С

Сабасий, Сабазий (греч.) — фригийский бог, впоследствии отождествленный с Дионисом. Сын Зевса и Персефоны, с которой Зевс сочетался, приняв облик змея. В Риме С. слился с культом Юпитера. С. изображали в виде бородатого мужчины во фригийской одежде и шапке, с поднятой для благословения рукой. Священным животным С. была змея.

Саваоф, Цебаот (библ.) — «воинства», «сонмы» — одно из имен бога как владыки солнца, луны и звезд — «всего воинства небесного», выступающего согласно «уставам неба». «Цебаот» также обозначает бесчисленные воинства ангелов, объединенные в четыре сонма под руководством архангелов Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила.

Савитар (др.-инд.) — «порождающий» — бог солнца, нередко отождествляемый с Сурьей (вариант: являющийся отцом Сурьи). С. разъезжает на небесной колеснице, запряженной конями, пробуждает по утрам мир и богов, приводит ночь, членит время, торопит солнце, которое подчиняется ему, так же как и ветер. Он — золотой, он заполняет пространство и мир, укрепляет небо, приводит в движение три неба и три земли, охраняет людей тремя обетами, дает свет, указывает путь водам. С. приносит богатства, распределяет счастье, силу, дает долгую жизнь, изгоняет болезни, защищает от колдовства, забирает грехи. Он — асура и иногда причисляется к адитьям. У него есть дочь Сурья, состязание за которую выиграли Ашвины, и она стала их супругой. В истории с жертвоприношением Дакши Рудра лишил С. обеих рук, но затем вернул их. Во время битвы с Раваной и его спутниками С. разбил колесницу предводителя ракшасов Сумалина и поразил его самого, после чего ракшасы отступили.

Савитри (др.-инд.) — «солнечная» — 1. Дочь бога Сурьи, отданная в жены Брахме, олицетворение священного ведийского метра гаятри. 2. Дочь царя мадров Ашвапати. С. избрала себе в супруги Сатьявана, сына слепого царя Дьюмасены, лишившегося своего трона, хотя мудрец Нарада предупредил ее, что Сатьявану осталось жить только один год. Когда настал предсказанный день смерти Сатьявана, С. пошла за мужем в лес, где он рубил дрова, и Сатьяван умер у нее на коленях. В этот миг С. увидела, как бог Яма извлек из Сатьявана душу и понес ее в обитель мертвых. Она последовала за Ямой, и тот, тронутый ее преданностью мужу, задал ей несколько вопросов. С. отвечала на них так мудро и благочестиво, что Яма в награду сначала подарил ее свекру зрение и царство, затем обещал, что у нее родится сто сыновей, и, наконец, вернул Сатьявану жизнь.
Салакия, Салация (рим.) — древнеримская богиня морской воды и открытого моря, жена Нептуна, мать Тритона.

Салмоней (греч.) — сын Эола, родоначальника эолийцев, и Энареты. Брат Кретея, Сисифа и Афаманта. С. переселился из Фессалии в Элиду, где основал город Салмону. Возгордившись, С. приравнял себя к Зевсу и стал присваивать приносимые богу жертвы. Бросая в небо зажженные факелы и гремя привязанными к колеснице медными кувшинами, он утверждал, что, подобно Зевсу, стал громовержцем. За дерзость Зевс поразил его молнией и разрушил Салмону. *

Салюс (рим.) — «здоровье» — богиня, олицетворявшая здоровье и благополучие римского народа. С. изображали похожей на Фортуну, с шаром у ног и с жертвенной чашей в правой руке. Изображение С. чеканили на римских монетах.

Самаэль (иуд.) — злой дух, демон, часто отождествляемый с Сатаной. В послебиблейской литературе имеются предания о том, что С. в образе змея соблазнил Еву вкусить запретный плод. В истории о смерти Моисея С. выступает ангелом смерти. Посланный отнять жизнь у Моисея, он терпит поражение в споре и удаляется. Бог посылает его снова, но Моисей ударяет его жезлом, и С. улетает.

Сампо (фин.) — источник изобилия, чудесная мельница, которая намалывает хлеб, соль и деньги. По мифу, ее выковал Ильмаринен в качестве свадебного выкупа за дочь хозяйки Похьёлы, к которой он сватался. (Вариант: за Вяйнямяйнена, попавшего в плен к хозяйке Похьёлы.) Впоследствии Вяйнямяйнен вместе с Ильмариненом и Ёукахайненом отправился в Похьёлу, чтобы похитить С. Он усыпил жителей Похьёлы, добыл С. из-под горы и увез на лодке, но проснувшаяся хозяйка Похьёлы настигла похитителей. Во время схватки С. разбилась и обломки утонули в море, поэтому море с тех пор богаче, чем суша. По другому варианту, обломки прибило к земле, и они улучшают ее урожайность.

Самсон (библ.) — иудейский силач, сын Маноя из города Пора. Маною и его жене, долго бывшим бездетными, ангел предвестил рождение С. сказав, что ребенок избран на служение Богу, и велел подготовить его к пожизненному назорейству. Назореи соблюдали ритуальную чистоту, воздерживались от вина и носили длинные волосы, которые запрещено было стричь. Вопреки воле родителей в юности С. решил жениться на филистимлянке. По пути на свадьбу он убил льва и нашел в его трупе пчелиный рой. Про это событие он загадал загадку тридцати филистимлянам — своим «брачным друзьям» — поспорив с ними на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд. Они пригрозили его жене, что сожгут ее дом, если С. оберет их, и она выпытала у него разгадку, которую они сообщили ему. Разгневанный С. убил тридцать филистимлянских воинов и отдал брачным друзьям их одежды в счет спора. Его жена расценила это как развод и вышла за одного из брачных друзей. Тогда С. поймал триста лисиц, связал их попарно хвостами, привязал к ним горящие факелы и сжег поля филистимлян. За это филистимляне сожгли его жену и ее отца и пошли войной на Иудею. Чтобы предотвратить нашествие, иудеи уговорили С. сдаться филистимлянам, и он позволил связать себя, но в лагере врагов веревки спали с него, и он, подняв с земли ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян. За этот подвиг он был всенародно объявлен «судьей израилевым» и правил двадцать лет. Однажды жители Газы Филистимской, оповещенные о том, что С. проведет ночь в доме блудницы, заперли городские ворота, чтобы не выпустить его живым из города, но С. вырвал ворота из земли, прошел с ними на плечах половину Ханаана и поставил их на вершине горы близ Хеврона. Виновницей гибели С. стала его возлюбленная — филистимлянка Далила. Подкупленная властями, она трижды пыталась выведать у С. источник его чудесной силы, но тот каждый раз ее обманывал. Наконец, устав от ее упреков в нелюбви, он сказал, что его сила - в его волосах. Ночью, когда он заснул, филистимляне остригли его, и он потерял силу. Враги захватили его, ослепили и заставили вертеть мельничный жернов. Чтобы насладиться унижением С, филистимляне однажды вывели его на праздник в храм Дагона, чтобы он забавлял собравшихся, но волосы С. к этому времени начали отрастать и сила вернулась к нему. Попросив мальчика-поводыря подвести его к центральным столбам храма, С. сдвинул их с места и обрушил храм на собравшихся, вместе с собой погубив множество филистимлян.

Сангха (будд.) — «группа», «собрание» — буддийская община, одно из трех сокровищ буддизма (другие два — Будда и Дхарма) Первоначально С. называли совокупность учеников Будды Шакъямуни, в последующие времена ее членом мог стать каждый, кто принес определенные обеты. К числу членов С. могли относить и мифических персонажей.

Сансара (др.-инд.) — «блуждание», «круговорот» — обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также населенных живыми существами миров, в которых происходит этот переход. В буддийских представлениях С. означает бытие, неизбежно связанное с перерождениями и страданиями и противопоставляемое нирване. Считается, что в безначально существующей С. есть шесть видов живых существ — боги, асуры, люди, животные, преты и обитатели нараки. Первые три воплощения считаются благоприятными, последние три — неблагоприятными. Место перерождения зависит от совершенных при жизни поступков {кармы). Хотя жизнь богов выглядит более счастливой, достичь нирваны могут только люди, поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным. Считается, что нирвана находится вне С. и не имеет причинно-следственной связи, но в буддизме допускается существование нирванических существ (дхъяни-будд) и их вмешательство в С.

Саранью (др.-инд.) — «проворная» — дочь Тваштара, жена Ви-васвата, мать Ашвинов и близнецов Ямы и Ями. Родив от Вивасвата Яму и Ями, С. превратилась в кобылицу и убежала от нелюбимого мужа. Вивасват превратился в жеребца и догнал ее. Супруги примирились, и в результате появились братья-близнецы Ашвины.

Сарапис — см. Серапис.

Сарасвати (др.-инд.) — «относящаяся к воде», «изящная» — богиня и олицетворение одноименной реки. В поздних мифах С. становится богиней красноречия и мудрости, супругой Брахмы, изобретательницей санскрита и алфавита деванагари, покровительницей наук и искусств. Вместе с Илой и Бхарати образует триаду, восседающую на жертвенной подстилке.

Сарпедон (греч.) — 1. Ликийский царь, сын Зевса и Европы, брат Миноса и Радаманфа. 2. Один из наиболее могущественных союзников троянцев, сын Зевса и Лаодамии, внук Беллерофонта. С. был единственным из сыновей Зевса, участвовавшим в Троянской войне, и Зевс пытался спасти его вопреки начертаниям судьбы, но встретил решительное сопротивление Геры, защищавшей греков. Чтобы предупредить сына, Зевс послал ему перед схваткой с Патроклом знамение (кровавый дождь), но С. вступил в бой с Патроклом и был убит. 3. Гигант, сын Посейдона, убитый Гераклом.

Сарра (библ.) — 1. Жена Авраама, мать Исаака. В течение многих лет супружества С. была бесплодной и предложила мужу зачать от служанки Агари ребенка, которого собиралась усыновить. В томже году у С, которой было уже 90 лет, родился сын Исаак. Конфликты С. с Агарью, загордившейся своим сыном Исмаилом, привели к изгнанию Агари и Исмаила из дома Авраама. С. умерла в Хевроне, прожив 127 лет. 2. Иудейка, спасенная благочестивым Товией с помощью ангела Рафаила от одержимости злым духом Асмодеем и ставшая женой Товии.

Сатана (иуд., христ.) — «противник» — главный противник Бога и Божьих сил, властитель ада и повелитель бесов, олицетворение мирового зла. Считается падшим ангелом, поэтому его противник — не Бог, а архангел Михаил со своим воинством. Отождествлялся с образом змея, соблазнившего Еву вкусить запретный плод. Некоторые легенды приписывают ему также плотскую связь с Евой и зачатие Каина. Дурные поступки «избранного народа» и его представителей (поклонение золотому тельцу, прелюбодеяние Давида с Вирсавией и т. п.) традиционно приписываются наущению С. Некоторые религиозные течения рассматривали С. как олицетворение «гнева Яхве», сына Бога и брата Иисуса Христа. В иудаистских мифах С. свободно восходит на небеса, чтобы обвинить человека перед Яхве, сходит с небес, чтобы соблазнить человека, а затем возвращается. Поздние христианские тексты утверждают окончательное отпадение С. от Бога и изображают его чудовищем, в котором смешались черты человека и различных животных. Его пасть соотносится со входом в ад, его изображают многоруким, козлоногим, с тремя лицами, символизирующими гнев, леность и невежество, с шестью крыльями нетопыря, соответствующими крыльям херувимов, и т. п.

Сати (др.-инд.),— «сущая» — дочь Дакши и жена Шивы. По легенде, когда Дакша устраивал сваямвару (выбор мужа) для своей дочери, он не пригласил Шиву (вариант: Рудру), которого не признавал богом. Но С. не хотела другого мужа, и когда она подбросила в воздух гирлянду, предназначавшуюся для выбранного жениха, по ее желанию гирлянда упала на шею внезапно появившемуся Шиве. Дакша, не согласный с выбором С, отстранил Шиву от жертвоприношения, на котором присутствовали остальные боги. Оскорбленная С. потребовала, чтобы Шива разрушил жертвоприношение, а сама от обиды и унижения бросилась в священный огонь и сгорела. Шива долго блуждал по миру с обгоревшим телом С, пока Вишну не разрубил тело на множество кусков и не разбросал останки, сделав места, где упали куски, центрами паломничества. Спустя некоторое время С. возродилась как Парвати, новая жена Шивы.

Сатиры (греч.) — низшие лесные божества, демоны плодородия, составляющие свиту Диониса. С. изображали покрытыми шерстью полулюдьми-полукозлами с заостренными ушами, конскими или козлиными копытами и хвостом, с растрепанными волосами и коротким вздернутым носом. С. ленивы, похотливы, драчливы, наглы и влюбчивы, они много пьют, постоянно заняты играми, танцами, преследованием нимф и менад. Постоянные атрибуты С. — тирсы, флейты, мехи или сосуды с вином.

Сатис (егип.) — богиня прохладной воды, дочь Ра, жена Хнума, мать Анукет. С. изображали женщиной с рогами антилопы, с короной Верхнего Египта на голове.

Сатурн (рим.) — древнеримский бог посевов, отец Юпитера, впоследствии отождествленный с Кроносом. Супруга С., римская богиня плодородия Onс, отождествлялась с Реей. Под влиянием представления о Кроносе возник миф о С, пожирающем своих детей, его также стали считать богом времени, поглощающим все то, что оно породило. По распространенному мифу, С. был изгнан Юпитером и прибыл в Лаций, где правил Янус, разделивший с ним власть над Италией, которую стали называть страной С. Ему приписывали введение в Италии земледелия и виноградарства. В храме, посвященном С. и его супруге Oпс, хранилась римская казна. Праздник в честь С. — сатурналии — справляли 17 декабря. Во время сатурналий рабы считались свободными, школьников освобождали от наказаний, люди обменивались подарками и устраивали карнавал, на котором избирали шуточного царя сатурналий.

Сварга (др.-инд.) — «небо» — рай Индры (индралока), расположенный на вершине Црры Меру. Столица С. — Амаравати, где находится дворец Индры. Там Индре прислуживают маруты, риши и сонмы богов, а апсары и гандхарвы услаждают его музыкой и танцами. Дворец окружен парком Нанданой, где живет корова Сурабхи, растут деревья исполнения желаний и легендарное дерево с золотой корой, добытое богами и асурами во время пахтанья океана. Это дерево однажды пытался похитить асура Андхака, но был убит Шивой. По приглашению Индры С. могут посещать смертные герои, а после смерти туда попадают храбрые воины, павшие на поле битвы. Они наслаждаются жизнью в С, пока не придет время их новому воплощению на земле.

Сварбг, Сварожич (слав.) — бог огня, отец Дажьбога. Почитался как один из главных богов, его атрибутами были конь и копье, а также огромный вепрь, согласно легенде выходивший из моря.

Свастика (др.-инд.) — «связанное с благом» — крест с концами, загнутыми, как правило, по направлению часовой стрелки, символ солнца, знак света и щедрости. Использовался в фашистской Германии как эмблема нацистской партии, что придало этому солярному символу одиозный характер в массовом понимании.

Себек (егип.) — бог воды и разлива Нила. Считалось, что С. дает плодородие и изобилие, хотя он нередко выступает как бог, враждебный Ра и Осирису. С. изображали в виде человека, крокодила или человека с головой крокодила, его священным животный считался крокодил.

Селена (греч.) — «блестящая», «сияющая» — богиня луны, дочь титана Гипериона и титаниды Тейи, сестра Гелиоса и Эос. С. мчится по небу в блестящей колеснице, запряженной парой белоснежных коней (вариант: быков, рога которых символизировали серп луны), и скрывается в океане. Известен миф о любви С. к прекрасному юноше Эндимиону, который получил от богов вечную юность, но был погружен в непробудный сон. С, проехав в своей колеснице по небу, спускается в пещеру горы Латма в Карий, где спит Эндимион, любуется его красотой и шепчет ему слова любви, но Эндимион ее не слышит, и от этого она так печальна. С. позднее отождествляли с Артемидой, Гекатой или Персефоной, поэтому к ней обращали слова заклятий, желая приворожить возлюбленного. Атрибуты С. — крылья и золотой венец. Ее изображали в виде прекрасной женщины в длинной одежде, с серпом луны на головном уборе.

Семела (греч.) — «земля» — дочь фиванского царя Кадма и Гармонии, возлюбленная Зевса, мать Диониса. Ревнивая Гера явилась к С. в образе старухи кормилицы и подговорила ее попросить Зевса показаться ей во всем его божественном величии. Так как до этого Зевс поклялся водами Стикса исполнить любое желание С, он был вынужден предстать перед ней в сверкании молний, огонь которых испепелил смертную С. Зевс вынул из пламени недоношенного ребенка С, зашил себе в бедро и доносил. В положенный срок он распорол бедро и вынул мальчика, который стал богом Дионисом. Став взрослым, Дионис вывел нз Аида свою мать, и С. под именем Фионы стала богиней на Олимпе.

Семеро против Фив (греч.) — поход на Фивы, предпринятый семью мифическими греческими вождями. Основной причиной похода послужила вражда сыновей бывшего фиванского царя Эдипа — Этеокла и его брата Полиника, претендовавшего на власть. Эдип проклял их за строптивость и непочтительность, пожелав им, чтобы они ссорились из-за фиванского трона, пока не убьют друг друга. Братья условились править поочередно, но Этеокл нарушил уговор и изгнал Полиника, который поселился в Аргосе. Царь Аргоса Адраст выдал за Полиника свою дочь Аргею и признал его своим наследником. Уступив просьбам Полиника, Адраст согласился идти с ним в поход на Фивы. Амфиарай, обладавший даром предвидения, предсказал неудачу похода и гибель всех вождей, кроме Адраста, Зевс послал участникам похода дурные знамения, но война все же началась. Вождями похода были Адраст, Полиник, Амфиарай, Тидей, Капаней, Гип-помедонт и Парфенопей. Амфиарай противился участию в походе, но был вынужден присоединиться к остальным по настоянию своей жены Эрифилы. Главным предводителем войск был Адраст (вариант: Полиник). После длительной осады и поединка Полиника и Этеок-ла, в котором погибли оба брата, Адраст обратился за помощью к афинскому царю Тесею и к амазонкам. В это время фиванский прорицатель Тиресий предсказал, что фиванцы одержат победу, если они принесут в жертву Менекея, сына Креонта. Отец предлагал юноше бежать, но Менекей принес себя в жертву отечеству, покончив с собой. Военный успех стал сопутствовать осажденным фиванцам, и вожди похода погибли один за другим, кроме Адраста, которого вынес из боя волшебный конь Арейон. Амфиарай был взят Зевсом на небо и получил бессмертие. Десять лет спустя Адраст возглавил поход сыновей павших вождей, завершившийся взятием Фив (поход эпигонов).

Семирамида (греч.) — дочь сирийской богини Деркето. Была оставлена матерью в горах и вскормлена голубями, таскавшими для нее молоко у пастухов. Затем девочку нашли и воспитали пастухи, а когда она выросла, на ней женился Оннес, советник вавилонского царя Нина. С. обладала острым умом и давала мужу мудрые советы, а во время покорения Нином Бактрии она встала во главе войска и захватила столицу бактрийцев. Нин, пораженный красотой, умом и храбростью С, влюбился в нее. Он предложил Оннесу отдать ему С, взяв взамен в жены царскую дочь. Когда Оннес отказался, Нин пригрозил ему страшной казнью, и советник в отчаянии покончил с собой. С. стала женой Нина и родила от него сына Ниния. Когда Нин умер, она стала царицей и совершила множество завоевательных походов в Мидию, Эфиопию, Индию и другие страны. Согласно мифу после смерти С. превратилась в голубку и улетела на небо. Историческим прообразом С. была вавилонская царица Шаммурамат, в правление которой были построены знаменитые ирригационные и оборонительные сооружения. Висячие сады С. — одно из семи чудес света — не имеют отношения к Шаммурамат, так как были построены три века спустя, в правление Навуходоносора II.

Серапис, Сарапис (греч.) — бог плодородия и покровитель умерших, культ которого возник в результате слияния египетских и греческих религиозных представлений. В образе и имени С. объединились черты египетских богов Осириса и Аписа (первоначально оно произносилось Осарапис). Впоследствии С. объявили также владыкой стихий и явлений природы, повелителем наводнений, сближая его с Посейдоном и Зевсом, а как бога солнца — с Аполлоном. С. считался спасителем от несчастий, предсказателем будущего, целителем больных. Его изображали зрелым мужем, подобным Зевсу и Аиду, с бородой, в греческом одеянии, с корзиной плодов на голове.

Серафимы (христ.) — «огненные» — ангелы, наиболее приближенные к Богу, первый ангельский чин первой триады по классификации Псевдо-Дионисия Ареопагита. Их представляют с шестью крыльями: «...у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, двумя летал...» В «Книге Еноха» С. вместе с херувимами помещены на шестое небо и находятся в подчинении у архангела Гавриила.

Серкет, Селкет (егип.) — богиня, дочь Ра, помогающая ему поражать врагов, покровительница мертвых. Ее священное животное — скорпион. Изображение С. в виде женщины со скорпионом на голове часто помещали на саркофагах вместе с изображениями Исиды и Нефтиды.

Сет, Сетх (егип.) — бог пустыни и чужих земель, олицетворяющий злое начало, сын Геба и Нут, брат Осириса и Исиды, брат и муж Нефтиды. Убил своего брата Осириса, чтобы захватить власть над Египтом, но был побежден и свергнут Гором, сыном Осириса. Священным животным С. был осел, а также свинья, антилопа, жираф. Его изображали в виде человека с головой осла. Первоначально С. наряду с Гором был покровителем царской власти, но позже стал исключительно олицетворением зла.

Сехмет, Сохмет (егип.) — «могучая» — богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Ее священное животное — львица. С. изображали в виде женщины с головой львицы. Она уничтожает врагов Ра и Осириса, а в мифе о наказании людей за грехи истребляет человечество. Вместе с Уто и Нехбет С. охраняет фараона. Находясь рядом с фараоном во время битвы, она повергает врагов к его ногам. Ее вид наводит ужас на противника, а пламя ее дыхания уничтожает все. С. может убить человека или напустить на него болезнь, но в то же время обладает целительной силой. Она — покровительница врачей, считавшихся ее жрецами.

Сешат (егип.) — «пишущая» — богиня письма, дочь или сестра (жена) Тота, покровительница архивов, собраний рукописей. Она записывает на листьях дерева «шед» годы жизни и правления фараона, подсчитывает военные трофеи, пленных, дань и дары, ведает строительными планами и покровительствует строительным работам. С. изображали в виде женщины в шкуре пантеры, накинутой поверх одежды, с семиконечной звездой на голове.

Сиа (егип.) — богиня познания и мудрости. Ее изображали в виде женщины и помещали справа от Тота.

Сив (сканд.) — богиня, жена Тора, обладающая чудесными золотыми волосами. Известен миф о том, как Локи срезал ее волосы, а затем по требованию Тора заставил карликов (цвергов) выковать точно такие же. Приставленные к голове С, они приросли и стали как настоящие.

Сивиллы, сибиллы (греч.) — женщины-прорицательницы, предсказывающие будущее (обычно бедствия). Первоначально С. — собственное имя одной из пророчиц, дочери троянского царя Дардана и Несо (вариант: Зевса и Ламии). По другим мифам, первую С. звали Герофила, и ее происхождение было связано с Аполлоном и музами. Впоследствии стали упоминать о двух, четырех или даже десяти С. Их называли по месту проживания, хотя некоторые из них имели и собственные имена. В Малой Азии жили фригийская, колофонская, эрифрейская С, на о-вах Самос и Делос — самосская и делосская, упоминаются также персидская, халдейская, египетская и палестинская С. В Древней Греции наиболее известной была дельфийская С, в Риме — куманская, тибуртинская и римская С. По преданию, куманская С. получила от влюбленного в нее Аполлона долголетие и дар прорицания, но позабыла попросить себе вечную молодость и через несколько столетий превратилась в дряхлую старуху. Свои предсказания она делала в стихотворной форме, гекзаметром. Впоследствии ее предсказания были записаны на пальмовых листьях и составили девять «сивиллиных книг». Она предложила римскому царю Тарквинию Приску купить эти книги, а когда царь отказался, сожгла три из них. За шесть книг она запросила ту же цену, а когда царь снова отказался приобрести книги, она сожгла еще три. По совету авгуров царь купил оставшиеся три книги за полную цену и поместил их в храм на Капитолии. Содержание «сивиллиных книг» представляло собой причудливую смесь греко-римских, этрусских, иудейских и христианских верований.

Сигурд (сканд.), Зигфрид (герм.) — «победитель» — герой скандинавского эпоса, сын Зигмунда и внук Вёльсунга, победитель дракона Фафнира. С. воспитывался у сказочного кузнеца Регина, брата Фафнира. Регин выковал ему меч Грам, которым С. рассек наковальню, и подучил его убить дракона, зарясь на драконий клад. Этот клад был проклятым сокровищем карлика Андвари и приносил несчастья его обладателям. Он достался Фафниру ценой убийства собственного отца Хрейдмара, а тот получил его как выкуп за своего убитого сына Отра от асов, которые украли клад у карлика. Когда С. убил Фафнира, драконья кровь попала ему на язык, отчего он стал понимать язык птиц и узнал от них о намерении Регина умертвить его. С. убил и Регина, а затем взял сокровища Фафнира и поехал на вершину горы, где лежала валькирия Сидгрива (вариант: Брюнхильд), окруженная огненными щитами и усыпленная Одином за то, что даровала в битве победу не тому, кому ей было приказано. С. разбудил валькирию и обручился с ней, но забыл о ней после того, как Гримхильд, мать Гудрун из рода Гьюкунгов, напоила его напитком забвения, чтобы женить на своей дочери. С. женился на Гудрун и стал побратимом ее братьев Гуннара и Хёгни. Впоследствии Гуннар посватался к Брюнхильд, но та дала клятву, что выйдет замуж за того, кто проедет к ней сквозь огненный вал, а на это был способен только С, который принял внешность Гуннара и проехал сквозь огонь, выдержав брачные испытания за Гуннара. После свадьбы Гуннара и Брюнхильд С. вспомнил о клятвах, которыми обменялся с валькирией. Когда Брюнхильд и Гудрун поспорили, чей муж сильнее, Гудрун проболталась об обмане на брачных испытаниях, и разгневанная Брюнхильд подговорила мужа убить С. Это сделал во время охоты Готторм, брат Гуннара, не связанный клятвой побратимства, а по возвращении с охоты братья сказали, что С. погиб от клыков вепря.

Сиды (кельт.) — мифические существа, обитавшие под землей в холмах, в пещерах, в расщелинах скал. С. были существами обоего пола, устройство их мира напоминало человеческий. С ними связаны сказания о героях, проникающих в их мир с целью сватовства или получения чудесных предметов.

Сизиф — см. Сисиф.

Силены (греч.) — демоны плодородия. Один из них был воспитателем и наставником Диониса. Древние представляли С. вечно пьяными и веселыми, с лошадиными хвостами и копытами, толстыми, как винный мехи, с которым они никогда не расстаются. Из-за непрерывного пьянства С, как правило, не могут передвигаться сами, сатиры ведут их под руки или везут на ослах. Они любят музыку, пение, могут предсказывать будущее. Атрибутами С. были винный кубок, венок из плюща, тирс, осел.

Силы (христ.) — один из «девяти чинов ангельских». По классификации Псевдо-Дионисия Ареопагита — пятый чин, вместе с господствами и властями составляющий вторую триаду.

Сильван (рим.) — «лесной» — древнеримский бог лесов и природы, отождествлявшийся с Паном. По одной версии, он был сыном раба и козы, подругой — плодом кровосмесительной связи тускулан-ки Валерии с отцом. Считался покровителем земледелия, хранителем усадьбы или имения, в которых ему посвящали рощу, божеством животных й растений, гор, скал, металлов. Культ С. был распространен среди рабов и плебеев и противопоставлялся богам официального пантеона; высшие классы, напротив, считали С. чернью среди богов, мятежником, врагом высших богов. С. изображали в крестьянской одежде, с серпом и плодами. Его постоянными спутниками были коза, собака и змея — хранительница дома. Считалось, что он посылает сны и видения, исцеление, удачу, освобождение от рабства, воздаяние за честную трудовую жизнь.

Сильвий (рим.) — «лесовик» — первый царь Альба-Лонги, сын Энея (вариант: Аскания) и Лавинии. После смерти Юла, старшего сына Энея, основавшего Альба-Лонгу, С. стал правителем этого города и родоначальником царского рода Сильвиев, из которого происходили мифические основатели Рима Ромул и Рем.

Сим (библ.) — старший сын Ноя, вместе с братьями Хамом и Иафетом спасшийся в ковчеге от потопа. В сказаниях выступает как пророк и священник, получает от архангела Рафаила книгу исцелений, иногда отождествляется с Мельхиседеком.

Симург (иран.) — мифическая вещая птица, похожая на орла. По одной версии, С. обладал двумя натурами — хорошей и дурной, по другой, было два С. — благой и демонический. Благой С. нашел в пустыне младенца Заля, отца Рустама, и вскормил в своем гнезде. Демонического С. убил Исфандияр, борец за зороастрийскую веру.

Синд, Синис (греч.) — мифический разбойник, по прозвищу «сосносгибатель», привязывавший путников к вершинам согнутых сосен. Выпрямляющиеся деревья разрывали несчастных. Был убит Тесеем.

Синон (греч.) — герой послегомеровских сказаний, родственник Одиссея. Когда греки притворно отступили от Трои и оставили на берегу деревянного коня со спрятанными внутри воинами, С. перебежал к троянцам и обманул их, посоветовав втащить коня в город.

Сирены (греч.) — полуженщины-полуптицы, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз (варианты: Мельпоменой, Терпсихорой) или дочерью Стеропы. Число С. колеблется от двух-трех до многих. С. живут на скалистом о-ве, берега которого усеяны костями их жертв, лежащем между о-вом Кирки и чудовищем Сциллой. Своим волшебным пением они увлекают мореходов, которые гибнут в морской пучине. Одиссей по совету Кирки залепил своим спутникам уши воском, а себя велел привязать к мачте и оказался первым человеком, который услышал пение С. и остался после этого жив. С. с досады бросились в море и превратились в скалы. По другому мифу, аргонавты благополучно миновали о-в С. потому, что Орфей своим пением отвлек внимание аргонавтов. После этого С, как и в мифе об Одиссее, превратились в скалы. Прежде С. входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что они не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. (Вариант: С. сами попросили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.) С. сближали с гарпиями и керами и часто изображали на надгробьях в виде крылатых существ с грудью и головой женщины и птичьими ногами.

Сирин (зап.-евр., слав.) — мифологическая райская птица-дева, прообразом которой послужили греческие сирены. Спускаясь из рая на землю, С. зачаровывает людей своим пением. В западноевропейских легендах считается олицетворением несчастной души.

Сиринга, Сиринкс (греч.) — «свирель» — нимфа-гамадриада, которую преследовал Пан. Спасаясь от него, С. бросилась в реку и умолила своих сестер-яйяд помочь ей. Они превратили ее в тростник, который, колеблясь на ветру, издавал жалобные звуки. Пан
вырезал из этого тростника свирель, носящую имя нимфы.

Сисиф, Сизиф (греч.) — сын царя Эола и Энареты, внук Эллина, супруг плеяды Меропы, отец Главка, дед Беллерофонта. С. считался строителем Эфиры (первоначальное название Коринфа). Мифы рисуют С. хитрецом, способным обмануть даже богов и вступающим с ними в конфликты. Когда Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, С. выдал ее отцу имя похитителя. Разгневанный Зевс послал к С. бога смерти Танатоса, но тот поймал бога в ловушку, заковал в цепи и держал в плену несколько лет. Люди перестали умирать, но потом Арес освободил Танатоса, который тут же унес душу С. в Аид. Но тот снова обманул богов и выбрался из Аида на землю. Это ему удалось благодаря тому, что, уходя с Танатосом, он запретил жене совершать после его смерти погребальные обряды и приносить жертвы богам, а затем умолил Персефону разрешить ему ненадолго вернуться на землю, чтобы наказать жену. Вместо этого С. остался среди живых и за ним пришлось посылать Гермеса. По одному из мифов, С. принял облик жениха Антиклеи, матери Одиссея, и сошелся с ней еще до брака с Лаэртом, став таким образом отцом Одиссея. С. стал любовником Тиро, чтобы погубить ее отца — своего брата Салмонея, так как оракул предсказал, что погубить Салмонея смогут только дети Тиро, родившиеся от С. Но Тиро узнала об этом предсказании и убила своих сыновей от С, чтобы спасти отца. С. совершал и другие беззакония — грабил и убивал путников, разорял Аттику, нападал на соседние страны. За свои преступления он понес в Аиде суровое наказание — боги осудили его вкатывать на гору тяжелый камень, который срывался вниз почти у самой вершины и всю работу приходилось начинать сначала.

Сита (др.-инд.) — «борозда» — супруга Рамы, главного героя эпоса «Рамаяны». Согласно легенде С. появилась на свет из борозды на вспаханном поле, отчего и получила свое имя, и была удочерена царем Видехи Джанакой (по некоторым версиям, С. — дочь Раваны, брошенная родителями). Став женой Рамы, С. была похищена Рава-ной, который держал ее в заточении на Ланке. Рама убил Равану и освободил С, но сначала она должна была пройти испытание огнем, чтобы доказать верность супругу. С. выдержала испытание, но по возвращении в Айодхью Рама узнал, что подданные продолжают подозревать ее в неверности, и отослал ее в лес. Там С. нашла приют у отшельника, аскета Вальмики, который стал воспитывать двух ее сыновей от Рамы — Кушу и Лаву. Когда сыновья выросли, Вальмики вернул С. Раме, но во время свидания с мужем С. по ее просьбе поглотила земля.

Сиуакоатль (ацтек.) — «женщина-змея» — богиня земли, деторождения и войны, мать бога Мишкоатля. С. изображают в виде молодой женщины с ребенком на руках или в белой одежде, с черепом вместо головы, иногда двухголовой, вооруженной копьеметалкой и щитом.

Скади (Сканд.) — дочь великана Тьяцци, жена бога Ньёрда, охотница и лыжница. Когда асы убили ее отца, С. надела шлем и кольчугу и явилась к асам мстить за него. Они вступили в переговоры с ней, и она согласилась заключить с ними мир на условии, что они рассмешат ее и дадут ей мужа по ее выбору. Локи рассмешил С, привязав бороду к своим гениталиям, а затем по выдвинутому асами условию С. стала выбирать мужа по ногам и указала на Ньёрда, думая, что перед ней прекрасный Бальдр.

Скамандр (греч.) — бог одноименной реки в окрестностях Трои. Отец Тевкра, Каллирои (жены Троса) и Стримо (жены Лаомедонта). Негодуя на Ахилла, завалившего его воды трупами убитых троянцев, С. вышел из берегов, чтобы утопить героя, но вынужден был отступить, так как Гефест направил ему навстречу огненный вал.

Сканда (индуист.) — «излитый» — предводитель войска богов, один из богов войны. По одному из мифов, С. был сыном Агни и Свахи, дочери Дакши. Соединяясь с Агни, Сваха последовательно приняла облик шести жен великих риши (кроме седьмой, Арундхати, которая была наиболее верной и благочестивой супругой), поэтому С. родился с шестью головами, двенадцатью руками и ногами. По другому мифу, С. был сыном Шивы и Парвати, рожденным для уничтожения асуры Тараки, которого, по слову Брахмы, не мог убить никто, кроме сына Шивы. При зачатии С. семя Шивы упало в огонь, но бог огня Агни не смог удержать его и бросил в Гангу. Ганга в свою очередь отнесла семя на гору Химават, где родившегося мальчика воспитали шесть Криттик — звезд Плеяд — отчего его вторым именем стало Карттикея. Выросши, С. возглавил войско богов, убил Тараку и многих других асур. Он — юноша (одно из его имен — Кумара, «мальчик»), не женат или имеет женой Девасену, олицетворяющую небесное воинство. Его ездовое животное (вахана) — павлин, его атрибуты — копье, лук и петух, изображенный на его знамени. С. также считается покровителем воров.

Скилла, Сцилла (греч.) — 1. Дочь морского божества Форкиса и Гекаты (вариант: Ехидны, Кратеиды и др.). С. — чудовище с шестью собачьими головами на шести шеях, с тремя рядами острых зубов в каждой пасти и двенадцатью ногами. С. жила на крутой скале в узком проливе, по другую сторону которого жило другое чудовище — Харибда. Пролив между С. и Харибдой был чрезвычайно опасен для мореплавателей, и только Одиссей сумел проплыть там, потеряв шестерых спутников, схваченных шестью головами С. Согласно мифу С. некогда была прекрасной девушкой, отвергавшей всех женихов. Когда она отвергла любовь морского бога Главка, тот попросил помощи у волшебницы Кирки, которая была влюблена в Главка и из ревности превратила С. в чудовище. 2. Дочь царя Мегары Ниса, влюбленная в царя Миноса, осадившего их город. Минос обещал жениться на С, и она погубила отца, вырвав у него из головы волшебный пурпурный волос, делавший его бессмертным. Захватив Мегару, Минос утопил С.

Скирон (греч.) — сын Пелопа (вариант: Посейдона), разбойничавший на дороге между Афинами и Мегарой. С. нападал на путников и заставлял их мыть себе ноги. Когда они приступали к мытью, он пинком сталкивал их в море на съедение огромной черепахе. Был убит Тесеем.

Слейпнир (сканд.) — «скользящий» — восьминогий конь бога Одина. Родился от Свадильфари — коня, с помощью которого великан строил Асгард, — и Локи, превратившегося в кобылу, чтобы отвлечь коня от строительных работ.

Сокар (егип.) — бог плодородия и покровитель мертвых. Изображался в виде сокола, отождествлялся с Птахом (Птах-Сокар), Осирисом (Осирис-Сокар) и считался его ба (душой) и мумией.

Солнечная династия (индуист.) — один из двух главных родов царей и героев в индуистской мифологии. Родоначальником С. д. считается Икшваку, основатель царского дома в городе Айодхья. Среди потомков его старшего сына Викукши — легендарные цари Пришли, Мандхатри, Сатьяврата, Харишчандра, Сагара, Дилипа и др., но прежде всего — Рама, 61-й преемник Ишкваку, аватара бога Вишну. К потомкам Ними — младшего сына Викукши, основателя младшей ветви С. д. — принадлежит Джанака, приемный отец Ситы, ставшей женой Рамы.

Сома (др.-инд.) — «выжатый» — божественный напиток и бог этого напитка. Напиток имел не хмельное, а галюциногенное действие, и вызывал экстатическое состояние. Его готовили из стеблей одноименного растения, которые вымачивали в воде, выжимали с помощью давильных камней, процеживали через сито из овечьей шерсти, разбавляли водой и смешивали с молоком или ячменем. Бог С. является также богом луны и покровителем растительности, лока-палой (хранителем) северо-востока, его происхождение неоднозначно: его приносит для Ману орел или сокол со скалы или с неба; его приводят гандхарвы или дочь бога Сурьи; его отцом называют Атри, второго сына Брахмы, иногда Дхарму. Брахма отдает во власть С. планеты, звезды, растения, жертвоприношения и жрецов. С. первым совершает обряд посвящения на царство. Нарушив обеты, он похищает у своего брата Брихаспати жену Тару, у которой вскоре рождается сын Будха. В некоторых мифах говорится о 27 дочерях Дакши, женах С, иногда его отождествляют с Ямой. Известен миф о вражде С. с демоном Раху, возникший на основе наблюдения лунных затмений.

Сопдет (егип.) — богиня звезды Сириус и наступающего нового года, совпадавшего у египтян с первым весенним восходом Сириуса, покровительница умерших. С. изображали в виде коровы или женщины с коровьими рогами.

Сопду (егип.) — бог в образе сокола, страж восточной границы. С. изображали в длинной одежде, с двумя перьями на голове, с длинными волосами и бородой.

Сохмет — см. Сехмет.

Спарты (греч.) — «посеянные» — воины, выросшие из зубов убитого Кадмом дракона. Появившись на свет, С. стали сражаться друг с другом, пока их не осталось пятеро: Хтоний («земляной»), Удей («подземный»), Пелор («великан»), Гиперион («сверхмощный»), Эхион («человек-змея»). За одного из них — Эхиона — Кадм выдал замуж свою аочь Агаву. Знатные фиванские роды вели свое происхождение от С.

Спента-Майнью (авест.) — «дух святости» — дух-творец, порожденный Ахурамаздой вместе со своим братом-близнецом Ангро-Майнью. С.-М. создает благую часть мира, а его брат — плохую. По другим мифам, С.-М. является творческой ипостасью Ахурамазды.

Сперхий (греч.) — «стремительный» — сын Океана и Тефиды, отец Дриопа и Менесфия, бог одноименной реки в Фессалии. Лелей, отец Ахилла, дал обет принести в жертву С. волосы сына, если тот вернется невредимым с Троянской войны, но Ахилл во время погребения Патрокла обрезал свои волосы в знак траура и возложил их на погребальный костер мертвого друга.

Сраоша (авест.) — дух религиозного послушания и порядка, посланец и вестник Ахурамазды. С. испытал и благословил пророка Заратустру. Его священная птица — петух. По ночам он расправляется со злыми духами и вооружен для этого булавой, копьем, боевым топором. С. предстоит возвестить откровения трем будущим спасителям человечества, сыновьям Заратустры.

Стенел — см. Сфенел.

Стенобея — см. Сфенебея.

Стентор (греч.) — один из участников Троянской войны, греческий воин, обладавший голосом, равным по силе голосам 50 человек. Погиб, состязаясь с Гермесом в силе голоса.

Стеропа (греч.) — «вспышка», «молния» — 1. Дочь титана Атланта, одна из плеяд. 2. Дочь аркадского царя Кефея, которой Геракл подарил локон горгоны Медузы, обладавший свойством отпугивать врагов. 3. Жена речного бога Ахелоя, мать сирен.

Стикс (греч.) — «ненавистная» — река в царстве мертвых и богиня этой реки, океанида, дочь Океана и Тефиды (вариант: дочь Эреба и Никты). По одному из мифов, от брака с титаном Паллантом С. родила Победу (Нике), Зависть, Силу и Мощь. Во время борьбы богов с титанами С. помогла Зевсу, и с тех пор клятва водами С. стала самой священной для богов и людей. Бога, нарушившего клятву на водах С, погружали на год в мертвый сон, а затем еще на 9 лет изгоняли с Олимпа.

Стимфалйды, Стимфалййские птицы (греч.) — мифические птицы с медными когтями, клювами и перьями, которые поражали как стрелы. Жили они у озера Стимфал в Аркадии, а питались человеческим мясом. Геракл перебил С. (пятый подвиг героя).

Страшный суд (христ.) — по христианским верованиям — суд вторично пришедшего на землю Иисуса Христа над всеми когда-либо жившими людьми, предстоящий перед концом времен. Люди специально для этого воскресают во плоти и получают в зависимости от прижизненных поступков либо вечное блаженство в раю, либо вечное наказание в аду. Хорошие становятся по правую руку от судьи, плохие — по левую, а затем праведники, приветствуемые ангелами, шествуют в рай, тогда как грешники, насильно увлекаемые глумливыми бесами, отправляются в ад. Все это происходит на фоне космической катастрофы: солнце и луна меркнут, звезды падают с неба, небо свертывается, как свиток, от престола судьи течет огненная река, наступает конец мира.

Стрибог (вост.-слав.) — бог древнерусского пантеона, бог-предок, податель благ наряду с Дажьбогом.

Строфий (греч.) — фокидский царь, женатый на сестре Агамемнона, отец Пилада. В его доме вместе с Пиладом воспитывался сын Агамемнона Орест, бежавший в Фокиду от Эгисфа.

Субхути (будд.) — один из наиболее близких учеников Будды Шакьямуни, нередко называемый самым способным из них.

Сукхавати (будд.) — «счастливая страна» — мир (буддакшетра, или «поле будды») будды Амитабхи, находящийся чрезвычайно
далеко от нашего мира. В С. сансара проявляется только в образе людей и богов, между которыми нет коренных различий, а преты, асуры, животные и обитатели нараки там отсутствуют. Почва и вода в С. благородны, все постройки выполнены из золота, серебра, кораллов и драгоценных камней. Все обитатели С. — бодхисатвы, они достигают там нирваны, живут неизмеримо долго и наслаждаются беспредельным счастьем. С. была сотворена Амитабхой, чтобы ускорить путь существ в нирвану.

Сумман (рим.) — римский бог ночных молний. С. имел свой храм в Риме, впоследствии его функции перешли к Юпитеру.

Сунда и Упасунда (индуист.) — братья -асуры, известные привязанностью друг к другу. Благодаря подвижничеству они заслужили у Брахмы власть над тремя мирами, и тот обещал, что им некого будет бояться, кроме как самих себя. Но братья изгнали с неба богов, стали преследовать гандхарвов и нагое, убивать брахманов, и тогда Брахма приказал создать прекрасную апсару Тилоттаму и послать ее к братьям. Увидев Тилоттаму, братья поссорились из-за нее и убили друг друга в поединке.

Сура (др.-инд.) — «хмельной напиток» — 1. Богиня, олицетворение хмельного напитка суры, а также название самого напитка. По преданию о пахтанье океана богами и асурами С. появилась из океана и была принята богами, но отвергнута сыновьями Дити и Дану, которые с тех пор стали называться асурами. 2. Эпитет богов как противопоставление асурам.

Сурабхи (др.-инд.) — «сладко пахнущая» — божественная корова, исполняющая любые желания ее владельца. По одним мифам, С. была дочерью Дакши и женой риши Кашьяпы, по другим — она появилась из океана во время его пахтанья богами и асурами. Боги подарили С. риши Васиштхе, затем она стала собственностью мудреца Джа-мадагни. Ее (или ее теленка) пытался украсть царь Картавирья, за что был убит сыном Джамадагни Парашурамой. С тех пор С. живет в раю Индры — сварге.

Сурт (сканд.) — «черный» — огненный великан, который согласно прорицанию вёльвы (ведьмы) придет перед концом мира с юга и примет участие в последней битве богов (Рагнарё'к). Он убьет бога Фрейра, а затем сожжет мир.

Сурья (др.-инд.) — «солнце» — 1. Бог солнца, сын Дьяуса (вариант: Сомы) и Адити, муж Ушас, отец богини Сурьи. С. нередко называют глазом богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. С. — всезнающий и всевидящий, озирающий весь мир, он появляется на востоке, выходит из небесных врат и в течение дня обходит землю и небо. Он движется по небу без коней и упряжи, хотя имеет семь коней, колесницу и небесного коня Уччайшраваса, вышедшего из амриты при пахтанье океана. Он разгоняет тьму, болезни, врагов, его просят о богатстве, здоровье, процветании, потомстве. В мифе о злобном демоне Раху, преследующем его, С. в гневе пригрозил испепелить весь мир. Тогда Брахма приказал Гаруде взять своего брата Аруну и отнести на колесницу С, чтобы он своим телом заслонил мир от жгучих лучей С. Аруна стал колесничим С. и богом утренней зари. Один из персонажей «Махабхараты» — Карна — был сыном Кунти от С. 2. Дочь бога Сурьи (или Савитара), жена Ашвинов.

Сусаноо (яп.) — «доблестный», «быстрый» — бог, рожденный Идзанаки из капель воды, омывших его нос во время очищения. При разделе мира между тремя детьми — Аматэрасу, Цукуёми и С. — Идзанаки отдал С. морскую гладь. Недовольный разделом, С. стал плакать, пока его борода не отросла до середины груди, и от его плача засохла зелень, иссякли реки и моря. Идзанаки прогнал его, и С. решил попрощаться со своей сестрой Аматэрасу. Чтобы доказать свое миролюбие, он предложил ей вместе произвести детей. От его меча, раскушенного Аматэрасу, родились девушки-богини, а от ожерелья Аматэрасу, раскушенного С, родились юноши-боги. На радостях С. позволил себе поступки, относившиеся в древней Японии к числу «восьми небесных прегрешений»: сломал межи и каналы на полях Аматэрасу, осквернил испражнениями священные покои, бросил шкуру, содранную с убитой лошади, в комнату, где богиня с небесными ткачихами ткала ритуальную одежду. Затем он ушел в изгнание, где спас людей от восьмиголового и восьмихвос-того змея Ямата-но-ороти и женился на спасенной им девушке Ку-синада-химэ.

Сфенебея, Стенобея (греч.) — дочь ликийского царя Иобата, супруга тиринфского царя Прета (вариант: женой Прета была Антея), мать Лисиппы, Ифианассы, Ифинои, которые за отказ участвовать в культе Диониса были поражены безумием, но излечены прорицателем Мелампом. С. тщетно пыталась соблазнить героя Беллерофонта, оклеветала его, и он из мести убил ее.

Сфенел, Стенел (греч.) — «крепкий» — 1. Сын Капанея и Эвад-ны, один из женихов Елены, участник похода эпигонов и Троянской войны, где он был возничим Диомеда. После разгрома Трои С. вывез из дворца Приама священную статую Зевса, которую установил в храме Зевса близ Аргоса. 2. Отец Эврисфея, царя Тиринфа и Микен.

Сфинкс, Сфинга (греч.) — крылатое чудовище с головой и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы, порождение Тифона (вариант: пса Орфа) и Ехидны. С. была наслана на Фивы Герой в наказание за совращение Лаем юного Хрисиппа. Она жила на скале близ Фив и убивала путников, которые не могли разгадать ее загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Царь Креонт объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от С. Загадку разгадал Эдип, ответив, что это человек в младенческом, зрелом и старческом возрасте, после чего С. бросилась со скалы (вариант: была убита Эдипом), а Эдип стал царем Фив и женился на Иокасте.
Сцилла — см. Скилла.

Сюань-у (кит.) — «темная воинственность» — повелитель севера, управитель воды. Сначала С.-у изображали в виде черепахи, обвитой змеей, позже его стали представлять в виде красивого мужчины с распущенными по плечам волосами, в черном халате, в золотой кольчуге и украшенном нефритом поясе, с мечом в руке, но босым. Согласно даосскому преданию, он родился у жены князя райской страны после того, как она во сне проглотила солнечный луч. Через 14 месяцев она родила мальчика, который решил посвятить себя самосовершенствованию и поклялся истребить всю нечисть на земле. После сорока лет отшельнической жизни С.-у поднялся в небо, и бог Юй-ди поручил ему ведать севером и искоренять нечисть в Поднебесной. С.-у спустился в мир людей и за семь дней уничтожил на земле всех оборотней и бесов.