Мы рассмотрели проявление корневых архетипов психики, которое носит во многом природный характер.Инстинкт самосохранения обнаруживает себя в формировании Персоны и Тени, стремление к партнеру — в образах Анимы и Анимуса, а прошлая детская зависимость от родителей вызывает в памяти архетипы Мудрого Старца и Великой Матери. Теперь перейдем к наиболее человеческой потребности найти себя и определить пространство вокруг себя, которую у Юнга выражает образ Самости и связанный с ним геометрический мандальный символизм.
Понятие Самости у Юнга состоит, с одной стороны, из знания своей уникальной природы, а с другой — от близких взаимоотношений со всей жизнью: не только человеческой, но растительной и животной и даже с неорганической материей и космосом. Оно приносит чувство единства и примирения с жизнью, которая теперь воспринимается такой, как она есть, а не такой, как она должна быть:
"Это как если бы руководство жизни исходило из одного невидимого центра... и в этом освобождение от всякого принуждения и невозможной ответственности, что оно является неизбежным результатом прикосновения к мистическому".
Юнг К Г "Комментарий к "Тайне Золотого Цветка
Восприятие центра Самости архетипично и отражается венах и фантазиях во множестве разных образов, которые могут быть названы архетипами Себя. Новый образ Себя может появиться во сне как животное или из яйца, как фигура гермафродита (очевидный символ полноты) или как "сокровище, которого трудно достичь". В последнем случае это часто драгоценность (бриллиант или жемчужина), цветок или золотой шар. Частый символ Самобытности — ребенок, иногда божественный, иногда обычный и даже оборванец. В мифах и фольклоре часто появляется мотив ребенка, и особый акцент на этом образе ставится в религиях, особенно в христианстве.
Юнг подчеркивает, что неуловимый центр Самости, как и любой архетип, нельзя описать чисто рационально:
"Если бессознательное говорит о Солнце и отождествляет с ним льва, короля, золотой меч, охраняемый драконом, или энергию, которая дает жизнь и здоровье человеку, это ни то и ни другое, но нечто неизвестное, которое находит более-менее адекватное выражение во всем этом и — к вечной досаде интелчекта — остается неизвестным и не укладывается ни в какую формулу".
Юнг К Г "Психология архетипа ребенка"
Искомый центр индивидуальности астрологически действительно связан с архетипом Солнца, оформление которого исторически обусловлено утверждением автономии человека по отношению к обществу, его самостоятельности, откуда и название этого центра у Юнга — Самость. Солнце, в астрологии соотносимое с сердцем человека, символизирует другой способ организации личности, чем Юпитер (или Персона): зависящий не от социального воспитания, но от личного психофизиологического восприятия реальности.
Образ же ребенка обозначает переход к меркурианскому архетипу, исторически обозначающему дальнейшее развитие личности, когда самобытной становится не только индивидуальность, но и ее мысль. Развивая в себе независимость и настаивая на ней, ребенок шалит, нарушая запреты взрослых, чтобы выработать собственную интеллектуальную позицию, — поэтому одна из последних стадий алхимического процесса называется игрой. Здесь образ ребенка смыкается с архетипом Трюкача-Трикстера в том ракурсе, который обозначает достижения человеческой мысли, а не ее Тень. Знак Льва, как знак зрелости, покровительствует образу ребенка, и психоаналитики подхватили эту идею Юнга: человек лелеет в себе свою будущую новую индивидуальность, как дитя, — ведь она должна постепенно родиться, вырасти и развиться в нем.
Независимость сознания приводит к силе свободной воли, что отражает архетип Марса — идеального человека, непобедимого воина и мудрого пастыря. К нему относятся образы Будды и Христа, которые Юнг называет наиболее развитыми выражениями архетипа Себя, проявленными человечеством. Центр Самости в каком-то смысле можно назвать центром самостоятельного видения мира, что относится к Меркурию, но в еще большей степени это центр воли — огненного начала неистового действия, символизируемого Марсом. Понимаемый таким образом, центр Самости включает в свою орбиту тайную магию природы, на которой не ставит акцента солнечный архетип, будучи прежде всего образом культурного развития и проявления своей индивидуальности.
Юнг описывает процесс индивидуации как психологическое путешествие (еще один архетипический образ, который часто встречается в сказках). Это может быть мучительная и скользкая дорога, и порой приходится ходить по кругу, однако опыт показывает, что на самом деле круг оказывается спиралью. На этом пути человека подстерегают опасности от столкновения с бессознательными областями души; и психические заболевания показывают, что они не мнимые, а настоящие.
"Все, что проявляется в форме образов, то есть символически, является вопросом не вымышленной опасности, но очень реального риска, от которого может зависеть судьба всей жизни. Главная опасность — в подчинении чарующему влиянию архетипов. Если мы уступим этому воздействию, мы можем прийти к мертвой точке бездействия или к отождествлению с архетипической личностью".
Юнг К.Г. Архетипы коллективного бессознательного, с.82.
Древние архетипы, заполняющие своей полнотой неполноту личности и тем оказывающие на нее сильнейшее влияние, словно проверяют устойчивость вновь созданного центра. Остается ли человек Собой при соприкосновении с образами прежних веков,— которые он бессознательно воспринял из культуры и которые в его душе хранятся в столь же первозданном и туманном виде, какими они были на заре развития сознания? Если вторжение стихии бессознательного не страшно для личного "я", тогда можно сказать, что человек действительно обрел свой философский камень. И может быть, кристалл его сознания, возвращающийся после смерти в коллективное бессознательное, действительно не исчезнет, но сохранится в вечности. Природа, несомненно, заботится о жизни своих творений — именно поэтому неистовой стихии Марса исторически предшествует игра Меркурия: свое осознание мира держит волю в рамках до тех пор, пока она может угрожать распаду личности. Всеми возможными уловками Трюкач уводит нас от истины Себя, не допуская вторжений из подсознаний, и продолжает свою охранную игру и тогда, когда тайное становится явным.
В путешествиях индивидуации удуши существует защитный механизм, и Юнг уделяет ему много места, говоря о мандалах. Мандала представляет собой защитные стены магического круга или квадрата, центральная точка внутри которого в религиях раскрывает природу божества. Когда разум человека переживает вторжение неосознанного, его психика часто создает нечто подобное: границу по краям и центральную фигуру внутри, что выражает юпитерианское стремление к организации внутреннего пространства (в мифологии именно царь богов четырьмя сторонами света и стихиями). В "безопасном", "священном", центральном месте помещается нечто, в чем Юнг видит образ нового центра индивидуальности, способного организовать вокруг себя как прежнюю, так и вновь воспринятую реальность. Проявляющиеся в снах геометрические фигуры более или менее правильной формы и все, содержащее число четыре,— от равнобедренного креста до четырех орехов, лежащих на тарелке,— является, по Юнгу, мандалами, построениями Меркурия и защитными стенами Юпитера, хранящими внутри еще не видимый символ Себя.
Мандальный символизм встречается венах и видениях, часто сопровождаясь глубоким чувством гармонии и покоя. Мандаль-ные видения проявляются как выход в сферу "активного воображения", как "интенсивная концентрация на обратной стороне сознания", чтобы сделать ее доступной для разума. Вот пример такого сна:
"Я взбиралась на гору и дошла до места, где увидела семь камней, стоящих передо мной, семь по обе стороны и семь позади меня. Камни были плоские, как ступеньки, и я попыталась взойти по четырем ступенькам, ближайшим ко мне. Во время этого я обнаружила, что эти камни — статуи четырех богов, закопанных в землю. Я их выкопала и поставила так, что сама оказалась посередине. Вдруг они стали склоняться одна к другой до тех пор, пока их головы не соприкоснулись, образуя надомной подобие шатра. Я упала на землю и сказала: "Падайте на меня, если хотите, а я устала ". Тогда я увидела, что вокруг четырех богов формируется кольцо пламени. Через некоторое время я поднялась и отбросила статуи. Там, где они упали, поднялись четыре дерева. И голубые языки пламени, возникшие из кольца огня, стали сжигать крону деревьев. Глядя на это, я решила: "Это нужно остановить. Я должна войти в огонь сама, чтобы листва не сгорела". И я вступила в огонь. Деревья исчезли, а кольцо огня сомкнулось в единое голубое пламя, которое приподняло меня над землей.
Юнг К.Г. Отношения между эго и бессознательным.
В этом видении различима идея центра, который достигается с трудом и путем преодоления опасностей, а также заметны образы квадрата и круга. Мандальный символизм может быть проще, чем в этом примере, например, квадрат с фонтаном в центре и люди, гуляющие вокруг. А иногда мандала содержит множество геометрических фигур, вписанныхдруг в друга, что указывает на последовательную и сложную организацию пространства. Но не случайно она ведет начало от круга и колеса, который во всем мире связан с праобразом Солнца, обозначающим стадию выделения и формирования в сознании понятия индивидуальности. Увидев в буддийских и христианских мандалах аналог процесса самоорганизации психики вокруг невидимого центра. Юнг нашел на удивление верный и наиболее глубокий символ для обозначения идеи Самости.
Мандала иногда подобна танцующему видению и основана на том же принципе, что и ритуальные или народные танцы, где осуществляется круговое движение около центральной точки, расхождение в четыре угла и возвращение к центру. Таким образом, символизм мандалы вбирает в себя еще одну архетипическую характеристику Солнца — движение, выделяющее светило из статичного пейзажа и символизирующее его самостоятельность (что и соотносит его с идеей Самости). Видимый круг по небосклону, котороеоноописываетизодня вдень, является наиболее первозданной и простой мандалой и тем естественным магическим кругом жизненных повторений, который не дает распасться на части нашему сознанию — нашему осмыслению мира и себя в нем. И не случайно наиболее интересным видением среди описанных Юнгом снов в его книге "Психология и алхимия" было видение мировых часов. Это "великое видение", как называет его Юнг, четырехмерных мировых часов с тремя стрелками, движущимися с разной скоростью, сопровождалось у пациента чувством "возвышенной гармонии" и указывало на благополучное разрешение его проблем. Видение мировых часов символизировало изначальный и универсальный вид движения — движение времени,— который для человека издревле олицетворяло солнце, катящееся по небосводу.
Юнг отмечал, что вращательная динамика мандального символизма типична для людей, которые более не могут создавать проекции божественного образа — то есть находить Бога вовне себя — и, таким образом, находятся под угрозой "распыления" своего "я". Она характерна для людей в состоянии стресса, но она же служит показателем формирования новой личности — показателем динамики жизни души и духовного движения. В разных религиях мы встречаем утверждение о том, что "я" со всеми его стремлениями и желаниями, даже интеллектуальными и духовными, должно быть утрачено (в христианстве это призыв "Будьте как дети" и часто цитируемое утверждение "Блаженны нищие духом"). Но это лишь первый шаг внутреннего преображения. На самом деле ни личное сознание, ни более глубоко лежащее индивидуальное "я" не утрачиваются: в первом случае мы уподобились бы не мыслящим животным, во втором — лишенным своей уникальности механическим роботам. Исчезает лишь прежнее понятие о своем "я", чтобы на смену ему пришло новое, более широкое, гармонично включающее в орбиту себя то, что выходит за рамки оперативной памяти своего мозга и отдельности своего тела.
Мандальные кольца солнечного круга или юпитерианского квадрата предохраняют личность от взрыва и расщепления и защищают внутреннюю цель. Они подобны оградам священных мест, охранявших богов древности. Но в современной мандале в центре редко помещается Бог; мы находим там множество разных символов и даже реальных людей. И Юнг делает естественный вывод: в современной мандале — которая является психической опорой в экстремальных обстоятельствах и в целом помогает раскрытию индивидуальности — "нет божества, подчинения ему и примирения с ним. Похоже на то, что место божества занимает вся полнота человека"*.
*К Г Юнг "Психология и религия"
Юнг написал это полвека назад, но и сегодня все еще кажется страшным расстаться с традиционным представлением о Боге и заменить его "просто" образом своей новой личности. Чтобы осознать свои сильные качества, человек стремится видеть их в некоем внешнем идеальном образе, подобно тому как остается потребность проецировать свои недостатки на "злодейскую" Тень. Нам кажется, что без Бога мы лишимся той невидимой охраны, которая на самом деле дана человеку и вне Церкви, вне зависимости от других людей и даже культуры, поскольку вся история человечества записана в его личной и коллективной памяти бессознательного. Нам кажется, что, соприкоснувшись со стихией бессознательного, мы непременно сойдем сума или погубим душу в бездне падения в неуправляемый хаос эмоций. Но на самом деле мы окажемся не в первобытном Хаосе, а в первозданном Космосе, устроенном согласно совершенным законам, которые, правда, мы еще не постигли.
Образы бессознательного — чудеса сказок и снов — пугают нас, и они действительно порой страшны, но лишь в той мере, в какой доносят искаженное и субъективное видение мира. Универсальный архетип, скрытый за этими образами, прекрасен, как прекрасны образы мифов. Миф обладает целостностью и полнотой, и архетип в истинном смысле слова — это не хитрый старик, но мудрый прародитель; не злой дух, но творец и создатель; не русалка-обольстительница, но власть самой красавицы-природы. Астрология архетипов раскрывает перед нами в первую очередь черты этих, возвышенных, образов. Но если архетипы являются нам как-то иначе, дело не в кознях лукавого и не в низком уровне культуры общества, а в нас самих.
Исцеляя душу, психология смыкается с религией, однако сегодня старых религиозных воззрений оказывается недостаточно, чтобы они могли противостоять современным заблуждениям разума, за две тысячи лет продвинувшегося далеко вперед по сравнению с сознанием римских рабов. Будучи практиком, Юнг пошел глубже христианских догм и сомкнул психологию с алхимией и мифологией.
Расширение восприятия от субъективных представлений и подверженных влияниям времени образов культуры до в невременного, архетипического, астрологического универсализма мифов — тот путь, который делает познание безопасным.
Семира
Ленинград, 1994