8. Безразличная мать
Автор: procyon, дата: пн, 23/04/2007 - 23:18
Я выбрала сказку «Три маленьких лесовика», чтобы показать еще одну специфическую сторону темной матери, которая в сильный мороз отправляет в лес свою падчерицу в легком платье, а впоследствии превращает ее в утку.
Мотив замерзания сказочного героя — это как бы оборотная сторона мотива материнского тепла. С одной стороны, архетип матери включает тепло и жизнь; с другой — холод и смерть. Негативное восприятие матери может привести к утрате человеком таинства партнерских отношений с другими людьми и лишить его возможности установления теплых, доброжелательных взаимоотношений.
У мужчины, испытывающего негативные чувства к родной матери, материнская анима часто порождает холодные, негативные чувства к самому себе, своей работе и своим лучшим друзьям, поэтому, образно говоря, он становится «холодным, как лед».
С другой стороны, если женщина-мать находится во власти архетипа, она помимо своей воли часто пагубно влияет на окружающих людей. Таким женщинам особенно хорошо удается погасить духовное пламя. Например, они могут разрушить творческую интеллектуальную атмосферу внутри группы людей, подавая неуместные, безразличные реплики или суждения; теми же средствами они могут свести на нет и познавательный интерес какого-то человека. Влияние женщин такого типа прямо противоположно влиянию муз.
При доминировании природного материнского начала его негативные аспекты представляют определенную опасность для психики и могут пагубно сказаться на содержании духовной жизни. Например, они заставляют человека смотреть на все прозаическим взглядом. При таком отношении к жизни он убеждается, что все определяется «только природой» и больше ничем. Иными словами, только инстинктивные влечения: власть, секс, голод и агрессия — признаются истинными мотивами человеческих действий. Риск подобного образа мышления состоит в том, что он полностью исключает такую цель жизни, как духовное совершенство.
Люди с доминирующей установкой Природы-Матери тайно или явно губят у себя и у других всяческие духовные устремления. Именно поэтому в сказках особое внимание уделяется отношениям главной героини со своим аниму-сом — маскулинным, духовным началом. В конечном счете именно духовное развитие часто помогает женщине избежать ледяных объятий материнской Тени.
Три маленьких лесовика
Краткое содержание
Жил-был один человек, у него умерла жена; и жила женщина, у нее умер муж; была у человека дочь, и у женщины тоже была дочь. Вот женщина раз и говорит дочери того человека:
— Послушай, скажи-ка своему отцу, что я хочу выйти за него замуж, и уж будешь ты у меня каждый день в молоке купаться да вино попивать, а дочь моя пусть в воде купается и пьет одну только воду.
Рассказала девушка отцу то, что велела передать женщина. Тот, не зная, как ему поступить, снял с ноги сапог и говорит:
— Возьми-ка этот сапог, в нем подошва дырявая, отнеси его на чердак, повесь на большой гвоздь и налей в сапог воды. Коль вода из него не просочится, то придется мне второй раз жениться, а просочится — не стану жениться.
Девушка сделала, как было велено; но от воды дыра в сапоге затянулась, и сапог оказался доверху полон воды. Увидел он, что дочь говорит правду, пошел к вдове и женился на ней.
Невзлюбила мачеха падчерицу и не знала, что бы такое придумать, чтобы ей день ото дня было все хуже. А была она к тому же завистлива: ведь падчерица была и мила и красива, а родная ее дочь уродлива и противна. Однажды зимой, когда наступили лютые морозы, а горы и долины засыпало снегом, сшила мачеха платье из бумаги, подозвала падчерицу и говорит:
— Надень это платье, ступай в лес и принеси мне полное лукошко земляники.
Она дала ей кусок черствого хлеба и сказала:
— Этого тебе хватит на целый день.
А сама подумала: «На дворе ты замерзнешь, с голоду пропадешь и никогда назад не вернешься».
Девушка послушалась, надела бумажное платье и вышла из дому с лукошком. Пришла она в лес, видит: стоит маленькая избушка, и выглядывают из нее три маленьких лесовика. Поздоровалась она с ними и робко в дверь постучалась. Они крикнули: «Входи!»— и она робко вошла и села на скамейку у печки, ей хотелось согреться и съесть свой кусок хлеба. А маленькие человечки говорят:
— Дай и нам кусочек.
— Хорошо,— сказала она и разломила свой хлеб надвое и отдала им половину. Потом она рассказала им свою грустную историю, как мачеха велела надеть ей бумажное платье и отправила ее в зимнюю стужу набрать лукошко земляники. Когда она съела свой кусок хлеба, лесовики дали ей метлу и сказали:
— Теперь подмети снег у черной двери избушки.
Исполнила девушка то, что сказали ей маленькие человечки, подмела метлой снег у избушки — и нашла спелую землянику! И набрала она на радостях полное лукошко, поблагодарила маленьких лесовиков и побежала домой, чтобы принести мачехе то, что она велела.
А маленькие человечки стали между собой говорить: «Что бы нам ей такое подарить, ведь она прилежная и ласковая и хлебом своим с нами поделилась». Один сказал: «Я одарю ее тем, что будет она день ото дня становиться все краше». Второй сказал: «А я одарю ее тем, что только скажет она слово, будут у нее изо рта падать червонцы». А третий сказал: «А я одарю ее тем, что явится король и женится на ней».
Воротилась она домой и только сказала «Добрый вечер», как тотчас выпал у нее изо рта червонец. Потом она рассказала, что случилось с нею в лесу, и при каждом ее слове падали у нее изо рта червонцы. Сводная сестра втайне позавидовала ей и захотела тоже пойти в лес за земляникой. Мачеха одела ее в роскошную меховую шубку, дала ей на дорогу хлеб с маслом и пирожки.
Отправилась девушка прямо к той избушке. Три маленьких человечка, как и прежде, выглянули из окошка, но она с: ними не поздоровалась и, не глядя на них и не сказав им ни слова, ввалилась в комнат)7, уселась у печки и стала жевать свой хлеб с маслом и пирожки.
— Дай и нам немножко!— воскликнули маленькие человечки.
— Мне и самой мало, чего ради я буду еще с другими делиться?
Когда девушка поела, они сказали:
— Вот тебе метла, вымети чисто перед черной дверью.
— Да метите вы сами!— ответила она.— Я вам не служанка. Когда она поняла, что они ничего не будут ей дарить,
то собралась и ушла.
И стали говорить между собой маленькие лесовики: «Что бы ей такое подарить за то, что она такая недобрая, с таким злым и завистливым сердцем и не хочет делать никому добра». Первый сказал: «Я одарю ее тем, что с каждым днем она будет все уродливей». Второй сказал: «Я одарю ее тем, что при каждом слове будет у нее изо рта выскакивать жаба». А третий сказал: «А я награжу ее тем, что умрет она лютой смертью».
Стала мачеха еще пуще прежнего злиться на свою падчерицу и придумывать, как бы ей досадить, а падчерица становилась с каждым днем все красивей и красивей.
Наконец, достала мачеха котел, поставила на огонь и стала кипятить в нем пряжу. Потом она взвалила пряжу на плечи падчерице, дала ей в руки топор и велела идти на речку, рубить прорубь и хорошенько прополоскать пряжу.
Девушка послушалась. Но когда она колола лед, подъехала карета, в которой сидел король. Он спросил у девушки, кто она такая и хочет ли она поехать вместе с ним. Та с радостью согласилась. Она села в карету вместе с королем. Прибыли они в замок и отпраздновали там пышную свадьбу.
Спустя год родила королева сына; и когда мачеха узнала о таком великом счастье, то пришла со своей дочерью в замок, будто желая ее проведать. На ту пору король куда-то отлучился и оставил королеву одну. Тогда схватила мачеха королеву за голову, а дочка взяла ее за ноги, они подняли ее с постели и бросили из окошка в реку. Потом мачеха поло-жила в постель свою уродливую дочь и укрыла ее с головой одеялом.
Король, не подозревая ничего дурного, пришел только на другое утро, и когда он заговорил с женой, при каждом слове выскакивала у нее изо рта жаба, тогда как прежде выскакивал червонец. На вопрос короля, что это значит, старуха объяснила, что это у нее от сильной испарины и скоро пройдет.
А к ночи увидел поваренок, как приплыла по водосточной канаве утка и спросила:
Король, как поживаешь? Бодрствуешь иль почиваешь?
А потом:
А как мои гости, сидят? Ответил ей поваренок:
Нет, они крепко спят. Стала она тогда спрашивать:
А как родимый сыночек? И ответил поваренок:
Он спит себе в люльке всю ночку.
Тогда обернулась утка королевой, вошла в замок, покачала сына в колыбельке, укрыла его и опять уплыла по канаве. Так являлась она две ночи подряд, а на третью сказала поваренку: «Ступай и скажи королю, чтобы он взял свой меч и трижды взмахнул им надо мной на пороге». Явился король и трижды взмахнул мечом над привидением. И только он взмахнул в третий раз, видит — стоит перед ним его жена, жива-здорова и невредима, как прежде.
Потом король спросил у старухи: «Как должно поступить с человеком, который стаскивает человека с постели и бросает его в воду?» «Лучше всего,— ответила старуха,— посадить такого злодея в бочку с вбитыми в стенки гвоздями и скатить ее с горы в реку». И сказал король: «Ты сама себе вынесла приговор». Он велел принести такую бочку и посадить в нее старуху с дочкой. Забили бочку наглухо и спустили с горы, и покатилась она прямо в реку. Перед женитьбой отец девушки ведет себя нерешительно. Он оставляет на волю случая выбор: жениться ему или нет. В других делах он, возможно, более решителен, но в сфере эроса предпочитает не вмешиваться в естественный ход событий. Он один из тех мужчин, которые не принимают всерьез свои эмоциональные проблемы и таким образом попадают под влияние негативной анимы, или недостойной его женщины.
Хотя его родная дочь беспрекословно подчиняется мачехе, та становится для нее типичной пожирающей матерью. Своей «материнской любовью» она портит родную дочь и, несмотря на все свои обещания, не испытывает никаких теплых чувств к падчерице. Поскольку ее родная дочь — это ее плоть и кровь, то ее любовь — это прежде всего любовь к самой себе, т. е. бессознательная форма любви исключительно инстинктивного характера, которая проявляется как мистическая причастность, бессознательная идентификация.
Трудная жизнь главной героини в семье (связанная с постоянной враждебностью мачехи) создала для девочки тяжелую психологическую атмосферу, побудили ее встать на путь индивидуации. В данном случае фигура злой мачехи символизирует инстинктивную основу с негативной функцией. Однако эти трудности заставляют девушку включиться в процесс личностного развития, который, в конечном счете, приводит ее к лучшему пониманию самой себя.
Злая мачеха посылает ее в холодный зимний лес, что демонстрирует архетипическую беззащитность героя-ребенка. Холод символически усложняет положение ребенка-изгоя, лишенного обычной материнской защиты. Этому ребенку предстоит отправиться в холодный зимний лес. Во многих сказках злая мачеха выгоняет героя-ребенка из дома. В образе мачехи воплощается сила, которая выталкивает девочку из бессознательного состояния, в котором ей сравнительно легко жилось, к новому, более высокому уровню осознания.
Сводная сестра главной героини, которая прежде была ее подругой, символизирует ее Тень; когда мачеха заставляет падчерицу покинуть дом и подвергает ее смертельной опасности, родная дочь мачехи сидит дома и ничего не делает. Посылая девушку в лес, злая мачеха запрещает ей возвращаться домой, пока та не совершит невозможное: не наберет зимой целое лукошко земляники. Подобные невыполнимые задачи обычно побуждают человека повышать уровень своего осознания; они напоминают нам о двенадцати подвигах Геракла. С точки зрения психологии, это означает следующее: основываясь только на человеческих критериях, невозможно добиться повышения уровня осознания — обязательно должны вмешаться сверхъестественные силы.
К своему удивлению, в самой чаще снежного леса девушка находит маленький домик. Это значит, что за проторенными и хорошо знакомыми путями мира сознания существуют активные психические силы, которые могут нас защитить, хотя мы меньше всего этого ожидаем.
В дремучей чаще главная героиня встречает трех маленьких лесовиков (гномов). Гномы обычно живут в подземных пещерах и являются духами, тесно связанными с Земной Матерью86. Как и в сказке о Белоснежке, они ассоциируются с творческими духовными импульсами и, может быть, с проявлением артистизма. В народном фольклоре гномы, как правило, ищут сокровища, занимаются кузнечным делом или дают добрые мудрые советы. В этой сказке они воплощают позитивный творческий анимус, психическую деятельность, которую не следует путать с чисто интеллектуальной работой. Они живут в пещерах и извлекают пользу из недр земли, т. е. из бессознательного. Поскольку их всегда несколько, они символизируют действия относительно разобщенных сил.
В сказках символическая фигура Природы-Матери часто является в сопровождении маленьких помощников мужского пола, похожих на гномов. Поскольку женская, обычно фемининная, духовность обычно приобретается вместе с жизненным опытом, эти мужские природные существа обычно появляются рядом с Природой-Матерью. В этом случае сама Природа-Мать воплощает бессознательное, связанное с телом и с влечениями, тогда как чувство, которое кристаллизовалось из опыта, обычно символизируют мужские духи.
Разумеется, с гномами может ассоциироваться не только женская духовность; существует и особая духовность, связанная с мужским бессознательным, а также духовный аспект природы в целом.
То, что лесовиков трое,— показатель динамического начала, прелюдии к достижению целостности. В данном случае целостность достигается с появлением короля, четвертого мужского персонажа. Маленький рост лесовиков — признак детского, еще неполного развития: возможно, это символическое воплощение не оформившихся умозрительных представлений.
В общении с лесовиками девушка проявляет доброту и трудолюбие. По первой их просьбе она делится с ними единственным куском хлеба, хотя хлеба мало даже для нее одной. Энергия архетипа влияет не только на то, как человек ведет себя по отношению к более слабому существу. Мы можем проявлять избыточные или недостаточные материнские чувства по отношению к самим себе, выказывая свою слабость: в таком случае наше поведение будет определяться первобытной матерью, или материнским архетипом.
Можно считать, что доброта главной сказочной героини относится и к ней самой. Анимус иногда просит нас что-то отдать, когда мы искренне полагаем, что нам отдать нечего, потому что наша психическая энергия нужна нам самим, чтобы поддержать нашу сознательную установку. Затрачивать больше психических усилий так же затруднительно, как и делиться куском хлеба, который и без того слишком мал. Хлеб часто ассоциируется с телом87 (Transformation Symbolism in the Mass // Psychology and Religion. CWl.Par. 38Iff), в данном случае речь идет о физическом истощении. Иными словами, для выживания требуется бесконечная доброта, которая исходит изнутри. Часто мы должны делать первый шаг по направлению к бессознательному. Только тогда оно нам ответит и осыплет дарами, которыми обладает в изобилии.
Затем девушку просят подмести снег у двери избушки. Очищение символизирует упорную внутреннюю работу. Вдруг совершенно неожиданно для себя в зимнюю стужу она находит под снегом ягоды. Красная, сладкая и растущая у самой земли земляника символизирует плоды эроса.
У женщины с негативным материнским комплексом часто проявляется некоторая эротическая холодность. Она никогда не получала тепла, а потому не может его дать. В сказке речь идет о том, что творческая работа над своими проблемами позволяет ей получить доступ к своим чувствам. Но это еще не все; лесовики собираются на совет, и, поскольку девушка была с ними вежлива, преподносят ей три дара. В итоге многое зависит от того, пройдет ли девушка нравственное испытание — встречу с тремя маленькими лесовиками. Анимус амбивалентен по своему характеру. Его воздействие во многом определяется нравственными чертами женщины, ее готовностью подчиняться внутренней морали.
В проблеме анимуса крайне важна связь не только с интеллектуальным развитием, но и с ее духовностью, исходящей из женщины как целого, из глубины ее бытия. А потому если поступки женщины неискренни, то влияние анимуса оказывается негативным.
Когда сводная сестра главной сказочной героини, символизирующая ее Тень, вознамерилась обладать такими же дарами, она получила от лесовиков очень незавидную награду. Таким образом, дары бессознательного могут иметь ценность только при искреннем поведении женщины, если она не обманывает и не хитрит, а действительно находится в состоянии отчаяния и безысходности. Это следует учесть тем, кто стремится проникнуть в бессознательное, не имея на то достаточных оснований (таким основанием может быть состояние стресса или конфликта). Только те, кому приходится покинуть дом, иначе говоря, кто не может оставаться в материнской утробе бессознательного, могут отважиться на путешествие в страну гномов. Девушка, которая приходит к ним в меховой шубке с пирожками в лукошке, не получает ничего, кроме неприятностей, потому что она точно знает, чего хочет, и именно за этим пришла.
Первый лесовик дарит главной героине красоту. Иными словами, полученный ею психологический опыт должен отразиться на ее внешности. Интересно отметить, что в данной сказке именно мужской персонаж дарит женщине красоту, которая считается исключительно женским качеством. А это значит, что благодаря правильному отношению к своему анимусу девушка становится более женственной, и наоборот: сказка указывает на то, что при неправильном отношении к анимусу женщина отталкивает от себя окружающих. Анимус может сделать ее фанатичной, т. е. жесткой в ее внешних проявлениях и совершенно непривлекательной.
Дар второго лесовика — золотые червонцы, которые выскакивают у девушки изо рта, как только она начинает говорить. (В других версиях сказки у нее изо рта сыплются розы или жемчужины, когда она говорит или улыбается, или же у нее с головы сыплются драгоценные камни или золотые нити, когда расчесывает волосы.) Иными словами, теперь она может пользоваться особым, символическим языком, чтобы выразить все, что для нее ценно. Ее дружба с лесовиками позволяет ей сознательно выражать нечто очень важное, до сих пор пребывавшее в латентном и бессознательном состоянии.
Этот мотив для женщин особенно важен. Те из них, у кого нет осознанной связи с их анимусом, часто много знают о том, что происходит у них в душе, но не могут выразить это знание словами. Они просто живут с этим и довольствуются тем, что есть. Но в этом случае возникают условия для внутреннего самоотчуждения. Язык позволяет людям по-настоящему познать себя. Зачастую человек не может чего-то понять, пока не выразит это психическое содержание в словах; например, чтобы интерпретировать сновидение, лучше сначала его записать или кому-то рассказать. Если женщина научится описывать то, что она чувствует глубоко внутри себя, она может спастись от внутренней тюрьмы, в которую ее заключила сама природа, и тем самым обезопасить себя от негативного влияния материнского архетипа. Для нее это может стать великим освобождением. Вообще говоря, анимус отчасти представляет собой принцип логоса, а потому язык для женщины становится средством духовного выражения, и, в зависимости от ее духовной установки, влияние анимуса на нее будет либо позитивным, либо негативным. Искусство речи не всегда повышает уровень осознания. Многие женщины могут выразить важные вещи, только идентифицируясь со своим анимусом. В таком случае их речь далеко не аутентична. Это значит, что у них изо рта скорее выскочит жаба, чем золотой червонец. Когда они что-то говорят, они создают неприятное впечатление, так как находятся в состоянии одержимости.
Третий лесовик дарит девушке прекрасное будущее — брак с королем, он помогает ей выполнить свое предназначение. Третий перекидывает мост к четвертому, королю, через которого осуществляется coniunctio, союз противоположностей. Три лесовика предвосхищают появление четвертого мужского персонажа; они символизируют путь, который, с одной стороны, ведет к возрождению, с другой — к мучительной смерти.
После благополучной встречи с тремя лесовиками девушка возвращается домой. Из-за того, что попытка ее сводной сестры-тени навестить лесовиков заканчивается весьма плачевно, жизнь падчерицы становится хуже, чем раньше, и она еще в большей степени подвергается преследованиям ревнивой мачехи. Иными словами, как только она достигает какого-то прогресса, что-то предвзятое и даже опасное формируется у ее Тени. Гора, на которую она поднимается, становится выше, но соответственно углубляется и яма, в которую она может упасть.
Если считать мачеху и сводную сестру внешними по отношению к главной героине персонажами, то с того момента, как девушка достигла столь многого, завистницы делают все, чтобы отравить ей жизнь. Злая сводная сестра девушки проецирует на нее свое высокомерие: «Поглядите-ка на это чванство!— кричит она.— Так деньгами и швыряется!»
Нам нередко встречаются люди, которые, достигнув каких-то явных успехов, привлекают к себе зависть окружающих. Грустно признавать, что почти каждому талантливому человеку мешает зависть людей, похожих на мачеху и сводную сестру главной героини сказки. Ничто не может сравниться с таким злом по силе пагубного воздействия на интеллектуальную жизнь человека, поэтому нам не следовало бы забывать о своей бессознательной Тени. Именно она подрывает наши отношения с другими людьми из-за наших поступков, мотивированных ревностью. К тому же она уменьшает наши шансы на успешный личностный рост.
Но в ужасном отношении к главной героине ее мачехи и сводной сестры есть и положительная сторона. Вполне естественно, что девушка, к которой так плохо относятся дома, не может там долго оставаться. А если ее не выгонят из дома, она может не выполнить свое предназначение, предопределенное ей судьбой, и не стать королевой. Проявление зависти часто может привести к прямо противоположному результату: возвысить человека над его окружением, которое слишком навязчиво ему противодействует.
Разумеется, не только внешние темные силы привели девушку к кризису после ее возвращения от лесовиков с изумительными дарами; возрастает и ее уязвимость для собственной внутренней Тени. Человек, добившийся какого-то успеха, гораздо больше рискует быть сбитым с толку своей эгоцентричной Тенью, чем человек, который потерпел неудачу.
Архетипического героя часто преследует злая мать. Это преследование как раз и превращает его в героя. Она заставляет его достигать высоких целей, так как ему постоянно приходится преодолевать внутренние опасности88 (См. Symbols of Transformation // CW 5. Par. 251ft). У женщины гораздо реже возникает желание совершать героические поступки; как правило, она более пассивна в преодолении трудностей, и тогда, как в этой сказке, анимусу приходится спасать ее от беды.
Итак, мачеха снова посылает главную героиню в ужасную погоду выполнять невыполнимое задание, надеясь на ее верную погибель. Девушка должна топором вырубить прорубь в реке и хорошенько прополоскать в ней пряжу. «Девушка послушалась, пошла и вырубила во льду прорубь». Символически действие топора означает «прорыв» в интеллектуальной деятельности, в суждениях, в установлении различий и принятии решений. Такая способность компенсирует крайне пассивную установку главной героини. Упорное вырубание льда может иметь следующий смысл: теперь она должна использовать свою энергию и силу воли, чтобы получить доступ к потоку жизни, прорубив слой льда, отделяющего ее от течения воды. Именно в это время появляется королевский экипаж. Так неисполнимое задание неожиданно заканчивается для нее счастливо.
Большой символический смысл имеет экипаж, на котором она уезжает прочь. Колесный экипаж — это одно из самых перспективных изобретений человеческого разума, которое значительно ускорило движение технического прогресса. Его четыре колеса можно трактовать как четыре психологические функции; сама карета символизирует особые свойства сознания — «содержать» самые ценные человеческие или божественные черты 89 (Муsterium Coniunctionis // CW 14. Par. 276ff). В данном случае экипаж предназначен для того, чтобы вывезти главную героиню за пределы досягаемости сил темной матери и доставить ее в королевский дворец.
С этого момента девушка выполняет предопределенную ей роль: на ней женится король. Он символизирует доминирующую духовность. С точки зрения женской психологии, его образ воплощает одну из самых высших форм анимуса — духовную установку, организующую и направляющую всю психику. Главная героиня становится королевой; она правит вместе с королем, и они оба составляют единое целое. Высшая фемининная ценность, которую она воплощает,— это обретенное сознание, которое делает психику плодотворной. С точки зрения психологии, королева представляет собой фемининный образ самости. Но так как в сказках ничего не говорится об индивидуальном человеческом сознании, в них не может идти речь о самости; речь идет о символической модели образа самости90 (Ссылки на мои символические интерпретации самости и Тени следует понимать именно в таком смысле, т. е. они всегда представляют собой модели психологических функций). Теперь королева оказывает поддержку правящей маскулинности (королю) и создает возможность для ее обновления. Она рожает сына. В этом смысле королева-мать воплощает психологический контейнер — пассивную, восприимчивую установку, комплементарную активной деятельности короля.
С психологической точки зрения это означает, что у человека развивается способность к принятию и личностному развитию. Для этого создаются определенные условия: его психика, будучи психологическим контейнером, получает энергетическую подпитку животворной силы. Но такой способностью обладают далеко не все; божественный младенец может родиться только у королевы, символизирующей надличностную власть в психике человека. Этот процесс идет и на индивидуальном, и на коллективном уровне психики. Эти две сферы важно различать, так как кризис в конце сказки и его разрешение нужно рассматривать именно с этой точки зрения.
Когда родился королевский сын, когда новое человеческое существо заявило о себе, королеве стала угрожать иная, последняя опасность со стороны темной матери. Мачеха с трудом могла переносить падчерицу, вернувшуюся от лесовиков с чудесными дарами. Но народ очень полюбил и свою королеву, и принца, весть о рождении которого разнеслась по всему королевству, поэтому об этом стало известно даже злой старухе. Иногда бывает так, что на долю человека выпадают такие испытания, которые кажутся запредельными. Зачастую это происходит с людьми, которым в чем-то повезло в жизни. Нередко они начинают сталкиваться с серьезными проблемами, связанными с Тенью, и это происходит именно в то время, когда они чувствуют, что добились успеха.
Часть личности, которая предпочитала оставаться немой и бессознательной, предпринимает последнее отчаянное усилие, чтобы избежать осознания; бессознательное ничего не отдает добровольно. С одной стороны, оно хочет отдать, а с другой — не хочет этого делать.
Мачеха со своей дочерью проникают в королевский замок и, когда никто не видит, они выбрасывают королеву из окна в реку; сводная сестра королевы ложится в ее постель и накрывается одеялом. Происходит тихая подмена и фальсификация высшего материнско-фемининного символа; его место занимает теневая, эгоцентричная тенденция, которую можно сравнить с инфляцией91 (Two Essays on Analytical Psychology. CW 7. Par. 374ff).
Тайная подмена и фальсификация типична для ведьм и похожих на них персонажей. Кто-то чужой просто занимает место королевы, а ситуация внешне остается такой же, как раньше. Никто не замечает, что настоящую мать, единственную женщину, которая могла родить такого сына, подменили эгоцентричным фемининным персонажем, который без вмешательства колдовства никогда не смог бы занять ее место. Такая подмена может вызвать затруднение даже у аналитика, когда он замечает ее у пациента. Сновидения могут помочь раскрыть истинное положение дел.
Ведьме удалось обмануть даже самого короля, поверившего ее объяснению, что изо рта жены вместо золотых червонцев выскакивают жабы из-за испарины. Здесь передана слепота мужчины, или женского анимуса, в отношении обмана, связанного с Тенью. Так в сказке и говорится: «Король не подозревал ничего дурного». Это свидетельствует о его необычайном легковерии.
Хотя мачеха делает все возможное, чтобы погубить королеву, ей это не удается, так как главная героиня в принципе бессмертна. Она появляется из вод бессознательного, правда, превратившись в утку. В мифологии утки имеют тесную связь с богиней-матерью. Утка — это священная птица богини Венеры. Благодаря своей прекрасной способности плавать она символизирует содержание, которое «никогда не удается скрыть». Она часто ныряет, исчезая под поверхностью воды, но всегда выныривает вновь. В сказке она даже выходит из канавы и снова появляется во дворце.
В чем заключается психологический смысл превращения королевы в утку? Высшее фемининное начало, образ королевы исключается из сознания, так как оказался ему недоступен и теперь ищет своего выражение в отчужденной форме, например, в виде инстинктивной реакции. Хорошо известно, что за духовность можно ошибочно принимать не только влечения; другие высшие психические функции также могут найти выражение в отчужденной, инстинктивной форме, например, в виде сексуального побуждения, если их не понимает и отторгает сознание.
Это открытие, совершенное Юнгом, до сих пор еще не получило достойной оценки. На самом деле, нередко люди продолжают действовать по типу доминирования сексуальности или какого-то другого инстинктивного влечения до тех пор, пока они не оказываются способны принять что-то в самих себе. Сегодня каждый знает, что подавление сексуальности — это ошибка, но разве не такая же грубая ошибка заключается в подавлении или высвобождении эмоций с провозглашением лозунга: «Ничего, кроме секса!»? При таком отношении к эмоциям некоторые из них просто исчезают. В нашей сказке утка, по существу, не является птицей; королева превратилась в утку лишь на какое-то время, так как ее место на троне обманным путем заняла ее эгоистичная сводная сестра — символ эгоцентричной установки. Поэтому теперь в психике доминирует ограниченное сознание, которое все обесценивает и переворачивает с ног на голову. Женщина, которая должна быть королевой, превратилась в утку, плавающую в придорожной канаве.
Финал у сказки счастливый и производит глубокое впечатление: королева, превращенная в утку, а затем ставшая привидением, снова и снова возвращается в замок. Ритм ее речи свидетельствует о нуминозной, таинственной сущности происходящего.
Задавая вопрос «Король, как ты поживаешь? Бодрствуешь иль почиваешь?», героиня пытается пробудить короля от слепоты, но сначала ей это не удается. В такой ситуации человек не может сразу понять, что именно подступает из бессознательного к его сознанию, хотя уже налицо «призрак мысли». Образ хорошей матери был исключен из сознания, но он по-прежнему подпитывает энергией и проявляет внимание к своему ребенку; так иногда наше внутреннее развитие происходит без малейшего осознания. Когда высший символ перестает быть понятным и исключается из сознания, как это случилось в нашей сказке, он постоянно стремится проявиться или в символическом образе животного, или в виде «низшего» влечения, или в периодических появлениях ночного призрака; но пока нам не удастся осознать содержание психики, мы не сможем восстановить истинный вид этого символа.
Королевский меч, символизирующий способность разделять и выносить суждения, в данном случае означает возможность подлинного осознания содержания психики, а значит, ее возвращения к нормальной деятельности. Но король и его жена должны способствовать такому возрождению. У короля есть меч, чтобы покончить со злыми чарами, но ему не хватает знаний; ему неизвестно, что случилось с королевой и хватит ли у него сил, чтобы снять с нее заклятие. Королева обладает такими знаниями, но у нее нет средства, позволяющего ей освободиться, и она не может обратиться к мужу прямо, так как ее превратили в птицу.
Маленький поваренок выполняет роль посредника и символизирует простой, полезный анимус92 (Образ этого поваренка может служить воплощением фигуры анимуса на уровне головы, при этом он крепко стоит ногами на земле; в какой-то мере мы называем такую установку здравым смыслом).
Он помогает королю и королеве осуществить столь важный для них контакт. Он работает на кухне — там, где под действием огня происходит трансформация пищи. Находясь на службе у короля и готовя ему пищу, он может с ним разговаривать. Как простой крестьянский мальчик он понимает язык животных и отмечает их необычное поведение.
Когда королева в третий раз приходит к королю в образе утки, она просит мальчика передать мужу важное послание: в тот момент, когда она переступит порог как привидение, король должен три раза взмахнуть мечом у нее над головой. Тогда она вновь обретет свой прежний облик.
Образ порога имеет богатый мифологический смысл; это граница, отделяющая внутреннее от внешнего. Порог —это место, где собираются разные духи, которые стремятся проникнуть в дом. Он разделяет индивидуальное и коллективное бессознательное. Когда привидение королевы перейдет порог, различающая функция анимуса должна активизироваться и вернуть подлинной королеве ее прежний облик. Анимус возвращает ее обратно в мир и не позволяет потоку жизни, т. е. бессознательному, унести ее с собой.
Точно так же позитивная деятельность психики способствует оживлению ее содержания и таким образом не дает ему проявиться в регрессивной, отчужденной форме. В более широком смысле речь идет о способности дифференцировать, которая в такой ситуации позволяет женщине постичь высший иррациональный принцип — образ королевы, и принять его таким, какой он есть.
В сказке говорится, что призрак королевы появится «только три раза, а затем навсегда исчезнет». Это значит, что проблемы такого типа не возникают многократно. Для трансформации существует только один подходящий момент.
Взмах мечом возвращает к жизни фемининный образ самости. Разрыв первичного бессознательного единства может быть болезненным, но когда настало время для женщины отказаться от своего изначального состояния, она не может принести осознанную жертву, анимус впоследствии может проявиться крайне негативно. Его меч затем разрубит и уничтожит все эмоциональные связи, вместо того, чтобы сделать их более реальными и осознанными.
Следует сказать несколько слов о завершении сказочной истории. Злую мачеху и сводную сестру королевы приговаривают к смерти. Завершилась их роль в процессе подготовки и развития осознания, и теперь они стали бесполезны. Но сам король не приговаривает их к смерти, хотя осведомлен обо всем, что они сделали. Он освобождает королеву, а затем дает возможность преступникам приговорить самих себя, ибо знает, что лучше всего держаться от зла подальше, даже при вынесении ему приговора. Поражает то, какую глупость совершает мачеха, попав в уготовленную для нее ловушку. Это свидетельствует о том, что автономный комплекс достаточно ригиден; ему не хватает гибкости. Иногда человеку нужно сделать лишь шаг в сторону, чтобы избежать гибельного воздействия такого комплекса.
В этой сказке разворачивается типичный сюжет про мачеху; прежде всего в ней делается акцент на развитии женского анимуса как средства освобождения фемининного Эго от власти темной матери. Без такого духовного развития женщина часто не может мыслить психологически, а такое мышление ей необходимо, чтобы, насколько это возможно, отделить себя от своих комплексов.