Архетипы. Разные подходы, развитие концепции Юнга и ее критика
•
Добавлено votan, Суб, 03/06/2006 - 19:05 Юнгианство
Коллеги, а не взяться ли нам за обсуждение концепции архетипов?
В качестве отправной точки я предлагаю взять некоторые цитаты по данной теме из книги Самуэлса "Юнг и постюнгианцы" (есть на Касталии). Следуя предложению Хиллмана бороться с нарциссизмом, свойственным для глубинной психологии ;( ,начну с критики теории архетипов.
Пока - только цитаты, свои мысли приведу позже (времени, извините, совсем мало).
Добавлено votan, Вос, 04/06/2006 - 11:18
"votan, на мой взгляд, Самуэлс прекрасный классификатор, но слабый теоретик."
Выдающимся теоретиком Самуэлса действительно назвать сложно, насчет его слабости в этом смысле - вопрос спорный, хотя бы по причине чрезвычайной краткости изложения им своих взглядов, от которых остается часто фрагментарное впечатление (ср. сколько можно читать Юнга в оригинале и сколько книг Самуэлса). Ну и так же, очень кратко, Самуэлс говорит о взглядах других юнгианцах и о течениях в АП. И в общем -то очень непросто сравнивать концепции Юнга, о которых мы судим по большому количеству его книг и течениях в постюнгианстве, о которых знания у нас очень ограниченны. Сама эта книга - она скорее обзорная. Она ограниченна по объему, но посвящена очень большому кругу вопросов. Остается только сожалеть, что так мало у нас переводится и приходится довольствоваться малым из опыта развития постюнгианства.
"Клинические случаи представленные в его работе "Юнг и постюнгианцы" во многом не выдерживают критики, но это я так, "завидую""
Возможно. Но лично у меня от «очень» клинических случаев, приведенных не только в юнгианской, но и в ПА литературе остается неоднозначное впечатление, при этом я понимаю, что дело может быть в краткости и фрагментарности их изложения.
"Что касается "критики" теории архетипов, то здесь, пожалуй, "знатоков" хоть отбавляй."
Владимир, то о "критике" или критике говоришь. Мы же не будет защищать от критики все идеи Юнга в таком же духе как Фрейд защищал все свои концепции во времена Тайного Комитета. На мой взгляд многое из новых течений в АП и даже (кое-что, немного )из критики самого Юнга выглядит довольно конструктивным
"Сам Юнг во многом признавал метафизичность этого понятия, а как иначе? Архетип в принципе непредставим. "
Тем не менее, это не мешает временами строить иллюзии вокруг этого понятия и "модифицировать" идеи Юнга.
"Тут глубинной психологии не позавидуешь! То ли дело с физикой, химией"
Это точно! Но мне нравится такая ситуация
votan, Но лично у меня от «очень» клинических случаев, приведенных не только в юнгианской, но и в ПА литературе остается неоднозначное впечатление, при этом я понимаю, что дело может быть в краткости и фрагментарности их изложения.
Да, действительно полное изложение даже одного клинического случая могло бы занять несколько томов.
Владимир, то о "критике" или критике говоришь. Мы же не будет защищать от критики все идеи Юнга в таком же духе как Фрейд защищал все свои концепции во времена Тайного Комитета. На мой взгляд многое из новых течений в АП и даже (кое-что, немного) из критики самого Юнга выглядит довольно конструктивным.
Конечно о критиканстве. Гловер, написав свою работу «Фрейд или Юнг», до этого изучал работы Юнга более двух лет! Это достойно уважения.
votan, за тобой должок.
Да, увлекся я политикой . Было еще впечатление, что мало интереса к этой теме. Даже ты, Володь, Самуэлса слегка пожурил (и правильно!, а то сам-то он Юнга критикует почем зря ), и все...
Но ладно, давайте по делу , но, наверное, сумбурно получится
Мне было интересно не из книг (при всем глубоком и искреннем уважении к их авторам) обменяться с участниками форума мнениями и переживаниями, основанными на ЛИЧНОМ опыте на тему, скажем, реального присутствия и проявления архетипов в нашей с вами жизни. Эту тему можно было бы назвать и так - "архетипы обыденной жизни" . Скажу сразу о своей позиции - я не хочу что-либо опровергать или доказывать; мне нравятся слова Лао-Цзы - "спор означает отсутствие ясного видения вопроса" (с другой стороны - а когда оно бывает ясное, это видение-то ).
Мой опыт - концепцию Юнга об архетипах я принимал осторожно и медленно (к Юнгу я пришел после Фрейда ). Сейчас я достаточно уверен в существовании некоего слоя коллективного БСС и наших архетипов . Косвенным подтверждением существования некоего глубинного, определенным образом структурированного слоя, является и опыт (практический опыт!), например, школы Мелани Кляйн и Лакана, да и прозрения Фрейда кое-где очень даже соприкасаются с архетипическим подходом Юнга. Другой вопрос - какое место и роль архетипы занимают в нашей жизни, насколько часто проявляются. Та же "нуминозность" вряд ли может быть обязательным их признаком и всегда ли она является признаком именно архетипичности? А не может ли быть архетипичным нечто рутинное, повседневное? Вот, большинство людей каждый день ходят на работу, которая обычно имеет механический и безрадостный характер, никто не получает от нее радости и удовлетворения, но это затягивает! Нельзя ли это рассматривать с позиции теории архетипов и так же объяснить трудоголизм, который, в то же время, хорошо объясняется и с т.з. ПА? Или вот еще – на меня временами как-то завораживающе действует вид дороги, уходящей вдаль. Это бываю весьма сильные и спонтанные переживания, причем дорога может иметь совсем не величественный или романтический вид, но м.б. какое-то не совсем обычное ее освещение, ну и мое состояние играет тут важнейшую роль. Архетипично ли это? Я думаю – да. Что это за архетип - сложно правда сказать (хотя наверняка можно привести кучу интеллектуальных хитросплетенных суждений и примеров из мифологии, механически взятых из книг), но надо ли это классифицировать интеллектуально, главное здесь – это интимное переживание.
Далее, поговорим об Аниме. Вот сам Юнг пишет: ""Анима и Анимус живут в мире, совершенно отличном от внешнего, где пульс времени стучит бесконечно медленно, где рождение и смерть индивида идут не в счет. Неудивительно, что их сущность чужеродна и столь чужда, что их вторжение в сознание часто равнозначно психозу". Красиво звучит и,я бы сказал, литературно. Но ведь, даже если мы не будем опираться на концепцию архетипов, то мы можем сказать, что всегда в любом обществе существуют стереотипы женственности и мужественности (напр., Фромм вывел понятие социального характера) и все то, что считается женственным, мужчины подавляют в себе. Естественно, происходит раскол, диссоциация. И она м.б. очень сильной, т.к. наслаиваются и др. проблемы, в т.ч. и с реальной матерью. И прорыв содержаний БСС тоже бывает сильным, а то, что прорывается действительно может казаться удивительно чужеродным, относящимся к иному миру. Этот прорыв обязательно надо представлять как архетипический? А как разделить опыт отношений мать-ребенок и влияние архетипа матери. Я не спорю, т.к. сам временами чувствую в себе и вижу в других нечто, что надо отнести к архетипическим пластам психики, но это именно - временами и то не всегда есть полная уверенность... И это можно продолжить касательно др. архетипов,но, тем не менее, у меня все же есть внутренняя уверенность в признании слоя КБСС. Думаю, у нас есть глубинная потребность в придании нашей жизни, нашей конкретной ситуации, нашему личному БСС некоего иного измерения (архетипичесая потребность? ).
Надо ли архетипы представлять как некие внутренние единицы, кирпичики? Мне ближе подход, т.н. классической школы:
"Ибо есть общее движение в аналитической психологии, направленное от единых, больших, красивых, нуминозных ожиданий архетипической образной системы. Можно сказать, что архетипическое находится во взгляде созерцателя, а не в том, что он созерцает — во взгляде, который взаимодействует с образами. Архетипическое — это перспектива, определенная через воздействие, глубину, влиятельность и способность захватить. Архетипичное содержится в эмоциональном опыте восприятия, а не в заранее существующем списке символов."
"Я бы также рассматривал архетипы не столько как организаторы или создатели моделей, сколько кибернетически, скорее как связующие звенья, содержащие возможность смысла."
"не используем ли мы слово "архетипичность" как слово-заклинание, т.е. для того, чтобы добавить веса наблюдениям, которые мы хотим как-то выделить?". Вряд ли следует оспаривать, что "архетип" стал словом, нагруженным ассоциациями, оценочными суждениями и разного рода аурой, поэтому и возникают эти вопросы.
Из стать Чальтона "Вымыслы вокруг внутренних объектов":
"Юнгианская теория считает архетипические объекты реальными вещами. Клейнианская
теория считает реальными инстинкт смерти и интроецированные объекты. Фейрберн
размышлял как о реальных о трех типах пар самости и объектных репрезентаций,
которые он открыл.
Внутренние объекты настолько же реальны как духи или приведения. Они существуют
в начинке человеческого мозга как потенциала для определенных видов ощущений. Я
считаю их линиями в рассказе, творческими возможностями рассказывания о нашей
жизни. Мы порождаем смыслы и ощущения насколько мы умеем и эти смыслы и
ощущения, созданные нами, определяют кого и что мы из себя представляем.
Анализ помогает анализируемому понять, что существует множество способов
рассказывания его истории."
Могу также еще провести параллели с описанием достижений современной физики, представленными Капрой в "Дао физики" и с буддистским подходом. Это все - отдельная тема.
Архетипы могут вызывать сомнения в том смысле, как это писал Гловер:
"Он сомневается, насколько старое (каковыми считаются архетипы) следует считать мудрым или почтенным. Мышление доисторического человека, вероятно, было значительно ' моложе , чем мышление современного человека, и он должен был обладать меньшим коллективным бессознательным, которое обеспечивало бы ему мудрость и знание. И, спрашивает Гловер, "как может унаследованная тенденция дать мудрость и знание? ... Мудрость растет вместе с развитием понятийных форм, которые зависят в свою очередь от образования слов и от силы речи"
Я в общем-то тоже считаю, что по-настоящему человеческое начинается с выходом за рамки обусловленности, детерминизма, в той или иной форме. Не ведут ли архетипы к детерминизму? Не начинаем ли мы слишком любоваться этими возвышенными, нуминозными образами, за которые надо перешагнуть?). Это мои сомнения . И сам себя я отвечаю - архетипы не тождественны инстинктам, далеко не тождественны. Я уж не говорю о спорах вокруг инстинктах, об этой категории вообще и о целесообразности ее применения к человеку. А архетипы, если следовать Юнгу, - гораздо более сложная и тонкая штука, чем инстинкты. Они могут подсказывать решения сложных ситуаций, направлять вперед, а не просто приспосабливать.
Действительно, «архетип», пожалуй, самое сложное понятие. Да и вообще создается впечатление, что как понятие «архетип» не может существовать, т.к. нельзя дать какое-либо даже приблизительное определение ему. Но вот как психическое явление он настолько пронизывает нашу жизнь, что будь мы немного сознательнее просто «ужаснулись», видя, как часто мы подвергаемся его «бомбардировкам». Вопрос не в том, существую ли архетипы, и обладают ли они «божественной», нуминозной энергией, вопрос, на мой взгляд, заключается в том насколько сознание ГОТОВО повернуться лицом, принять, понять, и ответить на вызов (призыв) который приходит к нему из глубины психического космоса.
Если вспомнить, как Эрос долго «готовил» Психею к тому, чтобы она увидела его лицо, то становится понятным, насколько эта встреча может быть опасной для неподготовленного сознания. Второй пример. Преждевременное рождение Диониса Смелой после того, как она увидела Зевса во всем его божественном сиянии.
Для себя я сформировал некую позицию в интеллектуальном понимании архетипа:
Архетип, как «чистое» понятие существует в двух взаимодополняющих основных космических принципах Хаоса и Эроса, иначе, созидания и разрушения, сложения и деления, единичности и множественности, жизни и смерти, живого и неживого, органического и неорганического. Это психоидное состояние, которое сочетает в себе не сочетаемое – живое и мертвое, движение и покой. Эти основообразующие принципы, являясь содержимым, создают содержание психического, заполняя его образами, несущими в себе смысл, идею. Сознание, видя многообразие этих образов в праве определять их как архетипы, но по сути дела это многоликость сводима к двум принципам, т.е. к «чистым» архетипам образующим единый Психоид – гермафродит вечно воскресающий и умирающий, рождающий самого себя, что бы затем уничтожить себя. Мы видим лишь многоликость Протея, называя ее архетипическими образами, которые удерживает его жена Эйдотея.
Вотан
Вопрос не в том, существую ли архетипы, и обладают ли они «божественной», нуминозной энергией, вопрос, на мой взгляд, заключается в том насколько сознание ГОТОВО повернуться лицом, принять, понять, и ответить на вызов (призыв) который приходит к нему из глубины психического космоса."
Мне близок такой подход.
"Архетип, как «чистое» понятие существует в двух взаимодополняющих основных космических принципах Хаоса и Эроса, иначе, созидания и разрушения, сложения и деления, единичности и множественности, жизни и смерти, живого и неживого, органического и неорганического..."
А вот об этом и далее - надеюсь, конечно, что я тебя понимаю, Владимир, но было бы интересно поподробнее, если время есть у тебя...
Vladimir
Сам по себе термин «архетип» в АП означает некий формообразующий (я бы добавил форморазрушающий) ПРИНЦИП, который создает психическую реальность, наполняя ее универсальными, повторяющимися во все времена типичными образами и идеями. Юнг пишет: « Архетип в себе есть некий непредставимый наглядно фактор, некая диспозиция, (я бы добавил, принцип principium лат. основа, начало), которая в какой-то момент приходит в действие, начиная выстраивать материал сознания в определенные фигуры (архетипические образы). (Я бы добавил, что этот фактор, движущая сила наряду с выстраиванием сознательного материала, так же с успехом его разрушает). По определению, архетипы суть некие факторы (здесь Юнг, на мой взгляд, уклоняется от конкретики. Фактор (нем. factor делающий, производящий. Движущая сила, причина какого-либо процесса, явления) может быть только один: формирующий он же форморазрушающий) упорядочивающие и выстраивающие психические элементы в известные образы (зовущиеся архетипическими), но делается это так, что распознать их можно лишь по производимому ими эффекту».
Почему Юнг так упорно избегал давать четкой формулировки архетипа? Определение архетипа, как только лишь формообразующего - форморазрушающего принципа, фактора в точности соответствует фрейдовской концепции Эроса и Танатоса. Признание этого означало по сути дела, что открытие архетипа принадлежит Фрейду.
Добавлено votan, Пят, 09/06/2006 - 01:12
Понимаю ход твоих рассуждений, Владимир. Интересно.
" Признание этого означало по сути дела, что открытие архетипа принадлежит Фрейду."
Это тоже интересно. Фрейд-то временами мыслил архетипически, это очевидно. Правда, он этого не понимал
Я в общем-то архетипы вывожу из повторяющихся из века в век реальных жизненных ситуаций. Т.е., у каждого человека есть родители, у каждого есть БСС и Тень, все наблюдали восход солнца и т.п. Но можно, конечно, копнуть и дальше, глубже, это я понимаю, это интересно. Но не упрощение ли это - свести все к двум принципам?
А концепция Танатоса - это отдельный разговор, это вообще темная тема. В ПА от нее большинство уже давно отказалось
Танатос как персонификация смерти живого, наверное, узка, а вот как форморазрушающий принцип вообще, т.е. Хаос, более объемлюща.
«Но не упрощение ли это - свести все к двум принципам?». А у тебя есть на примете другие принципы?
В конце – концов христианство свело все мироздание к одному принципу – Богу – Демиургу, я более демократичен в этом смысле.
Так же и Отец и Мать - архетипы и вечный треугольник и сам ребенок!
Куда не посмотри, везде архетипы. А боги? А силы природы?
Я бы сказала, что архетипы открыли первобытные люди.
Фрейд говорил о психических структурах, Юнг об архетипах. И те, и другие формообразующие (структурирующие)силы, принципы.
«Фрейд говорил о психических структурах, Юнг об архетипах. И те, и другие формообразующие (структурирующие)силы, принципы».
Да Лахезис, но я бы добавил и форморазрушающие принципы.
В ПА (поменьшей мере среди значительной части ПА-в), насколько я понимаю, произошел отказ от признания существование некоего влечения (или инстинкта) к смерти, от идеи, что этим конструктом можно что-то реально объяснить в психической жизни человека. Для меня эта фрейдовская идея всегда выглядела сомнительной.
Vladimir
Вотан пишет: «признания существование некоего влечения (или инстинкта) к смерти, от идеи, что этим конструктом можно что-то реально объяснить в психической жизни человека. Для меня эта фрейдовская идея всегда выглядела сомнительной».
А и не надо что-то объяснять. Это самоочевидный факт. Мы каждое мгновение физиологически и психологически умираем и рождаемся, только этого не замечаем.
Еще один способ использования концепции архетипов, с которым я не могу согласиться, заключается в испльзовании понятия архетип с механистических позиций, а также в детерминистких подходах к психике. Для пояснения своей мысли приведу цитату:
"Если мы рассматриваем человека, пишет он (Сартр), "как того, кого можно проанализировать и свести к первичным данным, определить его мотивы (или желания), видеть в нем субъекта как собственность объекта", то мы действительно можем закончить тем, что разработаем впечатляющую систему субстанций, которые впоследствии сможем назвать механизмами, динамизмами или стереотипами. Но мы сталкиваемся с дилеммой. Наше человеческое существование стало "чем-то вроде бесформенной глины, которая может принимать (желания) пассивно, или может свестись к простой связке всех этих непреодолимых влечений или тенденций. В любом случае человек исчезает. Мы больше не можем отыскать того, с кем произошел тот или иной опыт"".
На эту же тему есть прекрасные слова у Гете в Фаусте.
И вот еще позиция экзистенциальных психологов, выраженная Ролло Мэем :
"Другое "но" связано с экзистенциальным отношением к бессознательному. В принципе многие экзистенциальные аналитики отрицают это понятие. По их мнению, все логические и психологические трудности связаны с доктриной бессознательного. Они выступают против расщепления бытия на части. Экзистенциальные аналитики утверждают: то, что называют бессознательным, все еще является частью данного человека. Ядро бытия неделимо. Сегодня следует признать, что доктрина бессознательного привела к возникновению современных тенденций рационализации поведения, избегания реальности собственного существования, к действиям, которые будто совершает человек, не сам творящий свою жизнь. (Человек с улицы, нахватавшийся профессиональных терминов, говорит: "Это сделало мое бессознательное".) По моему мнению, экзистенциальные аналитики правильно критикуют доктрину бессознательного как удобного бланка, на котором можно написать любую причину в качестве объяснения, или как резервуара, из которого можно вывести любую детерминистическую теорию. Но это взгляд на бессознательное на клеточном уровне. Нельзя допустить, чтобы подобные возражения перечеркнули весь вклад исторического смысла бессознательного, который содержится в позиции Фрейда. Великое открытие Фрейда и его огромный вклад должны были расширить сферу человеческой личности, выйти за пределы наличного волюнтаризма и рационализма викторианца, включить в эту расширенную область "глубины", то есть иррациональные, так называемые вытесненные, враждебные и неприемлемые побуждения, забытые стороны переживания ad infinitum64. Символом такого большого расширения области личности было "бессознательное".
Я не хочу пускаться в подробное обсуждение этого понятия, я лишь хочу предложить позицию. Справедливо, что бланковую, вырождающуюся, клеточную форму этого понятия следует отвергнуть. Но нельзя отказываться от идеи расширения личности, то есть истинного значения этого понятия. Бинсвангер замечает, что, говоря о времени, экзистенциальные терапевты не могут обойтись без понятия бессознательного. Я бы сказал, что бытие в некотором смысле неделимо, что бессознательное – это часть любого данного бытия, что клеточная теория бессознательного логически неверна и практически неконструктивна, но значение этого открытия, значение радикального расширения бытия – это один из самых великих вкладов современности, и мы должны об этом помнить."
Все, по-моему мнению, справедливо применить и к архетипам. Архетипы и коллективное БСС, по сути, это еще большее расширение личности. Несмотря на известное противостояние сознания и БСС (в т.ч. и КБСС, архетипов), напряжение между ними, а нередко и конфликты, архетипы - это тоже часть нас, а точнее это мы сами. Далее, нельзя забывать и о том, что Юнг видел в БСС и КБСС большую творческую силу (это касательно детерминизма).
Ранее здесь же обсуждали фрейдовский инстинкт смерти, но кое-что пропало, в т.ч. и интересная цитата Ролло Мэя, в чем-то пересекающася и с юнгианским подходом, хоть сам и н юнгианец:
"Определенно ясно, что фрейдовские механизмы привлекают разделение на дискретные причинно-следственные формулировки, которые удовлетворяют той детерминистской методологии, которая доминирует в американской психологии. Но необходимо также видеть, что делая из фрейдизма догму, мы упускаем существенные и жизненно важные аспекты фрейдовской мысли. В настоящее время существует любовный треугольник между фрейдизмом, бихевиоризмом в психологии и позитивизмом в философии. Примером одной из сторон этой связи является большая схожесть между теорией научения – редукции влечений Халла и фрейдовской концепцией удовольствия, целью бихевиоризма как состоящей из редукции стимулов. Примером второй связи в этом треугольнике является заявление философа Германа Фейгла, которое он сделал в своей речи на недавно прошедшем ежегодном собрании Американской психологической ассоциации, о том, что специфические фрейдовские механизмы могут быть сформулированы и использованы научно, но такие понятия, как "инстинкт смерти", – нет.
Но проблема в том, что такие конструкты, как "инстинкт смерти", по Фрейду, как раз и являются теми элементами, которые спасают его систему от полной механистичности; эти конструкты всегда лежат по другую сторону от детерминистических ограничений его теории. Они являются мифологией, в лучшем смысле этого слова. Фрейд не довольствовался простым проникновениям мифологических измерений в свое мышление, несмотря на свое старание в то же время выразить психологические закономерности в биологических предположениях девятнадцатого века. На мой взгляд, его методология была основой величия его вклада и сущностью для его центрального открытия – "бессознательного". Она была также сущностью его радикального вклада в новый образ человека, а именно, человека, которым движут демонические, трагические и деструктивные силы. Я пытался где-то в другом месте показать, что фрейдовская трагическая концепция Эдипа гораздо ближе к истине, чем наша склонность интерпретировать эдипов комплекс в терминах раздельно-половых и враждебных отношений в семье. Формулировка "инстинкта смерти" как биологического инстинкта не имеет, конечно, никакого смысла, и в этом случае правильно отвергается бихевиоризмом и позитивизмом. Но как психологическое и духовное состояние трагической натуры человека идея имеет действительно большое значение и превосходит любую чисто биологическую или механистическую интерпретацию. "
Если следовать определению Юнга, что инстинкт это «оборотная сторона медали» архетипа, то имеет смысл найти архетипический эквивалент инстинкта смерти, а так же ее архетипический паттерн. Какие соображения будут?
Сложные вопросы ты задаешь на ночь глядя, Владимир ;) . (Франция - Испания все силы отняли :) ). Как мы будем понимать "инстикт смерти" - в "классическом" варианте или как отступники разные предлагают :) ?
"Если следовать определению Юнга, что инстинкт это «оборотная сторона медали» архетипа, то имеет смысл найти архетипический эквивалент инстинкта смерти, а так же ее архетипический паттерн. Какие соображения будут?
"
Так зачем искать? Он есть и вполне определен - это Архетип Великой Матери, одно из лиц, которого - смерть.
Вотан, цитата понравилась, особенно последнее предложение. Согласна с автором.
"Так зачем искать? Он есть и вполне определен - это Архетип Великой Матери, одно из лиц, которого - смерть."
Это лицо - да, подходит, вроде бы... Можно еще архетип Убивающего Отца-Тирана вспомнить. Сатурна, скажем. Однако, это все лики, возможные проявления архетипов (или паттернов), не имеющих прямого отношения к смерти (влечения к смерти). А вот "архетипический эквивалент инстинкта смерти, а так же ее архетипический паттерн" - этого я не вижу, да возможен ли он? Сомневаюсь.
Если же искать некий архетипический паттерн, выражающий "психологическое и духовное состояние трагической натуры человека", то он совсем не обязательно длжен быть связан с какой-то человеческой фигурой.
Ну тогда нужно подумать про архетип секса. Это явление наиболее близко стоит к смерти из всего многообразия повседневных человеческих дел-состояний-проявлений.
Я понимаю, как секс можно связать со смертью, хотя не знаю, стоит ли он к ней наиболее близко "из всего многообразия повседневных человеческих дел-состояний-проявлений" (на основании своих личных переживаний я бы так не сказал). Мне кажется, получается, что смерть в этом смысле может проявляться в любой сфере жизни (напр., архетип Божественного ребенка и Дитя Дьявола). Наверное, просто трагизм и драматизм (а мы, как я пониаю, именно в этом смысле говорим о смерти, о влечении к смерти) как-бы рассеян по всему человеческому бытию. Хотя это несколько (я подчеркиваю - несколько, а не радикально, наверное) может изменяться в зависимости от угла зрения.
Да, я думаю, что смерть рассеяна по жизни. Любой интенсивный переход из одного состояния в другое - немножко смерть. Потеря идентичности, исчезновенние границ ( потому секс, сильная эмоция, которая грозит разрушить тело и сознание - все это - подступы к смерти. Состояние отчаяния, когда человек готов на все. тотальная целеустремленность, тоже мне кажутся близкими к смерти.
Мен сильно зацепил кастанедийский образ смерти, которая приходит за человеком и дает ему возщможность исподнить свой последний танец. Если он исполняет танец самозабвенно, без страха и действиельно как последний, смерть может уйти, удовлетворившись созерцанием этого танца. В таком танце, мне кажется, сконцентрировано все смаое ценное для человека, в нем много-много настоящей жизни. Возможно, влечение к таким состояниям - перехода от жизни к смерти, когда жизнь концентрируется перед последним вдохом-выдохом и есть влечение к смерти? Но Фрейд имел ввиду другое, хотя, честно говоря, мало кто понимает его идею, я - тоже плохо его понимаю, мне кажется, он сам не оченть хорошо понимал то, что писал.
"Но Фрейд имел ввиду другое, хотя, честно говоря, мало кто понимает его идею, я - тоже плохо его понимаю, мне кажется, он сам не оченть хорошо понимал то, что писал"
Ну, это можно попытаться понять, при желании, конечно. Одна из попыток - в работе Фромма "Анатомия человеческой деструктивности". Там в в конце, есть ПРИЛОЖЕНИЕ -
ФРЕЙДОВА ТЕОРИЯ АГРЕССИВНОСТИ И ДЕСТРУКТИВНОСТИ
, где Фромм подробно исследует взгляды Фрейда на эти вопросы, их формирование и возможные причины трансформации.
Что-то в последнее время инстинкт смерти набирает угрожающие обороты. Практически все к нему сводится: свобода, целеустремленность, архетип Великой Матери и даже секс (архетип секса?). Насчет двух последних связь понять можно: Великая Мать рождает все, превращая небытие в бытие; Эрос и Танатос - братья-близнецы. Но нельзя же все остальное связывать со смертью. Так можно любое изменение, движение именовать шагом к смерти, а остановку - самой смертью и так, прийти к тому, чтобы назвать инстинкт смерти самым главным инстинктом. Как невозможно быть немножко беременным, так невозможно быть чуть-чуть мертвым. Поэтому генерализация инстинкта смерти до таких масштабов не совсем понятна.
Что-то в последнее время инстинкт смерти набирает угрожающие обороты. Практически все к нему сводится: свобода, целеустремленность, архетип Великой Матери и даже секс (архетип секса?).
"Поэтому генерализация инстинкта смерти до таких масштабов не совсем понятна"
Да, увлекаться этим не надо :) . Я имел ввиду не генерализацию, а рассеяность трагизма и драматизма (я, честно говоря, хочу уйти от фрейдовских формулировок инстинкта смерти) по всему человеческому бытия, т.е. они не локализованы в одной точке/сфере (влечении) и могут проявляться где угодно. А могут и не проявляться, или проявляться в угрожающих масштабах. Но я не склонен везде видеть этот трагизм.
Я во взглядах на "инстинкт смерти", агрессивность и деструктивность практически во всем согласен с Фроммом 9"Анатомия человеческой деструктивности" и, по моему мнению, с его взглядами пересекается и Юнг, когда говорил примерно следующее - необходимость самопознания диктуетмя человеку самой судьбой, а отказ от него может привести к самым трагическим последствиям; БСС имеет на своем вооружение тысячи способов, чтобы задуть как свечу бессмысленноке существование...
Т.е., я хочу сказать, что Юнг также, насколько я понимаю, не видел у деструктивности и аутодеструктивности некоего центра в виде влечения, инстинкта; нет субстанции.
Можно быть беременной по-разному (на разных стадиях беременности), так же можно быть умирающей по-разному. Умереть вместе с телом, действительно можеть лишь раз, а вот УМИРАТЬ при живом теле можно множество раз.
У того же самого Фрейда есть высказывание примерно такое - никто до конца не просыпается, мы все все время немного спим. Так же можно сказать и про жизнь и смерть. Никто до конца ни жив, ни мертв, все мы немножко живы и немножко мертвы.
Умирать можно как минимум 2-мя способами - от остановки всех процесов (депрессивный вариант - смерть, как остановка) и от перегрузки активностью (маниакальный вариант-смерть, как рассыпание и развеевание частиц жизни).
Можно сгореть в огне или заморозиться внутри ледяной глыбы. Пока физическое тело живо. душа может приближаться то к одному полюсу, то к другому, пока не провалится в какой-то из них вместе со смертью тела. Хотя, при сильных психических болезных может провалиться и при живом теле.
Я для себя понимаю инстинкт смерти, как некое направление внимания к процессам распада и стагнации, как вектор жизни, направлекнный в пространства смерти. Это - опасно, но это и неизбежно, и необходимо для полноценной жизни. Для меня, лучше знать об этом, помнить, в конце-концов, пользоваться возможностями смерти пока живешь, чем бежать от этой реальности. Но спекулировать на этом (так как делаеют сейчас некоторые подростки, организовав некий культ смерти и суицида) - глупо и пошло.
Насчет фрейда и его работы, мне понравился взгляд одной дамы. который она высказала на неком семинаре. Она сказала примерно следующее - возможно, Фрейд уже выжал все шокирующее из темы сексуальности и его скандальность начала затухать. Тогда он обратился к смерти, как к чему-то, что так же шокирует людей, как сексуальность (тогда). Это была еще одна попытка совершить переворот во взглядах. Это была его агония революционера.
По ту сторону - работа действительно непоследовательная и запутанная. Не понятно такое пристрастие к биологическим параллелям и полное игнорирование философского аспекта в вопросе смерти. Я честно пыталась разобраться в этой работе и ... не разобралась.
У меня по поводу смерти свои наблюдения и соображения. Фрейд, как это ни странно, мне ни добавил и ни убавил ничего в этом вопросе.
Молодец Lachesis! Очень верно заметила о двух возможностях умереть. Со своей стороны позволю себе напомнить об архитепических (исторических ?) фигурах представляющих эти варианты, правда с некоторыми вариациями.
Смерть как экстаз.
Огонь изнутри / уход из мiра. - Это нирвана. Смерть тела (необязательная) при жизни души. Исторически - Будда. Мифологически - имхо Люцифер. Один
Смерть как прекращение
Тьма / Замараживание / Пепел (?) / механизация "жизни" Жизнь тела (опять таки необязательная) при смерти души. Мифологически - Ангра Манью (Ариман), Мефистофель, Хель. Исторически - даже неинтересно перечислять...
О смерти можно рассуждать, исследуя ее архетипическую архитектонику на основании только мифов. Все мифологические персонажи номинатив принципа. Важно, на мой взгляд, обозначить смерть как принцип в архетипическом паттерне измерения (смерть – смерить, измерить, определить конец). С точки зрения Вечности смерти нет т.к. не существует в трансцендентальном мире богов ни времени, ни пространства, ни конечной причины, ни конечного следствия) Иначе говоря, Там ничто, не приходит на смену другому. Боги и их лики не умирают – они уходят на отдых, а затем возвращаются, чтобы заявить, что они бессмертны. Вопрос стоит, таким образом, как принцип бессмертия «встроить» в систему координат сознания, которое «запрограммировано» на конечность, измерение и смертность.
Вернемся к Фрейду :) .
Лахезис: "Насчет фрейда и его работы, мне понравился взгляд одной дамы. который она высказала на неком семинаре. Она сказала примерно следующее - возможно, Фрейд уже выжал все шокирующее из темы сексуальности и его скандальность начала затухать. Тогда он обратился к смерти, как к чему-то, что так же шокирует людей, как сексуальность (тогда). Это была еще одна попытка совершить переворот во взглядах. Это была его агония революционера".
Может оно и так было, но я не уверен. Не забывая о том, что все наши размышления о таких людях, как Фрейд или Юнг, это, до некоторой степени, наша мифология, я выскажу свои предположения. Концепция инстинкта смерти, возможно, связана с психологией ее создателя, а именно - с пессимизмом Фрейда, его обостренной способностью чувствовать трагизм человеческой жизни и его собственным сильным страхом смерти, на который указывают исследователи его жизни.Пессимизм Фрейдаусиливало еще и то, что он , наверное, чувствовал, весьма ограниченные возможности человеческого разума и эго е их противостоянии Оно, которое он односторонне демонизировал. Т.е., эта концепция в определенной степени родилась из самых глубоких пластов души Фрейда.
Нобыли и др. причины. Цитирую Фромма:
"Фрейд построил свою прежнюю теорию (до 1920г. он одновременно придерживается двух представлений: об агрессивности как части сексуального влечения (оральный и анальный садизм) и об агрессивности, независимой от сексуального инстинкта, об агрессивности как свойстве инстинктов "Я", которые не приемлют вторжения внешних влияний и препятствий, мешающих удовлетворять сексуальные потребности и потребности в самосохранении, и противятся подобному вторжению)
по легко различимой научной модели: это механистический материализм, бывший идеалом научности для его учителя фон Брюкке и для целого ряда представителей механистического материализма, таких как Гельмгольц, Бюхнер и другие. Они рассматривали человека как машину, движимую химическими процессами; чувства, аффекты и эмоции объяснялись как результат особых физиологических процессов, поддающихся познанию. Большинство открытий, сделанных в последние десятилетия в области гормональных систем и нейрофизиологии, были этим людям неизвестны, тем не менее они отважно и изобретательно отстаивали правильность своего подхода. Потребности и интересы, у которых не обнаруживалось телесных источников, просто игнорировались; те же процессы, которые не отрицались, истолковывались в соответствии с принципами механистического мышления. Физиологическую модель фон Брюкке и Фрейдову модель человека можно было бы воспроизвести сегодня на специально запрограммированном компьютере. В "Оно" возникает определенное количество напряжения, которое на определенном этапе надо высвободить и понизить, в то время как реализация этого процесса контролируется другой частью — "Я", наблюдающим за реальностью и препятствующим высвобождению, если оно противоречит жизненно важным потребностям.
Новая теория ( Танатоса) уже не следует механистической "физиологизирующей" модели. Она концентрируется вокруг биологической ориентации, в которой первичными силами, движущими человеком, признаются основополагающие силы жизни (и противостоящие им силы смерти). Теоретической основой теории мотивации становится природа клетки, а значит, и всей живой субстанции, а не физиологический процесс, протекающий в определенных органах тела. Новая теория была, пожалуй, ближе к виталистской философии, чем к представлениям немецких материалистов-механицистов. Но, как я уже говорил, Фрейд не отдавал себе ясного отчета в этой перемене; поэтому он вновь и вновь пытается применить к новой теории свой физиологизирующий метод и неизбежно терпит провал в своей попытке отыскать квадратуру круга. Однако в одном важном аспекте у обеих теорий есть общая посылка, оставшаяся неизменной аксиомой мышления Фрейда: это представление о том, что руководящим законом психической системы является стремление понизить напряжение (или возбуждение) до постоянного низкого уровня (принцип постоянства, на котором покоится принцип удовольствия) или до нулевого уровня (принцип нирваны, на котором базируется инстинкт смерти)."
Владимир:"Вопрос стоит, таким образом, как принцип бессмертия «встроить» в систему координат сознания, которое «запрограммировано» на конечность, измерение и смертность."
Можем, конечно, начать говорить о несколько разных вещах, но выскажу, что мне приходит в голову. А это из восточной философии. У них есть "понятие" Вечного Настоящего, Вечного Сейчас. Далее, такие категории, как "существование" и "несуществование", являются не различными сторонами одного явления, но самим этим явлением; Время и Не-Время теряют диаметральную противоположность, они уже неразличимы (для мудреца :) ). Чантакракшита: "природа всего сущего - в его мгновенности, состоящей из множества становлений и разрушений"; Васубандху: "Поскольку уничтожение мгновенно и непрерывно, реального движения не существует". Элиаде: "Таким образом, движение, длительность (время), являются таким же прагматическим постулатом, как индивидуальное эго для буддизма; однако время как понятие не соответствует внешней реальности, ибо оно есть "нечто", созданное нами самими".
Время - это порождение Майи, но майя - это, в свою очередб, и проявление божества. Поэтому бытие во времени само по себе не может быть "дурным делом"; дурно лишь верить, будто вне времени ничего не существует.. Следовательно, Время пожирает нас не потому, что мы в нем живем, а потому, что мы верим в его реальность и, следовательно, забываем о Вечности или пренебрегаем ею.
Ох уж эти индусы вечно они все усложняют в своей интровертной неспешности. ;) Дело, на мой взгляд, обстоит таким образом, что если лишить сознание функционирования в системе координат, которая по сути есть «программа» ограничения, измерения, смертности, конечности, то исчезает его основная функциональность как координирующего архетипического паттерна – своеобразного психического «гирокомпаса». В системе «паутины» сознание является пауком, а все остальное вритта, майя.
"если лишить сознание функционирования в системе координат, которая по сути есть «программа» ограничения, измерения, смертности, конечности, то исчезает его основная функциональность как координирующего архетипического паттерна – своеобразного психического «гирокомпаса»."
Если такое возможно и случается, то сознание меняется как-то, появляются ли иные функции? А вообще футбол расстроил, да и спать пора уже наверное
Вотан:
"Я имел ввиду не генерализацию, а рассеяность трагизма и драматизма (я, честно говоря, хочу уйти от фрейдовских формулировок инстинкта смерти) по всему человеческому бытия, т.е. они не локализованы в одной точке/сфере (влечении) и могут проявляться где угодно. А могут и не проявляться, или проявляться в угрожающих масштабах. Но я не склонен везде видеть этот трагизм."
Я согласен с тобой, Вотан. Тревога, драматизм - это больше похоже на процессы связанные со страхом. А страх фактически является неспецифической реакцией на неизвестность. Следовательно, он является лишь одной из модальностей функции чувства, которая в качестве оценочной функции является целиком зависимой от внешних стимулов. Это я к тому, что вряд ли разумно наделять страх, тревожность субстанцией, чего, конечно, нельзя сказать об инстинкте самосохранения и зависимом от него страхе смерти. В то же время, можно рассматривать инстинкт смерти как значимый фактор естественного отбора. Если человек не справился с тяготами жизни, то вероятно является целесообразным его элиминация из популяции. Так инстинкт смерти, приводящий к суициду возможно является эволюционным механизмом, срабатывающим с целью недопущения передачи потомкам "дефектного" генотипа. Однако его значение для индивидуальной жизни не кажется столь существенным.
"Время пожирает нас не потому, что мы в нем живем, а потому, что мы верим в его реальность и, следовательно, забываем о Вечности или пренебрегаем ею."
Если мы примем, что время - это фикция, то Вечность, вероятно, станет фикцией в квадрате. Признав иллюзорность Времени мы оказываемся во Вневременности, что неравнозначно бесконечности времени (Вечности).
Лахезис, кажется начинаю вас понимать. Просто вы трактуете понятие "смерть" намного шире, чем привычно для меня.
Владимир:
"Дело, на мой взгляд, обстоит таким образом, что если лишить сознание функционирования в системе координат, которая по сути есть «программа» ограничения, измерения, смертности, конечности, то исчезает его основная функциональность как координирующего архетипического паттерна"
Точно. Привычка мыслить пространственно-временными категориями очень сильна :)
"Если мы примем, что время - это фикция, то Вечность, вероятно, станет фикцией в квадрате. Признав иллюзорность Времени мы оказываемся во Вневременности, что неравнозначно бесконечности времени (Вечности)."
Восточные мывслители пытались выйти за пределы дихотомий. Тут мы сталкиваемся с тем, что чрезвычайно сложно вербализировать. Они еще многое через метафоры выражали. Сейчас не могу вспомнить ничго яркого, но последователи, напр., дзена, могут в ответ на вопрос - существует или не существует время?, ответить - время едва существует ; они вообще склонны иметь дело с таковостью .
Владимир "В системе «паутины» сознание является пауком, а все остальное вритта, майя."
Паук-сознание, получается, это что-то вроде Атмана ? :)
По последним данным нейрофизиологов в головном мозгу не обнаружено ни одного участка отвечающего за сознание. Из этого сделан вывод, что сознание это некий ВРЕМЕННЫЙ эпифеномен тотальной психической деятельности, наподобие круга, образующегося на водной глади, от брошенного камня.
Можно предположить что «чистый» архетип это готовность, потенция констеллироваться тем или иным образом, способность создавать возмущение в психике. Идентифицировать, распознать, определить архетипическое содержание, архетипический паттерн возникшего возмущения можно (пользуясь аналогией волны), через «форму волны», ее «волновые» характеристики. Понимаю, что аналогия грешит механистичностью, но ведь и комплексы часто представляются нам «шариками».
"По последним данным нейрофизиологов в головном мозгу не обнаружено ни одного участка отвечающего за сознание"
Читал об этом, это очень интересно.
"Из этого сделан вывод, что сознание это некий ВРЕМЕННЫЙ эпифеномен тотальной психической деятельности, наподобие круга, образующегося на водной глади, от брошенного камня."
Что здесь подразумевается под "тотальной психической деятельностью"?
Насчет камня... у меня сразу воображение включается - откуда он берется и не кидает ли его кто-то? :)
Я тут опять уезжаю, вернусь на форум во вторник.