Ночные кошмары
Автор: Рада, дата: пт, 15/06/2007 - 18:53 В. Хлюпин "Чудесное дитя протея"
Сон, который я тут опишу, мне снился совсем недавно, но по яркости превосходил почти все сны за последнее время. Стоит наверно сказать отдельно про повторяющиеся с самого детства мотивы ночных кошмаров, сиречь страх перед темными подвалами и тенями, ползущими по стенам, существо в черном плаще без лица, снившееся в пять лет, но про детские кошмары подробно не буду, хотя вообще о природе страхов давно думаю и даже хочу по ним научную работу писать.
А недавний сон такой...
Я сижу на кровати, не дома, а в чьей-то квартире, в которой живет женщина, моя хорошая знакомая. Читаю с ноутбука ЖЖ, захожу на чей-то дневник, и читаю про какое-то дерево, живое и странно себя ведущее. Поднимаю голову - смотрю над кроватью ветка висит. От дерева. Большая ветка. И без ветра то колышется, то просто на месте стоит. И голубым светом подсвечивается. Встаю я, беру эту ветку, помахала ей, она засветилась.
Страшно стало. Пошла в другую комнату, а там знакомая сидит. Я говорю - "смотрите что тут такое, опасно наверное"
И начинается помесь японского ужастика и гоголевского вия. Потому что не помню как, но куда-то делась ветка, откуда-то полезли длиннющие черные волосы, они извиваются, растут, расползаются по стенам и полу, шевелятся... В ужасе от них прячусь, говорю всем что в троице-сергиевой лавре живет известный экзорцист и надо его срочно позвать. Тут каким-то образом волосы вроде куда-то прячутся, и выясняется, что сейчас будет свадьба, жених незнакомый, сидит в этой же комнате. Выходим мы все на улицу, свадьба эта идет, а жених странный какой-то. Тут он волосы распускает, а они начинают расти до земли на глазах, ползти и расползаться. Я понимаю, что они в него вселились и всех обманывают, через забор бегу обратно домой, в ту квартиру откуда пришли, нахожу дверь, захожу, рассказываю как и что, и решаем с знакомой, что надо достать икону и свечку. Ставлю я икону Николая Угодника (точно помню), то ли из белой кости, то ли из белого камня, и свечку маленькую перед ней красную. Свечка с третьего раза зажглась, отворачиваюсь - какие то девушки незнакомые в черном стоят, смотрю - свечки нет. У меня начинается паника, потому что свечка и икона единственная защита от этих черных волос, которые кстати на них и не ползут. Захожу в соседнюю комнату, а там кто-то в шахматы играет...и все незнакомые.
Сон совершенно дикий, жутко страшный, и наверное значимый...Была бы благодарна услышать отклик. :)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Рада, дата: сб, 16/06/2007 - 00:02 #9013
Здравствуйте:) Честно говоря, очень удивило то, что и правда сон совпал каким-то образом и с Купалой и с мифологическими разными моментами; поскольку снился он мне недели полторы назад, и про Купалу я тогда не задумывалась, а оно эвон как повернулось. А БСС видимо действительно наговаривает сюжеты, потому что уже сколько раз так было. И кстати деревья снились после этого еще пару раз, и в одном сне я сидела на дереве и смотрела, как создается вселенная. Красиво было :) А что касается Велеса, Вия, и пр. мифологических персонажей - я сама уже давно интересуюсь славянской мифологией, и кстати именно этот контекст сна даже в голову еще не приходил, как-то не приходилось задумываться над ним именно в этом смысле...разве что появлялись мысли о каких-то демонических сущностях, очень смутные. А вообще Вы мне дали пищу для размышления, ибо у меня в картинах очень большую роль в образе часто играют именно волосы и глаза. Буду думать откуда это все :) И еще так и остался неясным момент с иконой и свечкой...Как "противодействие" злому духу разве что, но все равно не совсем понятно, хотя думала долго.
И еще буду очень признательна, если Вы поясните момент с моей фразой про религию и танец, при чем тут инцест?:) Самой интересно стало. В купальской традиции с ним все ясно, но при чем тут он? :) Спасибо заранее)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: сб, 16/06/2007 - 00:55 #9014
Рада, подозреваю, что ваше сознательное восприятие христианской традиции, культуры недалеко отстоит от БСС-оо язычества.
С приходом в язычество христианства, монотеизма многие его символы, божества приобрели вид, образ злобных демонов (Макошь стала бабой-ягой, Ящур, первопредок стал Кощеем, не счесть, сколько языческих почитаемых богов превратилось в демонов, чертей и прочей «нечисти». Так что не только крестовые походы принесли кровь и страдание человеку, но крестовый психологический поход продолжается в том смысле, что нашей политеистеческой психике (языческому БСС-ному) противостоит монотеистическая (христианская, иудаистская, мусульманская) психика сознания.
Свечи и иконы представляют апотропеизмы, (христианские амулеты) против "языческой нечисти". Надо сказать, очень ненадежная защита против БСС-ого. :)
Теперь об инцесте. В юнгианстве инцест рассматривается символически как стремление сознания (ребенка) к БСС-ому (матери, архаической матрице). В возвращении, стремлении к языческой первооснове психического (БСС-ному) сознание действительно переживает религиозный опыт, что в свою очередь приводит его к душевному возрождению и обновлению, осваиванию архетипической энергии БСС-ого. Только вот, к сожалению, пути этого возвращения не всегда бывают безопасными. А все по тому, что сознание желает все сразу и побыстрее, руководствуясь на этом пути коллективными картами-буклетами, пренебрегая индивидуальной топографией первопроходца. :)
Теперь про танец. Был такой философ Плотин, который различал движение души и тела. Душа движется по кругу осуществляя замысловатый танец, циркумамбуляцию. Прямолинейное движение присуще телу.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Рада, дата: сб, 16/06/2007 - 01:22 #9015
Благодарю за объяснение:) Самое забавное, что я сознательно себя не считаю христианкой. Настал момент заново удивляться.=)
А Плотина как и большинство неоплатоников я очень люблю.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: сб, 16/06/2007 - 05:51 #9017
Если вы сознательно не считаете себя христианкой, то оно (христианство) становиться вашим суеверием, т.е. тем самым апотропеическим оберёгом, который процветает в вашем БСС-ном. .
"А Плотина как и большинство неоплатоников я очень люблю"
Рад встретить единомышленницу :)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
(строка из вашего дневника)
«Читаю с ноутбука ЖЖ, захожу на чей-то дневник, и читаю про какое-то дерево, живое и странно себя ведущее».
«Когда рисуешь дерево, нужно чувствовать, как оно растет.»
(строка из вашего дневника)
Рада, кажется в вашем БСС-ном формируется идея картины?
«И голубым светом подсвечивается. Встаю я, беру эту ветку, помахала ей, она засветилась.»
Широко распространено предание о цветке, который раскрывается накануне дня Купалы, праздника летнего солнцестояния (например, папоротник) и огненным цветом указывает на клад и т. п.
Это первая часть сновидения.
Во второй части сновидения обыгрывается мотив «волос». Без амплификации нам в этом случае не обойтись.
Ве?лес, Во?лос, в славянской мифологии выступает как «скотий бог» — покровитель домашних животных — и бог богатства. Связь Волоса с сельскохозяйственными культами очевидна из восточнославянского обычая оставлять в дар божеству несжатыми несколько стеблей хлебных злаков — волотей, называемых «Волосовой бородкой». Связь Велеса с волосами очевидна и основана на прямой аналогии архаических представлений растительности как волоса Земли. Животный мир, тотемические животные так же покрыты волосяным покровом. Волос ассоциировался с богатством, по той простой причине, что богатством в древние времена считался скот и урожай.
В своей языческой функции Велес, Волос воспринимался позднейшей православной традицией как «лютый зверь», «чёрт», отсюда костромское ёлс — «леший, чёрт, нечистый», диалектные волосатик, волосень — «нечистый дух, чёрт».
Теперь обратимся к вашей ассоциации «И начинается помесь японского ужастика и гоголевского Вия»
Вий, в восточнославянской мифологии персонаж, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками или ресницами, одно из восточнославянских названий которых связывается с тем же корнем: ср. укр. вiя, вiйка, белорус. вейка — «ресница». Рада, обратите внимание, что «ресница» - волос ока. Глаза, взгляда.
По русским и белорусским сказкам, веки, ресницы или брови Вия поднимали вилами его помощники, отчего человек, не выдерживавший взгляда Вий, умирал.
Рада обратите внимание, что только вилы могли приподнять ресницы Вия, только им был не страшен этот взгляд.
Теперь привлечем мифологию Вил.
ви?лы, самови?лы, в южнославянской мифологии женские духи, очаровательные девушки с распущенными волосами и крыльями, одеты в волшебные платья: кто отнимал у них платье, тому они подчинялись. Вилы могли летать, как птицы, обитали в горах. Они владели колодцами и озёрами и обладали способностью «запирать» воды. Культ В. и их связь с колодцами известны по болгарским источникам с XIII в. Если отнять у Вил крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами. Ноги у них козьи, лошадиные или ослиные, Вилы закрывают их длинной белой одеждой. К людям, особенно к мужчинам, В. относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам. Если разгневать Вил, она может жестоко наказать, даже убить одним своим взглядом. В. умеют лечить, могут предсказывать смерть, но и сами они не бессмертны.
Может это как-то поможет вам увидеть идею вашего сновидения
«Мы не поклоняемся нашей религии. Мы танцуем ее» (строки из вашего дневника)
Мотив инцеста я сознательно не трогаю, но если вы потрудитесь углубиться в мифологию Ивана Купалы, вы найдете его там без труда. Рада, буду с радостью ждать вашей новой картины.:)