Лекция 4

В прошлой лекции я упоминала идею, согласно которой коллективное бессознательное подобно полю, активные точки которого архетипы. Я пыталась показать, что схема соотношений между многочисленными архетипами подобна полю, в котором можно устанавливать и наблюдать значимые связи. Затем я подняла вопрос: случайно или упорядочение распределение архетипов в поле. Я завершила изложение своих соображений на том, что архетип Самости и присущий ему арифметический порядок доминирует над полем; архетип более высокого порядка регулирует поле.
Предположение о том, что архетипы расположены упорядоченно, возникла очень давно. Еще Платон пытался изобразить поле в виде пирамиды (рис. 10). Возможно, он ориентировался на пифагорово число четыре и стремился к выражению высшего порядка, идеи добра. В философии Платона выражением этой идеи является образ бога, Самости, которой подчиняются остальные архетипы.

Рис 10.
Рис 10.

В своей работе о синхронии Юнг упоминает иной паттерн. В прошлом не раз пытались соотнести определенные числа с архетипами, создав тем самым поле, ориентированное в соответствии с числами Юнг упоминает Эгидиуса де Вадиса, Агриппу фон Неттисгейма и некоторых других. Эгидиус де Вадис утверждает, что все элементы (в данном контексте — архетипические образы) связаны с определенными числами. В древности и в эпоху Возрождения опыты по моделированию подобного поля продолжались, однако я не буду останавливаться на них подробно. Я упомянула об этом для того чтобы показать, что эта идея бродила в умах людей, предчувствовавших упорядоченность архетипов.
Теперь мы должны задаться вопросом, каково различие между архетипами чисел и архетипами образного воспроизведения. Например, число два в качестве архетипической идеи воспроизведения более абстрактно, чем архетип героя или архетип Великой Матери. Итак, с одной стороны — мифологический образ, а с другой стороны — абстрактное число. Люди прошлого говорили, что бог — единица, мать-богиня равна двум и т.д.; они просто присваивали определенным архетипам определенные числа. Вариации этих паттернов бесконечны. Для паттернов, как и для мифов, характерны национальные и культурные вариации, поэтому невозможно прийти к абсолютному порядку. Каково же различие между числом и архетипическим образом? Если я говорю "архетип числа два", то подчеркиваю порядок, а если скажу "архетип Бого-образа", то подчеркиваю комплекс психологического чувственного опыта, а не его числовую ипостась. Поэтому числа подчеркивают порядковые аспекты архетипов. Помимо того, существует мифологическая система племени майя, тесно соединяющая числа с архетипическими воспроизведениями и именами. Например, великий герой Книги Советов носит имя Гунабку, происходящее от слова гун — один. Другой герой носит имя "Семь охотников". Существует также имя "Восемь богов". Каждое имя содержит число. Происходит возвращение к истоку идеи, к временной последовательности, ибо каждому божеству религии майя принадлежит один из дней года. Число связано с отрезком времени. Я думаю, что это и есть главная связь. Если Мы рассматриваем архетипы или архетипические воспроизведения, в которых проявляется временная последовательность, то нам открывается закономерность, порядок. Идентифицированные с определенными мифологическими воспроизведениями, числа соотносятся с временем, ибо указывают на него.
Это справедливо и для мандалы. В предыдущей лекции я попыталась показать, что архетип Самости и его математические структур, воспроизводят закономерности мифологических представлений. Известно, что архетип Самости часто появляется в математической или числовой структуре в виде мандалы. Юнг писал, что центр мандалы символизирует изначальную единичность архетипов. Используя терминологии Юнга, можно сказать, что все архетипы едины; центр мандалы символизирует эту единичность, а также многообразие зримого мира.
Перед нами эмпирический аналог метафизической идеи единого мира (unus mundus). Я вернусь к данному выражению позднее, а пока запомним его. Однако единица, проявляющаяся многообразно, не является пробелом в непрерывности, поскольку единый архетип невозможно разделить на кусочки. Так, вращая кристалл, человек думаете, что видит новую грань, а на самом деле он видит разные стороны одного и того же кристалла.
Следовательно, мы можем представить себе коллективное бесоззнательное как вечную Самость, которая от нас ускользает. Например, если архетип героя или бога Солнца — одна грань кристалла, то при вращении мы увидим его другую грань. При этом важен вопрос времени. Какую грань мы видим раньше? Существует временная последовательность восприятия. Об этом свидетельствуют мифы, в которых фигурируют не только стереотипные персонажи. Например, в сказках присутствуют не только характерные фигуры короля шута, колдуна и волшебных животных, но и различные вариации на эту тему.
Детальный обзор различных мифологических систем показывает, что определенные базовые элементы неизменны: божественное дитя, герой, змея, дракон, враг героя и т. д. Однако речь идет не только о стереотипных персонажах, но также о стереотипных последовательностях. Так, если в мире упоминается жемчужина, то непременно появится дракон, и наоборот. Если герою помогает животное, он обязательно победит. В сказках и мифах я не обнаружила исключений из этого правила. Таким образом, последовательность событий в сказке можно с определенной точностью предсказывать. Это свидетельствует о том, что существуют не только типичные мотивы, но и типичные последовательности архетипических событий.
Физик Вольфганг Паули даже предположил, что таким образом можно объяснить явление предвидения. Имеется в виду, что человек бессознательно знает, какой архетип констеллирован в данном случае, и на этом основании может предсказать будущие события. Иными словами, явление психического предвидения основано на существовании временной последовательности архетипа.
В этой связи интересно отметить, что глагол "рассказывать" в немецком и французском языках (erzahlen, raconter) близок к глаголам, означающим перечисление. А в китайском языке слово "перечислять", кроме того, означает-— гадать.
Значит, человек всегда знал, что пересказ мифа или архетипической сказки подобен счету, поскольку подразумевает определенный ритм событий. Тот, кто прослушал мои лекции о сказках, знает, как полезно пересчитывать персонажей сказки, поскольку таким образом можно составить математическую схему событий.
Объясню это на примере русской сказки "Царь-Девица". У царя есть три сына, двое сыновей нормальные люди, а третий — дурачок, который сидит, почесываясь, у печи; никто его всерьез не принимает. Ситуация типична — отсутствует женский архетип, женский элемент. Налицо религиозная идея, описывающая мужские аспекты, но не отражающая сопутствующий им женский аспект. Поэтому легко догадаться, что в сказке пойдет речь о поиске женщины.
Три сына отправляются в поднебесное царство, чтобы узнать, откуда отец привез их мать, которая уже умерла. Как обычно, два сына выбирают неверный путь и не добиваются успеха. Третий сын попадает к трем ведьмам, которые все носят имя баба Яга, традиционное имя ведьмы из русской сказки, своего рода фигуры пожирающей Великой Матери. Ведьмы оказываются сестрами, отражая таким образом три грани одной вещи. У них есть племянница — Марья-Краса, Золотая Коса. Об остальном можно догадаться: сын приходит к ведьмам, те посылают его к Марье, и после долгих странствий он женится на Марье (рис. 11). Затем молодожены отправляются в другое царство, и у Марьи рождаются близнецы.
Рис 11
Рис 11

Математическая основа приведенной сказки такова: в коллективном сознании присутствует мужская четверка, а в коллективном бессознательном присутствует четверка женская. Динамика рассказа захватывает трех мужчин и одну женщину; сообщество по-прежнему
преимущественно мужское, но уже появляется одна женщина. Близнецы — еще дети, что намекает на обновление; у четверки теперь есть будущее, связанное с присутствием женского начала. Первые два царских сына осуждены на смерть. Остается старая четверка, состоящая из царя и трех ведьм, и новая четверка, состоящая из Ивана (третий сын), Марьи и двух ее детей. Им принадлежит будущее, и сквозь них течет поток психической энергии (рис. 12).
Рис 12
Рис 12

Во всех архетипических сказках наблюдается определенная временная и числовая последовательность. Часто она заключается в игре четверок, однако встречаются также тройки, четверки; перед нами чисто математическая конструкция. Например, я не обнаружила ни одной сказки, в которой вслед за вступлением — "жил-был король и было у него три сына" — не заходила бы речь о женщине. Поэтому, даже не зная, о чем пойдет рассказ, можно предсказать, что события будут развиваться по указанному пути. Можно предсказать временную последовательность и до некоторой степени даже то, каким образом будет проходить игра архетипов. Поскольку люди изначально знали об этом, во многих языках встречается параллель между глаголом "рассказывать" и "считать". Ниже я рассмотрю вопрос энергии и времени.
Истории — это энергетический процесс: четверка зашла в тупики вот набегает поток энергии; третий сын отправляется на поиски, что приводит к желаемому результату, к появлению новой четверки. На этом история обрывается. Но точка—это не конец; сказка похожа на вечную мелодию, на музыкальное попурри, когда одна мелодия переходит в другую. В "Царь-Девице" я бы выделила молодость двух героев и присутствие только одной женщины вместо двух; это не вполне сбалансированный результат, однако ситуация выглядит лучше по сравнению с изначальной.
На Востоке рассказчик сидит на базарной площади и рассказывает сказки целый день. Люди послушают, заплатят и уйдут, а рассказчик продолжает. К вечеру плата за рассказ возрастает. Восточный рассказчик всегда начинает повествование с тревожной ноты. Европейские сказки значительно короче восточных. Три или четыре европейские сказки равны по объему одной восточной; такие сказки развиваются почти бесконечно; в них так сильно проявляется чувственный аспект архетипических связей, что сказители на ходу подбирают продолжение, которым обычно оказывается близкая по духу сказка; это похоже на импровизацию на тему одной мелодии.
Поэтому можно утверждать, что рассказывать значит двигаться во времени, соблюдая определенный ритм. Нельзя начинать рассказ наобум; например, к упомянутой истории не подходит сказка о Белоснежке или о Красной Шапочке, но зато подходит сказка о королеве, у которой родились близнецы, о колдунье, которая клевещет на нее и сообщает ее мужу, воюющему далеко от дома, что она родила собаку и т. п. Можно продолжать рассказ только в определенной последовательности, и это обстоятельство свидетельствует о тайной последовательности архетипов. Их нельзя соединять между собой произвольно, а только в определенном ритме. Архетипическая сказка, подобно сновидению, воспроизводит поток психической энергии.
Известно, что Юнг, который ввел концепцию психической энергии, рассматривал сновидения как поток событий, последовательность образов, визуально представляющих поток энергии. Поэтому важную роль в анализе сновидений играют лизис или катастрофа, которыми они обычно завершаются, ибо это указывает на направление потока энергии. В процессе анализа, слушая описание сновидения, я всегда думаю, "а что потом?". Я сохраняю в памяти финал сновидения. Иногда я уточняю, действительно ли это последнее предложение. Получив утвердительный ответ, я понимаю, что именно до этой точки дошел поток психической энергии, и узнаю, в каком направлении он движется. Важную роль в описании сновидения играет вступление, ибо оно показывает расположение рассказчика в мире путаницы и беспорядка. Завершающее предложение показывает направление, избранное потоком энергии.
Таким образом, мы рассматриваем сновидения как визуальное отражение потока энергии бессознательного. Это справедливо и для мифологических сновидений, сказок и мифов. Поэтому в заключение предыдущей лекции я говорила о проблеме соотношения физической и психической энергии и отмечала, что, измеряя физическую энергию, мы не научились измерять энергию психическую, за исключением чувственного осознания ее интенсивности. Предыдущую лекцию я закончила, говоря об этом чувственном осознании, которым обладает человек. Так что, даже если некто другой и может говорить о чем-то вполне спокойно, он, тем не менее, чувствует присутствие огромного количества энергии за всем тем, о чем говорится; это и есть та самая чувствующая функция, которая дает нам эту ориентацию.
Меня спрашивали, по какой причине я называю психическую энергию качественным явлением, а физическую энергию — явлением количественным. Обычно мы говорим о душе как о мире качества, ибо физическая энергия не проявляется в образах, и мы можем воспринимать ее только количественно.
Однако, как отмечает Юнг в работе "О природе психического", психическая и физическая энергия, возможно, являются просто различными формами одного явления, поэтому качественная энергия имеет скрытый количественный аспект, и наоборот. Современные физики полагают, что скачок кванта, или переход электрона на внешнюю орбиту, изменяет структуру атома не только количественно, но и качественно, следовательно, невозможно провести четкую границу между количеством и качеством, это концепции, дополняющие друг друга. Одно и то же можно рассматривать как с количественной, так и с качественной точек зрения. Виктор Вейскопф отмечает, что даже физическая энергия имеет качественный аспект, поскольку состоит да различных структур. Изменение количества приводит к изменению структуры и тем самым к изменению того, что мы называем качеством.
Итак, можно утверждать, что даже физическая энергия, которую мы обычно рассматриваем с количественной точки зрения, имеет скрытый качественный аспект; но верно и то, что психическая энергия, которую мы можем наблюдать главным образом в ее качественном проявлении — например, в виде образов и т. п.— имеет скрытый количественный аспект, большую или меньшую интенсивность.
Предрассудок европейцев заключается в том, что число может обозначать только количество; оно является для нас средством счета. Думая об одном, двух яблоках и т. п., мы полагаем, что это их количество. Однако, если число, согласно гипотезе Юнга, является архетипом, объединяющим мир психического и материального, то оно должно иметь отношение и к качеству. Откровением для меня явился тот факт, что в Китае число означает качество.
Прочитав работу Марселя Гране "Китайское мышление", вы узнаете, что для китайцев число представляет качественные структуры. Например, единица указывает на Вселенную и ее закономерности, скажем, Тао. Два указывает на зримую реальность музыки, чувств, физики и т. д. Это столь неожиданно, что поначалу, читая Гране, я испытывала значительные трудности, пока не дошла до рассказа, который одним махом прояснил для меня эту проблему. Одиннадцать генералов должны были принять решение — атаковать в сражении, или отступить. На совете выяснилось, что мнения их расходятся. После длительного обсуждения они решили голосовать. Трое были за наступление, а восемь — за отступление. Они решили наступать, ибо три — это число единогласия!
Дело в том, что в Китае число три олицетворяет единогласие, поэтому трое проголосовавших олицетворяли бессознательное единство, свидетельствовавшее о том, что восемь противников в действительности были за наступление. В результате атака увенчалась победой.
Эта идея кажется безумной, но при глубоком ее прочтении понимаешь, что такое качество числа. При голосовании важно не большинство, а правильный выбор числа. Допустим, что число 1 566000 выражает истинную волю населения Швейцарии. Проводится голосование по определенному вопросу. Побеждает группа, наиболее близкая к этому числу, независимо от большинства. Такова особенность мышления китайцев. Число для разума китайцев обладает определенными качествами.
В Книге Перемен, в гексаграмме 60, названной Ограничение (Chieh), говорится, что беспредельности в жизни и в природе не существует, она — зло. У природы есть свои пределы — у звезд свои пути, деревья не превышают определенной высоты; у всего в природе есть своя мера — так и жизни человека, имеющей смысл, присуща правильная мера. В гексаграмме 60 говорится, что "превосходный человек создает число и меру и исследует природу добродетели и правильного поведения". Здесь идея числа связана с добродетелью.
В конце предыдущей лекции я пыталась объяснить, что у поступка нет объективного измерения,— все зависит от меры и времени, от его правомерности. Для китайца добродетель — это совершение правильных поступков, в должной мере, в верный момент времени. Особенно часто приходится сталкиваться с этой идеей в рамках психоанализа. Если я сообщаю пациенту некую истину сегодня, я рискую его погубить, а если сообщу ее через три недели, то, возможно, помогу ему. Для любого поступка нужно выбрать правильный момент. Преждевременное действие и опоздание мешают исполнению задуманного. Мы не всегда учитываем это в достаточной степени. Мы слишком много размышляем абстрактно, оценивая положительно или отрицательно, но недостаточно размышляем о конкретных обстоятельствах, а ведь наши поступки в значительной степени зависят от времени.
Корень слова "ограничение" можно перевести с китайского как бамбуковая палка с узлами. Бамбуковая палка имеет узлы, ритм, ограничение, число, а отрезки бамбуковой палки символизируют добродетель, верность и этику. Императора часто изображали с бамбуковой палкой, ибо он гарантировал этическое согласие народа. Во многих китайских текстах утверждается, что если с императором что-то случилось, то числа империи и числа календаря распадаются. Задача императора состоит в том, чтобы восстановить правильный этический ритм, а значит спасти календарь, что имело для китайцев буквальное значение, ибо у них было много календарных реформ, которые восстанавливали этический порядок в империи.
В данном случае число ассоциируется с моментом времени. Существует первый момент, второй момент, третий момент, связанные со временем и с этикой, что на языке психологии означает связь с чувством. Этика входит в сферу чувств, а не интеллекта. С тех пор как я занялась этим вопросом, мне часто приходилось видеть сны, в которых чувства подразделялись наподобие спектра. Примитивный человек отвечает черными и белыми реакциями (ему либо нравится, либо нет; промежуточных тонов нет). Так реагируют люди мыслительного типа, тогда как люди, относящиеся к чувствующему типу, демонстрируют спектр реакций. На вопрос о своем отношении к какому-то лицу человек чувствующего типа ответит, что его мнение отчасти такое-то, частично несколько иное и добавит несколько критических замечаний, в результате мы получим целый спектр личности, а также информацию о различных чувствах по отношению к данному лицу.
Люди, чувства которых слабо дифференцированы, видят сны, призывающие их открыть для себя новые цвета. Например, в юриспруденции часто приходится сталкиваться с этическими проблемами, поэтому важно, чтобы юрист обладал всем спектром чувств и рассматривал преступника дифференцировано. С одной стороны, человек виноват и должен ответить за содеянное, однако, с другой стороны, следует учитывать и обстоятельства преступления. На практике так всегда и происходит. В процессе практической деятельности достигается состояние, позволяющее принимать решение, основываясь на чувствах, учитывая все оттенки ситуации.
Китайцы пошли даже дальше, приняв идею, близкую к французскому понятию "все понять — все простить". Они придавали большое значение дифференцированию чувств. То же самое относится к работе аналитика, ибо только при наличии способности реагировать дифференцированно он сможет добиться взаимопонимания с пациентом. Для этого требуется также отсутствие чрезмерной уверенности в своей правоте или неправоте, а также умение видеть все нюансы, все "за" и "против". Чувство обладает спектром, а спектр имеет различные частоты, что указывает на скрытое существование количественных и качественных элементов.
В Китае радуга является символом Эроса, ибо соединяет небо и землю, которые в Китае олицетворяют принципы Инь и Ян, поэтому радуга — символ чувства и эротического соединения. Чувство имеет спектр и числовую конституцию; существуют сложные конструкции, состоящие из чувств, времени и чисел.
Я пыталась проследить полярное соотношение между количеством и качеством, но у них единый корень, произрастающий в человеке. Они тайно дополняют друг друга. Я хочу обратить ваше внимание на книгу Юнга "Символы Трансформации", в которой он впервые разрабатывает подход к психике с энергетической точки зрения. Он отмечает, что 80% начальных проявлений психической энергии младенца представляют собой ритмические движения рук, ног и головы даже при произнесении первых звуков. Часами младенец может забавляться, пуская пузыри и издавая ритмические звуки.
Первобытные люди также могут действовать только в определенном ритме, поэтому они бьют в барабан или поют во время работы. Они должны мобилизовать свою психическую энергию, свою "гану ", как говорят в Южной Америке. Если спросить жителя Южной Америки, почему он не пошел на работу, он ответит, что пойдет завтра, ибо сегодня у него не было "ганы".
В Боллингене у меня есть сосед, который поступает так же. Он обещал выполнить для меня строительные работы, но ничего не сделал. Тогда я рассказала ему несколько историй, и он с энтузиазмом работал в течение девяти часов. Я должна была дать ему гану, чтобы мобилизовать его психическую энергию. Однако, подобно южноамериканскому индейцу, он мог ответить отказом, ссылаясь на плохую погоду и т. п.
Такова примитивная ментальность, подразумевающая, что человека следует вывести из своеобразной летаргии. Если люди знают, что им надо действовать, то предварительно они танцуют, бьют в барабан; перед каждым действием, например перед охотой или посевом, совершаются ритуальные действия. Для пробуждения ганы следует петь и барабанить, возбуждая энергию. То же самое относится к детям. В этом один из секретов педагогики. Учителям важно знать, что, разбудив детскую гану, они добьются прекрасных результатов. Дети не ленивы, у них те же проблемы, что у первобытных людей, их надо "запустить". Но уж если они начали увлеченно работать, остановить их трудно.
Итак, первоначальное проявление психической энергии, когда она становится проявлением культуры, связано с ритмом; это не случайное, а ритмическое движение. Юнг считает, что это — духовная форма инстинкта, и именно в этом случае физиологический аспект приобретает оттенок духовности. Переход психической энергии в ритмические движения— начальная форма культурного проявления данной энергии. В животном мире ее проявление обусловлено, по-видимому, так называемой реакцией вытеснения (displacement). Если вы покажете собаке пищу, у нее проявятся все рефлексы, описанные Павловым,— слюноотделение и т. д., но если вы затем уберете пищу, она не сможет отключиться, а будет сидеть в таком же состоянии около получаса. Данное явление известно широко; зоологи называют его реакцией вытеснения. То же самое произойдет, если вы покажете жеребцу кобылу, а потом ее уберете — конь будет около получаса бить копытами. 80% реакций вытеснения в мире животных составляют ритмические движения.
У человека тоже имеются обезьяноподобные реакции вытеснения (displacedreactions). Если людям надоедает сидеть на скучном заседании или слушать скучного оратора, они начинают почесываться или делать карандашом ритмические наброски. Это наиболее примитивное проявление свободной энергии. Можно предположить, что первоначально человек был подобен животным, жизнедеятельность которых управляется неосознанными инстинктами: еда, спаривание, охота, поиск мест обитания, защита территории. Затем некоторая часть энергии оказалась неизрасходованной; ее первым проявлением явились ритмические движения, вызванные реакциями вытеснения.
В работе "Символы трансформации" Юнг сообщает, что в бассейне реки Амазонки обнаружены скалы с глубокими вырезами. Эти вырезы делали индейцы, ожидая утерянное каноэ, которое должна была принести река. Делать было нечего,— и вот либо палочками, либо камнями они делали маленькие вырезы. Древнейшими дошедшими до нас в Европе памятниками эпохи Среднего палеолита являются пещеры, недавно обнаруженные в Милли-ла-Форе (Milly-la-Foret). Я говорю здесь не о знаменитых пещерах Ласка, большая часть которых была открыта аббатом Брейлем. Там были обнаружены прекрасные изображения животных, а также наброски, выполненные знахарями или шаманами.
Более древние пещеры, о которых я говорю, находятся в Средней Франции на малодоступной территории. В них были обнаружены беспорядочные и бесконечные ряды глубоких вырезов. Они идентичны вырезам, которые до сих пор наносят индейцы бассейна реки Амазонки, ожидая лодки. Итак, люди Среднего палеолита пережидали в этих пещерах дождь или снегопад и развлекались ритмическими движениями. Это самое примитивное высвобождение животного либидо, начинающего трансформироваться в культуру.
В пещерах Милли-ла-Форе имеются и другие образцы деятельности человека. Например, упорядоченные группы отверстий в скалах; одну из самых известных групп таких отверстий археологи называют выдолбленными камнями. Имеются также треугольники с точкой посредине, много простых по форме мандал. Одна из них похожа на шахматную доску, хотя, возможно, не имеет ничего общего с этой игрой. Позднее кто-то изобразил на ней оленя.
Исследовательница Мария Кениг, обнаружившая эти пещеры и первая опубликовавшая их описание и фотоснимки, полагает (а она не является сторонницей Юнгианской психологии и т.п.), что здесь представлены первые попытки сформировать своего рода упорядоченный взгляд на Вселенную, на время и пространство, установить пространственно-временные координаты и внести некоторый порядок в хаос окружающего мира. В данном случае перед нами прямые связи между ритмами, ритмическим движениеми психической энергией, призванными создать число и порядок.
Исторически это представляется началом установления указанных связей. На этом примере можно увидеть, до какого предела число связано с ритмом. Связь между числом и ритмом прослеживается в греческом языке, где слово "arithmos" означает число (от этого произошло слово арифметика), a "rithmos" означает ритм, т. е. эти слова имеют одинаковые этимологические корни. В греческом слове "число" сохраняется идея того, что первоначально число было ритмом и, я добавила бы, психическим ритмом.
Архаические представления, распространенные в других цивилизациях, сохранились в Китае. Поэтому до настоящего времени в этой стране число есть ритм, ритм чувства, гармония, качественное построение. В Китае можно сказать, что "ho" хорошо как в музыке, так и в супе, который тоже подобен композиции различных чувственных реакций,— хороший суп с разнообразными специями подобен музыкальному сочинению. "Но" означает в Китае музыкальную гармонию. Это слово используется даже для определения качества пищи. Это является иллюстрацией гармонии ритма, в данном случае вкусовых ощущений. Я предложила бы гипотезу о том, что число имеет количественные и качественные аспекты, дополняющие друг друга, и, по существу, выражает энергический ритм, который может быть определен количественно или выражен чувствами как качество или структура. Это давно известно на Востоке.
Один из наших японских студентов, д-р Мокусен Миюки, привлек мое внимание к тому факту, что когда буддизм впервые появился в Китае, существовали различные его направления. Одним из них была так называемая хинаяна, абстрактное направление буддизма. [Традиции передавались патриархами. Третий патриарх этой традиции по имени Фа Цзя разработал теорию чисел, позволяющую объяснить, каким образом Будда читал сутру в состоянии глубокого сна. Это вызвало сомнения у некоторых интеллектуалов, которые поставили вопрос: "Как мог Будда проповедовать в состоянии глубокого сна? В таком состоянии человек находится в состоянии. Самости, когда исчезает осознание мира и других людей и, следовательно, отсутствуют мотивы для чтения проповеди. Находясь в экстазе, в единении с Самостью, человек будет молча наслаждаться им. Как можно в такой момент проповедовать, осознавать присутствие других людей? Для человека в таком состоянии другие люди не существуют."
Это был глупый, но не наивный вопрос. И Фа Цзя попытался ответить на него, используя математику. Он сказал, что речь идет об отношение единицы к другим числам. Мы не можем видеть вещи одновременно, поскольку либо находимся в Самости, и тогда другие не существуют, либо видим других, но теряем Самость; но когда мы проповедуем, осознавая присутствие других людей, мы охвачены Самостью.
По мнению Фа Цзя, это можно объяснить тем, что человек способен подобным образом смотреть на число. Он говорил о числе в прогрессии (рис. 13), отмечая, что мы считаем числа именно так. Числа 6 или 10 (он доходит только до 10) не могут существовать без единицы, аспектом которой они являются. Но в регрессии десять является качественной характеристикой числа один. Поэтому следует изобрести форму обратного счета, обращаясь назад, к единице. Обращаясь к другим, Будда как бы находился в состоянии прогрессии, глядя на многочисленные Самости других людей, хотя, в то же время, глядя в обратном направлении, он был один.
Рис 13
Рис 13

Естественно, парадокс индийской философии заключается в том, что личный Атман — личная Самость — и надличностный Атмаи идентичны. Это описано в Упанишадах. Многие тексты в Упанишадах гласят, что если человек достигает своей личной Самости, то Пуруша внутри него идентична космической Самости и поэтому едина со всеми остальными людьми. Таким образом, парадокс единения или отличия играет большую роль в древней индийской философии. Я услышала о Фа Цзя только, когда полностью книга была закончена, но рада была обнаружить духовного собрата, полагавшего, что необходимо разработать математику качественных чисел.
Рис 14.
Рис 14.

Л. Уайт, которого я цитировала выше, говорил, что, прежде чем мы сможем интегрировать мир качества в мир современной науки, необходимо разработать новую ветвь математики, позволяющую получить соответствующий математический аппарат. Мне кажется, я вижу, по меньшей мере, начало пути, который приведет к такому результату. Если мы посмотрим на качественные числа, какими их используют китайцы, то 1,2,3,4 — не различные величины, а временные последовательности одного и того же: единицы. Континуум служит продолжением числа один через всю последовательность (рис. 14).
Существуют и другие, количественные математические концепции континуума. Я же описываю другую идею континуума. С этим взглядом мы уже знакомы по известному высказыванию алхимика Марии Профетиссы (MariaProphetissa): "Единица становится двойкой, двойка становится тройкой и из третьего выходит как единица, так и четверка". Наш разум устремлен вперед, ибо считая традиционно, мы составляем цепочку, а считая качественно, можем возвращаться. Фактически четверка является одним континуумом в трех; четыре есть единичность трех, и я добавляю эту единичность к трем и получаю четыре; пять есть единичность четырех и т. д. Так поступают в Китае, ибо пять не является там числом, следующим за числом четыре, оно представляет единичность четырех, а четыре представляют единичность трех.
Единственный раз на Западе я встретилась с аналогичным счетом в контексте размышлений по поводу Троицы. Хоакино да Фиори искренне верил в то, что Троицей являются три ипостаси Бога, но одновременно она едина, это не три отдельные личности, а три ипостаси одного. Он говорил, что Троица обладает общей субстанцией, но когда он заговорил о четвертом, общем элементе, папа осудил его за попытку ввести божественную четверицу вместо Троицы, хотя по логике,— если три — это одно, то существует единство трех, которое можно представить четырьмя. Мария Профетисса тоже гипостатизирует три и получает четыре.
То же самое встречается в алхимии, в учении о квинтэссенции. В средние века не верили, что квинтэссенция была еще одним элементом, добавляемым к четырем другим. Люди полагали, что вся природа состоит из четырех элементов, а квинтэссенция — элемент пятый, является одним из четырех. Иными словами, существуют четыре элемента — вода, огонь, воздух и земля, под которыми расположена общая субстанция — квинтэссенция.
Здесь проявляется обратный способ мышления: мы вновь бессознательно возвращаемся к единице, затем выходим из процесса, происходит гипостатизация, и появляется пять. Мы поступаем, как Фа Цзя, который полагал, что числа следует считать в обратном порядке (в регрессии).
Существует одно интересное обстоятельство. Во всех способах прорицания, которые, по моему мнению, являются примитивными попытками человека сосчитать психическую энергию и ее констелляции, встречается обратный счет. В И Цзин берут 50 палочек и одну откладывают. Затем берут пучок и откладывают палочки до получения в остатке одной, двух, трех или четырех. Т. е. буквально считают обратно. Так обстоит дело во всех методах прорицания, где используются числа. Например, в геомантии берут горсть зерен и отсчитывают до получения четного или нечетного остатка, что служит источником информации. Все методы прорицания с использованием оракулов, возможно, по символической причине, используют идею обратного счета чисел.
То, что я описала,— мысленная операция; если рассматривать три как единицу,— это четыре; четыре — это единица; я добираюсь до пяти. Это шаг осознания справедливый только в отношении нашего сознания. В бессознательном находится континуум идентичности, подобный идентичным архетипам. Все числа, будучи архетипическими идеями, идентичны в бессознательном, но если мы хотим воспроизвести эту идентичность, то следует вести качественный счет в обратном порядке.
Прекрасным примером этого послужит племя навахо. Кажется, от г-жи Бейнз я получила плитку с изображением четырех богинь пантеона навахо (рис. 15). У них все квадратно: головы, платье, ноги. Четвертая богиня — это первая богиня в перевернутом виде. Это визуальное изображение того, о чем говорила Мария Профетисса. Из единицы выходит двойка, из двойки выходит тройка, и одна из трех есть четвертая.
По-видимому, это архетипический способ счета, когда, дойдя до определенного числа, всегда возвращаются к единице и гипостатизируют ее как четверку. Именно это Фа Цзя называл числом в регрессии; такой счет используется чаще всего при прорицании.
Рис 15
Рис 15

В терминах психологии можно сказать: если мы сомневаемся или находимся в неопределенной ситуации, многие вопросы ошеломляют нас. Один поступок приведет к тому-то, другой — к другому. Мы теряемся. Не знаем, что делать. Возникает желание вернуться к определенному смыслу, к собственному центру, где есть только одно значение и одно направление.
В геомантии, например, человек совершенно произвольно берет горсть камешков и начинает отнимать по два камешка, пока не получит в остатке один или два. Это следует повторить несколько раз; по результатам делается вывод о том, какова ситуация в символическом выражении, и человек отходит от многообразных сложностей, возвращаясь к начальной единичности с помощью указанной символической ритуальной процедуры.
Вильгельм, комментируя И Цзин, объясняет в другой, по-моему, весьма наглядной форме. Методы прорицания обычно используются для предсказания будущего; методы И Цзин вначале также отчасти использовались с этой целью. Вильгельм объясняет идею китайцев так: если бы мы знали, как дерево превратилось в семя, мы могли бы предсказать будущее. Такое высказывание аналогично утверждению, что мы сможем предсказывать будущее, если поймем процесс, обратный развитию. Числа отсчитываются в обратном порядке. Китайцы говорят, что будущее всегда присутствует в зародыше. Если я знаю, как дерево сжимается до семени, то я могу предсказать, как из него вырастет дерево. Если нам известна исходная точка какой-либо ситуации, то мы можем прогнозировать ее последствия.
Психологически это означает, что если нам известна архетипическая констелляция, лежащая в основе ситуации, то мы можем предвидеть развитие событий. Архетипические сновидения действительны в среднем от трех до шести месяцев, иногда в течение десяти лет или даже всей жизни. Это зависит от значимости сновидения. Сновидения, вызванные личностным бессознательным, действительны около трех дней. Поэтому очень часто во время анализа человеку снятся сны, являющиеся реакцией на повседневные события. Они подвергаются анализу, а затем внезапно приходит значимое архетипическое сновидение. Аналитик интерпретирует его, но пациент ничего не понимает и не видит связи со своей ситуацией, хотя сновидение производит на него глубокое впечатление. Мой опыт подсказывает, что в таком случае надо говорить: "Ждите". Ибо обычно для полного раскрытия сложной ситуации требуется от двух до трех месяцев. За это время она превращается в осознанную реальность. Затем, как правило, происходят внутренние события, и через три месяца человек, оглядываясь, может сказать: теперь я понимаю, что означал тот сон. Потребовалось столь долгое время для понимания его значения, и чем глубже сновидение, тем больше времени необходимо для этого. Таким путем человек добивается самой глубокой констелляции и может предсказывать будущее.
Идея китайцев состоит в том, что если человеку известна глубочайшая констелляция, то ему известна констелляция, которая сохранит свое значение через два или три года. Так оно и обстоит на практике. Поэтому Юнг заинтересовался сновидениями детей; ранние сны ребенка иногда предвосхищают всю его жизнь. Это похоже на семя: смотришь сновидения ребенка и видишь семя жизни, которое в дальнейшем превратится в дерево. В архетипических сновидениях ребенка семя различно уже с двух- или трехлетнего возраста. Можно сказать, что наша психологическая деятельность фактически состоит в обратном счете. Я полагаю, что именно это заставило Фрейда придавать такое большое значение детскому опыту. Вдохновленный этой идеей, он перевел ее в область сознания. Фрейд относил ее только к внешним событиям детства, а не к архетипическим констелляциям. Иногда детское сновидение представляет собой семя всей судьбы. Если вы сможете прочитать такой паттерн, то вы сможете в определенной степени прочитать будущий паттерн жизни. Невозможно детально выявить события, но общая картина появится.
Обратимся теперь к следующему аспекту. Как заметили некоторые слушатели, я в ряде случаев противоречила себе. Иногда я утверждала, что качественно числа представляют собой единый континуум, который развивает иные аспекты только во временной последовательности, но всегда остается собой. А затем я использовала методы обратного счета, когда числа рассматриваются в виде дискретных величин как лишенная непрерывности сущность — три являет собой нечто, отличное от четырех и т. д. Это связано с относительным отсутствием времени в глубинных слоях бессознательного. Как известно, Юнг полагал, что глубинные слои бессознательного, соответствующие, в основном, слоям коллективного бессознательного в психике, находятся вне времени и пространства. Я уже отмечала, что в детских сновидениях порой выявляется вся судьба личности; будущее присутствует в бессознательном. Однако в сознательном существовании личности может потребоваться более 20, 30 или 60 лет для ее реализации. Поэтому следует допустить, что определенные архетипические концепции относительно вечны. Мне не хотелось бы употреблять слово вечны, ибо в доступных нам пределах мы можем только утверждать, что они относительно вечны, тогда как наш разум (дискурсивное мышление и все процессы в сознании) ограничены временем. Временная концепция, что бы она ни значила, несомненно связана с потоком энергии в сознании, поскольку наши сознательные процессы следуют друг за другом.
В бессознательном такая последовательность иногда не соблюдается. Например, в процессе открытия некоторых математических теорий Пуанкаре описывал свою многомесячную работу над проблемой автоморфных функций. Он не смог найти решения и пошел на военную службу. Однажды вечером, очень усталый, он выпил кофе, после чего не мог уснуть. Внезапно он увидел, что идеи и сочетания окружили его подобно атомам в пространстве: сочетались, разъединялись и внезапно составили правильное сочетание. Это была вспышка: он увидел правильное решение! Он немедленно встал, чтобы записать ход доказательства. На это ушло более получаса. Сознательному разуму потребовалось полчаса для последующей записи того, что он увидел в одно мгновение.
То же самое случилось со знаменитым физиком Гауссом. Он нашел решение одной из теорем чисел аналогичным образом. Гаусс рассказывал, что был поглощен проблемой, но не мог прийти к решению, а затем, милостью божией, в молниеносной вспышке увидел все решение в целом. Каким путем пришло к нему решение, он не мог объяснить. Он увидел весь порядок вне времени, а уж затем его разум прошел по всем связям и позволил вывести математическое доказательство, состоявшее из первого, второго, третьего и четвертого этапов и т. д.
Указанные факты свидетельствуют о том, что в бессознательном отсутствует последовательность "одно за другим".К такому пути привязан наш разум—через время и пространство — это единственный путь, идя по которому может функционировать наш разум, однако неким образом в бессознательном время и пространство приобретают относительность или, по меньшей мере, крайнюю гибкость. При попытке описать Вселенную, китайцам пришла в голову мысль использовать два порядка. Вспомним матрицы Лоу Шу иХоу-ту. Последняя связана с вечным порядком Вселенной: небо и земля противостоят друг другу. Это мандала, в которой упорядочены все архетипические возможности, своего рода архетипическое поле, которое китайцы называют вечным порядком и в котором, по их утверждению, между элементами существуют энергетические связи, но отсутствует борьба и движение. Это означает, например, что там есть огонь и вода, между ними существует своего рода энергетическое напряжение, как в магнитном поле, но они не перемещаются, не вращаются, они находятся в состоянии живой тишины. Проводя поэтическую аналогию, можно вспомнить стрекозу, которая зависает в дневном воздухе, как вертолет, часто-часто двигая крыльями; она движется, но не перемещается. Таким образом, можно представить вышеописанный порядок. Он полон напряжения и внутренней вибрации, но неподвижен и поэтому не имеет отношения ко времени и пространству.
Второй мандалой, которую китайцы выбрали для отражения Вселенной, является Младший Небесный Порядок. Он выстроен в соответствии с теорией Лоу Шу; он движется циклически. В Китае и в Индии придерживались идеи циклического движения времени. Идея циклического, а не линейного движения времени характерна для Востока. Один порядок ограничен во времени, а другой вечен. Их называют Древнейшим и Младшим Небесным Порядком.
Один из старейших методов прорицания заключался в том, что вечный Древнейший Небесный Порядок изображали на круглой доске, представляющей небо, а Младший Небесный Порядок рисовали на квадратной доске, представляющей землю. Через отверстие в середине каждой доски просовывали палку. Обе доски вращали в противоположном направлении и ждали, пока они остановятся. По их соотношению просчитывали ситуацию.
Это один из древнейших способов прорицания. Совсем недавно такое устройство было обнаружено при раскопках в Китае. Возможно, этот способ древнее, чем И Цзин. Еще более важной мне кажется идея, связанная с двумя взаимодействующими системами, идея всеобщности.