Сны с придуманными словами. Извор и Генитания.

Застолье без В. "Извор". Говорящая гусыня 20ноя. Большое застолье, может быть, Новый год. За столом вижу семью моей подруги - её мать и бабушек, но, кроме того, много лиц из ГИТИСа. Родственники подруги спрашивают меня: а что, она сама не придёт? Ну, вот, да, не придёт. (*Мы действительно с подругой на НГ навещали её семью, где нет мужчин. Но без неё я бы вряд ли там появился. Ну и то, что туда вторгся ГИТИС из другой моей жизни - тоже не соответствует реальности*). Начинают дарить подарки, произнося поздравления. Ну, мне-то не будет подарка, я живу в стороне от всех. Однокурсница М., изображая какую-то графиню, обходит стол. До меня доходит уже пустой пакет. Прошу соседа налить мне чаю, кувшин стоит рядом с ним. Приглядываю себе пирожное. Педагог ГИТИСа Б. поздравляет девушку: её работа стала лучшей на конкурсе, ставит на стол подарок от института для неё: лоток с виноградом. Говорит, что в ГИТИСе было по её поводу чествование, но она уже убежала. ... Иду потом по широкой улице по направлению к дому детства. Рядом П. из киношколы и её спутница, у них куча кассет в подарок, можно что-то выбрать или обменять на мои. Разглядываю, много незнакомых названий. А это что? Написано: «Извор». Какой-то фильм по психологии. Они поясняют, что слово переводится как "близкий, родной", или "люли". Второе мне не кажется подходящим по контексту. Беру эту кассету, хотя не очень понятно, о чём фильм. ... Перед этим: Сестра и её спутница решили перейти спать в сарай во дворе из-за перемены погоды. Я часть их компании, поэтому иду за ними. На улице дождь, я прячу книги в руках от него. Какой-то разговор во дворе с гусыней: она научилась немного понимать речь... И ещё "филологический" сон, свежий... «Генитания» 8дек. Помогаю знакомым. Книжная ярмарка? Видимо здесь, в Италии. Франческа (*пожилая итальянка, которую я встречал в 2004-7 году, был у неё в гостях. Она ярая католичка и в то же время как-то совмещает это с йогой и медитацией, работала смотрительницей в базилике С.Лоренцо со статуями Микеланджело Утро, День, Ночь*) побежала к соседнему стенду и там чуть ли не лупит некую тётку из-за того, что у них какая-то мелкая услуга стоит 8 евро. Слышен крик: 8 евро? Я тебе покажу 8 евро! Я говорю парню, который главный на нашем стенде: беги, выручай, её сейчас в полицию заберут. Думаю, а чего я-то не бегу? Ну, он итальянец, ему легче разобраться. Пока он убежал, подхожу к посетителям. У нас разложена куча бесплатных экземпляров маленькой статьи (или просто библиографии по какой-то теме) Софии Агранович. И ещё толстый сборник на пружине за деньги. Девушка просит меня объяснить, что значит слово "генитания" в его названии. А, сейчас. Лезу гуглить в телефон.
Начну с конца, п.ч. много повторяющихся мотивов, которые, не будучи до конца распознанными, становятся все откровеннее. ГЕНИТАНИЯ Книжная ярмарка - популяризация и торговля знаниями. Почему в Италии? Культурный стереотип. У южан-итальянцев страстный темперамент, повышенный эротизм, сочетающийся, поскольку они европейцы, с высокой осознанностью и культурой. Материнская фигура пожилой Франчески, непринужденно сочетающей библиофильство со скандальностью, католицизм с "индуизмом", как "Утро" с "Вечером" и "День" с "Ночью", демонстрирует недостижимую для вас пока целостность. (Ведь вы отправляете успокаивать ее напарника-итальянца, которому "легче" вступить в контакт с ее взвинченной эмоциональностью.) Что ее раззадорило? Мелкая услуга за 8 евро. При этом она не требует, чтобы услуга была бесплатной. Просто цена, по ее мнению, должна быть справедливой, в точности соответствуя затратам сил. Числа во сне появляются не случайно. 8-ка подобна эллипсу с двумя центрами, что может символизировать единство и борьбу противоположностей в любых парных отношениях: интимных, партнерских, торговых. Ты мне, я тебе. Это два "этажа" психики - сознание и под-сознание (уже - Эго и Тень или Эго и Анима). Верх и низ. Небо и земля. Земля и преисподняя. Видимое и невидимое. Смысл и подтекст. Это символ перетекания и истекания. (Песочные часы-клепсидру держит в руках аллегорическая Смерть.) Если взять круг из веревки и свернуть его так, чтобы верхний полукруг провернулся относительно нижнего на 180 градусов, а поперечный диаметр сошелся в точку, мы получим спираль. (Еще раз появляющуюся в "сборнике на пружине".) Символ жизненной силы. Спиральные формы творит сама природа: галактики, водовороты, смерчи, раковины моллюсков, расположение семян в подсолнухе, черешков на ветках, рисунки на человеческих пальцах, двойные спирали молекулы ДНК в каждой клетке живого организма. Выбитые на мегалитических памятниках спирали изображают путешествие по лабиринтам загробного мира и дают надежду на возможное возвращение оттуда. Спиральная форма змей на кадуцее выражает равновесие противоположностей. Тот же смысл в символе инь-ян, являющемся разновидностью двойной спирали. Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии, которая управляет космосом. Спираль,сочетающая форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года, фаз старения и роста Луны, а также самого Солнца. В Библии 8 упоминается несколько раз как число нового начала. Восемь человек спасаются во время потопа, и от них происходит новое человечество. На восьмой день у иудеев совершалось обрезание, которое делало дитя членом народа Божьего. И т.п. Кроме того, связывая вашу киношколу с Италией, здесь возможна ассоциация с фильмом "8 1/2" Феллини. Цитирую Википедию: "Режиссёр Гвидо Анселми (ср. ваш сон про Г.) находится в творческом тупике и ищет источники вдохновения. Причины застоя в творчестве это разочарование жизнью и любовью. Продюсеры и киностудия требуют от режиссёра начинать съёмки, а в его сознании будущая картина никак не может сложиться в единое целое. Фильм — это смешение реальности и потока сознания Гвидо: его детских воспоминаний, сюрреалистических видений и озарений, в которых он ищет вдохновения". "В этой картине Феллини использует излюбленный прием Годара: наносит свирепый удар по киноиндустрии, источнику собственного успеха". Цитата из фильма: "Вы могли бы все бросить и начать с нуля? Выбрать что-то одно, только одно, и отдаться ему целиком, так, чтобы оно стало целью всей вашей жизни, включило в себя все, было бы всем, оттого что ваша преданность подарит ему бессмертие?", — спрашивает Гвидо, и сам же отвечает на свой вопрос: "Не получится". "Он хочет все и сразу, не может выбрать что-то одно. Каждый день меняет решение, потому что боится упустить что-то единственно верное". Да уж, "8 евро" это и вправду чертовски много. За "ничтожную услугу" отдать "бесконечность" - все равно что продать Дьяволу вечную душу. Что же за знания вы предлагаете итальянцам? "Основное направление научной деятельности С. З. Агранович — исследование того, как архаические структуры языка и мышления представлены в литературе" (Вики). То есть вы предлагаете посетителям ярмарки взглянуть под поверхность явлений, под мятежные формы их хваленых и вездесущих скульптур (вспоминается "Великая красота" П. Соррентино). Что же там обнаружится? Девушка спрашивает, но вы "не знаете" (может, не осмеливаетесь знать) и переадресуете вопрос поисковику, ища СТАНДАРТНОГО, общепринятого ответа. А на что, заставляя краснеть, намекает сон? - Не запутывайте поручика. "Ген Италии" есть у всего живого, даже в цветках и у бабочек. Слово восходит к греч. genos "происхождение; род". В чем проблема? Плодитесь и размножайтесь! - Фу, пошлости. Инстинкт надо не высвободить, а ПОЗНАТЬ ("гений" vs "гениталий"). Сжатая спиральная пружина - это скрытая сила, змея кундалини, свернувшаяся клубком в основании спины. Распрямившаяся (на которой "филологический" сборник с "Генитанией" в названии) - та, которая стала явной, но восходит по чакрам и сублимируется. ("Генитания" как Нагнетание.) Секс - зверям, людям - статуи Микеланджело. ----- Кстати, о статуях. Их 4, и входят они попарно в композиции надгробий двух Медичи: "Утро" (женщина) - "Вечер" (мужчина), "День" (мужчина) - "Ночь" (женщина). Проницательные цитаты искусствоведов: "Аллегорические скульптуры надгробий в Капелле Медичи — олицетворения времени и быстротечности жизни — располагаются на пологих крышках саркофагов, они буквально скользят в неудобных позах, как бы символизируя неустойчивость и иллюзорность бытия". "Тщательно продуманный диссонанс создаёт ощущения тревоги, неясности и напряжения". "Аврора, утренняя заря, мучительно пробуждается от тяжелых сновидений. Черты её прекрасного лица полны страданий, а её цветущее молодое тело изгибается, словно от внутренней боли". "Невероятный контраст между процветающим девичьим телом и смертельно измученной душой в нём..." "День" смотрит "мрачно и недружелюбно, из-за плеча, словно закрываясь от враждебного мира". "Все силы покинули слабое тело "Вечера". Голова незавершена, но гнетущая атмосфера пожилого возраста и ностальгии переданы безошибочно". "Ночь" - "олицетворение тёмных, скрытых сил, сна разума, темноты, скрывающей тайну жизни и смерти". Т.о., ваша Франческа оборачивается жрицей богини рождения и смерти (Великой Матери) или бога времени (Кроноса-Сатурна). Она "знает" весь цикл, образующий надземную и подземную петли - 8. Сторожит точку пересечения двух миров. ----- Также "Генитания" вызвала ассоциацию с "Лузитанией" - британским трансатлантическим лайнером, торпедированным германской субмариной U-20 ("Ю"!) 7 мая 1915 г. и затонувшим у берегов Ирландии. "Затонуть" - погрузиться в бессознательное, в тень, уйти из поля зрения. "Лузитания" имела поперечные и продольные водонепроницаемые перегородки, деля корпус на внешний и внутренний борт судна. Тут и разгороженность психики, и субъективного и объективного, и отделившаяся кожа (ваш сон о собаке в шкуре-мешке). Но это уже фантазии.
"Генитания". - Какое слово ни выдумай, окажется, что где-то, когда-то оно уже было. В средневековой Англии, например, шел неравномерный процесс закрепощения крестьян. В результате возникло несколько типов полусвободного и зависимого крестьянства. В их числе и ГЕНИТЫ (др.-англ. geneat), которые "были свободны от работы на землях сеньора, за исключением периодов сбора урожая и сенокоса, уплачивали сеньору ренту (вероятно, натуральную), сопровождали его, организовывали охоту и выполняли личные поручения, отдавали одну свинью за пользование пастбищами господина" (Вики). Какое отношение это может иметь к вашему сну? "Гениталии" предполагают связь, но, поскольку обладающий сам обладаем, и несвободу. "Генитания" - хотя бы иллюзия независимости от сеньора Анимуса.)
.
Ещё немного по поводу слова "генитания".

Моя первая ассоциация (о гениталиях я даже не подумал сперва:) - гений. Поскольку я недавно цитировал пассаж из книги Фрейденберг о культе гениев в Риме. Сама О.М.Фрейденберг, как самый "плодородный" автор в фольклористике - для меня как корни дерева, в кроне которого С.Агранович.)) Их связывает прямая ассоциация.

(Что такое римский гений? Считается, что это душа. Но есть две души: так сказать, духовная, anima, и телесная, гений. Эта телесная душа смертна и соответствует всеми физическими чертами человеку, которому принадлежит. Следовательно, гений изображается в виде портрета определенного человека. Но не только человек имеет своего гения. Его имеют боги, местности, вещи, весь мир Одушевленный и неодушевленный мир, и это-то и обнаруживает его тотемистический характер. Понятие о душе, так, как мы себе это сейчас представляем, относится к позднейшему анимистическому мышлению, и в до-родовой период его нет. Все в природе и в окружающей жизни, в предметном мире и быту, имело своих гениев, была ли это постройка, ландшафт и т.д. Гений — двойник человека, природы, вещи, вторая их сущность. ... 

Часто гений изображается среди двух танцующих и возливающих ларов. Из священных предметов здесь фигурируют рог изобилия и чаша. Атрибутом гения служит змея; фрески из Помпей изображают гения в виде юноши со змеей, и при этом тот не в тоге, а обнажен.)

Змея-спираль?

И вот, когда мы обсуждали слово, то после гения остался кусочек - -тания. И что же? Есть такое слово, и я знал о нём, прочитав когда-то пару-тройку книг о хасидизме. Но забыл, конечно.

Та́ния (иуд.-арам. תניא — «повторение; учение; изучение») — основополагающая книга по хасидизму. Главное творение[1][2] «старого ребе» Шнеура Залмана (1746—1813) — основоположника хасидского учения Хабад. Предположительно, опубликована в 1797 году.

И тут бсз подмигивает: Агранович ведь София Залмановна!

 

Та́ния (иуд.-арам. תניא — «повторение; учение; изучение») --------------------- Да, навеяло. Но девушку из сна не обманешь)
Почему в Италии? Культурный стереотип Ну ла-адно.) Я просто тут живу. Сейчас дома - это в Италии. 


Материнская фигура пожилой Франчески, непринужденно сочетающей библиофильство со скандальностью, католицизм с "индуизмом", как "Утро" с "Вечером" и "День" с "Ночью", демонстрирует недостижимую для вас пока целостностТрудно согласиться. Мне всегда виделась в ней некоторая ограниченность. И католицизм куцый, и индуизм из местной лавки.) Там с этими статуями тоже не всё в порядке. Что-то не так с ними. Я вежливо потолкался час между ними, но мне было просто неуютно среди этих огромных, совершенных по пропорциям депрессивных погребальных дур. Может быть, М-ло не хотелось их делать, настроения не было. Или заказчики Медичи не вдохновляли. Когда моя бабушка шила кому-то одежду и иголка всё время ломалась, или строчка шла неровно, она говорила с досадой: "ну и человек!" - про заказчика... Вот и он тут - ваял статуи с мыслью о заказчиках: да умрите уже скорее, бесславные ублюдки... При всём уважении к меценатству Лоренцо.

...

Скорее в ней можно увидеть холодную и агрессивную материнскую фигуру. С другой стороны - образ старухи - сейчас этой женщине почти 80, наверно. Полиция во сне обычно появляется, когда есть интенция двинуться в запрещённом внутреннем направлении, тронуть больное, охраняет травмы.

Я только сейчас подумал - я заплатил 8тысяч за некий психол-кий семинар. Большая часть встреч в рамках семинара показались мне пустыми, две из них я вообще еле выдержал - как те статуи они показались мне очень громоздкими и давящими. Когда для человека всё одинаково важно и ни с чем нет личной связи, нет постоянного оборачивания на свою жизнь, человеческая речь обращается в какой-то данс-макабр. Слова и буквы как-будто прыгают по моей голове, вгоняя меня в могилу.) (Причём они тоже ссылаются иногда на Агранович, похоже, она стала популярной у психологов.)

Может быть об этом скандалит Ф-ка? Деньги всегда были моим больным моментом, я экономил на всём, на чём мог. Нынче, благодаря уличному пенью по-заграницам - первый год, когда они у меня есть в какой-то мере - так что я могу жить, оплачивать терапевта, учёбу и ещё бездельничать всю зиму... Но и 80Е тоже жалко, если "просто выкинуть".

...

В таком контексте два витка восьмёрки могут иметь отношение к бесконечной борьбе с материнским. И к теме старости (старуха, гробница Медичи, клепсидра). Борьба с материнским - борьба за осознавание. Отвоёвывание каждого шага у бессознательного, у природы-матери и у смерти. И в ней мы всегда движемся по упомянутой вами спирали - в борьбе-согласии с матерью-природой. Человек живёт в усилии и различении, где следовать природе, и где упереться. Где логос, где эрос.

...

Ведущая семинара тоже вполне может представлять материнское - в этой даме есть витальность, энергетика, и вообще нет интроекции, этого "мыслю, значит существую, существую в своей мысли". Для неё это отдельно - я существую - и отдельно - я освоила гору информации по таким-то темам, два параллельных процесса. "Я мыслю - значит я хорошо подготовилась".

Училка. Волга впадает в Каспийское море. (Поскольку я участвовал уже в нескольких семинарах, то тайну того, к кому именно относятся мои нелестные оценки, я унесу в могилу:)) Вовсе не хочется кого-то обижать, каждый реализует жизнь, как может. Поспешность, с которой я начал записываться подряд на все психол-кие онлайн-мероприятия - мой личный прокол и моя ответственность. Поэтому я пеняю на себя: моя материнская фигура готова выцарапать глаза внутренней виновнице, соблазнившей меня на растрату... Женщины всегда обходятся дорого...))  

Может быть, это просто называется экстравертным мышлением? 

...

Вы видите, сколько у меня страсти по столь мелкому поводу? Похоже ведь.

...

Ваша отсылка к 8,5 Феллини вполне отражает мою потерянность - по жизни, и в настоящее время по-прежнему. Отчасти, это позиция. Если ты нашёлся - жизнь теряет интригу, пора умирать.) 

И да, архаика для психологов - путь к основаниям психических структур. В том числе собственных. Изнанка культуры. Первобытный мужик с дубиной, волосатая обезьяна - идея-фикс юнгианства - как судья человека культурного, его важнейшая отщеплённая часть.

Агранович как аграрная наука.

...

"Лузитания" - "Лузи" - луга по старому, или вода в заросшем вокруг озере + "Тания" - обсудили выше))