пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
БЛАГОДАРНОСТИ
У каждой главы этой книги есть множество неназванных соавторов - пациенты, друзья, коллеги, родственники - каждый мужчина или мальчик, кто, просто оставаясь собой, послужил примером каких-то черт того или иного бога-архетипа или помог мне понять, каково быть мужчиной или мальчиком в этой патриархальной культуре. Многие женщины рассказывали мне о мужчинах в своей жизни, и казалось, что эти женщины знают их лучше, чем себя, - особенно это касается мужчин, не слишком склонных к саморефлексии. Важную роль в создании книги сыграли мужчины, вместе со мной погружавшиеся в юнгианский анализ своей личности, стремясь открыть чувства, эпизоды и грани своего "я", скрытые от них самих.
Таким образом, большинство описаний составлены на основании изучения множества мужчин, с которыми я общалась при различных обстоятельствах, - особенно в ходе своей двадцатипятилетней психиатрической практики. Моя работа выполняется в теменосе (в переводе с греческого - "святилище") доверия и конфиденциальности. В таких условиях удается постепенно раскрыть неосознанное и забытое. Каждый мужчина, доверивший мне свою душу, помог мне узнать что-то новое о психологии мужчин и женщин, включая меня саму. Спасибо вам всем.
На страницах этой книги для иллюстрации тех или иных черт какого-нибудь бога я нередко упоминаю исторических деятелей, знаменитостей или литературных персонажей. В таких случаях я основываюсь на публичном образе человека и на том, что о нем говорят, а не на личном знакомстве или результатах клинических исследований. Реальные люди, как правило, значительно отличаются от своего имиджа. Эта книга, как и "Богини в каждой женщине", опирается на открытия и теории К. Г. Юнга. В основе моей работы лежат его идеи об архетипах, коллективном бессознательном и о психологических типах. Описав эдипов комплекс, Зигмунд Фрейд обнаружил связь между греческой мифологией и человеческой психикой, и эта идея потом получила значительное развитие в работах психологов-юнгианцев. Многие работы об архетипах, написанные после Юнга, были опубликованы издательством Spring Publications, и значительная часть из них-под редакцией Джеймса Хиллмана. Многие из этих книг упомянуты в примечаниях к отдельным главам и в библиографии. Особое влияние на меня оказали работы Марри Штайна.
Важное место в этой книге уделено патриархальной культуре, в которой мы живем, -тому, каким образом она формирует ценности, мировосприятие и в конечном счете личность каждого из нас. За разработку этой темы нам следует благодарить целое поколение общественных деятелей, писателей и ученых. Хочу особо поблагодарить тех, кому я обязана собственными познаниями в этой сфере: Глорию Штайнем и весь коллектив женской организации Ms. Foundation for Women; доктора медицины Джин Бейкер Миллер, доктора медицины Александру Симоне и всех членов женской организации Task Force and Committees on Women при Ассоциации психиатров Америки. Анти Фран-син, вместе с которой я проводила множество семинаров, научила меня глубже понимать влияние семьи и культуры на ребенка - особенно в тех случаях, когда архетипические паттерны данного ребенка не встречают должной оценки и признания со стороны родителей. Алиса Миллер в своих работах сформулировала новый подход в психоаналитическом мышлении (согласующийся с моими собственными наблюдениями), где особое внимание уделяется тому ущербу, который наносят психике ребенка ущербные родители.
Эта книга созрела и родилась очень легко, поскольку ей позволили сделать это естественным образом - в соответствии с моими жизненными обстоятельствами, а не со сроками, изначально предусмотренными контрактом. Я благодарна своему издателю и редактору Клейтону Карлсону из издательства Harper&Row за понимание, а также за то, что он дал мне время и предоставил замечательного помощника - Тома Грэйди. Чувство слова и редакторский талант Тома оказались очень кстати. Спасибо за неоценимую помощь также моим литературным агентам Джону Брокману и Катеньке Мэтсон.
Джозеф Шинода, мой отец, всегда поддерживал меня на жизненном пути. Я унаследовала от него настойчивость, упорство, любовь к литературе и истории, а также владение устным и письменным словом. Он умер в первый год моей психиатрической ординатуры, так и не увидев ни моих детей, ни моих книг. Мне его очень не хватает, и, хотя нам довелось расстаться раньше, чем хотелось бы, я считаю, что мне очень повезло с отцом. Во многом тепло и глубина этой книги обусловлены тем, что у меня был успешный отец-Зевс, с которым приходилось отчаянно спорить и бороться, когда мои заветные мечты не совпадали с его желаниями.