2. НАЧАЛЬНЫЕ СНЫ
1. СОН:
52 Сновидец находится в общественном месте. Покидая его, он надевает вместо своей шляпы чужую.
53 Шляпа (головной убор) имеет общее значение чего-то олицетворяющее голову. Так же, как обобщая, мы сводим идеи "в одну голову" (unter einen Hut}, шляпа, как символ основной идеи, охватывает целую индивидуальность и придает ей свое значение. Коронация одаряет правителя божественной природой солнца, докторская шапочка повышает достоинство студента, а чужая шляпа как бы передает чужую индивидуальность. Майринк использовал эту тему в романе Толем", где герой надевает шляпу Атанасиуса Перната и в результате этого вовлекается в странные события. Достаточно ясно, что это бессознательное, которое сталкивает героя с фантастическими приключениями. Сразу подчеркнем значение параллели "Голема" и предположим, что шляпа во сне есть шляпа Атанасиуса, бессмертного, существа вне времени, универсального и вечного человека, отличного от эфемерного и "случайного" смертного. Окружая голову, шляпа является кругом, подобным солнечному диску короны и, следовательно, содержит первое напоминание о мандале. Мы найдем атрибут вечной длительности, подтвержденный в девятом сне мандалы (пар. 134), в то время как мандалический характер шляпы всплывает в тридцать пятом сне мандалы (пар.254). Как общий результат обмена шляпами мы можем ожидать нечто такое, что было в "Големе": проявление бессознательного. Бессознательное со своими образами всегда стоит подобно тени за сновидящим и проецирует их в сознание.
2. СОН:
54 Сновидящий совершает железнодорожную поездку, и, стоя перед окном, он закрывает вид для других, пассажиров. Он должен предоставить им возможность обзора.
55 Процесс начинает действовать, и сновидящий понимает, что он закрывает свет другим, стоящим позади него, а именно бессознательным компонентам личности. У нас нет глаз сзади, следовательно, "позади" - это область невидимого, бессознательного. Если только сновидящий прекратит закрывать собой окно (сознание), бессознательное содержание начнет осознаваться-
3. ВНУШЕННОЕ ВИДЕНИЕ-56 Берег моря. Море вторгается на землю, покрывая все. Сновидец оказывается на уединенном острове.
57 Море -это символ коллективного бессознательного, потому что бездонные пучины скрыты под его поверхностью.' То, что находится под ним, теневые персонификации бессознательного, прорывается в terra firma* сознания подобно потоку.
*Твердая земля (лат.) Прим.. пер.
Такие вторжения иногда кажутся сверхъестественными, потому что они иррациональны и непостижимы для человека, который с ними сталкивается. Они приводят к стремительным изменениям личности, поскольку мистическая отчужденность немедленно образовывают мучительную тайну, которая отчуждает и изолирует его от окружения. Это нечто такое, что мы "не можем сказать никому". Мы боимся обвинения в ненормальности - и не без причины, потому что подобное происходит с лунатиками. Вернее, это мольба вызванная интуитивным восприятием такого вторжения в сущность, которое патологически затопляет ее, хотя неспециалисту это трудно понять. Мистическая отчужденность возникает, как правило, для оживления психической атмосферы как заменитель при потере контакта с другими людьми. Это вызывает активизацию бессознательного и, таким образом, производит что-то подобное иллюзиям и галлюцинациям, которые осаждают одиноких странников в пустыне, мореплавателей и святых. Механизм этих феноменов лучше всего объяснять в терминах энергетики*. Наши нормальные отношения с объектами поддерживаются существенными затратами энергии. Если отношение к объекту прерывается, то возникает "задержка" энергии, которая порождает эквивалентный заменитель. Например, когда из отношений, отравленных недоверием, возникает мания преследования, то в качестве заменителя появляется иллюзорная реальность, в которой вместо людей витают таинственные призрачные тени. Поэтому первобытный человек всегда верил, что одинокие пустынные места населены "дьяволами" и подобными им привидениями.4. СОН:
58 Сновидящий окружен толпой женских, фигур (см. рис.33). Голос внутри него говорит: "Сначала я должен удрать от Отца".
59 Здесь психическая атмосфера оживлена тем, что в средние века называлось суккубами. Напомним о видениях св.Антония в Египте, так эффектно описанных Флобером в "Искушении св. Антония". Элемент галлюцинации проявляется в том, что мысль высказана явно. Слова "сначала я должен удрать" требуют заключающей сентенции, "для того, чтобы". Предположительно это звучало бы как "для того, чтобы идти за бессознательным, т.е. соблазнительными женскими фигурами" (рис. 9). Отец, воплощение традиционного духа, как представляется в религии или философии жизни, встает на его пути. Он заточает сновидящего в мир сознательного разума и его ценностей. Традиционный мужской мир с его интеллектуализмом и рационализмом ощущается как препятствие, из чего мы должны заключить, что бессознательное, приблизившееся к нему, находится в прямом противостоянии к сознанию и что сновидец, несмотря на это противостояние, расположен к бессознательному благоприятно. Поэтому последнее стремится не подчиняться рационалистическим решениям сознания; оно должно быть скорее опытом sui generis.
* Речь идет об энергетической метафоре психики, ее структуре и функции. Предложенная впервые в работах П.Жане, эта метафора, благодаря работам З.Фрейда и других психоаналитиков, стала широко популярной в психологии личности. Прим.. ред.
Естественно, для интеллекта принять это нелегко, потому что вызывает, по меньшей мере частичное, если не всеобщее, sacrificium intellectus* Возникающая проблема слишком сложна, чтобы ее мог усвоить современный человек, потому что в начале он может понимать бессознательное лишь как несущественное и нереальное добавление к сознательному разуму а не как особую форму переживания со своими собственными законами. Во время последующих снов этот конфликт появится снова и снова, пока, наконец, не будет найдена правильная формула для корреляции сознания и бессознательного и индивид найдет правильную позицию между ними. Такой конфликт решается не пониманием, а только переживанием. Каждый этап должен быть пережит. Не существует чудес интерпретации или других приемов для преодоления этой трудности, потому что союз сознания и бессознательного может быть достигнут только постепенно.60 Сопротивление сознания бессознательному и обесценивание последнего были исторически необходимы в развитии человеческой психики, так как в противном случае сознание не смогло бы дифференцироваться вообще. Но сознание современного человека отстоит от бессознательного слишком далеко.
* Жертвоприношение разума (лат.) Прим.. пер.
Рис. 9. Пробуждение спящего Короля, описанное как суд Париса, и Гермес в качестве проводника душ. - Thomas Aquinas (pseud.), De alchimia. Codex Vossianus 29 (16 век)"
Рис. 10,11,12. Мелюзина; двухголовая Мелюзина; сирена с маской. Eleazar, Uraltes chymisches Werk (1760)
Мы забыли, что психе никоим образом не есть наше сознание,что она по большей части автономна и бессознательна. Поэтому проявление бессознательного вызывает у цивилизованных людей страх, порождая устрашающую аналогию с сумасшествием. Разум не против "анализировать" бессознательное как пассивный объект, наоборот, такая деятельность совпадает с нашими рациональными намерениями. Но позволить бессознательному идти своим собственным путем и переживать это как реальность, - это превосходит смелость и способность среднего европейца. Он предпочитает просто не понимать этой проблемы. Поэтому духовное малодушие - лучший путь, потому что с ним не так опасно.
61 Переживание бессознательного есть личная тайна, сообщаемая только немногим, да и то с трудом; отсюда эффект изоляции, который мы отметили выше. Но изоляция ведет к компенсаторному оживлению психического настроения, которое воздействует на нас столь таинственно. Фигуры, которые появились во сне - женские, что указывает на женскую природу бессознательного. Они являются феями или чарующими сиренами и ламиями (рис. 10,11,12 ; ср. так же рис. 157),которые кружат голову одинокому страннику и сбивают его с пути.
Рис. 13. "Кусающий свой хвост" (Уроборос) как prima materia алхимического процесса с красно-белой розой, flos sapientum. Ниже coniunctio solis et lunae вместе с lapis philosophorum в виде солнца. Reusner, Pandora (1588)
Аналогично соблазнительные девы появляются в начале ekyia2 Полифила 3 (рис. 33), и Мелюзина Парацельса 4 - это несколько иная фигура подобного типа.
5. ВИДЕНИЕ:
62 Змея описывает круг вокруг сновидца, который стоит, вросши в землю как дерево.
Рис. 14. Сон Иакова. - Акварель Уильяма Блейка "
63 Очерчивание магического круга (рис.13) есть древнее колдовское средство, используемое каждым, кто держит в уметайную цель. Этим он защищается от "опасностей для души", которые угрожают извне и атакуют всякого, кто защищается тайной. Та же процедура использовалась с древних времен, чтобы очертить место священное и недоступное; например, основывая город, прежде всего пропахивали sulcus primigenius или первоначальную борозду 5 (ср. рис. 31). То, что сновидец пускает в корень в центре, есть компенсация его непреодолимого желания уйти от бессознательного. Он испытал приятное чувство облегчения после этого видения и это правильно, поскольку он установил защищенный temenos,6 табуированную площадь, где он будет способен встречать бессознательное. Его изоляция, столь таинственная прежде, теперь озарена значением и целью и, таким образом, освобождает его от страхов.
6. ВИДЕНИЕ, непосредственно следующее за 5:
64 Окутанная покрывалом фигура женщины на ступеньке.
65 Мотив неизвестной женщины, специальное имя которой - anima7 появляется здесь впервые. Подобно толпе женских фигур в сне 4, она - персонификация настроения. Теперь фигура неизвестной женщины будет появляеться во многих снах. Персонификация всегда указывает на автономную активность бессознательного. Если появилась некоторая персональная фигура, мы можем быть уверены, что бессознательное начинает проявлять активность. Активность такой фигуры очень часто имеет предварительный характер: нечто такое, что сам сновидящий будет делать позже, предваряется заранее. В этом случае намеком должна быть ступенька, которая указывает на подъем или спуск (рис. 14).
66 Поскольку процесс, протекающий в снах подобного рода, имеет историческую аналогию в ритуалах инициации, следует привлечь внимание к важной роли, которую в них играет лестница семи планет, как нам известно из Апулея и других авторов. Инициации позднего классического синкретизма, уже переплетенного с алхимией (ср. видения Зосимы 8 ), были особенно связаны с темой восхождения, т.е. сублимации. Восхождение часто представлялось с помощью лестницы (рис. 15), отсюда посмертный дар в Египте в виде маленькой лестницы для Ка покойника. 9 Идея восхождения души через семь планетных сфер символизирует возвращение души к богу-солнцу, от которого она происходит, как известно, например, из Фирмика Матерна. 10 Поэтому мистерия Исиды, описанная Апулеем, 11 которая появляется в ранней средневековой алхимии, берет начало в александрийской традиции, переданной арабами, 12 и называется solificatio* В ней инициант коронуется как Гелиос.
Рис. 15. Scala lapidis, представляющая стадии алхимического процесса. - "Emblematical Figures of the Philosophers' Stone" (манускрипт. 17 век)
7. ВИДЕНИЕ:
67 Женщина под вуалью открывает свое лицо. Оно сияет как. солнце.
68 Solificatio завершается фигурой анимы. Процесс, кажется, соответствует illuminatio**, или озарению. Эта "мистическая" идея резко контрастирует с рациональной позицией сознания, которое знает лишь интеллектуальное просвещение как высшую форму понимания и инсайта. Естественно, эта позиция никогда не считается с тем, что научное знание удовлетворяет личность лишь поверхностно. Коллективная психе^ 3, уходящая корнями в седую древность (в отличие от тонкого налета современной психики), всегда требует специального ритуала, интегрируясь в сознание. Следовательно, для того, чтобы бессознательное "засияло", требуется подготовка, которая в большей степени соответствует характеру illuminatio а не рациональному "образованию". Solificatio удалена от сознательного разума бесконечно далеко и представляется ему почти химерой.
* Стадия духовной трансформации, аналогичная "просветлению". Прим. ред. - A.M.
** Просветление (лат.) Прим. пер.
5. ВИДЕНИЕ:
69 Радугой нужно воспользоваться как мостом. Но пройти каждый должен под ней, а не по ней. Любой, кто пойдет по ней, упадет и разобьется.
70 Только боги могут безопасно ходить по мосту радуги. Простые смертные падают и умирают, потому что радуга есть лишь видимость того, что соединяет небеса, а не дорога для человеческих существ, обладающих телами. Они должны проходить "под ней" (рис.16). Но вода тоже течет под мостами всоответствии с уклоном, отыскивая низшее место. Этот намек будет рассмотрен позже.
Рис. 16. Mercurius Tricephalus в виде Антропоса. Внизу изображен человек с завязанными глазами, ведомый животным. - - Kelley, Tractatus de Lapide philosophorum (1676)
9. СОН:
71 Зеленая страна, где пасется много овец. Это "страна овец".
72 Этот интересный фрагмент, загадочный на первый взгляд, может проистекать из детских впечатлений и особенно от той религиозной природы, которую в этой связи не надо далеко искать, например: "он заставил меня лечь на зеленое пастбище", или ранние христианские аллегории овцы и пастуха 14 (рис.18). Следующее видение имеет ту же направленность.
10 ВИДЕНИЕ:
73 Неизвестная женщина стоит в стране овец и указывает путь.
74 Анима, уже предчувствующая solificatio, теперь появляется как психопомп, как нечто, указывающее путь 15 (рис.19). Путь начинается в стране детей, т.е. в те времена, когда современное рациональное сознание еще не было отделено от исторической психе, коллективного бессознательного. Разделение неминуемо, но оно ведет к такому отчуждению от той туманной психе зари человечества, что в результате происходит потеря инстинктов и, следовательно, дезориентация в повседневных человеческих ситуациях.
Рис. 17. Мастер (или Гермес) как пастух Баранов и Быков, которые символизируют весенние желания, начало opus. - Thomas Aquinas (pseud.), De alchimia (16 век)
Но из разделения так же следует, что "странадетства" остается неопределенно инфантильной и становится постоянным источником детских наклонностей и импульсов. Сознательный ум, естественно, не приветствует, а подавляет подобные указания. Но настойчивое подавление вызывает еще большее отчуждение от истоков, увеличивая потерю инстинктов, пока это не приведет к потере души. В результате сознание или полностью захлестывается инфантилизмом, или постоянно должно защищаться от этого с помощью циничной аффектации старческого возраста или озлобленного смирения. Следовательно, мы должны понимать, что несмотря на свои несомненные успехи, рациональная позиция сознания сегодняшнего дня во многих отношениях по-детски неприспособленна и враждебна жизни. Стесненная и иссохшая, жизнь взывает о новых истоках. Но исток найдется лишь только тогда, когда сознательный ум позволит вести себя обратно в "страну детства", чтобы обрести, как прежде, руководство бессознательного. Оставаться ребенком слишком долго - это ребячество, но как раз ребячеством является движение прочь от "страны детства", и убежденность в том, что детства больше не существует. Но если мы вернемся в "страну детства", то мы не вынесем боязни стать инфантильными, потому что не понимаем, что все психическое обладает двумя лицами. Одно из них смотрит вперед, другое - назад. Оно амбивалентно и, следовательно, символично, как вся живая действительность.
75 Мы стоим на вершине сознания, по-детски веря, что дорога от него приведет к еще более высокому пику. Это химерический радужный мост. Чтобы достичь следующей вершины, мы прежде всего должны спуститься в страну, где дороги начинают разветвляться.
Рис. 18. Христос в качестве пастуха, Пласида. Равенна (424-451)
Мозаика. Мавзолей Галла
// СОН:
76 Голос говорит: "Но ты еще дитя".
77 Этот сон заставляет спящего согласиться, что даже высоко дифференцированное сознание никоим образом не нарушится ребяческими поступками и что возвращение в мир детства необходимо.
12 СОН:
78 Опасная прогулка с отцом и матерью вверх и вниз по множеству лестниц.
79 Детское сознание привязано к отцу и матери и никогда не привязано к самому себе. Возвращение в детство есть всегда возвращение к отцу и матери, к целостной сути психического не-эго, что представлено родителями с их долгой и важной историей. Регрессия вносит распад в наши исторические и наследственные детерминанты и лишь с большим усилием мы можем освободиться от их объятий. Наша психическая предыстория есть поистине дух тяготения, который нуждается в ступенях и лестницах, потому что, в отличие от лишенного телесной оболочки воздушного интеллекта, он не может веять, как хочет. Распад исторических детерминант в беспорядочную смесь подобен потере пути, где даже правильное кажется тревожной ошибкой.
80 Как отмечалось выше, тема ступеней и лестниц (см. рис. 14,15) указывает на процесс психической трансформации со всеми его подъемами и спусками. Классический пример этого - подъемы и спуски Зосимы по пятидесяти ступеням света и тьмы. 16
81 Конечно, невозможно освободиться от детства, не приложив больших усилий, как давно показали исследования Фрейда. Этого нельзя достичь только интеллектуальным знанием, единственный эффективный способ - это помнить, что существует также повторное переживание. Неумолимый бег лет и ошеломляющий прорыв только что открытого мира оставляет позади массу материала, с которым никогда не придется иметь дела. Нас это не потрясает, мы просто отстраняемся, так что когда в последующие годы мы возвращаемся памятью в детство
Рис. 20. Шесть планет, соединенных с седьмой, Меркурием, изображенном в виде Уробороса и красно-белый (гермафродитный) двуглавый орел. -Thomas Aquinas (pseud.), De alchimia, (16 век) "
Рис. 21. Семь планетных богов в Гадесе (подземном царстве). - Mylius, Philosophia reformata (1622)
воображает себя, а кого-то более завершенного. Это может означать ассимилирование различных сущностей в сферу его личности, которую сновидящий все еще отталкивает как нежелательную или даже невозможную. Отец, который восклицает так озабоченно: "Это седьмой" есть психический компонент самого сновидца, это его собственная озабоченность. Такая интерпретация может породить в сознании возможность того, что "седьмой" означает не только характер кульминационной точки, но скорее нечто угрожающее. С такой темой мы встречаемся, например, в сказке о Мальчике-с-пальчик и людоеде. Мальчик-с-пальчик - младший из семи братьев- Его облик карлика и его ловкость достаточно безобидны. Он один ведет своих братьев к логову людоеда, показывая этим свою опасную двойную природу как носителя хорошей и плохой судьбы, иными словами, он сам тоже людоед.
Рис. 22. Меркурий в "философском яйце" (алхимический сосуд). Как filius он стоит на солнце и луне, символах его двойственной природы. Птицы символизируют одушевление, пока под палящими лучами солнца в сосуде созревает гомункулус. - Mutus liber (1702)
С древних времен "семь" означает семь планетарных богов (рис-20); они образуют то, что надписи в пирамидах называют pant neteru, "товарищество богов" 17 (ср. рис.21, 23). Хотя товарищество описывается как "девять", часто имеется в виду, что здесь может быть не только девять, но и все десять, а иногда и еще больше. Поэтому Масперо 18 говорит нам, что первый и последний члены серии могут быть добавлены или удвоены без ущерба для числа девять. Нечто в этом роде случилось с классическим pant греко-римских и вавилонских богов в постклассическую эпоху, когда боги деградировали в демонов и удалились частью к различным звездам, а частью к металлам внутри земли. В результате получилось, что Гермес или Меркурий имеет двойную природу, будучи хтоническим богом открытий, а так же духом ртути, из-за чего его представляли как гермафродита (рис.22). Как планета Меркурий, он находится ближе всех к солнцу, следовательно, он теснейшим образом связан с золотом. Но, как ртуть, он растворяет золото и гасит его солнцеподобное сияние. В Средние века он был объектом самых удивительных умопостроений со стороны натурфилософов: иногда он был управляющим и помогающим духом paredroz !! (буквально "помощник", "товарищ"), или familiaris', иногда - servus или cervus fugitivus (беглый раб или олень), увертливый, неуловимый, дразнящий гоблин, который доводит алхимиков до отчаяния и имеет много атрибутов, общих с дьяволом. Например, он дракон, лев, орел, ворон, если отмечать лишь самые важные из них. В алхимической иерархии богов Меркурий является нижайшим, как prima materia, и высочайшим, как lapis philosophorum. Spiritus mercurialis (рис.23) для алхимиков есть их проводник (Гермес психопомп: ср. фиг. 146) и искуситель, он их добрая надежда и их крушение. Его двойная природа дает ему возможность быть не только седьмым, но даже восьмым - восьмым на Олимпе, "о ком никто не думал" (см. ниже, пар.204).
85 Читателю может показаться странным, что нечто столь отдаленное, как средневековая алхимия, здесь может быть уместным. Но "тайное или скрытое искусство" не так отдалено от нас, как мы думаем: что касается образованного человека, то сновидец должен был читать "Фауста", а "Фауст" - это алхимическая драма от начала и до конца, хотя современник имеет об этом лишь туманное представление. Наш сознательный ум далек от понимания всего, но бессознательное всегда видит "древние, священные вещи", какими бы странными они не были, и напоминает о них при каждом удобном случае. Несомненно, "Фауст" воздействует на нашего сновидца почти как Гете подвергался влиянию, когда юношей в свой лейпцигский период он изучал Теофраста Парацельса с фройлян фон Клеттенберг. 20 Именно тогда, скорее всего, таинственная эквивалентность семи и восьми глубоко запала в его душу, при этом вряд ли его сознательный ум когда-либо распутал эту тайну. Следующий сон покажет, что это напоминание о "Фаусте" не лишне.
Рис. 23. Мистический сосуд, в котором две природы объединяются (sol и tuna, caducous}, чтобы произвести filius hermaphroditus, Гермеса Психопомпа. по бокам расположены шесть богов планет. - Figurarum Aegyptiorum secrctarum. Манускрипт из авторской кол. (18 век) "
14 СОН:
86 Сновидящий находится в Америке и смотрит на служащего с остроконечной бородой. Говорят, что каждый имеет такого работника.
87 Америка - страна практического и ясного мышления, далекого от нашей европейской софистики. Интеллектом там следует управлять очень разумно, как служащим. Это, естественно, звучит как lese-majeste* и, следовательно, может иметь серьезное значение. Поэтому утешительно знать, что каждый (как во всех случаях в Америке) делает то же самое. "Человек с остроконечной бородой" - это наш освященный веками Мефистофель, которого Фауст "нанял", и которому не разрешалось торжествовать над ним до конца, несмотря на то, что Фауст отважился опуститься в мрачный хаос исторической психе и погрузился в непрерывно изменяющуюся неприглядную сторону жизни, поднявшуюся из этого кипящего котла.
88 Путем последующих вопросов было установлено, что сновидец сам опознал фигуру Мефистофеля в "человеке с остроконечной бородой". Многосторонность ума, изобретательная ловкость и научные склонности приписываются астрологическому Меркурию. Следовательно, человек с острой бородой представляет интеллект, который вводится сном как реальный familiaris,** чем-то связанный с опасным духом. Интеллект, таким образом, деградирует и с высшего положения, которое он занимал, переводится во второй ряд, расцениваясь как демонический. Не то, чтобы в нем было что-то демоническое - только сновидец не замечал раньше, что был одержимым интеллектом как негласно признаваемой высшей силой. Теперь он имеет возможность изменить взгляд на эту функцию, которая ранее была доминантой его психической жизни. Он может воскликнуть с Фаустом: "Так вот кто сидел в пуделе!".
* Оскорбление величества, государственная измена, политическое преступление, недостаточно уважительное отношение (фр.) Прим. пер.
** Приятель (лат.) Прим пер.
Рис.24. Виды деятельности, которым покровительствует Меркурий. Tubingen MS (около 1400) "
Мефистофель есть дьявольский аспект каждой психической функции, которая пробивает брешь в иерархии целостной психе и наслаждается независимостью и абсолютной властью (рис.36). Но этот аспект ощутим лишь тогда, когда функция приобретает отдельную сущность и объективируется или персонифицируется, как в этом сне.
89 Довольно странно, что "человек с остроконечной бородой" упоминается в алхимической литературе, в одной из Parabolae, содержащейся в Guldenen Tractat vom Philosophischen Stein21 написанном в 1625 году, который Герберт Зильберер 22 анализирует с психологической точки зрения. В компании старых седобородых философов находится молодой человек с черной остроконечной бородой. Неизвестно, считал ли Зильберер, что эта фигура принадлежит дьяволу.
90 Mercurius как ртуть есть весьма удобный символ для "флюида", т.е. подвижного, интеллекта (рис.24).' Поэтому в алхимии Mercurius иногда есть "дух", а иногда "вода", так называемая aqua permanens, которая есть ничто иное, как argentum vivum.
15 СОН:
91 Мать сновидца переливает воду из одного сосуда в другой. (Сновидящий запомнил только в связи с видением 28 следующей, серии, где этот сосуд принадлежал его сестре). Действие совершается с большой торжественностью: это имеет большое значение для внешнего мира. Затем сновидящего отбрасывает отец.
92 Мы уже встречались с темой обмена (ср. сон I): одна вещь помещается на место другой. Действовал "отец"; теперь начинает действовать "мать". Так же, как отец представляет коллективное сознание, традиционный дух, мать выступает от коллективного бессознательного, источника жизни 23 (рис.25). (Ср. латинское значение тсг¦уг¦, 24 fons signatus,25 как атрибут Девы Марии, и пр. - рис.26). Бессознательное изменяет положение жизненных сил, показывая этим изменение отношений. Последующие воспоминания сновидца позволяют нам видеть, кто теперь является источником жизни: это "сестра". Мать выше сына, но сестра равна ему. Таким образом смещение интеллекта освобождает сновидящего от господства бессознательного и, следовательно, от его [сновидящего] инфантильной позиции. Хотя сестра - это пережиток прошлого, мы определенно знаем из последующих снов, что она была носителем анима-образа. Поэтому мы можем заключить, что перенос воды жизни к сестре реально означает замещение матери анимой.24
Рис. 25. Источник жизни как fons mercurialis. Rosarium philosophorum (1550)
Рис. 26. Дева Мария, окруженная своими атрибутами, квадратный закрытый дворик, круглый храм, башня, ворота, родник и фонтан, пальмы и кипарисы (деревья жизни и смерти), все женские символы. - Благочестивый рисунок 17 века.
93 Анима теперь становится фактором, дающим жизнь, психической реальностью, которая сурово конфликтует с миром отца. Кто из нас мог бы заявить, не подвергая опасности свое душевное здоровье, что он принял бы руководство бессознательного в своем поведении, предполагая, что существует некто, могущий вообразить, что это должно значить? Любой, кто может себе это представить, легко поймет, что чудовищное оскорбление, такое как военная команда "кругом", должно быть нанесено традиционному духу, особенно духу, который одет в земное одеяние церкви. Это то самое тонкое изменение психической точки зрения, которое побудило древних алхимиков обратиться к умышленной мистификации и способствовало самым различным ересям. Поэтому для отца логично оттолкнуть сновидящего - это означает ничто иное, как отлучение. (Следует заметить, что сновидящий - католик.) Признавая реальность психе и делая ее одним из определяющих этических факторов нашей жизни, мы выступаем против духа согласия, который веками регулировал психическую жизнь извне посредством установлений и доводов. Не то, чтобы безрассудный инстинкт восстает против установленного порядка, по строгой логике своих внутренних законов он сам есть жесткая структура воображаемого и дополнительно созидающего - творческого основания всеобщего порядка. Но так как это основание созидательно, весь порядок, который из него происходит -даже в его "божественной" форме - есть фаза, переходная ступень. Несмотря на появление противоположного, становление порядка и распад того, что было установлено, находятся на глубине, за пределами человеческого контроля. Секрет в том, что лишь тот, кто может разрушить себя, поистине жив. Хорошо, что эти вещи трудны для понимания и поэтому благоразумно замалчиваются, ибо слабые головы лишь запутаются и придут в смятение. От таких опасностей догма - церковная, философская, научная - предлагает эффектную защиту и с социальной точки зрения, отлучение есть необходимое и полезное последствие.
94 Вода, которую мать, бессознательное, льет в сосуд, принадлежащий аниме, это превосходный символ жизненной силы души (ср. рис.152). Древние алхимики никогда не уставали предлагать новые выразительные синонимы этой воды. Они называли ее aqua nostra, mercurius vivus, argentum vivum, vinum ardens, aqua vitae, succus lunariae, и так далее, под этим они подразумевали субстанциональное живое бытие, которое противостоит строгой нематериальности разума абстрактного. Выражение succus lunariae ясно указывает на ночное происхождение воды, а aqua nostra, как и mercurius vivus - на ее земной характер (рис.27). Acetum fontis - это сильнодействующая разъедающая вода (кислота или щелочь), которая растворяет все сотворенные вещи и, в то же время, ведет к самому твердому продукту, таинственному lapis.
Рис. 27. Жизнеобновляющее влияние соединенных над купальней солнца и луны. - Милан, Bibliotheca Ambrosiana, Codex I "
95 Эти аналогии могут показаться чрезмерными. Но позвольте мне привести читателю сны 13 и 14 в следующей части (пар. 154,158), где символизм воды появляется снова. Важность действия "для внешнего мира", отмеченная самим сновидящего, указывает на коллективное значение сна, также как и тот факт - который имеет далеко идущее влияние на сознательную позицию сновидца - что его "оттолкнул отец".
96 Выражение extra ecclesiam nulla salus - "вне церкви нет спасения" - опирается на знание того, что установленное ею есть безопасный практичный путь с видимой или определенной целью, и что никаких путей и никаких целей за пределами этого найти нельзя. Мы не должны недооценивать опустошающий эффект потерь в этом хаосе, даже если мы знаем, что это sine qua поп любого возрождения духа и личности.
16 СОН:
97 Перед сновидящим лежит трефовый туз. Рядом появляется семерка.
98 Туз, как "1" - низшая карта, но высшая по ценности. Туз треф, имеющий форму креста, указывает на христианский символ. Поэтому в немецкой Швейцарии трефы часто называют Chru'dz (крест). В то же время три листа содержат намек на троичную природу Бога. Низшее и высшее есть начало и конец, альфа и омега.
99 Семерка появилась после туза треф, а не ранее. Предпочтительная идея такова: сначала христианская концепция Бога, а затем семь (этапов). Семь этапов символизируют трансформацию (рис.28), которая начинается с символов Креста и Троицы, и, оцененная с помощью ранних архаических аллюзий в видениях 7 и 13, восходит к solificatio. Но здесь намек на другое. Мы знаем, что возврат к Гелиосу античности, тщетно предпринятый Юлианом Отступником, был воспринят в средние века другим движением, которое выражалось формулой per crucem ad rosam (через крест к розе), приведшим позже к "Розе и Кресту" розенкрейцеров.
Рис. 28. Захват Левиафана с помощью состоящей из семи колен Давидовых рыболовной снасти, с распятием в качестве наживки. - Herrad of Landsberg, Hortus deliciarum (12 век)
Здесь эссенция небесного Солнца нисходит в цветок - земной ответ на взгляд с небес (рис.29). Солнечное качество перешло в символ "золотого цветка" китайской алхимии. Известный "голубой цветок" романтиков, пожалуй, последнее благоухание мистической "розы", в истинно романтическом стиле; это ведет назад, к средневековым разрушенным монастырям, в то же время скромно провозглашая что-то новое в земной влюбленности. Но даже золотое сияние солнца должно подчиняться закату, и это находит свою аналогию в блеске земного золота - хотя, как aurum nostrum, оно очень удалено от грубой материальности металла, по меньшей мере для утонченных умов. Один из самых интересных алхимических текстов - это Rosarium philosophorum, имеющий подзаголовок "Secunda pars alchimiae de lapide philosophico vero modo praeparando... Cum figuris rei perfectionem ostendentibus"(l550).*29 Анонимный автор -определенно "философ", он уверен, что алхимия связана не с ординарным приготовлением золота, а с философскими секретами. Для алхимиков-философов золото, несомненно, имело символическую природу'30 и наделялось такими атрибутами как uitreum или philosophicum. Возможно, благодаря этой чересчур очевидной аналогии с солнцем, за золотом отрицалось высшее философское значение, которое вместо него приписывалось lapis philosophorum. Преобразователь выше преобразованного, преобразованное - одно из магических свойств волшебного камня. В Rosarium philosophorum говорится: "Ибо наш камень, именуемый живой западной ртутью, которая, будучи помещена в золото, побеждает его, есть то, что убивает и оживляет".31 Что касается "философского" значения lapis, его хорошо показывает следующая цитата из трактата, приписываемого Гермесу: "Пойми, сын мудрости, что возвещает этот драгоценный камень:"... И мой свет побеждает всякий свет и моя добродетель всякую добродетель превосходит... Я порождаю свет, но и тьма тоже моей природы ."-
Вторая часть алхимии о философском камне, надлежащим образом изготовленном... с представлением изображений совершенной вещи (лат.) Прим. перев,
Рис. 29. Семилепестковая роза как аллегория семи планет, семи стадий трансформации и т.д. - Fludd, Summum bonum (1629), фронтиспис
17 СОН:
100 Сновидящий идет по длинной тропе и находит на пути голубой цветок.
101 Идти по длинной тропе означает странствовать по дорогам, которые, в частности, не ведут никуда; это означает поиск перемен и их преемственность. Сновидящий находит голубой цветок, бесцельно цветущий у дороги, случайное дитя природы, пробуждающее теплые воспоминания о более романтическом и лирическом времени, юношеской поре, когда все развивалось, когда научное видение мира еще не разрушилось миром опыта -или, скорее, когда разрушение только начинается и на прошлое кинут лишь мимолетный взгляд. На самом деле цветок, подобно дружественному знаку, божественной эманации из бессознательного, показывает сновидцу, лишенному, как и любой современник, своей доли безопасности, защиты и спасения, историческое место, где можно встретить друзей и братьев, где можно найти зерно, которое захочет прорасти в нем. Но сновидящий не знает ничего о древнем солнечном золоте, которое связывает невинный цветок с противоприродным черным искусством алхимии и с кощунственной языческой идеей solificatio. Потому что "золотой цветок алхимии" (рис.30) иногда может быть голубым цветком: "Сапфировый голубой цветок гермафродита".33
Рис. 30. Красно-белая роза, "золотой цветок" алхимии, место рождения filius philosophorum. - Ripley Scrowle. (манускрипт, 1582)
18 СОН:
102 Человек протягивает к нему руну с золотыми монетами. Сновидящий с негодованием бросает их на землю и немедленно начинает глубоко сожалеть об этом. Затем в огороженном пространстве происходят различные события.
103 История голубого цветка продолжается. "Золото" предложено и с негодованием отвергнуто. Такую ошибочную интерпретацию aurum philosophicum легко понять. Но как только это случается, приходит острая боль угрызений совести по поводу того, что драгоценная тайна отвергнута и на загадку Сфинкса дан неправильный ответ. То же самое произошло с героем майринковского "Голема", которому призрак предлагает пригоршню зерна, а он ее отвергает. Грубая материальность желтого металла с его одиозной славой и невысокая ценность зерна делают оба отказа достаточно понятными - но именно потому так трудно найти lapis: он - exilis *, он - выброшенный на улицу или в навозную кучу, он -обычнейшая вещь, которую можно найти где угодно - "in planitie, in montibus et aquis". Здесь есть однопорядковый аспект с драгоценным камнем Спиттелера в "Прометее и Эпиметее", который по той же причине не был распознан земной мудростью. Но "камень, который отвергли строители, ляжет во главу угла" и интуитивное представление об этой возможности вызывает у сновидящего сильное сожаление.
*Неприятный, тусклый (лат.) Прим. перев.
104 Во внешнем аспекте весьма банально то, что золото становится деньгами, т.е. облекается в монеты, чеканится, оценивается. Психологически это как раз то, что Ницше отказывался делать в своем "Заратустре": давать имена ценностям. Будучи оформлена и названа, психическая жизнь разменивается на отдельные монеты. Но это возможно лишь потому, что свойственно целому ряду вещей, скоплению разобщенных унаследованных единиц. Обычный человек не есть "самость" - он является массой и частицей в массе, коллективе до такой степени, что он даже не осознает свое собственное эго. Поэтому с незапамятных времен он нуждается в преобразующих мистериях, которые должны ввергнуть его в ничто иное, как variete, и избавить его от животной коллективной психе.
105 Но если мы неподобающим образом отталкиваем это variete человека "как он есть", то он не может достичь интеграции, стать самостью. 34 И это ведет к духовной смерти. Жизнь, как иногда случается, в себе и для себя - нереальная жизнь; она реальна, когда она известна. Лишь целостная личность может ощущать жизнь, но не та, которая расщеплена в различных аспектах, этот узел начал и концов, который тоже называет себя "человеком". Опасная множественность, уже проблескивавшая в сне 4 (пар.58), компенсируется в впечатлении 5 (пар.62), где змея описывает магический круг и тем отмечает табуированную площадь, temenos (рис.31). Во многом тем же путем и в аналогичной ситуации temenos вновь появляется здесь, рисуя "множество" вместе для объединенного разнообразного выполнения - собрания, которое выглядит как увеселение, хотя оно быстро утратит свой увеселительный характер: "игра козлов" разовьется в "трагедию". Согласно всем аналогиям, игра сатира была мистическим действием, из которого мы можем заключить, что его целью, как и везде, было восстановление связи человека с его естественными предками и, таким образом, с источником жизни, почти так же, как непристойные истории, aiscrologia рассказываемые афинянками во время Элевсинских мистерий, задумывались для поддержания плодородия земли. 35 (ср. так же рассказ Геродота 36 об эксгибиционистских действиях, связанных с празднествами Исиды в Бубастисе).
106 Однако аллюзия компенсаторного значения temenos для сновидящего еще окутана тьмой. Как можно вообразить, он гораздо более связан с опасностью духовной смерти, которая воскрешается в памяти благодаря неприятию им исторического контекста.
19 ВИДЕНИЕ:
107 Мертвая голова. Сновидящий хочет отбросить ее, но не может. Череп постепенно превращается в красный шар, затем в женскую голову, которая излучает свет.
108 Череп, упоминаемый Фаустом и Гамлетом, - это напоминание об ужасающей бессмысленности человеческой жизни, когда она "поблекла с побледнением мысли". Традиционные мнения и заключения заставили сновидца отбросить в сторону сомнительные и непривлекательные предложения. Но когда он пытается отвратить зловещее видение мертвой головы оно превращается в красный шар, который мы можем принять за аллюзию восходящего солнца, поскольку затем она превращается в сияющую голову женщины, прямо напоминая о видении 7 (пар.67).
Рис. 31. Символический город как центр земли, его четыре защитные стены образуют квадрат: типичный temenos. - Maier, Viatorium (1651)
Проявляется, очевидно, энантиодромия, игра противоположностей,37 после отвержения бессознательное более сильно настаивает на своем. Прежде всего оно порождает классический символ для единства и божественности самости -солнце; затем оно приводит к мотиву неизвестной женщины, которая воплощает в себе бессознательное. Естественно, этот мотив включает в себя не просто архетип анимы, но и отношение сновидящего к реальной женщине, которая является и личностью и сосудом для психической проекции ("Сосуд сестры" в сне 15, пар.91).
109 В философии неоплатоников душа имеет определенные свойства сферы. Субстанция души окружена концентрическими сферами четырех элементов над пламенеющими небесами.
20 ВИДЕНИЕ:
110 Шар. Неизвестная женщина стоит на нем и поклоняется солнцу.
111 Это видение является расширением видения 7 (пар.67). Отвержениие в сне 18, очевидно, равнозначно здесь разрушению всего целостного развития. Следовательно начальные символы появляются теперь снова, но в расширенной форме. Такая энантиодромия является характеристикой серий сновидений вообще. Пока не вмешается сознание, бессознательное будет посылать волну за волной, подобно сокровищу, которое, говорят, девять лет, девять месяцев и девять дней должно идти к поверхности и, если оно не обнаружено в последнюю ночь, опускается вниз, чтобы начать все сначала.
112 Этот шар, возможно, является плодом из идеи красного шара. Но, поскольку последний есть солнце, шар здесь, скорее, является образом земли, на которой стоит анима, поклоняющаяся солнцу (рис.32). Анима и солнце, таким образом, разделены, это указывает на тот факт, что солнце и душа представляют различные принципы. Анима - олицетворение бессознательного, тогда как солнце - символ источника жизни и предельной целостности человека (как указывается в solificatio). Опять таки, солнце есть античный символ, который до сих пор очень близок нам. Мы так же знаем, что ранние христиане с трудом отличали hlioz anatolhz (восходящее солнце) от Христа.39
Рис. 32. Соединение солнца и луны - coniunctio solis et lunae. Trismosin, Splendor solis. (манускрипт 1582)
Анима спящего, кажется, должна быть солнцепоклонницей, она, так сказать, принадлежит к древнему миру по следующей причине: сознательный ум с его рационалистической позицией мало или совсем не интересуется ею и, следовательно, делает невозможным для анимы стать современной (или лучше, христианизированной).
Это выглядит почти так же, как если бы развитие интеллекта, которое началось в Средние века как результат схоластических упражнений, вело аниму к возврату в древний мир. Ренессанс дает нам достаточное свидетельство этому, яснее всего изложенному в Hypnerotomachia Франческо Колонна, где Полифил встречает свою аниму, Полию, при дворе царицы Венеры, совершенно незатронутом христианством и одаренном всеми "добродетелями" античности. Книга прямо рассматривалась как текст мистерии. 40 С такой анимой мы входим прямо в древний мир. Поэтому я не стал бы думать, что кто-либо ошибается, интерпретируя отталкивание золота в сне 18 ex effectu как попытку избежать прискорбного и неподобающегося возврата к античности. Действительно, жизненные доктрины алхимической философии текстуально идут из позднего греко-римского синкретизма, как Руска, например, достаточным образом установил в случае "Turba". Поэтому любая аллюзия в алхимии относит нас назад к древнему миру и осуществляет подозрительный возврат к языческому уровню.
113 Здесь, возможно, стоит подчеркнуть, что бессознательное сновидящего не подозревает всего этого. Но в своем бессознательном сновидец погружен в море исторических ассоциаций, так что он поступает в своих снах так, как если бы он полностью осознавал эти удивительные экскурсии в историю человеческого ума. Фактически он бессознательно изображает автономное психическое развитие, подобно средневековому алхимику или классическому неоплатонику. Поэтому каждый мог бы сказать - cum grano salis, что историю можно было бы легко сконструировать по его собственному бессознательному - так же как и по существующим текстам.
21 ВИДЕНИЕ:
114 Сновидящий окружен нимфами. Голос говорит: "Мы здесь были всегда, только ты нас не замечал" (рис.33).
Рис. 33. Полифил в окружении нимф. - Beroalde de Verville, Le Songe de Poliphile (1600)
115 Здесь регрессия проходит еще дальше, к бесспорно классическому образу. В то же время ситуация сна 4 (пар.58) повторяется снова, как и ситуация сна 18, где отвержение привело к компенсаторной энантиодромии видения 19. Но здесь образ усиливается галлюцинаторным распознаванием того, что драма существовала всегда, хотя до этого не замечалась. Реализация этого объединяет бессознательную психе с сознанием, как с сосуществующей сущностью- Феномен "голоса" во снах всегда имеет для сновидящего окончательный и неоспоримый характер antoz efa, 41 т.е. голос выражает неоспоримую истину или условие. Тот факт, что установлен смысл прошлого, что достигнут контакт с глубочайшими пластами души, принимается бессознательной личностью сновидящего и сообщается его сознанию как ощущение сравнительной безопасности.
Рис. 34. Nigredo, стоящий на rotundum, т.е. sol niger (черном солнце). -Mylius, Philosophia reformata (1622)
116 Видение 20 представляет аниму как солнцепоклонницу. Она находится на шаре или сферической форме. Но первой сферической формой был череп. Согласно традициям, голова или мозг есть вместилище anima intellectualis. Поэтому алхимический сосуд должен быть круглым подобно голове, так что исходящее из сосуда должно быть равно "круглому", т.е. простому и совершенному как anima mundi. Работа увенчана изделием rotundum, которое, как materia globosa, располагается в начале и в конце, как золото (рис.34; ср. так же рис.115, 164,165). Возможно, что нимфы, которые "всегда были здесь", являются аллюзией к этому. Регрессивный характер этого видения так же очевиден из того, что оно содержит умножение женских форм, как во сне 4 (пар. 58). Но здесь они имеют классическую природу, которая, подобно поклонению солнцу в видении 20, указывает на историческую регрессию. Расщепление анимы на многие фигуры эквивалентно регрессии в неопределенное состояние, т.е. в бессознательное, из чего мы можем заключить, что относительный распад сознания равносилен личностной регрессии (процессу, который наблюдается в своей крайней форме в шизофрении). Распад сознания или, как говорит Жане, abalssement du niueau mental,* приводит к первобытному состоянию ума. Параллель к этой сцене с нимфами следует искать в regio nymphididica Парацельса, отмеченном в трактате De vita longa как начальный этап процесса индивидуации.43
* Снижение ментального уровня (фр.) Прим. перев.
22 ВИДЕНИЕ:
117 В первобытном лесу. Угрожающе маячит слон. Затем огромная обезьяна, медведь или пещерный человек угрожает сновидящему дубиной (рис.35). Внезапно появляется "человек, с остроконечной бородой", он пристально смотрит на нападающего и зачаровывает его. Но сновидящий напуган. Голос говорит: "Все должно управляться светом".
118 Множество нимф раздробилось на еще более примитивные компоненты; так сказать, влияние настроения значительно возросло, из этого можно заключить, что пропорционально возросла изоляция сновидящего от современников. Эта изоляция может привести назад к видению 21, где единение с бессознательным было осознано и принято как факт. С точки зрения сознания это иррационально; оно устанавливает тайну, которую надо заботливо охранять, поскольку ее существование невозможно объяснить любой так называемой здравомыслящей личности. Того или каждого, кто попытался бы сделать это, посчитали сумасшедшим. Следовательно, разряд энергии в окружающее пространство значительно задерживается, в результате энергия накапливается в области бессознательного: поэтому в автономии бессознательных образов возрастает патологическое, достигая кульминации в агрессивности и настоящем ужасе. Прежде интересные и разнообразные, превращения становятся неприятными.
Рис. 35. Средневековая версия "дикого человека". - Codex Urbanus Latinus 899 (15 век)
Мы обнаруживаем, что достаточно легко принимаем классические фигуры нимф благодаря их эстетической красоте; но мы не представляем, что за этими грациозными фигурами скрывается дионисийская мистерия античности, игра сатиров с ее трагическим смыслом: кровавое расчленение бога, который стал животным. Здесь нужен Ницше, чтобы показать во всей ее слабости позицию европейского школьника по отношению к древнему миру. Но что означает Дионис для Ницше? То, что он сказал об этом, следует воспринимать серьезно; то что он сделал ему - еще серьезней. Не может быть сомнения, что на ранних этапах своей роковой болезни он знал, что несчастная судьба Загрея была уготована и ему. Дионис -бездна страстного распада, где все человеческие различия перемешиваются с животной божественностью первобытной психе - блаженное и страшное переживание. Человечество, толпясь за стенами своей культуры, верит, что оно избежало этого испытания до тех пор, пока оно не преуспевает в освобождении другой оргии - кровопролития. Все здравомыслящие люди были поражены, когда это случилось и обвинили финансовые круги, военную промышленность, евреев и франкмасонов.44
.19 В последний момент "остробородый" друг появляется на сцене как услужливый deus ex, machina* и изгоняет угрозу уничтожения, исходящую от обезьяны-убийцы. Когда Фауст глядел с невозмутимым любопытством на призраков и чертей классической Walpurgisnacht**, кто знает, сколь многим он был обязан поддерживающему присутствию Мефистофеля и его прозаической точке зрения! Если бы люди могли вспомнить о научных или философских размышлениях неправильно употребляемого интеллекта в нужный момент! Те, кто неправильно его используют, навлекают на себя подозрение в том, что они никогда не переживали чего-либо, что могло бы сообщить им о его ценности и показать, почему человечество ковало это оружие с таким беспрецедентным усилием. Надо совсем не соприкасаться с жизнью, чтобы не замечать таких вещей. Интеллект может быть дьяволом (рис.36 ) , но дьявол - "блудный сын хаоса", которому можно с готовностью довериться, чтобы эффективно бороться с его породителем. Дионисийский опыт даст этому дьяволу достаточно работы, которую он будет ожидать, поскольку окончательное решение проблемы с бессознательным значительно превосходит труды Геркулеса- По моему мнению, это целый мир проблем, которые интеллект не мог бы решить даже за сотни лет - здесь причина того, почему он часто уходит в отпуск, чтобы восстановиться на более легких задачах. И по той же причине психе забывается столь часто и столь же долго, и потому интеллект часто использует "магические слова" вроде "оккультный", "мистический" в надежде, что даже разумные люди подумают, что этот лепет что-нибудь реально означает.
* Бог из машины (лат.). В античном театре неожиданное появление с помощью театрального механизма на сцене бога приводило к развязке конфликта. Прим.. ред.
** Вальпургиева ночь (нем.) Прим. перев.
Рис. 36. Дьявол как эфирный дух и безбожный разум. - Иллюстрация Эжена Делакруа (1799-1863) к "Фаусту", ч. 1.
120 В заключении голос объявляет: "Все должно управляться светом", где подразумевается свет сознательного ума, достигшего подлинного illuminatio. Темные глубины бессознательного более не могут отрицаться невежеством и софистикой -бедной маскировкой всеобщей боязни - и не могут быть объяснены с помощью псевдонаучных рационализации. Наоборот, теперь следует отметить, что в психе существуют вещи, о которых мы знаем мало или совсем ничего не знаем, но они, тем не менее, воздействуют на наши тела самым настойчивым образом; и что они обладают, по меньшей мере, такой же реальностью, как вещи физического мира, который мы, в конечном счете, тоже не понимаем. Любая линия исследования, которая утверждает, что ее предмет был нереальным или всего лишь "Только", не сделала никакого вклада в знание.
121 С активным вмешательством интеллекта начинается новая фаза бессознательного процесса: сознание должно теперь согласится с фигурами неизвестной женщины ("анима"), неизвестного человека ("тень"), мудрого старца ("мана личность")45 и символами самости. С последней мы будем иметь дело в следующем разделе.
Рис. 37. Семилепестковый цветок. - Boschius, Symbolographia (1702)
Рис.38. Меркурии в виде девственницы, стоящей на золотом (so l ) и серебрянном (luna) фонтанах, со своим сыном - драконом. - Thomas Aquinas (pseud.), De alchimia, (16 век)
Рис. 39. Шри-Янтра