Индивидуация и творчество.

Индивидуация и творчество. Какая между ними взаимосвязь? Что побуждает человека выражать себя в творчестве? Известно, что арт-терапия помогает человеку высвободить скрытые в бессознательном материалы, дневники способствуют рефлексии и большему пониманию себя, но будет ли это составлять общечеловеческую ценность, т.е. будет ли это искусством? Будет ли это интересным или полезным для других? 

 

 


Вспомнились «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон. Помните?

 

...На мой взгляд, всё зависит от глубины погружения в себя. Чему во мне я позволяю в данный момент проявляться и с какой целью я хочу делиться этим с другими? 

 

Что делает творчество ценным? В идеальном случае такие произведения универсальны, они способны затронуть до глубины души, вдохновлять, утешать, придавать мужество, вселять надежду, смешить... Задевать за живое может только живое. Индивидуация тут может и не быть необходимым условием, важен сам путь, а не цель. 

Если есть желание писать и делиться творчеством, то нужно следовать зову своей души. Если ты пишешь, значит, это кому-нибудь нужно).

А мне вспомнился проект "Прожито" - электронный корпус личных дневников и воспоминаний - https://corpus.prozhito.org/

"Скажи мне, пожалуйста, как мне достичь вершины горы Фудзи?", — спросила улитка с надеждой в голосе.

Ого, это же целая библиотека мемуаров! Для историков они в любом случае должны быть ценными.

Статья Юнга из библиотеки сайта. надо почитать 

Юнг, Карл Густав "Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству"

 

 

дубль

Ирина, перенесу сюда вашу цитату из параллельной ветки: "Индивидуация, реализация души и творчество. Многие начинают писать в среднем возрасте, позволяя проявиться, например, своим каким-нибудь вытесненным психическим функциям, но вряд ли их творчество будет иметь общечеловеческую ценность...Интересно при этом наблюдать за мотивами, что каждым движет".

********************

 

Важно ещё, как мне думается, задать себе этот вопрос, если есть потребность написать какое-то более структурированное произведение, чем дневник: что вытесненное хочет во мне проявиться и почему именно таким образом, т.е. в книге, научной монографии и т.д.? Почему бывает недостаточно дневников? Тогда письмо будет более осознанным.

Возможно современное общество в каком-то смысле "молится" на Книгу. Раньше печатная книга, журнал, газета были единственным способом выйти за пределы своего ближнего круга и донести свои ценности до большего количества людей. Писатели, искусно владеющие словом, почитались и почитаются как боги. Книга способствовала развитию коммуникаций в обществе, как и торговля. Торговля - обмен потребительскими товарами, а книга - обмен духовным опытом и внутренними ценностями.

Сейчас ситуация с появлением интернета изменилась, но по инерции мы по-прежнему продолжаем молиться на Книгу, как видимый и ощущаемый продукт своей мыслительной деятельности - ее можно потрогать руками, почувствовать ее тяжесть, а написанное в интернете неустойчиво - легко можно потерять доступ или стереть. Конечно, это не памятник в камне, но более долговечен. Возможно так мы хотим увековечить свое имя, сказать, что мы мыслили, а следовательно, и существовали, передать что-то тем, кто будет после... Недавно люди смогли прочитать сгоревшие свитки библиотеки Помпеи и даже найти в них указание на могилу Платона. "Рукописи не горят".

Книга может быть завершением какого-то этапа нашего пути. Мы верим, что после написания и издания книги откроются нам новые горизонты. Есть мнение, что каждый человек должен написать свою книгу. Книга - это надёжный инструмент глубинного самоосуществления, а значит и индивидуации. Написание книги терапевтично.

Гимн Книге получился)

Но что делать, если написать книгу не удается, а хочется? Как найти тему, как быть постоянным в труде? Как не оправдываться занятостью и нехваткой времени? Ведь можно записать подкаст, аудиоисторию или прочитать видеолекцию, сочетать текст с мультимедиа. Сейчас нам легко доступны и такие возможности. Но все же написать книгу только словами - это особое делание сродни поиску философского камня.

 

"Скажи мне, пожалуйста, как мне достичь вершины горы Фудзи?", — спросила улитка с надеждой в голосе.

"Но что делать, если написать книгу не удается, а хочется? Как найти тему, как быть постоянным в труде? Как не оправдываться занятостью и нехваткой времени? Ведь можно записать подкаст, аудиоисторию или прочитать видеолекцию, сочетать текст с мультимедиа. Сейчас нам легко доступны и такие возможности. Но все же написать книгу только словами - это особое делание сродни поиску философского камня."

*****************

Красивая метафора про поиск философского камня. Юнг говорил, что у каждого должно быть своя Красная Книга. Возможно, у каждого мыслящего и познающего себя...

По практическому подходу: если хочется написать книгу, но находятся причины не писать, нужно разобраться с причинами сопротивления. Порыв к творчеству, в данном случае к писательству, может охлаждаться внутренним критиком, который говорит о бесполезности этого занятия или ещё хуже, стыдит или обвиняет, насмехается над каждой строчкой или словом, в мгновение принося свои аргументы. Этот голос можно игнорировать. Со временем он замолкнет и будет вам помощником. 

Если с внутренним коллективом всё гармонично и внешнее окружение настроено доброжелательно, нужно искать пути для реализации. Книга хочет быть написана и издана, но самой ей этого не сделать, нужны усилия автора:)

Если у вас есть блог с большим количеством подписчиков, то всё намного проще: вашу рукопись могут взять и крупные издательства, потому что издателям в этом случае не нужно будет разрабатывать маркетинговую стратегию по продаже.

Если такого блога нет, можно завести на платформах для авторов. Лучше всего находить свою жанровую нишу и публиковаться там, где есть поклонники именно этого жанра. 

Проза.ру довольно большой портал для пищуших, и среди авторов есть действительно талантливые писатели или поэты на стихи.ру. Есть там и редакторский отбор, но не известны ни имена редакторов, ни критерии отбора. Можно участвовать там же в конкурсах и в ежегодных сборниках-антлогиях, но участие в них платное. Серьёзные литературные издания проза.ру «за своих» не признают. 

Если есть рукопись, но нет блога со своей уже подготовленной аудиторией, можно поучаствовать в литературных конкурсах от Эксмо или других. Или отправить рукопись сразу в редакцию и подождать реакцию.

В любом случае можно издать книгу и за свой счёт небольшим тиражом для друзей и знакомых. Из моего опыта могу сказать, что книгу нужно рекламировать, чтобы о ней узнали как можно большое читателей. 

 

 

Ирина, подкину ещё вопросы).

  1. Помогают ли издательства рекламировать изданные ими книги и как? Размещают на ярмарках и выставках, на своих платформах в сети?
  2. В чем отличие профессиональной литературы от любительской?
  3. Какие существуют критерии оценивания уровня/качества произведения и кто оценивает книгу? Редактор, читатель?
  4. Какую роль играет при этом конъюнктура?

"Скажи мне, пожалуйста, как мне достичь вершины горы Фудзи?", — спросила улитка с надеждой в голосе.

"Если с внутренним коллективом всё гармонично и внешнее окружение..." ----- Не совсем поняла, что вы имеете в виду под внутренним коллективом?

 

"Скажи мне, пожалуйста, как мне достичь вершины горы Фудзи?", — спросила улитка с надеждой в голосе.

"Не совсем поняла, что вы имеете в виду под внутренним коллективом?"

****

Это я забыла взять в кавычки) я имею в виду что нет внутреннего конфликта, есть намерение написать книгу и находится время для её написания.

1.Помогают ли издательства рекламировать изданные ими книги и как? Размещают на ярмарках и выставках, на своих платформах в сети?

******

Да, помогают. 

 

2.В чем отличие профессиональной литературы от любительской?

******

В формальном плане: в отсутствии вычитки и редакции. Перед публикацией полезно проверять свой текст на грамматические, орфографические и стилистические ошибки. 

В плане содержания, лично для меня профессиональная литература отличалась бы той же самой "общечеловеческой значимостью" или  актуальностью, глубиной видения. Чем измеряется эта значимость? У каждого свои критерии. Можно профессионально заниматься сочинением любовных романов, такого рода книги пользуются бОльшим спросом.

 

3.Какие существуют критерии оценивания уровня/качества произведения и кто оценивает книгу? Редактор, читатель?

*****

На книжном рынке судьбу книги решает не в последнюю очередь конъюнктруа. Наверное, у каждого редактора и издателя существуют свои критерии относительно качества и уровня. Оригинальную по содержанию рукопись могут не опубликовать, зная, что у книги маленькая целевая аудитория.

Я не редактор, не знаю, чем руководствуются издательства при выборе рукописей). Я издала свою одну книгу в небольшом издательстве у нас в Германии, они предлагали продвижение и участие в ярмарках. На мой вопрос, достойна ли вообще книга быть изданной, издатель удивилась, сказав, что "если вы сами, своими усилиями написали целую книгу, то конечно она достойна". Но истинное достоинство книги, на мой взгляд всё равно оценивает читатель. Можно допускать ошибки в тексте, но читателю всё равно будет он нравится, потому что он от души для души написан будет). 

Поделитесь вашим видением). 

 

 

 

Первый ответ мой был съеден сайтом рано утром.) Попробую воспроизвести, что помню.

Часть ответов я заложила в свои вопросы. Что бы я отнесла к профессиональному подходу в создании литературного произведения. Оставляю здесь за скобками талант и фантазию автора, пусть она написал оригинальный текст. И да, оригинальность и уникальность текста - сейчас проверяют на плагиат. И хотя число архетипов, архетипических мотивов и психологических паттернов довольно ограничено, но неповторяющихся комбинаций и сочетаний может быть довольно много, что даёт возможность создавать что-то сравнительно новое. Сюжет ведь должен быть свежим и неизбитым. Все сюжетные линии должны быть завершены и непротиворечивы, персонажи и сцены оправданны, то есть должна соблюдаться некоторая внутренняя логика. 

Факты должны быть проверены и соответствовать реальности и физическим законам или историческим и географическим реалиям, а если имеет место вымысел, это так или иначе оговаривается. Даже если автор пишет в жанре фэнтези или сказки, есть некоторые фундаментальные факты, несоответствие и искажение которых может вызвать вопросы.

Текст должен отвечать нормам литературного языка, это очевидно. В остальном - свобода творчества. Некоторые писатели-новаторы используют интерактив с читателями, создают текст в процессе общения с аудиторией, предоставляют читателям и поклонникам выбрать тему книги или сюжет из определенного задуманного набора. Есть и такие литплощадки для интерактива. Разница только в том, что у популярного писателя уже есть своя аудитория, а на литплощадке может никто и не написать. Хотя мне попадался писатель-любитель-блогер с богатой фантазией, подписчики которого не могли дождаться продолжения его истории. Кажется, потом он издался на одной из платформ.

Раньше писатель мог посоветоваться только со своей семьёй и друзьями, коллегами, теперь все активнее привлекают консультантов со стороны, экспертов по сложным вопросам, в которых писатель может быть некомпетентен, а ему нужно для своей задумки, например что-то из теоретической физики или медицины.

Будет ли иметь произведение общечеловеческую ценность, думаю, определяет Время. Например, если о какой-то эпохе мы мало знаем и сохранились какие-то отдельные заметки простого обывателя, то и их ценность может возрасти для будущих поколений. В наше же время высокого информационного шума сложнее быть замеченным и отмеченным профессиональными сообществами. Наверное конкурсы для этого и существуют. Здесь большую роль играет пиар, маркетинг и случай, стечение обстоятельств. Завируситься может и какая-нибудь глупость, причем она может оказаться и долгоживущей и высокоцитируемой. Что нужно человечеству?))))

В итоге у меня получился комментарий, сильно отличающийся от первого, потерянного).

"Скажи мне, пожалуйста, как мне достичь вершины горы Фудзи?", — спросила улитка с надеждой в голосе.

К теме сопротивления к написанию книги и внутреннего критика я бы ещё добавила всем известную прокрастинацию. Иногда может пугать объем работы, или наоборот, нет темы или непонятно, как и с чего начать, и человек застревает в начале пути. Есть такое понятие, как страх перед чистым листом.

"Скажи мне, пожалуйста, как мне достичь вершины горы Фудзи?", — спросила улитка с надеждой в голосе.

Первый ответ мой был съеден сайтом рано утром.) Попробую воспроизвести, что помню.

***************

У меня в емейле сохранился ответ. С вашего позволения воспроизведу.

***

Я частично заложила свои ответы в вопросы) и с вами соглашусь по всем пунктам, поскольку как раз и работаю в издательстврй сфере, но только специализируюсь на научном и учебном контенте. Здесь все проще - что автор принесет, то и принимается после научной экспертизы и рецензирования, маркетинг и традиционный, и через базы научного цитирования. Научное творчество - тоже своеобразный путь индивидуации. Я думаю, в таком творчестве задействованы архетипы искателя и мудреца (учителя, просветителя).

С художественной литературой мне не приходилось работать. Если говорить о профессионализме, то для хорошего уровня, как мне известно, важна не только фантазия, но и фактическая и историческая точность. Для тех, кто не любит факты и законы природы тоже есть своя ниша - фентези и фантастика, - которая позволяет воображению разыграться не на шутку).

Также важно, чтобы все линии произведения были  завершены, и в ткани повествования не было противоречий. У профессиональных писателей есть помощники, которые за этим следят и проверяют, если произведение очень крупное. Например, при создании литературной вселенной Дэна Симмонса (Песни Гипериона), Нобелевского лауреата, если я правильно запомнила, студенты университета помогали (задавали вопросы, находили неточности и противоречия при прочтении).

При этом произведение должно быть оригинальным, а сюжет неизбитым. А мы-то знаем, что число архетипов и психологических паттернов ограничено, могут быть лишь разные сочетания и комбинации, и чем они причудливей, тем вроде бы и оригинальный, но это не точно). Это сложно, но если огонь   горит, человек творит, и слова его как мед).

Здесь я опускаю объективные условия, которые необходимы для появления общезначимого произведения. Если учесть совокупность всех факторов, талант автора, то становится очевидным, почему литературных шедевров не так много создано.

В интернете встречается реклама разных курсов, помогающих написать продаваемую книгу, или предлагаются услуги по подбору литературы (возможно, неплохие) - на интересе к писательству издатели и так зарабатывают. Вынесем за скобки фабрики научных работ. Но это внешняя, конъюнктурная сторона как раз.

Ещё есть практика написания произведения в интерактиве, то есть когда писатель читателя спрашивает, какой сюжет выбрать из предложенного набора, в процессе написания собирает отзывы. Такой вот современный подход, чтобы удерживать свою читательскую аудиторию.

Вот примерно в таком духе я думаю.)

"Научное творчество - тоже своеобразный путь индивидуации. Я думаю, в таком творчестве задействованы архетипы искателя и мудреца (учителя, просветителя)."

****

Цитировать не получается, как раньше. Да, согласна. Мне знакома научная сфера, это тоже поле для творчества. В художественной сфере мне как автору хотелось бы, наверное, как и в науке, узнать мнение коллег или в лучшем случае литературных редакторов о качестве своих текстов, чтобы таким образом как автору "узнать самому себе цену" - кто я на самом деле?. Хотя с другой стороны, может это и не  нужно вовсе. Как вы говорите " но если огонь   горит, человек творит, и слова его как мед)")

 "Здесь большую роль играет пиар, маркетинг и случай, стечение обстоятельств. Завируситься может и какая-нибудь глупость, причем она может оказаться и долгоживущей и высокоцитируемой. Что нужно человечеству?))))"

****

Согласна) 

"Иногда может пугать объем работы, или наоборот, нет темы или непонятно, как и с чего начать, и человек застревает в начале пути. Есть такое понятие, как страх перед чистым листом."

****

Да, такое тоже бывает, что чистый лист пугает. Бывает и наоборот, страх перед изобилием написанного, потому что  потом не знаешь, что с этим делать. Жаль хранить для себя, но есть и сомнения, нужно ли этим делиться с другими. Проще, когда пишешь фэнтези на заказ читателей, когда уже есть свой круг слушателей. Может есть и клубы для эссеистов, я останусь пока на прозе. 

Цитировать у меня получается на десктопе, а с телефона не работает. 

Спасибо, что скопировали мой ответ из email, это ещё раз доказывает, что "рукописи не горят"). Но техническая сторона этого слоя непонятна.

Кстати, я ошиблась насчёт писателя Дэна Симмонса - он получил множество разных литературных премий, но не нобелевскую. 

А ссылку на вашу книгу вы не выкладывали? Хотелось бы прочесть.

"Скажи мне, пожалуйста, как мне достичь вершины горы Фудзи?", — спросила улитка с надеждой в голосе.

Кстати, я ошиблась насчёт писателя Дэна Симмонса - он получил множество разных литературных премий, но не нобелевскую. 

****

Писатели-фантасты обычно не входят в список кандидатов на нобелевскую премию, как мне кажется) больше предпочтений отдаётся литературе в жанре реализма

Это сборник очерков "дороги детства", он есть на проза.ру в свободном доступе. 

Здесь информация о книге на сайте издательства. 

Спасибо

"Скажи мне, пожалуйста, как мне достичь вершины горы Фудзи?", — спросила улитка с надеждой в голосе.