Т

Тавмант (греч.) — морской бог, сын Понта и Геи (или Фетиды), супруг океаниды Электры, отец гарпий и богини Ириды, брат Иерея, Форкиса и др.

Таг, Тагес (рим.) — этрусский бог, сын Гения, внук Юпитера, маДьчик по внешности и мудрец по уму. Выскочил из борозды, которую провел пахарь, работавший близ города Тарквиний. Научив этрусков искусству гадания, Т. исчез. Поучения Т. были записаны в книги жрецов-гадателей (гаруспиков).

Тай-и (кит.) — «великий единственный» — верховный бог китайской мифологии. Т. -и главенствует над владыками пяти сторон света, повелевает шестнадцатью драконами, знает, когда будут ветер и дождь, наводнение и засуха, голод, война и моровые болезни. В даосских источниках Т.-и — отец дао (философско-религиозное учение), предшествующий небу и земле, находящийся над всеми девятью небесами, в великой чистоте, вне шести мраков, он — первоначальное дыхание, дающее жизнь миру и всем существам. Несмотря на это, он описывается как существо с человечьей головой и телом петуха. Считалось, что Т.-и является повелителем всех частей тела и находится в человеческом мозге, а в определенные дни в году смешивается с божествами внутренних органов и находится в каком-либо из органов. По другой версии, Т.-и находится в некоем дворце киновари, имеющемся в теле человека, где его представляют в виде младенца в шелковой одежде с золотой вышивкой, сидящего на золотом троне с нефритовой отделкой. К его поясу подвешена погремушка из жидкого огня, которая не имеет вещества, а состоит из красного света, ее звук слышен за 10 тысяч ли. В левой руке у него рукоятка Большой Медведицы, в правой — Полярная звезда.
Тайцзи (кит.) — «высшее начало», «великий предел» — исходная первоначальная жизненная энергия, из которой появилась Вселенная. Т. рождает две первичные формы (инь и ян), которые порождают четыре вторичные формы (сильное и слабое инь, сильное и слабое ян). Те, в свою очередь, порождают восемь гуа (небо, пар, огонь, гром, ветер, вода, гора, земля).

Такама-нохара (яп.) — «равнина высокого неба» — верхний небесный мир, место обитания богов и божественных предков, владения богини Аматэрасу.
Талассион (рим.) — римский бог свадеб (тождествен греческому Гименею), которого призывали, когда свадебная процессия переступала порог дома жениха. Имя бога Т. происходит от ритуального возгласа, для объяснения которого была сложена легенда, связанная с похищением сабинянок. Т. считался одним из ближайших соратников Ромула, и ему была предназначена самая красивая из сабинянок. Когда девушку несли в дом Т., при этом громко выкрикивали его имя, чтобы уберечь ее от менее знатных римлян. С тех пор вошло в обычай во время свадьбы выкрикивать имя Т.
Талия, Фалия (греч.) — «цветущая» — 1. Муза комедии и легкой поэзии. Изображалась в виде юной девушки в легкой одежде, в венке из плюща, с комической маской в левой руке, иногда с пастушеским посохом или бубном в правой. От Т. и Аполлона родились корибанты. По другому мифу, Зевс превратился в коршуна и овладел Т., и та из страха перед ревностью Геры скрылась под землей, где у нее родились демоны — палики. 2. Одна из харит. 3. Одна из нереид.

Талос, Тал (греч.) — 1. Медный великан, герой критских легенд. Т. был выкован Гефестом и подарен Зевсом критскому царю Миносу (вариант: Европе) для охраны Крита. Три раза в день Т. обходил о-в и бросал огромные обломки скал в приближающиеся корабли чужеземцев. Если кто-то из мореплавателей высаживался на берег, Т. раскалял докрасна свое медное тело на огне и сжигал им пришельцев. В теле Т. была только одна жила, наполненная ихором (кровью богов) и тянущаяся от головы до лодыжки, где ее затыкал медный гвоздь. Это было его единственное уязвимое место. Когда аргонавты приплыли к Криту, Медея своими чарами наслала на Т. безумие, в припадке которого великан задел ногой острый камень. Гвоздь, затыкающий жилу, выскочил, вся кровь великана вытекла, и он умер. Подругой версии, Т. поверил обещанию Медеи сделать его бессмертным и позволил ей вытащить гвоздь из лодыжки. (Вариант: Т. был убит аргонавтом Пеантом, выстрелившим в него стрелой из лука Геракла и попавшим в лодыжку.) Происхождение мифа связано с огромными медными статуями, находившимися на Крите и поражавшими мореплавателей своими размерами. 2. Племянник и ученик (вариант: его звали Пердикс) Дедала, считавшийся изобретателем гончарного круга и многих других орудий. Т. превзошел в мастерстве своего учителя, и Дедал из зависти сбросил его со скалы Акрополя.

Талфибий, Талтибий (греч.) — участник Троянской войны, глашатай Агамемнона. Считался покровителем спартанских послов и глашатаев.

Тамир, Тамирис — см. Фамирид.

Таммуз (евр.), Думузи (шумер.), Дуузу (аккад.) — бог сезонной растительности и плодородия, бог-пастух, возлюбленный и супруг Инанны, которого она отдала взамен себя в подземное царство. Т. (Думузи) каждый год проводит под землей только полгода, а другую половину года его там замещает сестра Гештинанна.

Танатос, Фанат (греч.) — бог смерти, брат-близнец бога Гипноса, сын Никты, брат кер. Его изображали в черном плаще, с громадными черными крыльями, с мечом в руках, которым он срезает прядь волос с головы умирающего, чтобы исторгнуть его душу. Т. неподкупен, он не принимает жертв и даров. Изредка смертным удается победить или обмануть его: могучий Геракл отвоевал у него Алкестиду, супругу царя Адмета; хитрый Сисиф поймал Т. в ловушку и держал там несколько лет (в это время люди не умирали), пока Арес не освободил его.

Тантал (греч.) — царь Сипила во Фригии (Малая Азия), прославившийся своим богатством, сын Зевса, отец Пелопа и Ниобы, дед Атрея и Фиеста. Т. пользовался благосклонностью богов и был удостоен чести посещать собрания и пиры богов на Олимпе. Возгордившись, Т. оскорбил богов и был за это низвергнут в Аид. В мифах приводится несколько причин гнева богов. По одной версии, Т. разгласил людям тайные решения Зевса или похитил со стола богов нектар и амброзию и угощал ими своих приятелей. По другой версии, желая узнать, всеведущи ли боги, он накормил их мясом своего сына Пелопа. По третьей, Т. спрятал золотую собаку, похищенную Пандареем из храма Зевса, и совершил при этом клятвопреступление, поклявшись, что не видел эту собаку. Т. был низвергнут в Тартар, где он стоял по горло в воде, а над его головой свисали ветви с плодами, но при этом он терзался голодом и жаждой, потому что ветви отодвигались, когда он протягивал руку за плодом, а вода отступала, когда он хотел сделать глоток. Кроме того, Т. все время терзался страхом, так как над ним висела качающаяся скала, ежеминутно грозившая сорваться и раздавить его.

Тапас (др.-инд.) — «жар», «пыл» — космический жар как универсальный космогонический принцип. Т. лежит в основе мироздания, из него возникли закон и истина, ночь, океан, из которого появился год, и т. п. Умерщвление плоти, аскеза также является выражением и средством накопления Т. Аскет, накопивший Т. благодаря своему подвижничеству, может силой Т. совершать чудеса и великие дела, подчиняя своей воле даже богов.

Тара (будд.) — «спасательница» — женщина-бодхисатва, идам и праджня, воплощение беспредельного сострадания. Культ Т. в вадж-раяне не уступает в популярности культам наиболее известных мужских бодхисатв — Авалокитешвары, Амитабхи, Ваджрапани и др. В пантеоне ваджраяны насчитывается 21 Т., которых представляют в одежде индийской царевны и различают по цвету и положению рук и ног. Самые известные из них — Зеленая Т. (Сяматара) и Белая Т. (Ситатара). По легенде, Т. первоначально была индийской принцессой, в которой проявился дух просветления (бодхичитта). Монахи сказали, что в новом рождении ей следует воплотиться мужчиной, но она отвергла эту идею, сказав, что женственность тоже можно превратить в средство достижения просветления. Она надолго погрузилась в созерцание и стала Т., дав обет избавлять все существа от мук сансары.

Тара (индуист.) — жена наставника богов Брихаспати. Ее похитил бог луны Сома, и это вызвало войну между богами, пришедшими на помощь Брихаспати, и асурами, ставшими на сторону Сомы. Брахма возвратил Т. мужу, но до того она родила от Сомы Будху.

Тараксипп (греч.) — «ужас коней» — 1. Злой демон, пугавший лошадей. На олимпийском ипподроме находился одноименный алтарь, посвященный Т. Во время состязаний Т. пугал лошадей, отчего колесницы разбивались, а возничие получали увечья. Считалось, что в Т. перевоплотился один из погибших пелопоннесских героев (варианты: Эномай, Миртил, Алкаф — претендент на руку Гипподамии, убитый Эномаем, Исхен — внук Гермеса, принесший себя в жертву, чтобы спасти страну от голода). Колесничие приносили жертвы Т., чтобы умилостивить его. На истмийском ипподроме считали, что Т. стал сын Сисифа Главк, который был разорван своими конями на погребальных играх в честь Пелия. 2. Одно из прозвищ Посейдона-Гиппия (Конного).

Тарпея (рим.) — дочь римского полководца, которому поручили оборону крепости на Капитолийском холме во время войны с сабинянами. Подкупленная сабинским царем, обещавшим подарить ей то, что сабинские воины носили на руке (золотые браслеты и кольца), Т. открыла ворота, но сабинский царь приказал своим воинам забить ее щитами, которые они тоже носили на руке. Более известен миф, согласно которому Ромул узнал о предательстве Т. и приказал сбросить ее со скалы, получившей название Тарпейской. Впоследствии с этой скалы сбрасывали преступников.

Тартар (греч.) — нижняя часть преисподней Аида, жилище Никты, которого страшатся даже боги. Т. находится на таком же расстоянии от земли, как земля от неба. Он огорожен медной стеной, вокруг него вечно бушуют вихри, мрак окружает его в три слоя. В Т. заключены Кронос и побежденные титаны, туда посылают умерших в наказание за дерзость богам и святотатство. Медные ворота Т. созданы Посейдоном, их стерегут сторукие великаны (гекатонхейры). В некоторых мифах Т. персонифицирован и считается одним из первых четырех богов наряду с Хаосом, Геей и Эросом. От Т. Гея породила чудовищных Тифона и Ехидну.

Татенен (егип.) — «поднимающаяся земля» — бог земли, демиург, сотворивший из первобытного хаоса мир, богов и людей, бог
времени, обеспечивающий долгую жизнь фараону. Ему принадлежат глубины земли, ночью к нему спускается солнце, он владеет полезными ископаемыми, из него вырастают растения. Впоследствии был отождествлен с Ппгахом.

Татхагата (будд.) — прозвище Будды Шакьямуни, которое также могло употребляться по отношению к любому архату. Истолкования этого слова различны: «так (обретя просветление) пришедший», «так (как прошлые будды) ушедший», «постигший таковость (истинную сущность)», «так (в естественности) идущий».

Таурт (егип.) — богиня, покровительница беременных женщин и младенцев. Она помогала при родах, лечила от бесплодия, способствовала обилию молока у кормящих матерей. Т. также была связана с культом умерших: вместе с Хатор она встречала умершего на пороге подземного царства и зажигала огонь, чтобы отогнать злых духов. Ее изображали в виде беременной самки гиппопотама с женскими руками и грудью, стоящей на львиных задних лапах.

Тваштар (др.-инд.) — «создающий» — бог-демиург, сын Адити, творец всех существ и форм, божественный мастер, создавший для Индры палииу-ваджру и колесницу, для напитка сомы — чудесную чашу (луну), для Брихаспати — железное оружие и т. п. Имел жену из рода асур, родившую от него трехглавого Вишварупу и дочь Саранью. Когда Индра убил Вишварупу и без приглашения напился сомы, которой ведал Т., тот создал из сомы и огня демона Вритру, чтобы отомстить Индре.

Тевкр (греч.) — 1. Сын фригийского речного бога Скамандра, считался первым царем Трои. По его имени троянцев иногда называли тевкрами. 2. Сын Теламона и Гесионы, единокровный брат Аякса Большого (Теламонида). Вместе с братом участвовал в Троянской войне и был там одним из лучших стрелков из лука. Вместе с другими воинами находился внутри внесенного в Трою деревянного коня. После самоубийства Аякса Большого вернулся на родину (о-в Саламин), но Теламон проклял его и обрек на изгнание за то, что он не уберег брата от гибели и не отомстил за него. Т. долго скитался по разным странам, пока по указанию Аполлона не поселился на о-ве Кипре, где основал город, назвав его Саламином в честь своей родины.

Тейя — см. Фейя.

Текмесса (греч.) — фригийская царевна, захваченная в плен Аяксом Большим и ставшая его наложницей.

Теламон (греч.) — саламинский герой, сын Эака, брат Пелея, отец Аякса Большого (от мегарской царевны Перибеи). Был изгнан отцом из страны за убийство единокровного брата Фока и поселился на о-ве Саламине. Тщетно пытался оправдаться перед отцом, который запретил ему ступать на землю о-ва Эгины. Т. участвовал в кали-донской охоте и в походе аргонавтов. Был соратником Геракла в войне против амазонок и в войне против троянского царя Лаомедонта. В награду за храбрость Геракл отдал Т. в жены дочь Лаомедонта Гесио-ну, ставшую матерью Тевкра.

Телегон (греч.) — «рожденный вдали» — сын Одиссея и Кирки. Возмужав, Т. по совету матери отправился на розыски отца. Когда Т. со спутниками высадился на берег Итаки и напал на пасущиеся там стада, Одиссей с оружием в руках выступил против чужеземцев. В битве Т. смертельно ранил Одиссея копьем с наконечником из плавника ската, не узнав своего отца. Так исполнилось пророчество Тиресия о том, что Одиссея настигнет смерть от моря, но не в море. Узнав, что он убил отца, Т. увез тело Одиссея к Кирке, его сопровождала Пенелопа, которую Т. впоследствии взял в жены. Кирка даровала Т. и Пенелопе бессмертие и перенесла их на «острова блаженных».

Телемах, Телемак (греч.) — сын Одиссея и Пенелопы. После отъезда отца под Трою Т. был воспитан старым другом Одиссея Ментором. Когда Т. вырос, он тщетно пытался заставить женихов матери покинуть дом Одиссея. По совету Афины Т. отправился на розыски отца к его соратникам по Троянской войне —Нестору и Менелаю. Афина, приняв облик Ментора, сопровождала Т. и защищала его в пути. По ее совету Т. возвращался домой кружным путем, чтобы избегнуть засады женихов, задумавших убить его. Прибыв тайно на Итаку, Т. в хижине пастуха Эвмея встретил нищего странника, которым оказался его отец. Вместе с Одиссеем Т. разработал план мести женихам и участвовал в их истреблении. Поздние мифы рассказывают, что после смерти отца Т. женился на Кирке, от которой имел сына Латина. По другим версиям, Т. женился на Навсикае, дочери Алкиноя, или на Поликасте, дочери Нестора, или на Касифоне, дочери Кирки.

Телеф (греч.) — «сосущий лань» — сын Геракла и Авги, дочери аркадского царя Алея. Дельфийский оракул предсказал Алею, что его сыновья погибнут от руки внука, рожденного Авгой. Поэтому Алей обрек дочь на безбрачие, сделав ее жрицей Афины. Однако прибывший к Алею Геракл соблазнил Авгу, и она родила сына. Боясь отца, Авга спрятала ребенка в храме Афины, и разгневанная богиня наслала на страну чуму. Пытаясь узнать причину бедствия, Алей зашел в храм и нашел там младенца. По одной из версий мифа, царь приказал своему другу Навплию заключить мать и ребенка в ящик и бросить в море. Ящик прибило к берегу Мисии, царь которой, Тевфрант, женился на Авге и усыновил ребенка (вариант: удочерил Авгу). По другой версии, Авга была разлучена с сыном и продана Навплием в Мисию, где на ней женился Тевфрант. Отобранный у нее младенец был брошен в лесу, вскормлен ланью, а затем найден пастухами, назвавшими его Т. Когда Т. вырос, в одном из сражений он убил сыновей Алея, исполнив тем самым предсказание оракула. Затем Т. отправился на поиски матери в Мисию, где был усыновлен Тевфран-том и после его смерти стал мисийским царем. По другому варианту, прибывший в Мисию Т. помог Тевфранту в борьбе против напавших на страну врагов, и тот в благодарность обещал выдать за Т. свою приемную дочь Авгу и сделать его своим наследником. Но Авга после смерти Геракла не хотела принадлежать никому из смертных и попыталась убить Т. Боги предотвратили убийство и помогли Авге узнать сына. Т. унаследовал от Тевфранта царский престол. Дальнейшая судьба Т. связывается с Троянской войной: не зная пути в Трою, греки по ошибке прибыли в Мисию и стали опустошать страну. Т. отразил нападение, но был ранен копьем Ахилла. Рана Т. не заживала, и оракул сообщил, что исцелить ее может только тот, кто нанес рану. Под видом нищего Т. отправился в Аргос и умолил Ахилла залечить его рану ржавчиной своего копья. За это Т. указал грекам морской путь в Трою. Сам Т. участия в Троянской войне не принимал. Позднее, однако, на стороне троянцев сражался его сын Эврипил, убитый Неоптолемом.

Теллус, Теллура (рим.) — «мать-земля» —древнеримская богиня земли и ее производительных сил (Мать Земля, Терра Матер). Т. отождествлялась с Геей, считалась богиней жизни и подземного мира, так как земля принимает в себя мертвых. Как богиню плодородия и покровительницу браков, Т. отождествляли с Церерой, культ которой вытеснил культ Т.

Тельхины (греч.) — морские демоны, сыновья Геи, спутники Посейдона, искусные мастера, изготовившие серп для оскопления Урана. Т. поселились на о-ве Родос, а их сестра Галия, возлюбленная Посейдона, родила от него дочь Роду, по имени которой стал называться остров. Т. обучили родосцев добыванию и обработке металлов, изготовлению статуй богов, изобрели мельницу. Они могли вызывать дождь и принимать любой облик, нередко действовали во вред людям и богам, губили животных и растения. По одному из мифов, они окропили землю Родоса водой реки Стикс, сделав ее бесплодной, и были истреблены за это Аполлоном или Зевсом (вариант: остров был затоплен, и Т. перебрались на Крит, Кипр и др.). Существует также версия, что Т. были оклеветаны соперниками, завидовавшими их мастерству.

Темен (греч.) — 1. Сын Аристомаха, правнук Гилла, принадлежащий к поколению Гераклидов, которому оракул предсказал победоносное возвращение в Пелопоннес. После одержанной Герак-лидами победы над потомками Агамемнона Т. достался Аргос. Так как Т. пренебрег сыновьями и решил передать власть дочери Гир-нефо и ее мурку Деифонту, те решили убить отца, чтобы завладеть царством. Когда они осуществили свой план, войско все же передало власть Гирнефо и Деифонту. 2. Сын Пеласга, герой аркадской легенды, согласно которой Т. воспитал богиню Геру. Впоследствии, когда она поссорилась с Зевсом, он приютил ее в Стимфале, где основал три храма — в честь Геры-ребенка, Геры-зрелой и Геры-одинокой.

Темида, Темис — см. Фемида.

Темисто —см. Фемисто.

Тенгри (бурят., монг. и др.) — «небо» — в мифологии народов Центральной Азии — название класса небесных богов. Т. имеют прозвища в зависимости от приписываемых им функций — Т. грома, молнии, направлений и стран света, звезд и созвездий, природных и сверхъестественных сил, человеческих чувств и страстей, небесных явлений и т. п. Т. также называются духи огня, домашние и охотничьи духи, ламаистские божества и др.

Теоклимен — см. Феоклимен.

Теоноя — см. Феоноя.

Терей (греч.) — фракийский царь, сын Ареса, супруг Прокны.

Термин (рим.) — римский бог границ, межей и пограничных межевых знаков. Кроме большого числа Т., приписываемых каждому демаркационному знаку (вехе, столбу, камню и т. п.), существовал культ единого Т. Изображавший его камень находился на Капитолийском холме в храме Юпитера и Символизировал нерушимость границ Рима и их постоянное расширение. Культ Т., по преданию, ввел царь Нума Помпилий, учредивший в его честь праздник — терминалии. В этот день к межевому знаку приходили жители окрестных деревень, украшали его и приносили жертвы. Осквернение и порча межевых знаков считались тяжким преступлением.

Терпсихора (греч.) — «любящая танцы» — муза танца. Т. изображали юной девушкой с лирой в руках.

Терсит, Ферсит (греч.) — участник Троянской войны, незнатный греческий воин, враг Ахилла и Одиссея. На собрании войска под Троей Т. оскорбил Агамемнона, обвинив его в том, что он несправедливо захватывает большую часть добычи. За это Одиссей жестоко избил Т. В «Илиаде» Т. изображен безобразным, горбатым, хромоногим, косым, лысым и болтливым. В послегомеровских поэмах Т. выведен знатным этолийцем, сыном царя Агрия. Возможно, вначале существовали два Т. — знатный родич Диомеда, убитый Ахиллом, и простой воин, выступивший против Агамемнона, а впоследствии оба Т. слились в один персонаж. По одной из версий мифа, Т. был убит Ахиллом за насмешки над ним и надругательство над телом павшей в поединке царицы амазонок Пенфесилеи.

Тесей, Тезей (греч.) — сын афинского царя Эгея и трезенской царевны Эфры. Царь Эгей, долго бывший бездетным, спросил о своем потомстве оракула, но получил неясный ответ. Отправившись в странствия, он попал к трезенскому царю Питфею, который разгадал смысл ответа оракула и понял, что сын Эгея родится великим героем. Он напоил Эгея и уложил его со своей дочерью Эфрой. В ту же ночь (или накануне) с Эфрой сблизился Посейдон, отчего ребенок Эфры стал сыном земного и божественного отцов. Уходя в Афины, Эгей попросил, чтобы будущего сына воспитали, не называя ему имени отца, так как опасался козней сыновей своего младшего брата, из-за его бездетности претендовавших на власть. Он спрятал свой меч и сандалии под большим камнем и сказал, чтобы сына отослали к нему в Афины, когда юноша сможет поднять камень и достать из-под него отцовский меч и сандалии. Когда Т. возмужал, мать открыла ему, кто его отец. Т. поднял каменную глыбу, достал меч и сандалии и отправился в Афины, избрав сухопутную дорогу, на которой встречались разбойники и чудовища. По дороге в Афины Т. убил Перифета, прозванного Коринетом (Дубиноносцем) за то, что он убивал путников дубиной, затем разбойника Синида, который ловил путников, привязывал их к вершинам согнутых деревьев и, отпустив сосны, разрывал людей пополам. На границе Мегари-ды и Аттики Т. убил Скирона, который заставлял путников мыть ему ноги, а затем сталкивал их с утеса в море. Он убил страшное чудовище, порождение Ехидны и Тифона — кроммионскую свинью, а также великана Керкиона и разбойника Дамаста по прозвищу Прокруст («Вытягиватель»), который укладывал путников на ложе и у тех, кто был длиннее этого ложа, обрубал стопы, а маленьких людей растягивал, ломая им кости. Совершив эти подвиги, Т. прибыл в Афины. Жена Эгея, волшебница Медея, узнала, кто такой Т., и, опасаясь, что теперь ее сын Мед не унаследует власть, решила погубить Т. Она уговорила мужа, который сначала не узнал сына, отравить юношу, поднеся ему на пиру чашу с ядом. Во время пира Т. вытащил меч, чтобы разрезать мясо, и в этот миг Эгей узнал своего сына по мечу. Эгей объявил Т. своим наследником, а Медея с сыном бежала в Колхиду. Сыновья Палланта, младшего брата Эгея, подняли мятеж, но были перебиты. После их истребления Т. совершил ряд подвигов и утвердил себя как сын и наследник афинского царя. Он поймал марафонского быка, привезенного Гераклом с о-ва Крита, и принес его в жертву Аполлону Дельфийскому. Затем он уничтожил Минотавра и освободил Афины от дани — семерых юношей и семерых девушек, раз в девять лет приносимых в жертву критскому чудовищу. Эту дань критский царь Минос потребовал за то, что его сын Андрогей погиб на афинских играх (вариант: был послан Эгеем на борьбу с марафонским быком и погиб на охоте). Чтобы убить чудовище, Т. отправился на Крит в числе обреченных юношей. Дочь Миноса Ариадна полюбила Т. С ее помощью герой убил чудовище и выбрался из лабиринта, в котором держали Минотавра. Афины были избавлены от страшной дани. Герой увез Ариадну, но покинул ее на о-ве Наксос, где она стала жрицей и супругой Диониса (вариант: Ариадна была похищена влюбленным в нее Дионисом). В случае победы Т. обещал отцу поднять на корабле белый парус, но забыл об этом, и Эгей увидел приближающийся корабль с черным парусом. Подумав, что его сын погиб, царь в отчаянии бросился в море, которое с тех пор стало называться Эгейским, а Т. стал царем Афин. Ему приписывают объединение всей Аттики в единое государство, разделение афинян на три сословия, учреждение праздников панафиней и синойкий. В Аттике Т. считали главным героем и противопоставляли дорийскому Гераклу. Желая, чтобы Т. превзошел славой Геракла, ему приписывали участие в походе аргонавтов, в калидонской охоте, а также ряд других подвигов. Иногда предания о Т. сливаются с мифами о Геракле. По некоторым мифам, Т. принимает участие в походе Геракла против амазонок (вариант: совершает этот поход самостоятельно). Из страны амазонок Т. привозит плененную им царицу Антиопу (вариант: упоминаемую в мифе о Геракле Ипполиту). Чтобы вернуть свою царицу, амазонки вторглись в Аттику. Кровопролитная война закончилась битвой под Афинами, в которой амазонки потерпели поражение. В этом сражении погибла жена Т. Антиопа, защищавшая Афины от амазонок. От Антиопы у Т. был сын Ипполит, в которого влюбилась новая жена Т. Федра, родившая от Т. сыновей Акаманта и Демофонта. В другом мифе рассказывается о дружбе Т. с царем лапифов Пири-фоем. На свадьбе Пирифоя Т. принимал участие в битве с кентаврами на стороне лапифов. Когда Пирифой овдовел, они с Т. договорились помочь друг другу добыть жен. Сначала они похитили Елену, по жребию доставшуюся Т., а затем попытались похитить из Аида Персефону, за что были прикованы к скале в преисподней и оставались там, пока Геракл не освободил Т. В отсутствие Т. братья Диоскуры отбили свою сестру и увели в плен Эфру, а власть в Афинах захватил Менесфей, дальний родич Эгея. Афиняне поддержали Менесфея, и Т., прокляв сограждан, удалился на о-в Скирос, где погиб от руки царя Ликомеда (вариант: упал со скалы и утонул). Впоследствии сын Т. Демофонт вернул себе власть в Афинах. Т. почитали в Аттике как героя и создателя Афинского государства. По совету Дельфийского оракула останки Т. во время греко-персидских войн были перенесены с о-ва Скирос в Афины.

Тескатлипока (ацтек.) — «дымящееся зеркало» — бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов. Т. олицетворял зиму, север, ночное небо, покрытое звездами, поэтому его изображали с черным лицом, покрытым желтыми поперечными полосами, или в виде его духа-двойника ягуара, пятнистая шкура которого уподоблялась звездному небу. По некоторым мифам, Т. превращается в Полярную звезду, чтобы добыть огонь; он становится созвездием Большой Медведицы. В тропиках это созвездие стоит в зените и его воспринимают как изображение одноногого человека, поэтому Т. часто изображали с одной ногой. Т. был богом-творцом, вместе с Кецалькоатлем отделившим небо от земли, глазом, видящим в ночи, судьей и мстителем за причиненное зло, всезнающим и беспощадным, вездесущим и полным неожиданностей. Он считался как благодетельным, так и зловредным богом, мог дать счастье и благополучие, но легко гневался и становился разрушителем. Постоянным атрибутом Т. является зеркало с отходящим от него завитком дыма, закрепленное на виске или обрубке ноги (отсюда его имя). В это зеркало Т. видит все, что происходит на свете. Для этой же цели у него есть палка с круглым отверстием на одном конце. На груди Т. носит кожаное кольцо, висящее на желтой ленте, — символ вечности.

Тетида, Тетис — см. Фетида.

Тефида, Тефия, Тетия, Тефис (греч.) — титанида, дочь Урана и Геи, супруга Океана, мать трех тысяч океанид и всех рек. Жилище Т. и Океана находится на краю света, там они приютили Геру, когда ее муж Зевс боролся с титанами.

Тефнут (егип.) — богиня влаги, входящая в гелиопольскую эннеаду (девятку) богов. По гелиопольскому мифу, Т. вместе со своим братом-близнецом и мужем Шу является дочерью Ра-Атума, матерью Геба и Нут. Ее называли «любимым Оком Ра» и изображали в виде львицы.

Тиамат (аккад.) — «море» — богиня, олицетворяющая первозданную стихию, мировой хаос. Вместе со своим супругом Апсу (Абзу) считается создательницей первых богов. Убита Мардуком во время космической битвы старших богов (возглавляемых ею) и младших богов (возглавляемых Мардуком). Мардук рассек ее тело на две части, сделав из одной части небо, а из другой — землю.

Тиберин (рим.) — бог реки Тибр. Согласно легенде Т. был царем города Альбы и утонул в реке Альбула, получившей затем название Тибр. (По другой версии, Т. спас Рею Сильвию, брошенную в реку.) В мифе об Энее Т. явился Энею во сне и посоветовал ему заключить союз с Эвандром. Т. был посвящен храм, выстроенный на о-ве посреди Тибра. Т. изображали в виде мужчины с веслом и рогом изобилия, иногда с волчицей и младенцами Ромулом и Ремом у ног.

Тидей (греч.) — один из участников похода семерых против Фив, сын Ойнея и Перибеи, отеи Диомеда. Т. изображали могучим и воинственным мужчиной невысокого роста. Он был вынужден бежать из дома после убийства родственника и пришел в Аргос, где у ворот дворца царя Адраста встретился с Полиником. Они поссорились и вступили в поединок. Адраст вышел на шум и увидел сражающихся юношей, один из которых поверх вооружения был покрыт шкурой льва, а другой — кабана. Вспомнив прорицание оракула, что его дочери должны выйти замуж за льва и кабана, Адраст разнял Т. и Полиника, помирил их и выдал за них своих дочерей. Женившись на Деифиле, Т. принял участие в походе против Фив. Прибыв в Фивы в качестве посла к царю Этеоклу, он вызвал на поединок нескольких фиванцев и победил их. На обратном пути он попал в засаду, устроенную 50 фиванцами, и перебил их, пощадив только Меона. В решающем сражении за Фивы Т. был смертельно ранен Меланиппом. К умирающему Т. явилась Афина, чтобы даровать ему бессмертие, но Амфиарай помешал этому, прислав Т. голову ранившего его Меланиппа. В припадке ярости Т. разрубил череп врага и стал есть его мозг. Увидев это, Афина ужаснулась свирепости Т. и покинула его. Умирающий Т. успел лишь попросить Афину даровать бессмертие его сыну Диомеду. Т. похоронил благодарный ему за спасение Меон.

Тинст — см. Фиест.

Тилоттама (индуист.) — «превосходная в (каждой своей) частице» — одна из апсар. По одним мифам, она была женой брахмана, но за купание в неположенное время в следующем рождении стала апсарой. По другим мифам, ее сотворил из драгоценных камней Виш-вакарман (или Брахма), чтобы она соблазнила асуров Сунду и Упасун-ду. Т. была так прекрасна, что, когда она впервые обходила собрание богов, Шива, заглядевшись на нее, сделался четырехликим, а у Инд-ры на теле выступила тысяча глаз.
Тиндарей (греч.) — сын спартанского царя Ойбала (или мес-сенского героя Периера) и наяды Батии (или Горгофоны, дочери Персея). Изгнанный из Спарты братом Гиппокоонтом, Т. бежал в Этолию к царю Фестию, которому помогал в войнах, и в награду получил в жены его дочь Леду. Впоследствии Геракл вернул Т. власть в Спарте. От Леды Т. имел дочерей Клитемнестру, Тимандру, Филоною, Елену и сыновей-близнецов Кастора и Полидевка (Диоскуров). (По другому мифу, Елена и Полидевк были детьми Леды и Зевса.) Когда Елену выдавали замуж, Т. по совету Одиссея взял клятву у многочисленных женихов дочери, что они будут соблюдать и защищать честь того, кто станет ее мужем. Позднее эта клятва заставила греческих царей отправиться на войну под Трою вместе с мужем Елены Менелаем. В благодарность за мудрый совет Т. сосватал Одиссею дочь своего брата Икария Пенелопу. После гибели Кастора и Полидевка и принятия их в сонм богов Т. отказался от царства в пользу Менелая.

Тиона — см. Фиона.

Тиресий (греч.) — легендарный слепой прорицатель, сын Эвера и нимфы Харикло, отец предсказательницы Манто. Будучи юношей, Т. увидел двух спаривающихся змей и убил одну из них, оказавшуюся самкой. В наказание за это боги превратили его в женщину. Через семь лет Т. убил змею-самца, и к нему вернулся прежний пол. Когда Зевс и Гера поспорили о том, кому любовь приносит больше радости — мужчине или женщине, они спросили об этом Т., поскольку он побывал и мужчиной, и женщиной. Т. ответил, что женщине, и Гера, разгневавшись, ослепила его, а Зевс наделил его даром прорицания и даровал ему долгую жизнь, равную семи (вариант: девяти) человеческим жизням. (По другой версии, Т. ослепила Афина, которую он увидел купающейся, но по просьбе Харикло богиня взамен зрения наделила Т. даром понимания языка птиц и дала ему посох, который сам указывал верную дорогу.) Считалось, что Т. прожил срок от основания Фив Кадмом до разрушения города эпигонами. Т. открыл Эдипу его происхождение, а во время похода семерых против Фив предсказал, что фиванцы победят, если Креонт принесет в жертву своего сына Менекея. После завоевания Фив эпигонами Т. отправился к Дельфийскому святилищу, но по дороге умер. По милости Персефоны Т. и после смерти сохранил в Аиде разум и способность предвидеть будущее. Он предсказал сошедшему в Аид Одиссею причину его смерти, сказав, что героя постигнет смерть вне моря, но от моря (Одиссей погиб от раны, нанесенной копьем, имевшим наконечник из плавника ската').

Тиро (греч.) — дочь Салмонея, жена фессалийского царя Кре-фея, мать Эсона, возлюбленная речного бога Энипея. Посейдон, приняв образ Энипея, сошелся с Т., и от этого союза родились близнецы Пелий и Нелеп, брошенные матерью.

Тисамен (греч.) — сын Ореста и Гермионы (вариант: Эригоны), правитель Спарты, погибший в борьбе с Гераклидами. По другой легенде, Т. погиб в битве с ионийцами, когда хотел найти у них убежище после изгнания из Спарты.

Тисба — см. Фисба.

Тисифона (греч.) — 1. Имя одной из эриний. По одному из мифов, Т. пыталась соблазнить мудрого царя Киферона, но была им отвергнута и умертвила его своими волосами-змеями. 2. Дочь Алкмеона и Манто. Отец отдал Т. на воспитание коринфскому царю Креонту. Жена Креонта приревновала красивую девушку к мужу и продала ее в рабство. Ее купил не признавший дочери Алкмеон и содержал как рабыню, пока Дельфийский оракул не открыл ему истину.

Титаны, титаниды (греч.) — боги первого поколения, дети Урана и Геи (Неба и Земли), шесть братьев (Океан, Кой, Крий, Гипе-рион, Иапет и Кронос) и шесть сестер-титанид (Тефида, Фейя, Мнемосина, Феба, Рея, Фемида), а также их дети. Т. поддержали Кроноса, который оскопил и сверг Урана. Они женились на сестрах-титанидах и океанидах — Океан на Тефиде (они породили 3000 океанид), Кой на Фебе (дети — Лето и Астерия), Крий на Эври-бии (дети — Астрей, Паллант и Перс), Гиперион на Фейе (дети — Гелиос, Селена, Эос), Иапет на Климене (дети — Прометей, Эпиметей, Атлант, Менетий), Кронос на Рее (дети — Гера, Гестия, Аид, Деметра, Посейдон, Зевс). После свержения Кроноса Зевсом Т. восстали против новых богов-олимпийцев. Олимпийцы одержали победу с помощью киклопов и гекатонхейров, освобожденных ими из Тартара. Побежденные Т. были низвергнуты в Тартар, а гекатонхейры стали их стражами.

Титий (греч.) — великан, сын Зевса и Элары, дочери Орхомена. Т. родился под землей, куда Зевс спрятал свою возлюбленную от ревнивой Геры. Чтобы погубить внебрачного сына Зевса, Гера разожгла в нем страсть к Лето. Великан попытался обесчестить Лето и был убит стрелами ее детей Аполлона и Артемиды. По другому мифу, Т. был поражен молнией Зевса и низвергнут в Аид. В подземном царстве Т. лежал распростертым на земле, и два коршуна постоянно терзали его печень.

Титон, Тифон (греч.) — сын (вариант: брат) троянского царя Лаомедонта, брат Приама, отец Мемнона и Фаэтона, возлюбленный Эос, которая унесла его к себе. Эос попросила у Зевса бессмертия для Т., но забыла попросить для него вечной молодости, и Т., хотя Эос давала ему нектар и амброзию, со временем стал дряхлым стариком. Эос разлюбила его и превратила в сверчка.

Тифон (греч.) — младший сын Геи и Тартара, родившийся после победы богов над титанами, чудовище с сотней драконьих голов, человеческим туловищем до бедер и извивающимися змеями вместо ног. (Подругой версии, Т. был рожден Герой, когда она ударила рукой о землю, досадуя, что Зевс самостоятельно родил Афину.) Т. обладал различными голосами: голосом богов, рычанием льва, лаем собаки, шипеньем змей. Т. был отцом разрушительных вихрей и (от брака с Ехидной) Лернейской гидры, двухголового пса Орфа, адского пса Кербера, Химеры, Немейского льва, орла, терзавшего Прометея, фиванской Сфинкс. Т. сразился с Зевсом за власть над миром и победил его, вырезал у него жилы на ногах и бросил его в киликийскую пещеру, поставив на страже драконицу Дельфину. Гермес и Пан выкрали у Т. жилы и вставили их Зевсу, который снова сразился с Т. и одолел его, навалив на него гору Этну. С тех пор Т. лежит под горой и извергает оттуда пламя.

Тихе, Тиха (греч.) — «случайность» — дочь Океана (вариант: Зевса) и титаниды Тефиды. Богиня случая и судьбы, Т. символизировала неустойчивость и изменчивость мира, случайность любого события жизни. В Риме ее отождествляли с Фортуной, которая при Империи считалась покровительницей ряда городов. Т. изображали молодой женщиной, стоящей на шаре или колесе, с корабельным рулем в одной руке и с рогом изобилия — в другой.

Тиштрйа (авест.) — «относящийся к созвездию из трех светил» (поясу Ориона) — бог — олицетворение звезды Сириус, предводитель всех созвездий ночного неба, низводящий дожди на иссушенную зноем землю. Т. почитали как стрелка, способного принимать различные облики (юноши, златорогого быка, белого коня). Т. в облике прекрасного белого коня с желтыми ушами и золотыми удилами сражается с демоном засухи Апаошей в облике безобразного черного коня с облезлыми ушами, спиной и хвостом. После трех суток битвы Апаоша изгнал Т. из озера Ворукаша, но Т. обратился за помощью к Ахурамазде, который дал ему силу десяти коней, верблюдов, быков, гор и рек. Т. победил Апаошу, воды освободились и начался дождь.

Тлалок (ацтек.) — «заставляющий расти» — бог дождя и грома, повелитель всех съедобных растений. Т. изображали в виде человека с глазами совы или кругами в виде змей, располагающимися вокруг глаз или на лбу, с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом. Тело Т. черного цвета, на его голове — зубчатая корона, в его руках — змееподобный, усаженный зубами посох (молния), или стебель маиса, или кувшин с водой. Т. — благодетельный бог, в его ведении находятся атмосферные воды и источники, но он также может вызывать наводнения, засухи, град, удары молний, заморозки. Считалось, что он насылает на людей ревматизм, проказу, подагру и водянку, поэтому в его владения на небе (Тлалокан) попадают убитые молнией, утопленники, прокаженные и подагрики.

Тлеполем (греч.) — сын Геракла и Астиохи, дочери царя феспротов. Т. вырос в доме отца, но нечаянно убил Ликимния, дядю Геракла, и вынужден был бежать оттуда. Со своей дружиной он поселился на о-ве Родос, где основал города Линд, Иалис и Камир. Будучи одним из женихов Елены, принял участие в Троянской войне и был убит ликийским царем Сарпедоном.

Тонатиу (ацтек.) — «солнце» — бог солнца. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами. По ацтекским поверьям, Т. каждый день должен был получать кровь жертв, иначе он мог умереть во время ночного путешествия по подземному миру.

Тор (сканд.) — бог грома, сын Одина и Ёрд, муж Сив. Имеет дочь Труд и сыновей Магни и Моди, причем Магни рожден от великанши Ярнсаксы. Т. изображают рыжебородым богатырем, вооруженным боевым молотом Мьёлльниром. Его жилище — Трудхейм, он ездит в повозке, запряженной двумя козлами, Тангниостром и Тангрисниром. Останавливаясь на ночлег, Т. убивает козлов и жарит их на ужин, оставляя нетронутыми кости, а затем возвращает их к жизни. Когда Тьяльви и его сестра Рёскви, у которых Т. остановился на ночлег, ели это мясо, Тьяльви нарушил запрет и стал грызть кости, из-за чего один из козлов слегка охромел. Тьяльви с сестрой были вынуждены стать слугами Т. в качестве выкупа за ущерб. Т. защищает Мидгард и Асгард от великанов (ётунов) и чудовищ, он — противник мирового змея Ёрмунганда. Большинство мифов о Т. связаны с его походами в страну великанов. После похищения великаном Трюмом молота Мьёлльнира Т. отправился в страну великанов, наряженный богиней Фрейей, предназначенной в невесты Трюму, и в сопровождении Локи, одетого ее служанкой. На пиру «невеста» проявляет богатырский аппетит, сильно смутив этим жениха, а затем, получив молот, который приносят для освящения свадебного обряда, избивает великанов. Чтобы добыть у морского великана Хюмира котел для варки пива, Т. побеждает быка и делает из его головы наживку для рыбной ловли, а вместо рыбы чуть не вытаскивает мирового змея со дна океана. В мифе о великане Хрунгнире, который победил Одина в конном состязании и стал похваляться перед асами, что убьет их всех и уведет с собой богинь Фрейю и Сив, боги позвали Т., и тот вместе с Тьяльви отправился к Хрунгниру в Ётунхейм и убил великана в поединке. Однако сам он был ранен жерновом в голову, а нога убитого Хрунгнира придавила ему горло. Ногу великана скинул с шеи отца сын Т. — богатырь Магни, а осколки жернова стала вынимать из головы Т. волшебница Гроа. Узнав о том, что скоро вернется ее муж, которого Т. вынес из страны великанов, Гроа на радостях перестала читать заклинания, и осколки жернова так и остались в голове Т. В последней битве перед концом света (Рагнарёк) Т. убивает Ёрмунганда, но тут же сам умирает от его ядовитых укусов.

Тот (егип.) — бог мудрости, счета и письма, муж Маат, богини истины и порядка. Т. изображали в виде человека с головой ибиса и с палеткой писца в руке. Его священным животным был ибис. Как астральное божество, Т. отождествляли с луной, он считался сердцем бога Ра и изображался позади Pa-солнца. Считалось, что Т. создал письменность и научил людей письму, что он ведет счет дням, месяцам и годам, ведет летописи, записывает даты рождения и смерти людей. Т. считался покровителем писцов, а также архивов и библиотеки Гермополя, он управлял всеми языками и прозывался языком бога Птаха. Ему принадлежала ведущая роль в погребальном ритуале и культе мертвых — он присутствовал на суде Осириса как советник и писец эннеады (девятки) богов. Т. участвовал в оправдании Осириса и отдал приказ о его бальзамировании, он прекратил борьбу Сета с Гором. Считалось, что он охраняет каждого покойного и ведет его в царство мертвых. Т. изображали около весов записывающим результат взвешивания сердца умершего.

Трилока (др.даинд.) — «три мира» — согласно древнеиндийской космологии — небо, земля и подземное царство.

Тримурти (индуист.) — «тройственный образ» — божественная триада Брахмы, Вишну и Шивы, мыслимых в функциональном единстве. В этой триаде Брахма — творец мира, Вишну — хранитель, Шива — разрушитель. В философской системе санкхья три бога провозглашаются проявлениями единой сути (пракрити), причем каждый из богов воплощает одну из гун (качеств): Брахма — раджас (страстность, активность), Вишну — саттва (сознательность, уравновешенность), Шива — тамас (бессознательность, инертность).

Триптолем (греч.) — сын элевсинского царя Келея и Метаниры. Деметра научила Т. искусству земледелия, дала ему золотую колесницу, запряженную крылатыми драконами, и зерна пшеницы. Разъезжая по миру на колеснице, Т. засеял землю и научил людей земледелию. Ему приписывали изобретение плуга. Вернувшись в Элевсин, Т. унаследовал от Келея царство. Он ввел в Элевсине культ Деметры и стал ее жрецом. За свою праведность Т. стал вместе с Радаманфом, Миносом и Эаком судьей в царстве мертвых.

Трита (др.-инд.) — 1. Т. Аптья (Т. «связанный с водой») — второстепенный бог, связанный со стихиями воды и огня. Т. Аптья распространяется в реках, несет к морю Варуну, запрягает коня-солнце, помогает богам в битве, выполняет жертвоприношения. 2. Один из трех братьев, рожденных из золы, которую Агни бросил в воду. Двое других братьев бросили его в колодец, но боги спасли его.

Трита, Фрита (авест.) — «третий» — в иранской мифологии третий человек, приготовивший напиток хаому. О Т. рассказывает Заратустре сам Хаома (бог этого напитка), называя его «сильнейшим из рода Самов». В награду Хаома даровал Т. двух сыновей — Урвахшаю, ставшего судьей и законодателем, и Керсаспу, поразившего дракона. Т. стал первым целителем, получив от Ахурамазды белую хаому, десять тысяч лекарственных растений и древо бессмертия. После того как братья сбросили его в воду, он попал в подземное царство, где и приготовил напиток хаома, позволивший ему вернуться на землю.

Тритон (греч.) — морской бог, сын Посейдона и нереиды Амфитриты, живущий с ними на дне моря в золотом дворце. Сестра Т. — нимфа Рода, супруга Гелиоса. Как бог Тритонийского озера в Ливии, Т. упоминается в мифе об аргонавтах, которым он помог найти путь к морю. Т. изображали с человеческим носом, с широким ртом и звериными зубами, с зелеными волосами, с жабрами у ушей, с жесткой и шершавой кожей на руках, с дельфиньим хвостом вместо ног. В руках у Т. раковина, трубя в которую, он по приказу Посейдона успокаивает или волнует море. От звука этой раковины бежали гиганты, а трубач Энея, пытавшийся состязаться с Т., погиб. Тритонами также называются многочисленные подводные существа, олицетворявшие морскую стихию. Подобно сатирам и кентаврам на суше, тритоны стали второстепенными божествами, прислуживающими главным морским богам. Т. и тритонов обычно изображали вместе с Посейдоном, Амфитритой и нереидами.

Троил (греч.) — младший сын Приама (вариант: Аполлона) и Гекубы, павший от руки Ахилла. Существует несколько версий гибели Т.: 1. В самом начале Троянской войны Т. вышел из города напоить коней, был замечен Ахиллом, пытался спастись бегством, но был настигнут Ахиллом и убит. 2. Бежал от Ахилла в храм Аполлона, но был там убит. Впоследствии участие Аполлона в убийстве Ахилла рассматривается как наказание за осквернение храма. 3. Был убит собственным конем во время сражения с Ахиллом.

Троица (христ.) — единый христианский бог, представляемый в трех ипостасях: Отец — безначальное первоначало, Сын — Логос, или абсолютный Смысл, воплотившийся в Иисусе Христе, и Дух святой — «животворящее» начало. Все они участвуют в сотворении и бытии мироздания по следующей формуле: все от Отца (ибо наделено через него бытием), через Сына (ибо устроено через его оформляющую энергию смысла) и в Духе (ибо получает от него жизненную целостность).

Тролли (др.-герм., др.-сканд.) — великаны, живушие в горах, где они хранят свои сокровища. Т. уродливы, обладают огромной силой, но глупы. В фольклоре, как правило, приносят вред — похищают и едят людей и скот. По некоторым поверьям, каменеют на свету.

Трос, Трой (греч.) — первый троянский царь и основатель Трои, сын Эрихфония и Астиохи, внук Дардана. От брака с Каллироей имел сыновей Ила, Ганимеда и Ассарака. По другой версии мифа, основателем города был сын Т. Ил, от имени которого произошло другое название Трои — Илион.

Трофоний и Агамед (греч.) — сыновья орхоменского царя Эр-гина, легендарные строители, которым приписывают постройку храма Аполлона в Дельфах, Посейдона в Мантинее, дворца Амфитриона, сокровищницы Авгия в Элиде, сокровищницы Гириэя в Беотии. В последней постройке братья оставили один камень так, чтобы его можно было вынуть из стены. Пользуясь этой лазейкой, они по ночам похищали сокровища. Когда А. попался в расставленный капкан, Т., чтобы его не уличили, отрубил брату голову и унес ее, но земля расступилась и поглотила преступника. По другой версии, Т. и А., построив храм в Дельфах, попросили у Аполлона плату за работу. Бог обещал заплатить им на седьмой день, а в седьмую ночь братья умерли во время сна.

Троянская война (греч.) — война древних греков (ахейцев) против Трои (Илиона). Согласно мифам поводом к Т. в. явилось похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, Елены Прекрасной, жены спартанского царя Менелая. Поздние сказания дополнили этот миф рассказом о свадьбе Пелея и Фетиды, на которую были приглашены все боги, кроме богини раздора Эриды. Эрида из мести подбросила гостям золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Между богинями Афиной, Герой и Афродитой разгорелся спор о том, кому из них должно принадлежать яблоко. Зевс поручил Гермесу отвести их на гору Иду, где пас стада юный Парис. Парис разрешил этот спор, присудив яблоко Афродите, обещавшей ему в награду любовь самой прекрасной женщины в мире — Елены. Богиня помогла Парису похитить Елену. Оскорбленный Менелай собрал ополчение царей, некогда добивавшихся руки Елены и связанных клятвой защищать честь того, кто станет ее мужем. Согласно «Илиаде» в греческом войске было 100 000 воинов и 1186 кораблей. Войско возглавил брат Менелая, микенский царь Агамемнон. Против Трои выступили сильнейшие герои —Диомед, Одиссей, Нестор, двое Аяксов, Ахилл, Сфенел, Протесилай и др. Во время пребывания в Авлиде грекам было знамение у алтаря Аполлона — змея похитила из гнезда восемь птенцов вместе с матерью. Прорицатель Калхант истолковал его, сказав, что Троя будет взята только на десятый год войны. По Гомеру, флот греков отплыл из Авлиды и достиг Трои; по поздним версиям мифа, греки вначале ошибочно попали в Мисию и вынуждены были возвратиться в Авлиду. Только после принесения в жертву Артемиде дочери Агамемнона Ифигении войско греков смогло достичь троянского берега. Попытка добиться возвращения Елены путем переговоров (посольство Менелая и Одиссея к Приаму) потерпела неудачу, и греки начали осаду города, длившуюся десять лет. В «Илиаде» описаны события последнего, десятого, года войны. Жрец Аполлона Хрис просил Агамемнона вернуть взятую в плен дочь Хрисеиду, но получил отказ, и тогда Аполлон, помогавший троянцам, наслал на греков мор. Чтобы умилостивить бога, Агамемнон вернул Хрису дочь, но взамен отнял у Ахилла его пленницу Брисе-иду. Разгневанный Ахилл отказался участвовать в военных действиях. Греки стали терпеть неудачи, многие герои были ранены (Менелай, Одиссей, Диомед и др.). Когда троянцы во главе с Гектором ворвались в греческий лагерь и стали угрожать кораблям, Ахилл послал на помощь своего друга и побратима Патрокла, дав ему свое оружие. Троянцы были отогнаны, но Патрокл пал от руки Гектора. Тогда Ахилл вступил в бой, убил Гектора и надругался над его телом. Отец Гектора, старый Приам, тайно пришел в лагерь греков и стал умолять Ахилла вернуть ему тело сына. При виде отцовского горя Ахилл смягчился и выдал тело Гектора. Похоронами Патрокла и Гектора заканчивается «Илиада». Послего-меровские предания рассказывают о прибытии на помощь Трое амазонок во главе с царицей Пенфесилеей и царя эфиопов Мемнона с войском. Мемнон убил сына Нестора Антилоха а сам пал от руки Ахилла. Погиб и Ахилл от стрелы Париса, поразившей героя в пяту. После смерти Ахилла грекам было предсказано, что Трою нельзя взять без стрел Геракла и без участия в войне Неоптолема, сына Ахилла. Лук и стрелы Геракла находились у Филоктета, высаженного в начале похода на о-ве Лемнос. Обоих героев привезли в греческое войско, и военные действия были продолжены. Филоктет ранил Париса стрелой Геракла, отравленной ядом Лерней-ской гидры, и Парис умер от яда. Чтобы ускорить падение Трои, Диомед и Одиссей похитили из города хранившийся в храме Афины священный палладий, защищавший Трою от врагов, но стены Трои по-прежнему оставались неприступными для греков. Тогда по совету Одиссея был выстроен огромный деревянный конь, внутри которого спрятались лучшие греческие воины, а остальное войско сожгло лагерь и село на корабли, инсценируя возвращение на родину. На берегу греки оставили лазутчика Синона, который сказал, что деревянный конь оставлен, чтобы умилостивить Афину, и что обладание этим конем сделает город неприступным. Несмотря на предостережение жреца Лаокоона, троянцы перенесли коня в город. Ночью из корпуса коня вышли воины и открыли ворота грекам, корабли которых тайно вернулись к городу. Троя была взята и сожжена, мужчины были перебиты, а женщины стали пленницами победителей. Андромаха досталась Неоптолему, Кассандра стала наложницей Агамемнона, Поликсену принесли в жертву на могиле Ахилла. Боги помогли спастись только Энею с отцом Анхисом, сыном Асканием и несколькими спутниками. После победы в лагере греков начались раздоры. Аякс Малый осквернил алтарь Афины, изнасиловав на нем Кассандру, и навлек на греков гнев богини. Афина наслала бурю, потопившую множество греческих кораблей на пути из-под Трои. Аякс Большой покончил с собой после того, как Одиссей обманом получил доспехи Ахилла, полагавшиеся греческому воину, который нанес наибольший урон троянцам. Агамемнон был убит женой вскоре после возвращения. Менелаю и Одиссею пришлось испытать множество приключений, прежде чем они вернулись домой. Среди немногих
греков, благополучно возвратившихся на родину, были Диомед, Неоптолем, Филоктет, Идоменей.

Туонела — см. Манала.

Турн (рим.) — царь племени рутулов, сын Давна и нимфы Вени-лии, соперник Энея, убитый им.

Тьяльви (сканд.) — слуга бога Тора, его спутник в походах в страну великанов к Хрунгниру и к Утгард-Локи. Т. и его сестра Рёсква стали слугами Тора из-за того, что Т. нарушил запрет, надкусив кость зарезанного Тором козла (воскрешенный козел из-за этого охромел).

Тьяцци (сканд.) — великан, отец Скади, похитивший Идунн и ее золотые яблоки. Бог Один забросил глаза Т. на небо, и они превратились в звезды.

Тюр (герм., сканд.) — бог войны и сражений, сын Одина (вариант: великана Хюмира). В мифе об обуздании богами чудовищного волка Фенрира Т. положил правую руку ему в пасть в залог того, что надетая богами на Фенрира цепь не принесет ему вреда. Поняв, что боги не снимут с него цепь, Фенрир откусил Т. руку. В последней битве перед концом мира Т. сражается с демоническим псом Гармом, и они убивают друг друга.

Тянь-ди (кит.) — «небесный государь» — в поздней китайской народной мифологии верховный бог, глава остальных богов и духов.