апокалиптические мифы
Мне кажется, что сейчас никто не воспринимает каких-то глубинных смыслов фильмов или книг на тему апокалипсиса, их просто проглатывают. А затем проглатывается что-то другое.
А то, что я написал по поводу "старых" мифоа - это, конечно, лишь штрихи.
Весьма интересно, например, проследить как развивался христианский миф о конце света...
Если говорить о литературе, то ее немало, но у меня под рукой ссылки на
В мифологии принято группировать мифы о предстоящем конце света, мира как эсхатологические (???????, «последний» др. греч.) мифы.
Многие мифы повествуют о мифологическом времени и важнейших событиях прошлого, происходящего в нем. Эсхатологические мифы же содержат предсказания о будущем конце света. Интересен тот факт, что эсхатологические мифы отсутствовали у народов, сохранявших первобытный уклад жизни и культуру. Для архаичных мифологий характерно представление о катастрофе, отделяющей мифические времена от настоящего: о потопе, пожаре, гибели поколения титанов обитавших на земле до появления человечества. Не будучи собственно эсхатологическими, эти мифы допускали возможность мировых катастроф.
Своеобразным базисом для возникновения эсхатологических мифов являлись так называемые календарные мифы (о чем уже упомянул в своем посте Ди) - о смерти и воскресении природы, о силах хаоса, злых духах и чудовищах, угрожающих существованию мира. Интересно, что в этих мифологиях уже усматривается праобраз этического учения о борьбе добра и зла.
Так, например в германо-скандинавской мифологии «прорицание вёльвы» повествует о клятвах, попранных самими богами; и на земле в последний век «бурь и мечей» братья станут убивать друг друга из корысти, близкие родичи погибнут в распрях и т. д., пока не наступит день «судьбы богов» (Рагнарёк).
В индуистской мифологии этическое начало прослеживается в представлениях о -«постепенном упадке добродетели людей от критаюги — золотого века — до современной калиюги, во время которой возобладает порок, в мире сохранится лишь четверть дхармыы, смешаются варны, прекратятся религиозные обряды, править будут жестокие чужеземцы, и которая завершится гибелью мира в огне, поднявшемся со дна океана».
Но в индуской мифологии цикличность сюжета гибели и обновления вселенной лишает эсхатологию конечного смысла. Весьма показательно, что вселенная мыслится в позднем индуизме вообще как результат игры бога Вишну.
Если в календарных мифах содержались представления о полной подчинённости судеб человечества безличным космическим циклам, равно как и о включённости рода и индивида во вселенский процесс обновления через смерть, то по мере того как племенные архаические устои заменялась государственностью, в которой возрастала роль тирании, менялся и смысл мифологии, который с вселенской, безличной катастрофы перенесся на человека. Архаичное стремление укрепить стабильность космоса ритуальными средствами сменяется ожиданием окончательной вселенской катастрофы, призванной принести избавление от бед этого, как безличного мира, так и мира тирана - государства.
Вместе с этим появляется идея мессии, спасителя человечества. Таким образом архаические эсхатологические мифы предуготовили более поздние идеи иудаизма о конце света, которые оформились и получили свое мифологическую завершенность в последующих повествованиях христианского мифа с его основной идей Спасителя. Борьба Зла и Добра безличного вселенского масштаба была оформлена в человеческой драме борьбы добра со злом в самом человеке. Такой космический конфликт перешедший в личностную человеческую сферу переживался как откровение (аокалипсис), находя выход в откровениях евангелистов, в различных видах творчества, а так же философских и культурологических концепциях.
LДекабрь не за горами, а тут ни слова :) Скоро же уже совсем :)
Сейчас мне кажется, что многих завораживает конец света, если он далеко, а как намеченная дата приближается, как-то и интерес пропадает. Интересно, почему? И ведь боятся всерьез.... Тогда почему поближе к "концу света" все как-то стихает?
Вообще, мне кажется, что можно говорить не столько о страхе, сколько о страхе-мечте.
Если ты умираешь, а после тебя жизнь продолжается, это трудно принять, а вот если я умер и все вместе со мной, то это как-то легче (наверное)...
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Тогда почему поближе к "концу света" все как-то стихает?
Потому что многим становится ясным, что "конец света" интересная тема, которой можно поднять рейтинги телеканалов.
У меня знакомый один оччень неглупый человек искренне верит в этот самый конец! Даже какие-то стратегические запасы сделал и всех убеждает поступать так же! Вот заболел серьезно недавно и переживает, что не доживет до декабря, ведь его интерпретированный миф повествует о том, что до декабря доживут только избранные, а потом произойдет качественный скачок в эволюции человека--обновление и все такое--новый энергетический уровень...
Мое мнение, что ЭТО что-то Здесь и сейчас, а что касается смерти, то чем меньше страх, тем меньше МИФОВ! Зависимость прямая!
======
Пока есть ТЕНЬ и Солнце не исчезнет!
ведь его интерпретированный миф повествует о том, что до декабря доживут только избранные
Какой честный (был)...
Когда женщину, в новобрачную ночь приводили к жениху и он снимал с нее покров, то сам процесс открытия покрова и назывался, апокалипсис.
-------------------------------------------------------------- А без навозу никак