ПЕРСОНА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ: НЕАРХАИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ «ПОСЛЕДНЕГО» АРХЕТИПА К. Г. ЮНГА (П. Л. Зайцев)
"Одной из первых наших констатаций относительно термина «персона» в системе взглядов Юнга будет указание на ее позднее происхождение. Понятие «персона» было не только не свойственно Юнгу на этапе формирования представлений о коллективном бессознательном и его «отпечатков», но просто невозможно. Архетипы порождают исторического человека, сами не будучи им порождены, это образования доисторического, мифологического прошлого, на что прямо указывает Юнг. Персона, и это ясно уже из этимологии слова, исторична, как историчны персонажи, воплощающие архетипы, о которых так часто пишет Юнг в ранних работах. Персона связана с цивилизацией, ей нет места в системе архетипов, но она архетип!
Помещение персоны в систему архетипов, на наш взгляд, – и мы готовы отстаивать эту точку зрения – связано с необходимостью введения в систему архетипов коллективного бессознательного отдельного архетипа, своего рода алхимического Меркурия или философской ртути, что смешивают, но не смешиваются, переводя мир со стадии первичной неразличимости в стадию предметности. Архетип персоны, кроме собственного содержания, распаковывает прочие архетипы коллективного бессознательного в психической жизни цивилизованного чело
века. Собственное же значение персоны суть отражение цивилизованного, а значит, сегментированного общества. Оно, увы, уже не целостно, не целостен и включенный в систему соответствующих ему отношений человек. В традиционном обществе человек не играл роли, и в этом отношении появление театра – такой же признак цивилизации, как появление городов, армий, политики. Цивилизованный человек играет множество ролей, но ни с одной из них не совпадает полностью. Персона – не просто маска, надеваемая актером, она выражение его лица, грим, гримаса – достигнутый компромисс между индивидом и обществом, плотной группой, человеческим
скоплением относительно того, как должен выглядеть человек. Последний получает имя, заслуживает звание, получает должность, т. е., иными словами, является тем-то и тем-то. Конечно, в определенном смысле так оно и есть, но в отношении индивидуальности того, о ком идет речь, персона выступает в качестве вторичной действительности, оказываясь продуктом компромисса, в создании которого другие иногда принимают гораздо большее участие, чем он сам. Персона есть видимость, двумерная реальность, если давать ей новое название.
ПЕРСОНА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ: НЕАРХАИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ «ПОСЛЕДНЕГО» АРХЕТИПА К. Г. ЮНГА. П. Л. Зайцев