Как возникла человеческая культура? В праобществе людей передача навыков не отдавалась более на прихоть генетической памяти; оно отвело для них специальную нишу традиции, которой следовали все члены коллектива. Общественная, а не природная передача памяти, которую воплотил собой архетип Юпитера, стала основой культуры.
Пра-общество ограничивало биологический индивидуализм и преобразовывало природные инстинкты в социальные потребности. К архетипу Весов можно отнести начало общественной регламентации: первые законы, которые существовали в форме табу. Табу выполняло роль коллективной воли, это была первая мораль ради самозащиты общества. Табу призваны были сохранить племя в целом. Первый из них — запрет на лишение кого-либо из соплеменников куска мяса. Если биологический инстинкт требовал схватить кусок самому и не дать другим, то табу запрещало кому бы то ни было из праобщины отстранять кого-то от мяса. При введении этого запрета стали выживать все члены общества: и те слабые, которые не охотились, но имели время на другие занятия и потому оказывались самыми творческими людьми. Именно они совершенствовали орудия и сам способ жизни. Понятно, что это ускоряло социальную эволюцию.
Запрет собственнических инстинктов на мясо лишил приоритета физическую силу и уравнял в правах слабейших членов общества с сильнейшими. То, насколько высокой и прогрессивной для человечества в целом была эта идея, доказывает тот факт, что когда проблема выживания была решена, человечество надолго забыло о ней и смогло сознательно вернуться к ней лишь в наши дни. Идея равенства в выживании, о которой напоминают уравновешенные чаши созвездия Весов, была осознана лишь в идеале коммунизма "каждому по потребностям". Но характерно, что как в самом начале биологической эволюции именно физически слабые обезьяны спустились с деревьев, чтобы развить в себе разум,— подобно этому наиболее творческими и умными людьми на протяжении всей эволюции человечества оказывались слабейшие члены общества. Позднее, в мифологии и сказках мы нередко встречаем хромого кузнеца или увечного мастера, превосходящего других своими волшебными способностями. Таков хромавший на обе ноги Гефест, в древней Греции покровительствовавший знаку Весов.
Табу на мясо не было лишь неким формальным установлением, но живым законом, который послужил развитию заботы и милосердия, необычно высокого в тяжелых условиях жизни первобытных людей. Археологи находят останки калек, с рождения или в результате травм неспособных самостоятельно заботиться о себе, но доживших до 40-60 лет, то есть до глубокой старости по тем временам. Члены их общин изо дня в день кормили калек и ухаживали за раненными, хотя те были неспособны внести какой-либо существенный клад в обеспечение коллектива. Этим останкам — 60 тыс. лет! Сплоченность неандертальцев может послужить примером для современного человека. Эти факты подтверждают, что эволюция человека миллион лет идет по социальному пути,— хотя до сих пор порой всплывают рецидивы того, что на научном языке называется биологическим индивидуализмом1 (примитивно понимаемая мораль капиталистического общества "каждый сам за себя" — тому пример).
1 "История первобытного общества". М., 1983, с.381—382.
Второе повсеместное табу, о котором напоминают и мифы — запрет инцеста: сексуальных отношений среди родственников. Поскольку из-за смертности при родах женщин долгое время было меньше, чем мужчин, это естественно вызывало соперничество между сильным полом, следы которого (и представление об особой ценности женщин своего рода) можно найти и в наши дни, когда количество тех и других сравнялось. Сражение за женщин внутри общины могло бы привести к её распаду и полному уничтожению. И единственным способом избежать этого было исключить брак внутри племени, поэтому он и был запрещен. Факты свидетельствуют, что в дородовую эпоху убийство прощалось, а нарушение агамного запрета — нет, так как оно грозило разрушением общества.
Агамия способствовала осознанию принадлежности к своему роду, развитию родового общества и возникновению народов. Это иллюстрирует экзальтацию Сатурна в Весах: становится актуальным различение "своих", среди которых нельзя брать жену и мужа, и "чужих", среди которых это можно. И установление первых законов сохранили в памяти людей мифологические образы предков — культурных героев. Таков китайский Фу-си, учредивший ритуалы брака; или индейский Кецалькоатль, создавший райскую жизнь в построенном им городе Толлане — которая кончилась тогда, когда он нарушил установленные им же запреты, вступив в брак со своей сестрой.
В развитой мифологии Закон может даже выступать как бог. Это образы индийского творца Брахмы, по происхождению связанного с ритуалом жертвоприношений; или иранского строителя Вселенной Митры, изначально олицетворявшего мирный договор между враждебными сторонами. Его индийский родственник выступает покровителем браков вместе с судьбой-Бхагой, имя которого неслучайно созвучно русскому слову "бог". Образ законодателя Митры, имя которого звучит в нашем слове "мир", напоминает о важнейшем табу более близких к нам времен — ненарушении территориальной границы между народами. Заключение соглашений и проведение границ фиксировало выход из непрерывных междоусобиц, история которых отразилась в мифе о борьбе громовержца со змеем. То, насколько священной была граница, иллюстрирует легенда об основателе Рима Ромуле, который убил своего брата-близнеца Рема только за то, что тот шутя перешагнул проведенную им на земле черту.
Исторически возникновение законов предопределяет эволюционный выбор человечества, который в астрологии символизируют чаши знака Весов. В этом архетипе установленные обществом законы осознаются законами высшими, космическими, что и делает связанных с ними мифологических персонажей богами. В людях знака Весов мы нередко видим те же черты примирителей и культурных законодателей, которые всегда имеют гармоничные отношения с людьми — хотя иногда слишком фанатично следуют принятым в обществе моделям поведения. В астрологии сегодня этот знак устойчиво ассоциируется с партнерством и браком.
Но наиболее раскрывает архетип Весов образ божественного Кузнеца: мастера-творца, владеющего самой непокорной из стихий — огнем. Укрощая природную стихию, Кузнец нередко связан с законом, и напротив, предания о легендарных культурных законодателях — китайском Фу-си или индийском сыне Брахмы Атхарване — указывают, что именно они научили людей добывать огонь. Образ кузнеца, являющийся кульминацией этого архетипа, говорит о том, что каменный век навсегда окончил своё существование, передав эстафету эпохе, когда человек уверенно взял в свои руки страшную стихию огня и достиг успеха в искусстве выплавки металлов.
В мифах эволюция человека не случайно связывается с огнём. Впервые человек прикоснулся к огню, ощутив его своим хранителем и защитником, 700 тысячелетий назад — и легенда о Прометее утверждает, что тогда он и стал человеком. Огонь зажжённых молнией деревьев согревал людей в эпоху освоения северных просторов Водолея. Когда люди научились добывать огонь трением, он освобождал площади для первого землепашества Козерога. Он охранял человека от диких зверей и помогал охотнику-Стрельцу охотиться на них. В глубинных трансформациях жизни и смерти Скорпиона он посылал дух жертвы к небесам богов и жарил добытое мясо. Но до сих пор огонь делал только необходимое для человека, и люди не замечали его великого символического смысла, пока он не дал человеку возможность трансформировать неживую материю земли — плавить металл.
Искусство владения огнём поставило человека выше своей матери-Земли и сделало из него творца. Металлические орудия упростили земледелие и окончательно решили проблему выживания, дали возможность человеку оторваться от природы и стать демиургом своего мира, основанного не только на стихийных законах силы и богатства, но и на принципах разума. Сохранённые резервы сил бога недр Плутона, не востребованные царём богов и его детищем — патриархальным общественным устройством и идеологией каменного века, дали возможность человечеству сделать главный эволюционный шаг в своей истории — создать земледельческую цивилизацию, законы которой описывает архетип Весов. И слово "цивилизация" неслучайно восходит к индоевропейскому корню kei — "ковать".
Изготовление сельскохозяйственных орудий и лёгких стрел, издали поражавших тех, кто посягал на чужое богатство или пытался с недобрыми намерениями проникнуть за стены мирных городов, склонили чашу Весов в сторону земледелия. Предпочтение земледелия стало эволюционным выбором человечества, связав развитие мышления и культуры с оседлым и мирным образом жизни, от которого некогда отошли индоевропейские племена. Всё это побудило обожествить искусство коваля и наделить его особым смыслом — так возник культ Кузнеца. Подобно тому, как в жизни огонь стал главным другом и помощником человека, в мифах Кузнец выступает основным помощником Громовержца, кующим его чертоги и божественное оружие, которое позволяет ему одолеть своего потустороннего противника. Так, греческий Гефест куёт стрелы Зевса, а семитский Кусар-и-Хусас — палицы громовержца Балу, помогающие ему прогнать бога смерти Муту.
Именем римского Вулкана, персонифицирующего подземный огонь, которым владеет божественный Кузнец, названа невидимая планета-управитель знака Весов, символизирующая в астрологии принцип законности и равновесия сил (её условно помещают в кроне Солнца или считают центром тяжести солнечной системы). Возможно, этим именем когда-нибудь назовут реальное небесное тело: вторую планету за Плутоном, цикл которой гипотетически составляет 1515 лет. К независимому выводу о существовании такого цикла пришли исследователи-египтологи Петри и Ж.Бредфорд1, выявившие 1500-летний цикл культурного развития цивилизаций. Если эта планета будет открыта, она, по всей вероятности, станет главным астрологическим управителем знака Весов.
1 Астроэнциклопедия. М., 1993.
Наступление бронзового века датируют IV-III тысячелетием до н.э.— также, как и первые государства Шумера и Египта, где появляются своды законов и которые уже являются цивилизациями в самом высоком, современном смысле этого слова. Этому времени предшествовал мед-нокаменный век, в котором расцветала и вторая профессия, связанная с огнём — ремесло гончара, обжигавшего глиняные сосуды. Недаром кузнец в мифах может выступать и гончаром (таков египетский мастер Птах, чье имя значит "ваятель"). Обожженная керамика на Ближнем Востоке распространяется в VII-м, а медь в V-м тысячелетии до н.э., и эти достижения гончара и кузнеца становятся вехами развития цивилизации. В Америке изделия из бронзы и золота появились во II тысячелетии до н.э., и тогда же они получили распространение в Египте.
Древние никогда не изобретали символов, а только списывали их с действительности. Поэтому мифический кузнец нередко хром или обладает другим изъяном: ведь в трудные времена племенных междоусобиц лишь человек, неспособный сражаться и работать, как все, мог тратить время на созерцание того, как в огне плавится случайно попавшая туда руда, и пытаться слепить из неё что-то заведомо бесполезное, незапланированное предками и не-предписанное обществом. Кузнец лишён воинской силы, но ущербность открыла ему недоступное другим и сделала почти богом: он стал ценнее царя, ибо царя легко заменить, а кто заменит мастера? Кузнец мыслится сильнее жреца, пассивно передающего волю небес (так, согласно поверью бурят, кузнец может заколдовать шамана, а тот его — нет). И кузнечное искусство воспринимается магическим, священным: в мифах кузнец куёт не только орудия, но и все предметы мира вообще.
В этом его роль ещё раз смыкается с ролью Демиурга, которым мыслился бог Неба. Так, финский кузнец Иль-маринен куёт Солнце и Луну, а финикийский Хусор раскалывает мировое яйцо. Но Кузнец творит не мыслью, а руками, он создаёт готовый результат — и это сопоставляет его с богами Земли, что отражает экзальтация в Весах Сатурна. Он уже не только отделяет Небо от Земли, но и созидает всё свойственное цивилизации — подобно египетскому Птаху, чья роль наиболее возрастает в III-м тысячелетии до н.э., когда он начинает считаться отцом и Солнца-Pa, и бога умерших Осириса.
Кузнецы миролюбивы благодаря своей природной ущербности, и будучи одновременно связаны с творческим импульсом небес и энергией подземного мира, они примиряют два полюса мироздания, выступая посредниками между разумом и стихией. Кузнец успокаивает борьбу противоположных сил, каждый миг воссоздавая Вселенную заново своими руками, как индийский Тваштар, чьё имя значит "творец". Разрушительные подземные силы самой непокорной и опасной для человека стихии начинают служить созиданию, и это становится залогом того, что человечество готово преодолеть и свои внутренние страсти, вступив на путь цивилизованного существования. Потому Кузнецы также покровительствуют браку, который обуздывает огонь эмоций и заставляет их служить обществу. Если знак Скорпиона символизирует инстинкты, то знак Весов — возобладание над ними, которое и дает возможность подчинить наши чувства творческому процессу. В теле органы Весов — почки и гормональная система, которая заведует общей гармонией организма и направляет резервные силы туда, где их недостает.
Покровительствуя ремеслам и искусствам, Кузнец куёт искусственный порядок культуры, отделяя ее от волчьих законов природного бытия. И подобно тому, как бог Неба надежно защитил сотворенный им Космос от вторжения Хаоса, строитель культурного мира создаёт границы цивилизации, в рамках которой человеку ничто более не угрожает. Характерно, что в IV-III тысячелетиях, когда люди овладевали выплавкой металла, ещё очень сильны были общинные настроения, типичные для всей предыдущей истории человечества. Так в Месопотамии регулярно объявлялась "справедливость" или "возвращение к матери", когда аннулировались все долги и отчуждения людей и земли: земля для древних мыслилась принадлежностью всей общины, несмотря на развитую уже торговлю. И неслучайно имя законодателя Митры, выражающее идею согласия, родственно также слову "коммунизм": утопия коммунизма предполагает совместное строительство разумного мира, преодолевшего власть инстинктов и отделенного от хаоса стихий.
Если с богом Неба мы связываем развитие предвидения и интуиции мысли, то отрыв от практических нужд, ставший возможным благодаря искусству Кузнеца, развивает теоретическое и абстрактное мышление. Как и Водолей, Весы в астрологии — интеллектуальный знак стихии воздуха (раздувающей горнило творческого огня). Однако, удаляясь от реальности, абстрактное мышление Весов порождает утопии. С образом божественного Кузнеца в мифах нередко переплетается мечта о полёте на крыльях и летающих повозках, об отсрочке смерти и бессмертии. И здесь мифы подчеркивают искусственность рукотворного мира Кузнеца, которому не хватает изначальной энергии природных стихий. Так, Солнце и Луна, скованные Ильмари-неном из золота, не светят, и природный творец Вяйнемёй-нен достает из подземного мира настоящие светила.
Поэтому стихийный и культурный демиурги в мифах нередко составляют неразлучную пару. В индийской мифологии законодателя Митру сопровождает Варуна, повелитель космических вод. Образ двух сопутствующих друг другу путей творчества мы часто находим и в жизни. Так сегодня пример обустроенного мира Митры, живущего в узких рамках своих законов, являет западный мир. А стихийное творчество Варуны живописует жизнь нашей водо-лейской страны, образующей необходимый противовес западной мысли и идеологии — и способной реально воплотить в жизнь её утопии.
Весы — знак покорения природы человеком, и его утопии в мифах отражаются также в образах фантастических животных, обладающих разумом человека. Так мифы предвосхитили будущее превращение зверей из опасных врагов человека (таких, как ужасные псы Кербер и Орк, сторожащие подземелье Аида) в его союзников. В человеческой мечте животные содействуют людям так, как кузнец помогает громовержцу. Самый яркий образ такого божества — прирученный конь: кентавр Хирон ("искуснейший"), учитель Асклепия, Орфея и Геркулеса, по одной из легенд отдавший последнему свое бессмертие. В честь божественного коня назван планетоид, символизирующий в астрологии миролюбие и культурные навыки архетипа Весов. Он обходит Зодиак за 50 лет, и это цикл развития культуры, который мы почти не замечаем: настолько все перемены в цивилизованном созидании мягки и постепенны. Когда человек обретает независимость от природы, вся его жизнь превращается в искусство жить.
Не фантастических, а реальных прирученных животных в астрологии традиционно соотносят уже со следующим знаком Девы, описывающим природные процессы, которыми овладевает человек в процессе своего труда. Преодолевая оторванность культуры и цивилизации от изначального истока, он вновь приближает нас к физическому естеству мира, устремляя рационально понять законы природы.
Есть много критериев того, чем человек отличается от животного. Практический знак Девы — знак стихии земли, символизирующий в астрологии преобразование материи и нашу непосредственную работу,— побуждает нас остановиться на самой известной фразе: "Труд создал из обезьяны человека". Правда, когда человек приручил животных — лошадь или собаку — это не сделало из них равных ему созданий. Конечно, прошло слишком мало времени: всего несколько тысяч лет, а не несколько миллионов! С другой стороны, наши питомцы ещё не сказали своего разумного слова потому, что трудятся они иначе, чем мы. Лошадь сама не впряжется в телегу, собака будет делать лишь то, чему её научили. Их труд является инстинктивным, каким он некогда был и у пралюдей, которых к действию побуждал внешний мир. Но уже питекантропы, создавшие первые настоящие ручные рубила, начали действовать самостоятельно.
С течением времени деятельность человека становится целенаправленной и всё более волевой — как если бы кузнец Вулкан, подчиняя людей законам человеческой жизни, выковывал их волю к действию. Человеческий труд — труд несмотря на обстоятельства. Воля к действию, о которой повествует архетип Девы и которой не менее 400 тыс. лет, потом становится основой производственного цикла человека, подчиняющего себе весь уклад его жизни. Его в астрологии описывает архетип Девы.
Развитию культуры во все времена способствовала эволюция орудий, и недаром изобретение металлических инструментов стало её кульминационным моментом (отчего в мифологии именно Кузнец выступает покровителем законов, искусств и ремесел). Роль орудий оказалась для людей столь велика потому, что на определенном этапе они начали оказывать обратное воздействие на мозг человека. Некогда человек стал таким, как этого требовала жизнь в обществе, далее эволюция пошла по пути приспособления к созданным инструментам. Одним из социальных факторов эволюции стал трудовой отбор. Производительная деятельность людей требовала развития сугубо определенных качеств, и 1 млн. лет назад у архантропов отмечают интенсивный рост в областях мозга, отвечающих за узко-человеческие функции (рука, мышление, язык) — при этом другие участки мозга отстают.
Человек умелый, которого мы можем сопоставить начальной стадии развития архетипа Девы, мог легко взять в руку любой предмет и ловко обращаться с ним. Таким образом, производственный фактор оказывает решающее влияние на развитие человека, и эволюция окончательно становится искусственной: происходит естественный отбор по признаку владения орудием — по признаку ума. Это ведёт к новому, не природному, а общественному совершенству не только всех, но и каждого. Это прежде всего совершенство людей, как инструментов созидания своего мира — как шестерёнок в общем механизме преобразующей себя природы. Но это великая роль людей, поскольку она ставит перед каждым личную задачу и в конечном итоге ведет к развитию его индивидуальных талантов и способностей, которое описывает следующий архетип Льва.
(Последняя идея перекликается с моралью строителей коммунизма, и неслучайно: социалистическое общество ставило во главу угла именно этот архетип. В гороскопе Октябрьской революции Солнце находится в соединении с астероидом Церера. На гербе СССР — атрибуты богини земледелия: серп и колосья, наряду с молотом божественного Кузнеца, кующего ей плуг. В гороскопе СНГ — то же сочетание!)
Инструменты, созданные мудрыми предками, поневоле тянут за собой ленивое мышление не столь выдающихся людей, заставляя его развиваться в определенную сторону. Те, кто не умеет пользоваться ими, выпадает из общества, занимая в нем нижнюю нишу. Эта тенденция сохраняется и по сей день. Так, сегодня в крупных городах общество требует от любого своего члена умения обращаться с компьютером ~ что является показателем активной деловой жизни.
Архетип земного знака Козерога ограничил мышление человека в первый раз — рамками закономерностей материального мира. И человек стал осознавать свой род, но забыл другие возможности существования. Дева, как второй знак стихии земли, производит следующее существенное ограничение беспредельности сознания. Биологический фактор лишь мешает делу выживания — и Дева остается Девой! В своем стремлении к созданию цивилизации этот знак омертвляет жизнь, он перестает её рождать, отдавая приоритет разуму перед инстинктивной интуицией.
Производственному фактору эволюции, который описывает архетип Девы, мы обязаны преимущественным развитием ментальной стороны сознания (что соответствует экзальтации в Деве Меркурия, планеты проворных рук и интеллекта). Поскольку при этом другие участки мозга остаются менее развитыми, эволюция становится однобокой.
В современной технократической цивилизации она зачастую делает человека винтиком в машине производства. Эту тенденцию ещё более усиливает, доводя почти до абсурда, разделение труда. Сегодня оно лишает нас понимания производственного процесса в целом, которое издревле наполняло смыслом трудовую деятельность человека.
Этот процесс для древних соотносился с жизнью всей природы, и потому был священным. Для земледельца все вещи образовывали в каждый момент четко упорядоченное и органическое целое. Сельское хозяйство обеспечивало регулярное воспроизводство необходимых человеку природных видов, следя за ежегодным ритма роста, цветения, созревания, посева и сбора урожая — который отражал ритмы Космоса, так как находился в прямой связи с циклами небесных светил и прежде всего солнечным календарем. Работами земледельца ведала мать-Земля: так римская Теллура (Terra Mater) покровительствовала циклу из 12-ти работ, соответствовавших 12-ти месяцам года.
Роль земледелия в образовании культуры и цивилизации нельзя переоценить. Само слово "культура" происходит от "colo"— "возделывать землю". "Культурами" называют дошедшие до нас археологические находки, связанные с раннеземледельческими поселениями.
Историю земледельческого хозяйства, с которой мы соотносим развитие архетипа Девы, обычно начинают отсчитывать с момента отступления ледника, когда появились возможности для оседлого существования. С XXV по X тысячелетие оледенение и таяние льдов заставляло людей перемещаться по земле, что мешало упорядоченному образу жизни. Известно, что население за это время уменьшилось: и значит, остро стояла проблема выживания, тормозившая прогресс. Тем не менее раскопанные стойбища, относимые к XII тысячелетию до н.э., указывают на применение лука и стрел и более интенсивный характер собирательства. А ближневосточные поселения X-IX тысячелетий до н.э. уже содержат ножи и серпы для жатвы злаковых культур — что говорит о переходе к земледелию.
На Ближнем Востоке насчитывают три очага, где зародились самые древние из найденных раннеземледельческих культур: горы Загроса, Палестина с Иорданией и юг Анатолийского плато. В поселении Загроса Шанидаре в X тысячелетии до н.э. жители обитали в домах из обмазанных глиной плетней, в суровые времена укрываясь в близлежащей пещере, которая некогда служила их главным убежищем. Они использовали кремневые топоры для плотницких работ, шили одежду костяными иглами и плели тростниковые корзины и циновки. Зерно они хранили в обмазанных глиной ямах — что характерно для всех культур, и опережая других, уже начали приручать овцу. Второй центр был очагом халафской культуры: там дома были более прочными, и раньше началось возделывание пшеницы и ячменя, но позже скотоводство. Третья культура Анатолии характерна добычей обсидиана и ранним появлением керамики.
В VII-V тысячелетии до н.э. в северной Месопотамии развилось поливное земледелие. В VI тысячелетии до н.э. поселки земледельцев и скотоводов с глинобитными домами, подобные ближневосточным, появились на Балканах. В это время на Кавказе находят жатвенные ножи и первые следы культивации местных злаков; в Индии, где люди жили уже 500 тысяч лет назад,— первые хранилища зерна; а в Средней Азии выращивают пшеницу и ячмень и разводят коз и овец. На Украине и в Молдавии в VI-м тысячелетии до н.э. приручают быка и свинью, а в IV-III тыс. до н.э. там возникает яркая раннеземледельческая культура, получившая название трипольской.
В Китае ранний этап сельского хозяйства относится к VI-V тыс. до н.э., а в IV-III тыс. до н.э. складывается культура яншао, возделывающая просо и чумизу. Возделывание съедобных растений в Перу: маиса и фасоли, а также хлопка — начинается в VI-V тыс. до н.э.. Ольмек-скую земледельческую культуру индейцев центральной Америки относят к IV-III тыс. до н.э. На Таиланде одомашнивание растений относится к раннему периоду — Х-VII тысячелетиям, его культура развивается синхронно с ближневосточной. Китайская культура из-за худшего климата и отсутствия торговых связей отстает,— как и культура североамериканских индейцев, позже остальных пришедших из Азии в Америку: хотя ледник и там отступает в X тысячелетии. Однако в целом мы имеем достаточно синхронную картину развития основных культур, подтверждающую единый путь формирования мифологического сознания.
развитие раннеземледельческих культур
Регион | Название основных поселений | Сбор и хранение злаков | Возделывание злаков | Приручение скота | Расписная керамика | Поливное земледелие |
Сирия и палестина | Эйнан, Мюрайбит, Иерихон | 10-9 тыс.* |
9-8 тыс.* Пшеница, ячмень |
7 тыс.* коза, собака | 7 тыс.* фигурки | |
Север Месопотамии | Шанидар, Джармотель-халаф | 10 тыс.* |
7 тыс.* пшеница 6 тыс.* Ячмень, лен |
10 тыс.* коза, свинья 6 тыс.* |
Фигурки — 7 тыс.* Посуда — 5 тыс.* Обжиг (ввоз) |
7 тыс.* 5 тыс.* |
Малая Азия: Анатолия |
Чатал-хююк Хаджилар |
7-6 тыс.* 14 видов 7 тыс.* |
7 тыс.* овца, бык 7 тыс. овца |
Фигурки, посуда 6 тыс. Обжиг |
||
Балканы | 6 тыс.* | 6 тыс.* | 6 тыс.* | |||
Украина, молдавия | Триполье | 6 тыс.* пшеница |
6 тыс.* Бык, свинья |
4 тыс.* | 4 тыс.* | |
Кавказ | 7-6 тыс.* | 6-5 тыс.* | 5 тыс.* | Посуда | ||
Индия | Мергарх Харапп | 6 тыс.* рис | 3-2 тыс. |
6 тыс.* коза, овца Слон, бык |
Посуда | |
Средняя азия | Джейтун |
6 тыс.* Пшеница, ячмень |
6 тыс.* овца, коза | |||
Китай | Яншао | 6-5 тыс.* просо | 4-3 тыс.* чумиза | 5 тыс.* обжиг 1 тыс. | ||
Таиланд | 10-7 тыс.* | |||||
Индейцы Перу | 7-6 тыс.* перец, тыква | 5 тыс.* маис, фасоль | 3 тыс* ламы | 2 тыс.* | ||
Мексика | Ольмекская культура | 6-5 тыс.* маис, фасоль | 5 тыс.* тыква | 5 тыс.* собака | 3-2 тыс.* посуда, обжиг | 2 тыс.* |
Северная Америка | (адена) хоупвелл | 1 тыс.* маис, бобы, табак | 1 тыс.* обжиг |
* Все даты в таблице — до н.э.
Первые дошедшие до нас изображения богини, которая несомненно покровительствовала земледельцам,— это женские фигуры с раскинутыми в сторону руками и ногами: что, возможно, символизирует землю или поле. Они найдены в ближневосточных поселениях VII-VI тысячелетия до н.э: и главным образом, Чатал-Хююке, где обнаружено 40 святилищ. Богиня земли часто изображается рождающей быка — символ плодородия, и ей сопутствует бородатый бог верхом на быке — прообраз громовержца. Священным животным богини был леопард, что делает её наследницей бога охоты и говорит о её главенствующей позиции. Таковы первые свидетельства аграрного культа.
Жители Чатал-Хююка возделывали пшеницу, ячмень, горох и другие культуры, добывали растительное масло, умели готовить вино и пиво. Они разводили овец и крупный рогатый скот, охотились на оленя, кабана и леопарда, изготовляли ткани и керамику. Дома они строили из прямоугольного кирпича столь плотно друг к другу, что поселение в целом представляло собой неприступную крепость, защищенную от бродячих племен и диких животных. В части домов располагались мастерские. Такой уровень культуры говорит о налаженном хозяйстве, вполне достигающем идеала архетипа Девы.
Роль земледелия была очень велика не только для выживания, но и для развития сознания людей. Земледельческий процесс предоставил людям ясную картину сменяющих друг друга фаз рождения, зрелости и смерти: и раннеземледельческая богиня Чатал-Хююка последовательно предстает девочкой, зрелой женщиной и старухой, которую сопровождает гриф, терзающий труп. Характерно, что несмотря на подчеркивание функции рождения, сексуальная символика у этой богини отсутствует: и это вполне соответствует задачам архетипа Девы, описывающим чистоту природного процесса и его результаты, а не средства этого. Богиню-мать иногда сопровождают молодые боги: девушка или юноша — что может нам напомнить известные позднее пары Деметры-Персефоны или Кибелы-Аттиса, в античной мифологии олицетворяющие образ матери-Земли и её детей-растений.
В развитой земледельческой культуре Земля предстаёт кормилицей людей и матерью растений, растущих из её лона. Этот женский и близкий людям образ окончательно вытесняет сатурнианского, скупого и жестокого бога земли, когда сельскохозяйственный труд с применением металлических орудий и плуга стал гораздо более легким и продуктивным (в египетской и ближневосточной культуре это произошло в IV-II тысячелетии до н.э.). Преображённая архетипом божественного Кузнеца, Земля действительно стала по-матерински заботиться о людях, и неслучайно атрибутом греческой "земли-матери" Деметры был рог изобилия.
Сопутствующий ей образ растений, засыхающих осенью и вновь расцветающих весной, для земледельцев олицетворял порядок смены времен года, служивший основой всей организации их жизни. И зафиксированная история доносит до нас картину того, как осознание циклических природных процессов выливалось в праздники-мистерии — смерти и возрождения божеств растительности, в оплакивании которых принимало участие всё население, каждый год заново радуясь их воскресению.
В античном мифе бог подземного мира Плутон похищает у земли-Цереры её дочь-Прозерпину ("росток"). В скорби Земля перестает плодоносить, и по приказу царя богов владыка царства мертвых на полгода отпускает свою молодую супругу к матери: тогда земля вновь покрывается растительностью и дает людям урожай. Но каждый год смерть снова отбирает у матери-Земли её дочь-росток, и Персефона добровольно идет навстречу судьбе, чтобы не нарушать хода времен. Этот миф, для нас описывающий всего лишь природный процесс, лег в основу Элевсинских мистерий, участники которых переживали прикосновение к общекосмическому закону перемен, испытывая свою собственную смерть и перерождение вместе с природой.
Египетская богиня урожая Рененутет и ее сын Непери ("зерно") составляли аналогичную пару, и этот образ тоже говорит о том, что без смерти не будет возрождения: чтобы зерно проросло, оно должно быть похоронено в земле — умереть. Это жертва матери-Земли и божества растительности во имя исполнения высшего закона, стоящего над богами и над людьми. И идея архетипа Девы в том, что свершая наш ежедневный труд — отдавая силы неведомому будущему, мы идем на эту жертву: в это время мы умираем для настоящего, чтобы не нарушился порядок жизни людей и ход развития. Дева в жизни — скромный знак, роль которого обычно остается недооцененной. И надо признать, что функции этого архетипа: добровольно следовать требованиям жизненного процесса и вовремя идти на необходимые перемены, чтобы не навлекать на Землю-мать глобальных катаклизмов,— в наше время плохо исполняются, во всяком случае на территории нашей страны.
Умирающие и воскресающие боги растительности — такие, как Аттис или Дионис — неслучайно стали любимыми богами древних. Мировая трагедия смерти и возрождения была залогом благополучной жизни земледельца, уверенного в стабильности чередования фаз природного процесса и потому активно участвующего в нем как сеятель и жнец. Срезая урожай, человек, как и прежде, в рамках первого архетипа стихии земли — Козерога — брал в свои руки косу убивающего жизнь Времени. Но он более не чувствовал себя виновным в смерти растительности: она всё равно погибла бы зимой, он лишь исполнял роль осени чуть раньше срока, зная, что жизнь возродится. Познание природного процесса лишило почвы сатур-нианскую идею жертвоприношений: они остались чисто ритуальными, носящими характер культурного постижения законов реальности. И главный закон этого архетипа хорошо выразил египетский иероглиф созвездия Девы, где женщине с колосом в руке сопутствует бог смерти, шакал Анубис. Дева стоит, а Анубис идет, и это символизирует идею, что смерть преходяща, а жизнь вечна. Именно эту идею учились познавать участники мистерий умирания и возрождения.
Регламентация труда предполагает чередование работы и отдыха, и прежние мистерии потом стали праздниками с буйным весельем по поводу сбора урожая и наслаждением плодами труда (прежде всего хлебом и вином). Священный характер праздников и вообще выходных (вспомним наше Воскресение) мы унаследовали с тех времён, когда работа носила священный характер причастности к великому мировому процессу. Древние лучше нас понимали, что волевая деятельность людей уводит их в сторону от изначальной гармонии жизни. Мистерии и оргии несомненно включали те области мозга и души, которые в быту оказывались незадействованными. Праздник ликвидировал издержки работы.
Деятельность людей не должна нарушать высшей гармонии. И описывая законы природы, архетип Девы исполняет задачу согласования человеческой воли к действию с истиной естества. Отсюда вторая функция богов урожая — их связь с истиной и правосудием. Через образ последовательного, правильного чередования природных явлений люди усваивали понятие того, какой должна быть их человеческая жизнь. Неслучайно имена греческих ор — богинь времен года — значат "закон", "мир" и "справедливость". В честь последней — богини справедливости Дике или Астреи, удалившейся от неправедного мира на небеса,— названо греческое созвездие Девы. В древнем Риме верность клятве олицетворяла богиня Фидес с плодами и колосьями в руках. А греческая Персефона, исполняя закон смены сезонов, также помогала мужу вершить суд над душами в подземном мире.
Персефону называли также Кора: "девушка",— и с праведностью умирающих и воскресающих богов, являющих собой пример самопожертвования ради исполнения долга, нередко связана их целомудренная чистота, что соответствует самому названию созвездия Девы. Так, индийская Сита ("борозда"), родившаяся из борозды вспаханного поля, попросила свою мать-землю взять ее обратно, когда ее коснулось подозрение в супружеской неверности. Архетип Девы — образ земного порядка, и в современной жизни он олицетворяет собой исполнительную власть (например, органы милиции),— которая должна быть безупречна, чтобы она могла обеспечить и поддержать чистоту жизненного процесса, частью которой является деятельность людей.
Роль архетипа Цереры — закрепить принципы экономической жизни так, чтобы они отражали естественный ход вещей: создать порядок и контролировать его. Поэтому мать-Земля оберегает поле от воров, следит за тщательностью уборки урожая и его сохранностью, ростом растений и здоровьем людей — в котором важную роль играет питание (и усвоение пищи — недаром в организме со знаком Девы связан кишечник). Отражая достигнутый уровень контроля над жизнью и сельскохозяйственным процессом, боги земледелия могут выступать целителями, а также приобретать навыки писцового искусства, помогающего вести учет зерна: как шумерская Нисаба ("зерно"), жена писца Набу. Впоследствии практический опыт, необходимый в работе, выделяется в особую сферу научного знания, и это соответствует экзальтации в Деве планеты рациональной науки — Меркурия.
Ведение хозяйства предполагает иерархию распределения обязанностей, и потому с этим архетипом соотносится утверждение экономического принципа разделения труда. На Ближнем Востоке оно существовало уже в VII тысячелетии до н.э. В раскопанном поселении того периода Иерихоне находят мастерские: в одной из них изготовлялись орудия из кости, в другом была мясобойня, третье принадлежало резчику бус, что свидетельствует о разделении разных видов производства. Этот хозяйственный принцип Девы потом приводит к кастовому размежеванию в Индии, и рудимент его мы находим в средневековой системе цехов.
Но прежде всего в иерархической хозяйственной системе занимают свое место прирученные животные. Первое из них — собака: сначала она помогала охотникам, но потом стала сторожить стада земледельцев. Интересный образ исполняющего свой долг животного — русский крылатый пес Симаргл, охраняющий корни посевов. Любопытна также древнегреческая легенда о собаке, породившей виноградную лозу. Непосвященный не увидит в таком мифе никакой логики: кроме общего архетипа, эти два образа ничто не связывает. Но архетипическая идея проста: животные должны помогать в хозяйстве.
Таковы основные мифологические образы этого архетипа. Какая же планета управляет Девой? Этот вопрос в астрологии остаётся открытым. Для практических нужд удобнее всего сопоставлять ей астероид Цереру, который в гороскопе ярко проявляет черты этого знака. Церера — самая крупная из малых планет и может символизировать весь пояс астероидов в целом: как некое единое небесное тело, только по каким-то причинам состоящее из кусков. Подобно этому раздроблена на части наша земная реальность. Однако гипотеза, что за Плутоном есть ещё планеты, становится всё более популярной. Цикл ближайшей — 640 лет. Многие астрологи признают существование гипотетической планеты с этим циклом и называют её Прозерпиной в честь богини, добровольно нисходящей в подземный мир и так символизирующей идею служения человека людям. Этот период привлек внимание географа Э.Хантингдона: независимо от астрономов выявив цикл 640 лет, он связал его с климатическими изменениями и миграциями народов. Несомненно Прозерпина, которая следит за порядком на земле, должна отвечать за то, что творится на её поверхности. Это планета циклических природных перемен — что вполне согласуется с выводами географа.
Подобно тому, как гипотетическая планета Прозерпина — символ цикла смены климата, влияющего на экономический уклад жизни людей, малая планета Церера, цикл которого 4 года,— в астрологии показатель жизненных фаз человека. Это цикл смены деятельности и физического состояния организма (в гороскопе она нередко связана с естественной смертью). И в связи с этими планетами уместно будет более подробно поговорить о периодизации архетипов.