7. Колдунья-тюремщица
Автор: procyon, дата: пн, 23/04/2007 - 23:15
В сказке "Иоринда и Иорингель" ужасная мать предстает в роли колдуньи, как и в сказке "Рапунцель", к которой мы сейчас перейдем.
Мы склонны говорить о колдовстве, когда случается нечто такое, чего не может постичь наше сознание. Колдовство, направленное во вред человеку, может лишить его естественного облика; в результате необъяснимого воздействия он превращается в птицу, медведя, осла или свинью и живет в этом обличье. Злые чары могут заставить человека заснуть непробудным сном, как Спящую Красавицу, или парализуют его действия, как это случилось с Иорингелем.
Люди древних культур не считают, что их человеческий облик — это нечто само собой разумеющееся. Они нередко попадают под действие злых чар и тогда вынуждены жить как животные. Животные не могут говорить, поэтому в течение всего времени действия заклятия человек оказывается в изоляции. С психологической точки зрения, "заколдованный" подобным образом человек в каком-то смысле лишается человеческих качеств, утрачивает свое человеческое достоинство. Сновидения и фантазии, в которых образы животных часто олицетворяют такого рода переживания, только подтверждают идею о том, что эти сказочные темы соответствуют реальным психологическим ситуациям.
Чтобы околдовать человека, ведьма использует фантастические образы; другими словами, бессознательное содержание воздействует на него каким-то сверхъестественным способом. Заклятия — это, как правило, пожелания.
Своими добрыми или злыми пожеланиями человек может помочь или навредить другим людям. Это происходит из-за связей, которые существуют между людьми на бессознательном уровне.
Говоря о многогранном феномене, который психологи называют материнским комплексом, мы имеем в виду, что человек находится под заклятием, наложенным на него родной матерью, но энергию действующих на ребенка чар она черпает из архетипа матери. В привязанности ребенка к матери воплощается связь с коллективным бессознательным. Если родная мать находится во власти архетипа матери, она сама превращается в колдунью.
Так как мифологические характеристики матери относятся к коллективному бессознательному, то и ее способность колдовать, или вызывать необъяснимые изменения, тоже происходит из бессознательного содержания. Негативные последствия обычно возникают из-за неправильного отношения человека к бессознательному или же полного его игнорирования. Психологическая интерпретация религиозных учений объясняется тем, что эти учения — попытки человечества найти правильное видение реальности путем придания коллективному бессознательному разных образных форм, чтобы любой человек на индивидуальном уровне мог вступить с ними в контакт. Поэтому тот, кто защищен религией от сил бессознательного, будет одновременно защищен и от присущего бессознательному колдовства.
Но человек может попасть под воздействие чар бессознательного, даже не вступая с ним в контакт и находясь в изоляции от него, и вместе с тем каким-то таинственным образом становясь его пленником.
В более широком смысле материнская фигура символизирует бессознательное, а значит, попадание под ее власть может рассматриваться как связь с бессознательным, которая бывает и позитивной, и негативной. Часто бессознательное подталкивает человека к некоторому отходу от активной жизни, к изоляции, чтобы защитить внутренний процесс личностного роста. Смысл такой изоляции можно понять лишь позднее, когда будут видны ее результаты. В качестве примера можно привести сказку "Спящая Красавица", в которой главная героиня и все жители замка в результате колдовства злой феи на сто лет погружаются в глубокий сон и оказываются изолированными от внешней жизни высокой изгородью с колючками и шипами. Счастливый конец сказки, свадьба героини с принцем, т. е. внутреннее соединение противоположностей, свидетельствует о том, что даже эта изоляция, вызванная действиями темной и злой фигуры матери, была необходима и имела свой смысл.
Нельзя найти четкую грань, отделяющую действия доброй и заботливой матери от стремления ограничить свободу, которое присуще темной материнской фигуре. Иногда утрата свободы, которая, казалось бы, причиняет вред главному герою, становится стадией его внутреннего становления, что впоследствии подтверждается развитием сказочного сюжета, когда герой достигает более высокого уровня индивидуации. Невроз можно рассматривать как один из вариантов такого рода полезного заточения. Оглянувшись назад, можно убедиться, что пребывание в тюрьме бессознательного — это существенная и неизбежная стадия процесса личностного развития.
Именно это, по-видимому, имеет место в сказке "Рапунцель", где колдунья держит героиню в заточении на самом верху высокой башни. И хотя та, изолированная от внешнего мира, пребывает в тоске и одиночестве, именно здесь, в этой своеобразной тюрьме, дочь простых родителей знакомится с принцем, чтобы впоследствии стать матерью детей королевской крови. Здесь также тюрьма выполняет функцию защитного магического круга, в котором соединяются противоположности и зарождается новая жизнь79.
79 Более подробно о магическом круге (мандале) см.: Psychology and Religion, CW 11. Par. 156: "Внутри круга или квадрата находится встроенная окружность с центром... выполняющая функцию защитного контура, поверхности или функцию Vas hermeticum (алхимического сосуда, в котором происходит трансформация), чтобы предотвратить взрыв или дезинтеграцию. Таким образом, мандала обозначает концентрацию вокруг центра, самости, и способствует ей".
Все процессы внутреннего развития нуждаются в герметической защите от утечки эмоций. Незрелому сознанию
но при условии, что он отдаст ей ребенка, который родится у жены. Муж со страху на все согласился.
Как только жена родила дочку, явилась колдунья, назвала ее Рапунцель и взяла с собой.
Стала Рапунцель самой красивой девочкой на свете. Когда ей исполнилось двенадцать лет, колдунья заперла ее в башне, которая находилась в лесу; в той башне не было ни дверей, ни лестницы, только на самом верху было маленькое оконце. А были у Рапунцель длинные прекрасные волосы, тонкие, словно из золотой пряжи. Когда колдунье хотелось забраться на башню, она становилась внизу и кричала:
"Рапунцель, Рапунцель, проснись, Спусти свои косоньки вниз."
Услышит Рапунцель голос колдуньи, распустит свои косы, подвяжет их к оконному крючку, упадут волосы вниз,— и тогда колдунья, уцепившись за них, взбирается наверх.
Прошло несколько лет, и случилось королевскому сыну проезжать на коне через лес, где стояла башня. Услышал он приятное пение Рапунцель и стал искать вход в башню, но напрасно. Тогда на следующий день встал он за деревом, увидел, как колдунья взбирается на башню. И когда стало уже смеркаться, подъехал королевич к башне и крикнул:
"Рапунцель, Рапунцель, проснись, Спусти свои косоньки вниз."
И упали тотчас волосы вниз, и королевич взобрался наверх. Сначала Рапунцель, увидев незнакомого человека, сильно испугалась. Но королевич ласково с ней заговорил, сказал, что ее пение затронуло его сердце, и она успокоилась. Когда Рапунцель перестала бояться, он попросил ее выйти за него замуж, и она согласилась. Вместе они придумали, как ей убежать из башни. Каждый раз, когда королевич будет приходить к Рапунцель, он будет брать с собой кусок шелка, а она будет плести из него лесенку, и когда лесенка будет готова, девушка спустится вниз, и королевич увезет ее на своем коне.
Они условились, что он будет приходить к ней по вечерам, так как днем приходит старуха. Колдунья ничего не замечала, пока однажды Рапунцель не пожаловалась ей, что ее тащить наверх гораздо тяжелей, чем молодого королевича. Узнав тайну девушки, колдунья, полная ярости, вцепилась в прекрасные волосы Рапунцель, обмотала их вокруг одной руки, а другой схватила ножницы и в один миг отрезала ее чудесные косы.
И была колдунья такой безжалостной, что завела Рапунцель в пустыню, и пришлось ей там жить в горе и совершенной нищете.
Затем колдунья привязала отрезанные косы к оконному крючку и, когда явился королевич, спустила ему волосы вниз. Когда королевич взобрался наверх, он не нашел своей Рапунцель, а увидел колдунью. Она злобно и язвительно поглядела на него.
— Ага! — крикнула она насмешливо.— Ты хочешь увезти свою возлюбленную, но красавицы-птички больше нет в гнезде, и она уже не поет. Ее унесла кошка, а тебе она выцарапает глаза. Ты потерял Рапунцель навек и больше никогда ее не увидишь!
Королевич был вне себя от горя, и в отчаянии выпрыгнул из башни; ему удалось сохранить жизнь, но колючие шипы кустарника выкололи ему глаза. Он бродил слепой по лесу несколько лет в горе и печали, пока не зашел, наконец, в пустынное место, где жила Рапунцель с детьми-близнецами, мальчиком и девочкой. Услыхал королевич знакомый голос и пошел на его звук. Рапунцель его узнала, бросилась ему на шею и горько заплакала. Упали две слезинки ему на глаза, и он снова прозрел и стал видеть, как прежде. Он привел ее в свое королевство, где их встретили с радостью, и они жили долгие годы в счастье и довольстве.
Сказка повествует о бесплодном браке, причем не королевских особ, как в подавляющем большинстве сказок, а обычных крестьян. В крестьянской семье появляется на свет Рапунцель, главная героиня нашей сказки.
Дочь простых людей в конце сказки становится королевой. Она воплощает доминирующий коллективный феминный принцип, новый эрос, соединяющий и объединяющий, в противовес логосу, который разделяет. Мы уже отмечали, что в нашей религии нет ни одной богини, и целые века в нашей культуре не было подлинного почитания эроса, т. е. человеческих отношений. Может быть, именно поэтому мы так часто замечаем в сказках попытки заполнить эту брешь.
Маленькая дочь, которая рождается у женщины, символизирует новую эмоциональную установку, которая свидетельствует об окончании состояния бесплодия. То же самое происходит на индивидуальном уровне: когда женщине снится, что у нее родится ребенок; зачастую это означает не реальное рождение ребенка, а появление в ее жизни чего-то нового.
Как только женщина становится беременной, возникает опасность. Опасность всегда угрожает ребенку-герою, ибо он воплощает нечто новое и пока еще никому не понятное. Опасность исходит от матери, которая замечает рапунцель, растущий на грядках у колдуньи, и испытывает жгучее желание его поесть. Родители Рапунцель были простыми людьми, но у них были возможности, которых не было у их соседей: из окна, расположенного на фасаде их дома, был виден огороженный высоким забором волшебный сад колдуньи, недоступный взглядам других людей. Эту ситуацию можно сравнить с положением человека, обладающего возможностью наблюдать "в щелку" за тем, что происходит в бессознательном. Таким людям суждено видеть то, что недоступно большинству. Они обладают даром предвидения и способностью получать ценные знания, не лежащие на поверхности, а скрытые в глубине. Это качество может быть связано с наличием некой психической энергии.
Высокая стена, за которой живет ведьма, символизирует отделение одного аспекта материнского начала, или материнского бессознательного, от остальной жизни психического; эта сторона феминности обычно остается вне поля сознания. Это отделение свидетельствует также о разрушительном характере данной материнской фигуры, ибо любое психическое расщепление носит разрушительный характер. Стена, мешающая людям смотреть на сад,— некое подобие сакральной гробницы; скорее всего, она сложена из суеверий и страха перед бессознательным.
Сам сад считается "территорией заповедной и закрытой для людей". Судьба людей, которым случилось его увидеть, свидетельствует о том, что этот страх был оправдан; хозяйка этого сада — колдунья, она обладает большой властью. Как уже говорилось выше, негативное воздействие, проистекающее из бессознательного, воспринимается наивным, неискушенным человеком как колдовство, как ужасающее ведьмино искусство насылать чары.
Хотя ведьма из нашей сказки и наделена отрицательными чертами, она обладает растением, которого очень хочется попробовать беременной женщине. В распоряжении ведьм часто оказываются не только ядовитые, но и целебные травы. Желание молодой беременной женщины съесть рапунцель скорее всего связано с потребностями развивающегося ребенка. Ребенку, который является символом некой целостности81, требуется именно то, что есть у темной, злой колдуньи. Поэтому мужу приходится перелезать через стену, отделяющую территорию ведьмы от крестьянского двора, т. е. идти на риск и вступать на территорию бессознательного.
81 The Psychology of the Child Archetype // The Archetypes and the Collective Unconscious. CW 9i. Par. 299.
Рапунцель — это дикое растение с ярко-зелеными, сочными листьями и длинными, толстыми, белыми корнями. И его листья, и его корни съедобны. В сказке особо отмечается свежий зеленый цвет рапунцеля, символизирующий его природную ценность. Кроме того, его корни прорастают очень глубоко, что указывает на его связь с землей. Некоторые специалисты связывают слово рапунцель с латинскими словами rара (свекла) и radix (корень).
Некоторые более ранние версии этой сказки называются "Феннель". Это другое растение с большим корнем. Для обоих растений особенно характерны сильные корни, которые символически отражают и связь с реальностью, и связь с прошлым; и то, и другое — позитивные ценности, имеющие материнскую природу. Кроме всего прочего, земля — это связь с прошлым, со своей родной почвой, которую можно сравнить с питающим дух телом. Поэтому рапунцель — это символ внутренних ценностей, глубоко укорененных в человеческой природе и имеющих естественное происхождение.
На языке психологии можно сказать, что глубоко в бессознательном родилось нечто питательное и благотворное.
Но как женщине получить эту ценность и не стать жертвой пагубных сил бессознательного, воплощенных в фигуре злой колдуньи? В этой сказке она посылает своего мужа сорвать растение. В образе мужа находит символическое отражение традиционная духовная установка82, которая в данном случае не дает представления о сложности выполняемой задачи.
82 Фигура отца часто служит символическим воплощением общепринятой традиции. В образе отца "воплощается традиционная религиозная, духовная или общефилософская установка по отношению к жизни" (Psychology and Alchemy, CW12. Par. 59).
При встрече с колдуньей оба мужских персонажа сказки производят довольно жалкое впечатление. Ради своего спасения муж сразу обещает отдать ведьме будущего ребенка. Ему даже не приходит в голову оказать сопротивление злой волшебнице. Его установка — полное бессилие в ситуации, где необходимо противостоять воздействию феминного бессознательного или защитить ребенка, представляющего собой важную феминную ценность. Поэтому данная ценность переходит на глубинные уровни психики и теперь оказывается в полной зависимости от того, что там происходит. Родители Рапунцель выкупают мир ценой того, что было создано их любовью.
Этот сказочный мотив распространен достаточно широко; в другой сказке родители, чтобы спастись, обещают дьяволу отдать ему своего ребенка. Этот мотив может относиться к утрате какого-то психического содержания, а также к перекладыванию на детей тех проблем, которые сами родители не смогли решить. Родительские проблемы тяжким бременем ложатся на ребенка, поэтому он еще до рождения становится жертвой "дьявольского", негативного содержания бессознательного. Такое воздействие вполне возможно, так как ребенок еще долго, даже став взрослым, сохраняет состояние психологической идентичности с родителями. Это позволяет объяснить многие детско-родительские проблемы. Перед молодыми людьми снова возникают проблемы, не решенные их родителями, а значит, их приходится решать новому поколению.
Теперь резюмируем первую часть сказки. Отношения между мужчиной и женщиной начались с бесплодия. Затем появилась возможность появления ребенка; к жизни пробивается новая феминная ценность. Помочь ее развитию должно нечто, имеющее природное происхождение, находящееся во власти смертоносной феминной силы, которая может отдать эту природную ценность только в обмен на новую феминную ценность. На этом уровне драма на некоторое время завершается. Однако она продолжается на другом уровне: Рапунцель, главная героиня сказки, едва родившись, вновь исчезает из мира, но остается живой и борется за то, чтобы самостоятельно вернуться в мир людей. События сказки до появления Рапунцель на свет — это пролог, из которого мы узнаем, почему Рапунцель выросла у ведьмы и оказалась запертой в высокой башне, когда ей исполнилось двенадцать лет.
Ведьма называет девочку по имени растения рапунцель, растущего у нее в саду. Возникает символическая идентичность девочки с целебным, питательным растением. То, что главная героиня сказки получила имя растения, можно интерпретировать так: то, что изначально находилось в саду у колдуньи, т. е. в исходном состоянии бессознательного, теперь проникло в мир людей. Растение рапунцель превратилось, или трансформировалось, в человеческую личность. В этом случае человеку предназначено судьбой то, что символизирует данное растение. Но вместе с тем девочку изолируют от мира; с самого рождения она попадает в демонический мир. Ее задача — снова вернуться в мир людей и выполнить то, что предназначено ей судьбой и что символизирует ее имя.
Когда Рапунцель исполняется двенадцать лет (возраст начала пубертата), ведьма запирает девочку в башне. Ее тюрьма находится не в подземелье, а высоко над землей. Как известно из мифологии, мир нечистой силы может находиться и высоко вверху, и глубоко внизу. Хотя Рапунцель дано наслаждаться видом с высокой башни, у нее нет связи с землей, т. е. с реальной жизнью. Она похожа на женщину, которая находится в стороне от жизни и не знает себя, вероятно, из-за слишком сильной идеализации. Такие люди часто видят себя во сне высоко над землей, например, на крыше высокого здания, где им грозит опасность.
Рапунцель не просто "подвешена" в воздухе, она проводит свою юность в башне — в сооружении, построенном человеком. Следует напомнить, что башня — символ Девы Марии83, символ светлой стороны феминности. Но, говоря психологически, у нее отсутствует темная сторона — Тень.
В нашей сказке башня принадлежит колдунье, которая использует ее, чтобы держать главную героиню в плену, высоко над землей. По сути, пленником ведьмы становится человек, который не осознает своей Тени. То же самое происходит, если идеал феминности слишком высок и нереалистичен: он оказывается во власти Тени и становится ее пленником84. В данном случае тюремщицей является колдунья.
83 См. Литанию Лорето (лавретнаскую литанию), в которой Марию именуют "башней Давида" и "башней из слоновой кости" (Psychological Types. CW6. Par. 390).
84 Историческим примером может послужить культ поклонения Деве Марии, который был особенно распространен в конце Средневековья. Но вместе с тем существовала и охота на ведьм. См.: Psychological Types // CW 6. Par. 399.
Темные материнские фигуры часто преследуют сказочных героев и заключают их в плен. Этот мотив нам встречался в сказках "Йоринда и Иорингель" и "Гензель и Гретель". Темная сторона женщины часто стремится ограничить свободу другого, например, из ревности. Таким образом она пытается ограничить жизненные силы партнера, хотя с его стороны это может привести к самореализации. Если у мужа недостаточно развита эмоциональная сфера, то его жена может превратить их брак в тюрьму; однако, ограничивая другого, она ограничивает и себя, а значит, делает невозможным свое дальнейшее развитие.
С другой стороны, заточение в башню имеет некоторый позитивный смысл. Рапунцель находится в заточении и не может спастись. Если человека каким-то образом не ограничить, то он может вознамериться убежать от себя. Героиня сказки с самого рождения оказалась в таких сложных условиях, что для своего выживания была вынуждена прикладывать огромные усилия, которые впоследствии привели к поразительным результатам.
Зададимся вопросом: что означают спадающие до самой земли волосы Рапунцель? Волосы на голове символизируют бессознательные мысли и идеи. Что-то происходит в голове у Рапунцель, чего ее Эго никак не может понять.
Волосы — символический образ автономных неосознаваемых частей нашей психики; в них отсутствуют нервы, их можно остричь, не причинив боли. Мы не можем почувствовать то, что происходит у них внутри. Они не связаны с сознанием ни через эмоции, ни через ощущения. Зачастую мы поражаемся тому, как быстро женщина может обдумать и принять в расчет какие-то мелочи, даже не осознавая этого.
У Рапунцель были золотые волосы, которые символизируют особую ценность ее мыслей. Они свешивались далеко вниз, что свидетельствует о глубине мыслей. Золотые волосы означают просветленность, они окружают голову наподобие нимба.
Сначала девушка использует свои мысли, чтобы извлечь содержание из глубин своей жизни и донести их до своей одинокой, пустынной обители. На первых порах она подцепляет одну только колдунью, свою внутреннюю противоположность и свою тюремщицу. Но после долгого одиночного заточения она своими песнями, высказываниями, своей эмоциональностью, смогла привлечь внимание королевича.
Увидев вместо колдуньи мужчину, Рапунцель приходит в изумление — эта встреча случается для нее совершенно ненамеренно, бессознательно. Сначала скромная пленница испытывает потрясение; так проявляется скрытое для нее самой желание, чтобы рядом с ней оказался мужчина, который придаст смысл ее жизни.
Как мы уже знаем, в образе королевича воплощается анимус, внутренняя женская маскулинность. Королевский сан Придает этой фигуре особую ценность. Рапунцель так страдала в своем заточении, что королевич скорее всего обратил внимание на трагическое звучание ее голоса.
Возможно, радостная песня счастливой крестьянской девушки не была бы для него столь притягательной. С психологической точки зрения это значит, что только серьезные страдания позволяют женщине вступать в контакт со своим позитивным анимусом.
Если рассматривать королевича как образ внутренней маскулинности, то отношение к нему Рапунцель символизирует внутреннюю связь женщины с духовным импульсом религиозной или философской природы. Рапунцель обещала быть верной принцу и забеременела от него. Беременность главной героини символизирует ее способность к воспроизводству и обновлению. Но в сказке эти события не слишком связаны с реальностью, ибо Рапунцель по-прежнему живет в башне, вдали от людей.
С точки зрения обычной человеческой жизни, можно было бы сказать, что ее отношения с принцем характерны для идеализированной, романтической любви. Эти отношения не имеют прочной основы в реальности; для создания этой основы нужно принести какую-либо жертву. Рапунцель похожа на женщину, у которой отсутствует прочная связь с позитивным анимусом. Точнее, ее связь с этим проводником духовных ценностей не имеет прямого отношения к реальности. Как правило, такая женщина интуитивно полагает, что она пока не может на что-либо претендовать. Иначе говоря, она еще не осознает своих возможностей. Например, такая женщина может очень хорошо разбираться в глубинной психологии, но свои знания не может применить на практике, так как ей мешает ее бессознательная Тень, в плену которой она находится.
До определенного времени Рапунцель ведет себя так, словно не понимает этого, а потому избегает конфликта. Позже она сама пойдет на открытый конфликт. Власть темной матери остается незыблемой; пока Рапунцель не пытается спуститься вниз, колдунья никак себя не проявляет. Она олицетворяет нечистую силу, связанную с природой и реальностью, а потому и с принципом объективности.
Рапунцель и королевич хотят убежать из башни, воспользовавшись лестницей, сплетенной из шелковых нитей. Каждый раз, когда королевич приходит к девушке, он приносит с собой шелковую ленточку. Первый контакт девушки с миром вне башни осуществился благодаря ее золотым волосам. Для второго Рапунцель плетет драгоценную лестницу. Эти контакты осуществляются с помощью ценного материала; но если волосы растут независимо от усилий девушки, то, чтобы сплести лестницу, ей нужно долго и упорно трудиться вместе со своим возлюбленным. Поэтому лестница — это реальное средство для установления связи с землей, хотя эта попытка и оказывается безуспешной.
Но почему же Рапунцель так глупо ведет себя, выдавая свою тайну колдунье? Зачем она рассказывает ведьме о королевиче: только по своей наивности или в силу своей глубокой убежденности, что ее освобождение не должно быть таким простым? Этот мотив показывает, в какой степени ее будущая судьба связана с ее потребностями и способствует ее самореализации. Она должна поступить именно так! Известно, что люди иногда совершают такие ошибки, которые, казалось бы, сначала вызывают негативные последствия. И лишь позже становится ясно, что им следовало поступить именно так, ибо это было нужно для их личностного развития.
"Ах ты, мерзкая девчонка! — восклицает старуха, когда Рапунцель себя выдает.— Что я слышу? Я считала, что скрыла тебя ото всех, а ты все-таки обманула меня!" Здесь явно выражается стремление колдуньи изолировать Рапунцель от жизни и окружающего мира. Она говорит это совершенно искренне, совершенно не сознавая, какую боль причиняет девушке. Старуха даже раскрывает ей, как именно она хотела удалить ее от людей. Она обвиняет Рапунцель в том, что та хотела ее обмануть и освободиться. Чтобы оправдать свою власть над девушкой, колдунья опирается на общепринятые моральные устои. Она пользуется одним из самых любимых ухищрений ведьм, чтобы ее нельзя было обвинить в том, что на самом деле она строит козни и чинит зло.
Конфликт между колдуньей и Рапунцель можно отнести или к негативному влиянию матери на дочь, или к конфликту женщины с ее Тенью, ее ведьмой, которая будет пагубно влиять на ее эмоциональную жизнь, если ее не интегрировать. Но, вовлекая Рапунцель в конфликт, колдунья побуждает девушку вступить в контакт со своей глубинной самостью, со своей эротической феминностью, а следовательно, более основательно осознать свое феминное начало.
С другой стороны, ведьма, действуя как негативная материнская фигура, символизирует связь с прошлым, с родной почвой, которая препятствует индивидуальному развитию, например, прибегая к конвенциональной установке. Вместе с тем, воплощая негативную сторону матери, она символизирует ложную установку по отношению к телу и к материальной жизни, которая является основой духовной жизни, но в идеалистическом сознании может оказаться ее противоположностью.
Это расщепление может компенсироваться благодаря развитию эмоциональной сферы. Здесь нет общего решения и общих конвенциональных правил. Наоборот, они лишь препятствуют самопознанию, как стены башни, в которой заточена Рапунцель. Поэтому колдунья изгоняет Рапунцель в пустынное место, где, как известно, обитает нечистая сила: и в символической реальности, и в человеческой психике.
Прежде чем отправить девушку в пустыню, колдунья отрезает ее золотые косы. Лишение девушки кос значит не только то, что теперь Рапунцель утратила свои фантазии и идеалистические представления; это символизирует временное проклятие "света", воплощенного в ее образе. Колдунья становится символом ночи, лишающей солнце его золотых лучей. Ночь стремится поглотить солнце, но оказывается, что она только способствует его возрождению.
Лишившись своих кос, Рапунцель становится и внешне похожа на дитя в утробе матери, выглядит такой же беспомощной. Позже колдунья назовет ее красавицей-птичкой, которую поймала она, кошка. Как мы уже знаем, образ птицы символизирует возвышенную духовную установку, духовность, утратившую свою связь с землей. Именно ее проглотила кошка, символизирующая примитивную феминную ментальность. В образе кошки часто воплощается холодность, жестокость феминности. Напомню, что если речь идет о реальной женщине, то можно сказать, что у нее слишком маленькая Тень, поэтому, чтобы спуститься с небес на землю, ей следует интегрировать инстинктивную часть своей личности.
Оказаться в пустыне — значит все время подвергать свою жизнь опасности. Согласно нашей интерпретации, быть заключенной в башне — значит ограничиться конвенциональными установками. Рапунцель освобождается из этой тюрьмы, но теперь она вынуждена жить в пустынном месте. Что это значит с психологической точки зрения? Будучи гибельным местом для жизни, пустыня напоминает смертоносную сторону внутренней феминности главной героини, которую она ощущает после заточения в высокой башне. Жизнь человека, подавленного своей Тенью, похожа на жизнь в пустыне.
Следуя поверхностной конвенциональной морали, женщина не может осознать темную сторону своей личности. Именно поэтому женщины часто боятся освобождения от конвенциональных норм. В какой-то мере они оправданно опасаются этой стороны своей личности. Одна очень проницательная женщина как-то доверительно мне объяснила, что никогда не откажется от своего довольно узкого конвенционального мировоззрения, ибо умрет от ревности, если ее муж поступит так же. Это значит, она будет в полной мере ощущать пагубную силу своей ревнивой Тени. Она не рискнула отказаться от своих взглядов, хотя даже ее сны побуждали ее сделать это. Так как она была очень счастлива в браке, то могла бы позволить себе иметь несколько более свободную установку, не рискуя потерять своего мужа, ибо ее любовь не исчезла бы, а даже стала бы еще крепче благодаря признанию ею своей собственной Тени.
Когда Рапунцель прилагала все усилия, чтобы выжить в пустыне, она не могла избежать близкого контакта со своей темной стороной. Именно здесь у нее родились дети: так она побеждает окружающее ее бесплодие пустыни. Разумеется, этот феномен "воспроизводства" следует рассматривать символически. Во-первых, он имеет самый общий смысл — появление чего-то нового. Дети — это символ новой жизни, которая появляется в результате близких отношений между мужчиной и женщиной. Так как дети — близнецы, мальчик и девочка, они символизируют единство противоположностей. Бессознательное очень часто использует символ рождения для изображения плодородия, созидания и творчества, которое обычно имеет духовную природу. Например, женщине, которая уже не могла забеременеть, приснился новорожденный младенец. У нее возникла потребность в творчестве, и она стала писать эссе. Рождение ребенка в сновидении часто указывает на появление новой жизненной установки.
Содержание многих сказок и мифов вращается вокруг психологического события, символизированного рождением ребенка. Королевский брак символизирует единство противоположностей, а прекрасный младенец — результат такого единства. Он прекрасен сам по себе, в его зачатии участвовали сверхъестественные силы, а его рождение было магическим; здесь вообще упоминаются не рядовые события, а то, что они символизируют. Речь идет о вечном ребенке вечной матери. Они принадлежат друг другу. Их нельзя понять по отдельности. Образ ребенка, представляющего собой целостность, придает совершенно новый отсвет образу матери; на этой стадии развития в ней воплощается бессознательное стремление к достижению самости. Оно ощущается как невидимая сила, которая движет психикой и направляет судьбы людей в соответствии с их предназначением.
Именно так Великая Мать, воплощение эротического начала, связывает высшее и низшее в единое целое, не поддающееся никакому описанию85. Благодаря этому объединению она порождает новую, целостную личность, то, что всегда существовало и будет существовать в пространстве и времени, что связывает нас не просто с другими людьми, но со всем миром, избавляя Эго от одиночества. Так она возвращает взрослого зрелого человека в состояние, сходное с состоянием ребенка, находящегося в гармонии со всем миром.
85 О парадоксальности эроса см.: Jung С. G. Memories, Dreams, Reflections. P. 386f.
То, что происходит с королевичем, когда Рапунцель живет в пустыне, тоже имеет символический смысл. До сих пор мы интерпретировали сказку с точки зрения женской психологии и приводили примеры из жизни женщин. Но данный фрагмент точно описывает состояние мужчины, одержимого анимой, поэтому вполне уместно добавить несколько штрихов, характеризующих мужскую психологию.
После изгнания Рапунцель в пустыню ничего не подозревающий принц тоже попал в ловушку колдуньи. Старуха вытащила его наверх с помощью отрезанных у Рапунцель кос и посмотрела на него злобным, язвительным, презрительно-насмешливым взглядом. Очень жестокое пробуждение от грез! Королевич ожидал увидеть свою возлюбленную, а столкнулся с ведьмой. В подобной ситуации мужчина впервые осознанно встречается с Тенью любимой женщины. Но вместе с тем королевича можно отнести к мужчинам с крайне идеализированной анимой; по-видимому, внутренний образ их феминности создан на основе воспоминаний о доброй, любящей матери. Но такой образ составляет лишь половину реальной феминности, а значит, истинна лишь половина его эмоций. Его эрос расщепляется на высшую, духовную форму любви и низшее, жестокое и бесчеловечное отношение.
Поэтому с точки зрения мужчины образ находящейся в башне Рапунцель символизирует идеализированную аниму, темную сторону которой ему не удается узнать. Эти два его внутренних аспекта пока еще не соприкоснулись. Он все еще мечтает освободить Рапунцель от злых чар колдуньи. Но, столкнувшись с самой колдуньей, он не отваживается вступить с ней в борьбу, а поворачивается, убегает от нее и в панике выпрыгивает из окна. Но, разумеется, обещанная колдуньей расплата, от которой он хотел убежать, поджидает его внизу, и он теряет зрение. Ему не удается спастись от внутренней темноты. Теперь, чтобы психологически развиваться дальше, ему нужно признать противоречивость своих эмоций. И для него спуск с башни означает депрессию и разочарование.
Особенно тяжело королевич переносит разлуку со своей возлюбленной; он словно очнулся от сладкого сна. Он потерял связь со своей душой. "Он все время горевал и плакал по потерянной им любимой жене",— говорится в сказке. Такая беспомощная жалость к себе обычно возникает у мужчины, находящегося во власти анимы.
Блуждая по лесу, королевич напоминает человека, находящегося во власти бессознательного, которое символизируют дикие силы природы. Несколько лет он в потемках блуждал по лесной чаще, питаясь одними кореньями и ягодами. Он потерял контакт со своей сущностью и теперь должен восстановить его, ибо лес — это истинный образ самодостаточной природы. Королевич напоминает человека, находящегося во власти бессознательного, неспособного справиться со своим настроением, эмоциональными взрывами, влечениями и побуждениями. Слепота означает отсутствие осознания, утрату способности видеть различия.
После долгих скитаний у королевича внезапно ожила надежда, когда он услышал голос Рапунцель, песню "своих истинных чувств", которые однажды уже показали ему правильный путь. Он нашел поющую девушку, они обнялись, и две ее слезинки попали ему в глаза. Ее слезы — свидетельство любви и принятия этого слепого мужчины; они возвращают ему зрение. Рапунцель, ощутившая собственную темную сторону, оказалась женщиной, которая может принять другого человека таким, какой он есть. Это принятие, в свою очередь, приводит его к самопознанию. С точки зрения мужской психологии это означает, что обновленная анима позволяет мужчине получить инсайт на уровне, который ранее был для него недостижим.
Эту часть сказки можно рассматривать с точки зрения переживаний, типичных для супружеских отношений. Женщина часто ощущает себя несчастной из-за эмоциональной слепоты своего мужа и хочет, чтобы он это осознал. Но, как правило, мужчина может исцелиться, только вступив в контакт со своей Тенью и осознав ее. В конечном счете, человек не способен помочь другим, пока он не поможет себе.
Если рассматривать образ Рапунцель в менее персонифицированном смысле, она предстанет как обобщенное воплощение объединяющего, исцеляющего начала, просветляющего изолированную психику. Чтобы психика смогла "видеть", ей требуется любовь. Поэтому в образе девушки воплощается эрос, который вместе с логосом стремится обрести целостность.
И, наконец, вернемся к связи между Рапунцель и растениями. Растение — один из самых известных и точных символов целостности. Оно растет вверх, по направлению к свету, но вместе с тем сохраняет постоянную связь с землей, которая находится внизу. Таким образом, оно символизирует связь между телом и духом.
Самая примечательная часть растения рапунцель — его корни. С точки зрения психологии, речь идет о связи не только с телом, но и с бессознательным, с глубинными уровнями нашего бытия. Благодаря необходимости укореняться растение является наименее свободной из всех известных нам форм жизни. Своими корнями оно связано с определенным местом на земле; оттуда оно получает энергию и потенциал для своего роста. Поэтому, как и любовь, оно воплощает не принцип свободы, а принцип связи.
Впервые внешняя свобода потребовалась Рапунцель для того, чтобы ощутить и осознать свою внутреннюю природу. Именно поэтому ей следовало вырваться из башни, ставшей для нее тюрьмой. Ей нужно было преодолеть некоторые мешавшие ей барьеры; нужно было не убегать от себя, а стать самой собой. Человек может стать самим собой, если он будет связан с бессознательным так, как растение связано с землей. Связь с бессознательным может включать ограничение свободы, но только в той мере, которая удовлетворяет бессознательное, а не Эго, которое должно ему подчиниться.
Время, которое Рапунцель должна была провести в пустыне, следует считать переходным периодом, в течение которого она ощутила свою темную сторону. Женщину, которой пришлось осознать теневую часть личности и честно ее выстрадать, больше нельзя назвать односторонней личностью. Высокое и низкое больше не существуют для нее по отдельности, а становятся единым целым, как в символе растения. В новом состоянии Рапунцель может исцелить слепого принца, так как исцеление означает достижение целостности.
В этой сказке архетип матери, с одной стороны, символизирует страшная колдунья, а с другой — образ растения рапунцель, символ укорененной феминности: близкой к почве, к телу и к материи в целом.
У человека всегда есть проблема, как получить какую-то ценность и не оказаться во власти архетипа матери со всеми возможными негативными последствиями; если же он все-таки оказался в его власти, возникает проблема, как от этого избавиться. Несомненно, и сегодня есть немало людей, которые либо находятся в заточении "высоко над землей", либо, если пытаются освободиться, попадают в дебри материализма, либо, как слепой королевич, блуждают по дремучему лесу; иначе говоря, они полностью находятся во власти природы, т. е. бессознательного.
В наше время очень часто говорится о всепоглощающем влиянии логоса (образ слепого королевича) и о необходимости противоположного принципа — эроса. Анализируя сказку, нам удалось кое-что сказать по этому поводу. Прежде всего речь идет о следующем: пока эрос не осознает своей Тени, он тоже будет находиться в пустыне. Не следует забывать о том, что человек не может любить других, пока он не познает самого себя. Сентиментальность — это не любовь, это пренебрежение собственной Тенью. Только сознающий эрос может иметь исцеляющую силу.