Тональ - это тоже "социальное лицо" и одновременно хранитель и "организатор мира, на плечах которого покоится задача создания мирового порядка из Хаоса" и задача которого - "судить, оценивать, свидетельствовать". Дон Хуан говорит о нем: "Хранитель мыслит широко и все понимает, но охранник бдительный, косный и чаще всего деспот. Следовательно, тональво всех нас превратился в мелочного и деспотичного охранника, тогда как он должен являться широко мыслящим хранителем.
Противоположное тоналю понятие нагваля, "для которого нет названий" и которое в полной мере проявляется в момент смерти, сопоставимо бессознательному. "Мы чувствуем, что существует еще одна часть в нас, но тональ захватывает рычаги управления, а как директор он крайне мелочен и ревнив. Он ослепляет нас своими хитростями и заставляет забыть другую часть истинной пары - нагваль".
(К Кастанеда. Сказки о силе. Киев, 1992)
Здесь надо подчеркнуть, что образ Персоны принадлежит к коллективному, а не личному "я" человека. Представление о "я" не всегда было таким, как сейчас; оно имеет долгую историю. Мы сейчас понимаем наше "я" через образ личного сознания или образ сознательной воли (астрологически Меркурий или Марс), причем последнее понятие является более новым и потому более прогрессивным. Юпитер же — это уже устаревшее, в чистом виде не дошедшее до нас осознание себя через свою функцию внутри некоей целостности людей, то есть "я", которое содержит в себе компонент "мы" и предполагает свою соотнесенность с общей волей или общим мировоззрением. Это более широкое и менее личное "я", пробуждающееся в любви к идее или родине и порой заставляющее жертвовать свою жизнь — более узкую жизнь своего "я" более широкому понятию жизни общественной мысли. Но это еще не самое древнее понятие о себе: ему предшествовало представление о себе как о безличной части рода, от которого ведет начало идея переселения души умершего родственника в тело родившегося младенца. Это древнее представление о себе через образ предка смыкается с генетической памятью и нам практически недоступно.
Нас хранят и координируют нашу деятельность, не давая личности опуститься и распасться на части, прежде всего усвоенные с детства принципы, выработанные тысячелетней историей и свои для своего времени, — наше коллективное "я". В той мере, в какой оно является не явным, а подсознательным. Юнг относит его к "вспомогательной" функции, стоящей на грани сознания и подсознательного, — к Анимусу. Образ Персоны он мыслит как наиболее внешний, поэтому мы не можем полностью отождествить ее с мифологическим архетипом Царя богов: Юпитер является лишь базой, основой Персоны.
Как наиболее внешний образ человека, Персона соответствует самым проявленнымчертам личности. В личном гороскопе это самые сильные в совокупности качества, прежде всего качества своего знака Зодиака, а также те, на которые указывают гармоничные аспекты сильных планет (связки и тригоны) и Асцендент— созвездие, восходящее на горизонте, в час рождения (характеристики I и Х дома). Асцендент — это то, как сам человек склонен относиться к себе. Западная астрология, делающая акцент на Асценденте и связанной с ним системе домов, часто не идет дальше Персоны, но и этого оказывается достаточно для корректировки личности. Однако известно, что самооценка далеко не всегда раскрывает истинные качества и способности индивида: если бы это было так, не стояло бы многих проблем, самая простая из которых — выбор профессии. По профессии мы часто воспринимаем Персону, и она подтверждает перечисленные выше наиболее сильные качества гороскопа.
Но суть праобраза Персоны не только в этом. Окружающие люди хотят видеть в Персоне образ, идеальный не только с социальной, но и с нравственной точки зрения. Астрологически такой аспект соответствует архетипу устремленного вперед воина Марса, олицетворяющего идеалы человечества. Архетип Марса — последний архетип, на развитии которого ставится акцент в истории мифологии. Владея природной магией и одновременно потенциалом разума, боги этого архетипа нередко объединяют под своим началом божеств различных территорий и порой замещают прежнего Громовержца-владыку (как неистовый Один сместил с трона могучего Тора). Тем самым архетип Марса подводит нас к образу единого бога и символизирует собой новый, более универсальны и принцип объединения качеств личности. Образы этого архетипа — непобедимый.воин и мудрый пастух — содержат решение социального конфликта Льва, но они подразумевают выход личности за пределы общества и обращение к магии природы, вливающей в разумную форму живительные силы естества (по Юнгу — к бессознательному). Обретая новую истину, личность возвращается в общество, будучи способна не только никогда более не терять себя, но и вести за собой других.
Говоря о необходимости обращения к стихии бессознательного, Юнг подразумевает этот путь. Однако для аналитического психолога он остается чисто внутренним, не затрагивающим поверхностный уровень Персоны. Юнгне рассматривает трансформацию маски внутренними силами личности, и образ Персоны остается у него формальным, не доходящим до искренности архетипа Марса. Марсианский архетип воина и пастыря — то, что явится, когда маска станет лицом. Но неполноценность образа Персоны у Юнга имеет под собой основу: архетип Марса — последний складывающийся в истории архетип. Его завершенность означает обретение того бессмертного центра личности, формированию которого и посвящены труды Юнга.
Астрологический архетип Марса, носящий черты общечеловеческого идеала, выделяется в конце развития мифологии из общего архетипа богов войны и смерти. Как имеющие связь со смертью, эти божества нередко выступают правителями невидимого потустороннего мира, который становится основой второй реальности человека — его невидимой душевной жизни. Но близкий образу Персоны своим акцентом на внешнем проявлении, на самораскрытии, архетип Марса символизирует собой лишь те силы стихии, которыми человек овладел. То, что осталось за пределами доступного, относится к архетипу Плутона как необходимое зло, которое являет противовес добру и помогает его осознать.
Эту обратную сторону себя, которая относится к бессознательному, Юнг называет Тенью.
В смысле коллективного бессознательного Тень — это природный, инстинктивный человек, и она почти не изменилась с тех времен, когда возникло человеческое общество, когда человек стал человеком разумным. Тень не может быть до конца преображена воспитанием, и во многом она осталась с детства, когда наши действия были чисто импульсивными. То, что в Тени общего для всех, выражает себя в таких образах коллективного сознания, как властитель скрытого, невидимого, подземного мира, — из которых современный человек лучше всего знаком с Дьяволом. Для иллюстрации образа Тени Юнг нашел также мифологический образ обманщика-трикстера (трюкача), который в сказках выступает не тем, кто он есть на самом деле, выставляя на всеобщее обозрение свои самые худшие качества, соответствующие более низкому уровню развития сознания человечества. К этому образу мы обратимся позднее, а пока рассмотрим Тень как скрытое, а потому наиболее зловещее и опасное в человеке.
Тень — это подсознательные желания, несовместимые с социальными стандартами. Это некий низший уровень сознания по отношению к современному обществу, и это некто, кто хочет делать то, чего мы себе уже не позволяем, — мистер Хайд нашего доктора Джекила. Человек подозревает в себе эту чуждую личность, когда, войдя в раж, потом оправдывает себя: "Это не я, на меня словно что-то нашло". То, что на него "нашло", — это первобытная, неконтролируемая, животная часть личности — Тень. Тень имеет свои олицетворения: когда мы кого-то ненавидим, нас на самом деле раздражают наши собственные качества, которые мы находим в другом.
Называя этот аспект бессознательного Тенью, Юнг хотел не только обозначить его как нечто темное и зыбкое. Нет тени без солнца, и нет Тени бессознательного без света сознания. Тень — "нижняя", наиболее внутренняя функция человека, — неизбежна, и он без нее нецелостен. Образуя противовес сознанию, она служит толчком внутреннего развития. Как отмечал мифолог Дж. Фрезер, дикари, как правило, считают свою тень, как и отражение в воде или зеркале, своей душой или жизненно важной частью себя. Суеверия гласят, что человек, не отражающийся в зеркале,— это вампир, а человек без тени — это сам черт, отчего мы всегда подозрительны к тому, кто кажется "слишком хорош, чтобы это было правдой".
Люди не обязательно отрицают Тень: порой теневые качества личности спокойно сосуществуют с ней. Если над индивидом не слишком довлеет социальный идеал Персоны, он склонен разрешить себе иметь недостатки, которые заполняют его внутренний досуг и в то же время позволяют расслабиться и уйти от внешней жизни, которая требует постоянных усилий воли. Эти внутренние тенденции могут незаметно взять верх над внешними требованиями, что может спровоцировать утрату Персоны (роль которой — адаптация индивида к миру), а следовательно, неадекватное поведение в обществе, порой неявное для него самого. Поэтому, как пишет Юнг, человек, которым владеет Тень, всегда стоит у себя на пути. Бросая тень отрицания на все свое существование, он производит на других неблагоприятное впечатление, и сам отвергает свои реальные жизненные перспективы. Удача проходит мимо него, заставляя его жить ниже уровня своих возможностей, в вечном недовольстве и борьбе за жизнь.
Как аналитический психолог, Юнг пришел к выводу, что бесполезно отрицать Тень или пытаться ее подавить. Человек должен найти способы жить темной стороной своей личности — от этого часто зависит его психическое и ментальное здоровье. Принятие Тени требует значительных моральных усилий и часто разрушает милые сердцу идеалы, но только потому, что они слишком завышены или основаны на иллюзии. Опасность полного подавления Тени в том, что тогда она вырастает в бессознательном до чудовищных размеров и только ждет случая, чтобы прорваться наружу, возобладав над остальной личностью, по пословице "В тихом омуте черти водятся". о и выявление Тени также уводит человека внутрь себя, и с ней связаны опасности чисто внутренней жизни (прежде всего социальная неадекватность и потеря интереса к миру). Поэтому Тень для Юнга — это "моральная проблема, которая затрагивает "я" целиком", проблема огромной важности, которую не надо недооценивать.
Астрологически Тень, бесспорно, представляет собой зодиакальный архетип Плутона, владыки подземного мира и вечного противника главы богов — царя Неба и Земли. Противостояние — его сущностная черта. Римский бог подземного мира рождается как Ведийовис — не-Диовис, то есть Анти-Юпитер по отношению к Юпитеру-богу. Персона противостоит Тени, как архетип Юпитера — архетипу Плутона, что отражает главную мифологическую мистерию борьбы за блага между земным и подземным мирами — посю- и потусторонним, видимым и невидимым, — и это соответствует главной оппозиции сознательного и бессознательного у Юнга.
Самый характерный мифологический образ этой борьбы — битва Громовержца со Змеем, укравшим стада туч у небесного владыки и сковавшим энергию природы, подобно тому как сдерживает наши силы масса неосознанных представлений и проблем, содержащихся в бессознательном. Чтобы отчетливо представить себе оппозицию этих архетипов, нужно воистину вообразить грозу — и не просто как атмосферное явление, до сих впечатляющее человека, но как одушевленную грозу, которая заявляет о себе ошарашивающим громом, правит ослепительными молниями и, наконец, знаменует победу дождя, поящего иссохшую землю долгожданной влагой.
Из этого образа ясно, как значимо понятие Тени: оно пробуждает дремлющую в человеке энергию, не позволяя Персоне превратиться в застывшую маску. Чтобы противостоять тому, кто владеет всей явленной реальностью, обеспечивая развитие мира и природный динамизм личности, владыка невидимого мира должен быть равен ему по силе. Потому Тень так и сильна (пока ее отрицательные черты не трансформировались в позитивные качества Персоны)
Планета Плутон символизирует наиболее недоступные сознанию страсти и физические инстинкты (которые также должны быть не менее сильны, чем разум человека, чтобы люди хотя бы обеспечили свое воспроизводство). Плутон — необходимый противовес разуму материального бытия, испытывающий и проверяющий жизнеспособность всего, что существует, и наделенный силой трансформировать то, что мертво. Плутон — скрытый от нас потенциал сил, и наша задача — им воспользоваться. В этом и роль Тени: человек, лишенный Тени, потерял бы способность трансформировать себя и скоро прекратил бы свое существование. Он остался бы идеальной, но бесплотной маской, принадлежащей определенному прожитому, прошлому этапу времени, но неспособной сделать шаг в будущее, которое обречено быть иным.
Правда, в гороскопе планета Плутон окрашивается качествами связанных с ней планет и сама по себе обычно не являет достаточного противовеса, лишь указывая на предполагаемый образ врага и отрицательные мировоззренческие ориентиры. На Тень как действительно вытесняемое качество указывает самая сильная дисгармония гороскопа (например, тау-квадрат). Также теневые качества могут быть поняты через образ противоположного знака Зодиака или знака, противоположного Асценденту. Простой путь выявления Тени — попросить смоделировать наиболее неприятный образ, который сразу приходит человеку в голову. Он не обязательно будет злодеем, преступником или вампиром (черты архетипа Плутона), но укажет на еще не воспринятые личностью черты и наиболее явный дисбаланс сил гороскопа.
Этот дисбаланс (точнее, желание от него избавиться) является для личности движущим фактором.
В роли скрытого двигателя выступают и качества противоположного знака, овладение которыми является наиболее универсальной и бесспорной психологической задачей любого человека. Здесь могут играть дополнительную роль и показатели VIII дома, соответствующего Плутону и определяющего духовную жизнь человека, а также ввергающего в экстремальные обстоятельства (которые в конечном итоге часто оказываются наиболее мощными факторами развития).
Бессознательное всегда является нам в экстремальной ситуации: даже сон, как ни странно, снится в то время, когда психика испытывает потрясения, сходные с экстазом или сильным стрессом. Зачем организм несколько раз в сутки подвергает себя такому испытанию? Очевидно, нет другого пути избавиться от стрессов дня: ведь еще Спиноза указывал, что какое-либо переживание человека может быть устранено только с помощью более сильного аффекта. Роль такого аффекта играет сон, а наяву — религиозные откровения, посвящения и ритуалы и сознательная духовная работа над собой, высвобождающая теневые проблемы и теневые качества души, чтобы включить их в орбиту разумной жизни человека.
Плутон — планета страданий и страстей, и потому она подводит нас к пониманию сущностного противоречия мира и природы, отраженного в животном мире как противостояние полов. В мифологии оно позднее проявляется в архетипе Близнецов (прародителей человеческого рода и создателей земной жизни), на формирование которого оказал влияние архетип Плутона (осознание смертности человека и образ смерти). А у Юнга проблема пола — главное противоречие людей после оппозиции Персоны и Тени: жизни и смерти — выявляется в противопоставлении Анимы и Анимуса.